Научная статья на тему 'Поведенческие факторы здоровья челябинских школьников'

Поведенческие факторы здоровья челябинских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
339
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федоров Александр Иванович, Пидуков Владислав Николаевич

Изучены поведенческие факторы здоровья детей и подростков; выполнена апробация технологии социально-педагогического мониторинга здоровья и физической активности детей школьного возраста; выявлены гендерные особенности здоровья, физической активности и здорового стиля жизни подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федоров Александр Иванович, Пидуков Владислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведенческие факторы здоровья челябинских школьников»

УДК 316.3+371.7

ФедоровАлександр Иванович

Кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного университета физической культуры, Челябинского государственного научно-образовательный центра Уральского отделения Российской академии образования (ЧГНОЦ УрО РАО), [email protected], Челябинск

Пидуков Владислав Николаевич

Старший лаборант Челябинского государственного научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛЯБИНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Fyodorov Alexander Ivanovich

Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, director of Chelyabinsk state scientific and educational centre of Ural branch of Russian Academy of Education, Ural state university of physical education, [email protected], Chelyabinsk

Pidukov Vladislav Nikolaevich

The senior laboratorian of Chelyabinsk state scientific and educational centre of Ural branch of Russian Academy of Education, Ural state university of physical education, sportscience@ mail.ru, Chelyabinsk

BEHAVIOURAL FACTORS OF HEALTH OF THE CHELYABINSK

SCHOOLCHILDREN

Феномен “здоровье” обладает определенной спецификой. Сложность изучения состояния здоровья состоит в том, что в основе поведения подростка, связанного со здоровьем, лежат самые различные, иногда конфликтные, потребности. При этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обусловливается мотивами, никак не связанными со здоровьем.

Поведение в сфере здоровья является, главным образом, результатом общепринятой деятельности, не требующей приложения особых усилий и обусловленной существующими в обществе социальными нормами. И именно такое поведение имеет более устойчивый характер по сравнению с моделями поведения, в основе которых лежит сознательная мотивация индивида. Все это существенно осложняет изучение поведенческих показателей здоровья и факторов, их обусловливающих [1;7].

Тем не менее, существует набор показателей, которые характеризуют отношение индивида к своему здоровью: самооценка здоровья, медицинская информированность, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков), экологические факторы, стрессогенные факторы, физическая активность.

Особый интерес представляет изучение межнациональных, региональных, а также гендерных особенностей поведения детей и подростков в аспекте здоровья и здорового стиля жизни. Под гендером понимается социальный пол человека, который характеризует особенности социальных функций мужчины и женщины [1;2;4].

Исследование выполнялось в рамках международного исследовательского проекта “Health Behaviour in School-aged Children ” (“Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья”).

В процессе исследования использовалась технология социально-педагогического мониторинга, под которым понимается способ организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогической системе и социальной инфраструктуре, который обеспечивает непрерывное отслеживание хода образовательного процесса, условий жизни и деятельности и дает возможность осуществления прогноза их развития.

Информация, получаемая с помощью социально-педагогического мониторинга, может быть использована специалистами органов управления образованием, социальных, педагогических и психологических служб системы образования, общеобразовательных школ, специализированных детских учреждений, физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центров для более эффективной организации своей деятельности.

Технология социально-педагогического мониторинга использовалась для изучения здоровья, физической активности и образа жизни школьников Российской Федерации в целом и Уральского федерального округа, в частности. В процессе массового социологического исследования применялась специально разработанная анкета, включающая более 70 вопросов, объединенных в нескольких смысловых блоках: питание, физическая активность, позитивное здоровье, культура семьи, культура сверстников, поведенческий риск, вредные привычки [3;4;5;6].

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья детей и подростков, выполнена апробация технологии социально-педагогического мониторинга здоровья и физической активности детей школьного возраста, выявлены гендерные особенности здоровья, физической активности и здорового стиля жизни подростков.

1. Самооценка здоровья подростков. Отношение человека к своему здоровью обусловлено объективными и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, выражается мнениями и суждениями относительно причин, влияющих на его физическое и психическое благополучие. Отношение человека к здоровью включает в себя субъективную оценку или самооценку человеком своего физического и психического состояния. Самооценка человеком своего состояния является своеобразным индикатором и регулятором реального и вербального поведения.

Самооценка состояния здоровья непосредственно связана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осоз-

нанием жизненной перспективы и места среди других людей (это и обусловливает ее регулятивную функцию). Вместе с тем самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья, поскольку установлена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья по данным медицинских исследований (70-80% случаев).

Установлено, что показатели самооценок девочек и девушек достоверно ниже, чем у мальчиков и юношей того же возраста; и эти различия с возрастом еще больше увеличиваются.

Гендерные различия показателей самооценок состояния здоровья проявляются в том, что для девушек в большей степени характерны различные жалобы на состояние здоровья, недомогания и психосоматические расстройства. В частности, установлено, что 15-летними девушками чаще, чем юношами, отмечены жалобы и недомогания.

2. Медицинская информированность подростков. Поведение подростков в контексте здоровья в значительной мере связано с уровнем их медицинской информированности. Медицинская информированность, в первую очередь, характеризуется знаниями подростка: о вреде для здоровья некоторых привычек, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний, о перенесенных заболеваниях, об особенностях своего организма в связи с противопоказанием приема тех или иных лекарств, о правилах оказания первой медицинской помощи и т. п. Только имея представления об уровне санитарно-гигиенической культуры и медицинской информированности, можно оценить осознанность поведения детей и подростков в отношении своего здоровья и здоровья других людей. Кроме того, показатель медицинской информированности характеризует эффективность профилактической деятельности системы здравоохранения.

Изучение уровня медицинской информированности челябинских подростков производилась на основе анализа показателей, характеризующих отношение учащихся десятых классов к употреблению наркотических средств. Установлено, что 24,8 и 45,0% девушек и 24,8 и 39,3% юношей отметили соответственно, что полностью согласны или согласны с утверждением “многие молодые люди употребляют наркотики”(!). 20,8% девушек и 18,8% юношей считают соответственно, что употребление наркотиков “позволяет чувствовать себя лучше”, а 20,3% девушек и 24,8% юношей отметили соответственно, что употребление слабых наркотиков безвредно. Эти данные свидетельствуют о наличии негативных установок у подростков по вопросам употребления наркотических средств.

3. Место здоровья в системе жизненных ценностей. Результаты ранее проведенных социологических исследований свидетельствуют о том, что в системе жизненных ценностей индивида здоровье как базовая ценность, занимает 3-4 место после “семьи”, “работы”. В условиях современной социально-экономической ситуации ценность здоровья все в большей степени приобретает инструментальный характер.

Это связано также с тем, что при низких стартовых возможностях вхождения в рыночные отношения у большинства населения нашей страны идет эксплуатация наиболее доступного ресурса, а у детей, подростков и молодежи нередко и единственного ресурса - здоровья. Социальные последствия эксплуатации здоровья подростков очевидны: экономические потери от качества здоровья трудовых ресурсов, дополнительные финансовые вложения в программы социальной защиты населения, здоровье будущих поколений, социальное самочувствие общества, рост социальных девиаций. А в связи с увеличением в системе здравоохранения доли платных услуг при параллельном сокращении доходов большинства населения страны, росте безработицы можно уверенно прогнозировать дальнейший рост инструментальной ценности здоровья.

4. Наличие у подростков вредных привычек. В Прогнозе общественного здоровья, представленном в “Основных направлениях государственного регулирования здравоохранения Российской Федерации на 2000-2010 годы”, отмечается усиление таких факторов риска здоровья, как алкоголизм, курение, наркотическая зависимость, снижение физической активности. Подобный прогноз заставляет уделить этим факторам особое внимание.

Курение. Проведено большое количество масштабных исследований, в которых показана взаимосвязь курения со многими заболеваниями, продолжительностью жизни и смертностью (в некоторых исследованиях количество испытуемых составляло около одного миллиона человек, а срок исследования - более 10 лет). Многократно подтвержден вывод - курение вредно, особенно в детском и подростковом периоде. Кроме того, установлено, что, во-первых, именно в детском и подростковом возрасте вред от курения наибольший; во-вторых, курение, как правило, становится первой формой девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается употребление алкоголя, а в ряде случаев - и наркотиков.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что по показателю “экспериментирования” с табакокурением достоверных различий у девушек по сравнению с юношами не выявлено, кроме возрастной группы 11-летних подростков. Интересным является то, что 13-летние девочки имеют даже большие показатели “экспериментирования” с табакокурением (46,8% девочек пробовали курить), чем мальчики этого же возраста (46,3% мальчиков пробовали курить). Установлено, что 13,8% девочек в возрасте 13 лет курят ежедневно, в то время как показатель приобщенности к курению у 13-летних мальчиков составляет 10,4%. 20,8% юношей в возрасте 15 лет курят ежедневно; это достоверно выше, чем у девушек этого же возраста (12,4%).

Употребление алкогольных напитков. Установлено, что к пятнадцатилетнему возрасту практически все подростки имеют опыт употребления алкогольных напитков, а некоторые подростки (даже 11-летние!) несколько раз бывали по-настоящему пьяными. “Критическим” возрастом в плане приобщения подростков к употреблению алкогольных напитков является

возраст 13-14 лет. В этом возрасте 47,0% девочек и 38,5% мальчиков впервые попробовали алкогольные напитки, а 26,2% девочек и 28,2% мальчиков впервые испытали состояние алкогольного опьянения.

Употребление наркотических веществ. В ходе исследований, направленных на изучение особенностей употребления детьми и подростками наркотических веществ, установлено, что употреблению наркотиков обычно предшествует курение и употребление алкогольных напитков (чем раньше подросток начинает курить, тем выше вероятность того, что в будущем он приобщится к наркотикам). Установлено также, что в последние 3-5 лет среди подростков 13-15 лет увеличилась распространенность употребления наркотических веществ, алкогольных напитков и курения, объединенных общим названием психоактивных веществ. Так, уровень распространенности ежедневного курения увеличился в 1,4 раза, уровень алкоголизации -в1,8 раза, уровень наркотизации - в 3,0 раза.

Следует также отметить, что употребление детьми и подростками психоактивных веществ тесно связано с изменением их сексуального поведения. Установлено, что у большинства подростков, имеющий ранний половой опыт, сексуальные связи начинались с курения, употребления алкоголя и наркотиков. Случайные половые связи приводят к заражению болезнями, передающимися половым путем, в том числе ВИЧ-инфекцией. Такой комплекс факторов риска актуален для определенной части подростковой и молодежной среды и существенно осложняет формирование у них самосохра-нительного поведения [1;2].

5. Влияние стрессогенных факторов. В социологическом плане стресс у подростков связан с особенностями взаимоотношений со своими сверстниками, учителями, родителями, а также общей удовлетворенностью своей жизнью. Преобладание негативных переживаний во время взаимоотношений со сверстниками (отсутствие друзей, трудности во время ответов у классной доски и публичных выступлений и т. п.), родителями (непонимание со стороны родителей, “давление” со стороны родителей, уходы из дома и т. п.), а также неудовлетворенность своей жизнью (переживание чувства раскаяния и стыда за сделанное, необходимость действовать по указанию взрослых, публичные замечания со стороны учителей и т. п.) приводят к возникновению у подростков состояния тревожности и растерянности, что может спровоцировать возникновение серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии, возникновение болезней.

Установлено, что около половины подростков во всех возрастных группах хотя бы один раз в месяц испытывают состояние нервного напряжения. Наиболее выраженные гендерные различия установлены у подростков возрастной группы 13 лет (5,4% мальчиков и 18,4% девочек испытывают состояние нервного напряжения). Уровень личностной тревожности у мальчиков и юношей во всех возрастных группах ниже, чем у девочек и девушек того же возраста.

6. Физическая активность детей и подростков. Понятие “физическая активность” трактуется как деятельность индивида, направленная на до-

стижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Физическая активность в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре. Физическая активность должна рассматриваться как главная сфера формирования физической культуры личности. Социальный аспект проблемы формирования физической активности школьников связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала подростков имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека.

Установлено, что в целом для девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для юношей того же возраста. Так, 64,8, 65,0% и 67,3% девочек и девушек 11, 13 и 15 лет соответственно занимаются физическими упражнениями недостаточно часто. Это не позволяет добиться тренирующего эффекта занятий физическими упражнениями.

В заключение следует отметить, что выявленные в ходе исследования гендерные особенности поведения подростков в отношении здоровья используются в настоящее время при внедрении педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в школе, а также при разработке образовательных программ по физическому воспитанию нового поколения.

Библиографический список

1. Журавлева, И. В. Здоровье подростков: социологический анализ [Текст]/ И. В. Журавлева. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. - 240 с.

2. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст]/ И. В. Журавлева. - М.: Наука, 2006. - 238 с.

3. Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ [Текст]/ Сост. А. И. Федоров, С. Б. Шарманова. - Челябинск: Урал-ГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. -88 с.

4. Комков, А. Г. Здоровье и поведение российских школьников. Отчет - 2003: Национальные и региональные особенности [Текст]/ А. Г. Комков, Л. И. Лубышева, А. В. Малинин, В. Н. Утенко. - СПб.: СПбНИИФК, 2004. - 228 с.

5. Международный научный проект “Здоровье и поведение школьников”: Уральский регион: Теоретико-методологические, организационные, информационно-технологические и практические аспекты [Текст]/ Сост. А. И. Федоров, С. Б. Шарманова. - Челябинск: УралГАФК, 2001. - 76 с.

6. Федоров, А. И. Поведенческие факторы здоровья подростков: гендерный аспект [Текст]/ А. И. Федоров. - Челябинск: УралГУФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2007. -28 с.

7. Young people’s health in context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey / Editors C.Currie, C.Roberts, A.Morgan, R.Smith, W.Settertobulte, O.Samdal, V.Rasmussen. - Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 2004. - 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.