Научная статья на тему 'Повороты в сфере экономического сотрудничества между Россией и Китаем с 1992 по 1996 гг. : причины и последствия'

Повороты в сфере экономического сотрудничества между Россией и Китаем с 1992 по 1996 гг. : причины и последствия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
513
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / TRADE AND ECONOMIC COOPERATION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / STRATEGIC PARTNERSHIP / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / JOINT VENTURE / ПОВОРОТЫ / ВИЗИТ / VISIT / СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / JOINT DECLARATION / ОБЪЕМ ТОРГОВ / VOLUME OF TRADE / ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / BORDER TRADE / TWISTS AND TURNS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лу Сяоин

После распада Советского Союза Китай и Россия, как страны с разными идеологиями и социальными системами, всеми силами укрепляли и развивали двусторонние отношения. Обе страны не только установили дружеские отношения в политике, но и постепенно укрепили сотрудничество в экономике. Целью статьи являлось рассмотрение процесса российско-китайского торговоэкономического сотрудничества в 1992-1996 гг. и причины его колебаний. Основной метод исследования включается в сравнении межгосударственных договоров, анализе правительственных документов РФ и КНР, эмпирическом исследовании случаев сотрудничества между двумя странами и алгоритмизации. В статье показано, что в течение 1992 1996 гг. траектория экономического сотрудничества между Россией и Китаем имела повороты. Объем торговли в 1994 г. резко упал. Общая тенденция экономического сотрудничества между двумя странами грозила сворачиванием. Но обе страны использовали различные методы и тесно сотрудничали в целях увеличения объема торгов и расширения модели взаимодействия. Делается вывод о том, что между двумя странами существует благоприятная основа для развития торгово-экономических отношений. Торгово-экономическое сотрудничество между РФ и КНР должно развиваться на основе стабильных политических отношений, а также идти по пути стандартизации и интернационализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURNS IN THE SPHERE OF ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA FROM 1992 TO 1996: CAUSES AND CONSEQUENCES

After the collapse of the Soviet Union, China and Russia, as countries with different ideologies and social systems, strengthened and developed bilateral relations with all their might. Both countries not only established friendly relations in politics, but also gradually strengthened cooperation in the economy. The purpose of the article was to review the process of Russian-Chinese trade and economic cooperation in 1992-1996 and the reasons for its twists and turns. The main method of research is included in how the comparison of interstate contracts, the analysis of pro-government documents of the RF and the PRC, an empirical study of cases of cooperation between the two countries and algorithmization. The article shows that during 19921996, economic cooperation between Russia and China had turning points. As well as the volume of trade abruptly removed in 1994. But the general trend of economic cooperation between the two countries was curtailed. Both countries used different methods and worked closely together to increase the volume of trade and expand the interaction model. It is concluded that there is a favorable basis for the development of trade and economic relations between the two countries. Trade and economic cooperation between the two countries should be based on stable political relations, and also follow the path of standardization and internationalization.

Текст научной работы на тему «Повороты в сфере экономического сотрудничества между Россией и Китаем с 1992 по 1996 гг. : причины и последствия»

УДК 94(470) 1992/1996 + 94(510) 1992/1996 DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-108-114

ЛУСяоин

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия [email protected]

ПОВОРОТЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ С 1992 ПО 1996 гг.: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

После распада Советского Союза Китай и Россия, как страны с разными идеологиями и социальными системами, всеми силами укрепляли и развивали двусторонние отношения. Обе страны не только установили дружеские отношения в политике, но и постепенно укрепили сотрудничество в экономике. Целью статьи являлось рассмотрение процесса российско-китайского торгово-экономического сотрудничества в 1992-1996 гг. и причины его колебаний. Основной метод исследования включается в сравнении межгосударственных договоров, анализе правительственных документов РФ и КНР, эмпирическом исследовании случаев сотрудничества между двумя странами и алгоритмизации. В статье показано, что в течение 1992 - 1996 гг. траектория экономического сотрудничества между Россией и Китаем имела повороты. Объем торговли в 1994 г. резко упал. Общая тенденция экономического сотрудничества между двумя странами грозила сворачиванием. Но обе страны использовали различные методы и тесно сотрудничали в целях увеличения объема торгов и расширения модели взаимодействия. Делается вывод о том, что между двумя странами существует благоприятная основа для развития торгово-экономических отношений. Торгово-экономическое сотрудничество между РФ и КНР должно развиваться на основе стабильных политических отношений, а также идти по пути стандартизации и интернационализации.

Ключевые слова: российско-китайские отношения, торгово-экономическое сотрудничество, стратегическое партнерство, взаимодействие, совместное предприятие, повороты, визит, совместная декларация, объем торгов, приграничная торговля

Xiaoying LU South Ural State University (National Research University) Chelyabinsk, Russia [email protected]

TURNS IN THE SPHERE OF ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA FROM 1992 TO 1996: CAUSES AND CONSEQUENCES

After the collapse of the Soviet Union, China and Russia, as countries with different ideologies and social systems, strengthened and developed bilateral relations with all their might. Both countries not only established friendly relations in politics, but also gradually strengthened cooperation in the economy. The purpose of the article was to review the process of Russian-Chinese trade and economic cooperation in 1992-1996 and the reasons for its twists and turns. The main method of research is included in how the comparison of interstate contracts, the analysis of pro-government documents of the RF and the PRC, an empirical study of cases of cooperation between the two countries and algo-rithmization. The article shows that during 19921996, economic cooperation between Russia and China had turning points. As well as the volume of trade abruptly removed in 1994. But the general trend of economic cooperation between the two countries was curtailed. Both countries used different methods and worked closely together to increase the volume of trade and expand the interaction model. It is concluded that there is a favorable basis for the development of trade and economic relations between the two countries. Trade and economic cooperation between the two countries should be based on stable political relations, and also follow the path of standardization and internationalization.

Keywords: Russian-Chinese relations, trade and economic cooperation, strategic partnership, interaction, joint venture, twists and turns, visit, joint declaration, volume of trade, border trade

После распада Советского Союза Китай и Россия, как страны с разными идеологиями и социальными системами, всеми силами соответствовали статусу на международной арене, а также укрепляли и развивали двусторонние отношения. В 1992-1996 гг. лидеры России и Китая обменивались частыми визитами и отношения обеих сторон воспринимались как дружественные к началу установления конструктивного партнерства, ориентированного на XXI век.

В течение 1992-1996 гг. экономическое сотрудничество между Россией и Китаем переживало трудности, но общая тенденция была положительной. Рассмотрим этот период подробнее, условно разделив на три этапа.

Рис. Объем торгов между РФ и КНР

Fig. The volume of trading between the RF and the PRC

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of a scientific article.

Первый этап (1992-1993 гг.). Масштабы двусторонней торговли быстро расширялись. Объем торгов между Россией и Китаем стремительно увеличивался. Это тесно связано с географическими преимуществами и экономической взаимодополняемостью между Россией и Китаем (рисунок).

Как известно, в России была хорошо развита тяжелая и военная промышленность при высоком уровне науки и техники. Однако товаров легкой промышленности и продуктов для удовлетворения внутреннего спроса у нее было недостаточно. Поскольку в 1978 г. в Китае проводилась политика реформ и открытости, китайская экономика быстро развивалась, сельскохозяйственные продукты и товары экспортировались в больших количествах. Однако в тяжелой промышленности, особенно военном оборудовании, Китай отставал от России. В 1992 г. началась либерализация цен и торговли, было разрешено предпринимательство [2]. В результате бартерной торговли экспорт текстиля, питания и других продуктов Китая компенсировал дефицит российских товаров народного потребления.

Из-за резкого увеличения инвестиций в инфраструктуру и строительных проектов возросла потребность Китая в стали, цементе и изделиях из древесины. А у России было преимущество в этой области. Правительство Китая приняло множество мер, благоприятствующих экспорту и импорту товаров. Поэтому китайские компании вышли на российский рынок. Прямые контакты между предприятиями Китая и России приняли форму бартерной торговли.

17-18 декабря 1992 г. во время визита Б. Ельцина в Китай лидеры России и Китая в духе Совместной декларации подписали 24 документа между двумя правительствами, в том числе Протокол об экономическом и торговом сотрудничестве 1993 г. и другие соглашения [6]. Стороны договорились поощрять новые формы экономического сотрудничества, особенно в области инвестиций и совместных предприятий, создавать для этого благоприятные условия [7].

В 1993 г. Китай стал вторым по величине торговым партнером России [1, с. 47]. А Россия занимала седьмое место по величине среди торговых партнеров Китая [10, с. 30].

Второй этап (1994 г.). Объем торговли между Россией и Китаем упал до 5,1 млрд долл. Одной из основных причин падения стало резкое сокращение бартерной торговли между РФ и КНР. Бартерная формула была действующей альтернативой, принятой как Россией, так и Китаем в отсутствие твердой валюты. Автор считает, что первоначально намерения российских властей не были связаны с бартерной торговлей. Однако переход к рынку в СССР привел к кризису товарно-денежной системы.

С 1992 г. некоторые низкокачественные китайские продукты вышли на российский рынок, что серьезно повредило авторитету китайских товаров. С 1994 г. товары развитых западных стран постепенно вышли на российский рынок и стали сильными соперниками Китая. Например, с 1994 г. Япония последовательно создавала совместные предприятия в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах.

С 1993 по 1994 г. Россия столкнулась с серьезной инфляцией, резким падением рубля, нехваткой иностранной валюты и ростом финансовых рисков.

Россия внесла ряд корректировок в свою внешнеторговую политику во второй половине 1993 г. путем введения системы управления квотами и лицензиями на экспорт нефти, природного газа, цветных металлов, удобрений, древесины и т.д., повышением экспортных тарифов на нефть, природный газ и уголь, повышением тарифов на бартерную торговлю на 50%. В бартерной торговле продолжала повышаться доля платежей твердой валютой, на долю которой приходилось в среднем 20%. Все металлы и энергоносители следовало целиком оплачивать твердой валютой. В то же время Россия возобновляла сбор импортных тарифов и увеличивала налог на добавленную стоимость на импортируемые товары. Это значительно ограничило экспорт сырьевых товаров, используемых Россией для бартерной торговли с Китаем.

В 1994 г. обнаружилось отсутствие иностранной валюты в России, ставки коммерческого кредитования были повышены на 110%. Чтобы ускорить поток средств, российским компаниям срочно были нужны большие денежные средства, а не товары, поэтому их интерес к бартерной торговле внезапно упал. Многие китайские бизнесмены в России не выполняли своих обязательств и плохо влияли на рыночные отношения. Учитывая это, в январе 1994 г. Россия приняла ряд ограничительных мер в отношении иммиграции китайского персонала с официальными обычными паспортами и их проживания в России, так что визовые процедуры значительно увеличились по времени и торгово-экономические контакты между двумя странами были сильно ограничены.

В то время приграничная торговля не включалась в план банковских кредитов, бизнесмены не могли заимствовать денежные средства у банков, что привело к финансовым ограничениям и нехватке денег для покупки необходимых импортных товаров. Кроме того, цены на средства производства в России выросли на 20%, постепенно приближались или даже превосходили международные рыночные цены.

В 1994 г. Китай осуществил систему управления обменным курсом, налоговой реформой и квотами, которая компенсировала особый режим, ранее применявшийся в приграничной торговле. Например, после слияния обменного курса ставка налога на торговлю наличными увеличилась на треть. Приграничная торговля велась в швейцарских франках и конвертировалась по фиксированной ставке налога. После внедрения нового обменного курса фактическая налоговая нагрузка на приграничную торговлю удвоилась [11, с. 4]. После налоговой реформы увеличилось налоговое бремя на предприятия внешней торговли. За исключением районов в пределах 20 километров вдоль границы, предприятиям в других регионах не разрешалось пользоваться первоначальным льготным режимом сокращения их налогообложения на 50%. Внедрение системы управления квотами для массовых товаров фактически отменило первоначальную политику открытой приграничной торговли. Раньше для импортируемых товаров, используемых для компенсации заработной платы, государство освобождало таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. С 1994 г. все они облагались НДС, что сдерживало энтузиазм иностранных предприятий.

Таким образом, торгово-экономические связи в 1994 г. развивались неравномерно. Колебания экономического и торгового сотрудничества между Россией и Китаем были неизбежными, однако приближение к международным конвенциям и достижениям в правовой системе создавало условия для нормального развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

По поводу тенденции к сокращению объема торговли между двумя странами в 1994 г. министр внешних экономических связей России О.Д. Давыдов отметил, что это временное явление.

Третий этап (1995-1996 гг.). Объем двусторонней торговли начал медленно расти и достиг в 1995 г. 5,5 млрд долл. США, в 1996 г. - 6,8 млрд долл. США. В 1995 г. Китай был одиннадцатым по величине торговым партнером России, а в 1996 г. - уже третьим. Россия занимала восьмое место по величине среди торговых партнеров Китая в 1995 и 1996 гг. [9, с. 27].

В 1995 г. доля бартерной торговли снизилась с 50% до 20%. Доля торговли наличными увеличилась с 33% до 40% [12, с. 38].

Способы экономического сотрудничества между Россией и Китаем стали более разнообразными. Помимо торговли, они также включали техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере труда и деловое сотрудничество. Между предприятиями двух стран также начало укрепляться взаимодействие. У этих предприятий наблюдалась структурная взаимодополняемость по экономике и технологии. Некоторые из проектов связаны с развитием инвестиционного сотрудничества, которое являлось новым источником экономического развития обеих стран. Благодаря сотрудничеству обе стороны оптимизировали факторы производства и подняли уровень управления предприятий.

В 1995 г. в целях укрепления управления приграничной торговлей и содействия развитию торгово-экономического сотрудничества между двумя странами правительства России и Китая провозгласили соответствующую политику. Госсовет Китая обнародовал «Циркуляр по исправлению порядка внешней торговли в приграничных местах и пресечению выпуска поддельных и некачественных товаров».

13 октября 1995 г. российское правительство обнародовало «Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Программа российского правительства заключалась в поощрении взаимных инвестиций в конкретные сферы.

13 июня 1995 г. заместитель премьера правительства РФ О. Давыдов и заместитель премьера Госсовета КНР Ли Ланьцин в Москве подписали протокол 3-й сессии российско-китайской совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Новая дискуссия между двумя сторонами заключалась в том, как заменить бартерную торговлю на твердую валюту [4].

25-28 июня 1995 г. премьер-министр китайского правительства Ли Пэн посетил Москву с официальным визитом. В беседе китайский руководитель правительства Ли Пэн выразил надежду, что Россия будет участвовать в строительстве АЭС в провинции Ляонин и ГЭС в районе Санься.

Переговоры между главами правительств обеих стран способствовали трансформации экономики и торговли между Россией и Китаем. Во-первых, метод наличных платежей заменял старую бартерную торговлю, устанавливая торговлю между двумя странами на путь международной стандартизации; во-вторых, осуществлялось поощрение прямого сотрудничества между крупными компаниями и компаниями с хорошей репутацией; в-третьих, стороны согласились принимать меры по углублению производства и укреплению сотрудничества в области науки и техники и поощрять взаимные инвестиции и совместные предприятия.

В апреле 1996 г. президент России Б. Ельцин снова посетил Китай. На переговорах лидеры двух стран обязались создавать благоприятные условия и оказывать поддержку субъектам торгово-экономического сотрудничества, в первую очередь крупным и средним предприятиям и компаниям с хорошей репутацией и большим хозяйственным потенциалом. Обе стороны предложили во взаимных расчетах взять курс на использование главным образом свободно конвертируемой валюты [5, с. 212].

В 1992 г. под эгидой Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) высокопоставленные правительственные чиновники из Китая, России, Северной Кореи, Южной Кореи и Монголии подписали в Пекине соглашение о развитии района реки Туманной. Эта программа объединила район реки Туманной с китайскими приграничными городами Хуньчуном, Туменем, Яньцзи и с российской свободной экономической зоной «Находка» (она была создана 24 октября 1990 г.), а также с районом Большой Владивосток.

В апреле 1996 г. президент Б. Ельцин подписал в Хабаровске программу «Об утверждении федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы». В ней подчеркивалось, что необходимо преодолеть изоляцию между Дальним Востоком и соседними странами и укрепить отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. 19 мая 1996 г. Б. Ельцина выпустил указ «О дополнительных мерах государственной поддержки экономического и социального развития Сибири» в Омске. Во исполнение основных положений этого Указа была осуществлена разработка Концепции и проекта «ФЦП (Федеральная целевая программа) Сибири (1997-2005)» [8]. Программа объявила о мерах по поддержке экономического и социального развития Сибири и подчеркнула, что восточный регион России должен прежде всего развивать отношения России с Китаем [3, с. 21].

До конца 1996 г. Россия и Китай создали такие зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС), как Маньчжурия - Забайкальск, Суйфэньхэ - Приграничный, Хунчунь - Зарубино, Хэйхэ - Благовещенск. ЗПЭС опирались на природные ресурсы двух стран, руководствовались международным рынком и стимулировали внутреннюю торговлю посредством экономического и технологического сотрудничества. В этот период Россия и Китай подписали ряд крупных проектов сотрудничества между двумя правительствами. К ним относились участие России в строительстве китайского проекта «Три ущелья», переброска нефти и природного газа из Восточной Сибири в Китай, строительство атомной электростанции в провинции Ляонин и строительство Хэйхэ-Благовещенского российско-китайского пограничного моста.

В 1996 г. Россия и Китай установили стратегическое партнерство (сотрудничество), ориентированное на XXI век, и предоставили новую возможность для торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем. До конца 1996 г. торгово-экономические отношения между РФ и КНР все еще находились в стадии корректировки. Объем торговли между Россией и Китаем оставался на уровне около 5 млрд долл. США, что не соответствовало экономическому потенциалу двух стран. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Китаем в 1992-1996 гг. глубоко вдохновляло нас.

Из сказанного выше делаем следующие выводы.

Во-первых, дружественные и стабильные политические отношения между двумя странами являются основой для развития торгово-экономических отношений.

Во-вторых, торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами должно идти по пути стандартизации и интернационализации.

В-третьих, торгово-экономические отношения между Россией и Китаем должны развиваться по модели структурного взаимодополняющего сотрудничества.

В-четвертых, необходимо расширить торгово-экономические отношения между двумя странами до многосторонних торгово-экономических обменов и развивать торгово-экономическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ван Шучунь, Китайско-российские отношения после холодной войны / Лэнчжань Хоудэ Чжонэ Гуаньси. - Пекин: Шиши Чубаньшэ, 2005. - 225 c.

2. Лиинь. Мнения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и Россией / Исследование рынка в Восточной Европе и Средней Азии. - 1997. - № 5. - С. 20-28.

3. Пекинский дневник. - 15 июня 1995 г.

4. Рахмании О.Б. К истории отношений России - СССР с Китаем в ХХ веке. Обзор и анализ основных событий. - М.: Памятники исторической мысли, 2002. - 411 с.

5. Синьхуа Йобао, - 1992. - № 12. - С. 105-111.

6. 6. Совместная декларация об основах взаимоотношений между российской федерацией и китайской народной республикой. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1900032 (дата обращения: 25.12.2017).

7. Федеральная целевая программа «Сибирь» - первый опыт разработки стратегических документов развития Сибири на постсоветском пространстве. - URL: http://docplayer.ru/45917825-7-2-federalnaya-celevaya-programma-sibir-pervyy-opyt-razrabotki-strategicheskih-dokumentov-razvitiya-sibiri-na-postsovetskom-prostranstve.html (дата обращения: 29.12.2017).

8. Хань Лихуа. Китайско-российские торгово-экономические отношения: положение, проблемы и перспективы // Международный бизнес. - 1996. - № 5. - С. 25-29.

9. Чжан Шусяо, Ли Чуньянь, Новый акцент российской внешней политики и китайско-российских экономических и торговых отношений / / Вэйго Вэньти Яньцию, - 1996. - № 1. - С. 28-32.

10. Чэнь Шипэн, Исследование китайско-российского торгово-экономического сотрудничества // Исследования рынка в Восточной Европе и Центральной Азии. - 1997. - № 7. - С. 310.

11. Чэнь Лициян, Юань Тао. Развитие и тенденция китайско-российских торгово-экономических отношений // Вестник экономики и управления. - 1997. - № 3. - С. 37-41.

REFERENCES

1. Wang Shuchun, Kitaisko-rossiiskie otnosheniia boslie holodnoi boinei, [Sino-Russian relations after the Cold War.] Beijing: Лэнчжань Хоудэ Чжонэ Гуаньси. 2005. 225 p.

2. Liyin. Mnieniia o torgovo-ekonomicheskom sotrudnichestvie mieshdy Kitaem i Rossiiei. [Opinions on trade and economic cooperation between China and Russia]. Issliedovaniie reinki na Vostochi-noi Evropie I Srednii Azii = Research markets in Eastern Europe and Central Asia. №.5, 1997, Pp.20-28.

3. 3.Piekinskii dievnik. [Beijing Diary], 15 jul. 1995.

4. 4.Rahmanin O.B. K istorii otnoshenii Rossii-SSSR s Kitaem v XX veke. [To the history of Russia-USSR relations with China. In the twentieth century]. М: Monuments of historical thought 2002. 411 p.

5. 5.Xinhua YuebaoQ 1992. №.12. Pp. 105-111.

6. 6.Sovmiestnaia dieklaraciia ob ocnovax vzaimootnoshenii mieshdy RF i KNR. [Joint declaration on the fundamentals of the relationship between the Russian Federation and the Chinese People's Republic] http://docs.cntd.ru/document/1900032 (25 dis. 2017 г.)

7. 7.Fiegieralinaia cielievaia pradramma <Sibiri>[ The federal target program "Siberia"] http://docplayer.ru/45917825-7-2-federalnaya-celevaya-programma-sibir-pervyy-opyt-razrabotki-strategicheskih-dokumentov-razvitiya-sibiri-na-postsovetskom-prostranstve.html (29 dis.2017 г.)

8. 8.Han lihua. Kitaisko-rossiiskie torkovo-ekonomichieskie otnoshieniia: polosheniie probliemei n pierspiektivei. [Sino-Russian trade and economic relations: situation of the problem and prospects]. Mieshdynarodneii biznies = international Business. №.5. 1996. Pp.25-29.

9. 9.Zhang shuxiao. Li Chunyan. Noveii akcient rossiiskoi vnieshniei politiki i kitaisko-rossiiskih ekonomichieskih i torgovih otnoshenii. [New emphasis on Russian foreign policy and China-Russia economic and trade relations]. Waiguo wenti yanjiu. №.1, 1996. Pp. 28-32.

10. 10.Chen Shipeng. Issliedovaniie kitaisko-rossiiskovo torkovo-ekonomichieskovo sotrudnichiesiva. [Research of the Sino-Russian trade and economic cooperation]. Issliedovaniia reinka v Vos-tochnoi Evropir i Centpalinoi Azii = Market research in Eastern Europe and Central Asia, 1997, №.7. Pp.3-10.

11. 11.Chen lijiang. Yuan Tao. Razvitiia i tendenciia Kitaisko-rossiiiskie torgovo-ekonomichieskie otnoshieniiz. [Development and the trend of Sino-Russian trade and economic relations]. Viesnik ekonomiki I wpravlieniia = Bulletin of Economics and Management №3. 1997. Pp. 37-41.

Информация об авторе:

Сяоин ЛУ, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия [email protected]

Получена: 04.04.2018

Information about the author:

Xiaoying LU, Postgraduate Student, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia [email protected]

Received: 04.04.2018

Для цитирования: Лу С. Повороты в сфере экономического сотрудничества между Россией и Китаем с 1992 по 1996 г.: причины и последствия. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 2-2 . с.108-114.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-108-114.

For citation: LU X. Turns in the sphere of economic cooperation between Russia and China from 1992 to 1996: causes and consequences. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.2-2. Pp. 108-114.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-108-114. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.