УДК 159.9
Рыжкова О.Б.
педагог-психолог
Государственный гуманитарно-технологический университет, гуманитарно-
педагогический колледж (Россия, г. Орехово-Зуево)
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СПОСОБ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ
Аннотация: в данной статье затрагивается вопрос о причинах проблем в поведении подростков.
Ключевые слова: трудный возраст, эмоциональная нестабильность, индивидуальная образовательная траектория подростка.
Подростковый возраст небезосновательно называют трудным. Для успешного взаимодействия с подростком необходимо знать особенности этого возраста. Однако было бы большой наивностью полагать, что все трудности общения, взаимодействия с подростком, преодоления его собственных проблем связаны только с его возрастными особенностями. Это далеко не так.
Трудности взаимодействия с подростком редко концентрируются на одной конкретной проблеме.
Проблему взросления подростка можно охарактеризовать по двум направлениям:
- переход в объективно более сложную сферу жизнедеятельности и недостатком личностных ресурсов;
- эмоциональная нестабильность, вызванная интенсивными физиологическими процессами организма: эмоциональная неуравновешенность, перепады настроения.
Кроме этих двух проблемных направлений существуют трудности, связанные еще с индивидуальными особенностями подростков, которые в силу своего непростого формирования не всегда являются осознанными, они провоцируют подростков на
экстремальные варианты решения тех или иных проблем. Что требует квалифицированной помощи со стороны родителей, педагогов и психологов.
Все проблемы с подростками и их взаимоотношениями с окружающими можно разделить на четыре группы.
Первая группа - проблемы, обостряющиеся в подростковом возрасте. В этот перечень входят: конфликтность, ложь, неисполнение домашних обязательств, снижение успеваемости. Это в значительной степени связано с индивидуальными особенностями. Если есть что-то одно (из выше перечисленных качеств), то в той или иной степени присутствует и все оставшиеся. Весь этот комплекс проблем связан с ошибками родительской или педагогической позиции (опека, авторитарность вместо сотрудничества и партнерства) и особенно с недостатком педагогического внимания со стороны родителей, когда у ребенка не сформированы навыки самостоятельности и конструктивного компромиссного взаимодействия с окружающими. Чем больше таких проблем у подростка, тем труднее ему взаимодействовать с окружающими. Вторая группа - проблемы подросткового возраста. Данный блок проблем связан со спецификой подросткового возраста.
Одной из ярких характеристик проблем подросткового возраста является недостаток позитивных оценок в самоотношении (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011); отсутствие снисходительности и полутонов в оценках себя и окружающих; перфекционизм; максимализм; всплеск невротичности. Взрослые часто не видят достоинств подростка, но легко замечают недостатки. Задача взрослых - помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира.
Третья группа - проблемы новой сферы жизнедеятельности подростка. В эту сферу входят взаимоотношения с окружающими, с противоположным полом, выбор друзей, любовь, выбор профессии, определение критериев успешности жизненного пути, становление мировоззрения, определение смысла жизни. Это наиболее острая сфера проблем, с которой сталкивается подросток. Совершенно определенно, что он не осознает остроту и сложность данных проблем и не подготовлен к ним. Фактически в
большинстве случаев с этими проблемами он остается один на один.
422
Проблема неразделенной «любви» очень типична для подростков. На ее почве происходит немало депрессий и суицидов.
Четвертая группа - индивидуальные проблемы. Среди большого числа индивидуальных проблем подростков одна из наиболее ярких - физическое насилие.
Физическое насилие относится к числу имеющих криминальные последствия. Иногда к подобным случаям подростки приходят вполне закономерно, имея перед тем довольно длинную цепочку правонарушений. Но иногда подобные случаи возникают внезапно, неожиданно ни для родителей, ни для педагогов.
Генеральная линия участия взрослых в жизни подростка - раскрытие способностей направленных на выбор профессии. Способности - это главное лекарство от большинства личностных болезней (Маслоу А.Г., 1999). Путь в способности - это путь к личностному здоровью и удовлетворенностью жизнью. Поэтому индивидуальная образовательная траектория подростка должна стать главным приоритетом внимания взрослых.
Литература
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. - М., 2010. - 344 с.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. Вступительная статья Акулиной Н.Н. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2011. - 464 с.
Попов Ю.Л. Типология личности в школьном классе. Методическое пособие. -М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 84 с.