Научная статья на тему 'Использование мультимедийных средств обучения на уроках "искусства" (музыкальный компонент)'

Использование мультимедийных средств обучения на уроках "искусства" (музыкальный компонент) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ "ИСКУССТВО" / ЭЛЕКТРОННЫЕ БАЗЫ ЦОР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных средств обучения на уроках "искусства" (музыкальный компонент)»

трансформируется из коллективистско- традиционной в индивидуально-современную, городскую. На примере праздничного стола мы видим, как сменяются ценности, так если в 40-50-е содержимое не отличалось особой роскошью, то на 70-е гг. приходится «пик изобилия».

Следующее, что бы мы хотели отметить, это произошедшая эволюция фотографий сделанных в путешествиях. На начальном этапе своего развития такой вид источника ярко отражал социальные приоритеты, но на протяжении этих десятилетий, они претерпели существенные изменения. Если в 50-е гг. подобные снимки придавали начинающему туристу определенный статус, прежде всего, говорившие о его служебных успехах, то к 80-м статус из коллективистского превратился в индивидуальный. Туристическая фотография становится частью семейного архива и семейной памяти. Как сказала нам одна из наших респондентов, когда у нее, в путешествии заграницу, украли фотоаппарат со снимками, то «как будто меня там и не было». Таким образом, мы видим значимость фотографий в жизни каждого из нас.

Список источников и литературы

1.Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 33.

2.Барт Р. Camera lucida. - М.: Ad Marginem. 1997. -Стр. 56.

3.Глущенко И.В. Общепит. Микоян и советская кухня / Гос. ун-т - ВШЭ. - М.: Изд.дом Гос. ун-та - ВШЭ, 2010. - с. 58, 69, 192.

4.Лишаев С.А. Помнить фотографией. - СПб.: Алетейя, 2012. С. 61.

5.Людке А. Исторические фотографии. Интерпретация изображений. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://urokiistorii.ru/leaming/method/2010/25/kak-rabotat-s-foto

6.Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления и пространства. - М. Новое литературное обозрение, 2011. - 171 с.

7.Фото как хокку/ [авт. аннот. и предисл. Б. Акунин]. - М.: «Захаров», 2011. С. 384, 132.

Будин А.Ю., отделение культурологии ПГГПУ. Научный руководитель: Игнатьева О.В., к.и.н., доцент.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках «Искусства» (музыкальный компонент)

Начало 21 века ознаменовалось глобальными изменениями как в области способов и передачи информации, так и ее представления. Компьютерные технологии все глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности, и люди уже не могут представить себе как можно выполнять те или иные функции, не используя современные технические средства.

В системе общего образования существуют электронные базы ЦОР (центральный образовательный ресурс), различные информационно -познавательные сайты с мультимедийными материалами, где каждый преподаватель может без труда найти все, что ему нужно для проведения

любого урока по программе, однако все это, пока еще не позволяет системе образования вписаться в «новые стандарты жизни».

Мы обратимся к материалам по предмету «Искусство» (музыкальный компонент), представленным в различных электронных (интернет) ресурсах. Так, программа предмета «Искусство» для 8-9 классов Г.П. Савицкой, являющаяся базовой по реализации данной предметной области в общеобразовательной школе предлагает перечень мультимедиа материалов «MULTIMEDIA - поддержка предмета» [Савицкая, 2011, с.9].

В результате подробного изучения предлагаемых материалов мы увидели, отсутствие вариантов преподнесения чисто музыкального компонента, нет системы - музыкальное произведение и его история создания, сюжет, строение, развитие и др., т.е. полноценного мультимедийного материала, позволяющего донести до учащегося суть музыкального произведения, музыки как вида искусства. Почти во всех ресурсах, чаще всего музыкальный компонент представлен косвенно, как дополнение к иллюстрациям, информационным строкам, либо просто как аудио или видео файл. Кроме того, не всегда предложенный материал соответствует замыслу урока, его идее, да и часто качество предлагаемых рессурсов оставляет желать лучшего, причем не только с точки зрения эстетического восприятия, но и содержательно.

Таким образом, получается что музыкальный компонент, музыка в курсе «Искусство», согласно программе, преподносится учащимся, скорее всего, лишь в виде аудио записи, что мало эффективно для образовательного процесса и не очень интересно для учащихся- «людей века компьютерных технологий».

Данная ситуация усугубляется тем, что содержательный процент музыкального компонента в программе курса «Искусство» очень мал. Музыкальный «материал в программе представлен очень разноплановый от фольклора до авангарда, причем и первый и последний чаще всего представлены вместе в контексте одной-двух тем. Это обстоятельство позволяет судить о том, что ученики не смогут из такого огромного потока музыкального материала вычленить что-то особенное, в наибольшей степени касающееся общей предложенной темы занятия, из-за своей некомпетентности. В таких условиях вряд ли стоит надеяться на формирование целостной картины музыкального искусства, на развитие способности осознанно и грамотно сравнивать музыку с другими видами искусства (как предполагается в программе курса «Искусство»). В результате у старшеклассников может сложится не совсем верное представление о музыке, да и об искусстве вообще» (Будин, 2012, с. 253).

Решить возникшую проблему можно -грамотно используя в процессе обучения любые современные компьютерные, мультимедийные рессурсы, представляющие из себя какую либо систему с конкретными целями и задачами, направленными на изучение музыки в курсе «Искусство». Согласно данным Центра прикладных исследований Wharton School Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и

30% увиденного, но более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь в обучении гораздо большего эффекта (Мугалимова).

Нами была произведена работа по подбору, разработке и систематизации электронных (мультимедийных) материалов для уроков «Искусства» (музыкальный компонент), которые на сегодняшний день представляют собой комплекс средств обучения. Рассмотрим некоторые из них:

I. Синтезированный зрительный ряд (презентация):

1. Повествовательного характера, направленный на изучение:

- биографических сведений о композиторе

- истории создания, содержания и строения музыкального произведения

2. Вопросительного характера, направленный на проверку знаний:

- тестовые задания

- викторины

- вопросы и т.п.

II. Видео-материалы:

1. Кинофильмы:

- о композиторах (художественно-биографические фильмы)

- о музыкальных произведениях:

а) сценические действия (фильм-опера, записи театральных постановок)

б) визуализация музыкального материала (фильмы, иллюстрирующие содержание программных (иногда непрограммных) музыкальных произведений

2. Учебно-познавательные телепередачи:

- о композиторах, деятелях искусства (культуры)

- о музыкальных инструментах

- об истории создания музыкальных произведений и др.

3. Мультипликационные фильмы:

- по мотивам классических музыкальных произведений

- визуализация музыкального материала

Таким образом, все представленные выше средства мультимедийного обучения предполагают возможность активизации процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, доносят суть каждого музыкального произведения, раскрывают замысел композиторов, что ведет за собой и повышение эффективности образовательного процесса в целом. Кроме того, применение мультимедийных средств позволяет учащимся саморазвиваться и заниматься самообразованием во время подготовки к урокам, выполнять самостоятельно электронные задания, создавать мультимедийные проекты, посещать сайты классической музыки, действовать, опираясь на опыт, полученный на уроках «Искусства».

Список источников и литературы

1. Будин А.Ю. Музыкальный компонент в преподавании курса «Искусство» в российской общеобразовательной школе // Проблемы современной музыки. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции / под ред. Н.В.Морозовой - Пермь, ПГГПУ, 2012. - с.251-257

2. Мугалимова Л. А. Использование интерактивных средств обучения. [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://muglian.narod.ru/interak.html

3. Савицкая Г.П. Программа курса «Искусство» [Электронный ресурс] - Режим доступа к курсу - http://metodsovet.su/load/muz_izo/tem_planir/rabochaja_programma_quot_iskusstvo _dlj a_8_9_klassa_quot/186-1 -0-2050- 16с.

Бушмакина Ю.В., исторический факультет Научный руководитель: к. и. н., доцент П.А. Корчагин

Историография проблемы северной границы строгановской вотчины

Формирование Пермской вотчины Строгановых началось в 1558 г., когда Григорию Строганову была выдана первая жалованная грамота на уральские земли. Подлинник этого документа не сохранился, но известно несколько изданий, наиболее достоверными из которых являются публикации списка грамоты 1564 г. (о дозволении постройки Орла-городка) в «Дополнениях к актам историческим...» и 1937 г. в «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера.

Границы пожалованных территорий были обозначены условно - земли передавались целыми речными бассейнами, т.к. правительство в XVI в. не располагало точными географическими сведениями о восточных окраинах страны. Согласно тексту, повторенному в грамоте 1564 г. Строгановым жаловались земли «ниже Великие Перми за восемьдесят за восемь верст, по Каме реке, по правую сторону Камы реки с усть Лысьвы речки, а по левую деи сторону реки Камы против Пызноские курьи, по обе стороны по Каме до Чюсовые реки места пустые, лесы черные, речки и озера дикие, острова и наводоки пустые, а всего деи того пустого места 146 верст» (Жалованная грамота Григорью Строганову.. ,,1846,с.168).

Если северная граница вотчины Строгановых по правому берегу обозначена достаточно четко - устье р. Лысьва, то граница по левому берегу р. Камы в грамоте 1558 г. привязана к объекту, относительно которого в исторической литературе не сложилось однозначного мнения: «против Пызноские курьи» (Жалованная грамота Григорью Строганову.. ,,1846,с.168). Предварительно отметим, что «Словарь.» В.И. Даля под курьей понимает либо длинный и мелкий речной залив или заводь, либо старое русло реки (Толковый словарь.. ,,1905,с.579).

В работах дореволюционных исследователей сложились четыре основные точки зрения на проблему северной границы вотчины Строгановых по камскому левобережью. Основанием первой из них явилась публикация актов, связанных с землевладением Строгановых на Урале Г.Ф. Миллером в 1750 г. в «Описании Сибирского царства», где указано, что Строгановым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.