Научная статья на тему 'Поверья о колдунах в репертуаре русского населения заводских поселений Республики Коми. Обзор сюжетов, мотивов, некоторые аспекты поэтики'

Поверья о колдунах в репертуаре русского населения заводских поселений Республики Коми. Обзор сюжетов, мотивов, некоторые аспекты поэтики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Полина Истомина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поверья о колдунах в репертуаре русского населения заводских поселений Республики Коми. Обзор сюжетов, мотивов, некоторые аспекты поэтики»

Полина Истомина

(Сыктывкар)

Поверья о колдунах в репертуаре русского населения заводских поселений Республики Коми. Обзор сюжетов, мотивов, некоторые аспекты поэтики

Устные суеверные рассказы о контакте человека с демонологическими существами вызывают большой интерес у современных исследователей. Следует отметить, что сама встреча с мифологическим персонажем уже является аномальным явлением, ситуацией, выходящей за рамки обыденного течения событий. Согласно трактовке Т.В. Булы-гиной и А.Д. Шмелева, «аномальными называют явления, которые нарушают какие-либо сформулированные правила или интуитивно ощущаемые закономерности»1. На сегодняшний день мифологическая проза сохраняет свою актуальность и используется для объяснения аномальных явлений, а также способов выстраивания определенных моделей поведения при столкновении со сверхъестественным.

Обращаясь к нашей теме, отметим, что устная суеверная проза заводских поселений Республики Коми относительно недавно попала в поле зрения исследователей. Первые экспедиционные выезды в поселки Кажым, Нювчим были осуществлены музыковедом П.И. Чисталевым в 1960-е гг., в результате чего были записаны образцы песенно-игрового фольклора, обрядовой и необрядовой лири-ки2; так как одной из главных задач исследователя была фиксация образцов песенной традиции, сведения о других жанрах, характеризующие местную фольклорную культуру, не фиксировались. В связи с этими обстоятельствами полевые исследования этих локальных традиций были возобновлены в 2000-х гг.3

Образование заводских поселений в Республике Коми связано с появлением железорудных промыслов во второй половине XVIII в.

В частности, устюжские купцы А.В. Панов и А.А. Плотников, обнаружив залежи железной руды, обратились в Берг-коллегию с просьбой о разрешении строительства завода4; в 1761 г. Нювчимский завод начал свою работу5. Приблизительно в это же время устюжские купцы И. Курочкин и А. Юрьинский начали строительство Кажым-ского завода. В ходе строительства выяснилось, что имевшейся рудной базы недостаточно6, а выбранное под строительство домны место затоплялось весенними паводками, поэтому было принято решение о строительстве Нючпасского завода, который должен был снабжать чугуном Кажымский завод7. Для работы на заводах были привезены крепостные крестьяне из Вятской, Вологодской, Архангельской, Костромской и других губерний России8, которые стали первыми жителями возникших при заводах поселений .

Во время экспедиционных выездов (2008 г.: пос. Нювчим; 2010 г.: пос. Кажым; 2011 г.: пос. Нювчим, Нючпас; 2013 г.: пос. Кажым, Нючпас; 2015 г.: пос. Нювчим) был собран большой корпус текстов суеверной прозы. Наибольшее распространение на обозначенной территории получили устные мифологические рассказы о колдуне, домовом, ходячем покойнике. В настоящей работе нами будут рассмотрены устные рассказы о колдуне (портретные описания и действия колдуна, прескрипции, предписания и запреты, связанные с этим демонологическим персонажем)10.

В анализируемом корпусе текстов (свыше 90 единиц) колдунами называют реально существующих жителей поселков, которых информанты именуют по прозвищам: Жопиха, Кишка, Зэтя Лёш, Груша, Золотой пирожок11 и др. В рассказах информантов сообщаются признаки, по которым можно распознать колдуна: внешний вид (недобрый взгляд, ношение черной одежды и др.); особенное поведение (колдун скрежещет зубами, часто зевает, водит руками, перебирает пальцами и др.); принадлежность к другой национальности или другому населенному пункту. Например:

У нас дядька был тоже. [Тоже его колдуном звали, вашего?] Нет, это какой-то не наш. Он коми был. И вот пошёл слух по посёлку, что, значит, бегает чёрная кошка. Дескать, он превращается в чёрную кошку и бегает по посёлку, старик этот (зап. Ю.А. Крашенинникова 26.06.2013 г. от ГАК, 1939 г.р., пос. Кажым, Койгородский р-н, Республика Коми12).

Дается информация о времени активизации колдуна: вечер, двенадцать часов ночи, канун крупных праздников (Пасха, Чистый четверг, Крещение, Рождество). Как отмечают некоторые информанты, нанесение вреда может осуществляться через колодезную воду, которую колдунья может лишить целебных свойств13:

Она [колдунья] по колодцам бегает, тогда и воду берёт. [А как это так, брать воду?] А чё, она пришла пораньше. До восхода солнца, в Чистый четверг, надо встать, никому ничего не сказать, не оглядываться и пойти с колодца набрать воду и принести домой. И этой водой должен вымыть там у тебя больные места: лицо, руки желающие. <...> Вот она и подстраивает к этому времени. Она обегает несколько колодцев-то, сколько там ей положено, и вот воду набирает с этих колодцев <. > Если она её уже заколдовала, там ты набрать наберёшь, но опять уже она тебе не поможет. Она уже не лечебная, ты уже не поможешь. <...> Если она раньше появилась, дак лучше воду не брать, если знаешь (зап. Ю.А. Крашенинникова 3.07.2010 г. от ТСФ, 1934 г.р., пос. Кажым, Кой-городский р-н, Республика Коми).

Рассказы о колдунах строятся приблизительно по одной схеме: колдун пытается навредить человеку - человек не предпринимает мер для защиты от колдовства (нарушает предписание) - последствия - способы нейтрализации вредоносного воздействия. Сам «колдовской акт», по словам А.С. Сидорова, можно разложить на несколько составляющих: «1) колдующего субъекта с его желаниями и стремлениями, направленными на внешний мир с целью овладения его силами, 2) представления о предметах и явлениях внешнего мира с их характерными с точки зрения колдующего субъекта свойствами

и 3) те средства, приемы и предметы, которыми колдующий пользу- 14 тт

ется для достижения своих целей» . Для реализации своих колдовских сил колдун использует следующий инвентарь: заговоренную еду и воду, шерсть животных, вилки, монеты, а также предметы, принадлежащие человеку, которого колдун хочет испортить. Наговоренные особым способом предметы подкладывают под порог, во двор, в хлев, закапывают под оградой и воротами и др.

В местной прозе получает развитие мотив оборотничества. Колдуны могут оборачиваться различными животными (птицей, черной кошкой, овцой, лошадью, собакой, поросенком):

Это, опять тут колдунья была, недалеко тут тоже жила бабка одна. И говорили, что она в овечку превращалась (зап. С.Г. Низовцева, П.А. Шахматская 25.06.2013 г. от ЕФД, 1940 г.р., пос. Кажым, Койго-родский р-н, Республика Коми).

Достаточно распространены сюжеты о том, как колдунья превращается в животное, которое избивают/калечат. На следующий день выясняется, что избитой/покалеченной оказывается женщина, которую подозревают в колдовстве:

У нас этот, у меня у сестры сын. Она работала в школе уборщицей. А он и говорит: «Мам, говорит, мне надоела эта куликовская собака, серая бегает». Ну и он взял да и выстрелил в её порохом. А это оказывается не собака. А она [колдунья] сама превратилася. Ну и потом пошла она в школу жаловаться, что, дескать, вот говорит, такой-то, такой-то стрелял в меня. А он говорит: «Я в неё не стрелял, я, говорит, стрелял в собаку» (зап. П.А. Шахматская 5.07.2010 г. от ИАП, 1935 г.р., пос. Кажым, Койгородский р-н, Республика Коми).

Встречаются рассказы о перемещении колдуньи по воздуху, в частности, зафиксированы сюжеты, в которых колдунья вылетает через трубу:

Колдуны раньше были. <...> В этом [доме] жила какая-то бабка, вот она [соседка] всё рассказывала та бабка. И эта бабка, говорит [соседка], как колдунья была. Вечером, говорит, печку как затопит, и как пламя вылетает оттуда. Оттуда это колдун вылетает из трубы, всё время говорили (зап. Ю.А. Крашенинникова 18.06.2013 г. от ЕНК, 1944 г.р., пос. Нючпас, Койгородский р-н, Республика Коми).

Зная о том, что колдунья может залететь в трубу и нанести вред членам семьи, информанты стараются закрывать ее на ночь:

Они ночью могут прилетать. [Как?] Ну, ночью по трубе, труба открыта или окошко открыто, мне кажется, они смогут так-то через окно пролететь (зап. С.Г. Низовцева, П.А. Шахматская 22.06.2013 г. от ИМД, 1934 г.р., пос. Кажым, Койгородский р-н, Республика Коми).

В качестве защиты от колдовской вредоносной силы, по представлениям информантов, нужно перекрестить трубу, окна и углы, тогда колдунья не сможет проникнуть в дом. Достаточно скудно

представлены сведения о полетах колдуна на сборища (шабаши). В наших материалах встречается несколько лаконичных сообщений о том, как колдуны вылетают через трубу и собираются в определенном месте (в то время как в других севернорусских традициях

15ч

такие рассказы достаточно распространены ).

Зафиксированы сюжеты о том, что колдунья может подчинять человека своей воле. Например, по одному из свидетельств, мужчина украл у колдуньи карты, за это колдунья заставила его постоянно молиться:

Раньше ж карты были, достояние какое-то. А тут у нас тоже колдунья была, она страшная колдунья. <...> Мужик украл у неё эти карты. И она говорит: «Я ведь знаю, что ты украл карты-то». <...> «Я, - говорит, - тебе так сделаю, что ты, - говорит, - век будешь молиться, замаливать передо мной грехи, за это воровство». И правда, он всю жизнь молился. Он за рулём сидит и... Я даже один раз с ним ехала. Он за рулём сидит, руль бросает и молится. <. > И так он до смерти молился (зап. Ю.А. Крашенинникова 26.06.2013 г. от ГАК, 1939 г.р., пос. Кажым, Койгородский р-н, Республика Коми).

Другой информант рассказала о том, что известная в поселке колдунья не давала зятю уйти из семьи:

Вот эта Жопиха, ну у них зять, она так его держала в руках. Он сколько раз хотел уходить. А дом старенький у них ещё был. Она на печке лежит, он мужик чемодан собрал. Подходит к двери, за ручку взялся он. Она с печки говорит: «Ну подержись, подержись и назад вернёшься!» Да. [И не мог уйти?] Не мог уйти, всю жизнь и мучился (зап. Ю.А. Крашенинникова 26.06.2013 г. от ГАК, 1939 г.р., пос. Кажым, Кой-городский р-н, Республика Коми).

Не меньший интерес представляют рассказы о колдуне, связанные с запиранием его в доме при помощи определенных предметов (гвоздей, иголок и др.). Например, был зафиксирован текст, в котором родственницы информанта решили проверить слухи о том, является ли конкретная женщина колдуньей, - для этого они открыли и перевернули вьюшку, после чего женщина не могла выйти из дома; в другом рассказе мужчины для этой же цели воткнули в косяк двери иголки, и др.

Демонологическую природу колдуна подчеркивает его связь с чертями. Находящиеся у него в услужении черти помогают осуществлять вредоносное воздействие на людей. Вместе с тем черти могут принуждать колдуна причинять вред людям помимо его воли и требовать отчет о проделанной работе:

Черти не дают спокоя. Всё равно надо ему куда-то использовать эту силу, надо куда-то что-то сделать. Требует ведь мол, от него отчёт. <...> С него, говорит, черти требуют отчёт, что он какую работу выполнил или не выполнил. Ему вон спать не дают тоже, значит, ему надо что-то сделать. Хочет он не хочет - надо, значит, куда-то какое-то зло сделать (зап. С.Г. Низовцева, П.А. Шахматская 25.06.2013 г. от ЛВВ, 1930 г.р., пос. Кажым. Койгородский р-н, Республика Коми)16.

Зафиксировано несколько текстов с мотивом «передача-усвоение магических способностей». В первом случае колдун выступает только в качестве посредника между человеком, желающим перенять колдовство, и тотемным животным. Как правило, выбор места для осуществления магического акта связан с хозяйственными постройками, обладающими особым статусом в силу своей «нечистоты», в наших материалах таким местом является баня:

Чтобы принять колдовство, нужно в бане у медведя жопу целовать. Ну вот это правда, не правда, это я слыхала (зап. Ю.А. Крашенинникова 24.06.2013 г. от ЕАЧ, 1936 г.р., пос. Кажым, Койгородский р-н, Республика Коми).

При рассмотрении ритуала передачи магического знания интерес представляют наблюдения Н.А. Криничной, которая достаточно подробно описывает обряд посвящения ученика в колдуны: колдун приходит с неофитом в баню, там колдун произносит определенные слова, посредством которых вызывается «аномальное» животное (большого размера, с огненной пастью и др.). Одним из таких животных «к примеру, может быть медведь или похожее на него зооморфное существо»17. Кульминацией обряда служит приказ колдуна о выполнении неофитом какого-либо действия, направленного на живот-18

ное .

В другом варианте передача колдовского знания осуществляется самим колдуном: обучение происходит в пограничное время (в двенадцать часов ночи) от колдуньи к молодой женщине, пожелавшей перенять колдовской дар, но обучение не завершается, так как узнавший об этом муж помешал им это сделать:

Вот она передавала тоже тут по-соседски молодой женщине, а потом муж чуть не спалил дом из-за этого. Увидел потом. Проснулся, её нет, жены-то дома. <...> Чё, время двенадцать часов, он выглянул в окошко-то, а жена-то бежит с распущенными волосами. У ней длинные были волосы, чёрные. Бежит с распущенными волосами. Он в окошко: «Ты чё?» Она бежит и бежит. Он за ней, догнал её. Она какая-то как невменяемая такая. А потом он её хорошенько дома тряхонул: «Что такое?». Она вот ему и рассказала, что дескать: «Я хочу принять колдовство». Вот. Он говорит: «Я тебе приму колдовство. Я все это логово сожгу и еённое, и наше», - говорит. Даже дом облил бензином, на чердаке (зап. Ю.А. Крашенинникова 26.06.2013 г. от ГАК, 1939 г.р., пос. Кажым, Койгородский р-н, Республика Коми).

Устойчивы в местных традициях представления о том, что колдуны тяжело умирают, пока не передадут свою силу (родственникам, реже другим людям). В этих рассказах центральным является мотив нежелания принимать у колдуна дар, приводятся способы избежания передачи магических способностей (стараются не брать колдуна за руку, принимать от него какие-либо предметы, разговаривать и т.п.).

В рассказах о тяжелой смерти колдуна описано несколько способов облегчить его смерть, а именно: убрать из-под головы подушку, закрыть трубу в печи, форточки, прорубить потолок, вынуть матицу, вынуть из пола/потолка девятую половицу19.

Большую группу текстов составляют рассказы и свидетельства о порче. Вредоносное воздействие проявляется по-разному (человек сильно худеет, болеет, мужчина лишается мужской силы, в семье начинаются ссоры и др.). В наших материалах представлены следующие способы нанесения вреда.

1. Колдун ссорит членов семьи с помощью подкладывания заговоренной еды, питья или каких-либо предметов.

При помощи пищи:

У меня мать была, жила у брата, брат жил с этой, женой, а у неё мать была. Мать-то она что-то знала. Вот напечёт, напечёт [мать жены брата] и нам с чаем принесёт, мы вот поедим, и мать нас ненавидит (зап. С.Г. Низовцева, П.А. Шахматская, Ю.А. Крашенинникова 20.06.2013 г. от ГНМ, 1928, г.р., пос. Нючпас, Койгородский р-н, Республика Коми).

При помощи питья. Особую группу составляют сюжеты о нанесении вреда с использованием крови и питья. Привораживание при помощи крови считается одним из самых сильных видов магического воздействия. В наших материалах имеются сведения о том, что для присухи мужчины колдунья использует красное вино, в которое добавлена менструальная кровь:

У нас здесь полно колдунов. Сплошь да рядом. [Как они испортить могли?] Вот менустрацией. Опаивают в красном вине молодых мужиков. [А зачем они их поили?] Приколдовывали. [То есть, привораживали?] Да, привораживали (зап. П.А. Шахматская 5.07.2010 г. от ИАП, 1935 г.р., пос. Кажым, Койгородский р-н, Республика Коми)20.

При помощи предметов:

К нам например, одна ходила всё время. Раз загнет матрас, посмотрит там. А чё посмотрит, чё-то может положила или что. Один раз находила я иголку». (зап. С.Г. Низовцева, П.А. Шахматская 27.06.2013 г. от ЕАГ, 1941 г.р., пос. Кажым, Койгородский р-н, Республика Коми).

2. Колдун насылает на человека болезнь (так, колдунья при помощи определенных действий наслала на информанта болезнь сроком на три года, после чего болезнь прошла и др.).

3. Колдун доводит человека до смерти (например, колдунья обмела себя вицей и дала ее мальчику, после чего тот утонул, и др.).

4. Колдун разлучает влюбленных (положенная колдуньей между влюбленными шерсть спровоцировала их расставание, и др.).

5. Колдун наводит порчу на свадьбе (в карман пиджака колдунья подбросила перемотанные спички с иголками, после чего дружка разошелся с женой и др.).

6. Порча колдунами домашнего скота (корова перестает давать молоко, худеет, не может долго отелиться, животное перестает возвращаться домой и др.) Например, женщина рассказала о том, что у нее корова перестала заходить в хлев. Во время осмотра хлева она заметила, что над дверями были заложены камни. После того как она их убрала, корова снова стала заходить в хлев. Другая информантка рассказала о том, что нельзя давать молоко своей коровы, так как через него колдунья может «запереть молоко», то есть корова перестает доиться. Помимо этого, вред скоту может быть нанесен и через его экскременты. По свидетельствам женщины, соседка попросила у нее навоз коровы для удобрения цветка. После того как та дала соседке навоз, корова сильно заболела. Встречаются сведения о том, что колдуны портят животное путем подбрасывания какого-либо предмета в хлев. Так, по одному из свидетельств, когда информантка переносила хлев на другое место, то нашла между бревен кость дикой птицы; когда стала ее сжигать, кость сильно трещала и выскакивала из печи.

Среди рассказов о порче скота были записаны тексты, в которых упоминается о том, что колдуны подрезают коровам уши и соски21.

В текстах закрепились сведения об апотропеических средствах против колдунов:

1) использование предметов, имеющих «антиколдовские» свойства (гвозди, иглы, булавки и т.д.); например, если воткнуть в косяк двери новые иглы, колдун не сможет перешагнуть через порог; вбить в порог гвоздь; носить булавку, воткнутую в одежду; в качестве защиты носить под одеждой рыболовную сетку;

2) использование ритуальных практик, суть которых заключается в уничтожении предмета, при помощи которого был нанесен вред человеку (после обнаружения предмета сжечь его в печи; при нанесении колдуном вреда нужно украсть у него любой предмет и сжечь и др.);

3) использование ритуальных практик, направленных на нарушение общепринятых правил поведения в обществе. Так, чтобы ней-

трализовать негативное воздействие колдуна, нужно сильно ругаться с колдуном, выбить ему зубы (колдун теряет свою силу), при встрече с колдуном сложить кукиш и др.).

Рассмотрев один из аспектов (поверья о колдунах) фольклорной культуры заводских поселений, мы наблюдаем своего рода «мозаичный» набор различных традиций, привнесенных русскими переселенцами из северной и центральной частей России. Обзор современных материалов о колдунах продемонстрировал наличие устойчивой веры у жителей поселков в существование сверхъестественных сил. Наибольшее распространение получили следующие мотивы: колдун принимает образ животного; колдун портит людей/животных; колдун привораживает людей, ссорит влюбленных, разрушает семьи; колдун передает свое умение перед смертью и др. Также выявлен ряд защитных мер, которые применяются по отношению к колдуну: а) при помощи предметов (в косяк двери воткнуть иголки, носить булавку, прикрепленную к одежде, и др.), б) при помощи определенных действий (закрывать на ночь трубу, при встрече с колдуном сделать кукиш, перед смертью колдуна не прикасаться к нему и не брать предметы из его рук и др.).

Несмотря на то что русские заводские поселения были образованы в районах с преобладающим коми населением и находились с ним в тесном культурном взаимодействии, жителями сохранены фольклорные традиции тех мест, откуда происходили переселенцы, в частности, в устной прозе выявлены мотивы, которые обнаруживаются в других традициях Русского Севера (мотив передачи колдовства в бане, трудная смерть колдуна, наведение порчи при помощи определенных предметов и др.).

В наших материалах не обнаружено существенного влияния коми на фольклорные традиции обозначенных поселков, хотя не можем отрицать отдельные факты такого влияния (мотив подрезания колдуном частей тела (ушей, вымени, хвоста) домашнему скоту, характерный для традиции коми). При рассмотрении проблемы межкультурных контактов русских с коми на настоящий момент делать какие-либо выводы весьма затруднительно, сделанные наблюдения пока только служат отправной точкой в детальном изучении русских локальных традиций Республики Коми.

Примечания

1 Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. С. 437.

2 Материалы П.И. Чисталева (дневниковые рукописные записи) хранятся в Национальном музее Республики Коми, частично описаны; обработку и анализ этих полевых записей выполнила Ю.А. Крашенинникова, по дневниковым записям ею был составлен список песенного репертуара (который в дальнейшем использовался при опросах в экспедициях), материалы частично опубликованы. См.: Крашенинникова Ю.А. Полевые дневники П.И. Чисталева как источник для изучения песенной фольклорной традиции п. Нювчим // Музей и краеведение. Труды Национального музея Республики Коми. Сыктывкар, 2010. Вып. 7. С. 188-196.

3 Было совершено несколько экспедиционных выездов; материалы частично описаны и хранятся в Научном архиве Коми научного центра УрО РАН. См.: Крашенинникова Ю.А., Рассыхаев А.Н., Шахматская П.А. Отчет о полевых исследованиях в Прилузском и Койгородском районах Республики Коми в 2010 году (Научный архив Коми НЦ УрОРАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 789. Сыктывкар, 2013. 184 с.); Крашенинникова Ю.А., Низовцева С.Г., Шахматская П.А. Отчет о полевых исследованиях фольклорной экспедиции в пос. Нючпас и Кажым Кой-городского района Республики Коми в 2013 году (Научный архив Коми НЦ УрОРАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 828. Сыктывкар, 2015. 244 с.); Лобанова Л.С., Низовцева С.Г., Рассыхаев А.Н. Отчет о полевых исследованиях фольклорных экспедиций в пос. Нючпас Койгородского р-на и пос. Нювчим Сыктывдинского р-на Республики Коми в 2011 году (Научный архив Коми НЦ УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 804. Сыктывкар, 2014. 92 с.); Крашенинникова Ю.А., Низовцева С.Г., Шах-матская П.А. Отчет о полевых исследованиях фольклорной экспедиции в пос. Нювчим Сыктывдинского района Республики Коми в 2015 году (материалы находятся в обработке).

4 См.: История коми с древнейших времен до конца XX века. Сыктывкар, 2004. Т. 1. С. 254.

5 См.: Жеребцов И.Л. Где ты живешь: населенные пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 1994. С. 166.

6 См.: Там же. С. 167.

7 См.: История коми с древнейших времен... С. 254-255.

8 См.: Помимо квалифицированных мастеровых на заводах работали коми крестьяне из местного населения и близлежащих населенных пунктов, которые выполняли подсобные работы (добыча руды и ее транспортировка, вырубка леса, подготовка древесного угля и др.). См.: Бандура С.В., Крашенинникова Ю.А. Культурное наследие Нювчима: из опыта презентации музейной коллекции через фольклорный текст // Славянская традиционная культура и современный мир. Комплексные исследования традиционной культуры в постсоветский период. Сб. научн. статей. М., 2011. Вып. 14. С. 121.

9 Известно, что мастеровые Нювчимского завода считались более квалифицированными, чем кажымские или нючпасские рабочие, поэтому нередко последние обучались заводскому делу в Нювчиме. Следует отметить, что продукция Нювчимского завода высоко ценилась не только на местном уровне, но и получила всероссийское признание, а именно была удостоена серебряной медали на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году (см.: Жеребцов И.Л. Где ты живешь... С. 166-167). В рамках этой темы было выпущено издание, посвященное художественному литью Нювчимского чугунолитейного завода. См.: Художественное литье Нювчимского чугунолитейного завода / Сост. В.С. Зеленский, Ю.А. Крашенинникова, С.В. Бандура. (Серия «Раритеты». Национальный музей Республики Коми. Вып. 3.) Сыктывкар, 2009.

10 Выражаю глубокую благодарность канд. филол. наук, старш. науч. сотр., зав. сект. фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН Ю.А. Крашенинниковой за ценные советы и замечания, высказанные мне при написании статьи.

11 Например, прозвище Кишка женщина получила из-за своего высокого роста и худобы; прозвище Зэтя Лёш было дано мужчине, потому что он был коми, и т.п.

12 Здесь и ниже каждый текст сопровождается сведениями, в которых указаны данные о собирателе, времени и месте записи, инициалы и год рождения информанта.

13 Например, в канун Крещения жители поселков ходят на реку или к колодцам за водой. Такая вода, по представлениям информантов, считается целебной, не портится длительное время.

14 Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Материалы по психологии колдовства. СПб., 1997. С. 177.

15 Например, в Пермской области встречаются тексты, в которых для того, чтобы колдунья могла перемещаться по воздуху, она наносит на тело специальную мазь. См.: Былички и бывальщины: Старозаветные рассказы, записанные в Прикамье. / Сост., вступ. статья и комментарии К. Шумова. Пермь, 1991. С. 278-280 (№ 238), 304 (№ 261), 306 (№ 263), 307-308 (№ 265) и др.

16 Во многих севернорусских традициях зафиксированы сюжеты, в которых колдун дает чертям различную работу: пересчитать пряники, льняное семя, свить веревки из песка и др. См.: Черепанова О.А. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. СПб., 1996. С. 57 (№ 340, 341), 58 (№ 343).

17 Криничная Н.А. Посвящение в колдуны: историко-этнографическая основа русских мифологических рассказов о передаче-усвоении эзотерических знаний // Этнографическое обозрение. 2002. № 2. С. 12.

18 Там же. Ср. в нашем тексте: нужно целовать «жопу медведя»; например, А.С. Сидоров, описывая этот ритуал у коми, отмечает, что после определенных обрядов в баню приходит красная собака и выблевывает рвоту на пол, эту рвоту посвящаемый должен вылизать (см.: Сидоров А.С. Знахарство, колдовство. С. 37). В Пермской области является собака с огненной пастью, испытуемый

должен залезь к ней в пасть / засунуть руку в огонь и др. (см.: Криничная Н.А. Посвящение в колдуны. С. 12).

19 Информанты не указывают, откуда конкретно должна быть вынута половица.

20 Привораживание при помощи менструальной крови характерно для других севернорусских традиций, например в современных материалах, зафиксированных в с. Лойма, русском поселении, расположенном в Прилузском р-не Республики Коми. См.: Крашенинникова Ю.А. Заговорно-заклинательный репертуар лоемской локальной традиции Республики Коми (обзор материалов в записях нач. XXI в.) (в печати).

21 Отметим, что мотив отрезания/калечения частей тела животного зафиксирован в Прилузской и Верхневычегодской традициях коми; в частности, по представлениям коми, в Великий четверг колдун отрезает часть уха, хвоста, вымени, вследствие чего корова теряет удой, перестает размножаться, не приходит домой и др. (см.: Лобанова Л.С. Некоторые мотивы Великого четверга в При-лузской и Верхневычегодской традициях коми // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11. С. 190-197).

Статья написана в рамках проекта РГНФ и Правительства Республики Коми (рег. № 16-14-11001а(р)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.