Научная статья на тему 'Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций подростков, их родителей и учителей'

Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций подростков, их родителей и учителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПОДРОСТКОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIALIZATION TRAJECTORY OF TEENAGERS / SOCIAL ADAPTATION OF TEENAGERS / SOCIALIZATION INFLUENCE OF PARENTS AND TEACHERS / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильяева Ирина Алексеевна, Чернышев Сергей Анатольевич

Рассмотрены социализационные траектории, которые проклассифицированы по трем критериям. Выделены четыре типа социализационных траекторий. Проведено исследование и приведен анализ полученной информации об общих жизненных ориентациях, определяемых условиями и факторами жизни подростков, их родителей и учителей. Анализ показал, что: а) взрослые более прагматичны, чем подростки; б) взрослые не могут оказать позитивного влияния на подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We have observed some life sense orientations of teenagers, their parents and teachers

They are classified, according to three criteria. We have pointed out four types of socializational approaches. We have studied the issue and analyzed the information obtained concerning the general life orientations determined by conditions and factors of the teenagers', their parents' and teachers' life. The analysis shows that: a) adults are more pragmatic, than teenagers; b) adults can't influence the teenagers in a positive way.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций подростков, их родителей и учителей»

Smimov V.A. Some problems of analytical support of regional youth policy. In the article the author considers some problems of applied sociological researches in the sphere of the state youth policy. In the author’s opinion, simplicity and adequacy of substantial interpretation of the data received by concrete experts form the basis of definition of the quality of research. It, in its turn, increases cog-

nitive and predictive potential of applied research. The author offers the steps, which allow raising the quality of interpretation of applied researches in youth sphere at the example of concrete empirical research.

Key words: the state youth policy, sociological research.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

И.А. Ильяева, С.А. Чернышев

Рассмотрены социализационные траектории, которые проклассифицированы по трем критериям. Выделены четыре типа социализационных траекторий. Проведено исследование и приведен анализ полученной информации об общих жизненных ориентациях, определяемых условиями и факторами жизни подростков, их родителей и учителей. Анализ показал, что: а) взрослые более прагматичны, чем подростки; б) взрослые не могут оказать позитивного влияния на подростков.

Ключевые слова: социализационная траектория подростков, социальная адаптация подростков, социализационное влияние родителей и учителей, социальная среда.

Проблема своевременной и точной оценки динамичного изменения состояния социализационных траекторий подростков, анализа условий их формирования и влияния конкретных факторов на этот процесс при вхождении подростка в социум в качестве его полноправного субъекта всегда имела важное значение для организации эффективной работы и принятия оптимальных решений органами управления всех уровней. И все же особое значение она приобретает в условиях перестройки социально-политических и экономических отношений в обществе, поскольку именно в такие периоды «расшатывается» общественная мораль, происходит определенная «ломка» правовых отношений, и тем самым создаются реальные предпосылки формирования личностей с негативной социальной направленностью.

Сегодняшние подростки - это завтрашние активные участники всех социальных процессов, поэтому изучение их социализа-ционных траекторий - благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития.

Специфическим объектом исследования является старшая подростковая группа в возрасте 14-17 лет. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представ-

ляют собой сформированные личности, а с другой - их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Именно эта группа - хороший «барометр» протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес к данной когорте определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно - в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование социализационных траекторий подростков этого возраста имеет особое значение для понимания будущего общества.

Социализационную траекторию как сложный процесс можно проклассифицировать по различным критериям:

- по формам общения (авторитарная, толерантная, демократичная, конформистская и др.);

- по отношению к действительности (идеалистическая, негативистская, «пофигистская»);

- по ориентации на различные сферы жизнедеятельности.

На основе последнего мы выделим четыре типа социализационных траекторий.

1. Общие жизненные ориентации, определяемые условиями и факторами жизни подростков, их родителей и учителей.

2. Ориентация на социальное окружение.

3. Ориентации на образование и труд.

4. Ориентации на социальное поведение.

Исследованием было охвачено 1000 подростков в возрасте 14-17 лет, 355 родителей и 100 учителей.

При разработке принципов организации исследования мы столкнулись с трудностями сбора информации, связанными с отсутствием на территории Белгородской области специализированных учебных заведений (коллективов-гнезд) для одаренных детей и детей из группы риска, что позволило бы естественным образом расчленить выборочную совокупность. Поэтому мы предположили, что в основу разделения подростков на одаренных и подростков из группы риска может быть положен критерий успеваемости. Хотя, конечно же, данное разделение условно, и слабо успевающие подростки не обязательно могут быть из группы риска.

К сожалению, форматы статьи не позволяют изложить результаты проведенного исследования в полном объеме, поэтому мы проанализируем только полученную информацию жизненных ориентаций подростков, выделяя мнения как подростков, так и взрослых (родители, учителя), которые заинтересованы в их оптимальном вхождении в социум.

Мы исходим из того, что общие жизненные ориентации обусловлены: отношением к социуму, факторами, которые определяют достижение целей, счастья в жизни, притязания на свое место в обществе. Мы не ставим перед собой задачи выяснения того, умеют ли подростки, их родители и учителя ставить, формулировать цели своей жизни. Наличие цели мы приняли априори, как некую данность.

Одна из важных для будущего общества проблем - соотношение предпочтений, отдаваемых коллективистскому или индивидуалистскому типу общественного устройства -

раскрывалась на основе ряда вопросов, позволяющих получить информацию о представлениях респондентов относительно их включенности в социум и способах связи с ним. С этой целью мы определили измеряемые показатели: наличие друзей, достижение целей совместными усилиями.

Оказалось, что наиболее близкие друзья в школе есть у 82,3 % подростков, вне школы -17,7 %. Это кажется привычным, но именно наличие друзей можно рассматривать как один из серьезных показателей глубокой укорененности «коммюнотарности» (Н.А. Бердяев), которая прослеживается уже в подростковом возрасте. Проиллюстрируем это утверждение распределением ответов на вопрос: «Что бы ты предпочел: какое-то коллективное, общее дело (с друзьями, родными, сверстниками всей страны) или собственное материальное положение?». Это довольно сложная альтернатива для городских подростков, особенно в сегодняшней экономической ситуации. Наиболее приемлемой оказалась позиция «постараюсь соединить и то, и другое», набравшая 71,7 %; вариант ответа «общее дело, могу для этого пожертвовать своим благосостоянием» привлекает

11,4 %. Позиция «всегда выберу собственное материальное положение - в конечном итоге оказывается, что каждый сам за себя» набрала 16,9 %. Общее дело привлекает подростков из группы риска в два раза больше, чем одаренных подростков. Одаренные подростки в два раза чаще выбирают собственное материальное положение, нежели общее дело.

В целом же, анализ ответов на эти вопросы позволяет сделать вывод, что, несмотря на возросший прагматизм современной жизни, жесткие условия социальной действительности, принципиальных изменений в сторону индивидуализма пока нет. Количество носителей индивидуалистских устремлений не намного отличается от числа «коллективистов». Можно предположить, что при ужесточении предполагаемой альтернативы выбор между материальным положением и общим делом окажется в пользу последнего. На наш взгляд, обострение проблем выбора в последнее годы показывает, что подростки могут пойти по пути агрессивного непринятия социальной действительности, поскольку новые ценности не принимаются, а традици-

онные - не способны обеспечить приемлемого уровня жизни.

Мы выделили факторы, которые определяют формирование целей, счастья в жизни, притязания на свое место в обществе. Это образование, материальное и статусное положение родителей, родственников и знакомых, собственное здоровье, способности и талант, настойчивость и умение достигать цели, честность и добросовестность(табл. 1). Подростки из группы риска, в отличие от одаренных подростков, такие факторы, как личные знакомства и связи, выбирали в 1,5 раза чаще, а положение родственников, честность и добросовестность, соответственно, в 2,5 и 2 раза чаще. На первое место все категории респондентов (одаренные подростки, подростки из группы риска, родители) поставили образование. Исключение составили учителя, которые на первое место поставили положение родителей и родственников, на второе - состояние здоровья подростка и только на третье место - образование. Интерес представляет расхождение во мнениях родителей подростков из г. Белгорода и г. Губкина Белгородской области. Если материальное положение родители подростков из

г. Белгорода по значимости поставили на третье место, то родители подростков из г. Губкина на третье место поставили состояние здоровья детей, что говорит об озабоченности экологической ситуацией. От общего числа одаренных подростов 67,8 % считают, что их жизненные цели определяет образование, несколько выше (69,8 %) оценка подростков из группы риска.

Для родителей честность и добросовестность в 2 раза более значимы, чем для подростков, и в 2,5 раза, чем для учителей. Учителя же почти в 1,5 раза чаще ориентированы на случай, личные знакомства и связи, чем подростки, и, соответственно, в 3 и 2 раза чаще, чем родители.

Проанализируем мнения респондентов о наиболее важных факторах в обеспечении счастливой жизни (табл. 2).

Любопытно, что хорошее образование подростки и родители оценивают очень высоко, а у учителей этот фактор оказался менее значимым. Ориентация на надежных друзей у подростков в 2,5 раза выше, чем у взрослых. Интересная работа и дети более значимы для взрослых. Таким факторам, как

Таблица 1

Факторы, определяющие достижение жизненных целей (можно было отметить не более 3-х позиций), в % к числу ответивших

Подростки Родители

одаренные подростки подростки из группы риска

№ п/п Варианты ответов всего а л с о Ь & § об отк т с отрос £ 5 вп 1 ен еар д о й 5 § счи отк т с отрос £ 5 вп а л с о Ь & § об отк т с отрос £ 5 вп в % от числа подростков из группы риска всего родители подростков из г. Белгорода родители подростков из г. Губкина Учителя

Всего 100,0 60,0 100,0 40,0 100,0

1. образование 68,6 40,7 67,8 27,9 69,8 65,9 65,0 66,3 43,0

2. настойчивость, умение добиваться цели 53,6 31,0 51,7 22,6 56,5 53,0 55,0 52,2 43,0

3. материальное положение 38,7 20,9 34,8 17,8 44,5 40,0 53,0 34,9 44,0

4. способность и талант 36,3 23,1 38,5 13,2 33,0 32,1 26,0 34,5 28,0

5. состояние здоровья 24,0 13,2 22,0 10,8 27,0 44,2 29,0 48,2 46,0

6. личные знакомства и связи 20,4 10,6 17,7 9,8 24,5 13,2 15,0 12,5 27,0

7. положение родителей, родственников 12,5 4,6 7,7 7,9 19,8 25,3 23,0 26,3 53,0

8. честность и добросовестность 7,3 3,3 5,5 4,0 10,0 15,8 18,0 14,9 6,0

9. случай 6,4 4,9 8,2 1,5 3,8 3,4 5,0 2,7 10,0

уважение людей и смысл жизни подростки отдают большее предпочтение, чем взрослые, причем если по сравнению с родителями процентное соотношение не значительное, то по сравнению с учителями оценка указанных факторов у подростков выше, соответственно, в 1,5 и в 2,5 раза. Процветание России более важно для родителей, чем для подростков и учителей.

Анализ показателей позволяет сделать вывод, что подростки более ориентированы на общечеловеческие, традиционные ценности, чем взрослые.

В отношении реализации своих материальных возможностей при рассмотрении ранговых позиций видно, что у подростков несколько ниже ориентации на бесцельные траты средств и выше на решение действительно насущных проблем. Причем подростки из группы риска, в сравнении с одарен-

ными подростками, больше ориентированы на основание «своего дела» и устройство «личной жизни» (табл. 3).

Прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и подростков. С одной стороны, мы убеждаемся, что «усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку» [1] среди подростков, а с другой - эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план традиционные ценности нашего общества. В целом же можно сделать вывод о неразвитости потребностей у подростков.

В последние годы социологи говорят о «революции притязаний» среди подростков. Это связано с тем, что уровень притязаний современных подростков радикально повысился с 90-х гг., и в результате притязания детей значительно превышают то, чего смогли достичь

Таблица 2

Факторы, определяющие «счастье в жизни»

(можно было отметить не более 5-ти позиций), в % к числу ответивших

№ п/п Факторы Подростки Родители Учителя

о и е с в одаренные подростки подростки из группы риска всего родители подростков из г. Белгорода родители подростков из г. Губкина

в % от общего числа подростков в % от числа одаренных подростков в % от общего числа подростков в % от числа подростков из группы риска

Всего 100,0 60,0 100,0 40,0 100,0

1. крепкое здоровье 74,7 44,2 73,7 30,5 76,3 89,3 89,0 89,4 86,0

2. счастливый брак, семья 68,6 43,1 71,8 25,5 63,8 68,5 76,0 65,5 75,0

3. хорошее образование 65,7 35,7 59,5 30,0 75,0 65,4 71,0 63,1 43,0

4. материальное благополучие 56,9 33,1 55,2 23,8 59,5 58,9 68,0 55,3 63,0

5. надежные друзья 53,4 32,8 54,7 20,6 51,5 23,7 18,0 25,9 22,0

6. интересная работа 44,8 27,9 46,5 16,9 42,3 52,4 61,0 49,0 61,0

7. уважение людей 29,9 15,7 26,2 14,2 35,5 26,2 19,0 29,0 19,0

8. смысл жизни 24,8 14,9 24,8 9,9 24,8 19,2 15,0 20,8 10,0

9. дети 20,9 13,6 22,7 7,3 18,3 32,7 27,0 38,8 44,0

10. ощущение своей необходимости людям, обществу 12,1 8,9 14,8 3,2 8,0 13,8 11,0 14,9 17,0

11. процветание России 10,5 5,6 9,3 4,9 12,3 20,3 24,0 18,8 7,0

12. романтические приключения 7,9 4,7 7,8 3,2 8,0 1,4 2,0 1,2 4,0

13. религиозная вера 2,4 1,5 2,5 0,9 2,3 5,1 3,0 5,9 6,0

14. другие приоритеты 1,8 1,8 1,8 0 0 2,0 2,0 0 1,0

Таблица 3

Реализация материальных возможностей подростков,

(можно было отметить не более 3-х позиций), в % к ответившим

№ п/п Варианты ответов Подростки

всего одаренные подростки подростки из группы риска

в % от общего числа подростков 1 ен еар д о 5 § ? & тс отрос £ 5 и С в % от общего числа подростков в % от числа подростков из группы риска

Всего 100,0 60,0 100,0 40,0 100,0

1. получение хорошего образования 67,6 41,2 68,7 26,4 66,0

2. материальное обеспечение семьи, помощь родственникам 54,5 33,3 55,5 21,2 53,0

3. основание «своего дела» 49,4 27,7 46,2 21,7 54,3

4. возможность «посмотреть мир» 41,4 25,3 42,2 16,1 40,3

5. устройство «личной жизни» 21,5 8,4 14,0 13,1 32,8

6. приобретение модных вещей 8,6 4,5 7,5 4,1 10,3

7. возможность «погулять» 3,4 2,1 3,5 1,3 3,3

8. расширение круга друзей и их выбора 2,9 2,7 4,5 0,2 0,5

9. другое 1,7 1,5 2,5 0,2 0,5

их родители [2]. Действительно, достижитель-ные притязания опрошенных подростков достаточно высоки и выстраиваются в четком иерархическом порядке (табл. 4)1.

Подростки из группы риска в большей степени, чем одаренные подростки, претендуют на то, чтобы в будущем стать владельцем «своего дела». Родители, подчеркивая ценность высшего образования, отдают этой позиции предпочтения в 1,5 раза чаще, чем подростки, а позицию «руководящий пост» выбирают в два раза реже. В целом, подростки склонны к модели «частного предпринимателя», высокие доходы которого не связаны ни с образованием, ни с карьерой (интеграция в общество посредством экономической адаптации). Эта модель также существовала в советском обществе в качестве «параллельной» и «теневой».

Относительно реализации предпочтений в будущем показатели значительно разнятся, что говорит о неуверенности подростков в завтрашнем дне. Причем эта неуверенность в большей степени свойственна одаренным подросткам. Они не только имеют самый низ-

1 В исследовании для определения уровня притязаний и готовности опираться на социальный потенциал семьи использовались некоторые вопросы, разработанные В.С. Магуном.

кий уровень притязаний, но и в наименьшей степени уверены в том, что их притязания осуществятся. У указанной категории подростков при сравнении притязаний и ожиданий практически все показатели, за исключением получения высшего образования, разнятся в 2-3 раза. Подростки из группы риска, имея самый высокий уровень притязаний, в наибольшей степени рассчитывают на то, что их желания станут реальностью.

В целом, результаты исследования позволили сделать некоторые выводы о социа-лизационных траекториях современных подростков. Прежде всего обнаружено существенное обновление общей траекторной картины процесса социализации подростков, подтверждающей преодоление унифицированной модели социализации. В социализа-ционных траекториях подростков проявляются отклонения в форме запаздывающего освоения нравственных и социальных норм, неразвитости потребностей. Несмотря на смену ориентиров общественного развития страны, утрату множества идентификационных доминант, советская модель социализации воспроизводится, хотя и не в полном объеме, сказываясь на социализационных траекториях.

На наш взгляд, обострение проблем выбора в последнее годы показывает, что подростки могут пойти по пути агрессивного непринятия социальной действительности, поскольку новые ценности не принимаются, а традиционные - не способны обеспечить приемлемого уровня жизни.

В ходе исследования мы получили основания для вывода о том, что исходный уровень притязаний подростков в сфере образования в дальнейшем имеет тенденцию к своему росту, причем у одаренных подростков эта тенденция более ярко выражена, чем у подростков из группы риска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявленная тенденция, на наш взгляд, отражает и общую тенденцию в формировании жизненных ориентаций личности. Кратко можно сформулировать это положение следующим образом: социализационная траектория личности на конкретном этапе ее становления во многом зависит от уровня и направленности исходных жизненных ориентаций, причем, на наш взгляд, более ценным для последующих социально-позитив-

ных установок личности является более высокий уровень ее исходных социальноценных притязаний.

Именно поэтому важно уже на самых ранних этапах формировать социально-ценные установки (на уровень образования, труд как индивидуальную ценность, нацеленность на творчество и т. д.). Только в этом случае мы сможем добиться формирования позитивных в социальном плане социализационных траекторий подростков.

Материальное положение семьи становится одним из важных факторов, влияющих на социализационные траектории подростков. От уровня материальной обеспеченности семьи зависят жизненные притязания на новые для нашего общества знаки успеха и социального престижа: «свое дело» и высокие доходы. Данный фактор влияет на уверенность в своих силах и в возможности семьи обеспечить первоначальный старт, а также на способность успешно адаптироваться к школе.

Таблица 4

Притязания и ожидания (планируют иметь через 10 лет) подростков, и предпочтения родителей, относительно своих детей (можно было отметить несколько позиций)

в % к числу ответивших

№ п/п а е § л о и Притязания Ожидания

Подростки Родители Подростки

о и е с в одаренные подростки подростки из группы риска всего родители подростков из г. Белгорода родители подростков из г. Губкина о г е с в одаренные подростки подростки из группы риска

в % от общего числа подростков в % от числа одаренных подростков в % от общего числа подростков в % от числа подростков из группы риска в % от общего числа подростков в % от числа одаренных подростков в % от общего числа подростков в % от числа подростков из группы риска

Всего 100,0 60,0 100,0 40,0 100,0 100,0 60,0 100,0 40,0 100,0

1. иметь свое дело 41,3 22,6 37,7 18,7 46,8 39,7 52,0 34,9 23,7 8,0 13,3 15,7 39,3

2. высшее образование 31,2 18,1 30,2 13,1 32,8 50,1 42,0 55,3 28,5 16,3 27,2 12,2 30,5

3. доходы выше средних 26,4 15,7 26,2 10,7 26,8 26,2 21,0 28,2 19,4 8,0 13,3 11,4 28,5

4. руководящий пост 14,7 8,5 14,2 6,2 15,5 6,5 5,0 7,1 7,9 4,3 7,2 3,6 9,0

5. другое 3,7 3,3 5,5 0,4 1,0 6,2 5,0 6,7 5,5 2,7 4,5 2,8 7,0

Наше исследование показало, что взрослые более прагматичны, чем подростки. Мы наблюдаем процесс дегуманизации взрослых, они не могут оказать позитивного влияния на подростков. Мы живем больше в виртуальном мире, чем в реальном. Взрослые заражены вирусами глобализации, информатизации и виртуализации [3], а подростки ориентированы на архетипы культуры, которые генетически заложены в них. Отсюда необходим возврат к традициям, нравственным основам человека - вере, надежде и любви, ибо возникла реальная возможность превращения общества людей в общество биологических роботов.

1. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 31.

2. Климова С.Г. Динамика и факторы алкоголизации молодежи // За здоровый образ жизни

(Борьба с социальными болезнями). Ежегодник / под ред. Б.М. Левина. М., 1993.

3. Зиновьев А.А. Последнее телеинтервью: глобализация, информатизация, виртуализация общества // Знание, понимание, умение. М., 2006. № 2.

Поступила в редакцию 13.02.2008 г.

Ilyaeva I.A., Chernyshev S.A. We have observed some life sense orientations of teenagers, their parents and teachers. They are classified, according to three criteria. We have pointed out four types of socializational approaches. We have studied the issue and analyzed the information obtained concerning the general life orientations determined by conditions and factors of the teenagers', their parents' and teachers' life. The analysis shows that: a) adults are more pragmatic, than teenagers; b) adults can't influence the teenagers in a positive way.

Key words: socialization trajectory of teenagers, social adaptation of teenagers, socialization influence of parents and teachers, social environment.

ПОСТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

Г.А. Абулханова

В современных условиях на предприятиях торговли необходимо внедрение модели мотивации высокоэффективного поведения управленческого персонала, поскольку подобная модель могла бы служить универсальным средством, способствующим решению на предприятиях двуединой задачи: выбору наиболее приемлемого состава управленческого персонала и обеспечению его высокоэффективной работы.

Ключевые слова: мотивация труда, эффективность труда, мотивационная модель, мотивационный комплекс.

Успех осуществляемых в России экономических реформ во многом зависит от качества человеческого капитала организаций, от квалификации персонала и особенно менеджеров. Именно профессиональные менеджеры способны найти и применить эффективные методы управления для достижения целей предприятия.

Мотивация труда, включая управленческий труд, представляет особую проблемную область для исследователей.

Значительный вклад в развитие современных теорий мотиваций внесли работы В. Врума, Э. Лоудера, А. Маслоу, Л. Порте-

ра, В. Оуши, М. Врума, М. Вудкока, М. Мес-кона, Г.Э. Слезингера, П.Ф. Друкера, В.И. Герчиковой, А.Я. Кибанова и др.

Критический анализ работ названных авторов позволяет констатировать, что уделяется определенное внимание трактовке классических моделей мотивации труда по фундаментальным теориям мотивации, но эти модели противоречивы, рассчитаны, в основном, на рядового работника, не учитывают специфику управленческой деятельности, а также специфику становления рыночных отношений в нашей стране, регионе и отрасли. Одной из главных причин такого поло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.