Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СПОСОБ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ'

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СПОСОБ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПОДРОСТКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжкова О.Б.

В данной статье затрагивается вопрос о причинах проблем в поведении подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СПОСОБ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ»

УДК 159.9

Рыжкова О.Б.

педагог-психолог

Государственный гуманитарно-технологический университет, гуманитарно-

педагогический колледж (Россия, г. Орехово-Зуево)

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СПОСОБ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ

Аннотация: в данной статье затрагивается вопрос о причинах проблем в поведении подростков.

Ключевые слова: трудный возраст, эмоциональная нестабильность, индивидуальная образовательная траектория подростка.

Подростковый возраст небезосновательно называют трудным. Для успешного взаимодействия с подростком необходимо знать особенности этого возраста. Однако было бы большой наивностью полагать, что все трудности общения, взаимодействия с подростком, преодоления его собственных проблем связаны только с его возрастными особенностями. Это далеко не так.

Трудности взаимодействия с подростком редко концентрируются на одной конкретной проблеме.

Проблему взросления подростка можно охарактеризовать по двум направлениям:

- переход в объективно более сложную сферу жизнедеятельности и недостатком личностных ресурсов;

- эмоциональная нестабильность, вызванная интенсивными физиологическими процессами организма: эмоциональная неуравновешенность, перепады настроения.

Кроме этих двух проблемных направлений существуют трудности, связанные еще с индивидуальными особенностями подростков, которые в силу своего непростого формирования не всегда являются осознанными, они провоцируют подростков на

экстремальные варианты решения тех или иных проблем. Что требует квалифицированной помощи со стороны родителей, педагогов и психологов.

Все проблемы с подростками и их взаимоотношениями с окружающими можно разделить на четыре группы.

Первая группа - проблемы, обостряющиеся в подростковом возрасте. В этот перечень входят: конфликтность, ложь, неисполнение домашних обязательств, снижение успеваемости. Это в значительной степени связано с индивидуальными особенностями. Если есть что-то одно (из выше перечисленных качеств), то в той или иной степени присутствует и все оставшиеся. Весь этот комплекс проблем связан с ошибками родительской или педагогической позиции (опека, авторитарность вместо сотрудничества и партнерства) и особенно с недостатком педагогического внимания со стороны родителей, когда у ребенка не сформированы навыки самостоятельности и конструктивного компромиссного взаимодействия с окружающими. Чем больше таких проблем у подростка, тем труднее ему взаимодействовать с окружающими. Вторая группа - проблемы подросткового возраста. Данный блок проблем связан со спецификой подросткового возраста.

Одной из ярких характеристик проблем подросткового возраста является недостаток позитивных оценок в самоотношении (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011); отсутствие снисходительности и полутонов в оценках себя и окружающих; перфекционизм; максимализм; всплеск невротичности. Взрослые часто не видят достоинств подростка, но легко замечают недостатки. Задача взрослых - помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира.

Третья группа - проблемы новой сферы жизнедеятельности подростка. В эту сферу входят взаимоотношения с окружающими, с противоположным полом, выбор друзей, любовь, выбор профессии, определение критериев успешности жизненного пути, становление мировоззрения, определение смысла жизни. Это наиболее острая сфера проблем, с которой сталкивается подросток. Совершенно определенно, что он не осознает остроту и сложность данных проблем и не подготовлен к ним. Фактически в

большинстве случаев с этими проблемами он остается один на один.

422

Проблема неразделенной «любви» очень типична для подростков. На ее почве происходит немало депрессий и суицидов.

Четвертая группа - индивидуальные проблемы. Среди большого числа индивидуальных проблем подростков одна из наиболее ярких - физическое насилие.

Физическое насилие относится к числу имеющих криминальные последствия. Иногда к подобным случаям подростки приходят вполне закономерно, имея перед тем довольно длинную цепочку правонарушений. Но иногда подобные случаи возникают внезапно, неожиданно ни для родителей, ни для педагогов.

Генеральная линия участия взрослых в жизни подростка - раскрытие способностей направленных на выбор профессии. Способности - это главное лекарство от большинства личностных болезней (Маслоу А.Г., 1999). Путь в способности - это путь к личностному здоровью и удовлетворенностью жизнью. Поэтому индивидуальная образовательная траектория подростка должна стать главным приоритетом внимания взрослых.

Литература

Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. - М., 2010. - 344 с.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. Вступительная статья Акулиной Н.Н. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2011. - 464 с.

Попов Ю.Л. Типология личности в школьном классе. Методическое пособие. -М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.