Научная статья на тему 'Взаимосвязь между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков'

Взаимосвязь между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
594
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПОДРОСТКИ / COMPUTER USE / MENTAL HEALTH / ADOLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савкина Татьяна Оскаровна, Слободская Елена Романовна

В выборке 995 подростков учащихся школ и средних специальных учебных заведений, по данным самоотчетов изучены показатели психического здоровья и спектр занятий за компьютером. Выявлено значение пола, ступени обучения и типа учебного заведения. Установлены взаимосвязи между объемом использования компьютера и Интернета и проблемами психического здоровья, в большей степени с экстернальными проблемами (проблемы с поведением и гиперактивность/невнимательность). Обнаружено, что отрицательные взаимосвязи между занятиями за компьютером и просоциальным поведением находятся под модерирующим влиянием ступени обучения и типа учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савкина Татьяна Оскаровна, Слободская Елена Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENTS' COMPUTER USE AND MENTAL HEALTH

The study examined the associations between computer use and mental health in a sample of 995 adolescences (50 % female) aged 14-18 years using self-reports. Computer Use Questionnaire assessed the amount of time spent on different activities; the Strengths and Difficulties Questionnaire was used to assess emotional and behavioural problems. Analysis showed the significant effects of gender, grade and school type; computer use variables positively correlated with externalising problems, the effect size was 4 % or less. The links between computer activities and prosocial behavior were moderated by grade level and school type.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков»

УДК 616.89-053

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА И ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ ПОДРОСТКОВ

Татьяна Оскаровна САВКИНА, Елена Романовна СЛОБОДСКАЯ

НИИ физиологии СО РАМН 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 4

В выборке 995 подростков — учащихся школ и средних специальных учебных заведений, по данным самоотчетов изучены показатели психического здоровья и спектр занятий за компьютером. Выявлено значение пола, ступени обучения и типа учебного заведения. Установлены взаимосвязи между объемом использования компьютера и Интернета и проблемами психического здоровья, в большей степени с экстернальными проблемами (проблемы с поведением и гиперактивность/невнимательность). Обнаружено, что отрицательные взаимосвязи между занятиями за компьютером и просоциальным поведением находятся под модерирующим влиянием ступени обучения и типа учебного заведения.

Ключевые слова: использование компьютера, психическое здоровье, подростки.

В настоящее время компьютер играет большую роль в повседневной жизни подростков [1]. В связи с этим исследования последних лет направлены на изучение вопроса о том, как его использование влияет на благополучие подростков [2—8]. Важным аспектом благополучия подростков является психическое здоровье, так как от него зависит ход развития и образования на протяжении последующей жизни [9]. Большая часть исследований посвящена изучению злоупотребления компьютером, в том числе разных вариантов зависимости [10], в то время как исследований нормативного использования компьютера недостаточно. Исследования связи между использованием компьютера и психическим здоровьем претерпели определенные изменения. Если в первое время, как правило, находили связанные с компьютером отрицательные эффекты — повышенный уровень депрессии и одиночества [4, 6, 7], то в последние годы больше внимания обращают и на положительные эффекты [3, 11, 12]. Следует отметить, что российские данные такого рода практически отсутствуют. В связи с этим целью настоящей работы было изучение взаимосвязи между использованием компьютера и психическим здоровьем российских подростков.

Материал и методы

Выборка. В исследовании участвовали 995 подростков (50 % женского пола) 14—18 лет из 19 учебных заведений Советского района г. Новосибирска. Учащиеся колледжей, гимназий и лицеев составили 34 % выборки, общеобразовательных школ — 51 %, вечерних школ и профессиональных училищ (ПУ) — 15 % выборки. Учащиеся 8-х классов составили 31 % выборки (средний возраст —

14,6 ± 0,8 лет), учащиеся 10-х классов и 1-х курсов средних специальных учебных заведений — 69 % (средний возраст — 15,9 ± 0,8 лет). Подросткам

предлагали для заполнения опросники; сбор данных проводили с февраля по май 2009 г.

Использование компьютера (количество часов в месяц), в соответствии с современными подходами [3], определяли произведением частоты использования компьютера (дней в месяц) на длительность типичного использования (часов в день). Долю времени, потраченного на конкретные занятия подростков за компьютером, оценивали по 5-балльной шкале с градациями: 1 — «никогда», 3 — «около половины времени» и 5 — «всегда». Перечень занятий был составлен на основании предшествующих работ [8] и результатов предварительного исследования и включал игры, установку программ и настройку компьютера, просмотр фильмов, клипов и фотографий, программирование, рисование, оформление и создание музыки, работу с текстами, занятия в Интернете и другие. Полученные частоты нормировали, так чтобы сумма всех занятий составляла 100 %, а затем умножали на время использования компьютера. Результирующие показатели позволяли оценить относительную долю времени, потраченную на каждое конкретное занятие подростков за компьютером, количеством часов в месяц; однако с их помощью нельзя точно оценить длительность того или иного занятия. Помимо этого, спрашивали о наличии личного или общего домашнего компьютера, об основном месте использования компьютера и об использовании Интернета.

Психическое здоровье оценивали с помощью стандартизованного скринингового опросника «Сильные стороны и трудности» [13], охватывающего наиболее распространенные эмоциональные и поведенческие проблемы, составляющие четыре шкалы: эмоциональные симптомы (тревоги, страхи, депрессивные и психосоматические симпто-

Cавкина Т.О. — аспирант, e-mail: rippinen@physiol.ru

Слободская Е.Р. — д.психол.н., к.м.н., гл.н.с., e-mail: hslob@physiol.ru

мы), проблемы с поведением (несдержанность, агрессивность, непослушание, ложь и воровство), гиперактивность (расторможенность, импульсивность и невнимательность) и проблемы со сверстниками (отчужденность, непопулярность и социальная изоляция). Помимо этого, оценивали просоциальное поведение (сочувствие и помощь другим людям), общее число проблем и их влияние на жизнь (субъективное страдание, нарушения в повседневной домашней жизни, дружеских отношениях, учебе в школе и занятиях в свободное время).

Статистический анализ. Значение дискретных социально-демографических характеристик изучали при помощи многомерного дисперсионного анализа, при сравнении двух групп использовали 1-критерий; уровень значимости корректировали с помощью поправки Бонферрони (р = 0,05/число показателей). Значение непрерывных показателей изучали при помощи корреляционного анализа и серии множественных регрессий. Результирующими переменными были показатели психического здоровья. В первой серии использовали пошаговый метод. Независимые переменные вводили двумя блоками. Первый блок включал социальнодемографические факторы: пол (0 — мужской, 1 — женский), возраст, ступень обучения (8-е и 10-е классы) и тип учебного заведения (УЗ: 1 — колледжи, гимназии и лицеи, 2 — общеобразовательные школы, 3 — вечерние школы и ПУ). Второй блок включал использование компьютера в целом и конкретные занятия.

Во второй серии множественных регрессий изучали модерирующее влияние социально -демографических факторов на взаимосвязь между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков. Результирующими переменными были показатели психического здоровья; независимые переменные вводили в следующем порядке: 1) один из социально-демографических показателей (пол, ступень обучения, тип УЗ) и один из показателей использования компьютера; 2) взаимодействие между этими независимыми переменными, стандартизованными в виде 7-оценок.

Результаты

Использование компьютера. Около 96 % подростков пользуются компьютером, причем 95 % из них — дома. Кроме того, 13 % подростков используют компьютер у друзей, 9 % — в школе и 3 % — в клубе. Большинство детей (58 %) имеют личный компьютер, а 37 % пользуются общим домашним компьютером. Доступ в Интернет имеют 86 % подростков. Подростки отмечали, что используют компьютер в среднем 73,9 ± 50,6 часов в месяц. Больше всего времени они тратили на различные занятия в Сети (20,6 ч/мес.). Просмотр фильмов, клипов и фотографий занимал 14,8 ч/мес., игры — 12,3 ч/мес., настройка программ — 8,3 ч/мес., работа с тек-

стами — 6,4 ч/мес., рисование, оформление и создание музыки — 5,1 ч/мес., программирование — 4,3 ч/мес. и «другое» — 1,7 ч/мес. «Другое» включало в себя в основном прослушивание музыки, а также заработок и выполнение заданий для школы.

Подростки, не имеющие доступа в Интернет, тратили на компьютер меньше времени, чем имеющие: 51,8 ± 44,7 и 79,7 ± 49,3 ч/мес. соответственно, 1 (948) = 4,39, р < 0,001; это относится к просмотру фильмов и фотографий (7,3 ± 10,5 и 15,9 ± 13,1 ч/мес., 1 (949) = 1,07, р < 0,001), написанию текстов (3,9 ± 6,5 и 7,0 ± 8,8 ч/мес., 1 (949) = 13,3, р < 0,001), программированию (2,9 ± 6,0 и 4,7 ± 8,4 ч/мес., 1 (949) = 13,8, р < 0,001, рисованию (4,0 ± 6,9 и 5,4 ± 8,0 ч/мес., 1 (949) = 4,9, р < 0,045) и использованию Интернета (1,2 ± 7,0 и 23,9 ± 19,8 ч/мес., 1 (949) = 130,8, р < 0,001. Однако время, потраченное на игры, у тех, кто не имел доступа в Интернет, было больше: 19,2 ± 23,6 и 12,0 ± 14,1 ч/мес., 1 (949) = 36,6, р < 0,003.

Подростки мужского пола в целом посвящают гораздо больше времени компьютеру, чем подростки женского пола: 82 ± 50,6 и 66 ± 49,5 ч/мес. соответственно, 1 (982) = 1, р < 0,001. Мальчики больше играют: 18,1 ± 18 и 6,6 ± 9,6 ч/мес., 1 (983) = 148,4, р < 0,001; занимаются настройкой: 10,8 ± 9,8 и

5,7 ± 7,5 ч/мес., 1 (983) = 24,1; р < 0,001; программируют: 6,5 ± 9,5 и 2,1 ± 5,5 ч/мес., 1 (983) = 145,1, р < 0,001. Девочки же больше рисуют (5,4 ± 8 и 4 ± 6,9 ч/мес., 1 (983) = 12, р < 0,001) и пишут тексты (7 ± 8,8 и 3,9 ± 6,5 ч/мес., 1 (983) = 6,9, р < 0,003).

Десятиклассники в целом больше занимаются с компьютером, чем восьмиклассники:

78,6 ± 51,2 и 63,4 ± 47,8 ч/мес. соответственно, 1 (982) = 5,1, р < 0,001. Это касается настройки программ: 8,8 ± 9,1 и 7,1 ± 8,9 ч/мес., 1 (983) = 1,2, р < 0,001; просмотра фильмов, клипов и фотографий: 15,9 ± 13,5 и 12,5 ± 12,1 ч/мес., 1 (983) = 7,4, р < 0,007; программирования: 5 ± 8,8 и 2,8 ± 6 ч/мес., 1 (983) = 45,4, р <0,001; рисования и создания музыки: 5,4 ± 8,1 и 4,4 ± 7,3 ч/мес., 1 (983) = 1,2, р < 0,05; работы с текстами: 7,2 ± 9,2 и 4,6 ± 6,8 ч/мес., 1 (983) = 32,9, р < 0,001; занятий в Интернете: 22,1 ± 20,1 и 17,5 ± 20,1 ч/мес., 1 (983) = 1,8, р < 0,001.

Помимо этого, существенное значение имел тип УЗ ^ (947) = 11,85, р < 0,001): учащиеся гимназий, лицеев и колледжей пользуются компьютером больше (83,7 ± 48,4 ч/мес.), чем учащиеся общеобразовательных школ (71,2 ± 48,5 ч/мес.), последние, в свою очередь, больше, чем учащиеся вечерних школ и ПУ (61,3 ± 58,6 ч/мес.). Аналогичная тенденция наблюдалась по отдельным видам компьютерных занятий, за исключением игр, использование которых не различалось в зависимости от ступени обучения.

Таблица 1

Показатели психического здоровья подростков по данным самооценки

Шкала Общая выборка (п = 933-937) Мальчики (п = 483) Девочки (п = 456-460) 1 р <

М 5 М 5 М 5

Просоциальное поведение 6,9 2,2 6,3 2,3 7,4 1,9 8,8 0,001

Гиперактивность 3,9 2,1 3,8 2,2 4,1 2,2 0,09 0,05

Проблемы в поведении 2,5 2,2 3,0 1,6 2,8 1,5 2,3 0,025

Эмоциональные симптомы 2,9 1,5 2,0 2,1 2,9 2,2 1,1 0,001

Проблемы со сверстниками 2,6 1,7 2,8 1,7 2,4 1,7 0,7 0,001

Общее число проблем 11,9 4,9 11,7 5,1 12,1 4,7 1,4 0,2

Влияние проблем на жизнь 0,9 1,6 0,7 1,5 0,9 1,6 5,4 0,04

Психическое здоровье. Средние значения и разнообразие показателей психического здоровья подростков в общей выборке и в подгруппах мальчиков и девочек и результаты сравнения подгрупп даны в табл. 1. Данные настоящего исследования сравнили с показателями психического здоровья, полученными в аналогичном исследовании большой выборки подростков (п = 1013), проведенном в 2003—2004 гг. [14]. С учетом поправки Бон-феррони, достоверных различий не выявлено, за исключением шкалы эмоциональных симптомов: в настоящем исследовании их уровень был ниже (2,5 ± 2,2), чем пятью годами ранее (2,8 ± 2,2; 1 (1950) = 3,01; р < 0,003). При сравнении показателей психического здоровья в подгруппах мужского и женского пола с учетом поправки Бонферрони (р = 0,007) выявлено, что у девочек больше выражено просоциальное поведение и выше уровень эмоциональных симптомов, а у мальчиков было больше проблем со сверстниками. Эти различия соответствуют результатам предыдущего исследования и данным литературы [14]. При сравнении показателей психического здоровья у десятиклассников и восьмиклассников, а также у подростков, обучающихся в УЗ разного типа, достоверных различий не выявлено.

Взаимосвязи между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков. В табл. 2 представлены корреляции между использованием компьютера подростками и показателями их психического здоровья. Взаимосвязей с занятиями по оформлению, рисованием и созданием музыки не обнаружено. Уровень просоциального поведения отрицательно коррелировал с общим количеством времени, проведенного за компьютером, и со всеми видами занятий, кроме работы с текстами и Интернета. Проблемы с психическим здоровьем,

наоборот, положительно коррелировали с большинством показателей использования компьютера, исключение составляла обратная связь между уровнем эмоциональных симптомов и временем, потраченным на игры.

Наибольшее количество связей обнаружили поведенческие проблемы; это касается времени, проводимого за компьютером, и таких занятий, как просмотр фильмов, настройка программ, Интернет и игры. Гиперактивность была связана с использованием компьютера и Интернета, а также просмотра фильмов. Проблемы со сверстниками были связаны со временем, потраченным на игры, программирование и написание текстов. Общее число проблем коррелировало с общим использованием компьютера и Интернета. Использование компьютера не было связано с влиянием имеющихся проблем на каждодневную жизнь подростков.

Анализ с помощью множественной регрессии

показал, что просоциальное поведение на 7,2 % определялось полом подростка и на 0,9 % — временем, потраченным на игры. Уровень гиперактивности/невнимательности на 1,2 % определялся ступенью обучения и полом и на 2,4 % — временем, потраченным на Интернет и игры, а уровень проблем с поведением — полом (0,5 %) и объемом использования компьютера в целом (1,9 %). Проблемы со сверстниками были связаны с полом подростка (1,9 %) и временем, потраченным на работу с текстами (0,7 %). Общее число проблем определялось только объемом использования компьютера в целом (1,4 %), эмоциональные симптомы и влияние проблем на жизнь не зависели от использования подростками компьютера. Все выявленные в регрессии взаимосвязи использования компьютера с проблемами психического здоровья

Таблица 2

Корреляции между показателями использования компьютера и психического здоровья подростков

Общее число проблем Гиперак- тивность Проблемы с поведением Эмоцио- нальные симптомы Проблемы со сверстниками Общее число проблем Влияние проблем на жизнь

Использование компьютера: -0,12*** 0,12*** 0,15*** 0,00 0,05 0,12*** -0,04

игры —0 19*** 0,06 0,08* -0,09** 0,09** 0,04 -0,06

настройка программ -0,13*** 0,03 0 11*** -0,02 0,07* 0,07* -0,04

просмотр фильмов -0,09** 0,09** 0,12*** 0,00 0,00 0,07* -0,04

программирование -0,09** 0,01 0,03 0,00 0,08* 0,05 -0,03

написание текстов 0,04 0,00 0,04 0,06 0,07* 0,07* 0,01

Интернет -0,04 0,15*** 0 11*** 0,03 -0,03 0,10*** -0,01

Примечание: * — корреляция достоверна при р < 0,05, **

были положительными, а связь с просоциальным поведением — отрицательной.

При анализе взаимодействий установлено, что связь между просоциальным поведением и временем, потраченным на установку и настройку программ, различалась в зависимости от ступени обучения ^ (1, 937) = 9,08; р = 0,03): у восьмиклассников наблюдалась отрицательная корреляция, а у учеников десятых классов подобной взаимосвязи не было (рис., А). Сходным образом ступень обучения оказывала достоверное модери-рующее влияние на связь между использованием Интернета и общим числом проблем ^ (1, 932) = = 4,23; р = 0,04: у восьмиклассников была достоверная положительная корреляция, а у десяти -классников взаимосвязь отсутствовала (рис., Б), а также на связь между использованием Интернета и выраженностью проблем со сверстниками ^ (1, 934) = 4,43; р = 0,035). При разделении учащихся на подгруппы подростков, пользующихся Интернетом больше и меньше среднего значения (20,7 часов в неделю), обнаружено, что у восьмиклассников уровень проблем со сверстниками в этих подгруппах не различался (2,8 ± 1,9 и

2,7 ± 1,6 баллов соответственно), а среди десятиклассников у тех, кто интенсивнее пользуется Интернетом, проблем со сверстниками было меньше (2,4 ± 1,7), чем у тех, кто пользуется относительно мало (2,7 ± 1,8; 1 = 2,29; р = 0,02).

Тип УЗ оказывал модерирующее влияние на взаимосвязь между просоциальным поведением с одной стороны и такими занятиями как настройка программ ^ (2, 936) = 5,13; р = 0,006) и использование Интернета ^ (2, 936) = 4,36; р = 0,013): в обоих случаях отрицательная корреляция имелась только у учащихся общеобразовательных школ, а в колледжах, лицеях, гимназиях, ПУ и вечерних школах достоверной взаимосвязи не было (рис., В, Г). Кроме того, тип УЗ оказывал модери-

— при р < 0,01, *** — при р < 0,001.

рующее влияние на взаимосвязь между временем, потраченным на просмотр фильмов, и проблемами со сверстниками ^ (2, 934) = 3,03; р = 0,049): отрицательная корреляция наблюдалась только у учащихся гимназий, лицеев и колледжей.

Обсуждение

Исследование большой выборки подростков — учащихся всех УЗ одного района большого города — позволило оценить показатели психического здоровья и сопоставить их с полученными ранее данными [14]. Установлены стабильность уровня наиболее распространенных проблем и некоторое снижение частоты эмоциональных симптомов. Выявлено, что подавляющее большинство подростков имеют не только компьютер, но и доступ в Интернет. Наиболее распространены занятия в Сети, просмотр фильмов, клипов и фотографий и игры. Общее время использования компьютера, а также время конкретных занятий различаются в зависимости от пола, ступени обучения, типа УЗ и наличия доступа в Интернет.

Мальчики занимаются компьютером больше, чем девочки, — это соответствует данным, полученным в других странах, и касается таких занятий как игры, настройка программ и программирование [8, 12, 15]. Девочки по сравнению с мальчиками чаще занимаются рисованием, созданием музыки и работой с текстами. Старшеклассники тратят на компьютер больше времени, чем ученики среднего звена; это касается всех занятий, кроме игр. Подростки из УЗ высокого уровня (гимназий, лицеев и колледжей) больше занимаются с компьютером, чем ученики общеобразовательных школ, а меньше всего времени за компьютером проводят ученики вечерних школ и ПУ; и здесь также различия установлены по всем занятиям, кроме игр. При отсутствии доступа в Интернет подростки проводят за компьютером меньше времени, это касается всех занятий,

Настройка компьютера

Использование Интернета

Рис. Взаимодействия между

социально-демографическими факторами и использованием компьютера в отношении психического здоровья подростков

— общеобразовательные школы

- - УЗ с повышенной нагрузкой ■ ПУ и вечерняя школа

----1-----1----1-----1-----г

10 20 30 40 50

Настройка компьютера

— общеобразовательные школы

- - УЗ с повышенной нагрузкой ■ ■ ■ ■ ПУ и вечерняя школа

' 20 40 60 80 100

Использование Интернета

включая те, для которых доступ в Сеть не нужен, при этом подростки тратят больше времени на игры, чем их сверстники, имеющие доступ в Интернет. Можно отметить, что игры занимают особое место среди спектра компьютерных занятий, так как время, потраченное на них, не зависит от ступени обучения и типа УЗ, кроме того, они более востребованы подростками, не имеющими доступа в Интернет.

Анализ взаимосвязей между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков показал, что чем больше времени подростки проводят за различными компьютерными занятиями, тем сильнее выражены проблемы психического здоровья и ниже уровень просоциального поведения. В результате регрессионного анализа установлено, что суммарное время, потраченное на компьютер, вносит достоверный вклад в общее число проблем психического здоровья подростков. В отличие от результатов ранних исследований, но в согласии с последними данными [3, 11, 12, 16], мы не обнаружили негативного влияния компьютерных занятий на эмоциональные проблемы подростков (тревоги, страхи, сниженное настроение и психосоматические симптомы), а вклад компьютерных занятий в проблемы со сверстниками был невелик. Ключевые эффекты, выявленные в области экстернальных проблем (проблем с поведением и гиперактивности), и отрицательные связи использования компьютера с просоциальным поведением не отмечены в литературе, кроме игрового поведения, исследователи которого указывают на возможное повышение риска экстернальных проблем среди игроманов [15, 17]. Регрессионный анализ позволил уточнить, что просоциальное поведение

связано в основном с меньшим количеством времени, уделяемым играм, а взаимосвязь использования компьютера с экстернальными проблемами требует дальнейшего анализа. Ступень обучения оказывала позитивное модерирующее влияние на взаимосвязи между использованием компьютера и психическим здоровьем, нивелируя в старших классах ряд негативных эффектов, относящихся к просоциальному поведению, проблемам со сверстниками и общему числу проблем. Взаимодействия с типом УЗ требуют дальнейшего изучения.

Заключение

Использование компьютера негативно связано с психическим здоровьем подростка, однако суммарная величина эффекта не превышает 3 %. Наиболее сильные взаимосвязи выявлены с экстернальными проблемами — проблемами с поведением и гиперактивностью. При переходе на старшую ступень обучения ряд негативных эффектов исчезает.

Благодарности

Авторы благодарны всем участникам исследования. Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант № 08-06-00011а).

Список литературы

1. Van den Eijnden R.J., Meerkerk G.J., Ver-mulst A.A. et al. Online communication, compulsive Internet use, and psychosocial well-being among adolescents: a longitudinal study // Dev. Psychol. 2008. 44 (3). 655-665.

2. Valkenburg P.M., Peter J. Social consequences of the Internet for adolescents. A decade of research // Curr. Direct. Psychol. Sci. 2009. 18. 1-5.

3. Van der Aa N., Overbeek G., Engels R. et al. Daily and compulsive Internet use and well-being in adolescence: A diathesis-stress model based on big five personality traits // J. Youth Adolesc. 2009. 3S. 765—776.

4. Ybarra M.L., Alexander C., Mitchell K.J. Depressive symptomatology, youth Internet use, and online interactions: A national survey // J. Adolesc. Health. 2005. 36. 9—18.

5. Gross E.F., Juvonen J., Gable S.L. Internet use and wellbeing in adolescence // J. Soc. Issues. 2002. 58. 75—90.

6. Mesch G. Social relationships and Internet use among adolescents in Israel // Soc. Sci. Q. 2001. 82. 329—340.

7. Kraut R., Patterson M., Lundmark V. et al. Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? // Amer. Psychol. 1998. 53. 1017—1031.

S. Subrahmanyam K., Greenfield P., Kraut R. et al. The impact of computer use on children’s and adolescents’ development // Appl. Dev. Psychol. 2001. 22. 7—30.

9. Rutter M. Connections between child and adult psychopathology // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 1996. 5 (1). 4—7.

10. Byun S., Ruffini C, Mills J. et al. Internet addiction: A quantitative meta-synthesis of 1996—2006 research // CyberPsychol. Behav. 2008. 12. (2). 203—207.

11. Kraut R., Kiesler S., Boneva B. Internet paradox revisited // J. Soc. Issues. 2002. 58. 49-74.

12. Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens report // Appl. Dev. Psychol. 2004. 25. 633-649.

13. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2005. 14. 28-33.

14. Слободская Е.Р., Гудман Р., Рябиченко Т.И. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков // Психиатрия. 2006. (2). 28-36.

Slobodskaya H.R., Goodman R., Ryabichenko T.I. Psychososial factors of adolescent emotional and behavioural problems // Psychiatria. 2006. (2). 28-36.

15. Lee K.M., Peng W. What do we know about social and psychological effects of computer games? A comprehensive review of the current literature // 2006. 327-345.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Caplan S. Preference for online social interaction. A theory of problematic Internet use and psychosocial well-being // Commun. Res. 2003. 30. (6). 625-648.

17. Durkin K. Game playing and adolescents’ development // Playing video games: Motives, responses and consequences. Eds. P.Vorderer, J. Bryant. 2006. 415-428.

ADOLESCENTS’ COMPUTER USE AND MENTAL HEALTH

Tatyana Oskarovna SAVKINA, Helena Romanovna SLOBODSKAYA

Institute of Physiology SB RAMS 630117, Novosibirsk, Timakov st., 4

The study examined the associations between computer use and mental health in a sample of 995 adolescences (50 % female) aged 14—18 years using self-reports. Computer Use Questionnaire assessed the amount of time spent on different activities; the Strengths and Difficulties Questionnaire was used to assess emotional and behavioural problems. Analysis showed the significant effects of gender, grade and school type; computer use variables positively correlated with externalising problems, the effect size was 4 % or less. The links between computer activities and prosocial behavior were moderated by grade level and school type.

Key words: computer use, mental health, adolescents.

Savkina Т.О. — post-graduate student, e-mail: rippinen@physiol.ru

Slobodskaya H.R. — doctor of psychological sciences, candidate of medical sciences, chief researcher, e-mail: hslob@physiol.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.