Научная статья на тему 'Поведенческие паттерны в связи со стратегиями учебно-профессиональной карьеры работающих студентов вуза'

Поведенческие паттерны в связи со стратегиями учебно-профессиональной карьеры работающих студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / PROFESSIONAL-TRAINING CAREER / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПАТТЕРНЫ / BEHAVIORAL PATTERNS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берлова Татьяна Николаевна

В статье обоснована необходимость исследования стратегий учебнопрофессиональной карьеры (УПК) студентов и входящих в содержание ее операционального компонента поведенческих паттернов. Даются определения УПК и ее стратегии, раскрывается содержание компонентов стратегии, описываются типы стратегий УПК студентов. Описана методика изучения операционального компонента стратегии УПК. В исследовании приняли участие 125 работающих студентов вузов: 39 мужчин и 86 женщин в возрасте от 19 до 55 лет. Приводятся результаты исследования поведенческих паттернов, составляющих ведущее содержание операционального компонента трех наиболее предпочитаемых студентами стратегий, в связи с полом респондентов. Сделан вывод о различиях в поведенческих паттернах, связанных со стратегиями УПК «Эстетизм в работе», «Самосохранение и признание в учебе» в зависимости от пола субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Behavioral patterns in connection with workingstudent''s professional training career strategies

The necessity of research student's professional training career strategies and behavioral patterns included in the con tent of its operational component is proved in the article. Definitions of professional career and its strategies are given in the article, the contents of strategies components are disclosed, types of student's professional training career strategies are described. The technique of studying of operational component of student's professional training career strategies is described. In research took part 125 working students, 39 men and 86 women aged from 19 to 55 years. Results of research of the behavioral patterns that make up the leading content of operational component of the three most students preferred strategies in connection with sex of the respondents are given. The conclusion about distinction in the behavioral patterns connected with student's professional training career strategies «Estheticism in work», «Self-preservation and recognition in study» depending on a sex of subjects is drawn.

Текст научной работы на тему «Поведенческие паттерны в связи со стратегиями учебно-профессиональной карьеры работающих студентов вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПАТТЕРНЫ В СВЯЗИ СО СТРАТЕГИЯМИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Берлова Т. Н.

В статье обоснована необходимость исследования стратегий учебно-профессиональной карьеры (УПК) студентов и входящих в содержание ее операционального компонента поведенческих паттернов. Даются определения УПК и ее стратегии, раскрывается содержание компонентов стратегии, описываются типы стратегий УПК студентов. Описана методика изучения операционального компонента стратегии УПК. В исследовании приняли участие 125 работающих студентов вузов: 39 мужчин и 86 женщин в возрасте от 19 до 55 лет. Приводятся результаты исследования поведенческих паттернов, составляющих ведущее содержание операционального компонента трех наиболее предпочитаемых студентами стратегий, в связи с полом респондентов. Сделан вывод о различиях в поведенческих паттернах, связанных со стратегиями УПК «Эстетизм в работе», «Самосохранение и признание в учебе» в зависимости от пола субъектов.

Ключевые слова:учебно-профессиональная карьера, стратегия, поведенческие паттерны.

Наличие потребности общества в высококвалифицированных кадрах, нацеленных на непрерывное совершенствование за счет одновременного совмещения профессиональной карьеры с получением дополнительного образования, сочетается с недостаточностью информации о психологических закономерностях подобного совмещения и сосредоточенностью исследований карьеры на этапах трудовой деятельности, следующей после обучения. Совмещение работы с учебой стало характерно не только для лиц, решивших сменить профессию или повысить квалификацию, но и для студенческой молодежи. Так, по данным сектора социологии образования ИС РАН, на старших курсах работают 39,1 % опрошенных, а 81,1 % неработающих студентов 4-х курсов хотели бы работать, если бы им представилась такая возможность [8].

Нами было разработано содержательное определение учебно-профессиональной карьеры (УПК) как разновидности профессиональной карьеры субъекта, характеризующейся одновременной реализацией карьеры в той или иной профессии и получения высшего профессионального образования и направленной на достижение новых (или совершенствование старых) профессиональных компетенций и тем самым профессионального статуса, продвижения, развития личности, материального и социального признания.

Внешние условия, регламентации и причины совмещения работы с учебой, избирательно преломляясь через личность субъекта, выступают для личности факторами порождения ею собственных мотивов, способов и представлений о необходимом контексте для их реализации, составляющих индивидуальную стратегию УПК.

В психологических исследованиях специально не акцентировалось внимания на изучении УПК и содержании ее стратегий. В отдельных работах отражены особенности формирования и функционирования карьерных стратегий [2], конкурентных стратегий личности в профессиональной деятельности [3], включающих в себя операциональный компонент. При этом входящие в него поведенческие паттерны представлялись в виде системы преобразований себя, других и деятельности [2]. В изучении учебных стратегий [9] и стратегий саморегуляции в обучении [10] делался акцент на способах овладения студентами учебной информации и создании для этого специфического контекста. Определение образовательной карьеры происходило с точки зрения образовательных достижений или уровня образования [11]. Исследование видов психологических стратегий, выступающих в качестве средств профессионального обучения, раскрывает психолого-педагогические способы воздействия на студента, но не описывает действия, совершае-

мые субъектом профессионального обучения [5]. В изучении формирования профессиональной стратегии студентов в учебном процессе акцентируется внимание на психологических факторах овладения стратегиями личностно-профессионального развития [4]. При этом операциональный компонент включен не в строение профессиональной стратегии, а в строение профессиональной компетентности. В этом понимании содержание операционального компонента сводится к стратегиям анализа способности специалиста к личностно-профессиональному развитию, внедрению инновационных способов личностно-профессионального развития, а также реализации самопроцессов [4].

Таким образом, содержание стратегических паттернов поведения субъекта в связи с мотивами, определяющими его стратегию УПК, не стало предметом специального изучения.

На наш взгляд, стратегия УПК студента - это соответствующая его учебно-профессиональным мотивам долговременная устойчивая форма организации субъектами, на базе представлений о конкретных условиях их реализации, специфических действий. Будучи трехкомпонентной по строению, стратегия УПК включает мотивационный компонент - учебные и профессиональные мотивы и их взаимосвязь; контекстный - представления о необходимых условиях для успешной реализации УПК; операциональный -модальность паттернов поведения.

Паттерны поведения, входящие в содержание операционального компонента стратегии УПК, являются следствием интеграции мотивационных стремлений субъекта и его знаний об учебно-профессиональном контексте, где эти стремления реализуются. Анализ операционального компонента в виду целостности стратегии учебно-профессиональной карьеры должен происходить в связи с мотивами и направленностью паттернов поведения на разные стороны реальности учебно-профессионального контекста.

Цель исследования состояла в установлении паттернов поведения, составляющих ведущее содержание операционального компонента стратегий учебно-профессиональной карьеры работающих студентов - мужчин и женщин. Предмет исследования: стратегии учебно-профессиональной карьеры; объект - 125 работающих студентов вузов: 39 мужчин и 86 женщин в возрасте от 19 до 55 лет. Методы исследования: психологическое анкетирование, линейная множественная регрессия (коэффициент детерминации).

Для изучения содержания операционального компонента стратегии учебно-профессиональной карьеры нами была разработана специальная анкета (С. Т. Джанерьян, Т. Н. Берлова), направленная на определение выраженности паттернов пове-

дения, служащих реализации различных мотивов и в связи с разными сторонами учебной и профессиональной сфер. Многообразие мотивов учебно-профессиональной карьеры определялось нами при помощи иерархической модели потребностей А. Маслоу [6]. При определении направленности карьерных действий мы опирались на психологическую теорию отношений [7]. Это позволило по направленности действий на себя, других и деятельность выделить эгоаспиративные (с лат. азркайо - стремление), социоаспиративные и праксиоаспиративные действия, реализующие достижение карьерных мотивов в учебной и профессиональной средах.

Действия, служащие реализации мотива достижения физического комфорта в процессе реализации учебно-профессональной карьеры, будучи эгоаспи-ративными, проявляются в приемах саморегуляции функционального состояния и сохранения своего здоровья; социоаспиративными - в выстраивании физически и психологически комфортного общения с другими людьми на учебе или работе; праксиоа-спиративными - в комфортной организации своей учебно-профессиональной деятельности.

Действия по достижению безопасности, являясь эгоаспиративными, проявляются в самодисциплине и избегании риска; социоаспиративными - в стремлении общаться с людьми, имеющими доступ к важной информации и оцениваемыми субъектом как надежные; праксиоаспиративными - в склонности выбирать знакомые задания и выполнять их заранее.

Эгоаспиративные действия по достижению принадлежности конкретизируются в стремлении субъекта повысить свои навыки работы в команде; социоаспиративные - в выстраивании доброжелательных отношений с другими людьми; праксиоа-спиративные - в предпочтении командной работы и склонности субъекта соглашаться выполнять задания за коллег.

Действия по достижению признания, будучи эгоаспиративными, проявляются в стремлении субъекта повысить свой профессионализм; социоа-спиративными - попасть в круг уважаемых людей; праксиоаспиративными - в выборе и выполнении работы таким образом, чтобы ее результаты могли принести ему признание.

Эгоаспиративные действия познания обнаруживаются в когнитивных действиях, направляющих процесс познания; социоаспиративные - в познавательном общении с другими людьми; праксиоаспиративные - в подробном изучении субъектом предмета своего труда (исследования).

Эгоаспиративные действия по достижению эстетического удовлетворения проявляются в приведении субъектом в эстетичный вид своей внешности и рабочего места; социоаспиративные - в общении

субъекта с людьми, разделяющими его эстетические предпочтения; праксиоаспиративные - в осуществлении своей деятельности таким образом, чтобы ее процесс и результат отвечали требованиям красоты и порядка.

Эгоаспиративные действия по самореализации обнаруживаются в стремлении субъекта реализовать свои способности, свою личность в учебе (работе); социоаспиративные - в стремлении субъекта делиться с другими людьми своими принципами и идеями в работе (учебе); праксиоаспиративные - в осуществлении субъектом профессиональной (учебной) деятельности в своем индивидуальном стиле.

По результатам регрессионного анализа устанавливалась связь содержания мотивационного компонента стратегии с ее операциональным компонентом. Ведущие мотивы стратегий рассматривались в качестве зависимой переменной, а паттерны поведения - независимых переменных. Каждый из анализируемых мотивов связан со многими действиями. Установление ведущих паттернов поведения для каждой из стратегий определялось по выраженности коэффициентов детерминации (К2) и р-коэффициентов.

На предыдущем этапе нашего исследования в результате факторного анализа были выделены типы стратеги и УПК согласно ведущему содержанию и взаимосвязи ее мотивационного и контекстного компонентов [1].

Среди эмпирически выделенных стратегий УПК наиболее предпочитаемыми оказались стратегия «Эстетизм в работе», которая определяется эстетическим мотивом в работе и учетом социального, праксического и жизненного контекста для достижения успеха в УПК; стратегия «Самосохранение и признание в учебе», характеризующаяся мотивами безопасности, физического комфорта и признания в учебе; стратегия «Личностный рост и признание в работе», которая определяется мотивами познания, самоактуализации и признания в работе.

В данной статье мы опишем только ведущие паттерны поведения работающих студентов вузов, составляющие содержание операционального компонента трех наиболее предпочитаемых стратегий. Ведущие поведенческие паттерны отдельно устанавливались в учебе и в работе для каждого из ведущих мотивов той или иной стратегии УПК.

Содержание операционального компонента стратегии «Эстетизм в работе» составили действия, связанные с эстетическим мотивом в работе.

Основное содержание операционального компонента стратегии УПК «Эстетизм в работе» представлено сходными у мужчин и женщин ведущими поведенческими паттернами в работе, а именно: эгоаспиративными действиями, направленными

на эстетическое удовлетворение. Иными словами, субъекты, реализующие данную стратегию, удовлетворяют свое стремление к красоте и гармонии в работе, в первую очередь, приводя свою внешность и рабочее место в эстетичный вид. Наряду с этим у мужчин ведущий мотив стратегии поддерживается также эгоаспиративными действиями, направленными на эстетическое удовлетворение в учебе. Таким образом, диапазон ведущих поведенческих паттернов в связи со стратегией УПК «Эстетизм в работе» в учебе у мужчин шире, чем у женщин, у которых действия, связанные с ведущим мотивом стратегии, сконцентрированы только в работе.

Содержание операционального компонента стратегии «Самосохранение и признание в учебе» составили действия, связанные с мотивами физического комфорта, безопасности и признания в учебе у мужчин и мотивами безопасности и признания в учебе у женщин.

У женщин актуализация мотива безопасности в учебе связана преимущественно с интенсификацией в учебе эгоаспиративных действий самоактуализации, а актуализация мотива признания в учебе - праксиоаспиративных действий в работе, направленных на достижение принадлежности.

Мотив достижения физического комфорта в учебе у мужчин реализуется, главным образом, за счет интенсификации праксиоаспиративных действий по достижению безопасности, а в работе - социоа-спиративных действий по достижению признания. У мужчин, реализующих рассматриваемую стратегию, актуализация мотива безопасности в учебе связана преимущественно с интенсификацией социоаспи-ративных действий по достижению безопасности в учебе, а реализация мотива признания в учебе -социоаспиративных действий по достижению признания в учебе и работе.

Иными словами, ведущие поведенческие паттерны в связи со стратегией УПК «Самосохранение и признание в учебе» у женщин представлены, главным образом, командной работой, выполнением заданий за коллег в работе и действиями, связанными с реализацией своей индивидуальности в учебе. А у мужчин основное содержание операционального компонента стратегии составляют действия, нацеленные на попадание в круг уважаемых людей, как в работе, так и в учебе, общение с надежными людьми, имеющими доступ к важной информации, выбор знакомых и предварительно выполняемых заданий. Таким образом, диапазон паттернов поведенческих реакций, составляющих основное содержание операционального компонента данной стратегии, у мужчин шире, чем у женщин.

Содержание операционального компонента стратегии «Личностный рост и признание в работе»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

составили действия в работе, связанные с каждым из мотивов, входящих в основное содержание мо-тивационного компонента стратегии, а также действия в учебе, поддерживающие профессиональные мотивы достижения самореализации и познания. Данная стратегия развертывается преимущественно женщинами.

У субъектов, реализующих данную стратегию, познавательный мотив в работе реализуется преимущественно за счет интенсификации эгоаспиративных действий познания; мотив достижения признания в работе - эгоаспиративных и социоаспиративных действий по достижению признания в работе, мотив самореализации в работе - праксиоаспиративными действиями по самореализации в работе и эгоаспиративными действиями познания в учебе.

Иными словами, стратегия УПК «Личностный рост и признание в работе» поддерживается в поведении, главным образом, когнитивными действиями, направляющими процесс познания в работе и учебе, отражающими индивидуальный стиль работы и учебы, способствующими повышению профессионализма и социальному признанию в работе.

Таким образом, поведенческие паттерны субъектов, связанные со стратегиями УПК «Эстетизм в работе», «Самосохранение и признание в учебе», различаются в зависимости от пола субъектов. Так, у мужчин, реализующих стратегию УПК «Эстетизм в работе», в отличие от женщин, реализующих сходный тип стратегии, ведущие поведенческие паттерны стратегии сконцентрированы и в работе, и в учебе, в то время как у женщин - только в работе. У мужчин, развертывающих стратегию УПК «Самосохранение и достижение признания в учебе», в отличие от женщин, развертывающих сходный тип стратегии, среди ведущих поведенческих паттернов стратегии присутствуют социоаспиративные действия, а у женщин, в отличие от мужчин - эгоаспиративные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берлова Т. Н. Стратегии учебно-профессиональной карьеры работающих студентов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. - 2013. - № 6. -С. 95-99.

2. ДжанерьянС. Т., АфанасенкоИ. В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у мужчин и женщин - представителей технономических профессий // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2005. - № 3. - С. 180-186.

3. Джанерьян С. Т., Панина Е. А. Когнитивный компонент конкурентной стратегии официантов // Российский психологический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 16-23.

4. Кравцова Н. А., Довженко А. Ю. Формирование профессиональных стратегий будущего клинического психолога в образовательном процессе. - URL: http://medpsy.ru (дата посещения 29.03.2014).

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. -М.: Знание, 1996. - 308 с.

6. МаслоуА. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.

7. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды. - М.-Воронеж.: Изд-во МПСИ, 1995. - 356 с.

8. Назарова Л. В. Карьерные стратегии студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-н/Д, 2011. - 31 с.

9. Diseth A., Pallesen S., Brunborg G. S., Larsen S. Academic achievement among first semester undergraduate psychology students: the role of course experience, effort, motives and learning strategies // Higher Education, - 2010. - № 59 (3). - P. 335-352.

10. Kadhiravan S. Influence of family environment on the students' use of self-regulated learning strategies // Journal on Educational Psychology. -

2011. - № 5 (1). - P. 39-47.

11. Kiuru N., Samela-Aro K., Nurmi J., Zettergren P., Andersson H., Bergman L. Best friends in adolescence show similar educational careers in early adulthood // Journal of Applied Developmental Psychology. -

2012. - № 33. - P. 102-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.