Научная статья на тему 'Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть III. Анализ системы подготовки персонала к действиям при пожаре и рекомендации по ее совершенствованию'

Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть III. Анализ системы подготовки персонала к действиям при пожаре и рекомендации по ее совершенствованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шильдс Д. Т., Бойс К. Е., Холщевников В. В., Самошин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть III. Анализ системы подготовки персонала к действиям при пожаре и рекомендации по ее совершенствованию»

Безопасность людей при пожарах

УДК 614.84

ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ПОЖАРЕ. Часть III. Анализ системы подготовки персонала к действиям при пожаре и рекомендации по ее совершенствованию

Д. Шильдс, профессор,

К. Е. Бойс, PhD, преподаватель,

Научно-исследовательский институт пожарной безопасности FireSERT университета Ольстера (Великобритания)

В. В. Холщевников

докт. техн. наук, профессор, академик и почетный член РАЕН, Московский государственный строительный университет

Д. А. Самошин

PhD, преподаватель Учебно-научного комплекса проблем пожарной безопасности в строительстве Академии ГПС МЧС России, капитан внутренней службы

Проанализирована система подготовки сотрудников торговой компании "Маркс энд Спенсер" (Великобритания), а также некоторых российских торговых компаний к действиям при пожаре. На основании изучения подготовки и поведения персонала в смоделированной ситуации "Пожар в торговом комплексе" установлена адекватность существующей системы и разработаны рекомендации по ее совершенствованию. Рассмотрены принципы поведения персонала торговых комплексов при пожаре.

Шuльàc Джеймс Томас

БойсКарен

Холщевников Валерий Васильевич

Самошин Дмитрий Алекса^рович

Введение

В предыдущих публикациях [1] показана определяющая роль персонала при эвакуации торговых комплексов (ТК), а также их действия в смоделированной ситуации "пожар в торговом комплексе" [2]. Очевидно, что на действия сотрудников при пожаре будет влиять полученный противопожарный тренинг. В рамках данной статьи рассмотрена существующая система подготовки персонала Великобритании и нашей страны к действиям при пожаре.

1. Правовые основы действий гражданских лиц при пожаре

Федеральный закон "О пожарной безопасности" ст. 34 требует: "Граждане обязаны... до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара". При этом ст. 37 этого же закона указывает: "Предприятия обязаны... обучать своих работников мерам пожарной безопасности".

Основные требования законодательства Великобритании сформулированы в "Законе об охране труда" 1974 г. ("Health and Safety at Work Act") и "Правилах по управлению охраной труда" 1999 г. ("Management of Health and Safety at Work Régulations"). Данные нормативные документы устанавливают обязанности обоих сторон участников процесса — нанимателя и служащего. Можно заключить, что работодатель должен обеспечить необходимую подготовку своих сотрудников к действиям при пожаре, в свою очередь служащие обязаны добросовестно участвовать в этом процессе. Что касается действий людей при пожаре, законодательно установлено, что они должны "принять посильные меры" (не подвергая свою жизнь риску) для обеспечения безопасности окружающих. Аналогичные требования выдвигают и российские нормы.

2. Методы подготовки и их эффективность

Существует множество различных методов подготовки персонала к выполнению своих обязанностей: от чтения инструкций до более сложных с

Интернет Корпоративная сеть Видеодиски Аудиоконференции Мультимедиа Видеоконференции СБ

Компьютерные технологии

Аудиозаписи Учебники Пособия для курса Видеозаписи

0 20 40 60 80 100 %

РИС. 1. Применение различных методов подготовки персонала [5]

использованием моделирования ситуации [3, 4]. Распространенность некоторых методов тренинга (данных, имеющих отношение к пожарной безопасности, обнаружить не удалось), используемых различными организациями США [5], представлена на рис. 1.

Из рис. 1 видно, что наиболее популярными методами подготовки являются видеозаписи и специальные пособия для изучения курса. Интересно отметить, что компании, лидирующие в своей области, в большей мере используют различные компьютерные и другие высокотехнологичные методы тренинга персонала. В целом имеющиеся данные [3] позволяют утверждать, что в последнее десятилетие наметилась тенденция увеличения доли методов подготовки на основе компьютерных технологий.

Эффективность различных методов тренинга персонала варьируется. Бесспорно, лучший результат дает подготовка в условиях, максимально приближенных к реальным, что достигается, например, проведением неанонсированных учебных эвакуаций. Однако практика показывает, что существуют объективные трудности организации такого тренинга (материальные затраты, обеспечение безопасности и т.п.). По этим причинам для подготовки используются другие средства. Рассмотрим их эффективность на основе данных [6], показывающих процент информации, усвоенной после того или иного вида обучения:

• печатная информация (чтение) — 10%;

• лекции, аудиозапись (прослушивание) — 20%;

• слайды, плакаты, кодограммы (просмотр) — 30%;

• видеофильмы, телепрограммы (просмотр и прослушивание) — 50%;

• групповые дискуссии (проговаривание) — 70%;

• тренинг на рабочем месте, симуляция ситуации,

ролевые игры (проговаривание выполняемых

действий) — 90%.

Исследователям [7] удалось составить иерархию наиболее эффективных методов (сверху вниз) подготовки людей к определенной деятельности:

• ролевые игры;

• фильмы;

• плакаты;

• дискуссии.

Из приведенных данных видно, что наиболее эффективными инструментами подготовки служащих, кроме тренинга на рабочем месте, являются симуляция ситуации и ролевые игры, наименее эффективными — чтение инструкции и прослушивание лекций.

3. Подготовка к действиям при пожаре сотрудников "Маркс энд Спенсер"

Действия персонала при пожаре изложены в руководстве по охране труда компании, иллюстрируются учебным видеофильмом и отрабатываются в ходе учебных эвакуаций. Рассмотрим наиболее распространенные и эффективные методы подготовки: учебный видеофильм и учебные эвакуации.

Всем служащим при поступлении на работу в компанию показывается учебный видеофильм "Основы пожарной безопасности" продолжительностью ~10 мин. Анализ указанного фильма позволяет заключить, что в некоторых разделах противоречиво объясняются правила поведения при пожаре. Например, разделы "Действия при обнаружении пожара" и "Эвакуация при пожаре" предлагают два различных сценария поведения при обнаружении пожара: в одном случае — это тушить пожар, в другом — активировать сирену пожарной сигнализации. Также не вполне понятно, следует ли сотрудникам, обнаружившим пожар, участвовать в эвакуации. Действия при срабатывании сирены пожарной сигнализации изложены достаточно ясно — необходимо эвакуировать посетителей. Несмотря на то, что необходимость эвакуации человека на кресле-коляске подчеркивается, из фильма не совсем понятно, как это выполнить.

С учетом вышеизложенного было решено экспериментально оценить "понятность" видеофильма для обучаемых. 13 женщин среднего возраста (наиболее типичная категория сотрудников компании "Маркс энд Спенсер"), технических сотрудников Ольстерского университета, согласились принять участие в небольшом тесте.

Результаты эксперимента показали, что действия при активации сирены пожарной сигнализации однозначно изложены в видеофильме и были хорошо поняты участниками. Что касается поведения

■ Лидирующие компании □ Среднее значение

ii

-1-1-1-1—1

безопасность людей при пожарах

при обнаружении пожара, ответы варьировались. Просмотрев один и тот же учебный видеофильм, участники теста описали 7(!) различных сценариев действий персонала. При этом, несмотря на то, что видеофильм однозначно показывает необходимость включения пожарной сигнализации при обнаружении пожара, 23,1% проигнорировали это требование. Более того, 38,5% участников теста решили, что эвакуация покупателей не является необходимой.

Приведенные данные позволяют предположить, что структура и содержание учебного видеофильма должны быть значительно улучшены в части рекомендаций по действиям при обнаружении пожара и проведению эвакуации, в том числе маломобильных групп населения, например человека на кресле-коляске. При этом следует иметь в виду, что участники теста были заранее проинструктированы. Более того, они были опрошены сразу же после показа, в то время как в реальной жизни чрезвычайная ситуация может возникнуть спустя месяцы и даже годы после просмотра учебного видеофильма.

Учебные эвакуации проводятся перед открытием или после закрытия магазина без участия покупателей. В ходе занятия отрабатываются действия при срабатывании системы оповещения. Таким образом, нельзя утверждать, что учебные эвакуации являются эффективным методом подготовки, так как не учитываются ситуации, возникающие при пожаре: обнаружение пожара, оповещение, организация эвакуации покупателей. Согласно полученным данным 20,9% служащих участвовали в учебных эвакуациях реже одного раза в год или совсем не принимали в них участие, остальные 79,1% — один раз в год и чаще.

4. Подготовка к действиям при пожаре персонала ТК г. Москвы

Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что тренинг сотрудников компании "Маркс энд Спенсер" является достаточно типичным для Великобритании. Большой интерес представляет подготовка персонала ТК в нашей стране. С этой целью был проведен опрос в ряде комплексов г. Москвы (табл. 1).

Данные табл. 1 показывают, что в подавляющем большинстве (более 90%) ТК не проводятся учебные эвакуации и, что удивительно, отсутствуют планы эвакуации. Для подготовки сотрудников совершенно не используются учебные видеофильмы по пожарной безопасности. Причем недостатки организационных мероприятий по пожарной безопасности находят свое отражение и в инструкциях по действиям при пожаре (там, где они есть).

Например, в инструкции ТК "Кони-Айленд" (г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 131) указано:

"Сотрудники ТК обязаны:

• при возникновении пожара сообщить в охрану ТЦпо тел. ... или в городскую пожарную охрану по тел. 01;

• приступить к тушению пожара ". Комментарий: по всей видимости, предполагается, что услышав сигнал тревоги, посетители самостоятельно покинут здание, и для организации их эвакуации не планируется привлекать персонал, что глубоко ошибочно.

Схожую ситуацию можно наблюдать и в других регионах России. Обратимся к инструкции ТК "Олимп" (г. Тверь, Тверской пр-т, д. 2): "Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения обязан сообщить сотруднику службы безопасности". Далее текст инструкция предназначен только для сотрудника службы безопасности.

Комментарий: не планируется привлекать персонал для организации эвакуации, что приведет к значительной задержке ее начала.

Таким образом, ситуация с подготовкой персонала к действиям при пожаре в ТК г. Москвы и других регионов удручающая.

5. Оценка эффективности тренинга сотрудников "Маркс энд Спенсер"

Для оценки эффективности использовалась база данных о поведении персонала при пожаре в смоделированной ситуации "Пожар в торговом комплексе" с помощью компьютерной видеопрезентации. Были резюмированы требуемые действия сотрудников при возникновении пожара:

• срабатывание сирены пожарной сигнализации: эвакуировать покупателей — покинуть здание;

• обнаружение пламени или дыма: на основе оценки ситуации служащий принимает решение, пытаться тушить пожар или нет — активировать пожарную сигнализацию — эвакуировать покупателей — покинуть здание. Главный критерий оценки — выполнение требуемых действий в необходимом порядке. Более сложные действия служащих и действия, которые формально не подходят под требования инструкций, но являются крайне типичными для людей в такой ситуации, также были рассмотрены как отвечающие условиям тренинга: например, исследовать ситуацию, подойдя к очагу горения, оповестить коллег и/или покупателей, нажать кнопку вызова менеджера, оглядеться. Сотрудники, которые после выполнения требуемых действий решили встретить пожарные подразделения, взять эвакуационный набор, также считались выполнившими инструкцию.

Было установлено, что среднее число служащих, следовавших инструкциям о действиях при пожаре, достаточно низкое — 37,2% [8]. Их распре-

ТАБЛИЦА 1. Результаты опроса о проведении учебных эвакуаций в ТК г. Москвы

№ Дата Объект торговли и его месторасположение (АО г. Москвы) Проведение учебной эвакуации Наличие плана эвакуации Число опрошенных

1 30.05.2004 "Копейка Супер", ЮЗАО Нет Отсутствует 4

2 13.05.2004 "М-Видео", ЮЗАО Нет Отсутствует 4

3 15.05.2004 "Перекресток", ЮЗАО Нет Отсутствует 4

4 17.05.2004 Супермаркет, ВАО Нет Отсутствует 4

5 17.05.2004 Универсам, ВАО Нет Не на всех этажах 4

6 18.05.2004 ТД "Зенит", ВАО Нет Отсутствует 4

7 18.05.2004 "Центр Ювелир", ВАО Да Отсутствует 4

8 18.05.2004 "Трек Спорт", ВАО Нет Отсутствует 4

9 18.05.2004 ТД "Рамстор" Нет Отсутствует 4

10 18.05.2004 ТД "Бемби", ВАО Нет Отсутствует 6

11 19.05.2004 ТК "Авоська", ВАО Нет Отсутствует 4

12 19.05.2004 "Копейка Супер", ВАО Нет Отсутствует 5

13 22.05.2004 Рынок "Коньково", ЮЗАО Да Отсутствует 6

14 22.05.2004 ТЦ "Кони-Айленд" Нет Отсутствует 4

15 17.05.2004 ТД, г. Королев Нет Отсутствует 4

16 17.05.2004 ТД "Астра", г. Королев Нет Отсутствует 4

17 18.05.2004 ТК "Крестовский", ЦАО Нет Отсутствует 4

18 18.05.2004 ТК, ЦАО Нет В наличии 4

19 19.05.2004 "Мосмарт", СВАО Нет Отсутствует 4

20 20.05.2004 ТК "Олимпик Плаза", ЦАО Нет Отсутствует 4

21 22.05.2004 ТК "Московский", ЦАО Нет Отсутствует 4

22 23.05.2004 ТК "Черкизовский", ВАО Нет Отсутствует 4

23 23.05.2004 ТК "Останкино", СВАО Нет Отсутствует 4

24 23.05.2004 ТК "Новомитинский", СЗАО Нет Отсутствует 4

25 24.05.2004 ТК "Азбука вкуса", ЦАО Нет Отсутствует 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 24.05.2004 ТК "Садовая галерея", ЦАО Нет Отсутствует 4

27 06.06.2004 ТД "Седьмой континент", ЮЗАО Нет Отсутствует 4

28 06.06.2004 ТЦ "Калужский", ЮЗАО Нет Отсутствует 4

Примечание. Опрос проводился без предварительного просмотраучебного видео по пожарной безопасности.

деление в зависимости от сигнала о пожаре приведено на рис. 2.

Из рис. 2 видно, что доля сотрудников, выполнивших инструкции, не одинакова. Большее число служащих следовали инструкциям при срабатывании сирены пожарной сигнализации, меньшее — при обнаружении дыма, что связано с особенностями существующей системы подготовки персонала к действиям при пожаре.

Распределение служащих, которые выполнили требования инструкции в зависимости от зоны ТК, представлено нарис. 3. Подробно поведение персонала в различных зонах ТК рассмотрено в работах [1, 2] и диссертации [8].

Из рис. 3 можно видеть, что число служащих, выполнивших инструкцию, значительно ниже для работающих в торговом зале. Анализ действий показывает, что работники торгового зала склонны к активным действиям, главным образом для того,

Сигнал о пожаре --1-—

Сирена Пламя Дым

I I I

44,2% 39,4% 30,2%

РИС. 2. Процент служащих, следовавших тренингу в зависимости от сигнала о пожаре

ЗОНА ТК

_---1---

Примерочная Касса/ Торговый

прилавок зал

I I I

44,7% 39,2% 26,1%

Тип сигнала о пожаре

Сирена Пламя Дым Сирена Пламя Дым Сирена Пламя Дым

III III III

61,5% 44,4% 31,3% 42,1% 38,7% 37,9% 27,3% 35,3% 16,7%

РИС. 3. Процент выполнивших инструкцию о действиях при пожаре служащих в зависимости от типа сигнала о пожаре в различных зонах ТК

чтобы исследовать ситуацию и найти менеджера. Их активность обусловлена отсутствием влияния на процесс обслуживания покупателей и, как следствие, ответственности за ошибку.

Причина относительно низкой эффективности действий сотрудников за кассой/прилавком связана с тем, что они более склонны к пассивным действиям — ждать дополнительную информацию, так как непосредственно отвечают за оплату покупок, организация же эвакуации приведет к финансовым потерям компании, что подталкивает служащих переложить ответственность на администрацию.

Высокий процент адекватных действий персонала примерочной объясняется тем, что у них есть четко очерченная зона ответственности (примерочная) и в то же время свобода передвижения.

Далее, за исключением служащих в торговом зале поведение при срабатывании сирены было более верным, чем при обнаружении дыма или пламени, в то же время действия, вызванные пламенем, эффективнее, чем спровоцированные дымом. Ситуация для торгового зала отличается — наибольшее число служащих, следующих нормам тренинга, наблюдалось в случае обнаружения пламени в ТК. Это может быть объяснено тем, что сирена и дым являются не совсем однозначными сигналами о пожаре по сравнению с пламенем, и "активные" сотрудники торгового зала тратят много усилий для сбора дополнительной информации о происходящем.

6. Влияние противопожарного тренинга на поведение персонала

Как показано в предыдущих разделах, не все служащие компании "Маркс энд Спенсер" будут выполнять противопожарные требования, несмотря на организованное обучение, состоящее главным образом из просмотра учебного видео (по результатам теста не вполне однозначного для восприятия), демонстрируемого только в начале карьеры, и отчасти в регулярных учебных эвакуациях, которые проводятся без участия покупателей и где отрабатываются действия только на случай активации сирены пожарной сигнализации. Тем не менее предполагается, что тренинг должен оказывать позитивное влияние на поведение служащих при пожаре. Ниже будет оценено, как различные компоненты тренинга (и их частота) влияют на действия персонала при пожаре.

На основании проведенного анализа системы подготовки служащих к действиям при пожаре можно предположить, что тренинг персонала осуществляется главным образом в ходе учебных эва-куаций. Их влияние на поведение при пожаре можно проследить по данным табл. 2, в которой приведены две характеристики для последующей

оценки: выполнение первых и всей цепочки действий согласно инструкций.

Из табл. 2 следует, что служащие, которые часто участвовали в учебных эвакуациях, с точки зрения пожарной безопасности ведут себя хуже, чем те, которые делали это реже: больше сотрудников будут исследовать ситуацию и меньше — эвакуировать

ТАБЛИЦА 2. Влияние учебных эвакуаций на действия персонала при срабатывании сирены пожарной сигнализации

Частота тренировок

Действие Группа 1 Группа 2

Частота % Частота %

Первое действие:

— оповестить о пожаре 1 3,1 - -

— исследовать ситуацию 16 50,0 3 27,3

— эвакуировать покупа-

телей 12 37,5 6 54,5

— ждать дополнитель-

ную информацию 3 9,4 - -

— покинуть здание - - 1 9,1

— продолжать деятель-

ность - - 1 9,1

Требуемая последова-

тельность действий 14 48,3 6 54,5

(согласно инструкциям)

Всего 32 100,0 11 100,0

Приме чание. Группа 1 —учебные эвакуации один

раз в год и чаще; группа 2 —учебные эвакуации реже

одного раза в год или неучастие в них.

ТАБЛИЦА 3. Влияние учебного видеофильма на действия служащих при обнаружении пожара (дыма или пламени)

Смотрели Не смотрели

учебный учебный

видеофильм видеофильм

Действие

Число Число

слу- % слу- %

жащих жащих

Первое действие:

— оповестить о пожаре 68 82,9 33 70,2

в т.ч. включить пожар-

* ную сигнализацию* 35 42,7 9 19,1

— исследовать ситуацию 8 9,8 10 21,3

— тушить пожар 1 1,2 1 2,1

— эвакуировать покупа-

телей 1 1,2 2 4,3

— покинуть здание 1 1,2 - -

— ждать дополнитель-

ную информацию 1 1,2 - -

— запросить помощь 2 2,4 - -

— тушить пожар - - 1 2,1

Требуемая последовате-

льность действий 22 41,5 11 23,4

(согласно инструкциям)

Всего 82 100,0 47 100,0

Данные служащие не включены в общее число.

ЗОНА ТК

посетителей в качестве первого действия. В целом видно, что меньший процент персонала будет следовать требованиям инструкций. Имеющиеся данные позволяют заключить, что это связано с "блоч-ностью" проведения учебных эвакуаций — в некоторых случаях до 10 раз в неделю (для выполнения плана подготовки).

В табл. 3 рассмотрено влияние учебного видеофильма на поведение служащих (выполнение первого и всей цепочки действий согласно инструкциям) при обнаружении пожара (дыма или пламени).

Из табл. 3 можно видеть, что служащие, смотревшие учебный видеофильм, более вероятно будут выполнять требуемые действия при обнаружении пламени или дыма. Большая доля сотрудников этой группы будет активировать сирену пожарной сигнализации (число таких служащих в два раза больше), также они менее склонны исследовать ситуацию. В общем работники, которые смотрели учебный видеофильм, более правильно ведут себя при обнаружеии пожара.

Примерочная Касса/ Торговый

прилавок зал

I I I

0,06 0,46 0,48 Тип сигнала о пожаре

Сирена Пламя Дым Сирена Пламя Дым Сирена Пламя Дым

I I I I I I III

Р1 0,5 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25

Вероятность "встречи" с данным сигналом о пожаре (оценочная)

I I I I I I III

Р2 0,62 0,44 0,31 0,42 0,39 0,38 0,27 0,35

0,24

Вероятность следования инструкции (экспериментальные данные)

I I I I I I III

Р3 0,019 0,007 0,005 0,097 0,045 0,044 0,065 0,042 0,029 Вероятность следования инструкции для каждого сценария

Коэффициент подготовленности персонала к действиям при пожаре 0,351

РИС. 4. Коэффициент подготовленности персонала к действиям при пожаре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Оценка общей подготовленности персонала к действиям при пожаре

Согласно опубликованным данным до 90% техногенных аварий и травматизма возникают из-за ошибок операторов и обслуживающего персонала. Поэтому разработаны различные методики оценки надежности людей. Наиболее известными являются HEART (от англ. Human Error and Reduction Technique — ошибки людей и методика их снижения), а также SLIM (от англ. Success Likelihood Index Method — метод определения вероятности успеха) [9]. Однако их применимость для решения задач пожарной безопасности ограничена, так как методики построены на данных из других областей. Поэтому для комплексной оценки подготовленности персонала ТК к действиям при пожаре разработана методика SFAPL (от англ. Staff Fire Action Preparedness Level — уровень подготовки персонала к действиям при пожаре).

Методика SFAPL позволяет определить число людей, подготовленных к действиям при пожаре на рассматриваемом объекте. Это дает возможность сравнения с требуемыми значениями, которые в зависимости от поставленной задачи могут варьироваться. Особенностью данной методики является то, что она учитывает именно те факторы, которые оказывают максимальное влияние на поведение людей при пожаре: зона ТК, тип сигнала о пожаре и уровень подготовленности служащего к действиям при пожаре.

В основе определения SFAPL лежит анализ различных пожароопасных ситуаций в ТК. Принимается, что пожар (горение или дым) будет обнаружен

частью сотрудников, которые затем активируют сирену пожарной сигнализации. Для остальных служащих сигналом о пожаре служит система оповещения.

Первым шагом является определение количества персонала в различных зонах ТК. В качестве примера для решения частной задачи были проанализированы планировочные решения ТК "Маркс энд Спенсер" и выбран типовой комплекс, находящийся в местечке Спрусфилд. Было установлено, что 45,7% служащих комплекса находятся за кассой, 48,6% работают в торговом зале и 5,7% — в примерочной (рассматривались только те сотрудники, которые работают в торговых залах). Принимается, что половина служащих в каждой зоне обнаруживает пожар (дым или пламя), а для другой половины сигналом о пожаре будут являться сигналы сирены оповещения (Р1). Далее учитываются полученные в ходе этой работы данные, связанные с числом служащих, выполняющих инструкции при получении сигнала о пожаре в различных зонах ТК (Р2). Перемножая полученные значения, получали коэффициент подготовленности для частного сценария развития пожара (Р3). Сумма значений Р3 дает общий коэффициент подготовленности персонала к действиям при пожаре (рис. 4).

Результаты, приведенные на рис. 4, позволяют заключить, что на рассматриваемом объекте только 35,1% служащих готовы выполнить инструкцию о действиях при пожаре. Заметим, что для определения коэффициента SFAPL алгоритм вычислений был запрограммирован в среде Microsoft Exell. Численное моделирование различных ситуаций свиде-

тельствует, что особое внимание следует уделить работникам торгового зала, а также подготовке всех служащих к действиям при обнаружении возгорания или дыма.

8. Краткие рекомендации по совершенствованию системы подготовки

персонала ТК к действиям при пожаре

Полученные в ходе настоящей работы данные подтверждают, что уровень подготовки персонала к действиям при пожаре зависит от общего уровня культуры безопасности руководства компании, в том числе от понимания им необходимости поддержания противопожарного режима на объекте. Поэтому рекомендуется предусмотреть обучение руководства компании и менеджеров, отвечающих за охрану труда, с целью демонстрации необходимости противопожарной подготовки сотрудников.

Анализ уровня компетентности специалистов, отвечающих за тренинг персонала в компании к действиям при пожаре, указывает на необходимость качественной подготовки такого специалиста ввиду его определяющей роли в процессе обучения.

Результаты исследования позволяют сформулировать основные требования к элементам программы обучения. При проведении учебных эвакуаций необходимо отрабатывать каждым обучаемым оповещение о пожаре и организацию эвакуации посетителей, в том числе маломобильных. При разработке сценария учебного видеофильма следует четко показывать всю требуемую последовательность действий, избегать двусмысленного толкования поведения и перегружения фильма второстепенными деталями. Опрос участников эксперимента показал, что большинство из них не имеют представления о возникновении и распространении пожара в ТК, поэтому рекомендуется включить демонстрацию пожара в сценарий. Длительность этого раздела фильма не должна превышать 10 мин.

Разработанная для сбора экспериментальных данных компьютерная видеопрезентация (КВП) может быть использована для подготовки людей к действиям при пожаре [10]. Основным преимуществом ее применения, согласно опубликованным данным, является высокий процент остаточных знаний — до 90%. Еще одним преимуществом можно считать то, что при обучении могут быть использованы различные сценарии, например пожар в тех или иных зонах ТК, появление разнообразных сигналов о пожаре и т.п. При этом более 90% служащих, прошедших обучение с помощью КВП, сочли ее очень действенным инструментом тренинга. Они утверждали, что представив себя в конкретной типичной для них обстановке, им приходилось давать не какой-то формальный ответ, а оценивать си-

туацию, описывать свое поведение и получать представление о том, что их ожидает в реальности.

Полученные данные показали, что в рассматриваемой компании, ввиду неадекватности построенной системы обучения, в качестве фактора, определяющего принятие решения, для 45,4% служащих был здравый смысл. В таком случае сотрудники склонны использовать сложившиеся в процессе нормального функционирования стереотипы поведения, не пригодные для аварийной ситуации: обращаться к вышестоящему должностному лицу для разрешения возникшей проблемы. Поэтому внимание обучаемых следует обращать на необходимость самостоятельного решения и подчеркивать отсутствие дисциплинарной ответственности за возможную ошибку.

При организации тренинга должно быть учтено влияние окружающей среды и функциональных обязанностей служащих. Например, установлено, что сотрудники за кассой ведут себя более пассивно, чем персонал других отделов. В таком случае внимание обучаемых, работающих за кассой, следует обращать на необходимость немедленного прекращения обслуживания покупателей и организации незамедлительной эвакуации.

Анализ процесса эвакуации торговых зданий позволяет рекомендовать уделять значительное внимание служащим, психологически более подготовленным к действиям в аварийной ситуации, что можно выявить, проводя обучение с помощью КВП. Представляется целесообразным внести изменения в условия их трудового договора, в которых будут отражены такие дополнительные обязанности, как действия при пожаре, предусматривая при этом повышение оплаты труда.

По мнению одного из ведущих специалистов в области тренинга Л. И. Голдштейна, одной из главных проблем неэффективности системы подготовки является отсутствие ее мониторинга и диагностики. Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой задачи является применение КВП, так как база данных по поведению людей в смоделированной ситуации "Пожар в торговом комплексе" будет являться достаточным материалом для анализа текущей системы тренинга. Таким же образом можно установить оптимальную частоту участия в учебных эвакуациях и проведения семинаров по действиям при пожаре (в том числе с просмотром видеофильма).

Многочисленные инструкции требуют тушить пожар (в том числе с использованием огнетушителя), "если это безопасно". Однако для этого необходимо предоставить возможность быстро оценить опасность пожара. Подробных данных на этот счет нет. Для принятия такого решения предлагается диаграмма (рис. 5) для определения безопасных размеров пожара с точки зрения тушения его одним

1,00 0,50 0,25

3

^ 0 с 0

й н

¡3 0,25

л

т

0,50

1,00

Безопасно тушить пожар Опасно тушить пожар

» & * «

° О

Диаметр очага пожара, м РИС. 5. Тушение пожара и характеристика очага горения

человеком (специально не подготовленным к такой деятельности) с помощью огнетушителя, находящегося в непосредственной близости. При размещении огнетушителя в удаленных помещениях человеку без специальной подготовки рекомендуется отказаться от тушения пожара, превышающего указанные размеры, ввиду того, что за время доставки огнетушителя зона горения может принять значительные масштабы.

КВП можно также представить в виде самостоятельного инструмента для повышения уровня подготовки людей к действиям при пожаре [11]. База данных по результатам ответов на смоделированную ситуацию окажет помощь в выборе служащих, наиболее подготовленных к действиям при пожаре, а также позволит продиагностировать существующую систему тренинга.

Заключение

Проанализированы различные стороны подготовки сотрудников ТК к действиям при пожаре. Рассмотрены законодательные аспекты участия граждан в поддержании и функционировании противопожарного режима объекта, а также эффективность различных методов тренинга.

Анализ системы подготовки персонала британской компании "Маркс энд Спенсер" (достаточно типичной для этой страны) показал, что существующие методы недостаточно эффективны. Опрос персонала ТК г. Москвы продемонстрировал, что подготовка сотрудников к действиям при пожаре отсутствует почти повсеместно.

Исследовано влияние различных компонентов тренинга на поведение людей. Установлено, что ввиду неадекватности сценариев учебных эвакуа-ций они не оказывают положительного влияния на поведение персонала. В то же время просмотр учебного видеофильма (даже имеющего определенные

недостатки) делает поведение служащих более правильным с точки зрения пожарной безопасности.

На основе результатов исследования разработаны рекомендации по совершенствованию системы противопожарной подготовки. Важнейшей составляющей комплекса мер является повышение культуры безопасности руководства компаний. Впервые даны рекомендации по безопасному тушению пожара в начальной его стадии людьми без специальной подготовки.

Общие выводы по исследованию процесса эвакуации ТК

1. Анализ процесса эвакуации торговых зданий позволил выделить две характерные группы людей

— покупатели и персонал, различие в поведении которых обуславливается их деятельностью до пожара. Исследование поведения представителей указанных групп показало, что процесс эвакуации из здания определяют действия персонала. Описания реальных пожаров и натурных наблюдений видеозаписей эвакуации ТК свидетельствуют, что неадекватное поведение персонала при пожаре как правило приводит к массовой гибели людей, в то же время правильные и своевременные действия ведут к успешной эвакуации из здания.

2. Для изучения поведения сотрудников при пожаре была разработана принципиально новая методика сбора данных — интервьюирование с помощью КВП, что впервые позволило исследовать действия людей в ситуациях, определяющих процесс эвакуации. Сравнение данных, полученных с помощью КВП и в ходе натурных наблюдений процесса эвакуации торговых зданий, позволило сделать вывод о достоверности полученной с помощью КВП информации.

3. Исследована совокупность факторов, которая в рамках концепции "человек - среда - пожар" определяет поведение персонала при пожаре. Изучение позволило установить влияние типа сигнала о пожаре, функциональных обязанностей персонала в рассматриваемой зоне ТК и противопожарной подготовки на действия служащих при пожаре.

4. Критический анализ всех элементов типовой системы подготовки персонала общественных зданий к действиям при пожаре (на примере компании "Маркс энд Спенсер") показал ее неэффективность и позволил определить причины, приводящие к отрицательным результатам в чрезвычайной ситуации. Количественно описывая эффективность системы, отметим, что только 37,2% служащих компании от общего числа участвовавших в исследовании выполнили действия, предписываемые инструкциями о поведении при пожаре.

безопасность людей при пожарах

5. На основе исследования предложена концепция подготовки сотрудников к действиям при пожаре. Основными элементами системы тренинга являются:

• повышение культуры безопасности руководства компании;

• подготовка персонала квалифицированными специалистами, в том числе с использованием современных технологий обучения на основе ЭВМ и учебных материалов, разработанных с

учетом установленных особенностей поведения людей при пожарах;

• постоянный мониторинг результатов тренинга;

• совершенствование системы подготовки на его основе.

Реализация вышеуказанных мероприятий (проводимая в настоящее время) позволит снизить время задержки начала эвакуации до незначительных величин (несколько секунд).

ЛИТЕРАТУРА

1. Шильдс Д., Бойс К. Е., Холщевников В. В., Самошин Д. А. Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть I. Анализ реальных пожаров и видеозаписей неанонсирован-ныхэвакуаций с целью количественного и качественного описания влияния персонала на ход эвакуации // Пожаровзрывобезопасность. — 2005. — Т. 14,№ 1.—С. 44-52.

2. Шильдс Д., Бойс К. Е., Холщевников В. В., Самошин Д. А. Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть II. Действия в смоделированной ситуации "Пожар в торговом комплексе" // Пожаровзрывобезопасность. — 2005. — Т. 14, № 3. — С. 12-23.

3. Goldstein I. L. Training in organisation: Needs Assessment, Development and Evaluation. 3rd Ed., Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

4. Garne R. M. Learning outcomes and their effects: useful categories of human performance //American Psychologist. — 1985. — № 39. — Р. 377-385.

5. Bassi L. J., Van Buren M. E. The 1998 ASTD State of the Industry Report //Training and Development. — 1998. — V. 52. — P. 21-43.

6. The Handbook of Health and Safety Practice. Sixth edition. J. Stranks. (Ed). — Pearson Education Limited, Edinburgh-London, 2003.

7. Pirani M., Reynolds J. Gearing up for Safety//Personal Management. — 1976. — № 8. — P. 25-29.

8. Samochine D. A. Toward an Understanding of the Concept of Occupancy in relation to staff behaviour in fire emergency evacuation of retail stores: PhD Thesis. — University of Ulster, 2004.

9. Kirwan B. B. Aguideto practical human reliabilityassessment. — London:Taylor&Francis, 1994.

10. Samochine D. A., Boyce K. E., Shields T. J. Ап investigation into staff behaviour in unannounced evacuations of retail stores — implications for training and fire safety engineering // 8th International Symposium Fire Safety Science. — Chine, Beijing, 2005. Accepted for publication.

11. Samochine D. A., Shields T. J., Boyce K. E. Development of afire safety training tool for staff in retail stores // Proceedings of the Third International Symposium on Human Behaviour in Fire. — Belfast, UK, 2004. — P. 355-366.

Поступила в редакцию 14.11.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.