190
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ
УДК 130.2
ПОВСЕДНЕВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОММУНАЛКИ: СТРАТЕГИИ И
ПРАКТИКИ ПРОЖИВАНИЯ
О.В. Вербина
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: oksverb@rambler.ru
В данной статье рассматривается повседневное пространство коммунальной квартиры как особый социокультурный феномен, имеющий множество исследовательских аспектов. Анализируя положительные и отрицательные стороны коммунального бытия, выявляя стратегии и техники проживания в коммунальной квартире, автор приходит к выводу о том, что коммунальная квартира со своими особыми условиями проживаниями является воплощением жилищной стратегии власти, тем фактором, влияние которого на социокультурную ситуацию в стране, ощутимо до сих пор.
Ключевые слова: коммунальная квартира, феномен коммуналки, пространство повседневности, практики проживания.
В период экономических, политических и социально-культурных трансформаций в России начала XX века проблема жилья обозначилась особенно остро. Усиливающиеся процессы урбанизации, а также политика русского, а затем и советского правительства была нацелена на организацию массового жилищного строительства, результатом чего оказалось ухудшение жилищных условий, скученность и уплотнение городского населения. Появившиеся в этот период времени коммунальные квартиры явили собой новый социальный институт советского общества, отложивший отпечаток не только на материальные составляющие повседневности, но и на стереотипы поведения и систему ценностей людей.
Термин «коммуналка», «коммунальная квартира» трактуется в Толковом словаре русского языка как: 1) коммуна; 2) особый тип жилья, относящийся к городскому хозяйству.1 Многие авторы, рассматривающие феномен коммунальной квартиры, давали ей собственные определения и трактовки. В этом смысле представляется интересной точка зрения профессора Принстонского университета С. Коткина, который обозначал
1
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. М. : Советская энциклопедия, 1972.
С.40.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
191
коммунальную модель как «мир, вывернутый наизнанку».2 Его определение делает акцент на нестандартное, не имеющее эквивалентов повседневное пространство советской эпохи и общества. На схожие моменты организации быта указывает и определение Л. Гудкова: «коммуналка - сводный брат барака». 3
Исследуя в данной работе феномен коммунальной квартиры, мы постарались осветить все стороны этого многогранного явления советского общества. Коммунальная квартира стала не только воплощением жилищной стратегии власти, но и зеркалом, которое отражало все политические и социокультурные изменения, происходящие в стране.
Историческим аспектом рассмотрения феномена коммунальной квартиры является ее отношение к событийности, непосредственная связь коммунальной среды с происходящими в стране действиями, историческими фактами, событиями.
Исследователь Е. Герасимова, занимающаяся изучением коммунальных квартир, в частности, ленинградских, приводила в своих трудах современное юридическое определение: «Коммунальная квартира - это квартира, расположенная в доме государственного или муниципального жилищного фонда, в которой проживает несколько нанимателей»4. Спецификой коммуналки является полная принадлежность квартиры государству или городу, то есть государственная собственность на жилье, а также проживание в одной квартире нескольких съемщиков, практически всегда не связанных друг с другом кровно-родственными отношениями.
В 1918-19 годах появились дома-коммуны, сразу превратившиеся в идеальный вариант расселения людей. Основными целями коммун были: растворение личной жизни в общественной, освобождение женщины от домашних хлопот, отмирание семьи и переустройство быта.5 Дома-коммуны не получили широкого распространения в стране из-за противоречия естественным потребностям человека в уединении, а также в связи с неудовлетворительной пищей в общественных столовых. Реальный образ жизни советских людей нашел свое воплощение в коммунальной квартире.
Коммунальная квартира как феномен советского пространства обозначалась определенными условиями проживания. Жилплощадь в коммуналке характеризовалась высокой плотностью заселения. В отличие от квартир и жилых домов коммунальные квартиры населяли несколько семей или одиноких граждан, размер жилья у которых был строго ограничен. В планах правительства коммуналки значились как временное пристанище людей, которое впоследствии должно быть расформировано в отдельные квартиры. Ни семейный или социальный статус, ни конфигурация квартиры не являлись решающими факторами в распределении жилплощади. Каждому человеку в соответствии с биологическими потребностями полагалось определенное количество квадратных метров, стандартом считались 8-10 кв.м.6
Коммунальная среда определялась формами и мотивами поведения населяющих ее жильцов. Психологический аспект оказывается немаловажным при подробном рассмотрении внутренней атмосферы жизни коммунальных квартир.
2 Коткин С. Жилище и субъективный характер его распределения в сталинскую эпоху / С. Коткин // Жилище в России: век XX [Текст] : архитектура и социальная история: [сб.: пер.] / сост. и ред.: Уильям Брумфилд и Блэр Рубл. М. : Три квадрата, 2001. - С.110.
3 Гудков Л. Коммунальная дыра / Л. Гудков // Знание-сила. - 2001. - № 11. - С. 59-63
4 Герасимова Е. Советская коммунальная квартира / Е. Герасимова // Социологический журнал. 1998. № № 1-2. С. 22-43
5 Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX век: учебное пособие / Ю.С. Рябцев. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. С. 190.
6 Кузнецова Т. К вопросу о путях решения жилищной проблемы в СССР (Революционный жилищный передел в Москве 1918-1921 гг.) // История СССР. 1963. № 5. С. 140-147.
192
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
Еще раз обозначим, что коммуналки населяли люди самых разных социальных статусов, семейных положений, возрастов и т.д. Несомненно, что психологический климат в подобных квартирах оказывался весьма неустойчивым. Многие исследователи (Е. Герасимова, И.В. Утехин, Л.А. Якушева) указывали на гипертрофированность как положительных, так и отрицательных житейских моментов: добродушие, симпатия, неприязнь и раздражение всегда откровенно демонстрировались. Как отмечает В. Семенова, «в результате постоянной диффузии бывших сословных культур на маленьком, ограниченном жизненном пространстве одной коммунальной квартиры происходило становление человека новой формации»7. Таким образом, в 30-50-е годы коммунальная квартира соединяла в себе и перемешивала социальные слои населения, выравнивая их социальные заслуги перед государством.
Жителя коммуналки, практически лишенного приватного пространства, можно отнести к психологическому и культурно-историческому типу людей, которые постоянно находятся в измененном состоянии сознания. Коммуналка, с позиции вологодской исследовательницы Л.А. Якушевой, ассоциируется с базаром, общественной баней, вокзалом, «становится синонимом массового безразличия, отчуждения при видимости некой общности, а также беспардонного вмешательства в частную жизнь»8.
Образы психологического дискомфорта жителей коммунальных квартир с ее конфликтами, перегородками, правилами внутреннего распорядка, местами общего пользования и т.п., часто затрагивали в своих произведениях писатели того времени. В коммунальном пространстве под влиянием сложившегося образа жизни меняются приоритеты, теряются старые и приобретаются новые ценности, варьируются этические нормы поведения, таким образом, составляется аксиологический аспект рассмотрения феномена коммунальной квартиры.
Повседневность коммунальной квартиры, запечатленная в литературном тексте советских писателей, позволяет разглядеть проекцию важнейших исторических событий жизни страны на бытовое измерение конкретного человека. Многие писатели поведение людей в коммунальном быту описывали с негативной точки зрения, ими изображались проявления самых низменных свойств человеческой натуры.
Для многих обитателей коммуналки, как персонажей литературных произведений, так и героев реальных событий, мораль становится обременительной и необязательной. Присутствие моральных устоев намного усложнило бы их жизнь, показав многое в постыдном ракурсе, который унижает человеческое достоинство.
Л. Гудков оценивал жилищную политику советской власти с негативной точки зрения: он считал, что нищими, зависимыми людьми легче управлять, чем владельцами отдельных квартир. Пропаганда отказа от материальных ценностей в приватном пространстве дома ради высоких целей символизировалась рождением мифологии компенсации. Гудков проводит параллели психологически неустойчивой картины коммуналки с поведением животных: «при чрезмерной скученности агрессия, забивание друг друга до смерти начинаются даже у неагрессивных животных (у кроликов, голубей, попугайчиков и проч.)».9 Подобную концепцию разрабатывал еще социолог и психолог Э. Фромм, наблюдавший за усилением агрессивности приматов в неволе. В отличие от Гудкова, Фромм считает перенаселение и скученность не причиной всех бед, а всего лишь
7 Семенова В. Равенство в нищете: символическое значение «коммуналок» / В. Семенова // Судьбы людей: Россия XX век: Биогр. семей как объект социол. исслед. М., 1996. С.376.
8 Якушева Л.А. Московская коммуналка как художественный образ. // Материалы конференции «Столицы и столичность в истории русской культуры». М., 2005. С. 39.
9 Гудков Л. Коммунальная дыра / Л. Гудков // Знание-сила. 2001. № 11. С. 59-63
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
193
штампом, уводящим исследователей в сторону от выяснения истинной причины, вычленения факторов, которые ответственны за рост агрессивности.10 11 12
Еще один известный социолог Э. Дюркгейм дал характеристику последствиям мощных процессов урбанизации, которые также применимы к исследованию феномена коммуналки. Разрушение традиционных социальных связей, исчезновение подлинной социальной жизни он обозначил термином «аномия». Дюркгейм утверждал, что люди, живущие в современной политической системе, представляют собой «дезорганизованную пыль из разрозненных индивидов».11
Таким образом, вырисовывается картина проживающих в коммунальной квартире агрессивных, ничем не выделяющихся людей, которые стали жертвами урбанизации и политики властей. Чтобы разрушить созданное негативное представление об обитателях коммуналки, можно обратиться к воспоминаниям художника-шестидесятника М. Шварцмана, у которого проскальзывала ностальгия по прожитым в коммунальной
квартире годам. «В коммуналке я осознавал, что из какой-то двери ко мне кто-то выйдет,
12
утрет слезы, озарит... Мне сегодня не хватает соединенности с другими существами».
Несмотря на взаимопомощь и дружелюбие, людям свойственно избегать фамильярности в коммунальных отношениях, остерегаться полной открытости своей приватной жизни. И. Шмерлина установила четкую грань между соседями и друзьями, которые не могут одновременно исполнять эти две социальные роли из-за стремления каждого человека к закрытости частной жизни и обеспечению персональной независимости. В своих социологических исследованиях Шмерлина выводит зависимость специфики соседского образа жизни от масштаба населенного пункта и от типа жилища исследуемых людей. По данным опроса, «наиболее гармоничные соседские
взаимоотношения характерны для жителей частных домов, а наибольший дискомфорт от соседского окружения испытывают люди, живущие в небольших многоквартирных домах».13
Культурологический аспект рассмотрения феномена коммуналки указывает на то, что она является квинтэссенцией советской повседневности, социальной реальностью того периода времени. Коммунальная квартира является малой вселенной, в которой уместилась вся социокультурная и политическая проекция советского периода. Влияние коммунальной квартиры на культурную ситуацию в стране ощутимо до сих пор.
Исследователи советского жилья трактуют жилище как инструмент воспитания человека. В частности, В. Семенова, соглашаясь с ними, пишет о том, что жилище «формирует и корректирует стиль жизни человека».14 Примером тому могут служить и художественные произведения. Образ коммуналки переживает в литературе свой путь во многих произведениях различных авторов того времени - М. Зощенко, А. Арбузов, Л. Петрушевская. Изображения коммуналки описаны и в сатирическом характере, и в восторженном принятии, и трагическом ракурсе. В знаменитом романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова квартирный кризис выходит далеко за рамки пародии и приобретает метафизическую значимость. В творчестве Булгакова нашло свое отражение противостояние Дома и псевдодома (лагерь, больница, коммуналки). Ю. Лотман писал,
10 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. с англ. Э. Телятникова, Т.В. Панфилова; худ. обл. М.В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1999. С.56.
11 Фромм Э. Там же. С.63.
12 Пацюков В. Ностальгия по коммуналке: интервью с Михаилом Шварцманом / В. Пацюков // Декоративное искусство. 1991. №7. С.36.
13 Шмерлина И. Социальная экология Соседства // Социальная реальность / И. Шмерлина. 2006. №9.
С.15.
14 Семенова В. Равенство в нищете: символическое значение «коммуналок» / В. Семенова // Судьбы людей: Россия XX век: Биогр. семей как объект социол. исслед. М., 1996. С. 373-388.
194
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
что коммунальная квартира Булгакова - это хаос в маскарадном убранстве дома, делающий настоящий дом невозможным. Дом и коммунальная квартира являются антиподами.15 Знаменитая фраза Воланда «обыкновенные люди.., в общем напоминают прежних..., квартирный вопрос только испортил их» стала эпиграфом ко многим статьям и исследовательским работам, посвященным коммунальным квартирам.
Коммунальная квартира, по природе своей, включает в себя два аспекта, связанных с проживанием в ней людей - обитатели вынуждены публично взаимодействовать друг с другом в быту, и обладают своей территорией, в которой протекает их частная жизнь. Человек постоянно включен в коммуникацию, ощущает на себе пересечение приватного и публичного пространства.
Анализируя менталитет советского человека, О. Хархордин показал, что повседневность и личная жизнь индивида в официальном дискурсе рассматривалось не как его личное, а общественное дело.16 Коллектив коммунальной квартиры осуществлял коллективный контроль за моралью, - выполнял функции предупреждения, наказания нарушений этических норм.
Публичным пространством коммуналки являются места общего пользования. И. Утехин делит его на специализированное (туалеты, ванная комната, кладовки) и неспециализированное (прихожая, коридор, лестничная площадка и большая кладовая комната) пространства.17 Территория кухни и уборной превращалась в сакральное пространство, по словам В. Кривулина «святую святых коммуналки, алтарную часть любой ленинградской квартиры, агору и форум, место встреч и политико-экономических дискуссий».18 19
Совмещенность публичного и приватного пространств В. Кривулин называет двоемирием обыкновенной коммунальной квартиры, сочетающим в себе крики на кухне и тихий шепот в комнатах.
Отмечая публичность повседневного проживания, характерного для коммунальной квартиры, Л.А. Якушева проводит параллели русских уединенных мест, сохраняющих индивидуальность. В один ряд исследователь ставит различные архетипические пространственные образы: усадьба - дом - коммуналка - каморка - ящик - гроб. Эти
19
места, по ее мнению, определяют духовную сущность человека.
Изменение функциональности коммунальных квартир зависело от направления политики власти. Коммуналки не вписывались в идею «социалистического города», их существование опровергало все заявления об улучшении материального и культурного уровня трудящегося населения. Лишь к 60-м годам отмечается поворот к массовому жилищному строительству, который был призван укреплять материально-технический быт коммунизма. Предназначение квартиры как места общественного проживания, общежития, отходит в прошлое, она обретает свое первоначальное значение - жилище для семьи, семейное гнездо. Жилищная политика власти нацеливается на предоставление каждой семье собственную квартиру, каждому члену семьи - отдельную комнату.
15 Лотман Ю. Заметки о художественном пространстве. Дом в «Мастере и Маргарите» // Лотман Ю. Избранные статьи. В 3 тт. Т.1. Таллинн. Александра. 1992. С.461
16 Хархордин О.В. Обличать и лицемерить: Генеалогия российской личности / О.В. Хархордин. М. ; СПб. : Европейский ун-т в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002. С.127.
17 Утехин И.В. Очерки коммунального быта / И.В. Утехин. М. : Объединенное Гуманитарное Издательство, 2004. С. 27.
18 Кривулин В. Ленинградский дом как почка бездомности [Электронный ресурс] / В. Кривулин // На дне. №4 (37). СПб., 1998. Электрон. текст. дан. URL: http://litpromzona.narod.ru/reflections/krivulin3.html. -Загл. с экрана.
19 Якушева Л.А. Московская коммуналка как художественный образ / Л.А. Якушева // «Столицы и столичность в истории русской культуры»: материалы конф. М., 2006. С. 45.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
195
А.И. Черных отмечала, что жилищный передел оказал решающее влияние на приватную жизнь советского гражданина. Государство, которое стало монопольным
собственником жилья, превращается, по его словам, в «один из главных рычагов
20
социального контроля, гнетущие последствия которого ощущаются до сих пор».
Таким образом, повседневность коммунальной квартиры позволяет увидеть проекцию важнейших исторических событий на быт советского человека. Являясь квинтэссенцией советской повседневности, коммуналка как в зеркале отражает социальную реальность того периода времени. Она представляет собой малую вселенную, концентрирующую в себе все политические и социокультурные события большой вселенной - советского общества.
Список литературы
1. Герасимова Е. Советская коммунальная квартира / Е. Герасимова // Социологический журнал. -1998. - № № 1-2. - С. 22-43
2. Гудков Л. Коммунальная дыра / Л. Гудков // Знание-сила. - 2001. - № 11. - С. 59-63
3. Коткин С. Жилище и субъективный характер его распределения в сталинскую эпоху / С. Коткин // Жилище в России: век XX [Текст] : архитектура и социальная история: [сб.: пер.] / сост. и ред.: Уильям Брумфилд и Блэр Рубл. - М. : Три квадрата, 2001.
4. Кривулин В. Ленинградский дом как почка бездомности [Электронный ресурс] / В. Кривулин // На
дне. №4 (37). СПб., 1998. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа:
http://litpromzona.narod.ru/reflections/krivulin3.html. - Загл. с экрана.
5. Кузнецова Т. К вопросу о путях решения жилищной проблемы в СССР (Революционный жилищный передел в Москве 1918-1921 гг.) // История СССР. - 1963. - № 5. - С. 140-147.
6. Лотман Ю. Заметки о художественном пространстве. Дом в «Мастере и Маргарите» // Лотман Ю. Избранные статьи. В 3 тт. Т.1. Таллинн. Александра. - 1992.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М. : Советская энциклопедия, 1972.
8. Пацюков В. Ностальгия по коммуналке: интервью с Михаилом Шварцманом / В. Пацюков // Декоративное искусство. -1991. - №7. - С.36
9. Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX век: учебное пособие / Ю.С. Рябцев. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
10. Семенова В. Равенство в нищете: символическое значение «коммуналок» / В. Семенова // Судьбы людей: Россия XX век: Биогр. семей как объект социол. исслед. - М., 1996.
11. Утехин И.В. Очерки коммунального быта / И.В. Утехин. - М. : Объединенное Гуманитарное Издательство, 2004.
12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. с англ. Э. Телятникова, Т.В. Панфилова; худ. обл. М.В. Драко. - Мн. : ООО «Попурри», 1999.
13. Хархордин О.В. Обличать и лицемерить: Генеалогия российской личности / О.В. Хархордин. - М. ; СПб. : Европейский ун-т в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002.
14. Черных А.И. Политика 20-х годов в сфере жилья / А.И. Черных // Социологические исследования. -1995. - №10. - С. 71-78
15. Шмерлина И. Социальная экология Соседства // Социальная реальность / И. Шмерлина. - 2006. -№9. - С.15
16. Якушева Л.А. Московская коммуналка как художественный образ / Л.А. Якушева // «Столицы и столичность в истории русской культуры»: материалы конф. - М., 2006.
20 Черных А.И. Политика 20-х годов в сфере жилья / А.И. Черных // Социологические исследования. 1995. №10. С. 71-78
196
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
RESEARCHES OF THE REGIONAL YOUTH SUBCULTURE: THE
AXIOLOGICAL ASPECT
O.V. Verbina
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: oksverb@rambler.ru
This article examines the everyday space of the communal apartment as a special socio-cultural phenomenon, with many research issues. Analyzing positive and negative aspects of communal life, identifying strategies and technology accommodation in a communal apartment, the author comes to the conclusion that communal apartment with his particular conditions the residence is the embodiment of the housing strategy of power, a factor whose influence on the socio-cultural situation in the country, is still apparent.
Keywords and phrases: communal apartment, communal phenomenon, the space of everyday life, the practice of living.