Социализация подростков в траекторном измерении
С. А. ЧЕРНЫШёВ (Московский гуманитарный университет)*
В статье дается трактовка понятия «социализационная траектория», предлагается аналитическая модель социализационной траектории подростка и результаты авторского исследования социализационных траекторий российских подростков на региональном уровне.
Ключевые слова: социализационная траектория, подростки.
Поведенческая направленность подростков во многом определяется противоречиями социализационных процессов, связанных с уменьшением роли культуры как контекста социальной жизни, с бездумным освоением западных стандартов различными социальными группами, составляющими непосредственное окружение подростков, что способствует снижению образовательного и культурного уровня общества и определяет особенность социокультурных оснований социализации. Повседневная практика социализации подростков связана: во-первых, с ценностно-нормативной неопределенностью, многозначностью и неоднородностью взрослого мира, с социальным расслоением и полярностью ценностей; во-вторых, с существованием различной эмоциональной оценки (оптимистичной, пессимистичной, неопределенной, неуверенной) перспектив общественного развития в целом и перспектив жизни отдельного человека, подростка в том числе; в-третьих, с изменением состояния семьи и школы, как традиционных институтов социализации, которые в культуре перестают исполнять роль стабилизационных факторов, обеспечивающих устойчивость социокультурной системы; в-четвертых, с тем, что способы коммуникативного взаимодействия подростков и взрослых определяются широким применением информационных технологий, что и изменяет специфику контактов и обеспечивает подросткам свободу выбора способов взаимодействия с другими; в-пятых, с интернетизацией мо-
лодежной субкультуры, которая является рискогенным фактором; в-шестых, с локализацией, связанной с неравномерностью социокультурных изменений в мире, стране, в центре и на периферии, имеющей свои традиции, культурные и природные особенности, что конкретизирует ситуацию в регионах, придавая ей особенные черты.
Перечисленные особенности вызывают глубокие изменения социокультурных оснований жизненных стратегий и поведения подрастающего поколения и являются для него условиями риска. Дисбаланс между институтами социализации снижает способность усвоения подростками социальных и моральных норм и приводит к тому, что в общей структуре правонарушений доля преступлений несовершеннолетних в группе повторных преступлений достаточно высока. Так, по Белгородской области число повторно совершивших преступлений подростков в 1999 г. составило 11% от общего числа, а в 2010 г. — 21,8%. Достаточно высоким остается процент преступлений, совершаемых подростками в группе (42,0%). Распространение практики потребления, усиление ориентации на материальные ценности не только изменили состав правонарушений подростков, но и привели к утверждению консюмеризма в индивидуальном самоосуществлении и нахождении своего места в системе образования и профессионально-трудовой деятельности.
Таким образом, актуальность исследования социализационных траекторий обусловлена противоречиями практики социализа-
* Чернышёв Сергей Анатольевич — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (4722) 55-06-74. Эл. адрес: [email protected]
2011 - №3
Социология и жизнь 153
ции подростков, в которой явно проявляются разногласия между социализирующими субъектами, что сопровождается усилением отказа подростками от следования культурным моделям поведения старшего поколения. Такая ситуация делает необходимым обращение пристального внимания к социализа-ционным траекториям подростков, к пониманию их групповой специфики в отличие от других социальных групп, что неизбежно приводит к обращению к ценностным основаниям непосредственной социальной среды.
Мы предлагаем аналитическую модель социализационных траекторий и рассматриваем основных агентов социализации подростков, а именно членов семьи и школу (учителей), под влиянием которых происходят изменения во внутреннем мире подростка. Построение авторской модели социализаци-онных траекторий подростков опирается на выделенные и апробированные А. И. Ковалевой (Ковалева, 2003: 114-115) индикаторы, с помощью которых можно как описать объект исследования и предметное исследовательское поле, связанное с той или иной социокультурной ситуацией, так и провести измерение основных показателей.
Цикл социализационной траектории развертывается по следующей схеме: вещный и социальный мир определяют мировоззрение подростка (общий взгляд на мир); его семья и собственная самооценка определяют его субъектность; круг сверстников и жизненные притязания, референтные группы и ценностные ориентации обусловливают его личност-ность; досуговые группы и направленность на свое место в культуре, основанием которой является профессиональная структура общества, и включенность в систему профессионального образования определяют его индивидуальность.
Для построения авторской модели соци-ализационной траектории подростка мы использовали следующий алгоритм, вектор которого состоит из семи относительно самостоятельных этапов: первый — выделение системы субъектов социализации; второй — анализ социокультурных условий социали-
зации, которые представляют собой возможные социальные ресурсы для успешной социализации; третий — определение факторов социализации, к которым относится взаимодействие подростков с различными социальными группами; четвертый — возможные социокультурные ситуации, в которых оказывается подросток; пятый — новообразования, которые происходят в субъектном мире подростка; шестой — потребность подростка в самоопределении; седьмой — жизненные притязания подростка.
Таким образом, под социализационной траекторией мы понимаем циклично развертывающееся во времени и пространстве закрепление подростком субъектности (социокультурных умений говорить, слушать и слышать других, действовать с предметами и явлениями вещного и социального мира, соответственно принятым и одобряемым нормам строить свое поведение или противодействовать им), личностности (исполнять те или иные социальные роли, вступать во взаимодействие с другими, ориентироваться на те или иные ценности, осознавать свою идентичность); индивидуальности (уметь следовать запретам, подчиняться социальному контролю и принятым социальным регуляторам как явлениям культуры, необходимым и достаточным для собственного саморазвития, или нарушать запреты, внося в отношения с другими людьми различные новации).
В процессе закрепления и развития субъ-ектности, личностности и индивидуальности (социокультурной идентичности) формируются субъективные притязания подростков, что явилось предметом эмпирического социологического исследования, позволившего сделать некоторые выводы о социализационных траекториях современных подростков.
1. Прежде всего, обнаружено существенное обновление общей траекторной картины процесса социализации подростков, подтверждающей преодоление унифицированной модели социализации и развитие «революции притязаний». В социализационных траекториях подростков проявляются отклонения в форме запаздывания в освоении
нравственных и социальных норм, неразвитости потребностей. Несмотря на смену ориентиров общественного развития страны, утрату множества идентификационных доминант, советская модель социализации хотя и не в полном объеме, но в тех или иных проявлениях воспроизводится, сказываясь на социализационных траекториях.
2. Обострение проблем выбора подростками своего жизненного пути в последние годы показывает, что возможны два девиантных сценария, по которым могут осуществляться социализационные траектории: первый — подростки могут пойти по пути агрессивного непринятия социальной действительности, поскольку новые ценности не принимаются, а традиционные не способны обеспечить приемлемого уровня жизни; второй сценарий — пассивного непринятия ни традиций, ни новаций, который ведет к деби-лизации. Выявленная тенденция, на наш взгляд, отражает и общую тенденцию в формировании жизненных ориентаций личности, суть которой состоит в повышении социально-ценностного значения индивидуальных жизненных притязаний.
3. Увеличивается значимость материального положения семьи как фактора, влияющего на социализационные траектории подростков. От уровня материальной обеспеченности семьи зависят жизненные притязания на новые для нашего общества знаки успеха и социального престижа: «свое дело» и высокие доходы. Данный фактор влияет на уверенность в своих силах и в возможности семьи обеспечить первоначальный старт, а также на способность успешно адаптироваться к школе.
4. Усиливается прагматичность взрослых и актуализируется процесс их дегуманизации. Сегодня взрослые живут больше в виртуальном мире, чем в реальном. Взрослые заражены вирусами глобализации, информатизации и виртуализации (Зиновьев, 2006: 86).
5. Архетипы культуры, генетически заложенные ценности, в определенном смысле
спасают подростков. Это позволяет оптимистично смотреть на позитивность их социа-лизационных траекторий, несмотря на то что Брунтланд еще в 1987 г. предупреждала, что если образование в лице их агентов будет продолжать транслировать в будущее ценности индустриально-потребительского общества, то оно будет способствовать приближению глобальной антропологической катастрофы (Урсул, 1996: 73).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зиновьев, А. А. (2006) Последнее телеинтервью: глобализация, информатизация, виртуализация общества // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 86-87.
Ковалева, А. И. (2003) Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социали-зационная траектория // Социологические исследования. № 1. С. 111-115.
Урсул, А. Д. (1996) Ноосферная модель науки и образования XXI века // Социально-политический журнал. № 4. С. 68-77.
TEENAGERS SOCIALIZATION IN A TRAJECTORY DIMENSION
S. A. Chernyshev
(Moscow University for the Humanities)
In the article below we give a treatment of the concept «socializing trajectory», offer an analytical model of a teenagers socializing trajectory and the authors researching results of the teenagers socializing trajectories at the regional level.
Keywords: socializing trajectory, teenagers.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Zinov'ev, A. A. (2006) Poslednee teleinterv'yu: globalizaciya, informatizaciya, virtualizaciya obshhestva // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 86-87.
Kovaleva, A. I. (2003) Koncepciya socializacii molodezhi: normy', otkloneniya, socializa-
cionnaya traektoriya // Sociologicheskie issle-dovaniya. № 1. S. 111-115.
Ursul, A. D. (1996) Noosfernaya model' nauki i obrazovaniya XXI veka // Social'no-politicheskij zhurnal. № 4. S. 68-77.