Научная статья на тему 'Повседневность через отражение семейного фотоальбома'

Повседневность через отражение семейного фотоальбома Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
193
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТОВАЯ ФОТОГРАФИЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ / СЕМЕЙНЫИ ПРАЗДНИКИ / СВАДЬБЫ / ФОТОАЛЬБОМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повседневность через отражение семейного фотоальбома»

Позже обряд использования погребальных лицевых покрытий утвердился на территории Прикамья и был воспринят угорским населением. Далее он был перенесен протовенграми в Паннонию и Карпаты (Герман, 2003, с. 146-147).

Казаков Е.П. утверждает, что истоки погребальной обрядности с использованием лицевых покрытий следует искать в Сибири. Он приходит к выводу, что памятники с таким видом обрядности располагаются по дуге Евразии в зонах леса и лесостепи (от Алтая до Паннонии). Ученыйсвязывает маски с уграми, хотя не исключает тюркского и самодийского влияния.

Белавин А.М. и Крыласова Н.Б. относят погребальные лицевые покрытия к важнейшим маркерам угорской этнической погребальной традиции.

Подводя итоги, можно говорить о том, что угорские племена были объединяющим элементом этнической системы Предуралья в раннее средневековье. Именно с присутствием угорского этноса связана общность погребальной обрядности, а также единство материальной и духовной культуры.

Список источников и литературы

1.Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Погребальные лицевые покрытия как угорский маркер // Между прошлым и будущим: исторический опыт национального развития. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященные 20-летию ИИиАУрО РАН. Екатеринбург, 2008

2.Герман Е.Ф. Металлические погребальные лицевые покрытия Волго-Камья эпохи средневековья // Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2003

3.Казаков Е.П. О назначении погребальных лицевых покрытий Танкеевского могильника (Об одном элементе погребального обряда) // Уч. зап. ПГУ. №191. Пермь, 1968

4.Крыласова Н.Б. Маркирующие элементы материальной культуры угров эпохи средневековья // Пермские финны: археологические культуры и этносы. Сыктывкар, 2007

Белова Д.Ю., исторический факультет Научный руководитель: к.с.н., доцент О.В. Лысенко

Повседневность через отражение семейного фотоальбома

Данная работа посвящена бытовой фотографии, и ее месту в повседневности. На сегодняшний день фотография, как элемент изучения повседневности еще не включена в должной мере в число источников. Между тем, она обладает значительным потенциалом для таких исследований. Такой вид визуального источника может «рассказать» о том, как одевались люди, куда ходили, где отдыхали и многое другое. Поэтому через анализ семейных альбомов мы пытаемся проследить изменение повседневности в период с 40-х гг. ХХ века до 2000 гг. XXI века. Преимущество фотографии в том, что на протяжении всего периода существования ее не коснулась цензура, чего нельзя сказать о других источниках.

Изучение повседневности является сейчас одним из приоритетных направлений гуманитарных наук. Большинство отечественных

исследователей подразумевают под «повседневностью» главным образом сферу частной жизни и только некоторые включают в сферу анализа и жизнь трудовую, те модели поведения и отношения, которые возникают на рабочем месте.

Попробуем точно определить собственное понимание категории повседневного. На наш взгляд, она включает:

•Обстоятельства частной, личной домашней жизни, быт в самом широком

смысле; •Праздники; •Путешествия, отдых;

•Эмоциональную сторону событий и явлений, переживание обыденных фактов и бытовых обстоятельств отдельными людьми и группами людей.

Ставшее социологической классикой определение повседневной жизни как «реальности, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира» мало известно историкам. Это определение подчеркивает двойственную природу повседневности: ее реальность организуется вокруг того, что являет собой «здесь» и «сейчас» для каждого конкретного человека, и потому глубоко субъективна. Но одновременно повседневная жизнь представляет собой мир, в котором человек живет и взаимодействует с себе подобными.

Семейный альбом - одна из форм массовой культуры, современный пример своеобразного визуального «фольклора», заключающий в себе ряд образов, фиксирующих жизнь семьи и человека. Но это исследование позволяет с течением времени судить о социальных изменениях. Это своеобразное зеркало эпохи, времени и в то же время - одной отдельно взятой жизни человека или семьи.

В результате сбора информации мы нашли 9 семейных альбомов. Общее количество фотографий составляет - 695 штук, относящихся к разным жанрам. Главными причинами фиксации событий можно назвать: •Презентация самого себя;

•Документирование семейной жизни (от рождения до смерти); •Коммуникативная функция (повод собраться в кругу семьи, друзей и обсудить новые фотографии или посмотреть старые).

Проведенное нами исследование показало, что интерес к фотографии проявляется с 20 годов 20 века и не прекращается до сегодняшнего дня. Но за 30-е годы не встретилось ни одной фотокарточки, что связано напрямую с политическими и социальными причинами (Фото как хокку, 2011, с.134) - давление, жесткий контроль со стороны государства.

Как показал анализ фотоальбомов, почти все фотоматериалы принадлежат к разновидности «Бытовое фото». То есть, это фотографии, выполненные не профессиональным фотографом и не несущие в себе какой-либо художественный смысл. Самый многочисленный жанр 108 фотографий - «Праздники». Это и Новый Год, дни рождения, свадьбы, 1 мая, какие-то

личные даты. К 90-м - 2000-м годам таких изображений становится все больше и больше. О чем может говорить постепенно улучшающийся образ жизни, ослабление «политического давления» и значимость частной жизни. Так же, доступность фотоаппаратов и появление студий фотопечати (например, Кодак).

На фотографиях семейных праздников главным символом выступает стол- символ объединения семьи, здесь важны как сами гости, так и находящиеся на нем блюда. Первая фотография этого вида относится к 40-м гг. содержимое стола скудное - бутылка, пирог, немного посуды, сам стол деревянный, на нем нет скатерти. Вероятно, мы «попали» на семейное торжество в узком кругу, о чем свидетельствует немногочисленность сидящих за столом гостей - 7 человек. Главные «праздничные» атрибуты -гармонь в руках мальчика, у женщин на головах повязаны платки, нарядная одежда. Но, все же стол приходится на центр фотографии, а вокруг него сидят люди, таким образом, он несет на себе функцию объединения семьи. С каждым десятилетием размеры стола увеличиваются, содержимое становится разнообразнее, гостей за ним все больше.

В 70-е гг. начинают появляться фотографии со свадьбы. Столов все больше, на них мы видим обилие еды и питья, гости оживлены - смеются, машут бутылками. Но стол больше не центр, главное кто пришел и чем угощали.

На фотографиях 90-х гг. содержимое стола менее разнообразно, количество гостей уменьшилось, но, как и в 40-е гг., стол в центре фотографии. Так же появляются снимки танцующих людей.

Помимо праздничных фотографий, большое количество фотопортретов.

По общим подсчетам фотокарточек этого жанра - 156.

Первая фотография принадлежит к 20-м годам. Запечатлена семья из трех человек. Поза портретируемых статична. На фоне располагается изображение колонны, цветов, все, что свойственно для студийной фотографии этого периода. Люди на портрете нарядны, их лица не выражают каких-либо эмоций. Они располагаются по отношению друг к другу вполне определенным образом (Гавришина, 2011, с.32-35). В центре на стуле сидит девушка, позади нее стоят женщина и молодой человек. Их положение образует двухуровневую композицию, прикосновения предполагают родственные отношения.

С 40-х годов начинается серия снимков «на память» и сопровождается текстом, стихами на обороте. Это изображения родственников, друзей, сослуживцев, знакомых. Фотографии встречаются как в оформлении открытки, так и в виде обычной фотокарточки. Но период фотографии «на память» прекращается к 90-м годам, когда в обществе происходит уход в частную жизнь, становится дорогой фотопечать и по ряду других причин. Главная функция таких фотографий, безусловно, оставить о себе память, особенно в период войны. Портретируемые более оживлены, улыбаются, на лицах беззаботность. Фотографии выполнены в студии, но уже без

использования атрибутов. Примерно, с 60-х годов увеличивается число фотографий, выполненных в домашних условиях. Конечно, здесь фотографии так же «постановочные», то есть, человек заранее готовился к съемке, надел самую нарядную одежду, «выбирал» позу.

С 80-х годов появляются, как говорил Р. Барт «живые» фотографии (Барт, 1997, с.56), когда портретируемый не знает, что его фотографируют, соответственно, все его жесты, мимика становятся более естественными.

В последние десятилетия с развитием и популяризацией социальных сетей жанр «портрет» особенно актуален, т.к. это превосходная возможность продемонстрировать себя. Поэтому, некоторые особенно «изощряются» и снимают себя во всех ракурсах и с разным выражением лица - кто во что горазд.

Еще один многочисленный жанр - «Трудовые будни» общее количество 179 фотокарточек. Здесь присутствуют фотографии с сенокоса, работы (учительская деятельность, сфера медицины), учебы, то есть из тех сфер жизни, которые занимают все время человека. Во многом, фотографии «постановочные», но человеку важно было запечатлеть род его деятельности, показать ее значимость.

Так же, в альбомах присутствуют фотографии из путешествий -49 штук. Под путешествием нами подразумевается поездка в другую местность, в другую страну. Но чаще фотографии встречаются с российских курортов, санаториев. По исследованиям Лебиной Н. Б. и Чистикова А.Н. период путешествий начинается в 50-е - 60-е гг., о чем и свидетельствуют собранные нами фотографические источники. Это период времени, когда у людей появилась возможность ездить по путевкам на российские курорты (Лебина, Чистяков, 2003, с.229-236). Как правило, фотографии выполнены профессиональным фотографом, о чем свидетельствует «штамп», подпись о месте и инициалы автора. Индивидуальные снимки еще не приняты, т.к. в обществе сохраняются пережитки коллективизма. Поза, одежда позы, курорты похожи, можно сказать, стандартны, когда вся группа путешественников неподвижно стоит полукругом на фоне какой-либо достопримечательности, фотографии такого рода есть в каждом альбоме. Индивидуальные снимки «я на фоне» появляются гораздо позже (примерно в 90-е гг.), о чем может говорить возросший интерес к личности, индивидуальности.

Фотографии альбомов российской повседневности — важный элемент семейной коммуникации, поддержания групповой солидарности. Каждая фотография - это история, у кого-то короткая, у кого-то длинная, но она хранит на себе печать социальных изменений.

Таким образом, фотоальбомы способны хранить не только семейную хронику, но и высвечивать некоторые общественные тенденции, запечатлевая предметы, занятия, учреждения, ритуалы, виды активности, характерные для определенного исторического времени и иногда забытые сегодня.

Список источников и литературы.

1.Барт Р. Camera lucida. - М.: Ad Marginem. 1997. -Стр. 56.

2.Гавришина О. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи «современности». - М.: НЛО. 2011. - Стр. 192.

3. Козлова Н.Н. Сцены из частной жизни периода «застоя»: семейная переписка/ Журнал социологии и социальной антропологии. Том II, выпуск 3. - 1999.

4.Лебина Н.Б., Чистиков АН. ОБЫВАТЕЛИ И РЕФОРМЫ. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. - С.-Петербург - 2003. Стр. 125-138, 229-236, 282-284.

5.Петровская Е. Фото(био)графия: к постановке проблемы/ Автобиографии. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. №1. М.: Логос, 2000. Стр. 302-304.

6.Пушкарева Н.Л. «История повседневности» как направление исторических исследований - http://perspectivy.info

7.Фото как хокку/ [авт. аннот. и предисл. Б. Акунин]. - М.: «Захаров», 2011. Стр. 384, 132.

8.Штомпка П. Визуальная социология: фотография как метод исследования. М. - 2007. Стр. 22, 62-66, 72-73.

Буркова Е.А., исторический факультет Научный руководитель: к.пед. наук Н.Л. Батуева

Изменения законодательства о государственной регистрации

юридических лиц

С момента введения в действие части первой ГК РФ прошло уже более полутора десятилетий. За эти годы значительно изменилисьреалии экономической жизни, но должного отражения в законодательстве не получили. Концепция развития гражданского законодательства определила основные направления модернизации законодательства о юридических лицах. Направления модернизации нашли свое отражение в Проекте закона о введении изменений в ГК РФ. В случае успешного прохождения процедуры принятия данного законопроекта, изменения вступят в силу уже с 01. 09.2012 г.

Целью таких изменений, на мой взгляд, является: повышение эффективности предпринимательской деятельности и ведения бизнеса, а так же интеграция России в мировую экономику в виде оптимизации торгово-хозяйственных связей необходима гармонизации норм российского гражданского законодательства с иностранными правовыми порядками

Остановлюсь на некоторых предполагаемых изменениях подробнее. По действующему ГК РФ в ст. 48 юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица получают гражданские права и гражданские обязанности наряду с физическими лицами. Проект изменения ст. 49 ГК РФ предусматривает, что отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.