Научная статья на тему 'Повествования о братьях Белоусовых (по материалам Александра Мисюрёва)'

Повествования о братьях Белоусовых (по материалам Александра Мисюрёва) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР / ПОВЕСТВОВАНИЕ / МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ / ЭПИЧЕСКИЙ МОТИВ / FOLKLORE GENRE / NARRATIVE / MYTHOLOGICAL MOTIF / EPIC MOTIF

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Феоктистова Ирина Константиновна

Впервые рассматривается жанровая принадлежность частей контаминированных повествований о силачах братьях Белоусовых, записанных и опубликованных Александром Мисюрёвым. В текстах также системно проанализированы мифологические и эпические мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Narratives of Belousov brothers (based on Alexander Misyurev’s materials)

In this article the author for the first time determines the genre of selected parts of contaminated narratives about strongmen Belousov brothers, written and published by Alexander Misyurev. Epic and mythological motifs of these texts are systematically analysed in the article.

Текст научной работы на тему «Повествования о братьях Белоусовых (по материалам Александра Мисюрёва)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 127-129.

И. К. Феоктистова

ПОВЕСТВОВАНИЯ О БРАТЬЯХ БЕЛОУСОВЫХ (ПО МАТЕРИАЛАМ АЛЕКСАНДРА МИСЮРЁВА)

Впервые рассматривается жанровая принадлежность частей контаминированных повествований о силачах братьях Белоусовых, записанных и опубликованных Александром Мисюрёвым. В текстах также системно проанализированы мифологические и эпические мотивы.

Ключевые слова: фольклорный жанр, повествование, мифологический мотив, эпический мотив.

Александр Мисюрёв, записывая в 1930-е гг. в старинных горнозаводских селах юга Западной Сибири устную прозу потомков закрепощенных рабочих, позднее опубликовал всего два текста о силачах братьях Белоусовых. В связи с этим вряд ли уместно применительно к данному материалу употреблять термин «цикл», однако первое повествование «Про колыван-ского змея и братьев Белоусовых» является контаминированным, состоит из девяти частей, которые могут бытовать самостоятельно: 1) про колыванского змея; 2) как рабочий Вилага проучил помощника управляющего немца Вецеля; 3) история беглеца Тычкина; 4) «как старшой Белоусов на покосе змея убил»; 5) бегство и жизнь на свободе братьев Белоусовых; 6) попытка братьев убить «сударя» - управляющего Лаулина; 7) зверства управляющего Злобина; 8) как пастух Митрий Половинкин отомстил своему «сударю»; 9) попытка Белоусовых отомстить Злобину за смерть рабочего.

Мы рассмотрим с точки зрения жанровой принадлежности те части сводного текста, в которых братья и/ или враг всего рабочего люда - змей, символизирующий крепостничество, занимают центральное место, проведем анализ мифологических и эпических мотивов.

Часть «Про колыванского змея» представляет собой сочетание поверья о мифическом змее, живущем на Фабричной сопке, с преданием о действии его свиста:

«Колыванский змей очень старый, давнишний. Люди говорят: чешуя у него вроде как рыбья, глаза зеленые, навыкате. Глаза - по пятаку. Сам - длинный, с бастрык. Кому покажется - тот человек вскорости помирает» [5. С. 16-17]. Бастрык - «это стяг, которым сено, солома <...> притягиваются на возу» [2. С. 210].

Таким образом, описание змея сделано людьми, которым якобы не повезло его уви-

деть или, что более вероятно, обладающим богатым воображением. Но слышать змея, по словам исполнителя, приходилось всем и каждому, поскольку издаваемый звук по силе походил на фабричный гудок. Излюбленное время свиста - весенние темные ночи.

История о том, «как старшой Белоусов на покосе змея убил» [5. С. 19-20], привлекала внимание исследователей из-за наличия яркого эпического мотива «змееборчества». Старший Белоусов, как и русские былинные богатыри, использует в поединке только свою огромную физическую силу. Различие состоит в том, что змей не проявлял никакой агрессии, хотя бы потому что спал, и Белоусов первым напал на него.

Из ноздрей змея, проснувшегося от удара топора Белоусова, полетели искры. Даже когда голова была, наконец, с третьего удара отсечена, тело змея еще жило и пыталось задавить смельчака хвостом. Сбежавшиеся на помощь братья освободили старшего и с песней понесли насаженную на кол змеиную голову в Колывань. В описании размеров головы также используется гипербола - «аршина три-четыре в ней будет» [5. С. 19], то есть от двух до трех метров.

По приказу управляющего Лаулина из головы было сделано чучело и выставлено в кабинете. Однако управляющему этого показалось мало, он потребовал от братьев убить еще трех таких же змеев, иначе пообещал запороть до смерти. Подобное заведомо невыполнимое требование и послужило причиной бегства.

Далее повествуется об обстоятельствах бегства братьев и житье на свободе. Чтобы уйти от погони, они использовали свою богатырскую силу: поднявшись «в белки», то есть на заснеженные вершины - «на самый камень», они на арканах сумели поднять и коней. Преследовавшим их казакам такой подвиг ока-

128

И. К. Феоктистова

зался не по плечу, и погоня вернулась ни с чем. На свободе братья вели себя как типичные беглецы: они «барантовали», то есть разбойничали, обирая богатых мужиков. Характерный мифологический мотив - неуязвимость:

«Ежели кто в них стрелит - пулю в ладонь ловили, а то - в подол рубахи, через плечо бросали. Бедный народ им не противен, и они не были противны народу. Беглецам от народа уважение было» [5. С. 20].

Здесь налицо сочетание мотивов героического эпоса и предания.

Следующие части также могли бытовать вне целого рассказа: представлена истории о неудавшейся попытке братьев убить «сударя» - управляющего Лаулина; изображено зверство управляющего Злобина, который своими действиями полностью оправдывал «говорящую» фамилию, проявляя настоящий садизм: по его приказу «Шипунова Ивана Федорыча задрали до смерти. Дерут, а Злобин сидит на балконе, сигару курит, наблюдает». На просьбы фельдшера прекратить порку управляющий отмалчивался, продолжая курить, и только когда ушел, выбросив окурок, рабочего «на кошмах унесли в лазарет. Пока несли - кончился» [5. С. 20-21].

В этом рассказе отсутствуют ярко выраженные мифологические мотивы, но все же речь идет об особых обстоятельствах смерти, поэтому имплицитно мифологема включена в текст. Именно такие ситуации порождают открытое (борьбу) или пассивное (бегство) сопротивление. Братья Белоусовы представляют собой редкое явление: это не просто беглецы, благородные разбойники, живущие грабежами богатых, они имеют намерения восстановить социальную справедливость: отомстить Злобину за смерть Шипунова, о чем повествует последняя часть.

Ей предшествует история, «как пастух Митрий Половинкин отомстил своему "сударю"» [5. С. 21-22]. Братьям, в отличие от пастуха Половинкина, не удалось физически расправиться со своим врагом, однако они одержали моральную победу: Злобин вначале испытал унижение, поскольку вынужден был отсиживаться в угольном коробе, как ранее Лаулин. В результате стал посмешищем для рабочих: «Мастеровые со смеха животы надорвали: какой вышел закон - управителям в коробе сидеть» [5. С. 22].

Затем управляющий был повержен самим ходом истории, поскольку вышел указ об отме-

не крепостного права - «Конец обязательному труду»: Злобин зубами скрипел от переполнявших его чувств, а Белоусовы, как ни странно, «ушли еще дальше в горы и стопудовый лом в расщелине скалы оставили - в знак памяти. Лом и теперь в той скале. И змеи ушли из этих мест» [5. С. 22].

Братья уходят, как былинные богатыри, потому что им теперь не с кем бороться, они свободны, враг исчез как таковой. Можно сказать, что и змеи исчезли потому, что они в определенной мере символизировали крепостничество: недаром говорилось, что змей на Фабричной сопке - «с крепостных времен <... > с обязательного труда» [5. С. 17].

Правда, в первой части рассказчик использует форму настоящего времени - «змей живет», но к концу повествования оказывается, что «змеи ушли из этих мест» [5. С. 22]. Такого рода противоречия могут встречаться в ходе развертывания большого многосоставного произведения, ведь подобные случаи встречаются даже в эпических песнях, тексты которых гораздо устойчивее прозы.

Как показывает проведенный анализ, в изображении братьев Белоусовых доминируют эпические мотивы, дополненные мифологическими. Полный текст можно охарактеризовать как контаминированное предание, отдельные части которого включают эпические мотивы, в результате чего они получают промежуточный межжанровый характер.

Второй текст назван собирателем «Камень ворочали» [5. С. 22-23]. В отличие от первого, здесь в центре предания два главных эпизода - бегство братьев Белоусовых, их пленение и смерть. Основной мотив - гиперболизация физической силы: «<...> на ногах кандалы по пуду, а каждый вывернет глыбу в сто пудов, на плечо вскинет и прет - с Чарыша в Колывань» [5. С. 22].

В Коргоне старший Белоусов оставил память о братьях - «лом железный воткнул в трещину скалы - на двадцать пять пудов лом.

- Память вам оставляю про Белоусовых!

Лом и теперь там» [5. С. 22].

Когда братьев с большим трудом поймали, они ушли из тюрьмы, применив свою огромную силу, без какой-либо магии: «Как ночь пала - ушли Белоусовы. Кандалы унесли, решетки унесли, лошадей увели у начальника» [5. С. 23]. Взять их смогли только подлым способом: арестовали отца и стали подвергать порке кнутом. Чтобы спасти отца, братья сда-

Повествования о братьях Белоусовых.

129

лись и были запороты насмерть на Пригонной сопке.

О том, что отдельные части сводного повествования могут бытовать самостоятельно, свидетельствует издание 1954 г. «Предания и сказы Западной Сибири» [4]. Здесь текст носит название «Змей убивали и в управителя стреляли», первые три эпизода отсутствуют, остальное опубликовано полностью [4. C. 84-87].

Интересно, что в разных изданиях Мисюрев менял и расположение текстов. Так, в сборнике 1940 г. вначале идет повествование «Про колыванского змея и братьев Белоусовых», а затем «Камень ворочали».

В сборнике 1954 г. вначале идет текст о гибели Белоусовых, причем преданию составитель дает иное название, которое представляется более обоснованным - «За отца». Следовательно, второе место занимает повествование, где братья вместе со всеми дожидаются «манифеста» и становятся свободными. Такая композиция сборника способствует более оптимистическому восприятию произведений, что, возможно, было продиктовано желанием следовать требованиям времени.

Очевидно, Мисюрев, следуя своему замыслу, изменил композицию при подготовке издания 1954 г., а затем, в период «хрущевской оттепели» (в 1959 г.) вернулся к предшествующему варианту. Трудно сделать вывод о том, какой порядок является более обоснованным, степень авторского вмешательства составителя можно установить только при сличении публикаций с рукописью.

Это обусловливает закономерный вывод о необходимости обращения ко всем материа-

лам экспедиций Александра Мисюрёва 19301950 гг. в южную часть Западной Сибири. Следует учитывать, что, по свидетельству известного фольклориста М. Н. Мельникова, речь идет о тысячах записей [3. С. 172], а опубликовано менее двухсот. Поэтому необходимо провести детальное и объективное исследование совокупности рукописей и издать их в составе нового, желательно полного, научного сборника с соблюдением всех эдиционных требований. Пояснения автора к ранее опубликованным текстам, носящие популярный характер, сопроводить научными комментариями.

Список литературы

1. Легенды и были. Сказания алтайских мастеровых / А. А. Мисюрёв. Новосибирск, 1938. 220 с.

2. Легенды и были. Фольклор старых горнорабочих Южной и Западной Сибири / А. А. Мисюрёв. Новосибирск, 1940. 232 с.

3. Мельников, М. Поиски сокровищ // Сибир. огни. 1969. № 12. С. 172-173.

4. Предания и сказы Западной Сибири / Записи и коммент. А. А. Мисюрёва. Новосибирск, 1954. 108 с.

5. Сибирские сказы, предания, легенды : сборник / А. А. Мисюрёв. Новосибирск, 1959. 230, [1] с.

6. Словарь металлургических терминов [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academ-ic.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.