Научная статья на тему 'Поведенческие ориентации подростков, их родителей и учителей'

Поведенческие ориентации подростков, их родителей и учителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышев С. А.

Рассмотрены социализационные траектории, которые проклассифицированы по трем критериям. Выделены четыре типа социализационных траекторий. Проведено исследование и приведен анализ полученной информации о поведенческих ориентациях подростков, их родителей и учителей. Анализ показал, что: а) современные подростки отстают в социальном развитии, что в целом подтверждает мнение об их запоздалой социализации; б) взрослые не могут оказать позитивного влияния на подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведенческие ориентации подростков, их родителей и учителей»

Чернышев С.А.

Экспертно-криминалистический центр УВД по Белгородской области

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ,

ИХ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

Рассмотрены социализационные траектории, которые проклассифицированы по трем критериям. Выделены четыре типа социализационных траекторий. Проведено исследование и приведен анализ полученной информации о поведенческих ориентациях подростков, их родителей и учителей. Анализ показал, что: а) современные подростки отстают в социальном развитии, что в целом подтверждает мнение об их запоздалой социализации; б) взрослые не могут оказать позитивного влияния на подростков.

Проблема своевременной и точной оценки динамичного изменения состояния социализационных траекторий подростков, анализа условий их формирования и влияния конкретных факторов на этот процесс при вхождении подростка в социум в качестве его полноправного субъекта всегда имела важное значение для организации эффективной работы и принятия оптимальных решений органами управления всех уровней. И все же особое значение она приобретает в условиях перестройки социально-политических и экономических отношений в обществе, поскольку именно в такие периоды «расшатывается» общественная мораль, происходит определенная «ломка» правовых отношений и тем самым создаются реальные предпосылки формирования личностей с негативной социальной направленностью.

Сегодняшние подростки - это завтрашние активные участники всех социальных процессов, поэтому изучение их социализа-ционных траекторий - благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития.

Специфическим объектом исследования является старшая подростковая группа подростков в возрасте 14-17 лет. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой - их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о моральноэтических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрос-

лых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Именно эта группа - хороший «барометр» протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес к данной когорте определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно - в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование социализацион-ных траекторий подростков этого возраста имеет особое значение для понимания и будущего общества.

Социализационную траекторию как сложный процесс можно проклассифицировать по различным критериям:

- по формам общения (авторитарная, толерантная, демократичная, конформистская и др.);

- по отношению к действительности (идеалистическая, негативистская, «пофигистская»);

- по ориентации на различные сферы жизнедеятельности.

На основе последнего мы выделим четыре типа социализационных траекторий:

1. Общие жизненные ориентации, определяемые условиями и факторами жизни подростков, их родителей и учителей.

2. Ориентация на социальное окружение.

3. Ориентации на образование и труд.

4. Ориентации на социальное поведение.

Исследованием было охвачено 1000 подростков в возрасте 14-17 лет, 355 родителей и 100 учителей.

При разработке принципов организации исследования мы столкнулись с трудностями социологической обработки информа-

ции, связанными с отсутствием на территории Белгородской области специализированных учебных заведений (коллективов-гнезд) для одаренных детей и детей из группы риска, что позволило бы естественным образом расчленить выборочную совокупность. Поэтому мы предположили, что в основу разделения подростков на одаренных и подростков из группы риска может быть положен критерий успеваемости. Хотя, конечно же, данное разделение условно, и слабо успевающие подростки не обязательно могут быть из группы риска.

К сожалению, формат статьи не позволяет изложить результаты проведенного исследования в полном объеме, поэтому мы проанализируем полученную информацию лить об ориентациях подростков в сфере социального поведения, выделяя мнения как подростков, так и взрослых (родители, учителя), которые заинтересованы в их оптимальном вхождении в социум.

Выявление отнотения подростков к пра-вонарутениям - важный аспект исследования, оказывающий непосредственное влия-

ние на направленность социализационных траекторий подростков (см. табл. 1).

Подростки из группы риска по сравнению с одаренными подростками ориентированы на совертение правонарутения для достижения своих целей в 2 раза чаще, а по сравнению с родителями и учителями

- в 2,5 раза. Подростки в сравнении с взрослыми в 10 раз чаще предпочитают дистанцироваться от проблем правонарутений, касающихся других людей, - позиция «каждый сам за себя». Количество одаренных подростков, считающих, что борьба с пра-вонарутениями должна осуществляться только правоохранительными органами, в 1,5 раза больте количества подростков из группы риска, имеющих аналогичное мнение. Родители и учителя отдают предпочтение данной позиции соответственно в 1,5 и 2 раза чаще, а готовность помочь правоохранительным органам выражают соответственно в 3 и 2 раза чаще, чем подростки. Взрослые и подростки (хотя количество респондентов, выбравтих данную позицию, и не велико) считают возможным вос-

Таблица 1. Отнотение подростков и взрослых к правонарутениям, в % к числу опротенных

№ п/п Позиции Подростки Родители Учителя

всего одаренные подростки подростки из группы риска всего родители подростков из г. Белгорода родители подростков из г. Губкина

в % от общего числа подростков в % от числа одаренных подростков в % от общего числа подростков в % от числа подростков из группы риска

Всего 100,0 60,0 100,0 40,0 100,0

1. в наших условиях не проживешь без правонарушений 25,5 11,2 18,7 14,3 35,7 14,4 15,0 14,5 13,0

2. это личное дело человека и меня не касается 32,3 20,2 33,7 12,1 30,3 3,9 5,0 3,6 3,0

3. в целом я не согласен с противоправными поступками, но их оценка и борьба с ними - дело правоохранительных органов 25,9 17,7 29,5 8,2 20,5 38,2 34,0 36,8 50,0

4. я решительно осуждаю правонарушения и готов помочь правоохранительным органам 12,7 7,9 13,1 4,8 12,0 36,8 37,0 38,8 29,0

5. если правонарушение совершено по отношению к «новым русским», то я - «за» 1,2 0,8 1,3 0,4 1,0 3,7 3,0 3,6 3,0

6. другое 2,4 2,2 3,7 0,2 0,5 3,0 6,0 2,7 2,0

Таблица 2. Поведенческие ориентации подростков, в % к числу опрошенных

Подростки

одаренные подростки подростки из группы риска

№ п/п Позиции олээа в % от общего числа подростков в % от числа одаренных подростков в % от общего числа подростков в % от числа подростков из группы риска

Всего 100,0 60,0 100,0 40,0 100,0

1. Форма и частота правонарушений

1.1. да, часто 6,2 2,7 4,5 3,5 8,8

1.2. да, время от времени 25,7 14,4 24,0 11,3 28,3

1.3. практически не допускал 44,0 25,2 42,0 18,8 47,0

1.4. не нарушал 24,1 17,7 29,5 6,4 16,0

2. В чем конкретно выражались нарушения?

2.1. срыв уроков 7,3 2,9 4,8 4,4 11,0

2.2. уход с занятий 35,2 15,2 25,3 20,0 50,0

2.3. нарушения дисциплины на уроках, переменах 22,4 12,3 20,5 10,1 25,3

2.4. слишком «свободное» поведение на улице 5,5 2,0 3,3 3,5 8,8

2.5. вымогание денег или вещей 8,8 6,6 11,0 2,2 5,5

2.6. употребление спиртного, наркотиков 2,2 1,3 2,2 0,9 2,3

2.7. частые конфликты с соучениками невыполнение требований учителей участие в драках, избиениях соучеников 3,8 2,0 3,3 1,8 4,5

2.8. 12,3 6,4 10,7 5,9 14,8

2.9. 2,6 0,2 0,3 2,4 6,0

2.10. другие причины 4,4 3,7 6,2 0,7 1,8

3. Роль подростка при участии в групповых нарушениях

3.1. как правило, был их инициатором 2,2 1,1 1,8 1,1 2,8

3.2. как правило, поддерживал «компанию» 23,3 15,0 25,0 8,3 20,8

3.3. когда как 50,4 26,2 43,7 24,2 60,5

становление социальной справедливости, даже путем совершения правонарушений по отношению к «олигархам». Особо беспокоит то обстоятельство, что респонденты гораздо чаще готовы на совершение правонарушений, чем на оказание помощи правоохранительным органам по их предотвращению и предупреждению: у одаренных подростков эта разница составляет 1,5 раза, у подростков из группы риска - 3 раза, у родителей - 2,5 раза, у учителей -2,2 раза. Это обстоятельство указывает на довольно низкий уровень доверия респондентов, особенно подростков, к правоохранительным органам и к государству в целом. Причем взрослые, как мы видим, не могут оказать позитивного влияния на подростков.

В данном случае можно констатировать проявление отклонения в социализационных

траекториях подростков, связанного с запаздывающим освоением нравственных и социальных норм.

Отношение к учебному процессу и его эффективности получило отражение в отношении к правилам поведения школьника в стенах учебного заведения (см. табл. 2).

Подростки из группы риска, в сравнении с одаренными подростками, в 2 раза чаще нарушают дисциплину, и в то же время среди подростков группы риска число тех, кто не допускает нарушений дисциплины, в 2 раза меньше. Подростки из группы риска в 2 раза чаще уходят с занятий, чем одаренные подростки. Отдельные нарушения в стенах школы свидетельствуют об определенной склонности уже не столько к проступкам, но к нарушениям более серьезного плана. Так, одаренные подростки в 2 раза чаще, чем подростки из группы риска, занимались вымо-

ганием денег или вещей. Подростками из группы риска, в сравнении с одаренными подростками, вдвое чаще совершались такие нарушения, как срыв уроков и слишком «свободное» поведение на улице, а участие в драках, избиениях соучеников - в 20 раз чаще. Да и невыполнение требований учителей среди них встречается в 1,5 раза чаще, чем среди одаренных подростков. На наш взгляд, в том, что подростки из группы риска чаще срывают уроки, также проявляются различия в установках рассматриваемых категорий подростков на образование как ценность.

Как видим, «приоритеты» в нарушениях отличаются как по качеству, так и по количеству. Инициаторами нарушений при совершении их в группах более чем в 1,5 раза чаще становятся подростки из группы риска, а среди тех, кто, как правило, поддерживал компанию, больше одаренных подростков. Кроме того, среди тех, кто выбрал ответ «когда как» больше подростков из группы риска.

Ответы родителей на вопрос о том, следят ли они за учебой своего ребенка и за проведением свободного времени, распределились следующим образом: да, постоянно -соответственно 76,3% и 79,7% опрошенных; да, временами - 23,1% и 18,9%; не следят - 0,7%

и 1,4%. Большинство родителей постоянно контролируют процесс учебы и проведение свободного времени своих детей. Велико и количество родителей, которые делают это время от времени (а временные интервалы могут быть довольно продолжительными). Бесконтрольность со стороны родителей, когда дети предоставлены сами себе и в условиях повышенной социальной напряженности и большого психологического дискомфорта легко вовлекаются в любые конфликты, самым негативным образом сказывается на со-циализационных траекториях подростков.

Наше исследование показало, что взрослые более прагматичны, чем подростки. Мы наблюдаем процесс дегуманизации взрослых, они не могут оказать позитивного влияния на подростков. Мы живем больше в виртуальном мире, чем в реальном. Взрослые заражены вирусами глобализации, информатизации и виртуализации [1]. Для подростков более характерно инстинктивное следование архетипам культуры, которые генетически заложены в них. Возможность превращения общества людей в общество биологических роботов определяет необходимость возврата к своим традиционным основам - вере, надежде и любви.

Использованная литература:

1. Зиновьев A.A. Последнее телеинтервью: глобализация, информатизация, виртуализация общества // Знание, понимание, умение. М., 2006. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.