ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПАТТЕРНЫ В СВЯЗИ СО СТРАТЕГИЯМИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Берлова Т. Н.
В статье обоснована необходимость исследования стратегий учебно-профессиональной карьеры (УПК) студентов и входящих в содержание ее операционального компонента поведенческих паттернов. Даются определения УПК и ее стратегии, раскрывается содержание компонентов стратегии, описываются типы стратегий УПК студентов. Описана методика изучения операционального компонента стратегии УПК. В исследовании приняли участие 125 работающих студентов вузов: 39 мужчин и 86 женщин в возрасте от 19 до 55 лет. Приводятся результаты исследования поведенческих паттернов, составляющих ведущее содержание операционального компонента трех наиболее предпочитаемых студентами стратегий, в связи с полом респондентов. Сделан вывод о различиях в поведенческих паттернах, связанных со стратегиями УПК «Эстетизм в работе», «Самосохранение и признание в учебе» в зависимости от пола субъектов.
Ключевые слова:учебно-профессиональная карьера, стратегия, поведенческие паттерны.
Наличие потребности общества в высококвалифицированных кадрах, нацеленных на непрерывное совершенствование за счет одновременного совмещения профессиональной карьеры с получением дополнительного образования, сочетается с недостаточностью информации о психологических закономерностях подобного совмещения и сосредоточенностью исследований карьеры на этапах трудовой деятельности, следующей после обучения. Совмещение работы с учебой стало характерно не только для лиц, решивших сменить профессию или повысить квалификацию, но и для студенческой молодежи. Так, по данным сектора социологии образования ИС РАН, на старших курсах работают 39,1 % опрошенных, а 81,1 % неработающих студентов 4-х курсов хотели бы работать, если бы им представилась такая возможность [8].
Нами было разработано содержательное определение учебно-профессиональной карьеры (УПК) как разновидности профессиональной карьеры субъекта, характеризующейся одновременной реализацией карьеры в той или иной профессии и получения высшего профессионального образования и направленной на достижение новых (или совершенствование старых) профессиональных компетенций и тем самым профессионального статуса, продвижения, развития личности, материального и социального признания.
Внешние условия, регламентации и причины совмещения работы с учебой, избирательно преломляясь через личность субъекта, выступают для личности факторами порождения ею собственных мотивов, способов и представлений о необходимом контексте для их реализации, составляющих индивидуальную стратегию УПК.
В психологических исследованиях специально не акцентировалось внимания на изучении УПК и содержании ее стратегий. В отдельных работах отражены особенности формирования и функционирования карьерных стратегий [2], конкурентных стратегий личности в профессиональной деятельности [3], включающих в себя операциональный компонент. При этом входящие в него поведенческие паттерны представлялись в виде системы преобразований себя, других и деятельности [2]. В изучении учебных стратегий [9] и стратегий саморегуляции в обучении [10] делался акцент на способах овладения студентами учебной информации и создании для этого специфического контекста. Определение образовательной карьеры происходило с точки зрения образовательных достижений или уровня образования [11]. Исследование видов психологических стратегий, выступающих в качестве средств профессионального обучения, раскрывает психолого-педагогические способы воздействия на студента, но не описывает действия, совершае-
мые субъектом профессионального обучения [5]. В изучении формирования профессиональной стратегии студентов в учебном процессе акцентируется внимание на психологических факторах овладения стратегиями личностно-профессионального развития [4]. При этом операциональный компонент включен не в строение профессиональной стратегии, а в строение профессиональной компетентности. В этом понимании содержание операционального компонента сводится к стратегиям анализа способности специалиста к личностно-профессиональному развитию, внедрению инновационных способов личностно-профессионального развития, а также реализации самопроцессов [4].
Таким образом, содержание стратегических паттернов поведения субъекта в связи с мотивами, определяющими его стратегию УПК, не стало предметом специального изучения.
На наш взгляд, стратегия УПК студента - это соответствующая его учебно-профессиональным мотивам долговременная устойчивая форма организации субъектами, на базе представлений о конкретных условиях их реализации, специфических действий. Будучи трехкомпонентной по строению, стратегия УПК включает мотивационный компонент - учебные и профессиональные мотивы и их взаимосвязь; контекстный - представления о необходимых условиях для успешной реализации УПК; операциональный -модальность паттернов поведения.
Паттерны поведения, входящие в содержание операционального компонента стратегии УПК, являются следствием интеграции мотивационных стремлений субъекта и его знаний об учебно-профессиональном контексте, где эти стремления реализуются. Анализ операционального компонента в виду целостности стратегии учебно-профессиональной карьеры должен происходить в связи с мотивами и направленностью паттернов поведения на разные стороны реальности учебно-профессионального контекста.
Цель исследования состояла в установлении паттернов поведения, составляющих ведущее содержание операционального компонента стратегий учебно-профессиональной карьеры работающих студентов - мужчин и женщин. Предмет исследования: стратегии учебно-профессиональной карьеры; объект - 125 работающих студентов вузов: 39 мужчин и 86 женщин в возрасте от 19 до 55 лет. Методы исследования: психологическое анкетирование, линейная множественная регрессия (коэффициент детерминации).
Для изучения содержания операционального компонента стратегии учебно-профессиональной карьеры нами была разработана специальная анкета (С. Т. Джанерьян, Т. Н. Берлова), направленная на определение выраженности паттернов пове-
дения, служащих реализации различных мотивов и в связи с разными сторонами учебной и профессиональной сфер. Многообразие мотивов учебно-профессиональной карьеры определялось нами при помощи иерархической модели потребностей А. Маслоу [6]. При определении направленности карьерных действий мы опирались на психологическую теорию отношений [7]. Это позволило по направленности действий на себя, других и деятельность выделить эгоаспиративные (с лат. азркайо - стремление), социоаспиративные и праксиоаспиративные действия, реализующие достижение карьерных мотивов в учебной и профессиональной средах.
Действия, служащие реализации мотива достижения физического комфорта в процессе реализации учебно-профессональной карьеры, будучи эгоаспи-ративными, проявляются в приемах саморегуляции функционального состояния и сохранения своего здоровья; социоаспиративными - в выстраивании физически и психологически комфортного общения с другими людьми на учебе или работе; праксиоа-спиративными - в комфортной организации своей учебно-профессиональной деятельности.
Действия по достижению безопасности, являясь эгоаспиративными, проявляются в самодисциплине и избегании риска; социоаспиративными - в стремлении общаться с людьми, имеющими доступ к важной информации и оцениваемыми субъектом как надежные; праксиоаспиративными - в склонности выбирать знакомые задания и выполнять их заранее.
Эгоаспиративные действия по достижению принадлежности конкретизируются в стремлении субъекта повысить свои навыки работы в команде; социоаспиративные - в выстраивании доброжелательных отношений с другими людьми; праксиоа-спиративные - в предпочтении командной работы и склонности субъекта соглашаться выполнять задания за коллег.
Действия по достижению признания, будучи эгоаспиративными, проявляются в стремлении субъекта повысить свой профессионализм; социоа-спиративными - попасть в круг уважаемых людей; праксиоаспиративными - в выборе и выполнении работы таким образом, чтобы ее результаты могли принести ему признание.
Эгоаспиративные действия познания обнаруживаются в когнитивных действиях, направляющих процесс познания; социоаспиративные - в познавательном общении с другими людьми; праксиоаспиративные - в подробном изучении субъектом предмета своего труда (исследования).
Эгоаспиративные действия по достижению эстетического удовлетворения проявляются в приведении субъектом в эстетичный вид своей внешности и рабочего места; социоаспиративные - в общении
субъекта с людьми, разделяющими его эстетические предпочтения; праксиоаспиративные - в осуществлении своей деятельности таким образом, чтобы ее процесс и результат отвечали требованиям красоты и порядка.
Эгоаспиративные действия по самореализации обнаруживаются в стремлении субъекта реализовать свои способности, свою личность в учебе (работе); социоаспиративные - в стремлении субъекта делиться с другими людьми своими принципами и идеями в работе (учебе); праксиоаспиративные - в осуществлении субъектом профессиональной (учебной) деятельности в своем индивидуальном стиле.
По результатам регрессионного анализа устанавливалась связь содержания мотивационного компонента стратегии с ее операциональным компонентом. Ведущие мотивы стратегий рассматривались в качестве зависимой переменной, а паттерны поведения - независимых переменных. Каждый из анализируемых мотивов связан со многими действиями. Установление ведущих паттернов поведения для каждой из стратегий определялось по выраженности коэффициентов детерминации (К2) и р-коэффициентов.
На предыдущем этапе нашего исследования в результате факторного анализа были выделены типы стратеги и УПК согласно ведущему содержанию и взаимосвязи ее мотивационного и контекстного компонентов [1].
Среди эмпирически выделенных стратегий УПК наиболее предпочитаемыми оказались стратегия «Эстетизм в работе», которая определяется эстетическим мотивом в работе и учетом социального, праксического и жизненного контекста для достижения успеха в УПК; стратегия «Самосохранение и признание в учебе», характеризующаяся мотивами безопасности, физического комфорта и признания в учебе; стратегия «Личностный рост и признание в работе», которая определяется мотивами познания, самоактуализации и признания в работе.
В данной статье мы опишем только ведущие паттерны поведения работающих студентов вузов, составляющие содержание операционального компонента трех наиболее предпочитаемых стратегий. Ведущие поведенческие паттерны отдельно устанавливались в учебе и в работе для каждого из ведущих мотивов той или иной стратегии УПК.
Содержание операционального компонента стратегии «Эстетизм в работе» составили действия, связанные с эстетическим мотивом в работе.
Основное содержание операционального компонента стратегии УПК «Эстетизм в работе» представлено сходными у мужчин и женщин ведущими поведенческими паттернами в работе, а именно: эгоаспиративными действиями, направленными
на эстетическое удовлетворение. Иными словами, субъекты, реализующие данную стратегию, удовлетворяют свое стремление к красоте и гармонии в работе, в первую очередь, приводя свою внешность и рабочее место в эстетичный вид. Наряду с этим у мужчин ведущий мотив стратегии поддерживается также эгоаспиративными действиями, направленными на эстетическое удовлетворение в учебе. Таким образом, диапазон ведущих поведенческих паттернов в связи со стратегией УПК «Эстетизм в работе» в учебе у мужчин шире, чем у женщин, у которых действия, связанные с ведущим мотивом стратегии, сконцентрированы только в работе.
Содержание операционального компонента стратегии «Самосохранение и признание в учебе» составили действия, связанные с мотивами физического комфорта, безопасности и признания в учебе у мужчин и мотивами безопасности и признания в учебе у женщин.
У женщин актуализация мотива безопасности в учебе связана преимущественно с интенсификацией в учебе эгоаспиративных действий самоактуализации, а актуализация мотива признания в учебе - праксиоаспиративных действий в работе, направленных на достижение принадлежности.
Мотив достижения физического комфорта в учебе у мужчин реализуется, главным образом, за счет интенсификации праксиоаспиративных действий по достижению безопасности, а в работе - социоа-спиративных действий по достижению признания. У мужчин, реализующих рассматриваемую стратегию, актуализация мотива безопасности в учебе связана преимущественно с интенсификацией социоаспи-ративных действий по достижению безопасности в учебе, а реализация мотива признания в учебе -социоаспиративных действий по достижению признания в учебе и работе.
Иными словами, ведущие поведенческие паттерны в связи со стратегией УПК «Самосохранение и признание в учебе» у женщин представлены, главным образом, командной работой, выполнением заданий за коллег в работе и действиями, связанными с реализацией своей индивидуальности в учебе. А у мужчин основное содержание операционального компонента стратегии составляют действия, нацеленные на попадание в круг уважаемых людей, как в работе, так и в учебе, общение с надежными людьми, имеющими доступ к важной информации, выбор знакомых и предварительно выполняемых заданий. Таким образом, диапазон паттернов поведенческих реакций, составляющих основное содержание операционального компонента данной стратегии, у мужчин шире, чем у женщин.
Содержание операционального компонента стратегии «Личностный рост и признание в работе»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
составили действия в работе, связанные с каждым из мотивов, входящих в основное содержание мо-тивационного компонента стратегии, а также действия в учебе, поддерживающие профессиональные мотивы достижения самореализации и познания. Данная стратегия развертывается преимущественно женщинами.
У субъектов, реализующих данную стратегию, познавательный мотив в работе реализуется преимущественно за счет интенсификации эгоаспиративных действий познания; мотив достижения признания в работе - эгоаспиративных и социоаспиративных действий по достижению признания в работе, мотив самореализации в работе - праксиоаспиративными действиями по самореализации в работе и эгоаспиративными действиями познания в учебе.
Иными словами, стратегия УПК «Личностный рост и признание в работе» поддерживается в поведении, главным образом, когнитивными действиями, направляющими процесс познания в работе и учебе, отражающими индивидуальный стиль работы и учебы, способствующими повышению профессионализма и социальному признанию в работе.
Таким образом, поведенческие паттерны субъектов, связанные со стратегиями УПК «Эстетизм в работе», «Самосохранение и признание в учебе», различаются в зависимости от пола субъектов. Так, у мужчин, реализующих стратегию УПК «Эстетизм в работе», в отличие от женщин, реализующих сходный тип стратегии, ведущие поведенческие паттерны стратегии сконцентрированы и в работе, и в учебе, в то время как у женщин - только в работе. У мужчин, развертывающих стратегию УПК «Самосохранение и достижение признания в учебе», в отличие от женщин, развертывающих сходный тип стратегии, среди ведущих поведенческих паттернов стратегии присутствуют социоаспиративные действия, а у женщин, в отличие от мужчин - эгоаспиративные.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берлова Т. Н. Стратегии учебно-профессиональной карьеры работающих студентов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. - 2013. - № 6. -С. 95-99.
2. ДжанерьянС. Т., АфанасенкоИ. В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у мужчин и женщин - представителей технономических профессий // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2005. - № 3. - С. 180-186.
3. Джанерьян С. Т., Панина Е. А. Когнитивный компонент конкурентной стратегии официантов // Российский психологический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 16-23.
4. Кравцова Н. А., Довженко А. Ю. Формирование профессиональных стратегий будущего клинического психолога в образовательном процессе. - URL: http://medpsy.ru (дата посещения 29.03.2014).
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. -М.: Знание, 1996. - 308 с.
6. МаслоуА. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.
7. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды. - М.-Воронеж.: Изд-во МПСИ, 1995. - 356 с.
8. Назарова Л. В. Карьерные стратегии студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-н/Д, 2011. - 31 с.
9. Diseth A., Pallesen S., Brunborg G. S., Larsen S. Academic achievement among first semester undergraduate psychology students: the role of course experience, effort, motives and learning strategies // Higher Education, - 2010. - № 59 (3). - P. 335-352.
10. Kadhiravan S. Influence of family environment on the students' use of self-regulated learning strategies // Journal on Educational Psychology. -
2011. - № 5 (1). - P. 39-47.
11. Kiuru N., Samela-Aro K., Nurmi J., Zettergren P., Andersson H., Bergman L. Best friends in adolescence show similar educational careers in early adulthood // Journal of Applied Developmental Psychology. -
2012. - № 33. - P. 102-111.