№ 6 - 2014 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 616-053.6+681.3
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА С СОСТОЯНИЕМ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
Т. И. Рябиченко12. Е. П. ТимофееваГ. А. Скосырева2. Т. В. КарцеваЮ. Н. Патрушева2
1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск) 2ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины» СО РАМН
(г. Новосибирск)
Было обследовано 150 детей подросткового возраста обоего пола от 15-ти до 17-ти лет г. Новосибирска. Целью исследования было изучение взаимосвязи факторов использования компьютера с состоянием соматического здоровья подростков. Комплекс обследования включал общеклиническое обследование и опросник использования компьютера и Интернета. Полученные результаты показывают, что состояние соматического здоровья школьников представляет серьёзную медико-социальную проблему. Существенная часть разнообразия поведения подростков за компьютером представлена пятью факторами, включающими увлечение играми, интенсивностью использования, продвинутым и обычным использованием, общением.
Ключевые слова: подростки, соматическое здоровье, компьютер.
Рябиченко Татьяна Ивановна — доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории иммунологии репродукции ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины» СО РАМН, профессор кафедры пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 229-10-54
Тимофеева Елена Петровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: timofeevae.p@mail.ru
Скосырева Галина Александровна — доктор медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории иммунологии репродукции ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины», е-mail: timofeevae.p@mail.ru
Карцева Татьяна Валерьевна — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней, декан педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 229-10-54
Патрушева Юлия Николаевна — аспирант лаборатории иммунологии репродукции ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины», е-mail: timofeevae.p@mail.ru
Введение. Результаты проведённых к настоящему времени исследований свидетельствуют о наличии неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья современных подростков. Основными особенностями являются увеличение роста заболеваемости по всем основным классам болезней, увеличение подростковых инвалидности, смертности и доли хронической патологии [1, 2, 5]. В настоящее время компьютер занимает все больше места в повседневной жизни; современные подростки тратят на него больше времени, чем на все остальные занятия. Большинство исследований основывались на показателях длительности использования компьютера и были посвящены злоупотреблению, зависимости и связи с депрессией и одиночеством. В последние годы обнаружились положительные эффекты в области общения, однако отсутствуют сведения о том, как факторы, связанные с работой за компьютером, влияют на состояние соматического здоровья [3, 4, 6].
Цель: изучить взаимосвязь факторов использования компьютера с состоянием соматического здоровья подростков.
Материалы и методы. Исследование охватило 150 подростков (75 девочек и 75 мальчиков) от 15-ти до 17-ти лет из общеобразовательных учебных заведений г. Новосибирска. Комплекс обследования включал сбор жалоб, данные анамнеза, изучение медицинских амбулаторных карт, осмотр педиатра, общеклиническое обследование. Опросник использования компьютера и Интернета содержал вопросы о частоте, длительности и долях времени, потраченных на конкретные занятия, за компьютером и в Интернете [3]. Перечни занятий за компьютером включали игры; установка и настройка программ; просмотр фильмов, клипов и фото; программирование; рисование, оформление и создание музыки; работа с текстами и в Интернете (электронная почта, поиск информации, сетевые игры, общение в чатах и социальных сетях). Предпочтения в играх оценивали, предлагая следующий перечень: квесты, аркады, симуляторы, сетевые ролевые игры, эротические, «драки и стрелялки» и стратегии.
Для отбора возможных предикторов или проверки влияния различных показателей работы с компьютером использовалась оценка OR (oddsratю — отношение шансов). Для моделирования использовался модуль «Нелинейное оценивание» (NonlinearEstimation) с функцией Quicklogitregression пакета статистических программ STATISTICA v. 7.0.
Результаты исследования и обсуждение. При оценке соматического здоровья у мальчиков и девочек использовались стандартные критерии определения группы здоровья ребенка. Обращает внимание факт, что данные из амбулаторных карт не соответствовали фактическим результатам, полученным на основе собственных исследований. Первая группа здоровья (здоровые дети) сократилась у мальчиков в 1,5 раза (с 2,3 до 1,5 %), у девочек практически в 3 раза (с 8,9 до 2,5 %). Вторая группа здоровья (дети, у которых отсутствовали хронические заболевания, но имелись некоторые функциональные и морфологические отклонения) также уменьшилась у мальчиков практически в 2,5 раза и составила 22,7 %, у девочек — в 2 раза и составила 24,4 % девочек. Третья группа здоровья объединяет больных с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации. Количество таких участников
среди мальчиков по результатам исследования увеличилось в 2,5 раза (с 30,2 до 75,8 %) и у девочек — в 1,8 раза (с 41,1 до 73,1 %).
Результаты оценки использования компьютера подростками показали, что почти все имели доступ к личному (52,9 % мальчиков и 50,0 % девочек) или домашнему компьютеру (47,1 % мальчиков и 44,6 % девочек). У 82,0 % мальчиков и 85,9 % девочек имелся неограниченный доступ в Интернет. Абсолютное большинство опрошенных подростков пользовались компьютером ежедневно (79,6 % мальчиков и 74,4 % девочек). Большая часть подростков обращались к ресурсам Интернета ежедневно (72,5 % мальчиков и 76,1 % девочек). Продолжительность использования Интернета в течение дня для большинства подростков находилась в диапазоне от 1-го до 4-х часов. На вопрос об использовании Интернета более 5-ти часов подряд положительно ответили 52,0 % мальчиков и 71,4 % девочек.
При анализе целей использования компьютера около половины участников исследования (52,9 % мальчиков и 41,8 % девочек) выбирали категории «меньше половины времени» для выполнения домашнего задания. Для развлечений компьютер использовался примерно в половине времени. Для общения компьютер чаше использовался девочками. Знакомства через Интернет не играли для опрошенных подростков существенной роли. Так примерно половина подростков (51,1 % мальчиков и 42,9 % девочек) выбрала вариант ответа «никогда». Покупки через Интернет осуществляли 20,4 % мальчиков и 27,3 % девочек. Решение проблем с использованием компьютера отвергли 51,0 % юношей и 32,2 % девушек ф = 0,0315). Увлечения и хобби в компьютерной среде были популярны у 75 % мальчиков и 77 % девочек. При этом различия между юношами и девушками выявлены при выборе категории «больше половины времени», которую выбрали 16,3 % юношей и только 4,4 % девушек ф = 0,0181).
Наибольшие различия между мальчиками и девочками было выявлены при анализе выбираемых компьютерных игр. Так мальчики чаще девочек выбирали «стратегии» (43,1 % VS 13,0 %; p = 0,0001), «драки и стрелялки» (31,4 % VS 14,1 %; p = 0,0149), «компьютерные симуляторы» (31,4 % VS 16,3 %; p = 0,0376) и ролевые игры (25,5 % VS 8,7 %; p = 0,0074). Для девочек же более предпочтительными оказались «приключения» (31,7 % VS 5,9 %; p = 0,0006). Установка и настройка игр занимает половину и более времени у 14,0 % мальчиков и только 6,8 % девочек. Установка других программ занимала половину и более времени у 28,6 % мальчиков и только у 18,0 % девочек.
Просмотр фильмов, видео клипов и фотографий являлся одним из наиболее популярных вариантов времяпровождения подростков. Этот вариант занимал половину и более времени у 58,0 % мальчиков и 78,7 % девочек. Монтаж видео- и фотодокументов популярен у 14,6 % мальчиков и 26,7 % девочек. Оформление работ занимало половину и больше времени у 4,0 % мальчиков и 20,7 % девочек. При этом 67,3 % мальчиков и 39,1 % девочек этим вообще не занимались ф = 0,0020).
Работа с базами данных являлась наиболее популярным вариантом времяпровождения юношей-подростков. Этот вариант занимал половину и более времени у 60,0 % мальчиков и 32,2 % девочек. Достоверные отличия этого способа проводить время у компьютера были выявлены при выборе «около половины времени» у 36,0 % мальчиков и у 5,7 % девочек ф < 0,0001).
Прослушивание музыки привлекало в большей степени девочек. Половину и более времени этим занимались почти половина девочек-подростков (49,7 %).
Половину и более времени тратили на переписку по электронной почте мальчики в 52,0 % и девочки в 59,6 % случаев. В социальных сетях девушки проводили больше времени, чем юноши, что представлено вариантами «никогда» (30,7 % у девочек VS 70,8 % у мальчиков; р < 0,0001) и «всегда» (31,8 % у девочек VS 2,1 % у мальчиков; р = 0,0001). Половину и более времени тратили на дискуссии в Интернете мальчики в 18,4 % и девочки в 23,6 % случаев. Общались при помощи ICQ-сервиса и мальчики(44,0 %), и девочки (38,4 %) примерно одинаково. Примерно столько же времени современные подростки тратили на скачивание различного программного обеспечения из Интернета: 42,9 % мальчиков и 48,9 % девочек.
Информацию для своих увлечений искали в половине и более времени 26,5 % мальчиков и 33,0 % девочек. Поиск информации для решения своих проблем занимал половину и более времени у 33,3 % мальчиков и у 27,0 % девочек. При этом 60,2 % девочек отвергали данный вариант использования компьютера против 28,5 % мальчиков (р = 0,0004). Просмотр эротики занимал половину и более времени у 26,0 % юношей и у 10,2 % девушек. Половину и более времени тратили на получение новостей мальчики в 4,1 % и девочки в 27,3 % случаев. Использование компьютера для создания и поддержки веб-страниц отмечено в половине и более времени у 2,0 % мальчиков и 9,1 % девочек. Размещением информации о товарах занимались 10,4 % мальчиков и 7,0 % девочек. Создавали блоги и писали на различные форумы в половине и более времени 8,3 % мальчиков и 2,2 % девочек.
При анализе отношения родителей к использованию компьютеров и Интернета подростками было выявлено, что негативно относились к слишком большим потерям времени за компьютером 25,0 % родителей мальчиков и 37,5 % у девочек. В то же время негативные оценки потерь времени подростками в Интернете отмечены родителями 8,3 % мальчиков и 15,6 % девочек. Недовольство 16,7 % родителей мальчиков и 6,2 % родителей девочек вызывали и чрезмерное увлечение компьютерными играми.
Положительные стороны увлеченности компьютерами также были отмечены родителями. Так по пункту «хорошо разбирается в различных программах» родители мальчиков выбрали ответ «верно» в 54,2 %, а родители девочек в 23,4 % (р = 0,0070). Умение оформлять работы на компьютере отмечали 54,2 % родителей мальчиков и 50,8 % девочек. Отсутствие этих навыков выявило гендерные особенности (0,0 % VS 15,4 %; р = 0,0443). Выбор вариантов ответа на пункт «помогает с компьютером другим пользователям» тоже выявило достоверно большее владение компьютером у мальчиков (50,0 % VS 23,4 %; р = 0,0181). Умение находить нужную информацию в Интернете отмечали абсолютное большинство родителей и мальчиков (91,3 %), и девочек (72,3 %). Опрос родителей о наличии и выраженности проблем, связанных с использованием подростками компьютеров, позволил выявить, что 60,9 % родителей мальчиков и 45,3 % родителей девочек отмечали подобные проблемы разной степени выраженности, так на домашнюю жизнь они влияли у 26,1 % мальчиков и 16,7 % девочек. Оказывали влияние на учебу в школе (категории «довольно сильно» и «очень сильно») на мальчиков в 17,4 % случаев и на девочек в 10,2 %. Влияния подобных проблем на здоровье вызывали опасения у 54,4 % родителей мальчиков и 21,7 % родителей девочек.
При ОЯ-анализе влияния на риск хронической патологии показателей, характеризующих наличие компьютера и доступа в Интернет, выявлено не было. При ОЯ-анализе интенсивности использования 1Т-ресурсов наибольшее количество предикторов хронической соматической патологии было выявлено у девочек-подростков. Так использование компьютера более 3-х часов в день (ОЯ = 0,30; 95 % 0,12-0,77; р =
0,0109) показало свое протективное действие. Кроме того, близким к уровню значимости оказалось защитное влияние использования Интернета более 3-х часов в день (OR = 0,42; 95 % 0,17-1,05; р = 0,0581) и систематическое использование Интернета более 5-ти часов подряд (OR = 0,43; 95 % 0,17-1,09; р = 0,0703). У девочек риск хронической патологии внутренних органов снижается (близко к уровню значимости) при использовании компьютера для выполнения домашнего задания (OR = 0,44; 95 % 0,18-1,10; р = 0,0743) и для увлечения или хобби ДО = 0,40; 95 % С^ 0,16; 1,02; р = 0,0525). Тенденцию к повышению риска у девочек можно отметить при использовании компьютера для решения головоломок (OR = 2,54; 95 % 0,88-7,32; р = 0,0800). При анализе распределения времени у компьютера у девочек-подростков статистически достоверным оказалось четырехкратное снижение риска при использовании компьютера для просмотров фильмов и фотографий (OR = 0,26; 95 % 0,07-0,98; р = 0,0401) и при работе с монтажом видео- или фотоизображений (OR = 0,26; 95 % 0,08-0,83; р =
0.0203).
У мальчиков систематическое использование Интернета более 5-ти часов подряд (из перечисленных характеристик), наоборот, повышал риск развития хронической соматической патологии почти в 6 раз (OR = 5,79; 95 % 1,02-32,81; р = 0,0411). OR-анализ отношения родителей к использованию современных информационных технологий на риск хронической патологии не выявил их влияния. Результаты опроса родителей о наличии проблем, связанных с использованием компьютера подростком, и о влиянии на подростка проблем, связанных с использованием компьютера, не имели ассоциированности с риском хронической соматической патологии.
Заключение. Состояние соматического здоровья школьников на современном этапе представляет серьёзную медико-социальную проблему. Полученные результаты могут быть полезны школьным врачам, психологам, родителям и другим специалистам, работающим с подростками. Повседневное и повсеместное использование компьютера интегрируется во все сферы жизни подростков. Существенная часть разнообразия поведения подростков за компьютером представлена пятью факторами, включающими: увлечение играми, интенсивностью использования, продвинутым и обычным использованием, общением. Интенсивность использования компьютера подростками разного пола не различается, при этом девочки больше времени тратят на виртуальное общение и распространенные приложения, а мальчики — на «продвинутые» приложения" и игры. При OR-анализе влияния на риск хронической патологии показателей, характеризующих наличие компьютера и доступа в Интернет, выявлено не было. В то же время при OR-анализе интенсивности использования 1Т-ресурсов были выявлены различия в зависимости от пола. Использование компьютера и Интернета более 3-х часов в день показали свое протективное действие для девочек, но отрицательное действие для мальчиков. Для профилактики и коррекции злоупотребления компьютером следует учитывать возможную переориентацию занятий подростков на продвинутое использование и общение с учетом их личностных особенностей, пола и состояния соматического здоровья.
Список литературы
1. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 гг.» / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, В. А. Тутельян, Б. Т. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 176 с.
2. Грицинская В. Л. Современные тенденции роста, развития и здоровья школьников / В. Л. Грицинская, М. Ю. Галактионова. — Красноярск : Версо, 2008. — 94 с.
3. Риппинен Т. О. Повседневное использование компьютера и благополучное развитие подростка / Т. О. Риппинен, Е. Р. Слободская // Теоретическая и эксперим. психология.
— 2014. — Т. 7, № 1. — С. 15-23.
4. Сравнительный анализ психологического и психического здоровья подростков, обучающихся в образовательных учреждениях с повышенным и обычным уровнем учебной нагрузки в условиях крупного мегаполиса Сибири / Е. П. Тимофеева,
Т. И. Рябиченко, Г. А. Скосырева [и др.] // Междунар. журн. эксперим. образования.
— 2014. — № 3. — С. 85-90.
5. Сравнительный анализ комплексной оценки здоровья подростков, обучающихся
в образовательных учреждениях с повышенным и обычным уровнем учебной нагрузки в условиях крупного мегаполиса Сибири / Е. П. Тимофеева, Т. И. Рябиченко, Г. А. Скосырева, Т. В. Карцева // Перспективные научные достижения : сб. материалов междунар. научно-практического Интернет-симпозиума. — 2014.
6. McCrae R. R. Empirical and theoretical status of the five-factor model of personality traits / R. R. McCrae, P. T. Costa // Sage handbook of personality theory and assessment / G. Boyle, G. Matthews, D. Saklofske (Eds.). — Los Angeles : Sage, 2008. — Vol. 1. — P. 273-294.
INTERRELATION OF FACTORS OF COMPUTER USAGE WITH OF SOMATIC HEALTH STATE AT TEENAGERS
T. I. Ryabchenko12. G. A. Skosyreva2. E. P. Timofeeva'. T. V. Kartseva'. Y. N. Patrusheva2
1SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health (Novosibirsk c.) 2FSBE "Scientific center of clinical and experimental medicine SB RAMS (Novosibirsk c.)
150 teenagers of both sexes from 15 to 17 years of Novosibirsk were examined. Studying of interrelation of computer usage factors with of somatic health state of teenagers was the research objective. The complex inspection included all-clinical inspection and questionnaire of use of computer and Internet. The received results show that the somatic health state of school students represents a serious medico-social problem. The essential part of variety of teenagers' behavior at the computer is presented by five factors including addicting for games, intensity of use, the advanced and usual use, communication.
Keywords: teenagers, somatic health, computer.
About authors:
Ryabichenko Tatyana Ivanovna — doctor of medical science, leading researcher of laboratory of reproduction immunology at FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine SB RAMS, professor of childhood diseases propaedeutics chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (383) 229-10-54
Timofeeva Elena Petrovna — candidate of medical science, assistant professor of childhood diseases propaedeutics chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, e-mail: timofeevae.p@mail.ru
Skosyreva Galina Aleksandrovna — doctor of medical science, senior research associate of laboratory of reproduction immunology at FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine SB RAMS, e-mail: timofeevae.p@mail.ru
Kartseva Tatyana Valerievna — doctor of medical science, professor, head of childhood diseases propaedeutics chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (383) 229-10-54
Patrusheva Julia Nikolaevna — post-graduate student of laboratory of reproduction immunology at FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine SB RAMS, e-mail: timofeevae.p@mail.ru
List of the Literature:
1. New opportunities of preventive medicine in the solution of problems of health of children and teenagers of Russia. Comprehensive program of the scientific researches «Prophylaxis
of the Most Widespread Diseases of Children and Teenagers for 2005-2009.» / A. A. Baranov, V. R. Kuchma, V. A. Tutelyan, B. T. Velichkovsky. — 2nd iss., revis. and ad.— M.: GEOTAR-media, 2008. — 176 P.
2. Gritsinskaya V. L. Current trends of body height, development and health of school students / V. L. Gritsinskaya, M. Y. Galaktionova. — Krasnoyarsk: Verso, 2008. — 94 P.
3. Rippinen T. O. Daily use of the computer and safe development of the teenager / T. O. Rippinen, E. R. Slobodskaya // Theoretical and exper. psychology. — 2014. — V. 7, № 1. — P. 15-23.
4. The comparative analysis of psychological and mental health of teenagers who are trained in educational institutions with the increased and usual level of academic load in the conditions of Siberian megalopolis / E. P. Timofeeva, T. I. Ryabichenko, G. A. Skosyreva [etc.] // Intern. Journal of exper. educations. — 2014. — № 3. — P. 85-90.
5. The comparative analysis of complex assessment of health of the teenagers who are trained in educational institutions with the increased and usual level of an academic load in the conditions of the large megalopolis of Siberia / E. P. Timofeeva, T. I. Ryabichenko, G. A. Skosyreva, T. V. Kartseva // Perspective scientific achievements: collection of materials intern. scientific and practical Internet workshop. — 2014.
6. McCrae R. R. Empirical and theoretical status of the five-factor model of personality traits / R. R. McCrae, P. T. Costa // Sage handbook of personality theory and assessment / G. Boyle, G. Matthews, D. Saklofske (Eds.). — Los Angeles : Sage, 2008. — Vol. 1. — P. 273-294.