Научная статья на тему 'Ценностно-мотивационные основания типов конкурентных стратегий официантов'

Ценностно-мотивационные основания типов конкурентных стратегий официантов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ И КОМПОНЕНТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ОФИЦИАНТОВ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ТИПОВ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ОФИЦИАНТОВ / TYPES AND COMPONENTS OF WAITER''S COMPETITIVE STRATEGY / MOTIVATIONAL AND TARGET COMPONENT OF TYPES OF WAITER''S COMPETITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джанерьян Светлана Тиграновна, Панина Екатерина Александровна

Излагаются результаты эмпирического исследования типов конкурентной стратегии у официантов. Конкурентная стратегия рассмотрена как трехкомпонентная структура, включающая мотивационно-целевой, когнитивный и операциональный компоненты. Предложены критерии для установления типов конкурентных стратегий официантов. Разработана методика для установления ее выраженности, выделены типы. Рассматривается содержание мотивационно-целевого компонента конкурентной стратегии официантов в зависимости от типа их стратегии и половой дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value-Motivational Reasons Types of Competitive Strategies of Waiters

The results of empirical research of the types of waiter''s competitive strategy are stated in this article. Competitive strategy is considered as the three-component structure: motivational and target component, cognitive component and operational component. The criteria for establishment types of waiters'' competitive strategy are offered. The authors developed a method for establishment intensity of waiters'' competitive strategy. Types of competitive strategy are fixed. The maintenance of a motivational and target component of waiters'' competitive strategy depending on type of strategy and sex is considered.

Текст научной работы на тему «Ценностно-мотивационные основания типов конкурентных стратегий официантов»

УДК 159.947.3

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ТИПОВ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ОФИЦИАНТОВ

© 2013 г. С. Т. Джанерьян, Е.А. Панина

Джанерьян Светлана Тиграновна -

доктор психологических наук, профессор,

кафедра психологии личности,

факультет психологии,

Южный федеральный университет,

пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038.

E-mail: just_4_me@mail. ru.

Панина Екатерина Александровна -соискатель,

кафедра психологии личности,

факультет психологии,

Южный федеральный университет,

пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038.

E-mail: just_4_me@mail. ru.

Dzhaneryan Svetlana Tigranovna -

Doctor of Psychology Sciences, Professor,

Department of Psychology of Personality,

Faculty of Psychology,

Southern Federal University,

M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038.

E-mail: just_4_me@mail. ru.

Panina Yekaterina Aleksandrovna -Competitor,

Department of Psychology of Personality,

Faculty of Psychology,

Southern Federal University,

M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038.

E-mail: just_4_me@mail. ru.

Излагаются результаты эмпирического исследования типов конкурентной стратегии у официантов. Конкурентная стратегия рассмотрена как трехкомпонентная структура, включающая мотивационно-целевой, когнитивный и операциональный компоненты. Предложены критерии для установления типов конкурентных стратегий официантов. Разработана методика для установления ее выраженности, выделены типы. Рассматривается содержание мо-тивационно-целевого компонента конкурентной стратегии официантов в зависимости от типа их стратегии и половой дифференциации.

Ключевые слова: типы и компоненты конкурентной стратегии официантов, мотиваци-онно-целевой компонент типов конкурентной стратегии официантов.

The results of empirical research of the types of waiter's competitive strategy are stated in this article. Competitive strategy is considered as the three-component structure: motivational and target component, cognitive component and operational component. The criteria for establishment types of waiters' competitive strategy are offered. The authors developed a method for establishment intensity of waiters' competitive strategy. Types of competitive strategy are fixed. The maintenance of a motivational and target component of waiters' competitive strategy depending on type of strategy and sex is considered.

Keywords: types and components of waiter's competitive strategy, motivational and target component of types of waiter's competitive strategy.

В настоящее время развитие ресторанного бизнеса способствует количественному росту ресторанов, баров, кафе и т.д., что является причиной жесткой конкуренции между ресторанами одного сегмента. Растущие налоги, непостоянство потребителей (гостей), психологическая незрелость персонала затрудняют

поддержание конкурентоспособности предприятия. Отечественные и зарубежные авторы рассматривают последнюю как способность (конкурировать, отвечать требованиям, выдерживать сравнение, противостоять конкурентам) к лидерству [1, 2], позицию [3], совокупность качественных характеристик [4],

системное качество, потенциал соперничества, социально-ориентированную систему способностей, свойств и качеств личности, а также как холистическое умение прогнозировать перспективы.

Взгляды авторов на конкурентоспособность личности сходны в том, что в общем виде ее можно представить как интегратив-ную характеристику личности, обеспечивающую более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующей отрасли рынка труда [2, 5]. Иначе, конкурентоспособность личности определяется степенью соответствия индивидуальных свойств и профессиональных знаний, умений и навыков конкретного специалиста объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям. В контексте конкурентоспособности рассматривают в единстве личностные и субъектно-деятельностные свойства человека, что позволяет говорить о включенности конкуренции в профессиональную деятельность. Конкурентоспособность представляет собой исключительно внутренний потенциал совокупности системных качеств субъекта, и мы определяем ее как способность личности достигать и поддерживать преимущества в профессиональной деятельности по сравнению с другими субъектами (посредством обеспечения качества и надежности деятельности, первенства и финансового благополучия в ней).

Для субъектов в сфере сервиса конкурентоспособность определяется через наличие таких качеств, как инициативность, активность, внутренний познавательный мотив, самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, стремление ставить перед собой сложные задачи, интерес к сервисной деятельности, потребностей в развитии [6]. Таким образом, изучение конкурентоспособности фокусируется, во-первых, на субъектно-деятельностных и личностных свойствах человека, во-вторых, на целях, мотивах конкуренции, а в-третьих, на внешних проявлениях конкуренции. Последнее редко является предметом психологических исследований, тем более таких субъектов профессиональной деятельности, как официанты.

Профессия официанта воспринимается большинством граждан как низко статусная, трудоемкая, физически изматывающая и при этом достаточно оплачиваемая. С учетом дан-

ных В.В. Богалдина-Малых о том, что 70 % жалоб гостей ресторанов относится к качеству предоставления услуг и культуре обслуживания (цит. по: [7]), может показаться, что среди официантов отсутствует конкуренция. Однако ее результаты можно заметить благодаря наличию постоянных гостей, устойчивому выполнению обязанностей, проявленной лидерской позиции, уровню оплаты, статусу ресторана и т.д. Но в психологических исследованиях изучению поведенческих атрибутов конкурентоспособности, стратегий и тактик конкуренции субъекта в условиях конкретной профессиональной деятельности не было уделено должного внимания.

Конкурентное поведение в экономических исследованиях рассматривается как целенаправленное устойчивое состояние борьбы [1], занимаемая субъектом позиция в процессе принятия решений по отношению к своим конкурентам [8], как выживание посредством опережения или удержания первенства. Иными словами, конкурентное поведение обеспечивает его субъекту сохранность или приоритетность собственных позиций с помощью достижения индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других субъектов или групп [9]. Мы определили конкурентное поведение как сознательную активность субъекта, направленную на достижение преимуществ в его профессиональной деятельности по сравнению с другими ее субъектами. Устойчивость конкурентного поведения составляет неотъемлемую часть конкурентной стратегии.

Понятие «конкурентная стратегия», рожденное экономической наукой, определяется как комплексный план действий субъекта (главным образом, отрасли, корпорации, фирмы, вуза и т.д.) на рынке относительно конкурентов [10]. Под конкурентной стратегией личности в профессиональной деятельности будем понимать процесс и результат ее мотивированной, целенаправленной активности, обеспечивающей преимущества в ее профессиональной деятельности на основе представлений о себе, предмете и требованиях деятельности. Отметим, что в рамках психологии личности конкурентная стратегия личности должна изучаться как реализуемая, корректируемая, модифицируемая самой личностью.

Стратегия - это многокомпонентный феномен, что подтверждают результаты изучения различных типов стратегий: жизненных, карьерных, базовых стратегий конкурентного поведения предпринимательских структур и т.д. [9 - 12].Нами были выделены мотивационно-целевой, когнитивный и операциональный компоненты конкурентной стратегии (далее - КС).

Мотивационно-целевой компонент является ведущим, так как именно он обусловливает смысл деятельности, ориентирует субъекта на получение необходимых навыков, закладывает специфику его деятельности, паттерны поведения, направленные на достижение цели. Содержание мотивационного-целевого компонента КС может быть установлено через фиксацию ведущих мотивов профессиональной деятельности и мотивов и целей конкуренции, которые не всегда совпадают.

Когнитивный компонент КС включает в себя представления о собственных возможностях, специфике предмета деятельности (обслуживаемый гость ресторана) и требованиях

Целью настоящего исследования является установление содержания мотивационно-целевого компонента разных типов КС у офи-

социально-профессионального сообщества (руководитель, коллеги).

Операциональный компонент КС содержит как целенаправленные действия, так и готовность к ним, необходимые для достижения в деятельности поставленных целей конкуренции.

В результате теоретического анализа различных типологий и классификаций КС акцентируем внимание на трех их типах: приспособленческом, обеспечивающем и инновационном [13]. Они выделены на базе внешне наблюдаемых результатов конкуренции: материальных достижений, лидирующих позиций на рынке труда, стабильности и продуктивности деятельности и т.п. На наш взгляд, для субъекта деятельности можно рассматривать следующие критерии-признаки: качество деятельности, надежность деятельности, материальные блага, лидерство, лучшие условия работы и демонстрацию индивидуального стиля деятельности. Основываясь на них, опишем в соответствии со спецификой профессиональной деятельности официанта типы КС (таблица).

циантов - мужчин и женщин. Объектом исследования выступили 120 официантов (83 женщины, 37 мужчин), работающих в ресторанах,

Критерии-признаки типов КС у официантов

Критерии-признаки Типы стратегий

Адаптивно-потребительская (приспособленческая) Профессионально-карьерное плато (обеспечивающая) Инновационная

Качество деятельности Обслуживаю гостей в строгом соответствии со стандартами профессии: принял заказ - подал заказ Обслуживаю гостей так, чтобы они становились моими постоянными клиентами Привношу новые приемы в обслуживание даже постоянных гостей

Надежность деятельности Обслуживаю гостей по необходимости Сохраняю свой уровень обслуживания несмотря ни на что (усталость, время суток, загруженность зала) Ищу эффективные способы работы (минимум усилий - максимум результат)

Материальные блага Предпочитаю рассчитывать на постоянный оклад Готов(а) выходить в другие смены, чтобы увеличить оклад Ради высокого оклада можно смириться с временными материальными ограничениями

Чаевые Не установлены по этическим соображениям

Лидерство Предпочитаю быть «как все», не высовываться Поддерживаю хорошую репутацию среди коллег Предпочитаю брать ответственность за собственные действия

Лучшее место работы Приспосабливаюсь к данному месту работы Сохраняю условия моей работы Часто просматриваю свободные вакансии в других ресторанах

Демонстрация индивидуального стиля деятельности Перенимаю манеру обслуживания у преуспевающих коллег Не выхожу за рамки моей профессиональной «роли» Мне нравится привносить «свой стиль» в обслуживание

кафе, барах и клубах г. Ростова-на-Дону. Методами исследования послужили анкетирование (авторская анкета С.Т. Джанерьян, Е.А. Паниной), тестирование (использовались методики: «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана [14], «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой [15], шкала мотивации достижения «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова [16]), экспертная оценка и самооценка критериев-признаков КС, методы непараметрической статистики (критерии Фридмана и Уилкоксона, коэффициент корреляции (г) Спирмена) и множественный линейный регрессионный анализ

В вопросы авторской анкеты включен список мотивов-ценностей, постулируемых А. Маслоу, а также мотивы профессиональной деятельности в их реальной и идеальной формах (В.Э. Мильман). Наличие позиционного и содержательного сходства хотя бы одного из ведущих мотивов конкуренции и профессиональных мотивов в общей структуре мотивации субъектов принималось за показатель совпадения мотивов. При помощи методики Е.Б. Фанталовой были выделены ведущие личностные ценности респондентов в значимой и доступной формах. Выявленная регрессия между ведущим мотивом конкуренции (зависимая переменная) и различными по формам ценностями (независимые переменные) позволяет установить ведущие ценностные детерминанты мотивов конкуренции. По результатам квартилирования показателей мотивации достижения был определен уровень затрачиваемых усилий и намерений респондентов вкладываться в достижение желаемого.

С помощью экспертной оценки (3 эксперта: управляющий, администратор и старший по смене - со стажем работы в сфере ресторанного сервиса не менее 5 лет) устанавливалась выраженность каждого из показателей критериев-признаков конкуренции (см. таблицу) у отдельного официанта. Затем суммарные значения выраженности показателей, относящихся к каждому из типов КС, ранжировались с помощью процедуры квартилирования. К каждому из типов КС были отнесены официанты только с высокими значениями показателей критериев-признаков соответствующего типа. Первые три типа КС были обозначены нами как адап-

тивно-потребительская, стратегия профессионально-карьерного плато и инновационная. К четвертому типу была отнесена КС официантов с низкими экспертными оценками показателей критериев-признаков по каждому из первых трех типов КС. Этот тип стратегии обозначен как ситуативная КС. Для каждого из выделенных типов КС по самооценкам официантов критериев-признаков устанавливались ведущие цели конкуренции.

Рассмотрим содержание мотивационно-целевого компонента для каждого типа КС.

Адаптивно-потребительская конкурентная стратегия. У женщин, нацеленных на демонстрацию индивидуального стиля деятельности, ведущими являются мотивы жизнеобеспечения, безопасности и уважения, обусловленные соответственно доступными ценностями «уверенность в себе» ^2=0,62, р<0,00003; Я2=0,79, р<0,003) и «интересная работа» ^2=0,67, р<0,00). Ведущие профессиональные мотивы женщин - реально действующие мотивы общения и жизнеобеспечения, а также идеальный мотив творчества на фоне низкой и умеренной мотивации достижения.

У мужчин, нацеленных как на надежность деятельности, так и на демонстрацию индивидуального стиля деятельности, ведущим является мотив жизнеобеспечения, обусловленный доступной ценностью «активная жизнь» ^2=0,64, р<0,034). Ведущие профессиональные мотивы мужчин - реально действующие мотивы общения и жизнеобеспечения, а также идеальный мотив творчества на фоне низкой и умеренной мотивации достижения. Однако цель конкуренции - демонстрация индивидуального стиля деятельности -положительно связана с ведущим мотивом жизнеобеспечения (г=0,73, р<0,05), а цель надежности деятельности - с профессиональным мотивом творчества в идеальной форме (1=0,53, р<0,05).

Иными словами, женщины, развертывающие конкуренцию ради удовлетворения посредством профессии базовых потребностей и потребностей в уважении и безопасности, нацелены на копирование обслуживания у преуспевающих коллег, тем самым достигая желаемой уверенности в себе и реализуя желаемую интересную для них работу.

Мужчины, развертывающие конкуренцию ради удовлетворения посредством профессии

базовых физиологических потребностей, также нацелены на копирование обслуживания у преуспевающих коллег, тем самым реализуя желаемую активную жизнь. А мужчины с выраженным стремлением к творчеству в профессии нацелены на поддержание надежности деятельности, «обслуживая гостей по необходимости».

Итак, различия в специфике содержания мотивационно-целевого компонента данной КС у мужчин и женщин установлены в объеме ведущих мотивов и целей конкуренции, в содержании ведущих ценностей, обусловливающих мотивы конкуренции.

Стратегия профессионально-карьерного плато. У женщин, нацеленных на демонстрацию индивидуального стиля деятельности, материальные блага и лидерство, ведущими являются мотивы жизнеобеспечения, безопасности и уважения, обусловленные соответственно доступными ценностями «любовь» ^2=0,8, р<0,0003), «друзья» ^2=0,71, p<0,002) и значимой ценностью «деньги» ^2=0,83, р<0,002). Ведущие профессиональные мотивы женщин - мотивы общения, жизнеобеспечения и общественной полезности в реальных формах, творчества в идеальной и реальной формах на фоне высокой мотивации достижения. Цель конкуренции лидерство положительно связана с ведущим мотивом конкуренции жизнеобеспечения (г=0,73, p<0,05), а цель материальные блага отрицательно связана с профессиональными мотивами творчества и жизнеобеспечения в реальной форме (г=-0,59, г=-0,49, p<0,05).

У мужчин, нацеленных на материальные блага, ведущими являются мотивы жизнеобеспечения и уважения, обусловленные соответственно значимыми ценностями «друзья» (R2=0,99, р<0,00) и «деньги» (R2=0,79, р<0,003). Ведущие профессиональные мотивы мужчин - мотивы жизнеобеспечения в реальной и идеальной формах, творчества в идеальной форме и познавательной активности в реальной форме на фоне высокой мотивации достижения. Однако цель конкуренции - материальные блага - положительно связана с профессиональным мотивом творчества в идеальной форме (г=0,63, p<0,05).

Иными словами, женщины, развертывающие конкуренцию ради удовлетворения посредством профессиональной деятельности физиологических потребностей, нацелены на

поддержание хорошей репутации среди коллег, тем самым реализуя ценность «любовь». Женщины, не мотивированные на творчество и не удовлетворенные реальным положением своих доходов, готовы выходить в другие смены, чтобы заработать больший оклад.

Высокую нацеленность на материальные блага демонстрируют мужчины, стремящиеся к творчеству в профессии. Связь между мотивами и целями конкуренции у мужчин не установлена.

В целом ведущие мотивы конкуренции и профессиональной деятельности у мужчин и женщин совпадают. Отметим, что цели конкуренции у женщин связаны с мотивами конкуренции и профессиональной деятельности, в то время как у мужчин - только с мотивами профессиональной деятельности.

Итак, различия в содержании мотивацион-но-целевого компонента в данной КС у мужчин и женщин проявились в объеме ведущих мотивов и целей конкуренции, в характере связей целей и мотивов, в содержании ценностей, обусловливающих эти мотивы.

Инновационная конкурентная стратегия. У женщин, нацеленных на лидерство и чаевые, могут быть любые мотивы конкуренции. Цели конкуренции - чаевые и лидерство -отрицательно связаны с мотивами безопасности и принадлежности (г=-0,72,г=-0,78, г=-0,54, г=-0,60, p<0,05). Ведущим профессиональным мотивом женщин является мотив творчества в идеальной форме на фоне либо высокой, либо низкой мотивации достижения.

У мужчин, нацеленных на демонстрацию индивидуального стиля деятельности, на материальные блага и лидерство, ведущим является мотив уважения, обусловленный доступной ценностью «творчество» ^2=0,91, р<0,002). Ведущие профессиональные мотивы мужчин -мотивы общения и жизнеобеспечения в реальной форме и творчества в идеальной форме на фоне высокой и умеренной мотивации. Взаимосвязей между целями и мотивами конкуренции и профессиональными мотивами не установлено.

Женщины, нацеленные на чаевые и лидерство, демонстрируют низкое стремление как к поддержанию отношений в группе, так и к стабильности жизненных условий, которые в свою очередь обусловлены выраженной значимостью ценности «любовь» ^2=0,83, р<0,002) и реализованной ценностью «уваже-

ние» ^2=0,72, р<0,00) другими людьми. Эти женщины в своей КС предпочитают брать ответственность за собственные поступки.

Итак, различия в содержании мотивацион-но-целевого компонента данной КС официантов - мужчин и женщин - проявились в объеме ведущих мотивов и целей конкуренции, в характере связей между целями и мотивами, в содержании ценностей, обусловливающих мотивы конкуренции, и в выраженности мотивации достижения.

Ситуативная конкурентная стратегия, характерна исключительно для женщин. У нацеленных на лидерство и лучшее место работы, ведущими мотивами конкуренции являются мотивы жизнеобеспечения, безопасности, уважения и самоактуализации, обусловленные соответственно доступными ценностями «здоровье» ^2=0,96, р<0,00), «уверенность в себе» ^2=0,69, р<0,00002) и значимыми ценностями «активная жизнь» (Я2=0,76 р<0,00002), «уверенность в себе» (Я2=0,72, р<0,00). Ведущими профессиональными мотивами женщин являются мотивы творчества в идеальной форме, комфорта, общественной полезности в реальных формах и жизнеобеспечения в реальной и идеальной формах на фоне низкой мотивации достижения. Цель конкуренции лидерство положительно связана с ведущим профессиональным мотивом комфорта в реальной форме, а цель лучшее место работы - с мотивами конкуренции самоактуализации и уважения (г=0,44, г=0,62, г=0,55, р<0,05).

Иными словами, женщины, развертывающие конкуренцию ради удовлетворения посредством профессии потребностей в уважении и самоактуализации, нацелены на поиск свободных вакансий в ресторанах с лучшими условиями труда, тем самым поддерживая значимость ценности «уверенность в себе». Женщины, развертывающие конкуренцию ради удовлетворения профессионального комфорта, нацелены на проявление лидерства.

Рассмотрим для первых трех типов стратегии сходные по содержанию для мужчин и женщин цели конкуренции, взаимосвязанные с мотивами.

Для адаптивно-приспособительной КС такой целью является демонстрация индивидуального стиля деятельности, конкретизирующаяся в копировании манеры обслуживания у преуспевающих коллег. У женщин и у муж-

чин данная цель взаимосвязана с мотивом конкуренции жизнеобеспечения, однако в первом случае этот мотив обусловлен реализованной ценностью «уверенность в себе», а во втором - «активная жизнь».

Для КС профессионально-карьерного плато целью являются материальные блага. Проявляется готовность работать дополнительно ради увеличения оклада. У женщин и у мужчин данная цель взаимосвязана с профессиональными мотивами, но содержание последних и характер взаимосвязи с ними обусловлен полом официантов. Высокую нацеленность на материальные блага демонстрируют женщины, не стремящиеся к творчеству в профессии и к рассмотрению профессии как средства удовлетворения базовых физиологических потребностей. Напротив, высокую нацеленность на материальные блага демонстрируют мужчины, стремящиеся к творчеству в профессии.

Для инновационной КС целью является лидерство, конкретизирующаяся в готовности нести ответственность за собственные поступки. Только у женщин в отличие от мужчин данная цель отрицательно связана с такими мотивами конкуренции, как безопасность и принадлежность, обусловленными в свою очередь реализованной ценностью «уважение» и значимой ценностью «любовь».

Итак, нами установлены у официантов типы конкурентных стратегий и специфические для каждого из типов сходные по содержанию у мужчин и женщин цели конкуренции. Для адаптивно-потребительской стратегии такой целью выступает демонстрация индивидуального стиля деятельности, для стратегии профессионально-карьерного плато - материальные блага, для инновационной - лидерство. Для ситуативной конкурентной стратегии, установленной только для женщин, целями конкуренции являются лидерство и лучшее место работы.

Содержание мотивационно-целевого компонента конкурентной стратегии официантов обусловлено их полом и типом стратегии.

Различия в содержании мотивационно-целевого компонента каждого из типов конкурентной стратегии, исключая ситуативную, у официантов - мужчин и женщин - проявляются в объеме ведущих мотивов и целей конкуренции, характере взаимосвязей целей и мотивов, содержании ценностей, обусловли-

вающих мотивы конкуренции, степени выраженности мотивации достижения.

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999. 416 с.

2. Портер М.Конкурентная стратегия. М., 2007. 454 с.

3. Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе инновационной модели развития: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Челябинск, 2011.

4. Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2000. 312 с.

5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва; Воронеж, 2002.

6. Евецкая С. В. Особенности формирования конкурентоспособности специалистов сферы сервиса в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Ростов н/Д, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Негруца ВА. Психология ресторанных услуг и стратегий обслуживания: Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования // Материалы II Между-нар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2011. С. 703 - 711.

8. Купцов М.М. Роль инновационного типа конкурентного поведения в обеспечении конкурентоспо-

Поступила в редакцию

собности субъектов предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007.

9. Рубин Ю.Б. Стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательства: поиск рационального выбора // Общество и экономика. 2005. № 2.

10. Дондоков С.Б. Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях: причины и меры противодействия // Вопросы экономики и права. 2010. № 12.

11. Джанерьян С.Т., Афанасенко И.В. Я-концеп-ция как детерминанта карьерной стратегии у мужчин и женщин представителей технономических профессий // Сев.-Кавк. психол. вестн. 2005. № 3.

12. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

13. Муратов С.Н. Становление конкурентного поведения предпринимательских структур: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2005.

14. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 23 - 43.

15. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001.

16. Фетискин Н.П., Козлов В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.

19 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.