Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В МЕСТАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ'

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В МЕСТАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
психология / психоэмоциональная поддержка / дезадаптация / адаптация / посттравматический синдром / psychology / psycho-emotional support / maladaptation / adaptation / post-traumatic syndrome

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адиева Н. В., Трифонов В. А.

Возникновение проблемного психоэмоционального напряжения и негативного виденья событийности в окружающем мире несовершеннолетнего ребенка накладывает отпечаток на дальнейшее восприятие жизненных процессов. Предполагается, что при отсутствии необходимых действий связанных с проведением организационных мероприятий с целью выравнивания психоэмоционального состояния ребенка вероятна повышенная эмоциональная неустойчивость и нестабильность личностных настроек индивидуума. Таким образом описанные рассматриваемые способы и методы взаимодействия с ребенком нашли применения на практике в специализированных центрах и учебных заведениях, которые нацелены на организацию процесса помощи в адаптации и психологической реабилитации в новых условиях жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Адиева Н. В., Трифонов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WHO FIND THEMSELVES IN PLACES OF OUTBREAK OF HOSTILITIES.WAYS OF ADAPTATION AND REHABILITATION

Emergence of problematic psychoemotional tension and a negative vision of eventfulness in the world of a minor child leaves an imprint on the further perception of life processes. It is assumed that in the absence of necessary actions related to organizational measures to equalize the psycho-emotional state of the child, increased emotional instability and instability of the individual's personal settings are likely. Thus, the described methods and methods of interaction with a child have been applied in practice in specialized centers and educational institutions that are aimed at organizing the process of assistance in adaptation and psychological rehabilitation in the new conditions of a child's life.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В МЕСТАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ»

УДК 159.99 Адиева Н.В., Трифонов В.А.

Адиева Н.В.

студент лечебно-профилактического факультета Уральский государственный медицинский университет Минздрава Российской Федерации (г. Екатеринбург, Россия)

Трифонов В.А.

старший преподаватель кафедры дерматовенерологии и безопасности жизнедеятельности Уральский государственный медицинский университет Минздрава Российской Федерации (г. Екатеринбург, Россия)

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В МЕСТАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация: возникновение проблемного психоэмоционального напряжения и негативного виденья событийности в окружающем мире несовершеннолетнего ребенка накладывает отпечаток на дальнейшее восприятие жизненных процессов. Предполагается, что при отсутствии необходимых действий связанных с проведением организационных мероприятий с целью выравнивания психоэмоционального состояния ребенка вероятна повышенная эмоциональная неустойчивость и нестабильность личностных настроек индивидуума. Таким образом описанные рассматриваемые способы и методы взаимодействия с ребенком нашли применения на практике в специализированных центрах и учебных заведениях, которые нацелены на организацию процесса помощи в адаптации и психологической реабилитации в новых условиях жизни ребенка.

Ключевые слова: психология, психоэмоциональная поддержка, дезадаптация, адаптация, посттравматический синдром.

Введение.

На сегодняшний день в мире насчитывается 13 стран, находящихся в военных конфликтах. Кроме того, можно отметить те регионы, в которых противоборства находятся в дремлющей или замороженной фазе.

Согласно трудам Александровой Л.А. и Ульяниной О.А. в соавторстве можно проследить по аспектам имеющегося опыта оказания помощи детям и подросткам, что принимаются во внимание существующие закономерности психического, физиологического и социально-культурного роста и развития детей и подростков, а также применение организованных ресурсных источников взаимодействия между исполнителями и получателями поддержки и различного рода помощи[1, 2].

Информационная поддержка педагогов, психологов, рекомендационные материалы для родителей и лиц, осуществляющих опеку, уход максимально актуально в настоящее время.

Цель и задачи исследования:

- анализ информации о видах психологической травматизации и реакциях детей и подростков, оказавшихся в зонах проведения боевых действий,

- ознакомление со способами адаптации и реабилитации ребенка, а также с методиками обучения для оказания само- и взаимопомощи ребенком.

Методы и материалы:

В исследовании использовался обзор и анализ литературы и электронных источников, а также анализ нормативно-правовых аспектов в регулировании данного вопроса.

Начиная изучение информации по озвученной выше теме первой эмоцией приходят эти слова из песни «С чего начинается родина?» Но ответ на вопрос приходит не такой как в строках одноименного текста песни М. Матусовского, «С чего начинается родина?» ... с ощущения безопасности - приходит ответ.

Многие вынужденные заочные участники, они же свидетели военных операций в различных регионах мира испытывают тревогу о безопасности своих детей, своих семей. Явно или скрыто выражая, что никто не хочет быть жертвой.

А действительность такова, указывая на наличие жертв в существующих условиях военных действий просто неизбежно.

Государством на сегодняшний день обозначены стратегические задачи в организации социальных аспектов, а именно создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. Именно поэтому очень важным является учет различных категорий детей и, а особенно, тех, кто оказался в социально уязвимом положении, связанном с пребыванием в зонах военного конфликта, кто остался без попечения родителей в качестве сирот [3, 4].

Пребывание в районе военных действий кардинально меняет мировосприятие ребенка, разрушает его взаимоотношения с окружающим миром и негативно влияет на процессы социализации.

Многие несовершеннолетние дети и подростки, вывезенные из зоны военного конфликта, получают статус «сирота». Данный статус в понимании ребенка само по себе деструктивно влияет на эмоциональное состояние, а также разрушает связи ребенка с его социальным окружением, миром взрослых и ровесников, которые имеют возможности получать развитие в лучших условиях, и соответственно, что может вызвать серьезные нарушения физического, психического и социального характера.

Дети и подростки, оказываясь вынужденно в зонах военных действий, могут получать ранения, а также становиться непосредственными участниками военных действий, которые приводят к развитию психоэмоциональной и физической травматизации.

Виды травмирующего действия на детей и подростков.

При применения огнестрельного оружия и воздушных бомбардировок возникают страхи, связанные с возможностью получения увечий, остаться инвалидом, погибнуть.

При потере близких родственников. Часто этот страх выходит на первое место. Потеря близкого человека угнетает на высоком уровне, что описывается

в электронных источниках описывающих опыт зарубежных свидетелей военных действий. Высокий уровень психологической травматизации ребёнка показан в виде психоэмоционального и психосоматического подавления жизненного потенциала. Происходит потеря интереса к собственной выживаемости с подавлением защитных реакций.

При иных видах детского травматического опыта, связанного с войной таких как столкновения со сценами насилия и боли исследователи относят к опыту вторичной травматизации, которому подвержены более 90% детей [1].

Согласно исследованию М. Ежовой в практическом пособии «По комплексному сопровождению детей из зоны вооруженного конфликта на Ближнем Востоке» [3] обозначаются три профилактических компонента: психологический, образовательный, социальный. Указывающие на основные меры проведения реабилитационных и адаптационных мероприятий. Таким образом можно выделить основные формы взаимодействия:

-на уровне социального сопровождения ребенка - связано с возможностью восстановления социальных и нравственных норм, внедрением мероприятий по внедрению перемен в положительном аспекте коммуникации, поведения, деятельности, восстановление социально-полезных отношений с окружением как в группах, так и в индивидуально.

- Психологическое сопровождение начинается с изучения социально принятых норм поведения и ценностных ориентаций, балансировку имеющихся внутренних установок. Аспекты сторон педагогики, психологии, социального направления и адаптации должны быть объединены.

Возможные ограничивающие преграды.

В современных исследованиях рассматриваются вероятные ограничивающие события, условности, которые могут стать препятствием для возможного проведения психологической поддержки и сопровождения, а также факторы, стимулирующие достижение эффективного результата.

К основным ограничениям относят невозможность оказать поддержку со стороны родителей/законных представителей или иных взрослых, призванных

осуществлять заботу о детях, недостаточность государственных или финансовых ресурсов, трудности в расстановке приоритетов при оказании помощи, нехватка специалистов.

Что касается тех факторов, которые способны существенно повысить результативность оказания психологической помощи, анализируются и принимаются в работу аспекты, которые прямо указывают на необходимое командное исполнение государственных программ , а также привлечение в процесс оказания психологической помощи взрослых людей, которые способны осуществлять попечительство о детях, обучать оказанию самопомощи и взаимопомощи при возникновении стрессовой ситуации или ситуации неопределенности, а также при прямых военных действиях.

Российская современная научная деятельность и практическая направленность имеют несколько важных исследований в области формирования регламентов и алгоритмов осуществления диагностической, терапевтической и социально-реабилитационной работы с пострадавшими в экстремальной ситуации, в том числе военного характера. В исследовании А.Л. Венгер и Е.И. Морозова на основе опыта работы с детьми, определили базовые функции службы экстренной психологической помощи. Авторами был предложен сформированный алгоритм реабилитации и успешный план адаптационных мероприятий [5].

Минтрудом России разработан Типовой алгоритм по организации в субъектах Российской Федерации работы по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращенных из зон боевых действий (письмо Минтруда России от 30 июля 2021 г. № 27-1/10/П-5707), регламентирующий действия органов власти и специалистов в ситуации принятия регионами детей и членов их семей, ранее проживавших в зонах ведения военных действий[6, 7]. Приводятся примеры внедренных реабилитационных программ и психолого-педагогических мероприятий, направленных на нормализацию психоэмоционального и физиологического состояния ребенка.

Рассматривая проблему с точки зрения социализации на уровне отдельных личностей включается:

1) реализация механизма взаимодействия личности со средой путем определенного приспособления к ней через общение, другое поведение, некую деятельность, которая в данный момент времени может отвлечь и показать другой процесс существования вне зоны привычного стрессового состояния,

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего положительно направленного социо-коммуникационного общества путем их рационального осознания или по пути точечной реализации конкретных действий,

3) принятие уровня адаптированности субъекта при помощи установления характерного равновесия между установками ребенка и его ожиданиями от окружения при наличии контролирующего фактора со стороны родителей(опекунов).

Вывод

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что на сегодняшний день становятся очевидным те аспекты, которые указывают на существующие программы адаптации, апробированные практически и запланированные исследования, имеют высокую степень оценки экспертами в сфере педагогики, социальной политики, клинической психологии, правовой направленности. Это связано с тем, что актуальность оказания психологической помощи детям носит реальный характер в связи с наличием существующих военных конфликтов в настоящее время. Вся системность проблемы, связанная с организацией разнонаправленной помощи детям, оказавшимся в травматической ситуации (как психологически, так и физически) могут принести положительные результаты и показать в дальнейшем эффективность восприятия жизненных ценностей у данных групп детей.

А именно показана необходимость комплексного подхода к решению поставленных проблем, а также мобильность и вариативность в применяемых ресурсах в оказание специализированной помощи и поддержки детей и

подростков оказавшихся непосредственно вовлеченными как свидетели (жертвы) военных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Дети в условиях войны: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 1. C. 139—149. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130113;

2. Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий // Социальная психология и общество. — 2024. — Том 15.— № 1. — С. 171-189. — DOI: 10.17759/sps.2024000001;

3. Практическое пособие по комплексному сопровождению детей из зоны вооруженного конфликта на Ближнем Востоке https://docs.google.com;

4. Программа по оказанию психологической помощи детям и их родителям участников, специальной военной операции - Кызыл: ГБУ РЦПМСС «Сайзырал» - 2023 г. - 148 с;

5. Учебное пособие «Экстренная психологическая помощь и подросткам» под ред. А.Л. Венгер, Е.И. Морозова;

6. Минпросвещения России от 11.08.2023 N АБ-3386/07;

7. Типовой алгоритм по организации в субъектах Российской Федерации работы по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий. https://tazedu.ru;

8. Методические рекомендации для программ обучения специалистов по психолого-педагогическому сопровождению и социальной адаптации детей, возвращенных из зон боевых действий / Под ред. О.Е. Хухлаева, О.С. Павловой, Н.В. Тарулиной. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 532 с;

9. Сопровождение и реабилитация детей, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий. Методические рекомендации Министерство Просвещения Российской Федерации;

10. Захарова Н.М., Милехина А.В. Комплекс реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних, возвращенных в Россию из зон боевых действий // Евразийский Союз Ученых. — 2020. — № 11-2 (80). — С. 13--18. — В01:10.31618/Б8и.2413-9335.2020.2.80.1101;

11. Дамадаева А.С. Принципы и методы психологической реабилитации детей из зон боевых действий. Методические рекомендации. — Махачкала, 2019. — 31 с;

12. Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях. Коллективная монография / под общей редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. — Москва, 2018. — 215 с

AdievaN.V., Trifonov V.A.

Adieva N.V.

Ural State Medical University (Ekaterinburg, Russia)

Trifonov V.A.

Ural State Medical University (Ekaterinburg, Russia)

BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WHO FIND THEMSELVES IN PLACES OF OUTBREAK OF HOSTILITIES. WAYS OF ADAPTATION AND REHABILITATION

Abstract: emergence of problematic psychoemotional tension and a negative vision of eventfulness in the world of a minor child leaves an imprint on the further perception of life processes. It is assumed that in the absence of necessary actions related to organizational measures to equalize the psycho-emotional state of the child, increased emotional instability and instability of the individual's personal settings are likely. Thus, the described methods and methods of interaction with a child have been applied in practice in specialized centers and educational institutions that are aimed at organizing the process of assistance in adaptation and psychological rehabilitation in the new conditions of a child's life.

Keywords: psychology, psycho-emotional support, maladaptation, adaptation, post-traumatic syndrome.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.