Научная статья на тему 'Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть II. Действия в смоделированной ситуации "пожар в торговом комплексе"*'

Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть II. Действия в смоделированной ситуации "пожар в торговом комплексе"* Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
271
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шильдс Д. Т., Бойс К. Е., Холщевников В. В., Самошин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть II. Действия в смоделированной ситуации "пожар в торговом комплексе"*»

Безопасность людей при пожарах

Шильдс Джеймс Томас

Бойс Карен

Холщевников Валерий Васильевич

Самошин Дмитрий Александрович

УДК 614.84

ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ПОЖАРЕ. Часть II. Действия в смоделированной

¿с *9 *

ситуации "пожар в торговом комплексе"

Д. ШИЛЬДС, профессор,

К. Е. БоЙС, PhD, преподаватель,

Научно-исследовательский институт пожарной безопасности FireSERT университета Ольстера (Великобритания)

В. В. Холщевников

доктор технических наук, профессор, академик и почетный член РАЕН, Московский государственный строительный университет

Д. А. Самошин

PhD, преподаватель Учебно-научного комплекса проблем пожарной безопасности в строительстве Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ, капитан внутренней службы

Представлено исследование поведения персонала торговых комплексов при пожаре. Для сбора эмпирических данных использована специально разработанная компьютерная видеопрезентация. При моделировании с ее помощью ситуации "пожар в торговом комплексе" опрошено 172 служащих в 11-ти торговых комплексах компании Маркс энд Спенсер в Ирландии и Уэльсе, что позволило собрать базу данных о действиях персонала при пожаре. Полученные результаты приводят к выводу, что служащие ведут себя по-разному при получении различных сигналов о пожаре и в разных зонах торгового комплекса. Важно отметить, что многие служащие не выполнили инструкцию о действиях при пожаре.

Введение

Анализ литературы и видеозаписей эвакуаций подчеркнул важность и в то же время недостаток данных для понимания действий служащих при пожаре в торговом комплексе (ТК) [1]. Для восполнения имеющегося пробела была разработана экспериментальная программа, целью которой являлся сбор информации о действиях персонала при появлении различных признаков пожара в разных зонах ТК, а также социальных и демографических характеристик служащих для выяснения их связи с поведением при пожаре.

1. Обоснование выбранной методики сбора данных

1.1. Существующие методы исследования поведения человека при пожаре

Кантер писал, что поведение человека при пожаре является крайне трудной областью для исследования, так как "человек, как предмет исследования современной науки, ограничен этическими концепциями, ряд направлений запрещен для исследования" [2, с. 5]. Он также описывает конкретные трудности, связанные с проведением исследований: • пожары достаточно редки;

* Часть I см. "Пожаровзрывобезопасность", 2005, № 1, С. 44 - 55.

• невозможно получить непосредственные данные с места пожара, так как к нему невозможно подготовиться заранее;

• в ряде случаев собирать данные не представляется возможным из-за шока потерпевших и по иным этическим соображениям;

• пожар — слишком сложное (многофакторное) и быстроменяющееся явление;

• во многих случаях наиболее актуальной информацией обладали люди, погибшие при пожаре. В рамках нашего исследования методы сбора

данных можно объединить в две группы — основанные на анализе реальной ситуации и на моделировании ситуации. К методам первой группы относятся, например, такие часто используемые методы, как анкетирование и интервьюирование людей, участвовавших в пожаре. Вторая группа — это методы, основанные на анализе данных, полученных в смоделированной пожароопасной ситуации. Он основан на "внедрении компонентов реальной среды в искусственное окружение" [3, с. 7]. Оценка применимости имеющихся методов для целей нашей работы приведена ниже.

1.1.1. Методы первой группы Анкетирование и интервьюирование

Этот метод широко использовался основателями исследования поведения человека при пожаре — Вудом [4], Кантером [2, 5], Брайаном [6 - 8], которые применяли специально разработанные анкеты для опроса участников пожара. Не смотря на то, что данный метод получил широкое распространение, он имеет следующие ограничения [5]:

1) достоверность информации уменьшается в зависимости от времени, прошедшего с момента пожара;

2) люди, пострадавшие от пожара, как правило, получают стресс и могут искажать детали происшедшего, в т.ч. сознательно;

3) практически невозможно исследовать узкую проблему (например, поведение человека при пожаре только в торговых комплексах), так как из-за редкого возникновения пожаров такое исследование будет крайне затянутым;

4) провести исследование можно только после уже произошедшего пожара, поэтому невозможно осуществить превентивные исследования.

Эксперименты и натурные наблюдения

Одним из первых этот метод использовал для исследования людских потоков проф. Беляев [9], далее эксперименты и натурные наблюдения очень

широко применялись для изучения процесса эвакуации.

Наблюдение за процессом эвакуации организовать очень сложно, так как невозможно предсказать возникновение пожара. Эксперименты позволяют исследовать различные ситуации, однако они не имеют фактора угрозы жизни. В. М. Дутов писал: "Как показывают психологические исследования эмоциональных процессов и стрессовых состояний, введение фактора угрозы физическому существованию человека, угроза смерти, коренным образом меняет природу психических процессов человека" [10, с. 167]. Брайенподтверждает: "...эвакуационные учения не имеют компонента стресса." [6, с. 6]. Для устранения этой проблемы некоторые исследователи, например [11], использовали электрический ток и инъекцию эпинефрина. В других случаях предлагалось небольшое денежное вознаграждение первым эвакуирующимся из здания.

Экспериментальные исследования и натурные наблюдения позволили собрать замечательную базу данных. Однако по этическим соображениям и соображениям пожарной безопасности невозможно подвергать людей реальной опасности при исследовании их действий, например при обнаружении горения, что значительно суживает область применения метода.

Методы, основанные на сборе данных поведения человека в смоделированной ситуации, могут быть отнесены ко второй группе — методам моделирования.

1.1.2. Методы второй группы

Коротко рассмотрим реализованные в рамках такого подхода методы сбора данных.

Одним из первых исследований в этой области является работа Вишарта и Кантера [12], посвященная оценке систем оповещения и выполненная около 30 лет назад.

Повел [13] изучил последовательность действий людей при пожаре, используя видеодиск "Эвакуация из горящего здания". В этом исследовании применялся набор картинок и короткометражных фильмов, которые воспроизводились по выбору участника эксперимента.

Юн [14] описал визуальный симулятор для изучения ориентирования человека в здании со сложной планировкой. Симулятор состоял из трех частей: масштабной модели этажа, камеры и проектора. Изображение, передаваемое камерой при движении по этажу, проецировалось на экран, и в соответствии с полученными данными (изображением) участник эксперимента управлял передвижной камерой.

Схожие эксперименты описываются в работе Какей и Сато [15]. Они разработали симулятор вир-

туальной реальности, состоящий из специального шлема с экраном и джойстика, с помощью которого контролируются скорость и направление движения человека в виртуальном здании.

Градинскак [16] использовал интерактивную компьютерную графическую систему для оценки действий людей при пожаре, схожую с видеодиском Повела, однако с применением компьютера.

В диссертационной работе Саундерс [17] реализовала метод, который может быть назван видеоанкетирование. Она использовала профессионально снятый фильм, показывающий различные пожароопасные ситуации (дым, пламя, сирена пожарной сигнализации) в офисном здании. В момент развертывания одной из таких ситуаций фильм останавливался, участникам эксперимента предлагалось представить себя на месте изображенного на экране офисного работника и описать, какие действия в такой ситуации были бы предприняты. Что касается достоверности полученных данных, то в конце работы автор пишет ".. .какметод сбора большого количества достоверных данных, использование фильма и структурированной анкеты зарекомендовало себя практичным и эффективным методом". Данные, полученные в ходе исследования Саундерс, хорошо согласуются с результатами других исследователей [4-8, 18].

По сравнению с другими этот подход позволяет исследовать ситуации в различных вариантах (различные сигналы о пожаре, помещения и т.п.) и собрать детальное описание поведения человека при пожаре и его демографические и социальные характеристики.

Главная проблема при таком подходе — достоверность полученных данных. В некоторых случаях затруднительно подтвердить достоверность полученных таких образом данных. Весомым опосредованным подтверждением корректности данного метода является его широкое применение для тренировки сотрудников силовых служб, пилотов самолетов и т.п. Однако при реализации такого подхода отсутствуют стрессовые факторы, хотя, как уже упоминалось выше, эта проблема достаточно сложно решается или не решается вообще при использовании любого другого метода. Принимая во внимание цели и задачи данной работы, объем и качество данных, которые необходимо собрать, для проведения экспериментов был выбран метод моделирования ситуации. При этом использовалась специально разработанная видеопрезентация, воспроизводимая на компьютерном экране разработанной программой с последующим интервьюированием о действиях при пожаре.

1.2. Инструментарий и методика

проведения эксперимента

Анализ имеющихся данных [1] позволяет заключить, что поведение служащих в различных зонах неодинаково, поэтому выделены пять характерных зон, в которых было решено исследовать поведение служащих при пожаре:

• примерочная;

• касса;

• отдел обслуживания покупателей;

• торговый зал;

• кафетерий.

Определившись с зонами торгового комплекса, следовало обосновать выбор сигналов о пожаре. Анализ реальных пожаров показывает, что наиболее вероятными признаками пожара будут дым и пламя. Рассмотрение нормативных документов и имеющихся данных по реальным объектам позволяет заключить, что наиболее вероятной системой оповещения о пожаре является сирена пожарной сигнализации. Таким образом, для разработки программы экспериментов приняты три вышеописанных сигнала о пожаре.

Как говорилось выше, метод моделирования был выбран с целью сбора данных о поведении человека при пожаре. Для имитации и воспроизведения пожара потребовался подготовленный в соответствии со сценарием видеофильм. Для сценариев с пламенем и дымом было решено смонтировать клипы с дымом и пламенем и показывающие нормальную работу отдела клипы. Наиболее удобным инструментом воспроизведения таких клипов является компьютер, на экране которого они воспроизводятся в определенные моменты времени в определенной последовательности. Для случая сирены пожарной сигнализации не требовалось дополнительных видеофрагментов. Звук сирены вставлялся в определенном месте клипа (наиболее соответствующем презентации), показывающего обычное обслуживание покупателей.

Презентация начиналась с представления торгового комплекса, далее показывалась рассматриваемая зона, например кассы. Следующая сцена — появление в данной зоне работника, занимающего свое место и приступающего к обслуживанию покупателей, который также видел определенную зону вокруг себя. В определенный момент времени в этой зоне возникал пожар — появлялось пламя (рис. 1, а) или дым (рис. 1, б). Для сценария с сиреной пожарной сигнализации она срабатывала при обслуживании покупателей.

Были также разработаны тренировочные презентации, задача которых предоставить возможность тестируемым ознакомиться с процедурой, но не дать подсказку о целях эксперимента.

а

РИС.1. Пример компьютерной видеопрезентации: а — пламя; б — дым

Всего было подготовлено 15 презентаций длительностью 1,5-2 мин, а также 10 тренировочных презентаций.

После презентации участник эксперимента описывал свое поведение, что заносилось в специальные формы, а также отвечал на вопросы анкеты.

Для получения максимальной реалистичности данных были предприняты специальные меры, повлиявшие на объем выборки. В частности, никто в торговом комплексе не знал о целях работы (было осведомлено лишь руководство компании). Говорилось, что исследование проводится университетом Ольстера в целях изучения проблем обслуживания покупателей. Несмотря на то, что после окончания эксперимента каждого служащего просили не делиться впечатлениями с коллегами, в каждом торговом комплексе он проводился только один день во избежание утечки информации и, как следствие, искажения данных. К сожалению, не представлялось возможным использовать рабочий день полностью. Из-за пересменков служащих, перерывов для приема пищи и по иным причинам эксперимент можно было проводить с 9.30 до 17.00 с перерывом с 12.00 до 14.00. Иногда даже в эти интервалы времени менеджеры магазина не могли обеспечить явку служащих по ряду причин. Дополнительной трудностью являлось то, что из-за габаритов и веса оборудования невозможно было использовать общественный транспорт.

2. Результаты исследования

2.1. Характеристика персонала

В исследовании участвовал персонал 11-ти магазинов (172 служащих) компании М&Б в Ирландии и Уэльсе. Характеристика служащих приведена в табл. 1.

Данные табл. 1 показывают, что большинство персонала составляют женщины среднего возраста, работающие продавцами-консультантами. Свыше 85% служащих работают в компании более 1 года.

Интересно оценить противопожарную подготовку сотрудников торгового комплекса. Она состоит из просмотра в начале карьеры в компании не вполне однозначного для понимания учебного видеофильма, учебных эвакуаций (проводимых без участия покупателей; при проведении учений отрабатываются лишь действия при срабатывании сирены пожарной сигнализации), а также знакомства с активными и пассивными средствами противопожарной защиты здания.

Противопожарный тренинг, полученный служащими, представлен в табл. 2 и 3.

Из табл. 2 и 3 можно видеть, что все служащие прошли определенный пожарный тренинг. Почти половина персонала (51,2%) получили все компоненты тренинга — учебные видеофильмы и эвакуация, а также знакомство со зданием. Интересно заметить, что 11,0% служащих никогда не участвова-

ТАБЛИЦА 1. Персонал компании Маркс энд Спенсер

Характеристика Частота %

Пол:

мужчина 34 19,8

женщина 138 81,2

Возраст, лет:

16-20 9 5,2

21-30 51 29,7

31-40 40 23,3

41-50 42 24,4

51-65 30 17,4

Должность:

менеджер 11 6,4

продавец-консультант 155 90,1

инструктор (охрана труда) 2 1,2

оператор склада 4 2,3

Контакт с покупателями:

есть 165 95,9

нет 7 4,1

Продолжительность работы в

компании Маркс энд Спенсер:

менее 1 года 22 12,8

1-5 лет 61 35,5

6-10 лет 40 23,3

11-15 лет 24 14,0

16 и более лет 25 14,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТАБЛИЦА 2. Компоненты противопожарного тренинга

Компонент Частота %

Учебный видеофильм 108 62,8

Знакомство со зданием 167 91,7

Учебная эвакуация 153 89,0

Обучение использованию огнетушителя 12 7,0

ТАБЛИЦА 3. Характеристика полученного противопожарного тренинга

Характеристика Частота %

Учебный видеофильм (УВ) 3 1,7

Знакомство со зданием (ЗН) 6 3,5

Учебная эвакуация (УЭ) 2 1,2

УВ + ЗН 10 5,8

ЗН + УЭ 51 29,7

УВ + ЗН + УЭ 88 51,2

ЗН + УЭ + использование огнетушителя (ИО) 4 2,3

УВ + ЗН + ИО + УЭ 8 4,7

Всего 172 100,0

ТАБЛИЦА 4. Приведенная частота участия учебных эвакуациях персонала в

Приведенная частота участия Частота %

Один раз в год и чаще 136 79,1

Реже чем одни раз в год или никогда не участвовали 36 20,9

Всего 172 100,0

ли в учебных эвакуациях. По всей видимости это связано с тем, что учебные эвакуации проводятся, главным образом, рано утром или поздним вечером, и те, кто не работают в эти смены, не участвуют и в тренировках. 37,2% персонала никогда не видели учебного видеофильма, который является главным источником информации о действиях при пожаре. 8,3% служащих не участвовали в туре по ознакомлению со зданием. Было также выяснено, что более 90% персонала считают, что они не готовы к эвакуации человека на кресле-коляске.

Для дальнейшего анализа служащие с различной частотой участия в учебной эвакуации были объединены в 2 группы (табл. 4).

Согласно табл. 4 20,9% служащих принимали участие в учебных эвакуациях реже одного раза в год или совсем в них не участвовали.

Установлено, что 16,9% служащих в своей жизни сталкивались с реальным пожаром.

2.2. Время принятия решения (ВПР)

Использование компьютерной видеопрезентации позволило впервые получить время принятия решения о действиях при пожаре: от обнаружения сигнала о пожаре до момента принятия служащим решения о том, как реагировать на полученный сигнал.

Каждому участнику были даны следующие инструкции: "если вы приняли решение по поводу того, что вы видите или слышите необычного на экране, нажмите красную кнопку". Характеристика случайной величины ВПР приведена в табл. 5.

ТАБЛИЦА 5. Время принятия решения в зависимости от типа сигнала о пожаре

Статистическая харак- Значе- Значение в зависимости от сигнала о пожаре, с

теристика распределения вероятности времени ние, с сигнализация пламя дым

Среднее 9,47 8,31 8,17 11,67

Граница 95%-ного дове-

рительного интервала:

нижняя 7,82 5,12 6,77 7,93

верхняя 11,11 11,50 9,57 15,40

Медиана 5,60 4,35 5,75 6,90

Среднее квадратическое 10,80 10,23 5,69 14,57

отклонение

Минимум 0,40 0,90 0,70 0,40

Максимум 62,00 52,90 23,80 62,00

Данные табл. 5, показывают очевидные различия ВПР, вызванные разными сигналами о пожаре. Средние значения ВПР схожи для сценариев с сигнализацией и пламенем, но выше для дыма — 11,67 с. По всей видимости это связано с тем, что персонал более тренирован реагировать на сигнал тревоги. В свою очередь пламя является более однозначным сигналом об опасности (пожаре) по сравнению с дымом.

2.3. Действия при пожаре

Действия, вызванные различными сигналами о пожаре, вне зависимости от их последовательности приведены в табл. 6-8. Структура таблиц такова. В первом столбце приведены выполненные служащими действия, во втором — число служащих, выполнивших данное действие, в третьем — величина, составляющая процент от общего числа служащих. При этом следует иметь ввиду, что все служащие выполнили несколько действий, более того, многие сотрудники дважды оповещали о пожаре (различными способами), поэтому сумма в третьем столбце не будет составлять 100%. В четвертом и пятых столбцах указано число выполнен-

ных действий данного вида и процент от общего числа действий.

Далее, в первом столбце жирным шрифтом выделены общие категории (например, оповестить о пожаре), ниже обычным шрифтом приводятся данные о том, как именно это достигалось (например, позвонить в пожарную охрану).

2.3.1. Действия при срабатывании сирены

пожарной сигнализации

Действия, вызванные сиреной пожарной сигнализации, вне зависимости от их последовательности приведены в табл. 6.

Из табл. 6 видно, что 95,3% служащих будут эвакуировать посетителей; 46,5% начнут исследовать ситуацию — собирать дополнительную информацию. Это достаточно интересный факт, принимая во внимание, что персонал тренирован реагировать именно на сигнал тревоги и большинство (80%) принимали участие в учебных эвакуаци-ях менее одного года назад. 2,3% служащих будут просто продолжать свою деятельность, не взирая на сигнал тревоги. В отличие от "ждать информацию" "продолжать деятельность" означает то, что служащий не станет прерывать свои действия и фактически будет игнорировать сигнал о пожаре. Двое служащих будут готовиться к эвакуации, что включает в себя подготовку аптечки и эвакуационного набора.

Из табл. 6 также очевидно, что некоторые сотрудники будут проверять помещения и давать указания другим служащим.

ТАБЛИЦА 6. Действия при срабатывании сирены пожарной сигнализации вне зависимости от их последовательности

Действие Служащие Действия

% %

число число

Оповестить о пожаре 4 9,3 4 5,0

Оповестить коллег 4 9,3 4 5,0

Эвакуировать покупателей 41 95,3 41 51,3

Исследовать 20 46,5 27 33,8

Найти менеджера или

охранника 12 27,9 12 15,0

Нажать кнопку вызова 7 16,3 7 8,8

Спросить окружающих 5 11,6 5 6,3

Оглядеться 2 4,7 2 2,5

Подойти и посмотреть 1 2,3 1 1,3

Ждать информацию 3 7,0 3 3,8

Приготовиться к эвакуации 2 4,7 2 2,5

Продолжать деятельность 1 2,3 1 1,3

Проверить помещения 1 2,3 1 1,3

Дать указания персоналу 1 2,3 1 1,3

Общее число ответивших 43 - - -

Общее число действий - - 105 100,0

2.3.2. Действия служащих

при обнаружении пламени

Действия служащих, вызванные пламенем, вне зависимости от их последовательности приведены в табл. 7.

Сравнение действий персонала, приведенных в табл. 6 и 7, наглядно показывает более широкий диапазон действий, вызванных пламенем. Можно также заметить, что служащие оповещают о пожаре различными способами, более того, некоторые делают это дважды: как правило они активируют сирену пожарной сигнализации и затем оповещают менеджера или наоборот. Однако всего 65,2% сотрудников будут активировать пожарную сигнализацию и 7,6% станут звонить в пожарную охрану в процессе эвакуации.

Из табл. 7 видно, что только 89,4% служащих начнут эвакуировать покупателей. Согласно имеющимся данным это связано с тем, что персонал бу-

ТАБЛИЦА 7. Действия служащих при обнаружении пламени вне зависимости от их последовательности

Служащие Действия

Действие

число % число %

Оповестить о пожаре 64 97,0 87 43,3

Активировать сирену пожарной

сигнализации 43 65,2 43 21,4

Найти менеджера или охранни-

ка 26 39,4 26 12,9

Нажать кнопку вызова 6 9,1 6 3,0

Позвонить в пожарную охрану 5 7,6 5 2,5

Оповестить коллег 5 7,6 5 2,5

Оповестить покупателей 1 1,5 1 0,5

Использовать громкогово-

рящую связь 1 1,5 1 0,5

Эвакуировать покупателей 59 89,4 59 29,4

Исследовать 9 13,6 9 4,5

Оглядеться 1 1,5 1 0,5

Подойти и посмотреть 8 12,1 8 4,0

Тушить пожар 19 28,8 19 11,9

Контролировать зону горения 5 7,6 5 2,5

Ждать информацию 5 7,6 5 2,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовиться к эвакуации 3 4,5 3 1,5

Попросить помощи 3 4,5 3 1,5

Проверить помещения 2 3,0 2 1,0

Дать указания служащим 1 1,5 1 0,5

Встретить пожарные под-

разделения 1 1,5 1 0,5

Остаться у дверей 1 1,5 1 0,5

Затрудняюсь с ответом 1 1,5 1 0,5

Общее число ответивших 66 - - -

Общее число действий - - 196 100,0

дет вовлечены в другую деятельность (например, тушение пожара, поиск менеджера и т.п.), а также недостатками подготовки.

13,6% служащих начнут исследовать ситуацию, что ниже чем в случае сирены пожарной сигнализации. 28,8% сотрудников будут пытаться тушить пожар и 7,6% — оградить зону горения от покупателей. Это позитивное поведение, особенно принимая во внимание, что, за исключением членов ДПД, служащих не тренировали тушить пожар. Небольшая часть персонала будет ждать дополнительную информацию.

Из табл. 7 видно, что незначительное число служащих (1,5%) запросили помощь. Это значит, что они оценили ситуацию как слишком сложную для них и решили, что для эффективного контроля ситуации им нужна помощь коллег.

Незначительное число сотрудников будут вовлечены в такую деятельность, как проверка помещений, встреча пожарных подразделений и т.п.

2.2.3. Действия служащих

при обнаружении дыма

Действия служащих, вызванные дымом, вне зависимости от их последовательности приведены в табл. 8.

Согласно данных табл. 8 действия персонала при обнаружении дыма, за небольшим исключением, имеют ту же направленность, что и при обнаружении пламени. Можно видеть, что некоторые служащие будут оповещать о пожаре более одного раза и только 68,3% станут активировать сирену пожарной сигнализации. Это связано с тем, что дым — менее однозначный сигнал о пожаре (один из участников решил, что это конденсат охладительных установок). Его появление чаще вызывает затруднения у служащих— 3,2% не знали, что надо делать при обнаружении дыма.

Для наглядного сопоставления вариантность поведения при получении различных сигналов о пожаре приведена в табл. 9.

Из табл. 9 хорошо заметны различия в действиях служащих, вызванных несхожими сигналами о пожаре. Например, меньший процент служащих из числа тех, кто столкнулся с опасными факторами пожара (пламенем или дымом), будут участвовать в эвакуации посетителей. При срабатывании сирены пожарной сигнализации исследовать ситуацию начнут 48,8% сотрудников. В случае обнаружения пламени или дыма этот процент будет ниже — 13,6 и 27,0% соответственно. Сказанное особенно интересно с учетом того факта, что компанией уделяется большее внимание подготовке персонала именно к действиям при срабатывании сирены пожарной сигнализации, чем при обнаружении пламени или дыма, однако реакция на обнаружение последних

ТАБЛИЦА 8. Действия служащих, вызванные дымом, вне зависимости от их последовательности

Служащие Действия

Действие

число % число %

Оповестить о пожаре 60 95,2 86 46,0

Активировать сирену пожарной

сигнализации 43 68,3 43 23,0

Найти менеджера или охранника

Нажать кнопку вызова 27 42,9 27 14,4

Позвонить в пожарную охрану 7 11,1 7 3,7

Оповестить коллег 2 3,2 2 1,1

7 11,1 7 3,7

Эвакуировать покупателей 53 84,1 53 28,3

Исследовать 17 27,0 17 9,1

Подойти и посмотреть 12 19,0 12 6,4

Нажать звонок 3 4,8 3 1,6

Спросить окружающих 1 1,6 1 0,5

Найти менеджера 1 1,6 1 0,5

Тушить пожар 3 4,8 3 1,6

Запросить помощь 7 11,1 7 3,7

Проверить помещения 5 7,9 5 2,7

Ждать дополнительную

информацию 5 7,9 5 2,7

Контролировать зону горения 4 6,3 4 2,1

Дать указания служащим 3 4,8 3 1,6

Встретить пожарные подраз-

деления 1 1,6 1 0,5

Подготовиться к эвакуации 1 1,6 1 0,5

Затрудняюсь с ответом 2 3,2 2 1,1

Общее число ответивших 63 - - -

Общее число действий - - 187 100,0

ТАБЛИЦА 9. Наиболее частые действия служащих при

пожаре

% от числа служащих при

Действие обнаружении

сирены пламени дыма

Оповестить 9,3 95,2 97,0

Эвакуировать покупателей 95,3 84,9 84,1

Исследовать ситуацию 48,8 13,6 27,0

Тушить пожар 0 28,8 4,8

Ждать 7,0 7,6 7,9

Запросить помощь 0 4,5 3,2

Не знаю, что делать 0 1,5 3,2

значительно лучше. По всей видимости, это объясняется тем, что пламя и дым являются достаточно однозначными индикаторами пожара, в то время как сирена может вызывать сомнения в достоверности пожарной опасности. Кроме того, служащие не тренированы эвакуировать посетителей. Эти не-

знакомые, неотработанные действия вызывают дополнительные трудности.

Оценивая ситуацию в целом, можно видеть, что сирена не является однозначным сигналом о пожаре, так как служащие допускают, что это может быть ложное срабатывание. В случае с пламенем или дымом ситуация достаточно однозначная, но сотрудники не тренированы должным образом для действий и им в ряде случаев нужна дополнительная информация, что заставляет персонал исследовать ситуацию. Большее число служащих, исследующих ситуацию при обнаружении дыма в торговом комплексе, по сравнению с ситуацией при обнаружении пламени связано с тем, что дым является менее однозначным индикатором пожара, чем пламя.

Интересно заметить, что число служащих, которые собираются тушить пожар, в ситуации "пламя" в пять раз больше, чем в ситуации "дым", это еще раз указывает на то, что дым не ассоциируется однозначно с пожаром. Сказанное опасно, так как именно дым часто является одним из первых сигналов о пожаре.

Несмотря на определенные различия, число служащих, совершающих такие действия, как эвакуировать покупателей, оповестить о пожаре, ждать дополнительную информацию, при обнаружении дыма или пламени схоже.

2.2.4. Последовательность действий

при получении различных сигналов о пожаре

Поведение служащих при получении сигналов о пожаре в различных зонах торгового комплекса было описано и представлено в виде диаграмм в диссертационной работе [19]. К сожалению, в рамках данной статьи (из-за требований к объему публикации) невозможно привести их полностью, поэтому ниже будут даны только упрощенные диаграммы и только для сигналов о пожаре.

Упрощение диаграмм связано с необходимостью расширения области их применения, например для моделирования эвакуации с помощью моделей ADLPV [20], Exodus [21] и Simulex [22], а также для менеджеров компании, которые могут оценить приоритеты деятельности служащих в экстремальной ситуации, эффективность тренинга и т.п. [23].

При упрощении диаграмм исходили из следующего. Во-первых, пожар — это динамичная ситуация, и поведение служащего будет зависть от многих факторов. Чем больше времени прошло с начала пожара, тем меньше надежд точно предсказать действия сотрудников, так как будет появляться все больше и больше труднопрогнозируемых факторов. Тем не менее, на основе полученных данных можно достаточно точно предусмотреть первые действия служащих, так как очень немного причин могут изменить их намерения. Во вторых,

действия, которые были выполнены небольшим число людей, объединены с более частыми действиями, принимая во внимание их основу. Например, "охранять зону пожара" рассмотрено как попытка охранять покупателей от попадания в зону горения и объединено с действием "эвакуировать посетителей" и т.п.

Опираясь на вышеизложенное, решено обращать большее внимание на первые, а также на наиболее важные с точки зрения пожарной безопасности действия, такие как оповестить о пожаре, эвакуировать посетителей, исследовать ситуацию, ждать дополнительную информацию и покидать здание, а также наиболее отличительные действия, вызванные различными сигналами о пожаре, например тушить пожар.

Данные по поведению персонала в отделе обслуживания покупателей и в кафетерии объединены ввиду схожести действий и крайне небольшого объема выборок в одну группу с названием "касса/прилавок".

Поведение людей носит вероятностный характер [24 - 26], поэтому поведение служащих при пожаре в ТК представлено на вероятностной основе.

Действия персонала при получении сигнала о пожаре (сирена, пламя и дым) представлены на рис. 2.

Из рис. 2 видно, что наиболее вероятными сценариями поведения являются:

• при активации пожарной сигнализации:

- "Эвакуировать посетителей - Покинуть здание" с вероятностью Р = 0,47;

- "Исследовать ситуацию - Эвакуировать посетителей - Покинуть здание"(Р = 0,41);

• при обнаружении пламени (см. рис. 2, б ):

- "Оповестить о пожаре - Эвакуировать покупателей - Покинуть здание " (Р = 0,58);

- "Оповестить о пожаре - Тушить пожар -Эвакуировать покупателей - Покинуть здание" (Р = 0,15);

• при обнаружении дыма (см. рис. 2, в ):

— "Оповестить о пожаре - Эвакуировать покупателей - Покинуть здание" (Р = 0,67);

— "Исследовать ситуацию - Оповестить о пожаре - Эвакуировать покупателей - Покинуть здание" (Р = 0,14).

Таким образом, можно видеть, что в случае активации сирены пожарной сигнализации значительный процент служащих будут исследовать ситуацию. Такая особенность поведения наблюдается также в случае обнаружения дыма, но она не так характерна для ситуации обнаружения пламени, когда тушение пожара будет более распространенным действием, чем при появлении других сигналов о пожаре.

Из рис. 2 следует, что определенный процент сотрудников не эвакуировали посетителей при ак-

Первые действия

Исследовать (Р = 0,425)

Последующие действия

Последующие действия

Вероятность сценария

Покинуть здание (Р = 0,05)

Покинуть здание (Р = 0,015)

-^г- 1

1

Эвакуировать покупателей (Р = 0,95) '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эвакуировать

покупателей (Р = 0,47)

7 /

/

Покинуть здание

(Р =1,0)

Ждать/продолжать

(Р = 0,09) ------\-------

\

\

Эвакуировать покупателей (Р = 1,0)

"Т" I

I

0,47

/

/

/

Покинуть здание

(Р =1,0)

\

\

_____X____

0,09

а

Первые действия

Оповестить (Р = 0,85)

Исследовать Тушить пожар Эвакуировать

(Р = 0,09) (Р = 0,03) покупателей (Р = 0,03)

Последующие действия

Последующие действия

Последующие действия

Последующие действия

Вероятность сценария

Эвакуировать покупателей (Р =0,68) /

/

Покинуть здание

(Р =1,0)

I

__и____

0,58

\

Тушить пожар (Р = 0,25)

Покинуть

здание (Р = 0,07) I

Тушить Оповестить пожар (Р = 0,67) (Р = 0,33)

Оповестить

(Р =1,0)

---Г"

/

Ждать (Р = 0,07)

--

Эвакуировать покупателей (Р = 0,72)

Покинуть здание

(Р =1,0)

I

----1—

Покинуть Оповестить Эвакуировать Эвакуировать

здание (Р = 1,0) покупателей покупателей

(Р = 0,21) (Р =1,0) (Р =1,0)

___\_______I____\_________^______Л

\

Покинуть здание

(Р =1,0) I

"Г" \

\ \

—I-

---^---

/

Покинуть здание (Р = 0,5) \

"V"

^—

Эвакуировать Покинуть Покинуть покупателей здание здание (Р = 0,5) (Р =1,0) (Р =1,0) I I /

____-I_______I________I—

I I

Покинуть здание

(Р =1,0) I I

/

/

0,02 0,15

0,06

0,04 0,015

0,015

0,06

0,03 0,03

б

в

Первые действия

Последующие действия

Последующие действия

Последующие действия

Вероятность сценария

Эвакуировать покупателей (Р = 0,88) I

---(-----

I

Покинуть здание

(Р =1,0)

0,67

Оповестить (Р = 0,76)

Покинуть

здание (Р = 0,04) /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-ч-

I

0,03

Ждать инструкций (Р = 0,04) I

---+----

Тушить пожар (Р = 0,04)

Исследовать

(Р = 0,19) __\

\

Оповестить

(Р =1,0)

Эвакуировать покупателей (Р = 0,03)

Покинуть

здание (Р = 0,02)

Покинуть Эвакуировать

здание покупателей

I (Р =0,05) (Р = 0,5)

/ I I

----1-----^-----

I

Эвакуировать Покинуть покупателей здание (Р = 0,75) (Р = 0,25) I I

0,03

0,015

Покинуть здание

(Р =1,0) I

___I____

0,015

Покинуть здание

(Р =1,0) I

___!__.

0,14

0,05

Покинуть здание

(Р =1,0)

J___

0,03 0,02

РИС.2. Действия служащих при активации сирены пожарной сигнализации (а), обнаружении пламени (б) и дыма (в)

тивации сирены пожарной сигнализации. Интересно привести комментарии персонала по этому поводу: "...мы не должны эвакуировать посетителей, мы должны просто покинуть здание" (участник № 67); "услышав сирену пожарной сигнализации, мы должны покинуть магазин" (участник № 77); ".покинуть магазин, нам не говорили что делать с покупателями" (участник № 97). Приведенная информация показывает, что текущий формат учебных эвакуаций не во всех случаях способствует эффективным действиям служащих.

Иными вероятными причинами такого поведения сотрудников (неэвакуирование покупателей) могут служить вовлечение в действия по тушению пожара, попытки найти руководство с целью оповещения или получения инструкций и т.п. Однако участник № 86 сказал, что он просто не хочет рисковать — оставаться в опасном здании для эвакуации покупателей.

Интересный комментарий сделан участником № 133. При обнаружении дыма в ТК служащий сказал, что знает что делать "в случае активации пожарной сигнализации, но не знаю, что делать в этой менее опасной ситуации". Это однозначно указывает, что сотрудник не ассоциирует дым с возникновением пожара в комплексе. Эксперименты, проведенные Кантером [18], подтвердили, что люди склонны серьезно недооценивать скорость распространения пожара. Более того, обнаружено серьезное заблуждение. Так, участник № 92 сказал: "мы должны покинуть здание, увидев пожар"; участник № 93: "нам говорили покинуть здание при обнаружении пожара". Оба эти сотрудника работали в одном торговом комплексе, что, по всей видимости, свидетельствует о крайне плохой противопожарной подготовке в этом комплексе.

В работе [19] приведены данные, показывающие, что различные зоны ТК оказывают влияние на поведение служащих. На основе анализа поведения персонала было резюмировано, как именно зоны торгового комплекса влияют на поведение сотрудников.

Примерочная. Служащие в примерочной менее склонны ждать информацию и более намерены исследовать ситуацию и тушить пожар по сравнению

со служащими за кассой/прилавком, однако они менее активны, чем работники торгового зала.

Касса/прилавок. Сотрудники, работающие в этой зоне ТК, более склонны ждать инструкций, чем служащие других зон, по всей видимости потому что они находятся в непосредственном контакте с покупателями и им необходимы точные указания менеджеров. Данные также показывают, что персонал в этой зоне более склонен оповещать о пожаре, что связано с наличием кнопки вызова на кассе.

Торговый зал. Сотрудники торгового зала более всего склонны к активным действиям — эвакуировать покупателей и исследовать ситуацию.

2.4. Достоверность полученных данных

Достоверность методики проведения исследования — важный вопрос, на который обязательно надо дать ответ. В этом разделе проанализированы данные, полученные из видеозаписи реальных эва-куаций и с помощью компьютерной видеопрезентации. Однако, таким образом мы можем сравнить только первые действия персонала и только в случае активации пожарной сигнализации. Для целей сравнения были получены распределения процента служащих в каждом из 11-ти (данные, полученные с помощью компьютерной видеопрезентации) и в каждом из 5-ти торговых комплексов (данные, полученные с помощью видеозаписи), эвакуировавших покупателей первым действием.

Поведение людей носит случайный характер, следовательно, было бы неправомерно ожидать точечного совпадения величин. Поэтому задаваясь доверительной вероятностью Р = 0,95, мы получаем 95%-ный доверительный интервал отклонений от полученных значений, вычисленный согласно стандартным методикам с помощью программы обработки статистических данных SPSS v.10.0.5. Результаты сравнения приведены в табл. 10.

Из табл. 10 можно видеть, что все отклонения лежат в пределах заданного доверительного интервала. Значительный разброс дисперсий и, как следствие, доверительных интервалов связан с небольшим объемом выборки. Уменьшение дисперсии (меры рассеяния) требует увеличения объема выборки. Еще раз скажем, что в ходе выполнения экспериментальной работы были посещены все мага-

ТАБЛИЦА 10. Сравнение данных о первых действиях служащих (эвакуировать покупателей), полученных различными методами

Зона торгового комплекса Видеозапись эвакуации Видеопрезентация

Математическое _ Дисперсия ожидание 95%-ный доверительный интервал Математическое ожидание Дисперсия 95%-ный доверительный интервал

Кассы 17,06 386,75 -1,13...35,24 6,96 63,30 -2,91.16,84

Примерочная 28,39 1011,30 3,93...52,85 2,65 9,42 2,65.7,53

Торговый зал 10,71 153,08 2,27.23,70 15,08 115,84 1,71.28,44

зины компании в Ирландии и Уэльсе, таким образом, были предприняты максимальные усилия для увеличения объема выборки.

С учетом принятого 95%-ного доверительного интервала отклонений можно говорить о схожести картин поведения служащих, полученных различными методами.

Выводы

В статье представлены обоснование и описание компьютерной видеопрезентации для сбора данных о поведении персонала торговых комплексов при пожаре. Выборка включает в себя 172 служащих 11-ти торговых комплексов, расположенных в Ирландии и Уэльсе.

Большинство опрошенного персонала составили женщины среднего возраста, работающие в торговом комплексе более 1 года. Почти все сотрудники компании в той или иной мере прошли обучение действиям при пожаре. При этом было установлено, что существующая система подготовки нуждается в значительной переработке.

Анализ действий персонала показывает, что поведение служащих было несхожим при поступлении различных сигналов о пожаре. В общем действия, вызванные дымом и сиреной пожарной сигнализации (по сравнению с действиями, вызванными пламенем), в большей мере направлены на исследование ситуации. Исходя также их других полученных данных, можно заключить, что служащие не строго ассоциируют дым с пожаром в торговом комплексе. Это подтверждают значения среднего времени принятия решения — самое высокое для дыма (11,7 с), затем для сирены пожарной сигнализации (8,3 с) и для пламени (8,2 с).

Действия служащих также различны в описанных зонах торгового комплекса. Служащие, непо-

средственно работающие с покупателями (например, в примерочной или за кассой), стремятся получить более точную информацию перед тем, как начать активные действия, в то время как сотрудники в торговом зале (не обслуживающие покупателей и имеющие свободу передвижения) более склонны к активным действиям.

Моделирование эвакуации инвалида на кресле-коляске выявило низкую подготовленность персонала: неправильно с точки зрения пожарной безопасности (например, использовать лифты и т.п.) будут вести себя 37,8% служащих.

На основе имеющейся информации о качественной и количественной схожести действий при срабатывании сирены пожарной сигнализации, полученной различными способами, сделан вывод о том, что данные, полученные методом моделирования ситуации, достоверны. Использование такого подхода для сбора информации открывает новые интересные горизонты исследований поведения человека при пожаре.

Важно заметить, что определенное число служащих не будут выполнять требуемых действиях при пожаре (например, активировать систему оповещения, эвакуировать покупателей и т.п.) или будут выполнять их в неправильной последовательности (например, при обнаружении пожара сначала эвакуировать покупателей, а затем включать систему оповещения), а также ожидать дополнительную информацию, исследовать ситуацию, дублировать систему оповещения и т.п. Причины неадекватного поведения, по всей видимости, следует связать с недостатками системы подготовки персонала к действиям при пожаре. В следующей статье речь пойдет об исследовании факторов, влияющих на поведение персонала при пожаре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шильдс Т. Д., Бойс К. Е., Холщевников В. В., Самошин Д. А. Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть 1. Анализ реальных пожаров и видеозаписей неанонсирован-ныхэвакуаций с целью количественного и качественного описания влияния персонала на ход эвакуации // Пожаровзрывобезопасность. 2005. Т. 14. С. 44-52.

2. Canter D. Firesand Human Behaviour. — London: David Fulton, 1990.

3. Environmental psychology / P. A. Bell et al. (Eds). — Philadelphia: Harcourt College Publishers, 2001.

4. Wood P. Behaviour Under Stress: People in Fires // PhD Thesis. — Loughborough University of Technology, 1979.

5. CanterD., BreauxJ., Sime J. Domestic, Multiple Occupancy and Hospital Fire. Firesand Human Behaviour / D. Canter (Ed.). — London: John Wileyand Sons, 1980. — P. 117-136.

6. Bryan J. L. Smoke as a Determinant of Human Behaviour in Fire Situations. Project People. — Washington, DC, Centre for Fire Research, National Bureau of Standards, 1977.

7. Bryan J. L., DiNenno P. J., Milke J. A. The Determination Of Behavioral Response Patterns in Fire Situatons. Project People II. Final Report — Incident Report. — College Park, University of Marylend, 1980.

8. Bryan J. L., Milke J. A. The Determination of Behavioral Response Patterns in Fire Situations. Project People II. Final Report — Health Care Report. — Washington, DC, Centre for Fire Research, National Bureau of Standards, 1981.

9. Беляев С. В. Эвакуация зданий массового назначения. — М., 1938.

10. Дутов В. И. Чурсин И. Г. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. — М.: Защита, 1993.

11. Kelley H. H., Condry J. C., Danlke A. E., Hill A. H. Collective Behavior in a Simulated Panic Situations //Journal of Experimental Social Psychology. 1965. V. 1.P. 20-54.

12. Wishart T. S., Canter D. Assessment of Informative Fire Warning Systems: A Simulation Study. — BRE, Borehamwood, 1979.

13. Powell J., Creed C., Sime J. Escape from Burning Building: A Video-Disk Simulation for Use in Research and Training. Safety in The Built Environment / J. E. Sime (Ed.). — London: E.&F.N. Spon Ltd, 1988. — P.87-102.

14. Yoon M.-O. Human Behaviour in Emergency Egress of Building Fire // Proceedings of the Second International Symposium on Fire Safety Science. — New York, Hemisphere, 1989. — P. 521-530.

15. Kakei H., Sato H. The Experimental Study of the Evacuation Using VR Simulation // Human Behaviour in Fire: Proceedings of the First International Symposium. — Belfast, UK, University of Ulster, 1998. — P.469-478.

16. GradinscakM., BeckV., Brennan P. 3D Computer Modelling And Human Response //Human Behaviour in Fire: Proceedings of the First International Symposium. — Belfast, UK, University of Ulster, 1998. — P.703-710.

17. Saunders W. L. Occupant Decision Making in Office Buildings Fire Emergencies // PhD Thesis. — Victoria University, Melbourne, 2000.

18. Canter D. An Overview of Human Behaviour in Fires. Fires and Human Behaviour / D. Canter (Ed.). — London: David Fulton Publisher, 1990. — P. 205-234.

19. Samochine D. A. Toward an Understanding of the Concept of Occupancy in Relation to Staff Behaviour in Fire Emergency Evacuation of Retail Stores // Phd Thesis. — University of Ulster, 2004.

20. Холщевников В. В. Моделирования людских потоков // В кн.: Моделирование пожаров и взрывов / Под ред. Н. Н. Брушлинского, А. Я. Корольченко. — M.: Пожнаука, 2000. — С.139-169.

21. Thompson P. A. Developing a new Techniques for Modelling a Crowd Movement // PhD Thesis. — Universityof Edinburgh, 1994.

22. Gwynne S., Galea E. R., Owen M., Lawrence P. J., Filippidis L. Modelling Occupant Interaction with Fire Conditions Using the BuildingEXODUS Evacuation Model // Fire Safety Journal. 2001. V. 36. P. 327-357.

23. Proceedings of the First Human Behaviour in Fire Network (HUBFIN) Meeting/T. J. Shields (Ed.). — London, University of Greenwich, 19th August 2003.

24. Bryan J. L. Smoke as a Determinant of Human Behaviour in Fire Situations. Project People. — Washington, DC, Centre for Fire Research, National Bureau of Standards, 1977.

25. Canter D. An Overview of Human Behaviour in Fires. Fires and Human Behaviour / D. Canter (Ed.). — London: David Fulton Publisher, 1990. — P. 205-234.

26. Brennan P. Modelling Cue Recognition and Pre-Evacuation Response // Proceedings of the Sixth International Symposium on Fire Safety Science. — France, University of Poitiers, 1999. — P.1029-1040.

Поступила в редакцию 02.04.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.