Научная статья на тему 'Повесть о николае воине: семейная этиологическая легенда?'

Повесть о николае воине: семейная этиологическая легенда? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИТИЕ ПРП. НИКОЛАЯ СТУДИТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афиногенов Дмитрий Евгеньевич

Рассматривается вставная новелла из Жития прп. Николая Студита (ум. в 868 г.), повествующая о не названном по имени воине, который участвовал в походе императора Никифора I (803-811) против болгар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повесть о николае воине: семейная этиологическая легенда?»

Д. Е. Афиногенов

Повесть о Николае Воине: семейная этиологическая легенда?

Вторая, переработанная версия (ВНв 1365) Жития прп. Николая Студита (ум. в 868 г.) , содержит весьма любопытную вставную новеллу (автор прямо говорит, что приводит ее по настоянию игумена Студийского монастыря Анатолия), повествующую о не названном по имени воине, который участвовал в походе императора Никифора I (803-811) против болгар2. Впоследствии этот рассказ выделился в отдельное агиографическое произведение (часто под названием Пер1 той оуоХарюи, ВНв 2311), а главный герой получил то же имя, что и святой, из чьего Жития был взят сюжет3. Это сочинение было переведено на церковнославянский язык и стало весьма популярным в славянском мире4. Содержание рассказа вкратце таково. По какой-то причине отстав от войска, воин остановился на ночлег в доме одной богатой женщины. Та пожелала вступить с ним в греховную связь, но он отверг ее притязания и бежал. Затем ему встретился некий гигантский старец, который возвел его на гору, с которой воин мог видеть битву между византийцами и болгарами. Когда необыкновенный муж клал правую ногу на левую, побеждали христиане, а когда наоборот - язычники (болгары в

1 Первоначальная версия этого Жития сохранилась только по-церковнославянски и до сих пор не издана. См. Буланин Д.М. Житие Николая Студита // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая пол. XIV-XVI в.). Часть 1. А-К. Л., 1988, с. 313; Afinogenov D. Rewriting a Saint's Life in the Monastery of Studiou: two Lives of St. Nicholas the Studite // The Heroes of the Orthodox Church. New Saints, 8th-16th century / ed. E. Kountoura-Galake. Athens, 2004, p. 313-322.

2 Vita Nicolai Studitae // PG 105, 864-925, 893A4-897D7.

3 Память 24 декабря. Текст, в частности в: Synaxarium Ecclesiae Con-stantinopolitanae / ed. H.Delehaye. Propylaeum ad Acta sanctorum Novembris. Bruxelles, 1902, 341, 21-344. См. также Kominis A. Echi della battaglia dell'anno 811 tra bizantini e bulgari in testi agiografici // Actes du 1er Congrès International des études balkaniques et Sud-Est européennes. Sofia, 26 août - 1 septembre 1966. T. 3. Histoire. Sofia, 1969, p. 313-317.

4 См., напр., Житие св. Николая Воина // ИОРЯС, т. VIII, вып. II, 1859, стб. 154-156. Буланин Д.М. Житие Николая Воина // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая пол. XIV-XVI в.). Часть 1. А-К. Л., 1988, с. 310-311.

то время не были крещены), пока наступившая темнота не прекратила сражение. После этого целомудренный воин увидел, что все поле покрыто телами убитых, за исключением одного места, величиной с лежку быка (koLt-д ßo6s), которое и предназначалось ему, если бы он поддался искушению.

Хотя вопрос об элементах историчности в этом рассказе весьма не прост, очевидно, что их поиск должен начинаться с отождествления описываемой здесь битвы. Казалось бы, упоминание об императоре Никифоре оставляет только одну возможность - сражение 26 июля 811 г., в котором он и погиб5, а византийская армия понесла тяжелейшие потери. Однако очень достоверные рассказы современников этого события единодушно говорят о внезапной предрассветной атаке болгар и быстром разгроме и бегстве византийцев6. Разумеется, душеполезная повесть может сколь угодно далеко отклоняться от исторической действительности, однако в данном случае длительное сражение с переменным успехом - это обстоятельство, имеющее важное сюжетное значение. Поэтому имеет смысл поискать другую битву, которая лучше подходила бы под приведенное выше описание.

В царствование Никифора столкновений такого масштаба больше не зафиксировано. Можно предположить, что рассказ был приурочен к его царствованию потому, что память о трагедии 811 г. еще долго сохранялась в Византии. Тогда рассмотрению подлежат и другие сражения византийцев с болгарами в VIII - первой четверти IX в. Через два года после гибели Никифора произошла большая битва при Версиникии (22 июня 813 г.) , однако тогда византийцы почти сразу бежали, а противник был этим настолько поражен, что поначалу не решался на преследование. В результате потери ромеев оказались сравнительно незначительны. В VIII в. подходящими событиями являются сражения при Анхиале 30 июня 763 г.8 и при Маркеллах 20 ию-

5 Theophanis Chronographia / ed. C. de Boor. Lipsiae, 1883, p. 491, 1-15.

6 Помимо Феофана см. также Dujcev I. La chronique byzantine de l'an 811 // Travaux et Mémoires 1, 1965, p. 210-216.

7 Scriptor Incertus de Leone Armenio // Leonis Grammatici Chronographia / ed. I. Bekker. Bonnae, 1842, p. 335-362, p. 336-340; Theophanis Chronographia, p. 501, 27-32.

Theophanis Chronographia, p. 433, 4-10. Nicephori Antirrheticus III // PG, 100, 508B.

ля 791 г.9 В первом из них одержал победу император Константин V (741-775), а во втором потерпел поражение его внук Константин VI.

То, что поставленная только что проблема не надумана, а ощущалась как таковая еще в средневизантийский период, подтверждают модификации, внесенные в текст отдельного сказания о св. Николае Воине. Там говорится лишь об одной перемене положения ног у чудесного мужа, которая приводит к тому, что все поле покрывается убитыми греками. В конце упоминается о том, что император Никифор «вошел в клисуры болгарские»10 и в конце концов погиб (т.е. не в той битве, в которой должен был пасть главный герой). Здесь, по всей видимости, имело место заимствование из рассказа о последнем походе Ни-кифора, который некоторые ученые считали частью исторического сочинения т.н. Scriptor Incertus de Leone Armenio (см. прим. 7). Связанные с этим вопросы не могут здесь обсуждаться - важно то, что редактор (грек или славянин) посчитал нужным изменить текст таким образом, чтобы привести сообщаемые в нем факты хотя бы в относительное соответствие с известными обстоятельствами роковой экспедиции 811 г.

Как уже говорилось, на поле боя в повести о целомудренном воине осталось пустое место размером с «лежку быка». Это вовсе не сама собой разумеющаяся подробность - греческий текст BHG 2311 говорит просто о pías koLt^s11, а в славянском находим «единаго мужа ложе», где непонятно откуда взявшийся «бык» заменен на ожидаемое «муж». Учитывая фонетику греческого языка этого периода, вполне возможно, что изначально имелась в виду не «лежка» (koLttj), а «шкура» (kvtos). Если изначально в тексте была форма дательного падежа, то произношение IX - начала X в. давало фонетическое тождество, т. е. koLt¡¡ = [küti] и KUTei = [küti]12. Словосочетание же kvtis ßoos немедленно

9 Theophanis Chronographia, p. 467, 28-468, 1. Petri Vita Ioannicii / ed. J. van den Gheyn // Acta Sanctorum, Novembris, vol. I, p. 384-435, p. 386C-387A.

10 Synaxarium, 343-344, 29-30.

11 Ibid., 341-342, 47; 49-50.

12 Vita Nicolai, 897B9. В этом издании слово стоит в винительном падеже, однако грамматически необходим дательный: el<áaai тодто KoiTTjv ßoos. Благодарю Юхана Хельдта (Уппсала), готовящего критическое издание текста, за данную информацию о рукописных разночтениях.

наводит на мысль об известном топониме Воскитион (Bookvtiov

13

< Boos kvtIov) . Возможно, здесь и лежит разгадка. В начале 781 г. одна богатая и знатная константинопольская семья, в полном составе приняв монашество, основала монастырь в принадлежавшем ей имении неподалеку от городка Катавол, на южном берегу Никомидийского залива, у северного подножия горы Олимп Вифинский. Имение называлось Воскитион, монастырь получил наименование «Саккудион», а к семейству, его основавшему, принадлежал прп. Феодор, игумен Саккудионский и Студийский, наставник Николая Студита 4.

Итак, моя гипотеза заключается в следующем: название Воскитион связано с семейным преданием Феодора Студита, какой-то родственник или даже предок которого (отец или дед), видимо, чудом спасся от смерти в битве при Анхиале 30 июня 763 г. Несмотря на в целом удачный для византийцев результат столкновения, их потери, по свидетельству патриарха Никифора от 818-820 г., были очень велики15. Именно это сражение лучше всего соответствует тому, о чем рассказано в повести о целомудренном воине. Нет также ничего удивительного в том, что история, восходящая к семейному преданию Феодора, была (вероятно, в видоизмененном виде) известна насельникам его монастыря еще через столетие после смерти игумена.

13 Возможно также, что это неправильная орфографо-этимологическая интерпретация изначального BoomÍtiov. Ср. официальное написание названия знаменитого афонского монастыря: Baronaiè'ov вместо этимологически правильного BaroneSiov.

14 См., в частности, Pratsch T. Theodoras Studites (759-82б) - zwischen Dogma und Pragma. Berlin, 1998, S. 71-74. Описание Воскитиона см. в Житиях Феодора Студита: Vita A // PG 99, 113-232, 121BC; Vita B // PG 99, 233-328, 241B; Vita C: Bios noXireia roû ¿aiov narpos

¿^oXoyqroû ©eoSwpov r^yov^evov T&v SrovSiov / изд. В. Латышев // ВВ, 21, 1914, с. 258-3G4, с. 2б2, 12-17.

15 Nicephori Antirrheticus III // PG 1GG, 37б-533: «и до сих пор долины и равнины возле города, называемого Анхиалом, являют оставшиеся на них кости убитых - ибо почти все ромейское войско пало жертвой скифского меча».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.