УДК 159.923.33-053
СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ: СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Т.О. Савкина, Е.Р. Слободская (Новосибирск)
Работа выполнена при поддержке гранта: РФФИ № 08-06-00011а
Аннотация. В выборке 993 подростков по данным самоотчетов изучены структура занятий за компьютером и личностные особенности. Установлены взаимосвязи личностных особенностей с факторами поведения за компьютером: интенсивностью, увлечением играми, продвинутым и простым использованием, виртуальным общением и сюжетными играми.
Ключевые слова: использование компьютера; Интернет; личность; подростки.
Значение компьютера и Интернета в повседневной жизни подростков изменяется. Если в 1990-е гг. исследовали зависимость от Интернета и связи с интернальными проблемами - депрессией и одиночеством, то в последние годы в связи с распространением компьютеров и возрастающей доступностью Интернета стали обнаруживать положительные эффекты [5. C. 49; 10. C. 123]. Известно, что подростки используют компьютер в основном для общения, игр и учебы [2.
C. 196; 3. C. 6]. Однако сведений о том, что именно делают подростки за компьютером и в Интернете, недостаточно, поскольку зачастую оценивают только длительность занятий [4. C. 634; 11. C. 767]. Появились данные о множественности занятий: подростки обычно одновременно используют несколько приложений [4. C. 647]. Возникает необходимость исследования структуры поведения подростков за компьютером.
В 1990-е гг. среди подростков, пользовавшихся компьютером, преобладали мальчики; они использовали компьютер интенсивнее девочек [3. C. 5]. В настоящее время различия, связанные с полом, сглаживаются. Исключение составляют игры, которые по-прежнему более популярны среди подростков мужского пола [10. C. 140]; среди чрезмерно увлекающихся играми доля мальчиков еще более высока [4. C. 639]. Имеются данные о том, что виртуальное общение и выполнение домашних заданий на компьютере более распространены среди девочек [2. C. 195; 4. C. 640; 10. C. 140]. Младшие подростки более увлечены Интернетом, чем старшие [2. C. 196], фактическая длительность занятий у этих групп не различается [4. C. 641]. Характер использования Интернета зависит от личностных особенностей [5. C. 49]. В последние годы широко исследуют значение факторов Большой Пятерки - экстраверсии, нейротизма, открытости, уступчи-
97
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
вости и сознательности [6. C. 273]. Установлено, что практически все они влияют на способ виртуального общения [1. C. 125]: интроверсия, нейротизм и неуступчивость способствуют возникновению чувства одиночества при навязчивом использовании Интернета [11. C. 771]. Однако практически отсутствуют сведения о том, как личностные особенности связаны с распространенными занятиями подростков за компьютером.
Целью настоящей работы явилось исследование структуры поведения подростков за компьютером и ее взаимосвязей с личностными особенностями.
Методика исследования
Участники и процедура исследования. В исследовании приняли участие 993 подростка (50% женского пола) от 14 до 18 лет (средний возраст 15,5±1 год) школ и средних специальных учебных заведений одного из районов г. Новосибирска. Подросткам предлагали в течение одного урока анонимно заполнить комплект опросников.
Инструменты. Опросник использования компьютера и Интернета включал вопросы о частоте, длительности и долях времени, потраченного на конкретные занятия за компьютером и в Интернете. Перечни занятий за компьютером (игры; установка и настройка программ; просмотр фильмов, клипов и фото; программирование; рисование; оформление и создание музыки и работа с текстами) и в Интернете (электронная почта; поиск информации; сетевые игры; общение в чатах и социальных сетях) были составлены на основании предшествующих работ [2. С. 193; 10. С. 131] и результатов предварительного исследования. Предпочтения в играх оценивали, предлагая следующий перечень: квесты, аркады, симуляторы, сетевые ролевые игры, эротические, «драки и стрелялки» и стратегии.
Список индивидуальных особенностей ребенка, краткая форма (СИОР-К) [9. C. 23] - свободный от влияния культуры и возраста инструмент для оценки личностных особенностей детей и подростков. На основании 62 утверждений определяют 15 черт среднего уровня (активность, общительность, положительные эмоции, упрямство, антагонизм, отрицательные эмоции, ориентацию на достижения, организованность, покладистость, отвлекаемость, боязливость, застенчивость, открытость опыту и интеллект/обучаемость) и факторы Большой Пятерки (экстраверсия, неуступчивость, сознательность, нейротизм и открытость). Коэффициенты внутренней согласованности шкал среднего уровня колебались от 0,62 до 0,83 (в среднем 0,74), Большой Пятерки -от 0,78 до 0,89.
Статистический анализ: изучение распределения ответов подростков на вопросы об использовании компьютера и Интернета и
98
Психология образования и развития
структуры поведения за компьютером при помощи факторного анализа показателей использования компьютера и Интернета по методу главных компонент с вращением Varimax. Количество значимых факторов уточнили с помощью параллельного анализа [8. C. 399], показавшего адекватность шестифакторного решения. В качестве показателей поведения подростков за компьютером использовали факторные оценки. Взаимосвязи изучали методом корреляционного анализа; при сравнении двух групп использовали Т-критерий.
Результаты
Использование компьютера и Интернета. Компьютером пользовался 951 подросток (96% выборки), большая часть (70%) - ежедневно. В среднем они проводили за компьютером около 3 ч в день, однако четвертая часть - более 4 ч. Интернетом пользовались 866 респондентов (87% выборки), из них большая часть (65%) - ежедневно. В среднем подростки проводили в Интернете около 2 ч в день.
Структура поведения подростков за компьютером. Результаты факторного анализа представлены в табл. 1. Шесть факторов описывали более 50% разнообразия поведения подростков за компьютером. Фактор 1 «увлечение играми» отражал время, потраченное на игры, в особенности сетевые ролевые и так называемые «драки и стрелялки»; меньшие нагрузки давали настройка программ и эротические игры. Фактор 2 «интенсивность использования» включал все показатели частоты и длительности использования компьютера и Интернета. Фактор 3 «продвинутое использование» отражал время, потраченное на программирование, настройку программ и рисование; меньшую нагрузку давала работа с текстами. Фактор 4 «пользовательский» отражал время, потраченное на просмотр фильмов, клипов и фотографий, поиск информации, написание текстов и, с меньшей нагрузкой, рисование. Фактор 5 «виртуальное общение» включал время, потраченное на чаты, социальные сети и электронную почту. Фактор 6 «сюжетные игры» включал предпочтение симуляторов, кве-стов и стратегий.
Значение пола и возраста. У мальчиков и девочек достоверно различались средние значения пяти факторов: «увлечение играми», «продвинутое использование» и «сюжетные игры» были больше выражены у мальчиков: t (848) = 18,7, р < 0,001; t (848) = 4,8, р < 0,001; t (848) = 2,4, р = 0,02 соответственно; факторы «пользовательский» и «виртуальное общение» доминировали у девочек: t (848) = 4,2, р < < 0,001 и t (848) = -6,2, р < 0,001 соответственно. Возраст отрицательно коррелировал с фактором «виртуальное общение» (r = -0,09, р = 0,009) и положительно - с «пользовательским» (r = 0,08, р = 0,05).
99
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
Т а б л и ц а 1
Шестифакторная структура поведения подростков за компьютером: факторные нагрузки и процент вариации после вращения Varimax
Показатели поведения Факторы
подростков 1 2 3 4 5 6
за компьютером УИ ИИ ПрИ П ВО СИ
Сетевые игры б 0,82 0,17 0,12 -0,02 0,10 -0,09
Компьютерные игры3 0,79 -0,11 0,05 -0,01 -0,03 0,17
Ролевые игрыс 0,67 0,22 0,09 -0,06 -0,10 -0,17
Драки и стрелялкис 0,56 -0,07 0,04 -0,05 -0,02 0,35
Частота Интернета -0,03 0,81 -0,02 -0,05 0,09 -0,15
Частота компьютера -0,04 0,78 0,03 0,04 -0,03 0,01
Длительность Интернета 0,07 0,72 0,08 0,02 0,29 0,02
Длительность компьютера 0,25 0,68 0,13 0,01 0,01 0,17
Программированиеа 0,14 0,12 0,80 0,01 -0,04 0,05
Настройка программа 0,32 0,05 0,65 0,03 0,06 0,16
Рисованиеа -0,22 0,03 0,55 0,36 0,10 0,00
Просмотр фильмов, фотоа 0,03 0,03 -0,21 0,68 0,16 0,11
Поиск информацииб 0,10 0,06 0,20 0,66 -0,06 0,04
Написание текстова -0,20 -0,05 0,33 0,62 0,03 -0,13
Общение в чатахб 0,05 0,18 0,00 0,02 0,82 0,04
Электронная почтаб -0,08 0,06 0,05 0,09 0,80 -0,08
Симуляторыс 0,01 -0,02 0,16 -0,14 0,07 0,72
Квестыс 0,02 0,05 -0,03 0,18 -0,10 0,63
Эротическиес 0,31 0,03 0,10 0,08 -0,08 0,14
Стратегиис 0,23 -0,02 0,12 0,12 -0,03 0,32
Аркадыс -0,22 -0,06 0,03 0,26 0,05 0,02
Процент объясненной дисперсии 12,2 11,5 7,9 7,5 7,0 6,4
Примечание. а - доля времени за компьютером, б - доля времени в Интернете, с - предпочитаемые игры. УИ - «увлечение играми», ИИ - «интенсивность использования», ПрИ - «продвинутое использование», П - «пользовательский», ВО - «виртуальное общение», СИ - «сюжетные игры». Значения, превышающие 0,4, выделены полужирным шрифтом.
Взаимосвязи с личностными особенностями. Коэффициенты корреляции факторов поведения подростков за компьютером с личностными чертами среднего уровня и шкалами Большой Пятерки представлены в табл. 2. Наибольшее количество связей обнаружило «увлечение играми»: оно было отрицательно связано с сознательностью и входящими в нее чертами, кроме отвлекаемости; с экстраверсией (общительность и положительные эмоции), открытостью опыту, боязливостью и сочувствием, и положительно - с неуступчивостью (упрямство и антагонизм). «Интенсивность использования» отрицательно коррелировала с сознательностью и положительно - с неуступчивостью и соответствующими чертами. «Продвинутое использование» было связано с открытостью опыту и несколько слабее - с уступчивостью (с ориентацией на достижения - положительно, с отвлекаемостью - от-
100
Психология образования и развития
рицательно). «Пользовательский» фактор положительно коррелировал с сознательностью (ориентация на достижения и покладистость), открытостью опыту, положительными эмоциями и сочувствием. Наиболее сильные связи с личностными особенностями обнаружило «виртуальное общение»: оно положительно коррелировало с экстраверсией и сознательностью и входящими в них чертами среднего уровня, с открытостью опыту и сочувствием и отрицательно - с нейротизмом (застенчивость). Сюжетные игры были отрицательно связаны с нейро-тизмом (боязливость).
Т а б л и ц а 2
Достоверные корреляции факторов поведения подростков за компьютером с социально-демографическими показателями, характеристиками ближайшего окружения и личностными особенностями
Личностные Факторы поведения подростков за компьютером
особенности 1 2 3 4 5 6
УИ ИИ ПрИ П ВО СИ
Экстраверсия -0,09* - - - 0,30*** -
Активность - - - - 0,22** -
Общительность -0,07* - - - 0,27*** -
Положительные эмоции -0,14*** - - 0,08* 0,26*** -
(Не)уступчивость 0,10' 0,13** - - - -
Упрямство 0,08* 0,14*** - - - -
Антагонизм 0,15*** 0,12*** - - - -
Отрицательные эмоции - 0,08* - - - -
Сознательность -0,12*** -0,16*** 0,08* О о 0,11*** -
Ориентация на достижения -0,10*** -0,13** 0,08* 0,11** 0,08* -
Организованность -0,14*** -0,14*** - - 0,16*** -
Покладистость -0,08* -0,10** - 0,10** 0,08* -
Отвлекаемость - 0,12*** -0,08* - - -
Нейротизм - - - - -0,15*** 1 О О
Боязливость -0,08* - - - - -0,08*
Застенчивость - - - - -0,20*** -
Открытость О o' 1 - 0,12*** О О - -
Открытость опыту -0,13*** - 0,13*** 0,10** 0,10** -
Сочувствие -0,17*** - - 0,12*** 0,18*** -
Примечание. УИ - «увлечение играми», ИИ - «интенсивность использования», ПрИ -«продвинутое использование», П - «пользовательский», ВО - «виртуальное общение», СИ - «сюжетные игры». ***p < 0,001; **p < 0,01; *p < 0,05.
Обсуждение результатов
Проведенное исследование позволило определить структуру поведения подростков за компьютером и в Интернете и ее взаимосвязи с
101
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
личностными особенностями. Анализ показал, что частота и длительность использования компьютера/Интернета образуют отдельный фактор интенсивности, объясняющий около 12% разнообразия поведения подростков за компьютером; остальные факторы являются содержательными и объясняют около 40% разнообразия. Помимо общения и игр, значение имел фактор «простого» использования компьютера (тексты, поиск, фильмы и рисование), что согласуется с данными других исследований [2. C. 196; 3. C. 6]. Кроме того, в нашем исследовании имел значение фактор «продвинутого» использования (системное администрирование и программирование); ранее компьютерная компетентность исследовалась только среди взрослых [7. C. 2230].
Интенсивность использования компьютера у подростков разного пола не различалась, и это согласуется с последними данными [2. C. 5;
4. C. 638]. При этом найдены различия в содержании занятий: мальчики больше времени тратили на игры и «продвинутые» приложения, а девочки больше общались и использовали распространенные приложения, что подтверждает и расширяет результаты, полученные в других странах [2. C. 196; 4. C. 642; 7. C. 2238]. Больше всего коррелировали с поведением подростков за компьютером черты, относящиеся к сознательности, что отличается от имеющихся данных [11. C. 765].
Связи между виртуальным общением и чертами экстраверсии также противоположны найденным ранее [1. C. 125] и более тесные, чем полученные в предшествующих исследованиях [11. C. 767]: если ранее для общения Интернетом чаще пользовались интроверты, то в нашем исследовании высокий уровень виртуального общения связан с экстраверсией. Найденные взаимосвязи неуступчивости с интенсивностью и увлечением играми отчасти согласуются с данными исследования датских психологов [11. C. 765]. Наиболее значительные первый и второй факторы - «увлечение играми» и «интенсивное использование компьютера» - связаны с неуступчивостью, несознательностью, низкой открытостью и интроверсией; положительные эффекты появляются только при выделении последующих факторов - простого и продвинутого использования, а также виртуального общения. Эти факторы объясняют меньше разнообразия, однако сила связей с личностными особенностями на содержательном уровне свидетельствует об адекватности их включения в структуру поведения за компьютером.
Выводы
1. Структура поведения подростков за компьютером определялась интенсивностью использования и рядом содержательных компонент: увлечением играми, общением, обычным и продвинутым использованием ПК.
102
Психология образования и развития
2. Интенсивность использования компьютера подростками разного пола не различалась, при этом девочки больше времени тратили на виртуальное общение и распространенные приложения, а мальчики -на «продвинутые» приложения и игры.
3. Увлечение играми и интенсивность связаны с неуступчивостью и низкой сознательностью, а виртуальное общение - с экстраверсией.
Литература
1. Amichai-Hamburger Y., Wainapel G., Fox S. On the Internet no one knows I’m an intro-
vert: Extroversion, neuroticism, and Internet interaction // CyberPsychology & Behavior. 2002. № 5. Р. 125-128.
2. Bayraktar F., Gun Z. Incidence and Correlates of Internet Usage Among Adolescents in
North Cyprus // CyberPsychology & Behavior. 2007. Vol. 10, № 2. Р. 191-197.
3. DeBell M., Chapman C. Computer and Internet Use by Students in 2003. Washington:
National Center for Education Statistics, 2006. С. i-x, 1-62.
4. Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens report // Applied Devel-
opmental Psychology. 2004. Vol. 25, № 6. P. 633-649.
5. Kraut R., Kiesler S., Boneva B. Internet paradox revisited // Journ. Soc Issues. 2002. № 58. P. 49-74.
6. McCrae R.R., Costa P. T. Empirical and theoretical status of the five-factor model of
personality traits // Sage handbook of personality theory and assessment / G. Boyle,
G. Matthews, D. Saklofske (Eds.). Los Angeles: Sage, 2008. Vol. 1. P. 273-294.
7. Morahan-Martin J., Schumacher P. Attitudinal and experiential predictors of technologi-
cal expertise // Computers and Human Behavior. 2007. Vol. 23, № 5. P. 2230-2239.
8. O ’Connor B.P. SPSS and SAS programs for determining the number of components us-
ing parallel analysis and Velicer’s MAP test // Behavior Research Methods, Instruments, and Computers. 2000. Vol. 32, № 3. P. 396-402.
9. Slobodskaya H.R., Zupancic M. Development and Validation of the Inventory of Child
Individual Differences - Short Version in Two Slavic Countries // Studia Psychologica.
2010. Vol. 52, № 1. P. 23-39.
10. Subrahmanyam K., Kraut R., Greenfield P., Gross E. The Impact of Home Computer Use on Children’s Activities and Development // The Future of Children. 2000. Vol. 10, № 2. P. 123-144.
11. Van der Aa N., Overbeek G., Engels R., Scholte R., Meerkerk G., Van den Eijnden R. Daily and Compulsive Internet Use and Well-Being in Adolescence: A Diathesis-Stress Model Based on Big Five Personality Traits // Journ. Youth Adolescence. 2009. № 38. P. 765-776.
THE STRUCTURE OF ADOLESCENT COMPUTER BEHAVIOUR: THE LINKS WITH PERSONALITY
Savkina T.O., Slobodskaya E.R. (Novosibirsk)
Summary. The study examined the factor structure of computer and Internet use and personality in a sample of 993 adolescents using self-reports. Associations between personality traits and six factors of computer activities (Intensity, Game playing, Advanced, Common use, Communication and Plot games) are discussed in light of the recent findings.
Key words: computer use; Internet use; personality; adolescents.
103