УДК 94(470+571)"1917/..."
Кидяров Алексей Евгеньевич
кандидат исторических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
19a85@mail.ru
повседневная жизнь костромской и ярославской губерний в годы гражданской войны в историографии
В статье представлен обзор историографии повседневной жизни Костромской и Ярославской губерний в годы Гражданской войны. Анализ историографии позволяет сделать вывод о том, что тема повседневной жизни в период Гражданской войны в Костромском и Ярославском регионах неоднократно затрагивалась исследователями, но пока не получила полного освещения. В советской историографии проблематика истории повседневной жизни в период Гражданской войны редко становилась предметом самостоятельного изучения. Тем не менее вопросы продовольствия, жилищных условий, социальной сферы поднимались в работах, посвященных экономической истории, утверждению советской власти в Верхнем Поволжье, истории рабочего движения, а также антибольшевистским выступлениям в регионе (таким, как ярославское восстание 1918 г.). Лишь в 1990-е годы в Костроме и Ярославле стали появляться публикации, специально посвященные истории революционной повседневности. Исследователи обратились к изучению положения костромского и ярославского крестьянства и пролетариата, социально-политических настроений населения в период Гражданской войны, новых явлений в культуре в послереволюционные годы. Однако подготовленные в недавнее время первые комплексные исследования повседневности охватывают в основном материал по Ярославской губернии. В костромском краеведении вопросы повседневной жизни этого периода, как правило, рассматривались лишь попутно - при изучении политических и военных конфликтов в регионе в годы Гражданской войны. Малоизученными остаются изменения в условиях труда граждан, источники дохода, состояние здоровья и смертность населения, изменения мировоззрения людей в период Гражданской войны. Все этоуказы-вает направления для будущих исследований.
Ключевые слова: историография, повседневная жизнь, Гражданская война.
Изучение повседневной жизни, в том числе периода Гражданской войны, все чаще привлекает внимание исследователей. Изменения в повседневной жизни служат критерием того, насколько глубоки оказались произошедшие в стране политические и социальные перемены. Обращение к этой проблеме позволяет увидеть кризисный период российской истории глазами обычного человека. На столичном уровне, а также в ряде регионов (Уфа, Казань, Челябинск и др.) разработка проблематики повседневности периода революции и Гражданской войны уже имеет к настоящему моменту свои традиции. Представляет интерес обращение к истории изучения повседневной жизни в указанный период на территории Костромской и Ярославской губерний.
В советской историографии проблематика истории повседневной жизни в период Гражданской войны редко становилась предметом самостоятельного изучения. Тем не менее отдельные аспекты повседневности затрагивались в работах, посвященных революции и Гражданской войне, но, как правило, они рассматривались в общем контексте экономической истории, политической и социальной борьбы.
В первые годы после Октябрьской революции в краеведческой литературе шло накопление фактов, намечались контуры проблем, которые позднее будут разрабатываться историографией. К числу первых публикаций, отразивших положение в Ярославской губернии в годы Гражданской войны, следует отнести сборник статей, вышедший в Ярославле к первой годовщине Октябрьской революции [6]. Сборники аналогичной тематики
были изданы в 1922 и 1924 гг. [14; 30]. Подготовленные очевидцами статьи отражают личные впечатления участников событий, содержат яркие детали, свидетельствуют о противоречивой и неоднозначной реакции местного населения на приход большевиков к власти и на попытку антисоветского выступления в июле 1918 г. Авторы воспоминаний о ярославских событиях 1917-1918 гг. не могли скрыть удивления от того, что «тихий, красивый сонный Ярославль <...> вдруг сделался фронтом ожесточеннейшей гражданской войны» [14, с. 12].
Первые обобщающие труды, посвященные периоду Гражданской войны и отчасти затрагивающие проблему революционной повседневности, появляются в конце 1920-х гг. [10; 22]. В Костроме первая значительная работа по истории Гражданской войны в губернии принадлежит А. Ко-нокотину [20]. Используя архивные документы, периодические издания, автор рассмотрел события Февральской и Октябрьской революций в Костроме, первые мероприятия советской власти и уделил значительное внимание антисоветским выступлениям на территории губернии, в том числе восстаниям в Кологриве, Солигаличе, Уреньскому восстанию. Попытавшись выявить причины восстаний, А. Конокотин затронул вопрос о положении в костромской деревне, настроениях крестьянства.
С 1930-х до 1950-х гг. практически исчезают исследования, затрагивающие проблему повседневной жизни в годы Гражданской войны, в том числе на региональном уровне. Исторические труды в этот период несут заметный отпечаток партийного догматизма. В 1930-е гг. вышел ряд работ,
© Кидяров А.Е., 2014
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «й- № 6, 2014
97
посвященных ярославскому восстанию 1918 г. Обращаясь к этому сюжету, авторы пытались представить обстановку в Ярославской губернии накануне и в дни мятежа. Книга С. и М. Бройде [7] была подготовлена на основе показаний руководителя ярославского восстания А.П. Перхурова. При этом материал показаний был расположен в хронологическом порядке с целью воссоздания связной и целостной картины июльских событий. В книге В. Галкина [8] собран и проанализирован некоторый архивный материал. Ярославское восстание характеризовалось как звено в цепи проявлений иностранной интервенции и внутренней контрреволюции. Значительное внимание автор уделил расправе восставших над видными большевистскими деятелями Ярославля.
«Оттепель» и разоблачение культа личности И.В. Сталина положили начало новому этапу в исторической науке, характеризующемуся попыткой исследователей найти опору в более широкой источниковой базе. Появляются работы по социальной истории, в том числе истории рабочего класса. Ряд авторов останавливается на изучении условий жизни, изменениях в составе и численности пролетариата, в настроениях среди рабочих под влиянием социально-экономических и политических факторов в период революции и Гражданской войны [2; 3]. Тем не менее на региональном уровне история повседневности освещалась фрагментарно, главным образом в контексте истории местных партийных организаций и утверждения советской власти на местах.
Л.А. Помбрак, М.И. Синяжников [28], рассматривая революционное движение в Костромской губернии в 1917-1918 гг., приводят сведения о жизни и быте костромских рабочих и крестьян накануне и в начале Гражданской войны, в том числе некоторые данные о жилищных условиях, состоянии здоровья костромского пролетариата. Говоря о первых преобразованиях советской власти в Костромском регионе, авторы касаются вопроса о проведении в жизнь декрета о земле, организации продовольственного дела, создании центров советской культуры - школ, библиотек, рабочих и детских клубов. В монографии Л.Б. Ген-кина «Ярославские рабочие в годы Гражданской войны и интервенции», помимо участия ярославского пролетариата в боевых действиях, затронуты вопросы продовольствия, жилья, социальной сферы [9]. Статья Р.В. Балашова была посвящена вопросу национализации промышленности в Ярославской губернии [4]. Вышедшая в 1984 г. монография того же автора «Пламя над Волгой» является одним из наиболее полных исследований по теме ярославского мятежа [5]. Р.В. Балашов для освещения данной проблемы привлек материалы центральных и местных архивов, а также воспоминания участников событий и периодическую пе-
чать. В книге впервые была собрана и систематизирована информация о социально-политических конфликтах, отмеченных в Ярославской губернии с января по июль 1918 года. Автору, использовавшему архивные документы, военную переписку, различные сводки и донесения о мятеже в Ярославле, мемуары очевидцев, удалось воссоздать достаточно подробную и целостную картину восстания. Однако для данной работы характерны односторонние оценки деятельности участников ярославских событий июля 1918 г.
Первые работы, специально посвященные истории повседневности, стали появляться лишь в постсоветский период. Благодаря открытию архивных фондов, для исследователей стали доступными ранее неизвестные источники, что явилось одним из факторов, способствовавших изучению темы на более глубоком уровне. В Санкт-Петербурге сформировалась научная школа, объединившая историков, изучавших повседневную жизнь периода Гражданской войны. (Среди них: Н.Б. Лебина, В.И. Мусаев, С.В. Яров, А.Р. Марков.) В этот же период проблемы повседневной жизни начинают разрабатываться в региональных публикациях.
Костромские и ярославские историки и краеведы также обратились к тематике революционной повседневности с начала 1990-х годов. Изучались в том числе новые тенденции в культуре, возникшие после революции. Так, Н.А. Зонтиков рассмотрел вопрос о том, как утверждение советской власти отразилось в названиях улиц и площадей Костромы и городов губернии [13]. Б.М. Козлов проанализировал новые явления в литературной, а также театральной жизни Костромы в послереволюционное десятилетие [18].
Публикация новых источников в значительной степени способствовала оживлению интереса к теме ярославского мятежа 1918 г. Новые документы и ранее неизвестные факты нашли отражение в статьях В.Н. Козлякова, Е.А. Ермолина, В.А. Мясникова и других авторов [11; 12; 26; 30]. Обнаруженные исследователями документы позволили по-новому взглянуть на этот эпизод Гражданской войны, в том числе затронуть повседневную жизнь Ярославля в период антибольшевистского восстания. Новыми сюжетами в историографии явились органы власти, созданные повстанцами, идеология восставших, а также меры, принятые восставшими для облегчения положения мирного населения в ходе боевых действий (сбор средств для погорельцев, борьба с мародерством, предотвращение несанкционированных обысков и арестов). Предметом изучения также стали жесточайшие карательные меры, использованные большевиками против повстанцев.
Положение крестьянства и пролетариата в годы Гражданской войны затрагивается в учебных пособиях по истории Костромской и Ярославской
98
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «iv- № 6, 2014
губерний [16; 17]. Костромские авторы М.А. Лапшина, О.В. Тихонова, А.Г. Митров в своих исследованиях касались реалий быта рабочих и крестьян Костромской губернии в период революции и Гражданской войны [23-25; 29]. Так, О.В. Тихонова, анализируя причины антисоветских выступления среди крестьянства, рассматривает положение крестьянских хозяйств региона, влияние политики большевиков на настроения в деревне. Автор отмечает, что мероприятия советской власти не только вступали в противоречие с интересами зажиточного крестьянства, но и нарушали традиционный уклад жизни крестьян, что способствовало их вовлечению в антисоветское движение. Социально-политическим настроениям масс в период Гражданской войны посвящена статья Е.Н. Алек-сандрычева, подготовленная на основе ярославских и костромских материалов [1].
Диссертация по проблемам повседневной жизни провинциального города была подготовлена О.В. Ольневой [27]. Исследователь анализирует различные аспекты повседневной жизни ярославского региона: бытовые условия, революционную символику, влияние революции на коллективное сознание горожан. Однако диссертация охватывает только период 1917 года, а территориальные рамки включают только Ярославскую губернию. При этом О.В. Ольнева ограничивается анализом городской повседневности, не касаясь ситуации в деревне. Л.Н. Курцев в своей диссертации рассматривает широкий круг вопросов, связанных с повседневной жизнью Ярославской и Костромской губерний в годы Гражданской войны: продовольственное положение, жилищные условия, отдых и развлечения граждан, преступность и аномалии повседневности [21]. Собрав и проанализировав обширный документальный материал, автор предпринял комплексное исследование проблемы повседневности в 1917-1921 гг. Однако работа главным образом освещает ситуацию в Ярославской губернии, в меньшей степени затрагивая Кострому.
Приведенный краткий историографический обзор позволяет сделать вывод о том, что тема повседневной жизни в период Гражданской войны неоднократно затрагивалась костромскими и ярославскими авторами, но не получила полного освещения. В особенности это касается Костромы. Подготовленные в недавнее время первые комплексные исследования повседневности охватывают в основном материал по Ярославской губернии. В костромском краеведении вопросы повседневности, как правило, рассматривались попутно при изучении политических и военных конфликтов в регионе в годы Гражданской войны. Малоизученными остаются изменения условий труда граждан, источники дохода, состояние здоровья и смертность населения, изменения мировоззрения и мировосприятия людей в период Гражданской войны.
Все это открывает перспективы для будущих исследований.
Библиографический список
1. Александрычев Е.Н. Политические настроения российской провинции накануне введения нэпа // Путь в науку: сб. науч. работ аспирантов и студентов исторического факультета. - Ярославль, 2005. - Вып. 10. - С. 207-212.
2. Астапович З.А. Первые мероприятия советской власти в области труда (1917-1918 гг.). - М.: Госполитиздат, 1958. - 144 с.
3. Баева Л.К. Социальная политика Октябрьской революции (октябрь 1917 г. - конец 1918 г.). -М.: Политиздат, 1977. - 143 с.
4. Балашов Р.В. Национализация промышленности в Ярославской губернии (1917-1920 гг.) // Учёные записки ЯГПИ. - Ярославль, 1964. - С. 81134.
5. Балашов Р.В. Пламя над Волгой. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. - 131, [2] с.: портр.
6. Берг С., Королев В., Розанова О. Ярославский сборник, посвященный годовщине Великой Октябрьской революции и июльским событиям. -Ярославль: Изд. Губернской комиссии по организации и устройству празднеств годовщины Великой революции, 1918. - 63, [1] с.
7. Бройде С. и М. Ярославский мятеж. - М.: Госюриздат, 1930. - 174 с.
8. Галкин В.А. Разгром белогвардейского мятежа в Ярославле в 1918 г. - Ярославль: Облиздат, 1939. - 110, [2] с.: ил., 1 л. карт.
9. Генкин Л.Б. Ярославские рабочие в годы гражданской войны и интервенции. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1958. - 271 с.
10. Груздев П.Н. Борьба за Октябрь в Ярославской губернии. - Ярославль, 1927.
11. Ермолин Е. Ярославское восстание: память и боль // Золотое кольцо. - 1993. - 16 февраля.
12. Ермолин Е., Козляков В. Русская Герника // Золотое кольцо. - 1994. - 9 ноября.
13. Зонтиков Н.А. Возвращение Родины. О восстановлении исторических названий Костромского края // Костромская земля. Краеведческий альманах. - Кострома, 1990. - Вып. I. - С. 15-24.
14. Из истории ярославского белогвардейского мятежа (6-22 июля 1918 года): сб. 2-й. - Ярославль, 1922. - 46 с.
15. Изменение социальной структуры советского общества. Октябрь 1917 - 1920 гг. - М., 1976.
16. История Костромского края. XX век. - Кострома, 1997.
17. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX в. / под ред. А.М. Селиванова. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2000. - 368 с.
18. Козлов Б.М. Литературная жизнь Костромы в послеоктябрьское десятилетие (1917-1929 гг.) // Костромская земля. Краеведческий альманах Кост-
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «й- № 6, 2014
99
ромского областного отделения Всероссийского фонда культуры. - Кострома, 1992. - Вып. II. -С. 57-71.
19. Козляков В.Н. «Служба эта была для России» // Золотое кольцо. - 1991. - 26 октября.
20. Конокотин А. Очерки по истории гражданской борьбы в Костромской губернии. - Кострома, 1927. - 48 с.
21. Курцев Л.Н. Повседневная жизнь провинциального города в годы гражданской войны: дис. ... канд. ист. наук. - Ярославль, 2006. - 264 с.
22. Кустов С. Разгром контрреволюционного белогвардейского мятежа в Ярославле. - Ярославль: Облиздат, 1938. - 32 с.
23. Лапшина М.А. Гражданская война в Костромской губернии (1918-1919 гг.) // Костромская земля. - Кострома, 1999. - Вып. IV - С. 194-218.
24. Лапшина М.А. Красносельское восстание: легенда и факты // Красносельская старина. -1994. - №1. - С. 57-71.
25. Митров А.Г. Кустарный промысел и отходничество в Верхнем Поволжье в 1920-х гг. //
Предприниматели и рабочие России в условиях трансформации общества и государства в XX столетии. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,
2003. - Ч. 2. - С. 138-145.
26. Мясников В. В тисках блокады // Золотое кольцо. - 1997. - 20 сентября.
27. Ольнева О.В. Повседневная жизнь провинциального города в 1917 году (по материалам Ярославской губернии): дис. ... канд. ист. наук. -Ярославль, 2005. - 211 с.
28. Помбрак Л., Синяжников М. Костромские большевики в борьбе за власть Советов. - Кострома: Костромское книжное издательство, 1957. -100 с.
29. Тихонова О.В. Крестьянские выступления в Верхнем Поволжье в годы гражданской войны: 1918-1921 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Кострома,
2004. - 270 с.
30. Шестнадцать дней. Материалы по истории ярославского белогвардейского мятежа (6-21 июля 1918 г.). - Ярославль: Издание ярославского губко-ма РКП, 1924. - 256 + XIII с.
УДК 94(470+571)"17/1917"
волков дмитрий Александрович
кандидат исторических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
nmargolina@mail.ru
путь провинциального рабочего и крестьянина во власть в годы гражданской войны
(на материалах губерний верхнего поволжья)
В статье, на основе широкого круга источников, статистического материала и исследовательской литературы, рассмотрены проблемы включения рабочих и крестьян в систему государственного управления местных и центральных органов власти в годы Гражданской войны. Показано, что в этот период, пополнение рабоче-крестьянской массой руководящих постов в партийных, советских и хозяйственных учреждениях шло, прежде всего, через их прямое выдвижение. В статье проанализированы как положительные, так и отрицательные последствия этого явления. Однако выдвиженцы без какого-либо, даже начального образования, как показала практика, были практически бесполезны. Поэтому сразу же формируются различные краткосрочные курсы их подготовки и, конечно же, советско-партийные школы, в которых процесс подготовки выдвиженцев, по сравнению с курсами, осуществлялся более последовательно. В статье выявлены сложные и противоречивые процессы этого варианта подготовки выдвиженцев для осуществления ими властных функций.
Ключевые слова: Гражданская война, провинция, власть и общество, выдвиженчество, РКП (б), совпартшколы.
Придя к власти, большевистская партия столкнулась с массовым бойкотом большинства старой интеллигенции и бюрократии. Произошел фактический коллапс всей системы центрального и местного государственного управления. Поэтому РКП (б) вынуждена была приступить к формированию собственных партийно-советских и хозяйственных кадров, в которых ощущалась огромная потребность. Сообщения об отсутствии работников и просьбы прислать их поступали в Центральный Комитет из различных городов и деревень страны. С 5 июня 1918 г. по 4 февраля 1919 г. только в одной из книг Центрального Комитета было зарегистрировано более 90 требований на многих работников: агитаторов, организаторов, лекторов, редакторов га-
зет, руководителей партийных и советских органов [14, л. 1-24].
Добиться решения этой проблемы можно было путем прямого выдвижения рабочих и крестьян во властные структуры всех уровней. Выдвиженчество было сложным общественным явлением, в котором различаются две стороны - социально-политическая и производственно-техническая. Во время революции, и особенно Гражданской войны, превалировала первая сторона. Необходимо было заткнуть брешь, образовавшуюся в командном составе Красной Армии и в государственном управлении. Эта проблема осложнялась очень сильным классовым неприятием, существовавшим в те годы практически ко всем представителям государственных служащих непролетарского проис-
100
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «iv- № 6, 2014
© Волков Д.А., 2014