Научная статья на тему 'Структура поведения подростков за компьютером: связи с личностными особенностями'

Структура поведения подростков за компьютером: связи с личностными особенностями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА / ИНТЕРНЕТ / ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / COMPUTER USE / INTERNET USE / PERSONALITY / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савкина Татьяна Оскаровна, Слободская Елена Романовна

В выборке 993 подростков по данным самоотчетов изучены структура занятий за компьютером и личностные особенности. Установлены взаимосвязи личностных особенностей с факторами поведения за компьютером: интенсивностью, увлечением играми, продвинутым и простым использованием, виртуальным общением и сюжетными играми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study examined the factor structure of computer and Internet use and personality in a sample of 993 adolescents using self-reports. Associations between personality traits and six factors of computer activities (Intensity, Game playing, Advanced, Common use, Communication and Plot games) are discussed in light of the recent findings

Текст научной работы на тему «Структура поведения подростков за компьютером: связи с личностными особенностями»

УДК 159.923.33-053

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ: СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Т.О. Савкина, Е.Р. Слободская (Новосибирск)

Работа выполнена при поддержке гранта: РФФИ № 08-06-00011а

Аннотация. В выборке 993 подростков по данным самоотчетов изучены структура занятий за компьютером и личностные особенности. Установлены взаимосвязи личностных особенностей с факторами поведения за компьютером: интенсивностью, увлечением играми, продвинутым и простым использованием, виртуальным общением и сюжетными играми.

Ключевые слова: использование компьютера; Интернет; личность; подростки.

Значение компьютера и Интернета в повседневной жизни подростков изменяется. Если в 1990-е гг. исследовали зависимость от Интернета и связи с интернальными проблемами - депрессией и одиночеством, то в последние годы в связи с распространением компьютеров и возрастающей доступностью Интернета стали обнаруживать положительные эффекты [5. C. 49; 10. C. 123]. Известно, что подростки используют компьютер в основном для общения, игр и учебы [2.

C. 196; 3. C. 6]. Однако сведений о том, что именно делают подростки за компьютером и в Интернете, недостаточно, поскольку зачастую оценивают только длительность занятий [4. C. 634; 11. C. 767]. Появились данные о множественности занятий: подростки обычно одновременно используют несколько приложений [4. C. 647]. Возникает необходимость исследования структуры поведения подростков за компьютером.

В 1990-е гг. среди подростков, пользовавшихся компьютером, преобладали мальчики; они использовали компьютер интенсивнее девочек [3. C. 5]. В настоящее время различия, связанные с полом, сглаживаются. Исключение составляют игры, которые по-прежнему более популярны среди подростков мужского пола [10. C. 140]; среди чрезмерно увлекающихся играми доля мальчиков еще более высока [4. C. 639]. Имеются данные о том, что виртуальное общение и выполнение домашних заданий на компьютере более распространены среди девочек [2. C. 195; 4. C. 640; 10. C. 140]. Младшие подростки более увлечены Интернетом, чем старшие [2. C. 196], фактическая длительность занятий у этих групп не различается [4. C. 641]. Характер использования Интернета зависит от личностных особенностей [5. C. 49]. В последние годы широко исследуют значение факторов Большой Пятерки - экстраверсии, нейротизма, открытости, уступчи-

97

№ 39

Сибирский психологический журнал

2011 г.

вости и сознательности [6. C. 273]. Установлено, что практически все они влияют на способ виртуального общения [1. C. 125]: интроверсия, нейротизм и неуступчивость способствуют возникновению чувства одиночества при навязчивом использовании Интернета [11. C. 771]. Однако практически отсутствуют сведения о том, как личностные особенности связаны с распространенными занятиями подростков за компьютером.

Целью настоящей работы явилось исследование структуры поведения подростков за компьютером и ее взаимосвязей с личностными особенностями.

Методика исследования

Участники и процедура исследования. В исследовании приняли участие 993 подростка (50% женского пола) от 14 до 18 лет (средний возраст 15,5±1 год) школ и средних специальных учебных заведений одного из районов г. Новосибирска. Подросткам предлагали в течение одного урока анонимно заполнить комплект опросников.

Инструменты. Опросник использования компьютера и Интернета включал вопросы о частоте, длительности и долях времени, потраченного на конкретные занятия за компьютером и в Интернете. Перечни занятий за компьютером (игры; установка и настройка программ; просмотр фильмов, клипов и фото; программирование; рисование; оформление и создание музыки и работа с текстами) и в Интернете (электронная почта; поиск информации; сетевые игры; общение в чатах и социальных сетях) были составлены на основании предшествующих работ [2. С. 193; 10. С. 131] и результатов предварительного исследования. Предпочтения в играх оценивали, предлагая следующий перечень: квесты, аркады, симуляторы, сетевые ролевые игры, эротические, «драки и стрелялки» и стратегии.

Список индивидуальных особенностей ребенка, краткая форма (СИОР-К) [9. C. 23] - свободный от влияния культуры и возраста инструмент для оценки личностных особенностей детей и подростков. На основании 62 утверждений определяют 15 черт среднего уровня (активность, общительность, положительные эмоции, упрямство, антагонизм, отрицательные эмоции, ориентацию на достижения, организованность, покладистость, отвлекаемость, боязливость, застенчивость, открытость опыту и интеллект/обучаемость) и факторы Большой Пятерки (экстраверсия, неуступчивость, сознательность, нейротизм и открытость). Коэффициенты внутренней согласованности шкал среднего уровня колебались от 0,62 до 0,83 (в среднем 0,74), Большой Пятерки -от 0,78 до 0,89.

Статистический анализ: изучение распределения ответов подростков на вопросы об использовании компьютера и Интернета и

98

Психология образования и развития

структуры поведения за компьютером при помощи факторного анализа показателей использования компьютера и Интернета по методу главных компонент с вращением Varimax. Количество значимых факторов уточнили с помощью параллельного анализа [8. C. 399], показавшего адекватность шестифакторного решения. В качестве показателей поведения подростков за компьютером использовали факторные оценки. Взаимосвязи изучали методом корреляционного анализа; при сравнении двух групп использовали Т-критерий.

Результаты

Использование компьютера и Интернета. Компьютером пользовался 951 подросток (96% выборки), большая часть (70%) - ежедневно. В среднем они проводили за компьютером около 3 ч в день, однако четвертая часть - более 4 ч. Интернетом пользовались 866 респондентов (87% выборки), из них большая часть (65%) - ежедневно. В среднем подростки проводили в Интернете около 2 ч в день.

Структура поведения подростков за компьютером. Результаты факторного анализа представлены в табл. 1. Шесть факторов описывали более 50% разнообразия поведения подростков за компьютером. Фактор 1 «увлечение играми» отражал время, потраченное на игры, в особенности сетевые ролевые и так называемые «драки и стрелялки»; меньшие нагрузки давали настройка программ и эротические игры. Фактор 2 «интенсивность использования» включал все показатели частоты и длительности использования компьютера и Интернета. Фактор 3 «продвинутое использование» отражал время, потраченное на программирование, настройку программ и рисование; меньшую нагрузку давала работа с текстами. Фактор 4 «пользовательский» отражал время, потраченное на просмотр фильмов, клипов и фотографий, поиск информации, написание текстов и, с меньшей нагрузкой, рисование. Фактор 5 «виртуальное общение» включал время, потраченное на чаты, социальные сети и электронную почту. Фактор 6 «сюжетные игры» включал предпочтение симуляторов, кве-стов и стратегий.

Значение пола и возраста. У мальчиков и девочек достоверно различались средние значения пяти факторов: «увлечение играми», «продвинутое использование» и «сюжетные игры» были больше выражены у мальчиков: t (848) = 18,7, р < 0,001; t (848) = 4,8, р < 0,001; t (848) = 2,4, р = 0,02 соответственно; факторы «пользовательский» и «виртуальное общение» доминировали у девочек: t (848) = 4,2, р < < 0,001 и t (848) = -6,2, р < 0,001 соответственно. Возраст отрицательно коррелировал с фактором «виртуальное общение» (r = -0,09, р = 0,009) и положительно - с «пользовательским» (r = 0,08, р = 0,05).

99

№ 39

Сибирский психологический журнал

2011 г.

Т а б л и ц а 1

Шестифакторная структура поведения подростков за компьютером: факторные нагрузки и процент вариации после вращения Varimax

Показатели поведения Факторы

подростков 1 2 3 4 5 6

за компьютером УИ ИИ ПрИ П ВО СИ

Сетевые игры б 0,82 0,17 0,12 -0,02 0,10 -0,09

Компьютерные игры3 0,79 -0,11 0,05 -0,01 -0,03 0,17

Ролевые игрыс 0,67 0,22 0,09 -0,06 -0,10 -0,17

Драки и стрелялкис 0,56 -0,07 0,04 -0,05 -0,02 0,35

Частота Интернета -0,03 0,81 -0,02 -0,05 0,09 -0,15

Частота компьютера -0,04 0,78 0,03 0,04 -0,03 0,01

Длительность Интернета 0,07 0,72 0,08 0,02 0,29 0,02

Длительность компьютера 0,25 0,68 0,13 0,01 0,01 0,17

Программированиеа 0,14 0,12 0,80 0,01 -0,04 0,05

Настройка программа 0,32 0,05 0,65 0,03 0,06 0,16

Рисованиеа -0,22 0,03 0,55 0,36 0,10 0,00

Просмотр фильмов, фотоа 0,03 0,03 -0,21 0,68 0,16 0,11

Поиск информацииб 0,10 0,06 0,20 0,66 -0,06 0,04

Написание текстова -0,20 -0,05 0,33 0,62 0,03 -0,13

Общение в чатахб 0,05 0,18 0,00 0,02 0,82 0,04

Электронная почтаб -0,08 0,06 0,05 0,09 0,80 -0,08

Симуляторыс 0,01 -0,02 0,16 -0,14 0,07 0,72

Квестыс 0,02 0,05 -0,03 0,18 -0,10 0,63

Эротическиес 0,31 0,03 0,10 0,08 -0,08 0,14

Стратегиис 0,23 -0,02 0,12 0,12 -0,03 0,32

Аркадыс -0,22 -0,06 0,03 0,26 0,05 0,02

Процент объясненной дисперсии 12,2 11,5 7,9 7,5 7,0 6,4

Примечание. а - доля времени за компьютером, б - доля времени в Интернете, с - предпочитаемые игры. УИ - «увлечение играми», ИИ - «интенсивность использования», ПрИ - «продвинутое использование», П - «пользовательский», ВО - «виртуальное общение», СИ - «сюжетные игры». Значения, превышающие 0,4, выделены полужирным шрифтом.

Взаимосвязи с личностными особенностями. Коэффициенты корреляции факторов поведения подростков за компьютером с личностными чертами среднего уровня и шкалами Большой Пятерки представлены в табл. 2. Наибольшее количество связей обнаружило «увлечение играми»: оно было отрицательно связано с сознательностью и входящими в нее чертами, кроме отвлекаемости; с экстраверсией (общительность и положительные эмоции), открытостью опыту, боязливостью и сочувствием, и положительно - с неуступчивостью (упрямство и антагонизм). «Интенсивность использования» отрицательно коррелировала с сознательностью и положительно - с неуступчивостью и соответствующими чертами. «Продвинутое использование» было связано с открытостью опыту и несколько слабее - с уступчивостью (с ориентацией на достижения - положительно, с отвлекаемостью - от-

100

Психология образования и развития

рицательно). «Пользовательский» фактор положительно коррелировал с сознательностью (ориентация на достижения и покладистость), открытостью опыту, положительными эмоциями и сочувствием. Наиболее сильные связи с личностными особенностями обнаружило «виртуальное общение»: оно положительно коррелировало с экстраверсией и сознательностью и входящими в них чертами среднего уровня, с открытостью опыту и сочувствием и отрицательно - с нейротизмом (застенчивость). Сюжетные игры были отрицательно связаны с нейро-тизмом (боязливость).

Т а б л и ц а 2

Достоверные корреляции факторов поведения подростков за компьютером с социально-демографическими показателями, характеристиками ближайшего окружения и личностными особенностями

Личностные Факторы поведения подростков за компьютером

особенности 1 2 3 4 5 6

УИ ИИ ПрИ П ВО СИ

Экстраверсия -0,09* - - - 0,30*** -

Активность - - - - 0,22** -

Общительность -0,07* - - - 0,27*** -

Положительные эмоции -0,14*** - - 0,08* 0,26*** -

(Не)уступчивость 0,10' 0,13** - - - -

Упрямство 0,08* 0,14*** - - - -

Антагонизм 0,15*** 0,12*** - - - -

Отрицательные эмоции - 0,08* - - - -

Сознательность -0,12*** -0,16*** 0,08* О о 0,11*** -

Ориентация на достижения -0,10*** -0,13** 0,08* 0,11** 0,08* -

Организованность -0,14*** -0,14*** - - 0,16*** -

Покладистость -0,08* -0,10** - 0,10** 0,08* -

Отвлекаемость - 0,12*** -0,08* - - -

Нейротизм - - - - -0,15*** 1 О О

Боязливость -0,08* - - - - -0,08*

Застенчивость - - - - -0,20*** -

Открытость О o' 1 - 0,12*** О О - -

Открытость опыту -0,13*** - 0,13*** 0,10** 0,10** -

Сочувствие -0,17*** - - 0,12*** 0,18*** -

Примечание. УИ - «увлечение играми», ИИ - «интенсивность использования», ПрИ -«продвинутое использование», П - «пользовательский», ВО - «виртуальное общение», СИ - «сюжетные игры». ***p < 0,001; **p < 0,01; *p < 0,05.

Обсуждение результатов

Проведенное исследование позволило определить структуру поведения подростков за компьютером и в Интернете и ее взаимосвязи с

101

№ 39

Сибирский психологический журнал

2011 г.

личностными особенностями. Анализ показал, что частота и длительность использования компьютера/Интернета образуют отдельный фактор интенсивности, объясняющий около 12% разнообразия поведения подростков за компьютером; остальные факторы являются содержательными и объясняют около 40% разнообразия. Помимо общения и игр, значение имел фактор «простого» использования компьютера (тексты, поиск, фильмы и рисование), что согласуется с данными других исследований [2. C. 196; 3. C. 6]. Кроме того, в нашем исследовании имел значение фактор «продвинутого» использования (системное администрирование и программирование); ранее компьютерная компетентность исследовалась только среди взрослых [7. C. 2230].

Интенсивность использования компьютера у подростков разного пола не различалась, и это согласуется с последними данными [2. C. 5;

4. C. 638]. При этом найдены различия в содержании занятий: мальчики больше времени тратили на игры и «продвинутые» приложения, а девочки больше общались и использовали распространенные приложения, что подтверждает и расширяет результаты, полученные в других странах [2. C. 196; 4. C. 642; 7. C. 2238]. Больше всего коррелировали с поведением подростков за компьютером черты, относящиеся к сознательности, что отличается от имеющихся данных [11. C. 765].

Связи между виртуальным общением и чертами экстраверсии также противоположны найденным ранее [1. C. 125] и более тесные, чем полученные в предшествующих исследованиях [11. C. 767]: если ранее для общения Интернетом чаще пользовались интроверты, то в нашем исследовании высокий уровень виртуального общения связан с экстраверсией. Найденные взаимосвязи неуступчивости с интенсивностью и увлечением играми отчасти согласуются с данными исследования датских психологов [11. C. 765]. Наиболее значительные первый и второй факторы - «увлечение играми» и «интенсивное использование компьютера» - связаны с неуступчивостью, несознательностью, низкой открытостью и интроверсией; положительные эффекты появляются только при выделении последующих факторов - простого и продвинутого использования, а также виртуального общения. Эти факторы объясняют меньше разнообразия, однако сила связей с личностными особенностями на содержательном уровне свидетельствует об адекватности их включения в структуру поведения за компьютером.

Выводы

1. Структура поведения подростков за компьютером определялась интенсивностью использования и рядом содержательных компонент: увлечением играми, общением, обычным и продвинутым использованием ПК.

102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психология образования и развития

2. Интенсивность использования компьютера подростками разного пола не различалась, при этом девочки больше времени тратили на виртуальное общение и распространенные приложения, а мальчики -на «продвинутые» приложения и игры.

3. Увлечение играми и интенсивность связаны с неуступчивостью и низкой сознательностью, а виртуальное общение - с экстраверсией.

Литература

1. Amichai-Hamburger Y., Wainapel G., Fox S. On the Internet no one knows I’m an intro-

vert: Extroversion, neuroticism, and Internet interaction // CyberPsychology & Behavior. 2002. № 5. Р. 125-128.

2. Bayraktar F., Gun Z. Incidence and Correlates of Internet Usage Among Adolescents in

North Cyprus // CyberPsychology & Behavior. 2007. Vol. 10, № 2. Р. 191-197.

3. DeBell M., Chapman C. Computer and Internet Use by Students in 2003. Washington:

National Center for Education Statistics, 2006. С. i-x, 1-62.

4. Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens report // Applied Devel-

opmental Psychology. 2004. Vol. 25, № 6. P. 633-649.

5. Kraut R., Kiesler S., Boneva B. Internet paradox revisited // Journ. Soc Issues. 2002. № 58. P. 49-74.

6. McCrae R.R., Costa P. T. Empirical and theoretical status of the five-factor model of

personality traits // Sage handbook of personality theory and assessment / G. Boyle,

G. Matthews, D. Saklofske (Eds.). Los Angeles: Sage, 2008. Vol. 1. P. 273-294.

7. Morahan-Martin J., Schumacher P. Attitudinal and experiential predictors of technologi-

cal expertise // Computers and Human Behavior. 2007. Vol. 23, № 5. P. 2230-2239.

8. O ’Connor B.P. SPSS and SAS programs for determining the number of components us-

ing parallel analysis and Velicer’s MAP test // Behavior Research Methods, Instruments, and Computers. 2000. Vol. 32, № 3. P. 396-402.

9. Slobodskaya H.R., Zupancic M. Development and Validation of the Inventory of Child

Individual Differences - Short Version in Two Slavic Countries // Studia Psychologica.

2010. Vol. 52, № 1. P. 23-39.

10. Subrahmanyam K., Kraut R., Greenfield P., Gross E. The Impact of Home Computer Use on Children’s Activities and Development // The Future of Children. 2000. Vol. 10, № 2. P. 123-144.

11. Van der Aa N., Overbeek G., Engels R., Scholte R., Meerkerk G., Van den Eijnden R. Daily and Compulsive Internet Use and Well-Being in Adolescence: A Diathesis-Stress Model Based on Big Five Personality Traits // Journ. Youth Adolescence. 2009. № 38. P. 765-776.

THE STRUCTURE OF ADOLESCENT COMPUTER BEHAVIOUR: THE LINKS WITH PERSONALITY

Savkina T.O., Slobodskaya E.R. (Novosibirsk)

Summary. The study examined the factor structure of computer and Internet use and personality in a sample of 993 adolescents using self-reports. Associations between personality traits and six factors of computer activities (Intensity, Game playing, Advanced, Common use, Communication and Plot games) are discussed in light of the recent findings.

Key words: computer use; Internet use; personality; adolescents.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.