Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ)'

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / CHEMICAL DEPENDENCY / СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ / SOCIAL AND UNFAVORABLE FACTORS / СОЦИАЛЬНАЯ / SOCIAL / ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / PERSONAL ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков А.В., Куклин В.Ю

В статье рассматривается проблема поиска общих механизмов, обусловливающих зависимость как клинико-психологический феномен. Определено влияние социально-неблагоприятных факторов, приводящих к напряженности адаптивных механизмов и «переносу тяжести» негативных переживаний из социальной сферы в соматическую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветков А.В., Куклин В.Ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of finding common mechanisms that determine addiction as a clinical-psychological phenomenon. The influence of social and unfavorable factors that lead to tension of adaptive mechanisms and “transfer of gravity” of the negative experiences of the social sphere in the somatic.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ)»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

6

УДК: 159.9:613.84 ВВК: 88.742

Психологические науки

Поведенческие и химические зависимости: точки пересечения (на примере табакокурения)

© А.В. Цветков, В.Ю. Куклин

Цветков А.В.- д.психол.н., зам. директора по науке Института когнитивного

моделирования

E-mail: ats1981@gmail.com

Куклин Ю.В.- директор Института когнитивного моделирования Адрес: г. Москва, РФ.

РЕЗЮМЕ

В статье рассматривается проблема поиска общих механизмов, обусловливающих зависимость как клинико-психологический феномен. Определено влияние социально-неблагоприятных факторов, приводящих к напряженности адаптивных механизмов и «переносу тяжести» негативных переживаний из социальной сферы в соматическую.

Ключевые слова: химическая зависимость, социально-неблагоприятные факторы,социальная, личностная адаптивность.

Один из наиболее фундаментальных вопросов аддиктологии: где граница между социально-приемлемыми

практиками изменения состояния сознания и зависимостью. От его решения зависит государственное регулирование продаж психоактивных веществ (ПАВ), а также определенных видов деятельности (например, экстремального спорта и религиозных объединений).

Основная полемика при этом традиционно идет вокруг тяжелых форм химической зависимости алкоголизма, опийной наркомании.

Однако согласно официальной статистике, число зависимых от алкоголя и наркотиков суммарно - порядка 1.52 млн. человек, т.е. чуть больше 1% населения России [6]. Понятно, что часть больных просто не попадают под «прицел» наркологии, но и названные бывшим начальником ФСКН В. Ивановым цифры в «семь миллионов наркоманов» кажутся фантастически завышенными [3].

При этом по данным ВЦИОМ, каждый третий россиянин курит [2]. Табачная зависимость, классифицируемая ВОЗ как психическое/поведенческое расстройство (код F17 по МКБ-10), не считается среди сограждан чем-то «болезненным» и относится к категории «дурных привычек».

С одной стороны, в пользу такого восприятия работает

широкое распространение данной формы зависимости, эффект сдвига статистической нормы. С другой, последствия табакокурения имеют не такие яркие проявления, как у того же алкоголизма.

Так, попадание в категорию «потребителейсвреднымипоследствиями» требует наличия физического, психического или социального ущерба, непосредственно связанного с ПАВ. Согласно данным Роспотребнадзора, средняя продолжительность жизни курильщика меньше на 19 лет, а число смертей, ассоциированных с курением превышает 300 тыс. в год [8]. Однако «вред» развивается медленно,

основная масса «табачных» смертей приходится на возрастную когорту 3569 лет, когда курение является уже многолетней проблемой пациента.

«Синдром зависимости», помимо объективного вреда, предполагает утрату количественного и ситуационного контроля за потреблением ПАВ, перераспределение «смысловых

приоритетов» деятельности пациента в пользу потребления. Очевидно, что настолько заядлые курильщики скорее редкость, и опять же, речь о большом стаже потребления ПАВ.

Из этого можно сделать вывод, что рассмотрение табакокурения по ставшим классическими для химических зависимостей критериям малопродуктивно. Пациент часто получает негативную обратную связь и помощь от медиков в момент, когда болезнь начинает реально угрожать жизни. А это скорее терминальная стадия синдрома зависимости, нежели «потребление с вредными последствиями».

Поэтому скорее следует анализировать этот вид аддикций как «нехимический» или «поведенческий» [5].

Несмотря на большое число работ по разным видам деятельности, вызывающим привыкание, в действующие классификации МКБ-10 и DSM-V входит их малая доля (гемблинг, «онлайновые» формы зависимости, патологии пищевых привычек переедание/ голодание). Остальные категории, как та же селфи-зависимость, вредоносность которой официально признана Американской психиатрической ассоциацией в 2014 г., остаются на ничейной территории [9].

Современная аддиктология

акцентируется в первую очередь на негативных последствиях зависимого поведения, его «двойственности» в общественном сознании (условная приемлемость и стигматизация), сужении поведенческого и/или смыслового диапазона личности [5].

Это кажется не вполне верным подходом, однозначно увязывающим

7

поведенческие аддикции с клиническими вариантами течения. Скажем, одной из наиболее распространенных среди специалистов гипотез генеза зависимостей (о ней упоминает тот же А.Ю. Егоров) является «самолечение» пациентами разного рода дефицитов, от нейрохимических, до социальных.

Иными словами, дальнейшее рассмотрение может вестись с позиций сопоставления условной «пользы» зависимостей и потенциального вреда.

Например, в проведенном нашим сотрудником Д.Л. Демидовым ранее исследовании лиц с приверженностью к selfie показано, что у этих условных аддиктов в сравнении с контрольной группой лучше развит эмоциональный интеллект, выше показатели принятия себя и уровень саморегуляции (особенно пластичности регуляторных процессов) и выше оригинальность 8 символического мышления [4].

Следовательно,данныйвидаддикции может трактоваться как адаптивный.

В данный момент коллективом проводится анализ опроса с участием 65 человек, из них 37 классифицированы как курильщики табака, 28 - некурящие. Средний возраст респондентов составил 37,03±11,04 лет, опрошено 31 респондент женского и 34 - мужского пола. В качестве методов использованы опросник саморегуляции В.И. Моросановой с соавт. ССП-98, опросник нервно-психической адаптации (НПА), оценка уровня социальной фрустрированности Вассермана Л.И. в редакции В.В. Бойко, Семантический дифференциал времени Вассермана Л.И. с соавт. и Психологическое время личности Л.А. Регуш.

Исходной посылкой были данные о доминирующих мотивах потребления табака:снижениетревоги,аутостимуляция, общение и «ритуализация» [1;7]. Соответственно, предполагалось,

что социально-коммуникативные

трудности являются триггером курения.

№3 (3) 2016 Приведем краткий анализ

www.j-chr.com результатов. По Семантическому дифференциалу времени можно говорить

о пониженном уровне восприятия активности времени (2,2±5,2 vs 4,1±6,7) лицами, зависимыми от табака, их субъективное время эмоционально менее окрашено (2,8±5,3 vs 3,5±6,1) и более коротко - «величина времени» ниже почти в 1.5 раза. Из среднегрупповых значений по методике «Психологическое время личности» Л.А. Регуш видно, что у курящих табак респондентов наблюдается доминирование ориентации на настоящее (9±2,7), при этом восприятие прошлого (7±2,9) и будущего (7±2,4) у них одинаково. В контрольной же группе доминирование ориентации на настоящее (10±2,7) сочетается с большей, чем на прошлое (6±3,2) ориентацией на будущее (8±2,9).

В среднемпоопросникуНПА курящие респонденты относятся к группе легкой патологии/ дезадаптации (38,1±14,1 против 30,4±15,4у группы сравнения). А некурящих можно отнести к группе «практически здоровых с неблагоприят-ными прогностическими признаками» (наличие негативных соматических сенсаций как фактор риска). При рассмотрении частотного распределения респондентов по уровням нервно-психической адаптации заметно, что форма кривой у независимых от табака испытуемых сходна с гауссовским (нормальным) распределением, сдвинутым несколько вправо. У курящих же лиц кривая частот уверенно возрастает, показывая лишь 3% субъективно здоровых лиц при 43% выражено дезадаптированных. Вероятно, психическая дезадаптация личности действительно (как и обсуждалось в обзоре литературы) является провоцирующим табакокурение фактором. Проверка, проведенная методом логистической регрессии, подтвердила данное предположение с уровнем значимости р=0.044.

Что касается уровня социальной фрустрированности, то он практически одинаков у обеих групп, и относится к умеренному уровню (2,7±0,8 vs 2,9±0,8), будучи незначимо ниже в экспериментальной группе.

Некоторое удивление вызвали

итоги межполового анализа социальной фрустрированности: так, у женщин показатели неудовлетворенности своими достижениями не зависели от курения и были на умеренном уровне, а у мужчин отсутствие никотиновой зависимости было связано с повышенным уровнем социальной фрустрированности.

Частотное распределение

респондентов по уровню социальной фрустрированности демонстрирует, что низкий (21% vs 14%) уровень преобладает у курящих испытуемых табак, а очень высокий (29% vs 18%) - в группе некурящих.

Соответственно, гипотеза о непосредственном влиянии социальной фрустрированности на склонность к курению табака не была подтверждена. Но выявилось (методом простой линейной регрессии) опосредованное влияние с высокой значимостью p=0,002, через параметр НПА: чем выше уровень

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева А.А., Нуриахметова И. Ф., Мухарлямова А.Ю. Мотивы курения современной молодежи // Современные наукоемкие технологии. 2013. №7-2. URL: http://puma/article/n/motivy-kureniya-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 29.11.2016).

2. ВЦИОМ: число курильщиков в России за последний год не уменьшилось [Электронный ресурс]// URL: http://tass. ru/obschestvo/2044307 (дата обращения: 29.11.2016).

3. Глава ФСКН насчитал в России 7 млн наркоманов [Электронный ресурс]// URL: http://www.bbc.com/russian/rus-sia/2015/06/150626_drug_addicts_number (дата обращения: 29.11.2016).

4. Демидов Д.Л. Визуальные символы в развитии самопонимания личности на примере автопортретной фотографии. Автореферат дисс... кандидата психологических наук. - М., 2016. - 44с.

социальной фрустрированности, тем выше показатели нервно-психической дезадаптации, и тем выше вероятность компенсации через курение.

Таким образом, длительное дестабилизирующее действие социально-неблагоприятных факторов приводит к напряженности адаптивных механизмов и «переносу тяжести» негативных переживаний из социальной сферы в соматическую. Соответственно, борьба с курением должна быть направлена не столько на механизмы снижения физического стресса, сколько на психосоматическую конверсию.

Иными словами, сопоставление социальной и личностной адаптивности лиц с аддиктивным поведением привносит продуктивный с позиций реабилитации немедицинский,

внеклинический вектор исследований.

5. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - С-Пб.: Речь, 2007. - 190 с.

6. Наркомания в России наркоманов [Электронный ресурс]// URL: http://www.ga-rant.ru/infografika/612443/ (дата обращения: 29.11.2016). "

7. Пять психологических мотивов курения [Электронный ресурс]// URL: https:// psyonline.ru/article/dependence/74647/ (дата обращения: 29.11.2016).

8. Связаны ли болезни с курением, или о чем недоумевают россияне [Электронный ресурс]// URL: http://www.43.rospotrebnadzor. ru/news/detail.php?ID=1674 (дата обращения: 29.11.2016).

9. American psychiatric association makes it official: 'selfie' a mental disorder/ The Adobo Chronicles [Электронный ресурс]// URL: http://adobochronicles.com/2014/03/31/amer-ican-psychiatric-association-makes-it-official-selfie-a-mental-disorder (дата обращения: 29.11.2016).

BEHAVIORAL AND CHEMICAL DEPENDENCE: CROSSING POINT (ON

THE EXAMPLE OF SMOKING)

Audrey B. Tsvetkov, Vitaliy Yu. Kuklin

Tsvetkov Audrey B. — Deputy Director for Science of Cognitive modeling Institute, PhD. E-mail: ats1981@gmail.com

Kuklin Vitaliy Yu. — Director for Science of Cognitive modeling Institute Address: Moscow, Russian Federation

Abstract

The article deals with the problem of finding common mechanisms that determine addiction as a clinical-psychological phenomenon. The influence of social and unfavorable factors that lead to tension of adaptive mechanisms and "transfer of gravity" of the negative experiences of the social sphere in the somatic.

Keywords: chemical dependency, social and unfavorable factors, social, personal adaptability.

10 REFERENCE

1. Vasileva A.A., Nuriahmetova I.F., Muhar-lyamova A. Yu. Motivyi kureniya sovremen-noy molodezhi // Sovremennyie naukoem-kie tehnologii. 2013. #7-2. URL: http://puma/ article/n/motivy-kureniya-sovremennoy-molodezhi (data obrascheniya: 29.11.2016).

2. VTSIOM: chislo kurilschikov v Rossii za posledniy god ne umenshilos [Elektron-nyiy resurs]// URL: http://tass.ru/obschest-vo/2044307 (data obrascheniya: 29.11.2016).

3. Glava FSKN naschital v Rossii 7 mln narkom-anov [Elektronnyiy resurs]// URL: http://www. bbc.com/russian/russia/2015/06/150626_drug_ addicts_number (data obrascheniya: 29.11.2016).

4. Demidov D.L. Vizualnyie simvolyi v razvitii samoponimaniya lichnosti na primere avto-portretnoy fotografii. Avtoreferat diss... kandi-data psihologicheskih nauk. - M., 2016. - 44s.

5. Egorov A.Yu. Nehimicheskie zavi-simosti. - S-Pb.: Rech, 2007. - 190 s.

6. Narkomaniya v Rossii narkom-anov [Elektronnyiy resurs]// URL: http:// www.garant.ru/infografika/612443/ (data obrascheniya: 29.11.2016).

7. Pyat psihologicheskih motivov kuren-iya [Elektronnyiy resurs]// URL: https:// psyonline.ru/article/dependence/74647/ (data obrascheniya: 29.11.2016).

8. Svyazanyi li bolezni s kureniem, ili o chem nedoumevayut rossiyane [Elek-tronnyiy resurs]// URL: http://www.43. rospotrebnadzor.ru/news/detail. php?ID=1674 (data obrascheniya: 29.11.2016).

9. American psychiatric association makes it official: 'selfie' a mental disorder/ The Adobo Chronicles [Elektronnyiy resurs]// URL: http:// adobochronicles.com/2014/03/31/american-psychiatric-association-makes-it-official-selfie-a-mental-disorder (data obrascheniya: 29.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.