Научная статья на тему 'Повседневная жизнь подростков города сибирской провинции накануне Великой Отечественной войны (на примере Омской области)'

Повседневная жизнь подростков города сибирской провинции накануне Великой Отечественной войны (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / СИБИРСКАЯ ПРОВИНЦИЯ / DAILY LIFE / TEENAGERS / PRE-WAR PERIOD / OMSK REGION / SIBERIAN PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлова А.А.

Рассматривается повседневная жизнь школьников в предвоенный период. Показаны особенности учебного процесса, а также внешкольной жизни подростков. Акцентируется внимание на государственной политике по отношению к подрастающему поколению и на её реализации в сибирской провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Daily Life of Teenagers in the City of the Siberian Province on the Eve of the Great Patriotic War (on the Example of Omsk Region)

The article deals with the daily life of schoolchildren in the prewar period. The author shows the features of the educational process, as well as extracurricular life of adolescents. Attention is focused on the state policy towards the younger generation and how it was implemented in the Siberian province.

Текст научной работы на тему «Повседневная жизнь подростков города сибирской провинции накануне Великой Отечественной войны (на примере Омской области)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 152-157.

УДК 94(517.13)

DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.152-157

А. А. Козлова

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА СИБИРСКОЙ ПРОВИНЦИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)*

Рассматривается повседневная жизнь школьников в предвоенный период. Показаны особенности учебного процесса, а также внешкольной жизни подростков. Акцентируется внимание на государственной политике по отношению к подрастающему поколению и на её реализации в сибирской провинции.

Ключевые слова: повседневность; подростки; предвоенный период; Омская область; сибирская провинция.

A. A. Kozlova

DAILY LIFE OF TEENAGERS IN THE CITY OF THE SIBERIAN PROVINCE ON THE EVE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE EXAMPLE OF OMSK REGION)

The article deals with the daily life of schoolchildren in the prewar period. The author shows the features of the educational process, as well as extracurricular life of adolescents. Attention is focused on the state policy towards the younger generation and how it was implemented in the Siberian province.

Keywords: daily life; teenagers; prewar period; Omsk region; Siberian province.

Изучение Великой Отечественной войны до сих пор остаётся актуальной проблемой и для учёных-историков, и для любителей. В разные годы внимание привлекают разные аспекты, в настоящее время многие исследователи обратились к вопросам экстремальной повседневности военного времени. Проблема повседневности оказалась в центре внимания ещё несколько десятков назад, причём как у историков, так и у философов. Но не менее важным кажется проблема изменения основных аспектов повседневности с мирного времени на военное, сам процесс формирования стрессовой ситуации, который происходил летом-осенью 1941 г. Для того, чтобы понять это в полной мере, наверное, необходимо обратиться к жизни советского общества в конце 1930-х гг.

К 1930-м годам страна постепенно превратилась в государство с определёнными перспективами развития, именно поэтому один из основных вопросов для руководства страны было особое внимание подрастающему поколению. Здесь важным кажется вопрос об отношении государства к молодёжи и отношение молодых людей к своей стране, к своему будущему, которое было неразрывно с ней связано. Кроме того, не менее важным для рассмотрения является вопрос о том, как повлияло изменение международной обстановки накануне Великой Отечественной войны на молодое поколение в целом и что изменилось во взаимоотношениях государства и подрастающего поколения, когда со стороны власти стали предъявляться большие требования, чем в условиях начала

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ и Министерства образования Омской области 17-11-55006 «Повседневная жизнь в Западной Сибири накануне и во время Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)».

© Козлова А. А., 2018 152

и середины 1930-х гг. Кроме того, хотелось бы отметить тот факт, что молодое советское государство и все его граждане с самого начала своего образования существовали в состоянии экстремальной повседневности: Гражданская война, продолжавшаяся на окраинах практически до конца 1920-х гг., затем форсированные индустриализация и коллективизация, а после - начало Второй мировой войны в Европе, а значит необходимость скорейшей подготовки к возможному её началу и на территории нашей страны. Такой уровень экстремальности становился уже нормой, и возможно, многие современники воспринимали определённые бытовые трудности, как обычное и долговременное явление.

Источниками для изучения данной темы стала местная периодическая печать, прежде всего - городские, а также малотиражные районные газеты предвоенного периода: «Омская правда», «Молодой большевик», «На Ленинском посту», «Колхозное знамя», «Большевистский путь». Кроме того, был изучен сборник документов «Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам.(1917-1957)».

Основной задачей, которая ставилась перед подростками, было обучение: сначала школьное, а затем - профессиональное. Как и во всей стране, на территории Омской области в 1930-1931 гг. дети должны были получать обязательное начальное образование, а к концу 1930-х гг. многие заканчивали семилетку. Конечно, учёба и приготовление домашних заданий занимала основную часть времени детей и подростков, но не меньшее внимание уделялось и организации внеучеб-ной деятельности. Проявляя свойственную своему возрасту энергию, ребята включались в общественную жизнь страны, занимались в кружках по интересам, а также помогали взрослым в свободное время, а особенно -в период каникул.

Учебные предметы в школе делились на основные (их было большинство) и второстепенные, оценки по которым не учитывались в случае выдачи похвальной грамоты или красного аттестата по окончании школы [1, с. 439]. Речь идёт о предметах, предполагавших успехи не столько в зависимости от стараний и умений, сколько от природных способностей: пение, рисование и физкультура. Их изучение было необходимо просто

для общего гармоничного развития ребенка. Несмотря на то, что в стране явно шёл процесс, который иногда называют спортариза-цией нации, к недостаточно успешным в физическом развитии детям относились нормально. Обыденным делом для большинства учеников была сдача нормативов для получения различных значков, в первую очередь - значка ГТО, который был базовым для таких, как например «Юный ворошиловский стрелок» или «Юный отличник санитарной обороны СССР». Для любителей спорта или желающих заниматься каким-либо видом серьёзно набирали учащихся в Детские спортивные школы. При этом самыми популярными в Омске отделениями были велосипедное, легкоатлетическое и лыжное. Но соревнования проводились не только между спортивными школами, но и между школьниками общеобразовательных. Так например, 12 октября 1939 г. на Сыропятском тракте были организованы общегородские велосипедные соревнования, на которых от каждой школы была представлена команда из 10 человек разного возраста, причём юноши бежали 10 и 20 км, девушки и мальчики 5 и 10 км, а девочки 3 и 5 км [2, с. 4].

В школах, как и у взрослых на предприятиях, проходили соцсоревнования: выявляли лучшую успеваемость как среди классов, так и индивидуально. Для повышения успеваемости организовывались кружки по совместной подготовке уроков, в которых отличники занимались с отстающими детьми. Постоянно проводились собрания, на которых сами дети и учителя обсуждали способы улучшения оценок. Отличники выступали и в печати, делясь опытом отличной учебы. Вообще роль школы трудно переоценить, особенно в сельской местности, а ещё более -в северных районах, где они представляли собой интернаты, следовательно, дети не только обучались здесь, но и жили большую часть года. В таких местах школы, наряду с избами-читальнями, действительно превращались в центры культуры.

В местной прессе с апреля месяца появлялась целая рубрика: «Весенние испытания в школах». Начиная с четвертого класса, школьники сдавали итоговые испытания в письменной и устной форме. Для успешной сдачи экзаменов и получения реальной картины знаний школьники получали програм-

му испытаний, а для устных экзаменов - билеты. Не все школьники допускались к экзаменам: в случае наличия трех отметок «плохо» и «очень плохо» (переход на числовую систему оценок только начался с января 1939 г.) ученик оставался на второй год обучения или оставлялся для осенних испытаний. Ученики с первого класса по шестой сдавали экзамены до 1 июня, с седьмого по девятый - до 5 июня, а выпускники десятых классов - до 15 июня, при этом они должны были сдавать 11 экзаменов [3, с. 1]. Если по всем предметам выпускник получал «отлично», то зарабатывал красный аттестат, что предполагало дальнейшее обучение без экзаменов. Лучшие ученики области (50 человек) отправлялись на экскурсии в Москву и Ленинград, а также 300 человек посещали детский лагерь отдыха международного значения «Артек».

Особое внимание уделяли военной подготовке, поскольку международное положение для СССР было сложным всегда, поэтому наряду с военными кружками разной направленности организовывали военно-технические практические занятия в виде игр. Так, 30 июня 1939 г. прошла широкомасштабная игра, в которой участвовали взводы, роты, батальоны с артиллерией и пулемётами (всего участников было около двух тысяч человек) красных и синих. Перед участниками ставились боевые задачи разной степени сложности. В результате победу одержали синие [4, с. 3].

А с сентября 1939 г. в связи с началом военных действий Германии в Европе в СССР была введена всеобщая воинская обязанность, а в школах особое внимание стали уделять военной подготовке, которая включала в себя строевую подготовку, стрельбу, изучение устройства винтовки, автомата и другое. В это же время увеличилось количество кружков ПВХО и юных ворошиловских стрелков, между которыми также проводились областные соревнования по стрельбе. С января 1940 г. был введён новый комплекс ГТО, который включал в себя не только обязательные нормы, но и по выбору, что соответствовало специализации конкретного человека. С этого момента для получения значка I ступени нужно было пройти 14 испытаний, для II -15, а ещё вводился уровень БГТО - 9. Обязательные нормы: гимнастика, полоса препятствий, плавание, бег, лыжный спорт, стрель-

бу, знание основ гигиены, знание основ физической культуры и спорта - очевидно, что речь шла и о теоретических знаниях, а не только о практике. Нормы по выбору: 7 групп упражнений по признаку качеств, выработке которых они способствовали -воспитание силы, скорости, выносливости, ловкости, смелости и решительности, защиты и нападения, метания и стрельбы. Особенно важно это было для такой категории молодёжи, как допризывники. Это были либо выпускники школ, либо училищ, которые готовились пойти в армию, причём основная масса ответственно готовилась, уже получая заранее определённые военные навыки, поскольку такая подготовка в школах начиналась ещё в 5-7 классах, поскольку в средне-специальные учебные заведения поступали после семилетки [5, с. 2].

В свободное от учёбы время школьники занимались в самых различных кружках. Центрами посещения были Дворцы пионеров, где располагались театральный, хоровой, балетный, изо-, фотокружок, радио- и кинолюбителей. Результаты своей деятельности кружковцы демонстрировали на выставках районного, городского и областного уровней. В марте 1939 г. в ДК им. Лобкова открылась выставка художественных работ учащихся, на которой были представлены картины, скульптурные изображения и произведения прикладного и народного творчества. А для участников театральных кружков ежегодно проводился городской тематический смотр-конкурс.

Стоит отметить, что целью создания кружков было получение навыков практической деятельности по выбранному направлению. Так например, в августе 1939 г. на южной стороне Новой загородной рощи открылась детская техническая и сельскохозяйственная станция, фактически представлявшие собой плодово-ягодный сад и зоолого-живот-новодческую лабораторию. А на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был открыт специальный павильон «Сибирь», где свои достижения представляли не только взрослые, но и подрастающее поколение. Осенью 1939 г. главный выставочный комитет премировал Омскую областную техническую и сельскохозяйственную станцию дипломом II степени, пятью тысячами рублями и мотоциклом «За выдающиеся успехи в работе

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 152-157.

и перевыполнение показателей, установленных для участников ВСХВ» [6, с. 2].

С середины 1930-х гг. в Омске существовал клуб собаководства и голубеводства, с помощью которого пионеры и комсомольцы готовили своих питомцев к спортивным, охотничьим и розыскным мероприятиям, а птиц дрессировали с целью в дальнейшем использовать как почтовых голубей. Здесь состояли и те допризывники, которые планировали нести службу с собаками. Другие ребята просто растили и готовили животных для армии или органов внутренних дел. В конце августа прошла выставка спортивно-охотничьих собак, в которой приняли участие более трёх десятков питомцев и их хозяев. За первое и второе место были вручены призы: барометр и фотоаппарат [7, с. 4].

Кроме того, в Омске работали клубы: шахматно-шашечный, аэроклуб, авиамодельный, театральный. Регулярно проводились шахматно-шашечные длительные турниры как среди школьников, так и среди воспитанников детских домов. Зачастую они продолжались по 1,5-2 месяца. В этот период шахматы были популярными и среди школьников, и среди взрослых, поэтому шахматные клубы существовали повсеместно.

Большое внимание уделялось творческому развитию школьников: хореография, игра на музыкальных инструментах, вокал, хор. Ежегодно по всей стране проводились олимпиады детской художественной самодеятельности, в которой участвовали школьники и городов, и из сельской местности.

Особым временем для школьников 1930-х гг., как и для современных учеников, были каникулы. Вопрос об отдыхе подрастающего поколения был в центре внимания различных организаций. Рядом со всеми городами и населёнными пунктами работали пионерские и детские лагеря, а также дома отдыха. Те, кто не попал в загородные места отдыха, либо остальную часть каникул, приехав из них, привлекались и для совместных игр, особенно популярны были волейбол и футбол, и для участия в различных общественных мероприятиях. В июне пионеры помогали комсомольцам очищать загородные рощи для гуляний и готовить места для купания на Иртыше и Оми. Массовые гуляния проходили в основном в выходные дни, а местная власть организовывала в местах

большого скопления детей и молодёжи продажу мороженого и фруктовой воды. 8 июня 1939 г. был открыт районный сад, где для молодого поколения организовывались танцы, а также силами драмкружков ставили небольшие спектакли. Большое внимание уделялось кинотеатрам: число передвижных звуковых точек увеличилось в области на 44, а в городе они открывались в местах гуляний, а из стационарных - для детей и молодёжи действовали «Пионер» и кинотеатр имени Павлика Морозова. Но автор статьи сетует на то, что цены входных билетов в места отдыха и гуляний были достаточно высокими, поэтому не все желающие могли позволить себе такие развлечения.

6 июня 1939 г. на реке Оми были проведены соревнования по гребле: командное и личное первенство. Это для нашей области был слабо развитый вид спорта и тренеры отметили, что нужно ещё много тренироваться, чтобы иметь возможность выступать на общесоюзных состязаниях.

1 сентября в нашей стране и в Омске отмечался Международный юношеский день, которому уделялось не меньше внимания, чем Дню международной солидарности трудящихся. И центральной, и в местной печати рассказывалось об успехах школьников и молодёжи как в учёбе, так и в «социалистическом строительстве». В городе прошли демонстрации в честь этого праздника, а, кроме того, проводились испытания подрастающего поколения с целью получения значков: для ПВХО - это бег 3 км в противогазах, а затем учебные занятия 1,5 часа (для работающей молодёжи - у станка 45 минут); а для получения свидетельства пилота - зачёты планеристов (на «Юного авиастроителя» в Омске у молодёжи не хватало теоретической подготовки).

Длительность школьного обучения каждый молодой человек выбирал самостоятельно: в Омске и других городах области можно было окончить 10 классов, после чего поступать в вуз, либо окончить 7 классов и идти в ремесленные училища, ФЗУ или техникумы. Начало Второй мировой войны вынудило правительство всё больше внимания уделять оборонной промышленности и формированию слоя квалифицированной рабочей силы. Именно с этим связан указ Президиума Верховного Совета СССР «О государ-

ственных трудовых резервах СССР». Согласно этому указу в городах создавались ремесленные и железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения, в которых готовили молодые квалифицированные кадры сложных профессий, таких как машинисты паровозов, рабочие речного транспорта, связи. А для подготовки массовых рабочих профессий дополнительно открывались ФЗУ, срок обучения в которых составлял всего полгода. Важным аспектом указа, представляется обязанность местных властей предоставлять молодёжь для обучения и всё необходимое для организации учебного процесса (учебно-производственные помещения, оборудование, общежития, питание и стипендию). Всех, окончивших учебные заведения, ставили на учёт в Главное управление трудовых резервов, которое обеспечивало выпускников местом работы на 4 года со стандартной заработной платой. На этот период все молодые специалисты получали отсрочку от армии [8, с. 654].

Таким образом, налицо с одной стороны, обязательство со стороны государства и стабильность трудоустройства, с другой -конечно, отсутствие свободы трудоустройства для выпускников, а скорее всего - и при поступлении, поскольку речь идёт о мобилизации молодёжи на учёбу, когда председатели колхозов и Городские советы должны были предоставить для обучения определённое количество человек. Судя по объявлениям в омских газетах, распоряжение обеспечить условия учёбы выполнялись, по крайней мере, обеспечение общежитием и стипендией. В предвоенные годы в Омске действовало пять вузов: ветеринарный, сельскохозяйственный, педагогический, медицинский, автомобильно-дорожный; 5 техникумов, а также профессиональные школы ФЗУ, ремесленные и железнодорожные училища. В других городах области тоже существовали начальные и средние профессиональные учебные заведения. Все они официально, в том числе и через прессу приглашали на учёбу молодёжь, предоставляя места проживания не городским жителям и различные стипендиальные выплаты, сумма которых зависела от уровня учебного заведения (вузовские отличались от техникумовских).

Таким образом, очевидно, что местные сибирские органы с поддержкой руководства

страны уделяли очень большое внимание школьникам и молодёжи. Судя по всему, это было не только частью общегосударственной политики, но и связано с перспективностью развития данного региона, особенно в предвоенный период, когда страна особенно остро нуждалась в молодых и энергичных рабочих. С. С. Букин и Р. Е. Романов в своей монографии пишут о том, что на 1940 г. доля Сибирского региона в общесоюзном производстве составляла всего лишь 4 %, такая ситуация не соответствовала возможности решения задачи превращения нашего региона в многоотраслевой оборонный комплекс [9, с. 29]. Авторы считают, что основная проблема - это ограниченность людских ресурсов. Нам кажется, что дело не только в этом. Учитывая, что согласно Всесоюзной переписи 1939 г. в Сибири проживало 20-22 % молодёжи и подростков, вопрос скорее не в количестве, а в качестве трудовых ресурсов, иначе говоря - в квалифицированных кадрах, именно поэтому в Омске и других городах области открывались и среднеспециальные, и высшие учебные заведения, позволявшие освоить наиболее востребованные на тот момент профессии. Другая сложность, которая требовала внимания руководства области -это численный перевес сельского населения: в области проживало 2 366 603 человека, а в Омске - 280 716 человек, т. е. около 12,5 %, в других городах в несколько раз меньше. При этом очевидно, что область оставалась и сельскохозяйственной житницей, поэтому нужно было, чтобы и в деревне оставалось достаточно молодёжи, и промышленность получала молодые кадры. Один из способов решения проблемы - это привлечение девушек к неженским специальностям. Это явление очень хорошо известно для военного периода, но фактически - этот процесс начался ещё до войны. Газеты Омска и сельская пресса, как и по всей стране, всячески пропагандируют равенство мужчин и женщин на предприятиях и настойчиво предлагают девушкам осваивать мужские профессии: трактористы и комбайнеры в деревне, кочегары на речном и железнодорожном транспорте. Газета «Молодой большевик» большое внимание уделяет девушкам, окончившим Тюменское ФЗУ железной дороги, более трёх десятков из которых работают помощниками машинистов паровозов и готовятся в пер-

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 152-157.

спективе стать машинистами. Разными способами привлекают к второстепенной работе домохозяек: чтобы не отвлекать от основной работы мужчин молодые жёны-домохозяйки чистили стрелки зимой во время снежных заносов, обеспечивали бригады горячим питанием. Таким образом пытались высвобождать мужские квалифицированные рабочие руки. Кроме того, большое внимание в Омске и области уделялось подготовке новых квалифицированных кадров в предвоенный и военный период путём увеличения числа ФЗУ, ремесленных училищ и сокращения срока обучения. С другой стороны, стоит отметить большую активность и энтузиазм со стороны молодого поколения в первую очередь в вопросах учёбы, а затем - и во внешкольной деятельности, и в освоении профессий. Ощущение уверенности в завтрашнем дне, понимание для себя дальнейшей перспективы не могло не формировать у подростков и молодёжи уважение к стране, в которой они жили. Конечно, здесь большую роль играла идеологическая машина СССР и пионерско-комсомольское движение, много внимания уделявшее именно общественной деятельности подрастающего поколения, а также развитию различных аспектов гар-

Информация о статье

Дата поступления 20 июля 2018 г.

Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.

Сведения об авторе

Козлова Анна Александровна - канд. ист. наук, доцент Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644080, Россия,

Омск, пр. Мира, 5

E-mail: beigul-1@yandex.ru

Для цитирования

Козлова А. А. Повседневная жизнь подростков города сибирской провинции накануне Великой Отечественной войны (на примере Омской области) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 152157. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.152-157.

моничной личности учащихся (спортивные

секции, кружки, дополнительные занятия).

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова А. А. Повседневная жизнь школьников сибирской деревни накануне Великой Отечественной войны (по материалам омских газет) // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность (региональный аспект) : сборник материалов Международной научной конференции. - СПб., 2018. - С. 436-441.

2. Головченко А. Велосипедные соревнования школьников // Омская правда. - 1939. -№ 138. - С. 4.

3. Весенние испытания школьников // На Ленинском посту. - 1940. - № 47. - С. 1.

4. Военно-тактические занятия // Молодой большевик. - 1939. - № 90. - С. 3.

5. Допризывная подготовка // Колхозное знамя. - 1939. - № 63. - С. 2.

6. Премирование детской технической и сельскохозяйственной станции // Молодой большевик. - 1939. - № 175. - С. 2.

7. Выставка спортивно-охотничьих собак // Омская правда. - 1939. - № 108. - С. 4.

8. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам : сборник документов (1917-1957) : в 4 т. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1957. - Т. 2. - 877 с.

9. Букин С. С., Романов Р. Е. Рабочая молодёжь предприятий оборонного комплекса Сибири (1941-1945). - Новосибирск : Параллель, 2012. - 430 с.

Article info

Received July 20, 2018

Accepted

November 12, 2018 About the author

Kozlova Anna Aleksandrovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Siberian State Automobile and Highway Road University (Omsk, Russia)

Postal address: 5, Mira pr., Omsk, 644080, Russia

E-mail: beigul-1@yandex.ru For citations

Kozlova A. A. Daily Life of Teenagers in the City of the Siberian Province on the Eve of the Great Patriotic War (on the Example of Omsk Region). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 152-157. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.152-157 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.