Научная статья на тему 'Изучение отдыха советских людей через семейный фотоальбом'

Изучение отдыха советских людей через семейный фотоальбом Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ / ОТДЫХ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ / ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение отдыха советских людей через семейный фотоальбом»

конкретного под общее и абстрактное, а, напротив, в максимально возможной индивидуализации образов императоров, а в создании их цельных образов. В этом смысле, можно утверждать, что применительно к описанию образов императоров Михаил и Пселл относятся к разным историческим традициям: первый к позднеантичной, второй к собственно средневековой. Эпохи и периоды - плод работы историков. Эти конструкции помогают в изучении феноменов прошлого, но они не должны восприниматься буквально. «Как писал Р. Дж. Коллингвуд, всем приходится читать о хороших или дурных периодах в истории, но та или иная оценка больше говорит о том, как историки изучают прошлое, чем о том прошлом, которое они исследуют» (Репина, 2006, с.81).

Список использованной литературы

1.Анисимова Л.В. Культура Византийского государства. Москва. 1989.

2.Каждан А.П. Византийская культура 10-12 в. М., 1968.

3. Летопись византийца Феофана в переводе с греческого В. И. ОБОЛЕНСКОГО и Ф. А. ТЕРНОВСКОГО. М.: 1884 г.

4.Любарский Я.Н. Исторический герой в «Хронографии» М.Пселла // Византийский временник. Т. 33. М., 1982. С. 92—115;

5.Пселл М. Хронография.. Изд. «Наука».: 1978г.

6.Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006.

Белова Д.Ю., исторический факультет Научный руководитель: к.с.н., доцент О.В. Лысенко

Изучение отдыха советских людей через семейный фотоальбом

Человек издавна стремился сохранить свои корни, но в силу разных причин это ему удавалось не всегда. Поэтому, если бы не инновационное изобретение фотоаппарата в XIX веке, то это желание осуществлялось бы в другой форме. Но случилось то, что случилось. Фотоснимки, или как их еще называли в начале ХХ в. «визитки», теперь были в каждом доме, в виде портретов на стене или в альбомных собраниях, которые вскоре завелись во множестве семей, как у обеспеченных, так и людей невысокого достатка (Бажак, 2006, с.33).

В ХХ веке семейный альбом превратился в современный пример своеобразного визуального «фольклора», заключающий в себе ряд образов, фиксирующих жизнь семьи и человека. На сегодняшний день исследователь может с помощью этого источника получить новые данные по истории культуры повседневности, а с другой - выявить способы конструирования жизни.

В нашем распоряжении оказалось 10 фотоальбомов, в них представлены фотографии периода с 30-х гг. до 90-х гг. ХХ в. Как показал анализ этих снимков, почти все они принадлежат к разновидности «Бытовое фото», жанру «Отдых». Это снимки, выполненные не профессиональными фотографами и не несут в себе какой-либо высокий художественный смысл. Все фотографии мы классифицировали на:

- праздники (сюда мы включили Новый Год, дни рождения, свадьбы, 1 мая, какие-то личные даты);

- пикники (отдых на природе, часто сопровождающийся употреблением пищи и развлечениями);

- путешествия (поездка в другой город, страну);

- не организованный досуг (люди, чаще всего запечатлены за каким-либо обыденным занятием - чтением книги, приемом пищи, прослушиванием музыки и т.п.).

Проанализировав семейные фотоальбомы мы пришли к нескольким выводам. В первую очередь, в повседневной культуре постепенно сменяются ценности. Мы это видим на примере праздничного стола.

Стол - символ объединения семьи, здесь важны как сами гости (их внешний облик, позы), так и находящиеся на нем блюда. Первая фотография относится к 40-м годам ХХ в. Содержимое стола, довольно, скудное, взгляды направлены в камеру, позы статичны. Главные «праздничные» атрибуты: гармонь в руках мальчика, у женщин на головах повязаны платки, одежда нарядная. С каждым десятилетием размеры стола на фотографиях увеличиваются, содержимое становится разнообразнее, гостей все больше.

Застолье, судя по фотографиям, достигает апофеоза, особенно -свадебное, в 70-80-е гг. В этот период фотографы начинают снимать не только портрет молодой семьи, но и саму свадьбу с регистрацией, застольем и танцами. Столов все больше, на них мы видим обилие еды и питья, гости оживлены - смеются, взгляд уже не направлен напряженно в объектив. Что касается содержимого стола, то, можно отметить, что на 70- е годы пришелся «пик изобилия». А родители жениха и невесты, люди, пережившие голодные военные годы, не скупились на угощения, заготавливая все самое лучшее. В монографии Ирины Глущенко «Общепит. Микоян и советская кухня» можно найти подробное описание яств домашнего стола. Здесь и салаты, и самодельная выпечка, традиционное горячее, торты, хлеб, сыр и колбаса, алкоголь. Позы становятся более свободны, люди больше не чувствуют страха и давления «сверху». Важно отметить, что встречаются фотографии, где гости запечатлены на фоне стенки с аккуратно расставленной в ней посудой из хрусталя, на столе, помимо угощений, стоят цветы. Это свидетельство победившего общества потребления «по-советски». Еще одной причиной возрастания снимков с сюжетами домашних застолий можно выделить - наличие собственной квартиры. Все говорит нам о новом благоприятном витке жизни советских граждан, об усилении ценности семьи, частного

Следующее, что бы мы хотели отметить, это произошедшая эволюция фотографий из путешествий. Как правило, снимки выполнены профессиональным фотографом, на что указывает соответствующий «штамп», подпись о месте и инициалы автора. Отличается от современных, одежда туристов, мы не наблюдаем здесь сумок, рюкзаков, все одеты аккуратно и нарядно (например, белые носочки на ногах девушек).

Сама ситуация съемки делает каждого запечатленного человека членом того или иного коллектива, а «отрываться» от него было не принято. Но уже к 80-м гг. на смену коллективным снимкам приходят индивидуальные. Меняются одежда, поза и фон, но, качество фотографий снижается, т.к. распространяется любительская съемка. Все эти снимки являются неким доказательством, что «я там был», «я это видел» и они, безусловно, помимо изображения, несут массу эмоциональных переживаний. Поэтому, такие снимки еще служили поводом для встречи с родственниками, друзьями, рассказы подкреплялись демонстрацией изображений. Подобные фотографии воспринимаются как страховка «взгляда». Технические средства помогают туристу убедить себя и других в том, что он действительно присутствовал там-то и тогда-то. Исследователь домашней фотографии Сергей Лишаев по этому поводу отмечал, что «фотография, полученная туристом, это фотография двойного назначения: она призвана удерживать образ достопримечательности (ландшафта), служить памяткой о путешествии (сохраняя «яркие впечатления») и указывать на то, что путешествие действительно состоялось» (Лишаев, 2012, с.61).

Еще один немаловажный пункт нашего исследования, появление снимков с пикников. Стоит отметить, что природа для советского человека не носила те романтические черты, которые мы ей приписываем. Все потому, что это были горожане в первом поколении, выходцы из деревень и сел. Для них природа носила утилитарную функцию, это место, где можно собрать ягоды, грибы, накормить домашний скот. Поэтому, мы можем предположить, что на фотографии 50-х гг. запечатленные девушки городские жительницы. Сюжет этого снимка напоминает студийную. В качестве фона -природа, в данном случае, не нарисована, а настоящая, в руках девушек гитара и букет цветов, нарядная одежда, правильная осанка. Все говорит нам о важности и некоторой исключительности данной фотографии.

По прошествии лет отношение к природе меняется, завершается урбанизация. Все это отражается на снимках - люди все чаще стремятся провести время подальше от города. Нарядные платья сменяются спортивными костюмами, позы расслаблены, фотографии выполнены любителями.

Помимо прочих, в домашних архивах появляются «живые» снимки, которые мы отнесли к виду «Не организованный досуг». Впервые о «живых» фотографиях заговорил Ролан Барт в своей работе «Камера Люцида» (Барт, 1997, с.56). Отличительная черта таких снимков в неожиданности, портретируемый не знает, что его фотографируют, соответственно, жесты, мимика и поза более естественные. С 60-х гг. появляются такого рода фотокарточки, на которых изображенный человек читает, загорает, слушает музыку. Наличие таких снимков в альбомах говорит нам о том, что у обывателя возрастает интерес к частной жизни, спадает политическое давление, становится более экономичной фотосъемка.

Таким образом, анализ фотографий из советских альбомов, 30-90-х гг., показывает, что повседневная культура человека постепенно

трансформируется из коллективистско- традиционной в индивидуально-современную, городскую. На примере праздничного стола мы видим, как сменяются ценности, так если в 40-50-е содержимое не отличалось особой роскошью, то на 70-е гг. приходится «пик изобилия».

Следующее, что бы мы хотели отметить, это произошедшая эволюция фотографий сделанных в путешествиях. На начальном этапе своего развития такой вид источника ярко отражал социальные приоритеты, но на протяжении этих десятилетий, они претерпели существенные изменения. Если в 50-е гг. подобные снимки придавали начинающему туристу определенный статус, прежде всего, говорившие о его служебных успехах, то к 80-м статус из коллективистского превратился в индивидуальный. Туристическая фотография становится частью семейного архива и семейной памяти. Как сказала нам одна из наших респондентов, когда у нее, в путешествии заграницу, украли фотоаппарат со снимками, то «как будто меня там и не было». Таким образом, мы видим значимость фотографий в жизни каждого из нас.

Список источников и литературы

1.Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 33.

2.Барт Р. Camera lucida. - М.: Ad Marginem. 1997. -Стр. 56.

3.Глущенко И.В. Общепит. Микоян и советская кухня / Гос. ун-т - ВШЭ. - М.: Изд.дом Гос. ун-та - ВШЭ, 2010. - с. 58, 69, 192.

4.Лишаев С.А. Помнить фотографией. - СПб.: Алетейя, 2012. С. 61.

5.Людке А. Исторические фотографии. Интерпретация изображений. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://urokiistorii.ru/leaming/method/2010/25/kak-rabotat-s-foto

6.Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления и пространства. - М. Новое литературное обозрение, 2011. - 171 с.

7.Фото как хокку/ [авт. аннот. и предисл. Б. Акунин]. - М.: «Захаров», 2011. С. 384, 132.

Будин А.Ю., отделение культурологии ПГГПУ. Научный руководитель: Игнатьева О.В., к.и.н., доцент.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках «Искусства» (музыкальный компонент)

Начало 21 века ознаменовалось глобальными изменениями как в области способов и передачи информации, так и ее представления. Компьютерные технологии все глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности, и люди уже не могут представить себе как можно выполнять те или иные функции, не используя современные технические средства.

В системе общего образования существуют электронные базы ЦОР (центральный образовательный ресурс), различные информационно -познавательные сайты с мультимедийными материалами, где каждый преподаватель может без труда найти все, что ему нужно для проведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.