Научная статья на тему 'Поведенческие факторы здоровья и физической активности детей и подростков: тендерный аспект'

Поведенческие факторы здоровья и физической активности детей и подростков: тендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
861
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федоров А. И., Шарманова С. Б., Пидуков В. Н., Бикташева Г. Ш., Ковш Н. А.

В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья детей и подростков, выполнена апробация технологии социально-педагогического мониторинга здоровья и физической активности детей школьного возраста, выявлены тендерные особенности здоровья, физической активности и здорового стиля жизни подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федоров А. И., Шарманова С. Б., Пидуков В. Н., Бикташева Г. Ш., Ковш Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведенческие факторы здоровья и физической активности детей и подростков: тендерный аспект»

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

А.И. Федоров, С. Б. Шарманова, В.Н. Пидуков,

Г.Ш. Бикташева*, Н.А. Ковш*, К.Ш. Исергепов,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия;

*Костанайский государственный педагогический институт, Костанай, Республика Казахстан

В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья детей и подростков, выполнена апробация технологии социально-педагогического мониторинга здоровья и физической активности детей школьного возраста, выявлены гендерные особенности здоровья, физической активности и здорового стиля жизни подростков.

Введение. Феномен «здоровье» обладает определенной спецификой. Сложность изучения состояния здоровья состоит в том, что в основе поведения подростка, связанного со здоровьем, лежат самые различные, иногда конфликтные, потребности. При этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обусловливается мотивами, никак не связанными со здоровьем. Поведение в сфере здоровья является, главным образом, результатом общепринятой деятельности, не требующей приложения особых усилий и обусловленной существующими в обществе социальными нормами. И именно такое поведение имеет более устойчивый характер по сравнению с моделями поведения, в основе которых лежит сознательная мотивация индивида. Все это существенно осложняет изучение поведенческих показателей здоровья и факторов, их обусловливающих [1].

Тем не менее, существует набор показателей, которые характеризуют отношение индивида к своему здоровью: самооценка здоровья, медицинская информированность, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков), экологические факторы, стрессогенные факторы, физическая активность. Особый интерес представляет изучение межнациональных, региональных, а также гендерных особенностей поведения детей и подростков в аспекте здоровья и здорового стиля жизни. Под гендером понимается социальный пол человека, который характеризует особенности социальных функций мужчины и женщины [1,3].

Цель исследования - изучение гендерных особенностей поведения подростков в аспекте здоровья и здорового стиля жизни.

Методика и организация исследования. Исследование выполнялось в рамках международного научного проекта «Health Behaviour in School-aged Children» («Здоровье и поведение школьников»), В процессе исследования использовалась

технология социально-педагогического мониторинга, под которым понимается способ организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогической системе и социальной инфраструктуре, который обеспечивает непрерывное отслеживание хода учебно-воспитательного процесса, условий жизни и деятельности и дает возможность осуществления прогноза их развития.

Информация, получаемая с помощью социально-педагогического мониторинга, может быть использована специалистами органов управления образованием, социальных, педагогических и психологических служб системы образования, общеобразовательных школ, специализированных детских учреждений, физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центров для более эффективной организации своей деятельности.

Методика социально-педагогического мониторинга использовалась для изучения здоровья, физической активности и образа жизни школьников Российской Федерации в целом и Уральского федерального округа, в частности. В процессе массового социологического исследования применялась специально разработанная анкета, включающая более 70 вопросов, объединенных в нескольких смысловых блоках: питание, физическая активность, позитивное здоровье, культура семьи, культура сверстников, поведенческий риск, вредные привычки [2, 3,4].

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья детей и подростков, выполнена апробация технологии социально-педагогического мониторинга здоровья и физической активности детей школьного возраста, выявлены гендерные особенности здоровья, физической активности и здорового стиля жизни подростков.

1. Самооценка здоровья подростков. Отношение человека к своему здоровью обусловлено объективными и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, выражается мне-

Федоров А.И., Шарманова С.Б., Пидуков В.Н., Бикташева Г.Ш., Ковш Н.А., Исергепов К.Ш.

Поведенческие факторы здоровья и физической активности детей...

ниями и суждениями относительно причин, влияющих на его физическое и психическое благополучие. Отношение человека к здоровью включает в себя субъективную оценку или самооценку человеком своего физического и психического состояния. Самооценка человеком своего состояния является своеобразным индикатором и регулятором реального и вербального поведения.

Самооценка состояния здоровья непосредственно связана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди других людей (это и обусловливает ее регулятивную функцию). Вместе с тем самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья, поскольку установлена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья по данным медицинских исследований (70-80 % случаев).

Установлено, что показатели самооценок девочек и девушек достоверно ниже, чем у мальчиков и юношей того же возраста; и эти различия с возрастом еще больше увеличиваются.

В наибольшей степени состоянием своего здоровья удовлетворены шведские школьники (73 % юношей и 58 % девушек), в наименьшей степени -школьники Северной Ирландии (17% юношей и 8 % девушек). Для российских школьников установлено следующее: лишь 29 % юношей и 14 % девушек удовлетворены состоянием своего здоровья (все данные для 15-летних подростков).

Гендерные различия показателей самооценок состояния здоровья соотносятся с тем, что для девушек в большей степени характерны различные жалобы на состояние здоровья, недомогания и психосоматические расстройства. В частности, установлено, что 15-летними девушками чаще, чем юношами, отмечены жалобы и недомогания.

2. Медицинская информированность подростков. Поведение подростков в контексте здоровья в значительной мере связано с уровнем их медицинской информированности. Медицинская информированность, в первую очередь, характеризуется знаниями подростка: о вреде для здоровья некоторых привычек, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний, о перенесенных заболеваниях, об особенностях своего организма в связи с противопоказанием приема тех или иных лекарств, о правилах оказания первой медицинской помощи и т.п. Только имея представления об уровне санитарно-гигиенической культуры и медицинской информированности, можно оценить осознанность поведения детей и подростков в отношении своего здоровья и здоровья других людей. Кроме того, показатель медицинской информированности характеризует эффективность профилактической деятельности системы здравоохранения.

Установлено, что в целом для российских подростков характерен более низкий уровень по-

казателей медицинской информированности по сравнению с их зарубежными сверстниками; для юношей характерен более низкий уровень медицинской информированности, чем для девушек того же возраста.

3. Место здоровья в системе жизненных ценностей детей и подростков. Результаты ранее проведенных социологических исследований свидетельствуют о том, что в системе жизненных ценностей индивида здоровье как базовая ценность, занимает 3-4 место после «семьи», «работы». В условиях современной социально-экономической ситуации ценность здоровья все в большей степени приобретает инструментальный характер. Это связано также с тем, что при низких стартовых возможностях вхождения в рыночные отношения у большинства населения нашей страны идет эксплуатация наиболее доступного ресурса, а у детей, подростков и молодежи нередко и единственного ресурса - здоровья. Социальные последствия эксплуатации здоровья детей и подростков очевидны: экономические потери от качества здоровья трудовых ресурсов, дополнительные финансовые вложения в программы социальной защиты населения, здоровье будущих поколений, социальное самочувствие общества, рост социальных девиаций. А в связи с увеличением в системе здравоохранения доли платных услуг при параллельном сокращении доходов большинства населения страны, росте безработицы можно уверенно прогнозировать дальнейший рост инструментальной ценности здоровья.

4. Наличие у подростков вредных привычек. В Прогнозе общественного здоровья, представленном в «Основных направлениях государственного регулирования здравоохранения Российской Федерации на 2000-2010 годы», отмечается усиление таких факторов риска здоровья, как алкоголизм, курение, наркотическая зависимость, снижение физической активности. Подобный прогноз заставляет уделить этим факторам особое внимание.

Курение. Проведено большое количество масштабных исследований, в которых показана взаимосвязь курения со многими заболеваниями, продолжительностью жизни и смертностью (в некоторых исследованиях количество испытуемых составляло около одного миллиона человек, а срок исследования - более 10 лет). Многократно подтвержден вывод - курение вредно, особенно в детском и подростковом периоде. Кроме того, установлено, что, во-первых, именно в детском и подростковом возрасте вред от курения наибольший; во-вторых, курение, как правило, становится первой формой девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается употребление алкоголя, а в ряде случаев - и наркотиков.

Установлено, что во многих европейских странах показатели приверженности к курению у девочек и девушек не ниже, а в некоторых странах (Гренландия, Уэльс, Дания, Канада, Германия, Испания) выше, чем у мальчиков и юношей.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

169

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

Употребление алкогольных напитков. Установлено, что к пятнадцатилетнему возрасту практически все подростки имеют опыт употребления алкогольных напитков. Наиболее высокие показатели употребления алкоголя среди 15-летних подростков установлены у школьников Уэльса (52 % юношей и 45 % девушек), а наименьшие показатели - у швейцарских подростков (4 % юношей и 3 % девушек). Для российских 15-летних подростков характерно следующее: 21 % юношей и 11 % девушек еженедельно употребляют алкогольные напитки. А в последние годы уровень употребления алкогольных напитков различной крепости российскими подростками увеличился в 1,8-2,5 раза.

Употребление наркотических веществ. В ходе исследований, направленных на изучение особенностей употребления детьми и подростками наркотических веществ, установлено, что употреблению наркотиков обычно предшествует курение и употребление алкогольных напитков (чем раньше подросток начинает курить, тем выше вероятность того, что в будущем он приобщится к наркотикам). Установлено также, что в последние 3-5 лет среди подростков 13-15 лет увеличилась распространенность употребления наркотических веществ, алкогольных напитков и курения, объединенных общим названием психоактивных веществ. Так, уровень распространенности ежедневного курения увеличился в 1,4 раза, уровень алкоголизации - в 1,8 раза, уровень наркотизации - в 3,0 раза.

Следует также отметить, что употребление детьми и подростками психоактивных веществ тесно связано с изменением их сексуального поведения. Установлено, что у большинства подростков, имеющий ранний половой опыт, сексуальные связи начинались с курения, употребления алкоголя и наркотиков. Случайные половые связи приводят к заражению болезнями, передающимися половым путем, в том числе ВИЧ-инфекцией. Такой комплекс факторов риска актуален для определенной части подростковой и молодежной среды и существенно осложняет формирование у них са-мосохранительного поведения.

5. Влияние стрессогенных факторов. В социологическом плане стресс у подростков связан с особенностями взаимоотношений со своими сверстниками, учителями, родителями, а также общей удовлетворенностью своей жизнью. Преобладание негативных переживаний во время взаимоотношений со сверстниками (отсутствие друзей, трудности во время ответов у классной доски и публичных выступлений и т.п.), родителями (непонимание со стороны родителей, «давление» со стороны родителей, уходы из дома и т.п.), а также неудовлетворенность своей жизнью (переживание чувства раскаяния и стыда за сделанное, необходимость действовать по указанию взрослых, публичные замечания со стороны учителей и т.п.) приводят к возникновению у подростков состояния тревожности и растерянности, что может спровоцировать

возникновение серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии, возникновение болезней.

6. Физическая активность детей и подростков. Понятие «физическая активность» трактуется как деятельность индивида, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Физическая активность в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре. Физическая активность должна рассматриваться как главная сфера формирования физической культуры личности. Социальный аспект проблемы формирования физической активности школьников связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала подростков имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека [2, 3].

Установлено, что в целом для девочек и девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для мальчиков и юношей того же возраста. Наиболее высокий уровень физической активности характерен для школьников Австрии (89 % юношей и 68 % девушек занимаются физическими упражнениями два и более раз в неделю); наиболее низкий уровень физической активности выявлен у испанских подростков (67 % юношей и 28 % девушек соответственно).

В заключение следует отметить, что изучение гендерных особенностей поведения подростков в сфере здоровья и здорового стиля жизни обеспечивает разработку образовательных программ нового поколения и реализацию дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Литература

1. Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. - 240 с.

2. Здоровье и поведение школьников: Соци-ально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ / Сост. А. И. Федоров, С.Б. Шарманова. - Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. - 88 с.

3. Комков А.Г., Лубышева Л.И., Малинин А.В., Утенко В.Н. Здоровье и поведение российских школьников. 0тчет-2003: Национальные и региональные особенности. - СПб.: СПбНИИФК, 2004. -228 с.

4. Health and Health Behaviour among Young People. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents Issue 1. International Report / Editor C. Currie, K. Hurrelmann, W. Settertobulte, R. Smith, J. Todd. - Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 2000. - 132 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.