М. А. Федотова
«ПОУЧЕНИЕ НА ОСВЯЩЕНИЕ ЦЕРКВИ» ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО: ОБ АТРИБУЦИИ ПАМЯТНИКА И К ВОПРОСУ О ЦЕРКОВНЫХ ИМЕНИЯХ *
Резюме
Проповеди составляют один из самых больших пластов в творческом наследии святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского (1651-1709), и вопросы атрибуции для многих его слов и поучений все еще остаются актуальными. Проповеди обнаруживаются в рукописных сборниках его сочинений. Некоторые из них были созданы в ростовском скриптории (среди них есть авторские рукописи из библиотеки митрополита), другие читаются в сборниках проповедей, которые хотя и не были созданы при жизни митрополита, но переписаны с использованием его черновых рукописных материалов.
Эти рукописи помогают не только атрибутировать неизвестные тексты, но и определить время написания и место произнесения текстов, ранее хорошо известных и атрибутированных, ввести их в исторический контекст. К таким текстам относится «Слово на освящение церкви», которое, как удалось установить М. А. Федотовой, было произнесено 6 июля 1707 г. при освящении Воскресенской церкви в селе Красном Ярославского уезда, построенной на средства сенатора Григория Андреевича Племянникова. Кроме общего исторического контекста, автор статьи показала, что данная проповедь принадлежит к числу сочинений митрополита, в которых отразилась тема «отъятия церковных имений». Тема стала актуальной для позиции митрополита в связи с возрождением в 1701 г. Монастырского приказа и нашла также свое воплощение в «Келейном летописце» Димитрия Ростовского и ряде его ораторских слов.
* Статья написана при поддержке гранта РФФИ 18-012-00236 (Проповеди Димитрия Ростовского: проблемы атрибуции и научного издания).
© М. А. Федотова, 2020
Ключевые слова: святой Димитрий Ростовский, проповеди, неизвестные сочинения, атрибуция, источниковедение
Marina A. Fedotova
THE «SERMON ON THE CONSECRATION OF THE CHURCH» BY DIMITRY OF ROSTOV: ON THE ATTRIBUTION OF THE WORK AND ON THE ISSUE OF CHURCH PROPERTY
Abstract
Sermons form one of the largest parts in the literary heritage of St. Dmitry, the metropolitan of Rostov and Yaroslavl (1651-1709), and problems of their attribution are still topical. The sermons are found in manuscript miscellanies of Dimitry's works. Some of them were made in the Rostov scriptorium; they include author's manuscripts from the metropolitan's library. Others are found in miscellanies that were not made in Dimitry's lifetime, but were written with the use of his draft manuscripts.
These manuscripts help not only to attribute unknown texts but also to determine the time of writing and the place of delivering of well-known and attributed texts, and also to place them in historical context. The "Sermon on the Consecration of the Church" is one of such texts. The author of the article argues that this sermon was delivered on July 6, 1707, during the consecration of the Resurrection Church in the village of Krasnoye (Yaroslavl province), the building of the church being sponsored by the senator Grigory Andreevich Plemyannikov. The article also shows that the sermon belongs to the group of works where the metropolitan developed the theme of the "seizure of church estates". The topic became relevant for the metropolitan in connection with the restoration of the Monastery Office in 1701; it also appears in Keleiny Letopisets by Dimitry of Rostov and some of his oratory works.
Keywords: Metropolitan Dimitry of Rostov, sermons, unknown works, problems of attribution, source study
DOI 10.31860/2712-7591-2020-1-59-80
В пятом томе первого собрания сочинений Димитрия Ростовского читается «Поучение на освящение церкви» (тема проповеди не обозначена, нач.: «Освящение святаго и всечестнаго храма сего, егоже в честь и славу Христу Спасителю нашему...», кон: «...и о всем воинствЬ и народЬ, и о всем его великодержавном государств^, о немже, государЬ нашем, и нынЬ со-борнЬ моляшеся, глаголем и воспЬваем: „Многа лЬта!" Аминь») [Димитрий Ростовский, 1786]. Проповедь имеется и в последующих переизданиях сочинений святителя, например в Собраниях сочинений: [Димитрий Ростовский, 1805—1807]; [Димитрий Ростовский, 1818]; [Димитрий Ростовский, 1842];
[Димитрий Ростовский, 1857] и др., и широко представлена в рукописной традиции, назовем лишь некоторые основные списки: РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25 (далее — Хлуд. 25), л. 579-581 об.; РНБ, F. I. 455, л. 128-131 об.; Софийское собр., № 1283, л. 339 об .-342 об.; собр. М. П. Погодина, № 1154, л. 200-202 об., собр. А. А. Титова, № 3557 (далее — Тит. 3557), л. 329-334, и № 100 (далее — Тит. 100), л. 311-313 об.; ГИМ, собр. И. Е. Забелина, № 619 (далее — Заб. 619), л. 447-451.
В проповеди сказано, что освящаемая церковь — Воскресенская («Освящение святаго и всечестнаго храма сего, егоже в честь и славу Христу, Спасителю нашему, в повседневное воспоминание тридневнаго его Воскресения...» (л. 447))1, и в ней прославляется ктитор, на средства которого она построена. По своему содержанию и структуре поучение могло бы быть проповедью-образцом для произнесения при освящении любой церкви, построенной на средства донатора (в начале и в конце текста «благородный господин» называется «имярек») — такую функцию оно, вероятно, и выполняло, тиражируясь в рукописных списках и печатных изданиях.
Атрибуция проповеди — принадлежность перу Димитрия Ростовского — не вызывает сомнения, хотя авторство святителя Димитрия в отношении ряда сочинений, в том числе и проповедей, вошедших в его первое собрание сочинений (см. [Федотова, 2018]), исследователями творчества писателя не раз ставилось под сомнение. Что касается «Поучения на освящение церкви», то для его атрибуции можно привести следующие аргументы 2.
Во-первых, данная проповедь читается в печатных изданиях и рукописных списках сочинений только святителя Димитрия, ее нет в сборниках
1 Здесь и далее цит. по рукописи Заб. 619; указание на листы — после цитаты в скобках.
2 Димитрий Ростовский, называемый «последним общеславянским писателем» [Лабын-цев], безусловно, принадлежит к писателям раннего Нового времени. Конечно, при анализе творчества святителя нельзя не учитывать проблему оригинальности его текстов, отчасти связанную с компилятивным характером древнерусской книжности: метод комбинирования, сознательного соединения источников, с одной стороны, их сравнение, соотнесение и критика — с другой, характерен для сочинений ростовского митрополита, и тем не менее вопросы авторства его сочинений вполне соотносимы с проблемами атрибуции произведений писателей Нового времени. Как точно отметил А. Л. Гришунин, «атрибуционные ошибки, неверное приписывание сочинений тому или иному писателю влекут за собой ошибки в трактовке творчества и литературного процесса, а наличие в литературном наследии неразысканных и неатрибутированных произведений делает наши знания о писателе неполными и неточными. И наоборот, убедительная точная атрибуция, введение в литературный оборот новых страниц наследия может существенно дополнить и уточнить наши знания о творчестве писателя» [Гришунин, с. 250]. Несмотря на отличия между древнерусской литературой и литературой Нового времени, вопросы атрибуции актуальны для обеих; укажем, например, на проблему атрибуции сочинений Феодосия Печерского, окончательно не решенную до настоящего времени. См.: [Еремин, 2013]; первая публикация: [Еремин, 1947].
проповедей младших и старших современников ростовского митрополита — Симеона Полоцкого, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и др.3
Во-вторых, в нашем «Поучении на освящение церкви», как и в другой проповеди, атрибутируемой Димитрию Ростовскому и произнесенной им 28 июля 1705 г. также на освящение церкви, только иной — Смоленско-Корнилиевской церкви Борисоглебского монастыря Переславля-Залесско-го 4, — толкуется один и тот же сюжет из Книги Бытия (28: 10—22).
В «Поучении на освящение церкви» этот фрагмент звучит так: «Гря-дый Иаков от студенца клятвеннаго в Харан, обрате мЬсто и почил на нем, камень положив себЬ возглавие. И сон видЬ: Бога во снЬ видЬ и аггелов, по лЬствици ходящих, якоже о том пишется в бытейской книзЬ. По снЬ оном востав, взят камень, иже бЬ ему возглавием, и постави его в столп, и возлиа елей верху того, и прозва имя мЬсту тому Дом Божий» (л. 447).
А в «Слове на освящение Смоленско-Корнилиевской церкви» он изложен следующим образом: «Святит убо мЬсто оно Иаков святый, а како святит, внемлем. Востав заутра, взя камень, иже бЬ положил возглавие себЬ, и постави того в столп, и возлиа елей верху того, и прозва имя мЬсту тому Дом Божий, Улимаус же бЬ имя мЬсту первЬе, и молися Иаков молитвою, и полагал обЬт, глаголя к Богу: „От всего, яже ми даси, одесятствую тебЬ десятину"» (л. 321 об.-322) 5.
Безусловно, далее проповеди по-разному интерпретируют, толкуют Священное Писание, барочные концепты обеих проповедей получили отличное друг от друга развитие, наполнены разными сравнениями, аллегориями, образами и прикладами. Однако важно отметить, что автор для обеих проповедей, произнесенных на общую тему — освящение церкви, — избирает для одного из концептов, для одного из толкований один и тот же библейский сюжет.
И наконец, третье — и самое важное. Некоторые рукописные списки, в составе которых читается «Поучение на освящение церкви», дают нам исторический контекст — сведения о месте и времени произнесения проповеди — и помогают раскрыть имя «благородного господина», построившего церковь. Это списки Заб. 619, Тит. 3557 и Тит. 100. Все три списка имеют ряд отличительных особенностей.
3 Исключаем из этого списка украинских ораторов, чьи проповеди в основном написаны на «просто мове».
4 Заглавия у проповеди нет, название «Слово на освящение Смоленско-Корнилиевской церкви» дано нами [Федотова, 2016].
5 Здесь и далее данная проповедь цит. по рукописи Тит. 3557; указание на листы — после цитаты в скобках.
Рукопись Заб. 619 ( 40, 470 л., скрп., нач. XVIII в. (до 1709 г.)) принадлежит к «авторизованным» сборникам, т. е. сборникам, вышедшим из скрипто-рия митрополита, с правкой и маргиналиями, сделанными рукой святителя; в данной рукописи таких помет не много, но все-таки они встречаются [Федотова, 2015, с. 12—13], что свидетельствует, безусловно, о прижизненном создании списка и, следовательно, о его авторитетности. Рукопись Тит. 3557 (40, 625 л., п/у скрп., 1717 г.) [Титов, 1901, с. 126-134, № 1285] не является «авторизованной», но совершенно очевидно, что она, как немногие из сборников сочинений ростовского митрополита, переписана с черновых рукописей святителя Димитрия [Федотова, 2014, с. 40-44] 6, что дает нам основание относиться с особым вниманием к составу сборника и с доверием — к его маргиналиям; к подобным рукописям можно еще отнести лишь рукопись из собрания Ростовского музея-заповедника, № 828 [Круминг]. Список Тит. 100 ( 20, 571 л., п/у, 2-я пол. XVIII в.) [Титов, 1901, с. 89-100, № 1277] — один из особых фолиантов с сочинениями Димитрия Ростовского: это рукопись большого формата и объема, писанная почти сразу после канонизации святителя Димитрия 7, имеющая в своем составе почти самое большое количество проповедей митрополита, собранных по различным спискам.
Все три списка имеют отличительные маргиналии. В рукописях Заб. 619 и Тит. 3557 имеется помета «Ano 1707 Julis 6», а в начале и конце проповеди вместо «имярек» прославляется «благородный господин Григорий Андреевич»: «...ты благородный господин Григорий АндрЪевичь, усердствуя ко Господу своему, от имений твоих сооружил еси»; «Здравствуй убо, благородный господин Григорий Андреевич и многол^тствуй, веселися же и радуйся.», т. е. проповедь была произнесена 6 июля 1707 г., а восхваляется некий Григорий Андреевич — строитель храма. Еще больше сведений мы получаем из рукописного списка Тит. 100, где, кроме даты («Ano 1707 Julis 6»), ука-
6 В этой рукописи в списке нашего «Поучения на освящение церкви» сохранены, например, латинские наименования (в сокращенном виде) Книги Бытия — Gen. 28, Книги Царств — Regnu, они не переведены и не исправлены, в отличие от других списков. Такого написания нет в «авторизованной» рукописи, и это свидетельствует о том, что при всей текстологической близости списков Заб. 619 не был протографом для Тит. 100.
7 В оглавлении рукописи Димитрий назван святым («Поучения на дни недЬльныя и празд-ничныя, проповеданные и сочиненные трудами святаго Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца»); как известно, святитель был канонизирован в 1757 г. — и это верхняя граница создания рукописи. Кроме того, в списке нашего «Поучения на освящение церкви» из этого сборника император Петр III упомянут как здравствующий самодержец: «...о благочестивейшем самодержавнейшем великом государЪ нашем императоре Петре Феодоровиче, самодержце Всероссийском.»; Петр III правил с января по июнь 1762 г., умер 6 (17) июля 1762 г., а значит, список этой проповеди, а возможно, и вся рукопись Тит. 100 были созданы в первой половине 1762 г.
зано и место произнесения: «В Ярославском уЬздЬ в селЬ Красном сенатора Григорья Ивановича 8 Племянникова». Таким образом, когда Ростовской епархией управлял святитель Димитрий, в Ярославском уезде, в селе Красном, на средства Григория Андреевича Племянникова была построена Воскресенская церковь, которую 6 июля 1707 г. освятил митрополит, и во время богослужения при освящении храма он произнес проповедь, дошедшую до нас как «Поучение на освящение церкви».
Строитель церкви, Григорий Андреевич Племянников (1658—1713), был стольником и сподвижником Петра I. Он служил в различных приказах и коллегиях: в 1700 г. заведовал Приказом адмиралтейских дел; в 1701 г. был отправлен в Архангельск для осмотра шести новых кораблей, о чем составил подробный отчет; в 1703 г. владел железным заводом, где отливались пушки; затем «надзирал за недорослями», явившимися в Москву «для смотра»; под Воронежем принимал участие по приказу Петра I в расправе над казаками булавинского восстания; в 1711 г., после учреждения Сената, стал одним из первых (из числа десяти) сенаторов Российской империи [Гарский]. Известно о чуде исцеления Григория Андреевича Племянникова от иконы Владимирской Божьей Матери во Владимире, где он вынужден был остановиться при возвращении в Москву из поездки по «низовым» городам, так как с ним приключилась тяжелая болезнь. К ослабевшему и уже не могущему говорить стольнику в его дом была принесена икона Владимирской Божьей Матери, после молебна перед которой и питья освященной воды наступило облегчение в болезни, а затем и исцеление Григория Андреевича. В знак благодарности стольник на собственные средства предпринял ремонт внутреннего помещения и убранства Владимирского Успенского кафедрального собора, а также вложил большой серебряный ковш, на котором была вычеканена надпись: «1708 г. 15 января сей ковш дал вкладу во Владимир в соборную Пречистыя Богородицы Успения церковь Григорий Андреевич Племянников, по обещанию своему за совершившееся чудо цельбы от Бога предстательством Богоматери и святых (владимирских) чудотворцев, от смертных врат на живот возвращение» [Нарбеков]; [Поселянин].
8 В рукописи допущена ошибка: «Ивановича» вместо «Андреевича». Следует отметить, что имя ктитора, место и время произнесения проповеди читаются только в маргиналии, в тексте имени ктитора нет, маргиналия же могла быть перенесена в Тит. 100 из другой рукописи. В целом же писец списка или его предшественник «поработали» с текстом проповеди следующим образом: текстологические разночтения с другими списками несущественны, но при прославлении и пожелании здравствования имя Петра I, соотносимое со временем произнесения проповеди («...о великом государЬ нашем царЬ и великом князЬ ПетрЬ АлексиевичЬ и всея Великия и Малыя и БЬлыя России самодержцЬ, и о всем пресвЬтлом его царском домЬ...»), заменено на имя императора Петра III (см. примеч. 7).
Среди владений Г. А. Племянникова имелось и село Красное в Ярославском уезде, в котором по заказу стольника в 1707 г. было завершено строительство Воскресенской церкви. По мнению специалистов, Воскресенская церковь — «это очень редкий — а для Ярославской области, быть может, даже уникальный образец ярусного вотчинного храма начала XVIII века» [Борисов, с. 51]. Церковь строилась, вероятно, довольно продолжительное время, «на сроках строительства сказывались (...) отлучки заказчика, занятого по службе, и отсутствие у местных мастеров навыков возведения такого рода композиций», а потому элементы стиля «московского барокко», к тому времени уже сложившегося и представленного своими классическими образцами, отразились далеко не в полной мере, и Воскресенская церковь «по своей объемной композиции и декору (...) напоминает памятники ранней ста -дии развития „нарышкинского" стиля» [Борисов, с. 51 — 52].
Приведем описание церкви (рис. 1) 9: «Ее нижний ярус представляет собой вытянутый по оси восток — запад десятигранник, в плане близкий
к овалу. С запада к основному объему примыкает низкая граненая апсида. Нижний ярус служит основанием для трех уменьшающихся восьмериков, увенчанных небольшой главкой „с перехватом" (...) Общий облик памятника отличается своего рода недосказанностью, переходным характером. Наряду с типичными для „московского барокко" приемами: восьмигранные окна, полуколонки с базами и капителями на углах объемов, карниз в виде „пилы" — заметна более свойственная ярославскому зодчеству конца XVII — начала XVIII века сдержанность в наружном убранстве. Широкие плоскости граней нижнего восьмерика почти лишены декора. Количество окон отнюдь не столь велико, сколь могло бы быть при последовательном проведении стилистических принципов „московского барокко". Важнейший композиционный принцип ярусных сооружений — последовательность облегчения ярусов по мере развития архитектурных масс вверх — нарушен заметным несоответствием между пропорциями нижнего и среднего восьмериков» [Борисов, с. 52, 54].
Согласно сведениям о монастырях и церквях Ярославской епархии, Воскресенская каменная церковь в селе Красном была летней, «прочна, но для многочисленных прихожан весьма мала» [Краткие сведения, с. 85] 10. Во времена Ростовской митрополии, т. е. до конца 1780-х гг. — упразднения Ростовского архиерейского дома и переноса владычной кафедры в Ярославль [Виденеева, с. 4], — в селе Красном было «вотчинное монастырское управление и летняя архиерейская дача» [Титов, 1883, с. 32—33]. При церкви в середине XVIII в. была возведена высокая каменная столпообразная восьмигранная шатровая колокольня. К летнему храму в первой половине XIX в. была пристроена шестистолпная трапезная — зимняя церковь с двумя приделами: «правый во имя Казанской Божьей Матери», где находилась «древняя, почитаемая за чудотворную» икона, «и левый во имя святителя и чудотворца Николая» [Краткие сведения, с. 85]. В 1913 г. была предложена и осуществлена пристройка к северной стене паперти и западной стене храма [Протоколы, с. 13]. Во времена гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. храм не закрывался.
В небольшом по объему, логически построенном «Поучении на освящение церкви» святитель Димитрий прославляет создание церкви, описывает ее украшение и чествует ее строителя.
Как отмечалось выше, создание церкви восхваляется через толкование фрагмента из Книги Бытия, оно завершается авторским восклицанием: «О, неизреченныя благости и человЬколюбия Божиа от пребогатых того
10 Благодарю А. Г. Мельника за указание издания.
щедрот за толь малое Иаковле ему дарование, за един невеликий и простый камень, Домом Божиим прозванный, толикая ему воздает воздаяния, толь превеликии дары. Мы же отсюду смотрим, коль приятно есть Богу созидание храмов святых. Аще бо един камень в честь его, от Иакова поставленный, толь ему приятствовася, колми паче создание ц^лаго, от многих камений со-оруженнаго, совершеннаго храма есть ему благоприятно и вовеки незабвенно» (л. 448—448 об.). Украшение храма «изображается» и возвеличивается через прочтение и комментарий к главам 25 и 35 ветхозаветной книги Исход, где повествуется об украшении храма Господня, святой скинии, для которой требовались как драгоценные вещи, так и недрагоценные предметы, воспринимаемые Господом как не менее ценные и щедрые дары, о чем святитель Димитрий заключает: «Мы же внемлем: аще и малыя вещи, во украшение и в каковое-либо потребство сЬнЪ Господней принесенныя, приятствуются от Бога, якоже и велики, аще и едина овчая кожа и горсть волны, ему принесенныя, есть у него, яко велик дар. Колми паче благоприятно ему быти веруем неубогое, нескупое, нескудное, но со многим иждивением от добра-го произволениа сердца творимое храмов Господних украшение» (л. 449). Все это объединяется в общей славе и чествовании Небесного Создателя и земного строителя: «Твое благородие, к Господу Богу своему усердствуя и отверзая ему сердца твоего доброхотие, произволение и любовь, сей пре-честный храм от Богом данных ти имений создал еси и богатно украсил еси, в честь и славу пресвятаго имени его, буди убо благонадежне пребогатыя милости его, временныя и вЪчныя. Ты построил еси ему на земли, он построит тебЪ дом на небеси — дом, о немже апостол воспоминает: „Аще земная храмина тЬла нашего раззорится, создание имамы храмину нерукотворную, вечную на небеси". Ты не пощадил еси для него имЪниа твоего, он не пощадит ти царствиа своего, ты дарствовал еси ему временная, он дарствовати тебЪ имать вечная, ты украсил еси прекрасно и преизрядно дом его, он же украсит душу твою, яко подобие храма» (л. 449—449 об.).
В этой похвале повторяющимися оказываются слова, что строитель Воскресенской церкви «сей пречестный храм от Богом данных ти импний создал еси и богатно украсил еси», что «не пощадпл еси для него импниа твоего, он не пощадит ти царствиа своего» (курсив наш. — М. Ф.). Эти слова отражают значимую, волнующую Димитрия Ростовского тему о монастырских и церковных имениях, связанную прежде всего с восстановлением в 1701 г. Монастырского приказа, во главе которого был поставлен боярин И. А. Мусин-Пушкин. Это был один из главных актов церковной реформы Петра I, за этим последовало упразднение патриаршества, учреждение Синода и введение в 1721 г. «Духовного регламента», контролирующего дела
Церкви [Анисимов]; [Виденеева, с. 4]. Возобновление деятельности Монастырского приказа, главными функциями которого было решение административно-хозяйственных и финансовых вопросов, подразумевало и то, что вотчины и владения монастырей и архиерейских домов, в том числе и Ростовского архиерейского дома, передавались в его ведение и с духовных имений осуществлялся сбор пошлин, податей и повинностей. Тема изъятия «церковных имений» была затронута в творчестве Димитрия Ростовского, прежде всего, в «Келейном летописце»: статья «о церковных имениях» (нач.: «Что же речем о тЬх, иже не точию дают в препитание служителем церковным.») 11 читается во многих рукописных списках, но в изданиях «Келейного летописца» она до сих пор не опубликована 12. Примечательно, что в «Келейном летописце» статья «о церковных имениях» следует за толкованием сюжета из Книги Бытия (28: 10—22) о камне Иакова — основополагающего концепта «Поучения на освящение церкви».
Обращался Димитрий Ростовский к этой теме и в сочинениях ораторского жанра. Среди трудов святителя Димитрия есть полемические сочинения — трактат «Разсуждение о пресуществлении святейшей евхаристии», «Розыск о раскольнической брынской вере», — в которых может наблюдаться актуальность позиции автора и жесткость суждений, но в целом назидательный и просветительский характер его трудов не отличался острыми и резкими высказываниями и мнениями 13. Таким ровным стилем и в сдержанной манере святитель рассуждает в своих поучениях о волнующей его теме «церковных имений». Особенно показательно в этом отношении «Слово на освящение Смоленско-Корнилиевской церкви», в которой святитель много говорит об этом и, в частности, пишет: «Глаголет нынешнее время: „Не надобно церквам и обителем многое имение". Соизволяю и аз рекши:
11 Цит. по «авторизованному» списку «Келейного летописца» Димитрия Ростовского: ГИМ, Синодальное собр., № 53, л. 280 об.
12 Впервые эта статья отдельно была опубликована М. В. Толстым [Димитрий Ростовский, 1862]. По мнению А. В. Волкова, данный фрагмент не был опубликован в первом издании Келейного летописца 1784 г. (издание подготовил Н. И. Новиков), так как он отсутствовал в рукописи, по которой было сделано издание. В следующем издании памятника 1796 г., осуществленном Василием Сопиковым, статья, действительно, была изъята по цензурным соображениям [Волков, с. 90-92].
13 Святитель Димитрий Ростовский, как и его друг Стефан Яворский, «по типу своего социального и политического сознания (...) к жестокому сопротивлению был не готов: украинское духовенство было приучено к известному сервилизму; долгое время находясь в зависимости от магнатов, оно привыкло ощущать в светской власти чуть ли не единственную себе опору, к союзу, а не к конфликту с ней оно стремилось». При этом, как и Стефан Яворский, он «внутренней своей независимости не потерял. За этим стояло то же, что определяло и литературное творчество Стефана Яворского, — отчетливо религиозный склад его сознания». См. [Бухаркин, с. 110].
„Не надобно преизобилство, преизлишество, а нужное доволство надобно. Работающаго себЬ слугу кормишь, поишь, одЬваешь? И иже за тебе служит Богу, ходатайствует тебЬ спасение, како оставиши алчна и жадна, и наго-тующа?"» (л. 325 об.—326). Святитель как будто интуитивно предугадывает и предотвращает критику «корыстолюбивого духовенства», впоследствии исходящую из «Духовного регламента» Феофана Прокоповича, в свою очередь берущую начало от традиций протестантской критики католического духовенства 14. Димитрий Ростовский, прослеживая этот обет, данный еще праотцем Иаковом («От всего, яже ми даси, одесятствую тебЬ десятину» (л. 322)), приводит в пример многих «власть имущих», которые, убоявшись кары небесной, «чествоваху мЬсто и церковь великими дарми прославляху» (л. 326), среди них Александр Македонский и Птолемей, и укоряет, осуждает тех, кто грабил храмы и святые места, за что пострадал и был наказан, приводя примеры в поучении из «Неба нового» Иоанникия Галятовского.
По этой же схеме раскрыта тема в проповеди на освящение Воскресенской церкви, произнесенной в селе Красном. В поучении прославляется строитель церкви — Григорий Андреевич Племянников («Здравствуй убо, благородный господин Григорий Андреевич, и многолЬтствуй. Веселися же и радуйся о ГосподЬ БозЬ СпасЬ твоем, и спасения своего буди благонадежен.» (л. 450 об.)) и повествуется о наказании тех, кто посягает на духовные имения. Только примеры возмездия за изъятие церковных имений, также заимствованные из сочинения Иоанникия Галятовского «Небо новое»15, не читаются в тексте проповеди, они записаны после поучения, вероятно, не произносились и, соответственно, сохранились лишь в рукописных списках: «ЫБ: Небо новое, лист 43 на об. чудо 3. ЧеловЬк нЬкий отят село, данное церквЬ Пречистыя Богородици и обиды дЬлал. УвЬщаваше же его Дом-нол, епископ Кеноманийский, да престанет обиды творити и возвратит село церквЬ. Но он не слушаше. Впаде убо в недуг тяжек нечаянно. И лежащу
14 Отрицательное воздействие на русскую культуру и просвещение данного проекта, начатого Петром I, выраженного Феофаном Прокоповичем и продолженного Екатериной II, увидел и осознал спустя почти столетие А. С. Пушкин. Родоначальник Новой русской литературы, для которого актуальным было «в просвещении стать с веком наравне», тем не менее в «Заметках по русской истории XVIII века» писал: «Екатерина явно гнала духовенство, жертвуя тем своему неограниченному властолюбию и угождая духу времени. Но лишив его независимого состояния и ограничив монастырские доходы (курсив наш. — М. Ф.), она нанесла сильный удар просвещению народному. (...) В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. (...) Мы обязаны монахам нашей Историею, следственно и просвещением» [Пушкин, с. 16-17]. См. также: [Фомичев, с. 15-23].
15 Книга Иоанникия Галятовского «Небо новое» [Иоанникий Галятовский] была в библиотеке Димитрия Ростовского, сейчас хранится в РГАДА, ф. 1251, № 572.
ему на одрЪ болезни, явися Пречистая ДЪва Богородица нощию, имущая млат железен в руку, имъже абие послав его в лоб и уязви. Он же абие послав с молением, призва епископа и показуя на челЪ язву. Сказа ему бывшое явление и каяшеся о грЪсЪ своем, и возврати село церквЪ с приложением от своих имЪний. In Margine citatur Иоанн Дамаскин, на Успение П. Б.»16. Ниже: «Лист 65 на обороту, чудо 7. Арнолд, князь Баварский, отьят село, данное обители Пречистой ДЪвы Богородици, возбЪсися убо и в езерЪ, еже при оном монастиру, утопе»17 (л. 451).
Среди проповедей Димитрия Ростовского, изданных в собрании его сочинений и широко представленных в рукописной традиции, есть еще одно поучение, произнесенное на освящение церкви (тема: «Избрах и освятих дом сей, да будет имя мое в нем во вЪки, и будут очи мои и сердце мое ту вся дни. Словеса Творца нашего Бога к царю Соломону, реченная во второй книгЪ Паралипоменон, в главЪ седьмой» (2 Пар. 7: 16); нач.: «Егда премудрый царь Израилев Соломон тщанием и велиим иждивением имЪния во украшение во ИерусалимЪ градЪ созда храм Господень...») 18. Также известно, что Димитрий Ростовский 11 сентября 1709 г., т. е. незадолго до своей кончины (митрополит умер 28 октября этого же года), освятил еще одну церковь — храм святителя Николая в селе Угодич около Ростова Великого, о чем свидетельствует храмозданная надпись, имевшаяся в росписи интерьера церкви: «Во славу святыя Единосущныя Живоначальныя Троицы при державе Благочестивейшаго Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея России Самодержца между патриаршеством в лето от Рождества Христова 1709 сентября 11 дня освящен Храм сей Святителя Николая Чудотворца Св. Димитрием Митрополитом Ростовским Чудотворцем при бытности болярина Иоанна Алексеевича Мусина-Пушкина» [Мельник, с. 530]. Об этом сви-
16 Ср.: Еден человЬк богатый заЬхал село Пресвятой Богородици офЬрованное и крывду там чынил, напоминал его много раз Домнол, епископ Ценомаменский, жебы з того села уступил, але он не слухал, теды его фебра порвала, которою знятый будучи, гды лежал на лужку, едной ночи показалася ему Пресвятая ДЬва, молот желЬзный в руках держачая, которым его в лоб ударила и ранила. На той час он село з нагородою вернул Домнолеви, и молитвами был улЬченный, еднак знак раны был на чолЬ завше, аж до смерти его (со ссылкой: «Слово на Успение Пресвятой Богородицы» Иоанна Дамаскина) [Иоанникий Галятовский, л. 43 об.].
17 Ср.: «Арнолд, князь Баварский, гды собЬ привлачал едно мЬсто, Пречистой ДЬвЬ отданое, где монастырь збудовано, и гдыся того мЬста дЬдичем чынил, порвал его злый дух и в езерЬ вед-ле монастыря утопил» (со ссылкой: Тритимий. Книга о початке народи княжат Баварских) [Иоанникий Галятовский, л. 65 об.].
18 Кроме того что проповедь читается во всех собраниях сочинений Димитрия Ростовского, она встречается в таких крупных рукописных сборниках его сочинений, как: Тит. 100, л. 315— 316 об.; Хлуд. 25, л. 582—584 об.
детельствует и дневниковая запись в «Епистоляре» Димитрия Ростовского: «Септевриа в 11, в воскресный день, святили церковь каменную Святаго Николы в Угодичах 1 9 при бытности болярина Ивана Алексеевича Мусина Пушкина»20. Таким образом, Никольская церковь была создана по заказу главы Монастырского приказа — И. А. Мусина-Пушкина, и если Димитрий Ростовский говорил поучение во время чина освящения данной церкви, то, вероятно, по иронии судьбы, это была его последняя проповедь. Что касается самого текста «Слова на освящение церкви», место и время произнесения которого пока остаются неизвестными, то по своему содержанию оно сильно отличается от других сочинений митрополита: в нем не восхваляется строитель церкви, как в рассмотренной выше проповеди, прозвучавшей при освящении Воскресенской церкви, а говорится об общей любви человека к Богу и Церкви, но в большей степени и почти на всем протяжении текста в довольно резкой форме осуждаются пороки человека, у которого «упиватися, обЬды строити, играти, кощунствовати, срамная словеса вЬщати, исполняти скверныя похоти есть время много, и нощи цЬлыя во всяком безчинствЬ, наипаче же в пиянствЬ, на то всегда (есть) время» [Димитрий Ростовский, 1840, с. 693] 21; и эти отличительные черты, наряду с нехарактерным для Димитрия Ростовского обращением «благословенные христиане»22, ставят перед нами, как бы нам ни хотелось соединить это «Слово на освящение церкви» с освящением Никольской церкви, очередной вопрос об атрибуции данной проповеди и принадлежности ее перу Димитрия Ростовского.
В Приложении публикуется текст «Поучения на освящение церкви» по рукописи Заб. 619, л. 447—451. При публикации из букв кириллического алфавита сохранена только №, орфография сохранена, титлы раскрываются, пунктуация современная. Разночтения подводятся по спискам Тит. 3557, л. 329—334, и Тит. 100, л. 311—313 об. Учитывая текстологическую близость списков, приводятся только лексические разночтения.
19 Испр., в ркп.: Угоричах.
20 ГИМ, Синодальное собр., № 81, л. 13.
21 Эта цитата удивительным образом перекликается, например, с характеристикой, данной Феофану Прокоповичу в сочинении «О житии еретика Феофана Прокоповича» оппозиционного Маркелла Радышевского: «.и кто в них, в еретиках, был пущей пьяница, и нахал, и сквернослов, и шут, тот зван и вменяем в просердечного и благочестиваго человека.» [Радышевский, с. 3].
22 Для Димитрия Ростовского характерным было обращение к аудитории «слушатель возлюбленный». Отметим, что свойственное Феодосию Печерскому в поучениях обращение к братии «любимици мои» тоже является маркером для атрибуции текстов. См.: [Еремин, 2013, с. 21].
Приложение
На освящение церкве An. 1707 Julii 623
(л. 447) Освящение святаго и всечестнаго храма сего, егоже в честь и славу Христу, Спасителю нашему, в повседневное воспоминание триднев-наго его Воскресения, ты благородный господин 24Григорий АндрЬевичь,24 усердствуя ко Господу 25 своему, от имений твоих 26 сооружал еси. Мы, сми-ренныи, нынЬ соборнЬ совершающе, сорадуемся тебЬ, радующемуся о БозЬ, СпасЬ своем, и съвеселимся веселящемуся о совершении сего богоугоднаго дЬла и обнадеживаем имущим ти быти за то от Бога спасением.
Во умножение же духовныя тебЬ радости и веселиа и в несумЬнство надежды спасения хощем возвестити тебЬ, коль приятно есть Богу, на небесЬх живущому, созидание ему на земли храмов и украшение тЬх от человЬк благочестивых. Толь приятно, яко аще кто и малым чим приложится к строению и украшению Дому Божиа, то ему Господу Богу нашему никогда же забвен-но. Во извЬстие же сего да воспомянется историа от Божественнаго Писаниа о святом ветхозаконном ИаковЬ.
Грядый Иаков от студенца клятвеннаго в Харань (Быт. 28) 27, обрЬте мЬсто и почил на нем, камень положив себЬ 28 возглавие. И сон видЬ: Бога во снЬ видЬ и аггелов, по лЬствици ходящих, якоже о том пишется в бытей-ской книзЬ. По снЬ оном востав, взят камень, // (л. 447 об.) иже бЬ ему возглавием, и постави его в столп, и возлиа елей верху того, и прозва имя мЬсту тому Дом Божий. Мы же внемлЬм: «Не создал храма Дому Божиа, точию един камень лежащий поставил в столп». И не бЬ той столп Домом Божиим, токмо прозва его Иаков тако, прозва имя мЬсту тому Дом Божий. Могл бы кто помыслити: невеликое се дЬло, немногое Богу 29 приятство, неизрядное Господу 30 приношение, камык 31 един поставити. Могл бы кто мало и посмЬятися, смотря, что Иаков дЬлает: камень един Домом Божиим нари-
23 Доб. В Ярославском уЬздЬ в селЬ Красном, сенатора Григорья Ивановича Племянникова Тит. 100
24-24 Имярек Тит. 100
25 Доб. Богу Тит. 100
26 своих Тит. 100
27 Gen. 28 Тит. 3557; Быт. 28 Тит. 100
28 Доб. в Тит. 100
29 ему Тит. 100
30 Богу Тит. 3557
31 камень Тит. 100
цает. Входа вонь нЬсть, дверий, окон нЬсть, а зовет Домом Божиим. Могл бы кто человЬческим разсуждением ни во что же то Иаковле дЬло поставити. А Господу Богу то малое [по мнЬнию нашему] дЬло коль в велико поставися, коль бысть ему благоприятно и послЬжде незабвенно, смотрЬм.
Работает Иаков в МеждорЬчии, у Лавана лЬт 20: 7 лЬт за Лию, 7 лЬт за Рахиль, а 7 лЬт за овцы. Докучила уже ему работа та, уже желает возврати-тися в отчество свое к отцу и матерЬ. И явился ему Господь Бог во снЬ и рече: «Аз есмь (Быт. 32) 32 Бог твой, явивыйся тебЬ на оном мЬсте, идЬже помазал ми еси столп, нынЬ убо восстав, иди в землю рождения твоего, аз же буду с тобою». // (л. 448) Внемлем. Толь малаго дара, единаго камыка, в столп поставленнаго и Домом Божиим названнаго, не забыл Бог по толиких лЬтех, но яко превелие нЬчто, в дар принесенное ему, воспоминает и за то обЬщает воздаяние самаго себе: «Аз [рече] буду с тобою», аки глаголя: «Ты ми, о, Иакове, дарил еси камень прост, аз же положу на главЬ твоей вЬнец от ка-мене честна. Царие бо и архиереи, и князи от тебе моим велЬнием изыйдут. Ты поставил ми еси мал столп, аз же сам буду тебЬ столп крЬпости от лица вражиа. Ты мало елеа на столп излиал еси, аз же умащу елеем благослове-ниа моего главу твою, егда тя всяких благ земных исполню. Ты малое мЬсто нарекл еси домом мнЬ, аз же дом твой умножу в поднебесной, яко звЬзды небесныя и яко песок морский, и сверх всего того сотворю тебЬ сие, яко от твоего племене прииму плоть от ДЬвы Пречистой, да спасу весь мир, и тако аз буду с тобою въвЬки».
О, неизреченныя благости и человЬколюбия Божиа от пребогатых того щедрот за толь малое Иаковле ему дарование, за един невеликий и простый камень, Домом Божиим прозванный, толикая ему воздает воздаяния, толь превеликии дары! // (л. 448 об.)
Мы же отсюду смотрЬм, коль приятно есть Богу созидание храмов святых. Аще бо един камень в честь его, от Иакова поставленный, толь ему при-ятствовася, колми паче создание цЬлаго, от многих камений сооруженнаго, совершеннаго храма есть ему благоприятно и въвЬки незабвенно.
Что же и о украшении храмов Господних речем? Воспомянем оную вет-хозаконную сЬнь, в нейже Господь Бог с людми своими, от Египта изведенными, хождаше 40 лЬт в пустыни. Ту сЬнь хотя имЬти себЬ Господь, повелЬ Моисею, да на сооружение и украшение ея (Исход 25 и 35) 33 вси людие, кождо от себе что-либо подаст, что кто имЬяше: злато, сребро, драгоцЬнное камение, червленицу, виссон; неимущии же таковых честных драгоцЬнных
32 Gen. 31 Тит. 3557; Быт. 31 Тит. 100
33 Бход 25 et 35 Тит. 3557; Исход 25 и 35 Тит. 100
вещей, люди убогии, да подадут от убожества своего еже имГют: мГдь, кожа овняя, очервленныя и синяя, и волну козию — всяк по силГ своей. И не бГ в полцГх израилских ни едино таково от обоего пола лице, еже бы не подало по силГ своей на сооружение и украшение храма Господня, скинии святой, сГнГ свГдГниа, якоже пишется, Исход 3 5 34: «Принесоша не точию мужи, но и жены, кождо, якоже помысли умом, принесоша печати, усерязи, перстени, мониста и всяку кузнь злату, и всяк, у негоже обрГтеся виссон, у негоже — сребро, мГдь, // (л. 449)у негоже — кожи овчии и волны козиа, и прочая».
Чесо ради Господь Бог не точию драгоценных вещей на украшение сГни своея требоваше, но и недрагоцГнных, якоже кож овчиих и волны козей. Того ради, да ово покажет, яко и малое во храм святый приношение толь ему есть приятно, якоже и великое, овоже, да ни един будет чужд воспомянове-ния Божиа. Смотря бо Господь свыше на сГнь свою, зряше в ней ового злато, ового сребро, ового мГдь, ового иныя, аще и недрагия вещи, якоже кожи овчии, из нихже бГ покров и волна козиа, из них бГху верви сГни; зря же та, поминаше когождо в царствии своем и воздаяние ему стократное готовяше.
Мы же внемлем: аще и малыя вещи, в украшение и в каковое-либо потребство сГнГ Господней принесенныя, приятствуются от Бога, якоже и великии, аще и едина овчая кожа и горсть волны, ему принесенныя, есть у него, яко велик дар. Колми паче благоприятно ему быти, вГруем, неубогое, нескупое, нескудное, но со многим иждивением от добраго произволения сердца творимое храмов Господних украшение.
Твое благородие, к Господу Богу своему усердствуя и отверзая ему сердца твоего доброхотие, // (л. 449 об. ) произволение и любовь, сей пре-честный храм от Богом данных ти имГний создал еси и богатно украсил еси, в честь и славу пресвятаго имени его, буди убо благонадежен пребогатыя милости его, временныя и вГчныя. Ты построил еси ему на земли, он построит тебГ дом на небеси — дом, о немже апостол воспоминает: «Аще земная храмина тГла нашего раззорится, создание имамы храмину нерукотворную, вГчную на небеси». Ты не пощадГл еси для него имГниа твоего, он не пощадит ти царствиа своего, ты дарствовал еси ему временная, он дарствовати тебГ имать вГчная, ты украсил еси прекресно и преизрядно дом его, он же украсит душу твою, яко подобие храма.
Соломон, егда созда храм прекрасен Господу Богу во ИерусалимГ, яви-ся ему Господь и рече (3 Царств 9): «Услышах глас молитвы твоея и освятих храм сей, егоже создал ми еси, и будут очи мои тут и сердце мое во вся дни».
34 Бход 35 Тит. 3557; Исход Тит. 100
Мы же, смиренныи, со дерзновением речем: «БолЬе Соломона есть здЬ. Тамо бо точию сЬнь спасениа человеческаго бяше, здЬ же самое спасение. Тамо преобразование, здЬ же вещь, тамо ветхозаконная, здЬ новоблагодатная, // (л. 450) тамо безсловесная, животная приношахуся в жертву, здЬ же словесная приносится жертва, жрущуся самому агнцу Божию. Тамо глаша-шеся: „Жрется агнец или тЬлец, в жертву приведенный Соломонов". За его, Соломона, или коего князя, или посадского коего человЬка, за единаго того, иже приведе агнца или телца. А здЬ глаголется: „Жрется агнец Божий, взем-ляй грЬхи мира, за мирский живот и спасение". А аще во оной ветхозаконной Соломоновой церквЬ обЬща Бог очи свои и сердце имЬти во вся дни, колми паче в новоблагодатной, в нейже Сын Божий бывает жертва убо болЬе Соломона здЬ».
Создал еси, милость твоя, храм Господу Богу по возможности твоей, глаголет убо Господь Бог: «Будут очи мои тут и сердце мое в вся дни». Ели-жды же возрит Господь на святый сей храм свой, толико возрит и на тебе, раба своего, и елижды принесется в сем храмЬ безкровная жертва, толико грЬси твои оставлятися тебЬ имут. И елижды возглаголется ектения о созда-телех храма сего, толико помяновен будеши на небеси, и елико возлюбил еси благолЬпие Дому Божиа, толико Бог возлюбит тя.
Глаголаша иногда граждане Капернаумстии ко Христу Господу 35 // (л. 450 об.) о сотнику нЬкоем, моляще: «Достоин есть да подаси ему сие [си есть исцЬление отроку сотничу], любит бо язык наш и сонмище той созда нам». Потому знали любовь сотничу к себЬ капернаумляне, яко сонмище, рекше — храм соборный той созда им, и судили того достойна быти милости Христовы. «Достоин есть», — глаголаша.
Знатно есть любовь твою, юже имаши к Христу Господу ты, благочестивый мужу, понеже храм пречестен создал еси ему и достоин еси помилован быти от него. И елижды аще возмолишися к Господу Богу твоему в каковой нуждЬ твоей, прося милости его и глаголя: «Господи, помилуй» — толижды молящиися здЬ о тебЬ иереи, ходатайствующе, ко Христу рекут: «Достоин есть, да подаси ему сие, любит бо чин наш, а наипаче тебе, Господа Бога своего, любит, и храм сей он создал есть тебЬ. Возлюби любящаго благолЬпие Дому твоего». Но и сам Господь глаголет: «Аз любящиа мя люблю».
Здравствуй убо, благородный господин Григорий АндрЬевич 36, и мно-голЬтствуй. Веселися же и радуйся о ГосподЬ БозЬ СпасЬ твоем, и спасения своего буди благонадежен; не точию бо тебЬ и всЬм домашьним твоим //
35 На поле: Лука 7, V. 5; Лука 7 Тит. 100
36 имярЬк Тит. 100
(л. 451) зданием и украшением сего храма святаго ползу сотворил еси, но и многим, о нихже в нем начнет дЬятися молитва, спасения ходатай будеши. О всЬх бо в храмЬ Божии творимая от иереов молитва вознесет тя аггелами от храма Божиа к престолу Божию, о всЬх, а в началЬ — 37о великом государЬ нашем царЬ и великом князЬ ПетрЬ АлексиевичЬ и всея Великия и Ма-лыя и БЬлыя Росии самодержцЬ 37, и о всем пресвЬтлом его царском 38 домЬ, и о иже под рукою его монаршею сущих князЬх и болярЬх, и о всем воинствЬ и народЬ, 39и о всЬм его 39 великодержавном государствЬ, о нем же, государЬ нашем, и нынЬ соборнЬ молящееся глаголем и воспЬваем: «Многа лЬта».
(л. 451) «NB: Небо новое, лист 43 на об. чудо 3. ЧеловЬк нЬкий богат отят село, данное церквЬ Пречистыя Богородици и обиды дЬлал. УвЬщава-ше же его Домнол 40, епископ Кеноманийский 41, да престанет обиды творити и возвратит село церквЬ. Но он не слушаше. Впаде убо в недуг тяжек нечаянно. И лежащу ему на одрЬ болЬзни, явися пречистая ДЬва Богородица нощию, имущая млат железЬн в руку, имъже удари его в лоб и уязви. Он же абие послав с молением, призва епископа и показуя на челЬ язву, сказа ему бывшое явление и каяшеся о грЬсЬ своем, и возврати село церквЬ с приложением и от своих имЬний.
In Margine citatur Иоанн Дамаскин, на Успение П. Б.
Лист 65 на обороту, чудо 7. Арнолд, князь Баварский, отьят село, данное обители пречистой ДЬвы Богородици, возбЬсися убо и в езерЬ, еже при оном монастиру, утопе.
Литература
Анисимов — Анисимов Е. В. Духовный регламент // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2007. Т. 16. С. 433-435.
Борисов — Борисов Н. С. Окрестности Ярославля. М.: Искусство, 1984. 159 с.
Бухаркин — Бухаркин П. Е. Феофан Прокопович и духовно-интеллектуальные движения эпохи // Христианское чтение. 2009. № 9-10. С. 104-120.
Виденеева — Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М.: Наука, 2004. 434 с.
Волков — Волков А. В. Издания «Келейного летописца» святителя Димитрия Ростовского // Звезда от Киева воссиявшая: Почитание святителя Димитрия Ро-
37-37 о благочестивейшем самодержавнейшем великом государЬ нашем императоре ПетрЬ Феодо-ровичЬ, самодержце Всероссийском Тит. 100
38 императорском Тит. 100
39-39 Нет Тит. 100
40 Домнон Тит. 100
41 Никоманийский Тит. 100
стовского: история и современность: Сборник / Сост. М. Л. Рубцова. М.: Паломник, 2013. С. 89-97.
Гарский — Гарский Б. Племянников Григорий Андреевич // Русский биографический словарь. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1910. Т. 14: Плавильщиков-Примо. С. 67.
Гришунин — Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии. М.: Наследие, 1998. 413 с.
Димитрий Ростовский, 1786 — Димитрий Ростовский. Поучение на освящение церкви // Собрание разных поучительных слов и других сочинений святого Димитрия митрополита, ростовского чудотворца, на шесть частей разделенное, с приложением Жития его. М.: Синодальная типография, 1786. Ч. 5. Л. 90 об-94 об.
Димитрий Ростовский, 1805-1807 — Димитрий Ростовский. Поучение на освящение церкви // Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. М.: Синодальная типография, 1805-1807. Ч. 3. С. 344-348.
Димитрий Ростовский, 1818 — Димитрий Ростовский. Поучение на освящение церкви // Сочинения святого Димитриа, митрополита Ростовского. М.: Синодальная типография, 1818. Ч. 3. С. 344-348.
Димитрий Ростовский, 1840 — Димитрий Ростовский. Слово на освящение церкви // Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. М.: Синодальная типография, 1840. Т. 2. С. 689-694.
Димитрий Ростовский, 1842 — Димитрий Ростовский. Поучение на освящение церкви // Сочинения святого Димитриа, митрополита Ростовского. М.: Синодальная типография, 1842. Ч. 3. С. 495-501.
Димитрий Ростовский, 1857 — Димитрий Ростовский. Поучение на освящение церкви // Сочинения святого Димитриа, митрополита Ростовского. М.: Синодальная типография, 1857. Ч. 3. С. 495-501.
Димитрий Ростовский, 1862 — [Димитрий Ростовский]. О церковных имениях. Из «Келейного летописца» Димитрия Ростовского // ЧОИДР М.: Университетская типография, 1862. Кн. 2. Смесь. С. 40-44.
Еремин, 1947 — Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ. М.; Л.: Наука, 1947. Т. 5. С. 159-184.
Еремин, 2013 — Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // Еремин И. П. Исследования по древнерусской литературе. СПб.: Филологический факультет СПбГУ 2013. Т. 1. С. 13-52.
Иоанникий Галятовский — [ИоанникийГалятовский]. Небо новое, с новыми звездами сотворенное, т. е. преблагословЪнная ДЪва Мария Богородица с чудесами своими. За старанием найменшого слуги своего недостойного иеромонаха Иоаникиа Галятовского, ректора и игумена Братства Киевского. Львов: Тип. М. Слезки, 1665. 8, 144 л.
Краткие сведения — Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль: Тип. Губернской земской управы, 1908. 547 с.
Круминг — Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись Ростовского музея № 828) // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов: Ростовский кремль, 1993. С. 69-91.
Лабынцев — [Лабынцев Ю. А.] Последний общеславянский писатель Д. С. Туптало и главная книга его жизни: Каталог выставки, посвященной 300-летию на-
печатания в Киеве первой части знаменитых «Четиих-Миней» и 280-летию со дня кончины их автора / Сост. Ю. А. Лабынцев. Киев: Центральная научная библиотека им. В. И. Вернадского, 1989. 82 с.
Мельник — Мельник А. Г. Никольская церковь села Угодич близ Ростова Великого // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 2000. М.: Наука, 2001. С. 529-535.
Нарбеков — Нарбеков Г. Ф. Владимирский Успенский кафедральный собор // Владимирские епархиальные ведомости. 1865. Часть неофиц. № 4. С. 236-237.
Поселянин — Поселянин Е. Н. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М.: Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1919. URL: https://elitsy.ru/ communities/28224/465738/; дата обращения 12.11.2019.
Протоколы — Протоколы реставрационных заседаний Императорской Археологической комиссии за 1-ю половину 1914 г. (с 62 рис.) // Известия Императорской Археографической комиссии. Петроград: Тип-я Главного управления уделов, 1914. Вып. 55. С. 1-130.
Пушкин — Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М.; Л.: Изд-во АН СССР; 1949. Т. 11: Критика и публицистика, 1819-1834. 600 с.
Радышевский — Радышевский М. О житии еретика Феофана Прокоповича, архиепископа Новгородского // ЧОИДР 1862. Кн. 1: Дело о Феофане Прокоповиче. С. 1-92.
Титов, 1883 — Титов А. А. Ярославский уезд: Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда / Изд. И. А. Вахрамеева. М.: «Русская» типо-литография, 1883. 153, XX с.
Титов, 1901 — Титов А. А. Описание славяно-русских рукописей, находящихся в собрании А. А. Титова. М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1901. Т. 4. XIII, 424, 24 с.
Федотова, 2014 — Федотова М. А. О сочинениях святителя Димитрия Ростовского в собрании и трудах А. А. Титова // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2014. Вып. 20. С. 19-45.
Федотова, 2015 — Федотова М. А. Каталог проповедей Димитрия Ростовского // Русское богословие: исследования и материалы. М.: Изд-во ПСТГУ 2015. С. 5-84.
Федотова, 2016 — Федотова М. А. Слово на освящение Смоленско-Корнилиевской церкви: неизвестная проповедь Димитрия Ростовского // Сообщения Ростовского музея. Ростов: Ростовский кремль, 2016. Вып. 21. С. 46-57.
Федотова, 2018 — Федотова М. А. О первом издателе и первом издании Проповедей Димитрия Ростовского // Slovene: International Journal of Slavic Studies = СловЪне: Международный славистический журнал. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2018. Т. 7, № 1. С. 148-173.
Фомичев — Фомичев С. А. Пушкинская перспектива. М.: Знак, 2007. 536 с.
REFERENCES
Anisimov, E. V (2007). 'Duhovnyi reglament', in: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 16, 433-435.
Borisov, N. S. (1984). Okrestnosti Yaroslavlya. Moscow: Iskusstvo, 159 p.
Bukharkin, P E. (2009). 'Feofan Prokopovich i dukhovno-intellektual'nye dvizheniya epokhi', Khristianskoe chtenie, 9-10, 104-120.
Dimitrii Rostovskii (1786). 'Pouchenie na osvyashchenie tserkvi', in: Sobranie raznykh pouch-itel'nykh slov i drugikh sochinenii svyatogo Dimitriya mitropolita, rostovskogo chudotvortsa, na shest' chastei razdelennoe, s prilozheniem Zhitiya ego. Moscow: Sinodal'naya tipografiya. Vol. 5, 90 ob-94 ob.
Dimitrii Rostovskii (1805-1807). 'Pouchenie na osvyashchenie tserkvi', in: Sochineniya svyatogo Dimitriya, mitropolita Rostovskogo. Moscow: Sinodal'naya tipografiya. Vol. 3, 344-348.
Dimitrii Rostovskii (1818). 'Pouchenie na osvyashchenie tserkvi', in: Sochineniya svyatogo Dimitriya, mitropolita Rostovskogo. Moscow: Sinodal'naya tipografiya. Vol. 3, 344-348.
Dimitrii Rostovskii (1840). 'Slovo na osvyashchenie tserkvi', in: Sochineniya svyatogo Dimitri-ya, mitropolita Rostovskogo. Moscow: Sinodal'naya tipografiya. Vol. 2, 689-694.
Dimitrii Rostovskii (1842). 'Pouchenie na osvyashchenie tserkvi', in: Sochineniya svyatogo Dimitriya, mitropolita Rostovskogo. Moscow: Sinodal'naya tipografiya. Vol. 3, 495-501.
Dimitrii Rostovskii (1857). 'Pouchenie na osvyashchenie tserkvi', in: Sochineniya svyatogo Dimitriya, mitropolita Rostovskogo. Moscow: Sinodal'naya tipografiya. Vol. 3, 495-501.
[Dimitrii Rostovskii] (1862). 'O tserkovnykh imeniyakh. Iz «Keleinogo letopistsa» Dimitriya Rostovskogo', in: Chteniya vImperatorskom obshchestve istorii i drevnostei rossi-iskikh pri Moskovskom universitete. Moscow: Universitetskaya tipografiya. Vol. 2, Smes', 40-44.
Eremin, I. P (1947). 'Literaturnoe nasledie Feodosiya Pecherskogo', in: Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Moscow; Leningrad: Nauka. Vol. 5, 159-184.
Eremin, I. P (2013). 'Issledovaniya po drevnerusskoi literature'. Sankt-Peterburg: Filolog-icheskii fakul'tet Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Vol. 1, 13-52.
Fedotova, M. A. (2014). 'O sochineniyakh svyatitelya Dimitriya Rostovskogo v sobranii i trudakh A. A. Titova', in: Soobshcheniya Rostovskogo muzeya. Rostov. Vol. 20, 19-45.
Fedotova, M. A. (2015). 'Katalog propovedei Dimitriya Rostovskogo', in: Russkoe bogoslovie: issledovaniya i materialy. Moscow: Izdatel'stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, 5-84.
Fedotova, M. A. (2016). 'Slovo na osvyashchenie Smolensko-Kornilievskoi tserkvi: neizvestnaya propoved' Dimitriya Rostovskogo', in: Soobshcheniya Rostovskogo muzeya. Rostov: Rostovskij kreml'. Vol. 21, 46-57.
Fedotova, M. A. (2018). 'O pervom izdatele i pervom izdanii Propovedei Dimitriya Rostovskogo', in: Slovëne. International Journal of Slavic Studies = Slovene. Mezhdunarodnyi slavisticheskii zhurnal. Moscow: Institute for Slavic Studies of RAS. Vol. 7, 1, 148-173.
Fomichev, S. A. (2007). Pushkinskaya perspektiva. Moscow: Znak. 536 p.
Garskii, B. (1910). 'Plemyannikov Grigorii Andreevich', in: Russkiibiograficheskiislovar'. Sankt-Peterburg: Tipografiya I. N. Skorohodova. Vol. 14, Plavil'shhikov-Primo, 67.
Grishunin, A. L. (1998). Issledovatel'skie aspekty tekstologii. Moscow: Nasledie, 413 p.
[Ioannikii Galyatovskii] (1665). Nebo novoe, s novymi zvezdami sotvorennoe, to est' preblagoslovennaya Deva Mariya Bogoroditsa s chudesami svoimi. Za staraniem
M. A. Qeg0T0Ba
naimenshogo slugi svoego nedostoinogo ieromonakha loanikia Galyatovskogo, rektora i igumena Bratstva Kievskogo. L'vov: Tipografiya M. Slezki, 8+144 l.
Kratkie svedeniya o monastyryakh i cerkvakh Yaroslavskoi eparkhii (1908). Yaroslavl': Tipografiya Gubernskoi zemskoi upravy, 547 p.
Kruming, A. A. (1993). 'Sbornik proizvedenii svyatogo Dimitriya Rostovskogo (rukopis' Rostovskogo muzeya № 828) '. In Istoriya i kul'tura Rostovskoi zemli. 1992. Rostov: Rostovskii kreml', 69-91.
Labyntsev, Yu. A., ed. (1989). Poslednii obshcheslavyanskii pisatel' D. S. Tuptalo i glavnaya kniga ego zhizni. Katalog vystavki, posvyashchennoi 300-letiyu napechataniya v Kieve pervoi chasti znamenitykh «Chetiikh-Minei» i 280-letiyu so dnya konchiny ikh avtora. Kiev: Central'naya nauchnaya biblioteka imeni V I. Vernadskogo, 82 p.
Mel'nik, A. G. (2001). 'Nikol'skaya tserkov' sela Ugodich bliz Rostova Velikogo', in: Pamyatniki kul'tury. Novye otkrytiya. Pis'mennost'. Iskusstvo. Arkheologiya. Ezhegodnik2000. Moscow: Nauka, 529-535.
Narbekov, G. F. (1865). 'Vladimirskii Uspenskii kafedral'nyi sobor', Vladimirskie eparkhial'nye vedomosti, Chast' neoficial'naya, 4, 236-237.
Poselyanin, E. N. (1919). Bogomater'. OpisanieEezemnoizhizniichudotvornykh ikon. Moscow: Knigoizdatel'stvo P P Sojkina. URL: https://elitsy.ru/communities/28224/465738/; data obrashcheniya 12.11.2019.
'Protokoly restavratsionnykh zasedanii Imperatorskoi Arkheologicheskoi komissii za 1. polovinu 1914 goda (s 62 risunkami)' (1914), in: Izvestiya Imperatorskoi Arkheograficheskoi komissii. Petrograd: Tipografiya Glavnogo upravleniya udelov. Vol. 55, 1-130.
Pushkin, A. S. (1949). Polnoe sobranie sochinenii. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR. Vol. 11, Kritika i publitsistika, 1819-1834. 600 p.
Radyshevskii, M. (1862). 'O zhitii eretika Feofana Prokopovicha, arkhiepiskopa Novgorodskogo', in: Chteniya v Imperatorskom Obshchestve istorii i drevnostei rossiiskikh. Vol. 1, 1-92.
Titov, A. A. (1883). Yaroslavskii uezd. Istoriko-arkheologicheskoe, etnograficheskoe i statisticheskoe opisanie s kartoi Yaroslavskogo uezda. Moscow: «Russkaja» tipo-litografja, 153+XX p.
Titov, A. A. (1901). Opisanie slavyano-russkikh rukopisei, nakhodyashchikhsya v sobranii A. A. Titova. Moscow: Pechatn'a A. I. Snegirevoi. Vol. 4, XIII+424+24 p.
Videneeva, A. E. (2004). Rostovskii arkhiereiskii dom i sistema eparkhial'nogo upravleniya v RossiiXVIII veka. Moscow: Nauka, 434 p.
Volkov, A. V (2013). 'Izdaniya «Keleinogo letopistsa» svyatitelya Dimitriya Rostovskogo', in: M. L. Rubcova, ed., Zvezda ot Kieva vossiyavshaya. Pochitanie svyatitelya Dimitriya Rostovskogo: istoriya i sovremennost'. Sbornik. Moscow: Palomnik, 89-97.