ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ПОВСЕДНЕВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА И БЛАГОПОЛУЧНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ
Т.О. РИППИНЕН*, Е.Р. СЛОБОДСКАЯ ФГБУ «НИИ физиологии и фундаментальной медицины» СО РАМН, Новосибирск
На выборке из 993 подростков изучена структура занятий за компьютером и многомерные взаимосвязи с показателями благополучия (академической успеваемостью, психическим здоровьем, отношением к психоактивным веществам, самооценкой). Выявлены пять основных факторов повседневного использования компьютера: интенсивность, увлечение играми, использование продвинутых и распространенных приложений, виртуальное общение. Развитие компьютерной компетентности является ресурсом благополучного развития, а чрезмерное увлечение играми создает риск академической неуспеваемости, употребления психоактивных веществ, проблемного поведения. Виртуальное общение связано с самооценкой, просоциальным и проблемным поведением. Показано, что повседневное использование компьютера интегрируется в традиционные пути развития подростков.
Ключевые слова: повседневное использование компьютера, Интернет, подростки, благополучное развитие.
Введение
Занятия за компьютером за сравнительно короткое время стали неотъемлемой частью жизни подростков. Они видоизменили распределение занятий подростков, потеснив такие способы проведения свободного времени, как спорт, общение, чтение книг и просмотр телевизора, а также выполнение домашних заданий, причем время, затрачиваемое подростками на занятия за компьютером, сравнимо с другими занятиями в свободное время [9, 17].
Вместе с повсеместным распространением компьютеров и ростом популярности различных занятий за компьютером в подростковой среде появились исследования проблемы повседневного использования
© Риппинен Т.О., Слободская Е.Р., 2014
* Для корреспонденции:
Риппинен Татьяна Оскаровна,
научный сотрудник НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, 630117 Новосибирск, ул. Акад. Тимакова, 4 Тел.: +7 (383) 334-89-57 E-mail: t.rippinen@gmail.com
компьютера подростками [21]. В 1990-х гг. внимание исследователей было сосредоточено на чрезмерном использовании компьютера и его негативных последствиях [4], много споров вызывал феномен Ин-тернет-аддикции (Internet addiction; Young, 1998), которую предлагали внести в психиатрические классификации. Были определены и другие формы злоупотребления Интернетом, при этом ключевой характеристикой злоупотребления часто называлась потеря контроля над собственной активностью в Интернете, приводящая к негативным последствиям для функционирования в важнейших сферах жизни: семье, учебе, дружеских отношениях, занятиях в свободное время [7]. Однако, как показали последние исследования, если Интернет-зависимость и существует, то ей подвержен лишь небольшой процент пользователей Интернета [24]. В исследованиях последних лет занятия за компьютером рассматривают как часть повседневной жизни подростков и сведения о последствиях таких занятий часто носят позитивный характер [23]. Однако крупные исследования повседневного использования
компьютера подростками проведены лишь в США и Нидерландах [2, 6].
В исследованиях повседневного использования компьютера подростками чаще всего применяют различные показатели интенсивности, не учитывая содержание занятий [9]. При другом подходе исследуют особенности пользователей какого-либо из приложений, тогда за рамками исследования оказываются все остальные подростки, не использующие данное приложение или компьютер вообще [5, 10, 18 и др.].
Сведения о содержании занятий подростков за компьютером довольно разнородны. Это объясняется появлением новых приложений [21]: если в 1990-е годы подростки использовали компьютер в основном для игр и развлечений [3], то с появлением социальных сетей ситуация кардинально изменилась. Есть сведения, что подростки буквально «захватывали» социальные сети [19], и сегодня больше всего времени подростки общаются через компьютер [9, 22]; , также популярны игры, веб-серфинг, прослушивание музыки, просмотр видео и скачивание программ. Кроме того, подростки используют компьютер для выполнения домашних заданий [21]. Исследователи из США полагают, что изменение содержания занятий подростков за компьютером привело к появлению положительных взаимосвязей между показателями использования компьютера и благополучием [8, 21, 23].
Важными показателями благополучного развития в подростковом возрасте являются успеваемость в школе, уровень просоциального и проблемного поведения, психическое здоровье, отношение к психоактивным веществам и самооценка [20]. Благополучное развитие негативно связано со злоупотреблением компьютером, в то же время данные о связях с повседневным использованием разнородны и зачастую противоречивы [2]. В голландском исследовании показано, что успеваемость подростков в школе связана с тем,
чем подросток преимущественно занят за компьютером: обнаружены положительные связи с поиском информации и отрицательные - с развлечениями и общением в Интернете [16].
Данные о том, как связаны занятия подростков за компьютером с качеством взаимоотношений с семьей и сверстниками, депрессией, одиночеством и самооценкой, противоречивы [7]. Американские исследователи предположили, что это может быть связано с различиями в содержании занятий подростков за компьютером [8, 21], однако на сегодняшний день опубликовано лишь несколько систематических исследований спектра занятий подростков за компьютером и их связей с благополучным развитием, причем все они проведены в западных странах [6, 21, 22].
Цель исследования состояла в исследовании структуры использования подростками компьютера и ее взаимосвязей с благополучным развитием. Были поставлены следующие задачи:
- исследовать структуру занятий подростков за компьютером на большой выборке российских подростков;
- изучить взаимосвязи факторов использования компьютера с конкретными показателями благополучного развития;
- исследовать многомерные взаимосвязи поведения подростков за компьютером с благополучным развитием.
Методика
Контингент. В исследовании приняли участие 993 подростка (50% женского пола) от 14 до 18 лет (средний возраст 15,5±1 год). Треть выборки составили ученики 8 класса, две трети - ученики 10 класса и первых курсов среднеспециальных учебных заведений. Были обследованы учащиеся всех учебных заведений одного района города Новосибирска; 34% - из учебных заведений с повышенной нагрузкой (гимназии, колледж, лицей), 51% - из общеобразовательных школ, 15% - из вечерней школы
и профессионального училища. Подросткам предлагали для заполнения анонимные опросники, исследование проводили с февраля по май 2009 года.
Инструменты. При помощи авторского опросника оценивали частоту и длительность типичного использования компьютера и Интернета, а также долю времени, потраченного подростками на конкретные занятия за компьютером (компьютерные игры, установка и настройка программ, просмотр фото и видео, программирование, рисование и оформление, создание и редактирование текстов) и в Интернете (электронная почта, поиск информации, сетевые игры, чаты и социальные сети). Перечень занятий был составлен на основании предшествующих работ [3, 21] и результатов предварительного исследования.
При помощи авторского опросника «Стиль жизни» [1] определяли показатели благополучного развития подростков: успеваемость, отношение к психоактивным веществам и самооценку. Успеваемость оценивали средним баллом по основным академическим предметам (русский язык, литература, алгебра, геометрия, история, обществоведение, физика, химия) за последнюю четверть; коэффициент согласованности альфа Кронбаха составил а=0,90. Самооценку измеряли при помощи шкалы из 7 пунктов, включающую в себя внешность, способности, спортивную форму, здоровье, общение, достижения, душевные качества (а=0,79). Употребление табака и алкоголя (пиво, вино, крепкие напитки) оценивали произведением частоты на количество, употребление наркотиков (марихуана, таблетки, героин и др.) оценивали суммарной частотой употребления. В исследовании использовали итоговую шкалу употребления психоактивных веществ (а=0,70).
Для оценки психического здоровья использовали данные валидизированного опросника «Сильные Стороны и Трудности» [ССТ, 11]. Оценивали просоциальное поведение (делиться с другими людьми,
сочувствовать и помогать им, а=0,71); ин-тернальные проблемы (страхи, тревоги, депрессивные и психосоматические симптомы и проблемы со сверстниками, а=0,67); экстернальные проблемы (драки, воровство, ложь, невнимательность, а=0,62); влияние проблем на жизнь (субъективное страдание и нарушения в повседневной домашней жизни, дружеских отношениях, учебе в школе и занятиях в свободное время, а=0,85).
Статистический анализ. Структуру использования компьютера подростками исследовали при помощи факторного анализа по методу главных компонент с вращением варимакс. Взаимосвязи полученных факторов с показателями благополучия изучали с помощью корреляционного анализа Пирсона. Многомерные взаимосвязи между поведением подростков за компьютером (ППК) и благополучным развитием исследовали при помощи канонических корреляций. Этот метод анализа применяют для поиска взаимосвязей между двумя содержательными комплексами характеристик.
Результаты
Согласно самоотчетам, около 70% подростков ежедневно пользовались компьютером и Интернетом, в среднем они проводили за компьютером немногим менее 20 часов в неделю. Больше всего времени подростки уделяли поиску информации, просмотру фильмов и фотографий, а также общению в чатах и социальных сетях. Далее шли электронная почта и компьютерные игры. Около половины времени занимали настройка программ, сетевые игры и работа с текстами, далее шли рисование, программирование и другие занятия. Следует отметить, что, находясь за компьютером, подростки одновременно занимались несколькими приложениями.
Результаты факторного анализа ППК представлены в таблице 1. Пять факторов описывали более 63% разнообразия пове-
дения подростков за компьютером и в Интернете.
Фактор 1 - Интенсивность использования - включал в себя все показатели частоты и длительности использования компьютера и Интернета с высокими положительными нагрузками.
Фактор 2 - Увлечение играми - отражал время, потраченное на игры за компьютером и в Интернете.
Фактор 3 - Продвинутое использование - отражал время, потраченное на
программирование, установку и настройку программ, а также рисование. Высокие значения этого фактора указывают на развитие компьютерной компетентности подростков.
Фактор 4 - Пользовательский - отражал время, потраченное на просмотр фильмов, клипов и фотографий, поиск информации, написание текстов.
Фактор 5 - Виртуальное общение -включал в себя время, потраченное на чаты, социальные сети и электронную почту.
Таблица 1
Пятифакторная структура использования компьютера подростками
Показатели поведения подростков за компьютером Факторы
1 ИИ 2 УИ 3 ПрИ 4 П 5 ВО
Частота Интернета 0,82 -0,10 -0,02 -0,08 0,10
Частота компьютера 0,79 -0,07 0,04 0,03 -0,03
Длительность Интернета 0,72 0,10 0,07 0,06 0,28
Длительность компьютера 0,68 0,32 0,14 0,05 -0,00
Компьютерные игрыа -0,09 0,87 0,06 0,00 -0,08
Сетевые игры б 0,18 0,81 0,12 -0,02 0,08
Программирование" 0,12 0,12 0,81 -0,03 -0,03
Настройка программа 0,06 0,38 0,64 0,06 0,02
Рисованиеа 0,01 -0,24 0,56 0,36 0,13
Просмотр фильмов, фотоа 0,01 0,04 -0,21 0,77 0,15
Поиск информацииб 0,07 0,11 0,22 0,65 -0,10
Написание текстова -0,06 -0,30 0,36 0,56 0,07
Чаты и социальные сетиб 0,17 0,10 0,00 0,02 0,82
Электронная почтаб 0,05 -0,11 0,05 0,06 0,81
% объясненной дисперсии 16,9 13,4 11,8 10,6 10,6
Примечание: Факторные нагрузки и процент вариации даны после вращения Уапшах; N=850; а - доля времени за компьютером, б - доля времени в Интернете; значения, превышающие 0,4, выделены полужирным; ИИ - «Интенсивность использования», УИ - «Увлечение играми», ПрИ - «Продвинутое использование», П - «Пользовательский фактор», ВО - «Виртуальное общение»
Корреляции факторов использования компьютера подростками с показателями благополучного развития представлены в таблице 2. «Интенсивность использования» компьютера и «Увлечение играми» были связаны с показателями неблагополучия: употреблением психоактивных веществ (ПАВ), низким уровнем просоциального поведения и экстернальными проблемами; помимо этого, подростки, увлекающиеся играми, плохо успевали в школе. «Продви-
нутое использование» компьютера не коррелировало с исследованными показателями благополучия, а «Пользовательский фактор» и «Виртуальное общение» обнаружили неоднозначные взаимосвязи. «Пользовательский фактор» был связан с просоциаль-ным поведением, интернальными проблемами и влиянием проблем на жизнь, а фактор «Виртуальное общение» коррелировал с самооценкой, просоциальным поведением и экстернальными проблемами.
Таблица 2
Корреляции факторов поведения за компьютером с итоговыми показателями развития подростков
Показатели Факторы поведения подростков за компьютером
1 ИИ 2 УИ 3 ПрИ 4 П 5 ВО
Успеваемость -0,02 -0,26*** 0,03 0,03 -0,03
Самооценка -0,05 0,04 0,00 0,04 0,14***
Употребление ПАВ 0,09** 0,16*** 0,01 0,05 -0,01
Просоциальное поведение -0,07* -0,18*** 0,01 0,11** 0,15***
Экстернальные проблемы 0,16*** 0,10** -0,01 0,02 0,11**
Интернальные проблемы -0,02 0,01 0,07* 0,14*** -0,06
Влияние проблем на жизнь -0,03 -0,02 0,05 0,10** -0,00
Примечание: *р<0,05, **р<0,01, ***р<0,001. УИ - «Увлечение играми», ИИ - «Интенсивность использования», ПрИ - «Продвинутое использование», П - «Пользовательский фактор», ВО - «Виртуальное общение»
Для выявления многомерных взаимосвязей факторов использования компьютера с показателями благополучного развития применили канонический корреляционный анализ. В результате было выделено две достоверные функции. Первая каноническая функция объясняла 11% разнообразия всех показателей, корреляция между факторами использования компьютера и показателями благополучного развития составила И.с=0,34. Вторая каноническая функция объясняла 7% разнообразия, Яс=0,27.
В таблице 3 представлены структурные коэффициенты канонических функций и доля объясненного этими функциями разнообразия показателей. Структурные коэффициенты первой функции показывают, что благополучное развитие подростков связано с отказом от игр и использованием
продвинутых приложений. В этих случаях у подростков лучше успеваемость в школе, выше уровень просоциального поведения и ниже уровень употребления психоактивных веществ и экстернальных проблем. Первая каноническая функция объясняла около 19% разнообразия показателей благополучного развития и 20% разнообразия факторов использования компьютера. Структурные коэффициенты второй функции указывают на взаимосвязь виртуального общения с самооценкой, просо-циальным поведением и экстернальными проблемами; эта функция объясняла около 14% разнообразия показателей благополучного развития и 20% использования компьютера.
Полученные канонические функции почти полностью охватили «Увлечение играми» и «Виртуальное общение» и такие
показатели благополучного развития, как успеваемость и просоциальное поведение. Низкая успеваемость была тесно связана с игровым фактором и слабее - с виртуальным общением; просоциальное поведение было положительно связано с виртуальным общением и отрицательно - с увлечением играми.
Таблица 3 Каноническое решение для двух канонических функций
Переменные г Ь2
1 функция 2 функция
Предикторы
Интенсивность -0,27 0,03 0,07
Увлечение играми -0,92 0,20 0,89
Продвинутое использование 0,53 0,02 0,28
Пользовательский фактор 0,21 0,31 0,14
Виртуальное общение 0,12 0,93 0,88
Результирующие
Успеваемость 0,70 -0,29 0,57
Самооценка 0,05 0,60 0,36
Употребление ПАВ -0,52 0,21 0,31
Просоциальное поведение 0,65 0,52 0,69
Экстернальные проблемы -0,36 0,45 0,33
Интернальные проблемы 0,08 -0,06 0,01
Влияние проблем на жизнь 0,12 0,10 0,02
Примечание: г - структурный коэффициент канонической функции, Ь2 - доля разнообразия показателя, объясненная двумя каноническими; значения структурного коэффициента по модулю, превышающие 0,3, выделены полужирным шрифтом
Обсуждение
Проведенное исследование широкой выборки учащихся школ и средне-специальных учебных заведений позволило выявить структуру использования компьютера и ее взаимосвязи с благополучным развитием подростков. Результаты факторного анализа показали, что интенсив-
ность использования компьютера не связана с содержанием занятий подростков, то есть ни одно из приложений, включая игры и социальные сети, беспокоящие взрослых в настоящее время, не является универсально притягательным для всех подростков. Интенсивность использования компьютера объясняла около 17% разнообразия поведения подростков за компьютером; остальные факторы были содержательными и объясняли в сумме около 47% разнообразия, что подтверждает важность учета содержания занятий подростков [9, 21].
Выделение таких факторов использования компьютера подростками, как увлечение играми и виртуальное общение, находит подтверждение в других исследованиях [6, 16, 21], однако продвинутое использование ранее было выделено только у взрослых [15]. Аналогом пользовательского фактора можно считать исследованный ранее поиск информации [16]; наши данные указывают на то, что поиском информации подростки занимаются наряду с просмотром фильмов и фотографий, рисованием и работой с текстами.
Факторный анализ показал, что различия в использовании компьютера подростками в большей мере обусловлены их отношением к играм, чем виртуальным общением и простым использованием. Несмотря на то, что общение в настоящее время - наиболее популярное занятие подростков за компьютером [9, 21], а пользовательский фактор включает в себя такие распространенные занятия, как поиск информации и просмотр фильмов, эти факторы мало отличались от случайных, так как практически все подростки тратили на них сходную долю времени.
Корреляционный анализ установил, что интенсивность использования компьютера связана с неблагополучным развитием подростков. Это согласуется с данными некоторых исследований [14, 25] и частично противоречит другим [7, 8, 13]. Связь интенсивности использования компьютера с
благополучием подростков может зависеть от третьих факторов [2, 13], в том числе и от содержания занятий [8, 21]. Действительно, связи содержательных факторов с благополучием свидетельствовали о сложной картине. Многомерный корреляционный анализ дал возможность учесть вну-тригрупповые взаимовлияния факторов использования компьютера и показателей благополучия и выделить стили поведения подростков за компьютером, наиболее значимые для благополучного развития.
Первая каноническая функция связывала благополучное развитие с отказом от игр и развитием компьютерной компетентности. На другом полюсе этой функции - неблагополучное развитие: плохая успеваемость, употребление психоактивных веществ и проблемное поведение, связанные с увлеченностью подростка играми и отсутствием интереса к продвинутым приложениям. В лонгитюдных исследованиях установлено, что плохая академическая успеваемость, проблемное поведение и употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте могут оказывать негативное влияние на дальнейшую жизнь [12]; поэтому увлечение компьютерными играми также может предрасполагать к возникновению проблем в будущем. Напротив, использование продвинутых приложений может способствовать хорошему функционированию независимо от обстоятельств дальнейшей жизни.
Вторая каноническая функция связывала виртуальное общение с самооценкой, просоциальным поведением и экстерналь-ными (поведенческими) проблемами. Эти результаты согласуются с исследованиями реального общения подростков, показывающими, что сверстники влияют как на просоциальное, так и на проблемное поведение; кроме того, поддержка сверстников важна для самооценки [20]. Таким образом, значение виртуального общения для благополучия сходно с реальным и не создает новых специфических эффектов. Фактор интенсивности использования компьюте-
ра не вошел в каноническое решение; поэтому можно полагать, что интенсивность занятий подростков за компьютером не играет большой роли в благополучном развитии.
Заключение
В проведенном исследовании большой выборки учащихся было показано, что занятия за компьютером практически повсеместно распространены среди городских подростков и занимают существенную часть их времени. Это делает возможным изучение нормативных путей использования компьютера подростками. Показано, что разнообразие поведения подростков за компьютером во многом объясняется интенсивностью занятий и их содержанием; помимо игр и общения, существенное значение имеет уровень использования продвинутых и распространенных приложений.
Чрезмерное увлечение играми создает риск академической неуспеваемости, употребления психоактивных веществ и антисоциального и деструктивного поведения, а продвинутое использование компьютера связано с успехами в учебе, отказом от психоактивных веществ и просоциаль-ным поведением и может способствовать дальнейшему благополучию. Появление виртуального общения и быстрый рост его популярности изменили способы взаимодействия в подростковой среде, однако значение виртуального общения для благополучия подростков сходно со значением традиционных форм общения. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что повседневное использование компьютера интегрируется в традиционные пути развития подростков.
Ввиду нормативного характера исследования его результаты могут быть полезны, прежде всего, родителям, а также школьным психологам и другим специалистам, работающим с подростками. При этом увлечение играми можно рассматри-
вать как фактор риска неблагополучного развития и ориентировать подростков на освоение и использование продвинутых приложений, создающих ресурс для благополучия в дальнейшей жизни.
Работа выполнена при поддержке грантов РГНФ №11-06-00517 и РФФИ №13-0600156.
Литература
1. Слободская Е.Р., Гудман Р., Рябиченко Т.И. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков // Психиатрия. - 2006. - № 2. -С. 28-36.
2. Aa van der N., Overbeek G., Engels R., Scholte R., Meerkerk G., Eijnden van den R. Daily and compulsive Internet use and well-being in adolescence: A diathesis-stress model based on Big Five Personality Traits // Journal Youth Adolescence. - 2009. - Vol. 38. - P. 765-776.
3. Bayraktar F., Gtin Z. Incidence and correlates of internet usage among adolescents in North Cyprus // CyberPsychology & Behavior. -2007. - Vol. 10(2). - Р. 191-197.
4. Byun S., Ruffini C., Mills J.E., Douglas A.C., Niang M., Stepchenkova S., Lee S.K., Loutfi J., Lee J-K., Atallah M., Blanton M. Internet Addiction: Meta synthesis of 1996-2006. Quantitative research // CyberPsychology & Behavior. - 2009. - Vol. 12. - P. 203-207.
5. Caplan S. E., Williams D., Yee N. Problematic Internet use and psychosocial well-being among MMO players // Computers in Human Behavior. - 2009. - Vol. 25(6). - P. 1312-1319.
6. DeBell M., Chapman C. Computer and Internet Use by Students in 2003. -Washington: National Center for Education Statistics, 2006. - 72 p.
7. Eijnden van den R.J.J.M., Meerkerk G.-J., Vermulst A.A., Spijkerman R., Engels R.C.M.E. Online communication, compulsive Internet use, and psychosocial well-being among adolescents: A longitudinal study // Developmental Psychology. - 2008. - Vol. 44(3). - P. 655-665.
8. Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens report // Applied
Developmental Psychology. - 2004. - Vol. 25(6). - P. 633-649.
9. Gross E.F., Juvonen J., Gable S.L. Internet use and well-being in adolescence // Journal of Social Issues. - 2002. - Vol. 58. - P. 75-90.
10. Guadagno R., Okdie B., Eno C. Who blogs? Personality predictors of blogging // Computers in Human Behavior. - 2007. - Vol. 24(5). - P. 1993-2004.
11. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adolescent Psychiatry.
- 2005. - Vol. 14. - P. 28-33.
12. Hinshaw S.P. Externalizing behavior problems and academic underachievement in childhood and adolescence: causal relationships and underlying mechanisms // Psychological Bulletin. - 1992. - Vol. 111. - P. 127-155.
13. Kraut R., Kiesler S., Boneva B. Internet paradox revisited // Journal Soc. Issues. -2002. - Vol. 58. - P. 49-74.
14. Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukopadhyay T., Scherlis W. Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well being? // American Psychologist. - 1998. -Vol. 53. - P. 1017-1031.
15. Morahan-Martin J., Schumacher P. Attitudinal and experiential predictors of technological expertise // Computers and Human Behavior.
- 2007. -Vol. 23(5). - P. 2230-2239.
16. Peter J., Valkenburg P.M. Adolescents' Internet use: Testing the «disappearing digital divide» versus the «emerging digital differentiation» approach // Poetics. - 2006. - Vol. 34. - P. 293-305.
17. Roger C., Mannell H., Zuzanek J., Aronson R. Internet/computer use and adolescent leisure behaviour, flow experiences and psychological well-being, the displacement hypothesis // Papers Presented at the Eleventh Canadian Congress on Leisure Research. - 2005. - Vol. 4. - P. 17-20.
18. Ross C., Orr E., Sisic M., Arseneault J., Simmering M., Orr R. Personality and motivations associated with Facebook use // Computers and Human Behavior. - 2009. -Vol. 25. - P. 578-586.
19. Schouten A.P. Adolescents online self-disclosure and self-presentation. - Amsterdam: Print Partners Ipskamp, Enschede, 2007. - 137 p.
20. Steinberg L., Morris A.S. Adolescent development // Annual Review of Psychology.
- 2001. - Vol. 52. - P. 83-110.
21. Subrahmanyam K., Kraut R., Greenfield P., Gross E. The impact of home computer use on children's activities and development // The Future of Children. - 2000. - Vol. 10(2). - P. 123-144.
22. Valkenburg P.M., Peter J. Online communication and adolescent well-being: testing the stimulation versus the displacement hypothesis // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007.
- Vol. 12. - P. 1169-1182.
23. Valkenburg P.M., Peter J. Social consequences of the Internet for adolescents: A decade of research // A Journal of the Association for Psychological Science. - 2009. - Vol. 18(1). -P. 1-5.
24. Widyanto L., Griffiths M. «Internet Addiction»: A critical review // International Journal of Mental Health and Addiction. -2006. - Vol. 4(1). - P. 1557-1574.
25. Ybarra M.L., Alexander C., Mitchell K. Depressive symptomatology, youth Internet use, and online interactions:A national survey // Journal of Adolescent Health. - 2005. - Vol. 36. - P. 9-18.
DAILY COMPUTER USE AND PROSPEROUS DEVELOPMENT
OF ADOLESCENTS
T.O. RIPPINEN, Y.R. SLOBODSKAYA Institute of Physiology and Fundamental Medicine SB RAMS, Novosibirsk
The study examined the structure of computer use and its multidimensional associations with well-being (academic achievement, mental health, self-esteem and substance use) in a sample of 993 adolescents. Factor analysis yielded five factors of daily computer use: Intensity, Game playing, Advanced use, Common use and Social use. Advanced use was linked to positive development, whereas game playing may be a risk factor for academic underachievement, substance use and externalising problems. Social factor was associated with self-esteem, prosocial behaviour and externalising problems. Computer and Internet use is incorporated in traditional straight and devious pathways of youth development.
Keywords: daily computer use, Internet, adolescents, prosperous development.