УДК 372.881.161.1
ПОТРЕБНОСТИ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ САЙТА ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ:
ПРОГНОЗ И РЕЗУЛЬТАТ NEEDS OF THE TARGET AUDIENCE OF THE WEBSITE ON LANGUAGE TEACHING AND RESEARCH: PROGNOSIS AND OUTCOME
М.С. Нетёсина, И.В. Кролевецкая, К.Р. Цколия M.S. Netesina, I.V. Krolevetskaya, K.R. Tskoliya
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Россия Российский университет дружбы народов, Россия Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov, Russia Peoples friendship university of Russia, E-mail: [email protected]
Актуальность исследования подтверждается наличием противоречия между целесообразностью использования технологий исследовательской лингводидактики как нового научно-методического направления в сети Интернет и выявленным отсутствием ресурсов, предлагающих образовательные услуги такого плана. Цель работы: проанализировать результаты апробации сайта по исследовательской лингводидактике на предмет подтверждения и уточнения потребностей целевой аудитории сайта в методической поддержке в названной области. Методы исследования: методы социологического исследования (анкетирование), общенаучные методы (анализа, сравнения, обобщения, классификации, бритвы Оккама, брейн-сторминга и др.). Результаты. Апробация сайта, в которой принимали участие педагоги из всех определённых в ходе исследования категорий целевой аудитории, выявила наиболее востребованные разделы сайта (связаны с практикой применения исследовательской методики). При этом сформулированные на первом этапе предположительные потребности целевой аудитории сайта были подтверждены и уточнены. Статистика обращений в консультационную службу сайта свидетельствует о наличии сложностей, возникающих у педагогов различных категорий целевой аудитории при выполнении практических заданий, и о динамике их преодоления по мере накопления опыта. О действительных потребностях целевой аудитории сайта можно судить по ряду показателей. Интерес групп целевой аудитории к сайту в целом распределился равномерно. Практические задания попробовали выполнить 91 % педагогов, к методическим рекомендациям обратились 56 %, изучали раздел «Теория и методика исследовательской лингводидактики» 5D % аудитории сайта, знакомились с литературой по проблеме 36 % преподавателей, знакомились с приёмами исследовательской методики 7D % педагогов, обращались за консультационной поддержкой 15 % пользователей. Никто из пользователей не ограничился однократным посещением сайта.
Нетёсина
Марина Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры языковой коммуникации ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава РФ, Россия, 127473, г. Москва, ул. Делегатская, 20/1. E-mail: [email protected]
Кролевецкая Ирина Владимировна,
заведующая кабинетом ЛТСО ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: [email protected]
Цколия
Кристина Рудиковна,
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики поликультурного и полилингвального образования Факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного, доцент кафедры русского языка юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Сайт по исследовательской лингводидактике, потребности целевой аудитории, разделы сайта, результаты апробации сайта, перспективы исследования.
The relevance of the study is confirmed by the existence of a contradiction between the appropriateness of using the technologies of research linguodidactics as a new scientific methodical direction in the Internet and the lack of resources that offer educational services.
The aim of the work is to analyze the results of approbation of the site on research linguodidactics for confirmation and clarification of the needs of the target audience of the site in methodological support in the defined area. Methods of research: sociological research (questionnaire), general scientific (analysis, comparison, generalization, classification, Occam razor, brain-storming, etc.). The results. Approbation of the site, in which teachers from all categories of the target audience participated, identified the most requested sections of the site (related to the practice of applying the research methodology). At the same time, the estimated needs of the target audience of the site formulated at the first stage were confirmed and refined. The statistics of appeals to the consulting service of the site shows the difficulties arose from teachers of different categories of the target audience when doing practical tasks, and the dynamics of their overcoming as accumulating experience. The actual needs of the target audience of the site can be seen by a number of indicators. The interest of groups of the target audience to the site as a whole was distributed evenly. Practical tasks were tried by 91 % of teachers, 56 % addressed methodological recommendations, 50 % of the audience studied the section «Theory and methodology of research linguodidactics», 36 % of teachers got acquainted with the literature of the problem, 70 % of teachers got acquainted with the methods of research methodology, 15 % of applied for support users. None of the users was limited to a one-time visit to the site.
Key words: Site on research lingvodidactics, needs of the target audience, sections of the site, results of the site approbation, research prospects.
Введение
Актуальность данной работы представлена результатами изучения около 700 интернет-ресурсов и констатацией того факта, что в образовательной интернет-среде отсутствует платформа, ориентированная на исследовательскую лингводидакти-ку, в то время как необходимость разработки исследовательской методики как одного из направлений инновационной дидактики не вызывает сомнений. Такой веб-сайт должен отвечать запросам потенциальной целевой аудитории, готовой к работе с электронными средствами обучения, к дистанционной форме работы.
В ходе исследования были проанализированы результаты апробации сайта по исследовательской лингводидактике на предмет подтверждения и уточнения потребностей целевой аудитории сайта в методической поддержке в названной области. Важной задачей стало определение целевой аудитории сайта. Для этого, во-первых, использовались отечественные и зарубежные социо- и психолингвистические исследования (по проблемам: билингвального и поликультурного образования [1, 2], социальной и культурной адаптации в другой стране [3], традиционных и инновационных методов и технологий обучения языку [4-12]); во-вторых, применялись методы: социологического исследования (анкетирование), общенаучные (анализа, сравнения, обобщения, классификации, бритвы Оккама, брейн-сторминга и др.).
Определение целевой аудитории сайта по исследовательской лингводидактике
Первым шагом в определении целевой аудитории сайта стало изучение открытых источников в сети интернет, а также отечественных и зарубежных социо- и психолингвистических исследований. По результатам анализа были выделены категории целевой аудитории сайта.
Выводы о целевой аудитории сайта по критерию «Родной язык педагога»:
1) носители русского языка;
2) не носители русского языка.
Выводы о целевой аудитории сайта по критерию «Возраст учащихся»:
1) преподающие в дошкольном образовательном учреждении;
2) преподающие в школе;
3) преподающие в вузе.
Выводы о целевой аудитории сайта по критерию «Категория учащихся»:
1) преподающие русский язык как родной;
2) преподающие русский язык как неродной/второй (в принятой терминологии -РКН, при этом второй язык - любой язык, который был освоен после первого, или родного, языка; специально изученный иностранный язык или один язык, усвоение которого происходит в многоязычной среде без специального обучения [13. С. 25]);
3) преподающие русский язык как иностранный (РКИ).
Выводы о целевой аудитории сайта по критерию «Уровень владения учащимися русским языком»:
1) имеющие учеников с нулевым уровнем владения русским языком;
2) имеющие учеников с элементарным и/или базовым уровнями владения русским языком;
3) имеющие учеников с 1-2 уровнями владения русским языком;
4) имеющие свободно владеющих русским языком учеников;
5) имеющие учеников с разным уровнем владения русским языком.
Вторым шагом в определении целевой аудитории сайта стало применение методов социологического исследования (анкетирование), общенаучных методов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, бритвы Оккама, брейн-сторминга и др.).
Обозначения, принятые при определении и описании целевой аудитории сайта [14-16]:
1) целевая группа, целевая аудитория - группа людей, объединённых общими признаками, или объединённая ради какой-либо цели или задачи;
2) потенциальная целевая аудитория - целевая аудитория широкого охвата, выявленная с использованием открытых источников, в т. ч. в сети интернет;
3) общая аудитория - люди, подходящие хотя бы по одному выделенному критерию;
4) регулярная аудитория - люди, подходящие по половине и более выделенных критериев;
5) ядро целевой аудитории - люди, выразившие твёрдое намерение стать пользователями сайта;
6) периферия целевой аудитории - люди, которые только изучают предложение и могут стать пользователями сайта;
7) общие признаки целевой аудитории - любые характеристики, требуемые для пользования сайтом;
8) главное свойство целевой аудитории - то, что именно эти люди с большей вероятностью станут пользователями сайта;
9) методы и инструменты разработки определения целевой аудитории - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели и средства воздействия на объект;
10) анализ - метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования;
11) конкурентный анализ - глубокое всестороннее исследование конкурентного положения сайта в целях формирования эффективной стратегии работы сайта; включает в себя несколько разделов (этапов):
• определение главных характеристик сайта;
• определение движущих сил его развития;
• оценка сил конкуренции;
• оценка конкурентных позиций соперничающих сайтов;
• анализ ближайших конкурентов, их возможных действий;
• определение ключевых факторов успеха;
• оценка перспектив развития сайта;
12) бенчмаркинг - аналитический процесс точного измерения и сравнения всех действий как собственных, так и у конкурентов; в центре анализа чаще всего стоит сравнение одних и тех же функций, выполняемых различными сайтами для выявления «лучшего в своем классе», при этом цель такого анализа - обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и причин этих явлений в сравнении с «лучшим в своем классе» и принятие соответствующих мер по их устранению;
13) метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, после чего из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике;
14) анкетирование - метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от потенциальной целевой аудитории используется специально оформленный список вопросов - анкета;
15) сравнение - метод сопоставления двух и более объектов (сайтов), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии;
16) обобщение - метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов (сайтов) и их отношений, в результате которого выбираются наиболее типичные, присущие всем или многим объектам свойства либо процессы, несмотря на частные или случайные исключения;
17) классификация - метод, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества, постепенно конкретизируя объект классификации;
18) метод бритвы Оккама - общий принцип, утверждающий, что если существует несколько логически непротиворечивых объяснений какого-либо явления, объясняющих его одинаково хорошо, то следует, при прочих равных условиях, считать верным самое простое из них;
19) сегментация (кластеризация) целевой аудитории - разбиение её на группы со схожими свойствами, выявление групповых потребностей и формирование предложения, ориентированного на целевой сегмент;
20) модель Д. Абеля - позволяет определить область работы в трех измерениях:
1) обслуживаемые группы целевой аудитории;
2) потребности целевой аудитории;
3) технология, используемая при выполнении действий по созданию и развитию сайта.
При определении целевой аудитории сайта на первом этапе учитывались демографические, географические, экономические, психологические, поведенческие характеристики групп.
Основная и наиболее важная категория получателей рекламного сообщения и анкеты - учителя и воспитатели дошкольных учебных заведений, учителя средних учебных заведений, преподаватели вузов, преподающие русский язык как родной, как иностранный, как второй родной. Важной характеристикой целевой группы служит число человек, выраженное в цифрах или в процентах от выборки (общего количества), видевших рекламу о сайте хотя бы один раз. Проведение анкетирования способствовало определению и формированию целевой группы, или аудитории.
Категория проведенного анкетирования: групповое (по числу респондентов), выборочное (по полноте охвата), заочное (по типу контактов с респондентами).
Особенностями проведённого анкетирования стали:
• возможность охвата в ходе опроса довольно большой массы людей;
• возможность проведения исследования в короткие сроки;
• отсутствие субъективного влияния исследователя на результаты исследования;
• чёткая регламентированность содержания анкеты;
• объективные критерии обработки результатов;
• статистические и математические методы обработки результатов анкетирования.
В целевой аудитории было выделено 2 части: ядро и периферия. Под первой
подразумеваются люди, выразившие твёрдое намерение стать пользователями сайта. Ко второй можно отнести группу, представленную заинтересовавшимися людьми, которые только изучают предложение и могут войти в ядро.
Разными путями проводилась работа с разными частями целевой аудитории -ядром и периферией.
Работа с ядром потенциальной целевой аудитории осуществлялась посредством рассылки.
Работа с периферией потенциальной целевой аудитории осуществлялась посредством рассылки, а также использования открытых источников, в т. ч. в сети интернет.
В рамках второго этапа определения целевой аудитории сайта разработанная ранее классификация целевой аудитории была, с одной стороны, уточнена, с другой стороны, расширена. Так, результаты анкетирования показали наличие дополнительных групп целевой аудитории. Это работники организаций и учреждений, не являющихся по определению образовательными, но имеющие внутри своей структуры классы, курсы с обучением русскому языку/на русском языке, например, Посольства других стран в России, Фонда «Русский мир» и пр. Выделилась новая группа целевой аудитории, заинтересованная в знании основ исследовательской методики обучения РКИ и РКН и состоящая из одного человека - логопед. И, наконец, появились неучтённые ранее категории целевой аудитории - преподаватели и учителя русского языка, работающие за рубежом, и педагоги, имеющие учеников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
Содержание анкет для представителей потенциальной целевой аудитории
Анкета включала 5 блоков вопросов. Блок 1. Информация о педагоге (общие сведения). Блок 2. Информация о педагоге (владение русским языком).
Блок 3. Информация о преподавании русского языка в образовательном учреждении. Блок 4. Информация об учащихся.
Блок 5. Информация о владении педагогом исследовательской методикой.
Блок 5 содержал вопросы как общего, так и частного характера, более тесно связанные с умениями в области исследовательской методики, например:
• Имеете ли Вы представление об исследовательской методике?
• Каковы шаги в учебном исследовании?
Результаты анкетирования
Выделенная целевая аудитория имеет следующие характеристики:
• демография (пол, возраст, образование, социальное положение в обществе, национальность);
• география (страна проживания, место работы);
• экономика (вид деятельности);
• психология (интересы, темп жизни, образ жизни);
• поведенческие факторы (мотивация к участию, важность повышения квалификации, интенсивность и опыт использования, привычка к бренду и фирме, гибок ли в смене привычек).
Главным способом анализа целевой аудитории явилась сегментация (кластеризация).
Целевая аудитория была выделена из общей аудитории на основе различных характеристик, связанных с географическими, демографическими, экономическими, психологическими и поведенческими особенностями.
По итогам двух этапов работы выделена 21 категория целевой аудитории:
1) преподающие русский язык как родной;
2) преподающие русский язык как неродной/второй;
3) преподающие русский язык как иностранный;
4) преподающие в дошкольном образовательном учреждении;
5) преподающие в школе;
6) преподающие в вузе;
7) преподающие русский язык детям дошкольного возраста;
8) преподающие русский язык детям школьного возраста;
9) преподающие русский язык студентам;
10) имеющие учеников с ОВЗ;
11) имеющие учеников с нулевым уровнем владения русским языком;
12) имеющие учеников с элементарным и/или базовым уровнями владения русским языком;
13) имеющие учеников с 1-2 уровнями владения русским языком;
14) имеющие свободно владеющих русским языком учеников;
15) преподающие в разноуровневой группе (в т. ч. мигрантов);
16) носители русского языка;
17) не носители русского языка;
18) проходившие повышение квалификации;
19) не проходившие повышение квалификации;
20) работающие в России;
21) работающие за рубежом.
Выделенные категории целевой аудитории представляют собой группы, имеющие, с одной стороны, точки пересечения. С другой стороны, каждая категория может быть определена особо, т. к. её представитель может иметь признаки, совпадающие с признаками из других категорий, и признаки, присущие только ему. Четкое представление о категориях целевой аудитории способствовало наиболее адекватному отбору подходов и методов, педагогических жанров, используемых в работе сайта.
Выявление потребностей целевой аудитории сайта
Были выявлены предположительные потребности целевой аудитории сайта по исследовательской лингводидактике. Эти потребности были учтены при разработке содержания и оформления сайта [14-16].
Определить потребности целевой аудитории позволили результаты анализа открытых источников (в т. ч. сайтов, где размещены тексты диссертационных работ по педагогике, например, сайт электронной библиотеки диссертаций dissercat.com и др.), а также анкетирования.
Выводы о потребностях целевой аудитории сайта по результатам анализа открытых источников
Итогом изучения открытых источников стал аналитический обзор с описанием образовательных веб-сайтов, содержание которых касается исследовательской методики как одного из направлений инновационной дидактики [17, 18]. Было проанализировано 700 образовательных сайтов, около 60 из которых отвечали или частично отвечали задачам настоящего исследования. В дальнейшем была разработана концепция тематического сайта «Исследовательская лингводидактика», предназначенного для широкого круга изучающих русский язык (как родной, второй или иностранный) и обучающих русскому языку. Под исследовательской лингводидактикой нами понимается инновационная методика обучения языку, базирующаяся на технологии учебно-исследовательской деятельности обучаемых под руководством преподавателя (тьютора); цель данной методики заключается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, а также в развитии его способности к исследовательскому мышлению, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и лич-ностно значимыми для конкретного учащегося) [13, 19].
Нами был сделан вывод о том, что необходимыми составляющими интернет-ресурса по исследовательской лингводидактике должны стать: теоретические и практи-ко-ориентированные материалы, касающиеся различных методов научного исследования (общенаучных и собственно лингвистических), этапов его проведения, оформления результатов исследования; библиотека либо каталог ссылок на лингвистическую литературу различного уровня сложности, желательно с системой поиска, которая позволяла бы группировать имеющиеся источники исходя из разнообразных целей и задач учебного исследования; модуль «обратной связи», поскольку в работе сайта необходимо участие тьютора(ов), руководящего(-их) работой обучаемых. Уместным было бы также наличие примерного перечня интересных задач, для решения которых пользова-тель-обучаемый захотел бы включиться в исследовательскую деятельность. О целесообразности, методическом и техническом обеспечении интернет-ресурса, дающего возможность педагогам объединяться во временные виртуальные творческие коллективы для решения задач и выполнения проектов в рамках описанного нами направления, мы уже говорили [20].
Результаты проведенного анализа имеющихся интернет- ресурсов показывают, что на данный момент не существует сайта, посвященного непосредственно исследовательской лингводидактике. Отдельные научно-методические работы, так или иначе касающиеся вопросов исследовательской деятельности учащихся, встречаются на некоторых ресурсах.
Выводы о потребностях целевой аудитории сайта по результатам анкетирования
В результате анализа результатов анкетирования были уточнены потребности целевой аудитории.
Результаты опроса представителей целевой аудитории подтвердили выявленные ранее потребности в методической поддержке в рамках исследовательской лингводи-дактики.
Анкетирование показало, что, во-первых, педагоги в большинстве случаев имеют очень общее и неточное представление об исследовательских методах в целом и о возможностях применения исследовательской методики в гуманитарных науках, в частности в обучении языку. Во-вторых, познакомившись с методами и приёмами, узнав о цели применения данной методики, представители всех категорий целевой аудитории высказали желание научиться её использовать в своей работе. В-третьих, все педагоги, участвовавшие в анкетировании, хотели бы видеть на сайте разработки практических занятий с применением исследовательской методики и иметь возможность сначала самим выполнить задания и попробовать прийти к планируемому результату. Разделы сайта:
• Теория и методика исследовательской лингводидактики.
• Литература по исследовательской лингводидактике.
• Практические задания с использованием исследовательской методики.
• Методические рекомендации по использованию исследовательской методики.
• Описание рекомендуемых приёмов обучения языку.
• Консультационная поддержка.
Вместе с тем, в разделах «Практические задания с использованием исследовательской методики», «Методические рекомендации по использованию исследовательской методики» предусматриваются материалы по РКИ и РКН, по обучению русскому языку как родному. При этом три заключительных раздела были добавлены по результатам анализа анкет.
Апробация сайта по исследовательской лингводидактике и её результаты
Апробация сайта, в которой принимали участие педагоги из всех выявленных ранее категорий целевой аудитории, всего более 30 человек, показала следующее. Наиболее востребованы оказались разделы сайта, связанные с практикой применения исследовательской методики. Статистика обращений в консультационную службу сайта свидетельствует о наличии сложностей, возникающих у педагогов при выполнении практических заданий, и о динамике их преодоления по мере накопления опыта. О действительных потребностях целевой аудитории сайта можно судить по ряду показателей.
Интерес групп целевой аудитории к сайту в целом распределился равномерно. Практические задания попробовали выполнить 91 % педагогов, к методическим рекомендациям обратились 56 %, изучали раздел «Теория и методика исследовательской лингводидактики» 50 % аудитории сайта, знакомились с литературой по проблеме 36 % преподавателей, знакомились с приёмами исследовательской методики 70 % педагогов, обращались за консультационной поддержкой 15 % пользователей. При этом никто из пользователей не ограничился однократным посещением сайта.
Перспективы исследования
Наш научный и методический интерес связан с дальнейшим развитием сайта по исследовательской лингводидактике в следующих областях:
• создание и размещение контента для целевой аудитории - педагогов и их учеников с ОВЗ;
• создание и размещение медиатеки для работы со звучащей речью и видеорядом;
• разработка и размещение на сайте учебных материалов в кибертекстовом формате;
• разработка и размещение на сайте в разделе «Практические задания с использованием исследовательской методики» виртуальной учебной экскурсии;
• расширение банка рекомендуемых приёмов обучения языку с использованием исследовательской лингводидактики.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации» за № 15-04-000567а.
Список литературы
1. Burns A., Richards J.C. Second Language Teacher Education. - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - 334 p.
2. Bennett C.I. Comprehensive multicultural education: theory and practice. - Boston: Allyn & Bacon, 2011. -486 p.
3. Balykhina T.M. Scientific theories and practice of communicative adaptation to a new linguistic environment and educational space // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. -№ 6. - P. 44-49.
4. Инновации в науке: монография / Л.В. Кожитов, С.Г. Емельянов, В.А. Дёмин и др. - Курск: Юго-Западный гос. Ун-т, 2011. - 672 с.
5. Щенников С.А. Дидактика современного образования // Высшее образование в России. - 2010. -№ 12. - С. 83-91.
6. Мухина С.А. Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2011. - 245 с.
7. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. - 2010. - № 6. -С. 182-188.
8. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 201-206.
9. Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / под ред. А.Н. Щукина. 4-е изд., исправ. и доп. - М.: Русский язык. Курсы, 2014. -236 с.
10. Лейбович А.Н. и др. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с.
11. Clark R. Six principles of effective e-Learning: What works and why. The e-Learning Developer's Journal, 2002, 1-10. URL: https://www.leamingsolutionsmag.com/articles/384/six-principles-of-effective-e-learning-what-works-and-why (дата обращения 04.10.2017г.)
12. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / под общ. ред. Т.А. Барышевой. -СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. - 380 с.
13. Балыхин Г.А., Балыхин М. Г. Наука-образование-инновации: словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. Выпуск первый. - М.: РУДН, МГУДТ, 2014. - 622 с.
14. Горевая Е., Гаранина М., Русин Г. Апробация подхода к созданию эффективного сайта промышленного предприятия // Маркетинг и финансы. - 2014 - № 2. - С. 116-135.
15. Reclaiming instructional design / M.D. Merrill, L. Drake, M.J. Lacy, J. Pratt, & ID2_Research_Group // Educational Technology. - 1996. - № 36 (5). - P. 5-7. URL: http://mdavidmerrill.com/Papers/Reclaiming. PDF (дата обращения 04.10.2017 г.)
16. Коренева Е.П. Анализ интерактивной составляющей в российских и зарубежных сайтах высших учебных заведений. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-interaktivnoy-sostavlyayuschey-v-rossiyskih-i-zarubezhnyh-saytah-vysshih-uchebnyh-zavedeniy#ixzz40jJ387Nm (дата обращения 04.10.2017 г.)
17. Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации: монография / Т.М. Балыхина, М.С. Нетёсина, С. А. Юрманова, А. А. Аббасова, А. Д. Федоренков. - М.: Изд-во РУДН, 2016. - 598 с.
18. Encyclopedia of Language and Education. V. 8: Research Methods in Language and Education. - Dordrecht; Boston; London: Kluwer Academic Publishers, 1997. - P. 125-127.
19. Iurmanova S.A., Balykhina T.M. Scientific research activity: the origin of teaching methodology // Russian Linguistic Bulletin. - 2015. - № 4. - P. 40-41.
20. Нетёсина М.С. «Создание временных виртуальных творческих коллективов» как практико-ориентированная форма методической поддержки преподавателей русского языка как второго с применением исследовательской методики // Вестник науки Сибири. - 2016. - № 4 (23). - С. 10-20. URL: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/1495/1003 (дата обращения 04.10.2017 г.)
REFERENCES
1. Burns A., Richards J.C. Second Language Teacher Education. Cambridge, Cambridge University Press, 2009. 334 p.
2. Bennett C.I. Comprehensive multicultural education: theory and practice. Boston, Allyn & Bacon, 2011. 486 p.
3. Balykhina T.M. Scientific theories and practice of communicative adaptation to a new linguistic environment and educational space. International journal of experimental education, 2014, no. 6, pp. 44-49.
4. Kozhitov L.V., S Emelyanov.G., Dyomin V.A. Innovatsii v nauke: monografiya [Innovations in science: monograph]. Kursk, Southwest State University, 2011. 672 p.
5. Shchennikov S.A. Didaktika sovremennogo obrazovaniya [Didactics of the modern education]. Higher Education in Russia, 2010, no. 12, pp. 83-91.
6. Mukhina S.A., Soloveva A.A. Netraditsionnye pedagogicheskie tekhnologii v obuchenii [Non-traditional pedagogical technologies in teaching]. Rostov^n-Don, Feniks Publ., 2011. 245 р.
7. Osmolovskaya I.M. Innovatsii i pedagogicheskaya praktika [Innovations and teaching practice]. National Education, 2010, no. 6, pp. 182-188.
8. Simonenko N.N. Upravlenie obrazovatelnymi uslugami s primeneniem innovacionnykh metodov obucheni-ya [Management of educational services using innovative teaching methods]. Bulletin of PNU, 2012, no. 2, pp. 201-206.
9. Kapitonova T.I., Moskovkin L.V., Shchukin A.N. Metody i tekhnologii obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Methods and technologies of teaching Russian as a foreign language]. Ed. by A.N. Shchukin. Moscow, Russky yazyk. Kursy Publ., 2014. 236 p.
10. Leybovich A.N. Elektronnye uchebniki: rekomendatsii po razrabotke, vnedreniyu i ispolzovaniyu inter-aktivnykh multimediynykh elektronnykh uchebnikov novogo pokoleniya dlya obshchego obrazovaniya na baze sovremennykh mobilnykh elektronnykh ustroystv [Electronic textbooks: recommendations on development, implementation and use of interactive multimedia electronic textbooks of a new generation for general education on the basis of modern mobile electronic devices]. Moscow, Federalny institut razvitiya obrazovaniya Publ., 2012. 84 p.
11. Clark R. Six principles of effective e-Learning: What works and why. The e-Learning Developer's Journal, 2002, 1-10. Available at: https://www.learningsolutionsmag.com/articles/384/six-principles-of-effective-e-learning-what-works-and-why (accessed 4 October 2017).
12. Tvorchestvo: teoriya, diagnostika, tekhnologii. Slovar spravochnik [Creativity: theory, diagnostics, technology. Dictionary reference book]. Ed. by T.A. Barysheva. St-Petersburg, VVM Publ., 2014. 380 p.
13. Balykhin G.A., Balykhin M.G. Nauka-obrazovanie-innovatsii: slovar-spravochnik po innovatsionnomu obrazovaniyu. V pomoshch pedagogam, uchashchimsya, roditelyam [Science-education-innovation: dictionary of innovative education. To help educators, students, parents]. Moscow, RUDN, MGUDT Press, 2014. 622 р.
14. Gorevaya E., Garanina M., Rusin G. Aprobatsiya podkhoda k sozdaniyu ehffektivnogo sayta promyshlen-nogo predpriyatiya [Approbation of the approach to creating an effective site of an industrial enterprise]. Marketing i finansy, 2014, no. 2, pp. 116-135.
15. Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J., & ID2_Research_Group. Reclaiming instructional design. Educational Technology, 1996, no. 36 (5), pp. 5-7. Available at: http://mdavidmerrill.com/Papers/Reclaiming. PDF (accessed 04 October 2017).
16. Koreneva E.P. Analiz interaktivnoy sostavlyayushchejy v rossiyskikh i zarubezhnykh saytakh vysshikh uchebnykh zavedeny [Analysis of the interactive component in Russian and foreign websites of higher edu-
cation institutions]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/nanaliz-interaktivnoy-sostavlyayuschey-v-rossiyskih-i-zarubezhnyh-saytah-vysshih-uchebnyh-zavedeniy#ixzz40jJ387Nm (accessed 04 October 2017).
17. Balykhina T.M., Netyosina M.S., Yurmanova S.A., Abbasova A.A., Fedorenkov A.D. Issledovatelskaya lingvodidaktika po russkomu yazyku: teoriya, praktika, innovatsii: monografiya [Research linguodidactics in the Russian language: theory, practice, innovations: monograph]. Moscow, RUDN Publ., 2016. 598 p.
18. Encyclopedia of Language and Education. Vol. 8: Research Methods in Language and Education. Dordrecht; Boston; London, Kluwer Academic Publishers, 1997. pp. 125-127.
19. Iurmanova S.A., Balykhina T.M. Scientific research activity: the origin of teaching methodology. Russian Linguistic Bulletin, 2015, no. 4, рр. 40-41.
20. Netyosina M.S. «Sozdanie vremennykh virtualnykh tvorcheskikh kollektivov» kak praktiko-orientirovannaya forma metodicheskoy podderzhki prepodavateley russkogo yazyka kak vtorogo s prime-neniem issledovatelskoy metodiki ["Creation of temporary virtual creative teams" as a practice-oriented form of methodological support for teachers of the Russian language as a second with the application of the research methodology]. Siberian Journal of Science, 2016, no. 4 (23), pp. 10-20. Available at: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/1495/1003 (accessed 04 October 2017).
Дата поступления 05.10.2017 г.