Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ'

ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
191
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ТРАНСМЕДИА / МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ / СТУДЕНЧЕСКОЕ МЕДИА / MEDIA CONSUMPTION / TRANSMEDIA / MEDIA CONVERGENCE / INTERNET PLATFORMS / STUDENT MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Остривная Елена Анатольевна

В статье рассматривается новый аспект формирования компетенций обучающихся в структуре вузовского медиаобразования. Для подготовки конвергентного журналиста важным является умение взаимодействовать с аудиторией своего медиапроизведения. В работе делается акцент на определении эффективной траектории интерактивной коммуникации и понимании формата трансгенных медийных платформ при создании студенческого медиа на основе творческой лаборатории в РГЭУ (РИНХ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL DESIGN OF MEDIA CONSUMPTION IN THE MODERN CONTEXT OF MEDIA EDUCATION

This article is an integral part of a large research work on the creation of an experimental creativelaboratory in the environment of university media education. In order to organize an effectiveeducational process in the field of training convergent journalists who are in demand and trained in the skills that are necessary for today’s and tomorrow’s media markets, forms of training are required that correspond to the transmedia nature of modern media. A future journalist should understand how to submit information, on which platforms his material will be published, and who will be the consumer of the content. And for this, it is necessary not only to have the skills of writing texts, creating video works, but also an understanding of the interactivity of modern media, its versatility and the integration of journalistic genres of statements.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 1751

DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10408

Е. А. Остривная

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

Ростов-на-Дону

ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается новый аспект формирования компетенций обучающихся в структуре вузовского медиаобразования. Для подготовки конвергентного журналиста важным является умение взаимодействовать с аудиторией своего медиапроизведения. В работе делается акцент на определении эффективной траектории интерактивной коммуникации и понимании формата трансгенных медийных платформ при создании студенческого медиа на основе творческой лаборатории в РГЭУ (РИНХ).

Ключевые слова: медиапотребление, трансмедиа, медиаконвергенция, интернет-платформы, студенческое медиа.

Рассмотрим, чем характеризуется медиапотребление в 2020 году. Взаимосвязь между каналом, контентом и аудиторией ушла в безвозвратное прошлое. «Ютьюб», «Инстаграм», «Твиттер», стрим-сервисы и «Тик-ток» перетянули аудиторию в свои экосистемы и формируют новые вкусы и способы потребления информации. Все стало «телевизором», видеоконтент на всех экранах и платформах. Это почувствовали не только медиакомпании, но и политики, которые все шире используют средства для диалога с избирателями, оглашая свои решения и предвыборные программы именно здесь. Такой путь доставки информации оказывается наиболее коротким и эффективным.

Каждая платформа предоставляет возможности создавать единоформатный контент, предлагая соответствовать шаблонам и правилам своей среды. Производитель контента не сразу замечает ловушку. Любая платформа для электронного контента, обеспечивая место для публикации, вовлекает авторов, которые собирают под зонтиком своего аккаунта аудиторию. А сам медиатранслятор становится заложником все время меняющихся правил интернет-платформы для вывода контента в «топ» публикаций. Социальные сети и мессенджеры из альтернативного источника информации превращаются в затравщиков медиатрендов, а потом и приобретают самостоятельную медийность, становясь новыми монополистами рынка массмедиа. Здесь сосредотачиваются рекламные бюджеты и самые популярные авторы, среди которых как известные ньюсмейкеры, так и новые лидеры мнений. Теперь вокруг цифровых платформ формируются политические и финансовые ресурсы. Многие ИТ-компании, начиная свою деятельность с предоставления услуг поиска информации в интернете и электронной почты, начинают расширять сферы своего влияния не только на бизнес (такси и банковские услуги), но и разрабатывают собственные медийные ресурсы. Например, «Яндекс Дзен», «ВКонтакте» или «ТНТ-Premier», МТС и другими представителями провайдерского сегмента ИТ-индустрии. Игроков на медийном рынке становится все больше. Вопрос о цифровом праве как о новом общественном институте поднимается и обсуждается на самых разных уровнях, а дискуссия на эту тему приобретает публичность.

Борьба за внимание потребителя идет нешуточная. Контент молниеносно подстраивается под потребности пользователей, втягивая все большее количество зрителей в комфортный сервисный виртуальный мир, заполняя свободное время человека практически без остатка. Понятно, что такой напористый вектор предложений не может не получить встречной реакции. Появляется тренд на «осознанное» потребление и даже «интернет-аскетизм». Следя за предпочтениями публики, многие цифровые экосистемы включают в свое пользовательское меню возможности отслеживать и ограничивать время нахождения в социальных сетях, отключать рекламу или ставить «на паузу» свою интернет-активность, умело зарабатывая и на этом.

Создателям медиа тоже приходится прислушиваться к требованиям алгоритмов интернет-платформ, на которых публикуются современные медиаиздания.

Старый почтовый ящик как доставщик подписной прессы превратился в платные подписки в сети «Интернет», именно за это готов платить современный потребитель информации.

Проекты студенческих медиа являются предметом исследования ученых и исследователей российского и международного академического дискурса. Это основа формирования базы методических материалов для развития системы современного медиаобразования.

С одной стороны, современное медиаобразование требует организации коммуникативно-когнитивного пространства для создания творческой среды, формирующей мыслящую креативную личность в университетской среде [2. С. 75-76]. С другой стороны, важным фактором является формирование понимания у студентов того, что привлечение потребителей в условиях конвергенции массмедиа в онлайн-медиа и развития мультимедийных технологий является чрезвычайно важной компетенцией [6].

Заглядывая в историю формирования запроса медиа на конвергентную составляющую в своей деятельности, можно отметить, что начиная с 1990-х годов практически все издания стали понимать необходимость создания своих электронных версий в интернете. Интернет-платформы привели к медиаконвергенции в современной медиаиндустрии [5].

В академическом сообществе давно идет дискуссия о том, что такое медиаобразование. В классическом понимании - это прежде всего овладение возможностями современных технологий [8]. Современное медиаобразование находится в фазе интенсивного внедрения интерактивных медийных технологий. Это обусловлено и поддержкой медийных программ в образовании ЮНЕСКО и советом Европы, требованием развития массмедиа [9].

Определенный тренд деятельности средств массовой коммуникации в условиях конвергенции - это экранная коммуникация и рост видеопродукции, в том или ином виде, в СМИ [4].

Практически все успешные сегодня печатные редакции вовремя смогли реорганизоваться в конвергентные холдинги с профессиональным подходом к созданию контента для интернет-платформ [1].

Подготовка профессиональных кадров в условиях трансмедийного характера медиапространства в системе вузовского образования требует проектного обучения и широкого применения журналистской практики в образовательных программах и их использования в образовательной деятельности [10].

Создание студенческих медиаредакций обеспечивает вовлеченность студентов в творческую журналистскую деятельность с университетской скамьи [3].

Для того чтобы определить формы и методы поведенческого проектирования медиапотребления в контексте медиаобразования в вузе, необходимо сосредоточиться на понимании современного устройства медиа и платформ для публикаций. Для подготовки конвергентного журналиста в стенах «Университета-2035» необходимы новые подходы, методы и формы образовательной деятельности. Это решает проблему соответствия выпускников факультетов и кафедр журналистики потребностям медиахолдингов, способных удовлетворить запросы в информации нового типа. Проект «Studiya509», реализуемый на кафедре «Журналистика» РГЭУ (РИНХ), позволяет студентам использовать цифровые платформы для формирования мировоззрения конвергентного журналиста и в будущем профессионально работать в современных СМИ. Цифровизация, органично связанная с технологиями, системным и творческим подходом в медиаобразовании - вот, что нужно сегодняшней экономике знаний.

Задачи:

- Определить эффективные возможности поведенческого проектирования для современного медиа - первоочередная задача для выживания, плодотворной жизни и развития.

- Найти инструменты для поведенческого проектирования в новых условиях медиапроизводства и потребления.

- Подготовить методологические материалы для приобретения компетенций поведенческого проектирования у обучающихся профильных направлений образования становится задачей насущной и безальтернативной.

Совершенно ясно, что дело в большей степени не в технологиях, а в контенте, его новых качествах и его всепроникновении. Переизбыточность информации, ее круглосуточная доставка в самой удобной для потребителя, читателя и зрителя форме формирует не только новый тип медиа, но и нового читателя, слушателя, зрителя и пользователя, в конечном итоге, который с первого взгляда может принять решение читать или не читать, смотреть или пропустить. В связи с этим для мультимедиаспециалиста становится очень важным разбираться в том, какой контент, для какой целевой аудитории, в каком формате он будет создавать. Актуальна и проблема монетизации своего журналистского труда, его конкурентоспособности в медийной дихотомии, которая приобрела неожиданного конкурента в лице блогера, тиктокера, да и просто медиаперсоны, представляющей собственное медиа. Для того чтобы понимать, что делать, как и для кого, необходимо определить поведенческие реакции получателей медиаконтента.

Рассмотрим основные группы поведенческих сценариев, среди которых можно выделить следующие: нейтральный, интересующийся, энтузиаст и скептик. Основная задача в процессе проектирования - это понимать свою целевую аудиторию, анализировать из кого она состоит и научиться проектировать ее лояльность и приверженность создаваемому контенту.

Остановимся на каждой из этих групп подробнее.

Пользователь из нейтральной группы априори не очень заинтересован в медианаполнении своей жизни. Его паттерн: зашел, посмотрел и, не углубляясь, ушел, с большой вероятностью. Его пока не интересует медийное произведение, но есть надежда, что это его временная невключенность в процесс информационного обмена. Это потенциальный потребитель, который может быть заинтересован и привлечен, если мы учтем его особенности и триггеры, сможем найти формат и платформу доставки, которые обеспечат его включенность и интерес к информации и медиаизданию.

Заинтересованный бенефициар, скорее всего, посмотрит содержание, вникнет в суть. Главная задача работы с ним - это зацепить, привлечь и выстроить лояльную траекторию медиапотребления, запомниться и обозначить себя как тот самый инфотейнмент, который создаст притягательную форму для лояльного потребителя. Ему и таким, как он, должно быть комфортно, этично, престижно и интересно.

Паттерн энтузиаста - это погруженность в медиапространство. Он почти всегда в курсе событий, готов потреблять медиапродукт в профессиональных или личных целях, в поверхностном и углубленном объеме. Это особый вид целевой и заинтересованной аудитории, для работы с которой главное - это не разочаровать её ожиданий, предложить качественный, современно упакованный и информативно наполненный материал. Это лояльный потребитель, который готов не только к информационному потоку, но и может служить транслятором положительного опыта со своими фолловерами. Главное - работать для этой аудитории максимально эффективно, обеспечивая интерактивную связь и поддержку, предлагая специальные программы лояльности, привлекательные для такого пользователя.

Скептик - заранее настроен критически и подозрительно. Работа именно с этой аудиторией - первое, о чем стоит задуматься для понимания своих слабых сторон и поиска ресурсов для улучшения контента. Важно понимать, что ему интересно, какой язык ему доступен, а формат привлекателен. Именно этот сегмент сможет высветить слабые места работы, проявить неиспользуемые возможности и настроить медиаредакцию на поиск того подхода, который обеспечит заинтересованность в информации даже такого негативно настроенного получателя контента.

Организовав виртуальную медиалабораторию на самых востребованных на сегодняшний день платформах «Ютьюб» и «Инстаграм», на кафедре «Журналистика» РГЭУ (РИНХ) была создана площадка для сбора опытного материала исследования поведенческих сценариев взаимодействия с информацией, не только со стороны потребителей контента, но и со стороны производителей - студенческих редакций и творческих групп. Именно такое структурное представление поведенческих сценариев позволяет современной медиаредакции грамотно выстраивать свою коммуникацию с потенциальным получателем контента, проектировать его поведенческие реакции, продумывать форматы и способы активизации произведений журналистского коллектива.

Необходимо учесть, что наряду с качественным контентом, необходимо составить портреты пользователей и спроектировать их поведение, которое обеспечит лояльность к изданию, будет выстраивать взаимодействие в соответствии с потребностями времени и с учетом платформ для публикаций.

Здесь возможны и Giveaway (разнообразные конкурсы в сети Instagram) как интерактивная игровая форма привлечения просмотров, лайков и подписок. Создание «масок» в инстаграм с брендированием. Инфотеймент как способ привлекательной упаковки информации и сторителлинг для комфортного формата изложения. Привлечение аудитории обеспечивает и интерес рекламодателей, повышает рейтинг цитируемости и релевантность в поисковых системах интернета. Такие формы все больше используются серьезными изданиями. Необходимо ввести обучение этих технологий в современную систему медиаобразования.

Выводы

В работе рассмотрены основные сценарии поведенческих реакций для успешного их проектирования при создании студенческих медиа как основе для развития навыков, необходимых современному конвергентному журналисту, востребованному в будущей профессиональной деятельности в условиях быстро меняющейся действительности не только в сфере медиа, но и медиаобразовании, экономике и жизни в целом.

Проведенная работа представляет собой исследование создания творческой лаборатории в среде университетского конвергентного СМИ с учетом требований времени, обеспечения жизнеспособности медиаобразования, проецируя конкурентоспособность журналистской профессии и формируя конвергентное мировоззрение у обучающихся, владеющих необходимыми компетенциями для работы в массмедиа сегодня и завтра [7].

Исследование носит системный характер. Полученный опыт рассмотрен в работах: «Психологические особенности медиаобразования в креативной экономической деятельности: на примере организации студенческого медиа», «Текст и дискурс в социальных сетях как новая ситуация для обмена информацией», «Медиаобразование в парадигме креативной экономики на примере модели студенческого телевидения», «Медиаобразование. Студенческое телевидение как образовательная модель формирования будущего мультимедиажурналиста». Таким образом, исследование университетского медиа рассмотрено с разных сторон и ракурсов, и опирается на эмпирический материал, который формируется и накапливается в процессе научной работы. В этой статье рассмотрен опыт взаимодействия с потребителями медиаконтента и обобщен материал работы студенческих редакций в рамках реализации проекта «Studiya509».

Список литературы

1. Баранова, Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков / Е. А. Баранова. -Москва : Прометей, 2017. - 106 с. - Текст : непосредственный.

2. Волкова, И. И. Критерии формирования коммуникативного пространства в студенческой среде: погружение в творчество / И. И. Волкова, С. Л. Уразова, М. Н. Писарева. - Текст : непосредственный // Учёные записки Забайкальского государственного университета. - 2020. -Т. 15. - № 1. - С. 75-81. - DOI: 10.21209/2658-7114-2020-15-1-75-81.

3. Выровцева, Е. В. Роль студенческого пресс-центра в организации диалога СМИ -общество - образование (самарский опыт) / Е. В. Выровцева. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). - С. 20-27.

4. Грабельников, А. А. Экранная коммуникация и визуализация журналистики / А. А. Грабельников, Н. С. Гегелова. - Тверь : Тверской государственный университет, 2019. -334 с. - Текст : непосредственный.

5. Копылов, О. В. Профессионализм журналиста в условиях медиаконвергенции: трансформация, эволюция, апгрейд? / О. В. Копылов. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2012. - № 3 (19). - С. 122-131.

6. Коханая, О. Е. Феномен конвергентной журналистики в медиакоммуникационном пространстве / О. Е. Коханая - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. -2019. - № 8. - С. 63-75.

7. Остривная, Е. А. Медиаобразование в парадигме креативной экономики на примере модели студенческого телевидения / Е. А. Остривная. - Текст : непосредственный // Креативная экономика. - 2018. - Т. 12. - № 8. - С. 1213-1220. - DOI: 10.18334/се.12.8.39272.

8. Разлогов, К. Э. Что такое медиаобразование? / К. Э. Разлогов. - Текст : непосредственный // Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С. 70-76.

9. Федоров, А. В. Медиаобразование в странах СНГ / А. В. Федоров, А. А. Левицкая -Текст : непосредственный // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве: сборник статей / под. ред. С. В. Венедиктова. -Беларусь, Могилев : Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2018. - С. 173-178.

10. Шестеренкина, Л. П. Трансмедиа и журналистское образование: параметры взаимодействия / Л. П. Шестеренкина, А. Ю. Исмаилов - Текст : непосредственный // Вестник Российского университета Дружбы народов (РУДН). Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2019. - Т. 24. - № 3. - С. 544-553. - DOI: 10.22363/2312-9220-2019-24-3-544-553.

BEHAVIORAL DESIGN OF MEDIA CONSUMPTION IN THE MODERN CONTEXT

OF MEDIA EDUCATION

Ostrivnaya E. A., Rostov State University of Economic (RSUE), Rostov-on-Don, elena-ana-it@yandex.ru

This article is an integral part of a large research work on the creation of an experimental creative laboratory in the environment of university media education. In order to organize an effective educational process in the field of training convergent journalists who are in demand and trained in the skills that are necessary for today's and tomorrow's media markets, forms of training are required that correspond to the transmedia nature of modern media. A future journalist should understand how to submit information, on which platforms his material will be published, and who will be the consumer of the content. And for this, it is necessary not only to have the skills of writing texts, creating video works, but also an understanding of the interactivity of modern media, its versatility and the integration of journalistic genres of statements.

Keywords: media consumption, transmedia, media convergence, Internet platforms, student media.

References

1. Baranova, E. A. (2017). Konvergentsiya SMI ustami zhurnalistov-praktikov [Convergence of the media through the mouth of practicing journalists]. Moscow: Prometheus. 106 p. (in Russ.).

2. Volkova, I. I., Urazova, S. L. & Pisareva, M. N. (2020). Kriterii formirovaniya kommunikativnogo prostranstva v studencheskoy srede: pogruzheniye v tvorchestvo [Criteria for the formation of a communicative space in the student environment: immersion in creativity]. Uchonyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Trans-Baikal State University], 15, 1, pp. 75-81. DOI: 10.21209/2658-7114-2020-15-1-75-81 (in Russ.).

3. Vyrovtseva, E. V. (2017). Rol' studencheskogo press-tsentra v organizatsii dialoga SMI -obshchestvo - obrazovaniye (samarskiy opyt) [The role of student press center in the dialogue media -society - education]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education], 2 (24), pp. 20-27. (in Russ.).

4. Grabelnikov, A. A. & Gegelova, N. S. (2019). Ekrannaya kommunikatsiya i vizualizatsiya zhurnalistiki [On-screen communication and visualization of journalism]. Tver: Tver State University. 334 p. (in Russ.).

5. Kopylov, O. V. (2012). Professionalizm zhurnalista v usloviyakh mediakonvergentsii: transformatsiya, evolyutsiya, apgreyd? [Professionalism of a journalist in the context of media convergence: transformation, evolution, upgrade?]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philology], 3 (19), pp. 122-131. (in Russ.).

6. Kokhanaya, O. E. (2019). Fenomen konvergentnoy zhurnalistiki v mediakommunikatsionnom prostranstve [The phenomenon of convergent journalism in the media and communication space]. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge], 8, pp. 63-75. (in Russ.).

7. Ostrivnaya, E. A. (2018). Mediaobrazovaniye v paradigme kreativnoy ekonomiki na primere modeli studencheskogo televideniya [Media education in the paradigm of creative economy on the example of student television model]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economics], 12, 8, pp. 12131220. DOI: 10.18334/ce.12.8.39272 (in Russ.).

8. Razlogov, K. E. (2005). Chto takoye mediaobrazovaniye? [What is media education?]. Mediaobrazovaniye [Media Education], 2, pp. 70-76. (in Russ.).

9. Fedorov, A. V. & Levitskaya, A. A. (2018). Mediaobrazovaniye v stranakh SNG [Media education in the CIS countries]. Mediasfera i mediaobrazovaniye: spetsifika vzaimodeystviya v sovremennom sotsiokul 'turnomprostranstve: sbornikstatey [Media sphere and media education: specifics of interaction in the modern socio-cultural space: collection of articles] (pp. 173-178). Belarus, Mogilev: Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus. (in Russ.).

10. Shesterenkina, L. P. & Ismailov, A. Yu. (2019). Transmedia i zhurnalistskoye obrazovaniye: parametry vzaimodeystviya [Transmedia and journalistic education: parameters of interaction]. Vestnik Rossiyskogo universiteta Druzhby narodov (RUDN). Seriya: Literaturovedeniye. Zhurnalistika [Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples (RUDN). Series: Literary Studies. Journalism], Vol. 24, 3, pp. 544-553. DOI: 10.22363/2312-9220-2019-24-3-544-553 (in Russ.).

Остривная Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Журналистика», факультета «Лингвистика и журналистика», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ).

ORCID: 0000-0003-3685-0448.

elena-ana-it@yandex.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Остривная Е. А. Поведенческое проектирование медиапотребления в современном контексте медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 72-77. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10408.

Ostrivnaya E. A. Behavioral design of media consumption in the modern context of media education // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 4 (38), pp. 72-77. DOI: 10.24411/2070-06952020-10408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.