Научная статья на тему 'Мотивы фольклора и мифологии автохтонных народов Сибири в образе Горного Батюшки (по материалам А. Мисюрёва)'

Мотивы фольклора и мифологии автохтонных народов Сибири в образе Горного Батюшки (по материалам А. Мисюрёва) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
346
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЙ / ОБРАЗ / МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ / ГЕНЕЗИС / MOUNTAIN FATHER / IMAGE / MYTHOLOGY MOTIF / GENESIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Феоктистова Ирина Константиновна

В данной статье исследован генезис отдельных мотивов образа Горного Батюшки, обусловленный влиянием фольклора и мифологии автохтонных народов Сибири, на материале сибирских сборников народной прозы в записях Александра Мисюрёва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motifs of folklore and mythology of the autochthonic people of Siberia in image of the Mountain Father (on A. Misiurev''s materials)

In this article the genesis of separate motifs of the Mountain Father's image caused by influence of folklore and mythology of the autochthonic people of Siberia is investigated on the material of the Siberian collections of national prose in Alexander Misiurev's records.

Текст научной работы на тему «Мотивы фольклора и мифологии автохтонных народов Сибири в образе Горного Батюшки (по материалам А. Мисюрёва)»

УДК 801.81:398.22

И. К. ФЕОКТИСТОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МОТИВЫ ФОЛЬКЛОРА И МИФОЛОГИИ АВТОХТОННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ В ОБРАЗЕ ГОРНОГО БАТЮШКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ А. МИСЮРЁВА)

В данной статье исследован генезис отдельных мотивов образа Горного Батюшки, обусловленный влиянием фольклора и мифологии автохтонных народов Сибири, на материале сибирских сборников народной прозы в записях Александра Мисюрёва.

Ключевые слова: Горный, образ, мифологический мотив, генезис.

Во всех вузовских учебниках устного народного творчества 1950-1980-х гг. в той или иной мере уделено внимание материалам сборников народной прозы русских сибиряков — потомков горнорабочих и ямщиков. Тексты записал, прокомментировал и удачно скомпоновал для публикации известный новосибирский писатель Александр Мисюрёв. Пришло новое время, но эти рассказы сохранили свою актуальность для филологической науки: ряд текстов привлечен уже в XXI в. профессором МГУ В. П. Аникиным в учебниках для студентов университетов при рассмотрении жанра бывальщин [1, с. 283-287].

Однако необходимо признать, что в самой Сибири имя А. А. Мисюрёва сейчас почти забыто: во всяком случае, в статьях трехтомной «Исторической энциклопедии Сибири» деятельность замечательного фольклориста и писателя никак не отражена [2]. Возможно, причиной тому была специфика опубликованных записей, обусловленная требованиями своего времени. Кроме того, ученые привлекали их в основном для сравнительного анализа, хотя повествования представляют значительный интерес как специальный объект исследования.

Сейчас, когда идеологическая направленность, тенденциозность в освещении фактов духовной культуры русского народа остались далеко позади, появилась возможность объективно и всесторонне рассмотреть устные произведения, собранные и опубликованные Мисюрёвым. Статья продолжает исследование, предпринятое автором в этом направлении, на материале рассказов цикла о Горном (Горном Батюшке) [3].

Образ мифологического существа вызывал особый интерес ученых, его анализу в той или иной мере уделили внимание А. Н. Лозанова, Р. Р. Гель-гардт, С. Н. Азбелев, А. И. Лазарев, Н. В. Рудак, Н. А. Швабауэр.

Обстоятельнее всего образ Горного Батюшки был исследован в трудах Р. Р. Гельгардта [4, с. 206-210; 5, с. 41-43] и Н. А. Швабауэр [6, с. 135-170]. Следует подчеркнуть, что авторы изучали его в ряду многих других, рассматривая типологию фантастических персонажей фольклора горняков на материале Западной Европы и России, при этом образ алтайского Горного чаще всего непосредственно сопоставлялся с образами горных хозяев Урала. Специфика сибирского персонажа заключалась в том, что он выступал

в мужском облике, а уральские мифологические существа — в женском (Хозяйка Медной горы, Мала-хитница, Девка-Азовка). Поскольку условия труда горняков типичны, закономерно появление вопроса о причинах подобных различий.

Нами будут проанализированы те мотивы образа Горного, генезис которых может быть в определенной степени обусловлен влиянием духовной и материальной культуры автохтонных народов Сибири.

Р. Р. Гельгардт первым высказал весьма важное суждение о том, что один «из возможных ближайших источников образа Горного Батюшки» следует искать «в культовых легендах о хозяине (или хозяйке) горы или хозяине земли. Легенды эти существовали <...> у местного населения Алтая» [4, с. 210]. Автор усматривал сходство в том, что «Горный Батюшка у русских рудокопов на Алтае, как и хозяин горы у алтайских народов, занятых охотой и близко общавшихся с местным русским населением, является властелином гор, земельных недр, «знатоком земных глубин» [4, с. 210]. Исследователь ограничился этим замечанием, поскольку изначально в рассмотрении повторяющихся элементов не ставил цели выявить процесс их возникновения и формирования [4, с. 194].

Анализируя происхождение мотивов образа Горного Батюшки, к работам отечественных этнографов Н. П. Дыренковой [7] и И. Л. Кызласова [8] позднее обратилась Н. А. Швабауэр. Материалы Н. П. Дыренковой позволили автору исследования подтвердить, что народы Сибири тюркской группы языков поклоняются горным, хозяевам, а на основании статьи И. Л. Кызласова было учтено существенное дополнение, что мужскому образу подземного правителя у хакасов предшествовал женский («мать-гора-прародительница») [6, с. 136].

Мы хотим в большем объеме привлечь работы отечественных этнографов, чтобы по-новому взглянуть на генезис исследуемых мотивов и уточнить некоторые выводы Н. А. Швабауэр. В частности, хотелось бы оспорить (по крайней мере, на материалах Мисюрёва) утверждение о существовании зооморфной ипостаси Горного: «Из зооморфных форм Батюшки наиболее популярен куян (заяц). У шахтеров Алтая существует даже неписаный закон — не поминать зайца в забое. Думается, что этот обычай восходит к почитанию тотемного предка, чье имя не должно было произноситься вслух, а для населения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Колывани Горный дед — родоначальник шахтерско-старательского племени» [6, с. 137]; «Вторым обликом1 алтайского Горного становится заяц. Особо подчеркивается в текстах запрет упоминать этого зверя в шахте, чтобы не навлечь гнев духа <...> В сознании славянских народов заяц - демон, созданный чертом. Встреча с ним сулит несчастье, неудачу» [6, с. 158].

Действительно, как пишет известный исследователь зооморфных персонажей славянского фольклора А. В. Гура, заяц «связан с миром нечистой силы»: он находится в подчинении лешего, но неподвластен водяному (отсюда «рыбацкий запрет упоминать зайца на воде или на промысле») [9, с. 286]. Более того, автор Энциклопедического словаря русских суеверий М. Власова на основе анализа ряда источников утверждает, что в русской устной традиции сам леший может принимать облик зайца [10, с. 285].

Но общность некоторых мотивов в образах Горного и лешего не может объяснить запреты на упоминание или присутствие этого зверька в шахте, если считать зайца (куяна) одним из воплощений самого Хозяина.

Статьи Н. П. Дыренковой и И. Л. Кызласова содержат достаточно материала для сравнительного анализа русской и автохтонных традиций, ранее не учтенного исследователями устной традиции золотодобытчиков. В связи с этим мы последовательно рассмотрим некоторые важные особенности мифологии и фольклора тюркоязычных народов, которые помогут сделать необходимые уточнения.

Так, И. Л. Кызласов отмечал амбивалентность образа горы: это одновременно порождающее начало (утроба) и вбирающее «в себя умерших соплеменников», вход в иной мир. Хозяева могут принимать антропоморфный (женский, мужской) облик либо зооморфный (в виде лисицы, собаки, волка) [8, с. 85, 88-89].

Во время обряда шаман именует горный хребет «владыко, отец наш.» [8, с. 86]. Интересно, что еще в начале XX в. «на родовую гору распространялся обычай избегания. Женщинам запрещалось произносить названия гор (они употребляли по отношению к ним термин «свекор»), в виду горы им нельзя было показываться простоволосыми» [8, с. 86]. Под властью хозяина горы находилась также тайга и ее обитатели, именно от него зависела охотничья удача [8, с. 89].

Автор подчеркивает, что подобные воззрения «были присущи всему населению Саяно-Алтайского нагорья» [8, с. 92]. Это подтверждается ранее опубликованным Н. П. Дыренковой алтайским текстом о наказании жадного охотника: во сне к охотнику приходит старик — хозяин горы — и говорит, что не даст ему больше своего скота, то есть дичи [7, с. 30].

Ранее мы рассматривали сходный мотив в русской традиции [3, с. 162]: в одном из текстов исполнитель рассказывал, что Горный явился во сне к одному из рабочих бедствующей артели и научил, какие действия следует произвести (принести бескровную жертву), чтобы люди смогли обнаружить золото и спастись от тюрьмы [11, с. 77-78]. Приход во сне — устойчивый мотив русских рассказов о покойниках, при этом цели такого действия бывают полярными: мертвые могут пытаться нанести вред или оказать помощь.

Учитывая материалы Дыренковой, приход Горного во сне может быть объяснен не только диффузией мотивов внутри русской повествовательной традиции, но и фактом заимствования из фольклора народов Саяно-Алтая.

По материалам И. Л. Кызласова, представление о древней женской ипостаси духа-хозяина горы в XX в. сохранилось по большей части в сказках и эпосе автохтонных народов [8, с. 84-85], а более поздняя мужская — в живых обрядах и обычаях [8, с. 86].

Это подтверждают работы В. Я. Бутанаева по изучению верований хакасов. Рассматривая культ богини Умай (по-хакасски Ымай идже), широко распространенный среди «тюркоязычных народов Саяно-Алтая», автор дает описание обряда, способствующего излечению женщины от бесплодия. По верованиям хакасов, Ымай идже «была хранительницей детских душ, которые находились у нее в «храме» — в горе Ымай-тасхыл», имеющей своего хозяина [12, с. 93]. Шаман (непременно очень сильный) должен был во время обряда «проникнуть» в недра священной горы. Считалось, что хозяин горы засматривался на действо, в котором участвовали помогающие шаману «девять невинных юношей и семь непорочных девушек», и шаман мог осуществить свое намерение: «проникал» внутрь горы Ымай-тасхыл, где будто бы находилась Ымай-идже», чтобы с ее помощью выбрать душу ребенка [12, с. 96-97].

Зооморфная ипостась горного духа алтайской мифологии в виде хищного животного семейства псовых (волка, собаки, лисицы) может быть, на наш взгляд, одной из причин, объясняющих негативное отношение Горного Батюшки к зайцу (куяну):

«В работе попа не поминай. Горный не любит.. И куяна не поминай. Што поп, што заяц — едино» [11, с. 68];

««Вот. робили, вдруг прется заяц и в наши орты залетат. Все кричат:

— Куян! Куян!

И стали бегать, его догонять <..>» [11, с. 73].

На татарском языке «куян» [13, с. 182], а на алтайском «койон» [14, с. 203] означает «заяц». Возможно, вместе с заимствованием названия зверька в устной традиции русских горняков нашли отражение связанные с ним верования автохтонных народов Сибири.

Например, В. П. Дьяконова отмечает, что у те-ленгитов апотропеические функции имеют особые предметы (тоси): «Престижной <...> является группа тосей, «иконография» которых состоит из шкурки зайца-беляка с лентами (Булут-кан)». Заяц был охранителем высшего ранга и «считался связанным с верхним небесным миром» [15, с. 46], то есть с верховным небесным божеством — Ульгенем [16, с. 43-44]. Возможно, извечный антагонизм хозяев разных миров обусловил негативное отношение к зайцу, заимствованное русскими горняками.

По материалам Мисюрёва, Горный может иметь также и фитоморфное обличье - в виде пихты:

««Стоит, пихта. Высока! Мы. идем, и она идет!

Нам уж недалеко до стану — она идет.! Мы. в уход — она за нами! Бегом пошла! <..>» [11, с. 69].

В русской традиции облик хвойного дерева (сосны, ели) может принимать леший [10, с. 284-285], но в равной мере генезис данного мотива может быть связан и с культурой коренного населения Алтая. По справедливому замечанию А. М. Сагалаева и И. В. Октябрьской, «как и любой природный объект, дерево представлялось старшим по отношению к человеку. Оно являлось таким же предком2, как гора, дух или божество» [17, с. 50].

Наконец, заимствованным может быть мотив двухголового существа: ««Вылазит, из чащи мужик ростом со скалу, о двух головах» [11, с. 70]. В. П. Дья-

конова, со ссылкой на А. В. Анохина3, отмечает, что седьмого сына Ульгеня «изображали в виде двухголовой <...> антропоморфной фигуры» [15, с. 49]. Поскольку алтайцы помещали изображение «в передней части жилища» [15, с. 49], русские могли его видеть и оценивать негативно (ведь в их собственной традиции многоглавость характерна для чудовищ), хотя изображение имело апотропеическую функцию.

Мотив запрета на упоминание Бога во время работы в шахте, использование церковной атрибутики и обрядов отмечен практически всеми исследователями. Наличие данного мотива расценивалось советскими учеными как позитивный элемент в суевериях. Его значение было явно преувеличено, поскольку он не является специфичным для образа горного мифологического существа. Например, христианской атрибутики не терпит баенник, [18, с. 84], «не любит икон» домовой [10, с. 141].

Таким образом, в ряде случаев в конфликтной ситуации доминирует мифологическое существо, которое наказывает за обращение на своей территории (например, под землей) к эмблемам христианства. Показательно, что, когда Горный преследует рабочих в облике пихты, татарин Ахметка просит русских молиться Богу:

««Ахметка мне и говорит:

— Нашему Магомету ничего веры нету, давай русскому богу молись, а то пропадем.» [11, с. 69].

Видимо, на поверхности горы, в тайге, традиция все же допускала возможность защиты от Горного с помощью молитвы (как от лешего). По понятным причинам, такой вариант мотива защиты ранее не рассматривался.

Рамки статьи не позволяют охватить весь достойный внимания материал, поэтому при анализе выбор был сделан в пользу случаев наиболее сложных или ранее не рассмотренных. Выполненная часть исследования позволяет сделать вывод, что в образе Горного причудливо переплелись мотивы, характерные для персонажей мифологии русского крестьянства (домового, лешего, покойника, в единичных случаях — баенника, водяного) с мотивами фольклора и мифологии автохтонных народов Западной Сибири, говорящих на тюркских языках. Учитывая общность архаической основы в мировоззренческих системах разных этносов, было бы некорректным однозначно определять генезис некоторых мотивов, поэтому мы стремились учесть все потенциальные варианты. Поскольку сибирские тексты, записанные и опубликованные Александром Мисюрёвым, являются в своем роде уникальными и изучены далеко не в полной мере, автор статьи считает своим долгом продолжить работу в данном направлении.

Примечания

1 После антропоморфного, - И. Ф.

2 Выделено А. М. Сагалаевым, И. В. Октябрьской.

3 Анохин, А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. -Сборник МАЭ, 1924. - Т. IV, 2. - С. 20.

Библиографический список

1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество /

В. П. Аникин. - М. : Высшая школа, 2001. - 726 с.

2. Историческая энциклопедия Сибири. В 3 т. / РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т истории СО РАН ; гл. ред. В. А. Ламин. - Новосибирск : Историческое наследие Сибири, 2009.

Т. 1. - 716 с.

Т. 2. - 808 с.

Т. 3. - 784 с.

3. Феоктистова, И. К. Мотивы крестьянской мифологии в образе Горного Батюшки / И. К. Феоктистова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2012. - № 10. -С. 255-263.

4. Гельгардт, Р. Р. Фантастические образы горняцких сказок и легенд. К типологической характеристике старого рабочего фольклора / Р. Р. Гельгардт // Русский фольклор. -Т. VI. - М.-Л. : Наука, 1961. - С. 193-226.

5. Гельгардт, Р. Р. Фольклорно-лингвистические связи и параллели / Р. Р. Гельгардт // Устная поэзия рабочих России. -М.-Л. : Наука, 1965. - С. 33-51.

6. Швабауэр, Н. А. Типология фантастических персонажей в фольклоре горнорабочих Западной Европы и России : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.09 / Н. А. Швабауэр. - Екатеринбург, 2002. - 273 с.

7. Дыренкова, Н. П. Пережитки материнского рода у алтайских тюрков (авункулат) / Н. П. Дыренкова // Советская этнография. - 1937. - № 4. - С. 18-45.

8. Кызласов, И. Л. Гора-прародительница в фольклоре хакасов / И. Л. Кызласов // Советская этнография. - 1982. -№ 2. - С. 83-92.

9. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 2 / Под общей редакцией Н. И. Толстого. - М. : Международные отношения, 1999. - 702 с.

10. Власова, М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь / М. Власова - СПб. : Азбука-Классика, 2001. - 672 с.

11. Сибирские сказы, предания, легенды / Сборник А. Ми-сюрёва. - Новосибирск : Новосибирское кн. изд-во, 1959. -230 с.

12. Бутанаев, В. Я. Культ богини Умай у хакасов / В. Я. Бута-наев // Этнография народов Сибири / Отв. ред. И. Н. Гемуев, Ю. С. Худяков. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-е, 1984. -

С. 93- 105.

13. Русско-татарский словарь / Под ред. д-ра филол. наук Ф. А. Ганиева. - 3-е изд., испр. - М. : Русский язык, 1991. -736 с.

14. Русско-алтайский словарь / Под ред. Н. А. Баскакова. -М. : Изд-во Советская энциклопедия, 1964. - 875 с.

15. Дьяконова, В. П. Некоторые этнокультурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяно-Алтая / В. П. Дьяконова // Этнокультурные контакты народов Сибири / Под ред. Ч. М. Таксами. - Л. : Наука, Лен. отд-е, 1984. - С. 30-49.

16. Вербицкий, В. И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований / В. И. Вербицкий. - М., 1893. - 267 с.

17. Сагалаев, А. М. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / А. М. Сагалаев, И. В. Октябрьская. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-е, 1990. - 209 с.

18. Криничная, Н. А. Русская мифология: мир образов фольклора / Н. А. Криничная. - М. : Академический проект; Гаудеамус, 2004. - 1008 с.

ФЕОКТИСТОВА Ирина Константиновна, кандидат филологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры русской и зарубежной литературы.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.11.2013 г.

© И. К. Феоктистова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.