Нетёсина
Марина Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры языковой коммуникации ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава РФ, Россия, 127473, г. Москва, ул. Делегатская, 20/1. E-mail: [email protected]
УДК 811.161.1'243:378.168
«СОЗДАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ» КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
МЕТОДИКИ "THE CREATION OF TEMPORARY CREATIVE COLLECTIVES" AS A PRACTICE-ORIENTED FORM OF METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS
OF RUSSIAN AS SECONDLANGUAGE WITH THE USE OF RESEARCH METHODS
М.С. Нетёсина M.S. Netesina
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Минздрава РФ, Россия Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov, Russia
E-mail: [email protected]
Актуальность настоящего исследования определили существующая потребность в педагогах, работающих с учащимися-мигрантами, владеющих актуальной для первых исследовательской методикой, а также отдалённость разных районов России, где такая потребность насущна. Цель работы: рассмотреть практико-ориентированную форму методической поддержки педагогов русского языка как неродного/второго (РКН) «Создание временных виртуальных творческих коллективов» с точки зрения возможности, целесообразности и результативности её применения для обучения педагогов исследовательской методике в работе с мигрантами; выявить социальные эффекты внедрения данной формы методической поддержки. Методы исследования: системный, анализа, бритвы Оккама, картографический. Результаты: определение целей, общих принципов организации, механизмов и технологии методической поддержки преподавателей русского языка как неродного/второго; разработка алгоритма выбора практико-ориентированной формы методической поддержки; выявление сходства исследовательской методики обучения с соположенными актуальными сегодня в сфере образования понятиями; анализ значимых для научно-исследовательской деятельности педагога-филолога профессионально-личностных свойств и компетенций; описание диагностического инструментария для первичного выявления профессиональных особенностей, потребностей и затруднений педагогов; расшифровка принципа деятельности обучения через опыт. Разработана модель формы методической поддержки, включающая целевой, содержательный, результативный блоки. Разработана система работы с педагогами РКН по обучению исследовательской методике в рамках данной формы методической поддержки. Названы этапы методической поддержки (работа в паре, наставничество, творческая лаборатория молодых специалистов). Рассмотрен комплекс возможных рисков. Определены применяемые в данной форме методической поддержки технологии и технические средства обучения. Делается вывод о том, что работа с учащимися-мигрантами положительно влияет на устойчивое развитие общества, поскольку позволяет учащимся-мигрантам лучше адаптироваться в иной культурной среде.
Ключевые слова: применение исследовательской методики, виртуальные творческие коллективы, форма методической поддержки, система работы с педагогами РКН.
The relevance of this study is identified by the existing need for teachers working with migrant students holding relevant to research methodology as well as the remoteness of different regions of Russia, where such a need pressing. Aim: to examine the practical-oriented form of methodological support "creation of temporary virtual creative teams" in terms of opportunities, feasibility and effectiveness of its application for training teachers research methodology in working with migrants, to identify social effects of the implementation of this form of methodical support. Methods. The following methods were used: a systemic analysis, razor Okkama, mapping. Results. The results of the study were: to identify the objectives, general principles, mechanisms and technologies of guiding teachers of the Russian language as/second; the development of algorithm of practice-oriented form of the methodological support; identifying similarities ofresearch methods of teaching with relevant to education today notions; analysis of significant educator-philologist vocational and personal properties and competences; description of diagnostic tools for the primary identifying professional features, needs and difficulties of teachers; deciphering the principle activities of learning through experience. A model form of methodological support, including targeted, meaningful, productive units is proposed. The system of work with educators to train research methodology within this form of methodological support is described. The stages of guidance (work in pairs, mentoring, creative laboratory of young professionals) are under analysis. Range of possible risks is considered. It is concluded that the work with pupils of the migrant has a positive effect on the sustainable development of society because it allows student migrants to better adapt to different cultural environment.
Key words: application ofresearch techniques, virtual creative collectives, form of methodological support, the system of work with educators.
В профессии филолога обнаруживается несколько профессиональных сфер, в которых проявляются во взаимодействии те или иные профессионально-личностные свойства и компетенции специалиста. Так, успешность научно-исследовательской деятельности филолога зависит и от уровня сформированности научно-исследовательской компетенции, а именно:
• от индивидуально-творческого мышления и инициативности;
• теоретических склонностей;
• наличия мотивации и целевой основы научно-исследовательской деятельности;
• организованности мышления, умения использовать эвристический потенциал научного знания в конкретных обстоятельствах;
• умения генерализовать новые идеи, открытости опыту;
• большой степени активизации познавательных способностей: это касается правильного выбора направления исследования, уяснения цели, умения предусмотреть полезность исследования для совершенствования профессиональной - научной и производственной - сферы;
• умения увязывать все уровни исследования: фундаментальный, прикладной, экспериментальный.
Филолог должен быть широко эрудирован в основных областях гуманитарного знания, обладать фундаментальной научной базой, позволяющей ориентироваться в комплексе мировоззренческих проблем современной науки в целом, включая науки о природе, и глобальных проблем современной цивилизации; владеть методологией научного творчества, различать ритуальные подходы к использованию современных информационных технологий в филологии и владеть стратегиями выбора адекватных методов получения, обработки и хранения научной филологической информации, быть готовым в научно-исследовательской деятельности к самостоятельному выдвижению проблем, соответствующих основным тенденциям развития научной филологической мысли и социальным потребностям; к творческой разработке методик их исследования с учетом междисциплинарных связей и конструктивно-проектных подходов к изучению этих проблем; в научно-педагогической деятельности быть готовым к определе-
нию целей и содержания учебных курсов, исходя из требований различных категорий слушателей, учитывая новейшие методики обучения.
Поскольку научно-исследовательская деятельность требует умения осуществлять первичные «строительные операции» (анализ, синтез, сравнение, анализ через синтез и др.), исследователь в научном поиске бесконечное количество раз проходит одни и те же этапы: проектирование (ориентация в научной ситуации и постановка задачи исследования), реализация (получение, извлечение информации и организация деятельности по ее «внедрению» - описание добытых научных и фактических данных), оценка (анализ сделанного и определение направлений дальнейшей деятельности). Уровень интеллектуальной готовности тесно связан с образованностью субъекта, научным и практическим опытом, возрастом [1, 2].
Вместе с тем, не обладая вышеуказанными сформированными умениями в области исследовательской деятельности, педагогу-русисту, преподавателю РКН сложно будет использовать исследовательскую методику в работе с учащимися.
Исследовательская методика как инновационный метод получения знаний ориентирована на стимулирование исследовательского характера познания, по этому признаку стоит в одном ряду с такими актуальными сегодня в сфере образования понятиями, как креативное образование [3-5], критическое мышление [6-9], эвристика [10], мобильная лингводидактика [11-13], мигрантская методика [14], антропоцентризм [14, 15] и др., по этому же признаку является востребованной [16].
В числе мировых ключевых трендов в образовании - доступность образования [17]. Такую доступность обеспечивает в том числе дистанционный формат обучения. Вопросы сопряжения исследовательской методики (шире - исследовательской лингводидактики) с дистанционным форматом становились предметом рассмотрения учёных, методистов, педагогов (например, [18]). К примеру, учебно-исследовательская деятельность характеризовалась с точки зрения её дидактических функций применительно к ИКТ [19]. Согласно мнению Карла Кэппа, виртуальная среда - это прекрасный учебный инструмент и задача преподавателя заключается в переориентировании современных виртуальных технологий на обучение [20].
Предлагаемая нами практико-ориентированная форма методической поддержки «Создание временных виртуальных творческих коллективов» разработана в рамках нового научного направления - исследовательской лингводидактики. Данная форма методической поддержки базируется на следующих принципах:
1. Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2. Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов.
3. Психолого-педагогическая поддержка кадров.
4. Принцип работы - сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество) при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения.
5. Принцип использования исследовательской лингводидактики.
О возможностях исследовательской лингводидактики применительно к обучению мигрантов мы уже писали [14], объясняя целесообразность целым рядом причин. Вместе с тем очевидно, что педагог, для того чтобы применять данную методику при обучении мигрантов, должен, во-первых, всесторонне ей владеть, во-вторых, знать её особенности в работе с данным контингентом. Естественно, предполагается, что русист при этом применяет методику РКН, а именно мигрантскую методику.
Соответственно принципу обучения через опыт в рамках данной формы методической поддержки педагогам предоставляется возможность самим выполнить те задания, которые впоследствии будут предложены учащимся-мигрантам в курсе РКН, и научиться учить тому, как их выполнять.
Исследовательский метод применим на всех ступенях обучения с учётом возрастных возможностей и подготовки обучающихся. Исследование связано с прогнозированием и может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности учащегося любого возраста.
Практико-ориентированная форма учитывает специфику преподавания русского языка как неродного, а также отвечает требованиям внедрения современных информационных ресурсов.
Описание практико-ориентированной формы методической поддержки
Цели методической поддержки учителей общеобразовательных организаций в практико-ориентированной форме «Создание временных виртуальных творческих коллективов»:
1) развитие творческого потенциала учителей;
2) совершенствование профессионального мастерства учителя;
3) подготовка учителей-исследователей, экспериментаторов, осуществляющих разработку инновационных моделей обучения;
4) анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
5) совершенствование образовательного процесса.
Механизмы и технологии методической поддержки
Разработаны механизмы и технологии методической поддержки педагогов РКН. Методисты на основе изучения профессионально значимых личностных качеств педагога планируют разную по содержанию, объему, сложности, организационным формам и методам методическую поддержку. В определении возможностей учителя учитывается его опыт, квалификация, профессионально значимые личностные качества. С учетом выявленных профессиональных потребностей и затруднений педагогов организуется разная по уровню и сложности методическая поддержка в данной практико-ориентированной форме с определением соответствующих целей, задач, содержания.
Содержание потребностей определяется с помощью опросов и самодиагностики с целью выявления профессиональных особенностей, потребностей и затруднений педагогов. По результатам опроса составляется карта образовательных запросов педагогов, то есть тех проблем, затруднений, процесс разрешения которых кладется в основу работы в рамках практико-ориентированной формы. Исследуются творческий потенциал, способности к самообразованию, личностные особенностей педагогов, влияющих на качество профессиональной деятельности. На основе этих данных обобщается его педагогический опыт, планируется работа по конкретным методическим темам.
Для самоанализа предлагается ответить на ряд вопросов, среди которых вопросы, связанные более тесно с умениями в области исследовательской методики, и вопросы общего плана.
Примеры диагностического инструментария в данной практико-ориентированной форме методической поддержки.
Анкета самооценки
Профессиональные потребности педагога
Блок 1
• Что у Вас лучше всего получается в учебной деятельности, каким опытом Вы хотели бы поделиться?
• Что у Вас лучше всего получается в методической работе, каким опытом Вы хотели бы поделиться?
• Что у Вас лучше всего получается в воспитательной деятельности, каким опытом Вы хотели бы поделиться?
• В чём Вы испытываете затруднения? Какой и чей опыт хотели бы изучить?
Блок 2
• Каких необходимых умений, личностных качеств у Вас сегодня нет? Что необходимо формировать сегодня и что может потребоваться в будущем?
• Какие необходимые умения и личностные качества в принципе имеются, но нуждаются в дальнейшем развитии?
• Имеете ли Вы представление об исследовательской методике?
• Каковы шаги в учебном исследовании?
Методические материалы, определяющие порядок оказания методической поддержки
Алгоритм выбора практико-ориентированной формы методической поддержки:
1) диагностика и самодиагностика потребностей и затруднений учителя русского языка как неродного/второго, его профессионально значимых личностных качеств (опросы, анкетирование, самоанализ);
2) фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг с учётом: четкой целевой направленности; адресности содержания; актуальности и научной достоверности предлагаемого учебного материала; возможности учёта индивидуализации образовательных маршрутов учителей, а также диагностики их обученности; использования дистанционных технологий;
3) анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов;
4) постановка целей, задач, направлений оказания методической поддержи с учётом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития образования в современных условиях.
5) выделение основных направлений и разработка содержания методической поддержки для конкретного обучающегося, адекватной поставленным целям.
Предложенный алгоритм, определяющий порядок оказания методической поддержки учителю, отличается обоснованностью, опорой на научные подходы к обучению и традиционные и инновационные методы обучения, а это основа системности; наличие последней в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно
это позволяет в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы к новым, инновационным, дистанционным, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога.
Описание практико-ориентированной формы
Целевой блок
1. Важнейшей составляющей целевого блока данной модели стала необходимость раскрытия внутренних личностных ресурсов педагога.
2. Таким образом, деятельность образовательных организаций указанного профиля с использованием разных - в частности, данной - практико-ориентированной формы методической поддержки педагогов в целом всегда направлена на профессионально-личностный рост педагога, и как результат - на личностный рост учащихся.
3. Ещё одной частью целевого блока стала подготовка педагогов-исследователей, экспериментаторов, осуществляющих разработку инновационных моделей обучения, а значит, анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
4. В данную практико-ориентированную форму методической поддержки включена цель совершенствования образовательного процесса в образовательных организациях.
Содержательный блок
Составными содержательными частями разработанной практико-ориентированной формы являются:
• работа в паре;
• наставничество;
• творческая лаборатория молодых специалистов.
Работа в паре представляет собой первый этап методической поддержки и современную актуальную форму совместной работы двух учителей русского языка как неродного, объединившихся в пару по общности интересов и стоящих перед ними профессиональных задач, проблем, вопросов. Предусмотрено совместное выполнение проектной работы, разработка уроков, создание сайта и т. п.
В такой форме, как наставничество, пару составляют ставший наставником педагог, имеющий: большой опыт работы по обучению русскому языку в полиэтническом коллективе (традиционный и инновационный), а также опыт специалиста повышения квалификации преподавателей/учителей русского языка как неродного, и педагог, обратившийся к данной практико-ориентированной форме методической поддержки. Данная форма становится вторым этапом поддержки, она очень эффективна, т. к. педагог-наставник помогает в выполнении какой-либо актуальной для обучающегося практической задачи, необходимой для выполнения профессиональных обязанностей последнего (разработка урока, создание календарно-тематического плана, создание компьютерных заданий в тестовой форме и пр.), и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
Подобное взаимодействие позволяет выстроить особую систему наставничества, включающую в себя многочисленные и разнообразные варианты методической помощи.
Творческая лаборатория молодых специалистов, как третий этап поддержки, работает при условии творческой активности специалиста-учителя русского языка как неродного в полиэтнической среде. Педагог может попробовать свои силы в перечисленных выше видах работ. К критериям творческой активности следует отнести: включенность в активную профессиональную деятельность, творческую деятельность, эксперимент; заинтересованность в самопознании, творческом самоопределении, самосовершенствовании.
Принципиально важно при этом, что каждый педагог - пользователь данной практико-ориентированной формы методической поддержки - может выбрать собственную траекторию профессионального роста, отражающуюся в выборе конкретного содержания поддержки.
Пример задания для педагога в рамках методической поддержки
Тема «Ударение в русском языке»
Вопросы. Почему не во всех словах в русском языке обозначено ударение? Как читать такие слова?
Вариант задания. Определите шаги/этапы решения соответственно исследовательской методике. Вариант ответа.
1. Прочитайте правила чтения и произношения русских звуков.
2. Найдите в тексте песни слова, в которых не показано ударение.
3. Вернитесь к правилам чтения и объясните, почему в найденных вами словах нет знака ударения.
4. Вернитесь к правилам произношения русских звуков и объясните, как читаются данные слова.
5. Прочитайте слова из песни, в которых не показано ударение, согласно правилам произношения русских звуков.
Результативный блок
Результативность практико-ориентированной формы методической поддержки оценивается по ряду показателей. Важнейшим показателем становится критерий удовлетворённости педагога в ходе использования формы методической поддержки. Принципиальная схема оценки качества освоения учителем содержательного блока в данной разработанной практико-ориентированной форме представлена в следующей таблице.
Что оценивается? Кто оценивает? Форма оценки
Удовлетворённость педагога результатами освоения содержательного блока практико-ориентированной формы педагог, разработчик формы Субъективная (самоанализ, самооценка; сравнительный анализ входного анкетирования и результатов итоговой аттестации; эссе). Посещаемость, результаты выходного анкетирования
Сформированность компетентности обучающегося учителя разработчик формы, педагог Объективированная(тесты, контрольные работы, эссе и др.). Субъективная (самоанализ, самооценка)
Качество продукта, разработанного учителем в ходе использования методической поддержки разработчик формы Защита выпускной работы (проекта, методической разработки и др.)
Комплекс возможных рисков (на след. страницу)
Выявлены возможные риски:
1. Риск неудовлетворенности педагога оказанными услугами в виде прак-тико-ориентированной формы методической поддержки. Разработанные практико-ориентированные формы включают выявление и учет удовлетворенности обучающегося оказанной методической поддержкой. Степень удовлетворенности в образовательной услуге выявляется в процессе заключительного анкетирования, в ходе которого осуществляется анализ и оценка качества образовательной услуги работником образования (потребителем услуги). Учет удовлетворенности работников оказанными услугами должен осуществляться Исполнителем. Разработана анкета, призванная выявить степень удовлетворенности специалистов полученными услугами.
2. Риск необъективного/неверного определения критериев результативности реализации практико-ориентированной формы, связанного с нематериальным характером полученных результатов, достигнутые результаты являются динамичными, подвижными, часто носят описательный характер.
3. Риск несоответствия практико-ориентированной формы требованиям внедрения современных информационных ресурсов.
Минимизация рисков осуществляется, во-первых, в соответствии с принципом «кто предупреждён, тот вооружён». Во-вторых, необходимой составляющей реализации практико-ориентированной формы, направленной на минимизацию выделенных рисков, является соблюдение критериев её функционирования. В-третьих, позволяет минимизировать риски комплексирование объективных и субъективных факторов в целевом, содержательном и результативном блоках формы.
Описание применяемых технологий и технических средств обучения
Для обучения по дополнительной профессиональной программе используется дистанционная технология, включающая следующие компоненты:
1) регистрацию слушателей;
2) размещение видеолекций на сайте;
3) размещение на сайте хрестоматийных текстовых материалов;
4) размещение тренировочных и контрольных тестов на сайте;
5) проведение консультаций по электронной почте;
6) проведение по видеосвязи семинаров и конференций;
7) получение по электронной почте выполненных заданий и электронного порт-фолио для итоговой аттестации по программе.
Технические средства обучения включают: компьютер, монитор, звуковые колонки, микрофон, веб-камеру, пакет программ MicшsofЮffюe.
Содержание практико-ориентированной формы разработано с учётом результатов анализа социальных эффектов изменений в сфере образования, в том числе социальных эффектов, вызванных:
• транспортной отдаленностью разных районов России;
• ростом миграционных процессов по всей территории Российской Федерации;
• развитием информационно-коммуникационных технологий;
• развитием электронной образовательной среды;
• повышением роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
• повышением роли языков народов России как средства национальной и культурной самоидентификации;
• глобализацией коммуникативного пространства и ростом межъязыковых и межкультурных контактов.
Одним из важнейших социальных эффектов внедрения данной формы методической поддержки станет влияние работы с учащимися-мигрантами положительно на устойчивое развитие общества, поскольку учащиеся-мигранты смогут лучше адаптироваться в иной культурной среде.
Обоснование потенциальной востребованности предлагаемой формы методической поддержки
Овладение исследовательской методикой в преподавании русского языка как неродного становится важным условием и составной частью подготовки педагогов и имеет особое значение в отдалённых районах России.
Актуальность данной проблемы объясняется в первую очередь тем, что Россия занимает огромную территорию, а образовательные потребности учащихся школ должны быть удовлетворены в полной мере независимо от удаленности населённых пунктов от крупных городов и образовательных центров.
В этих условиях образование, в частности освоение русского языка как нового, неродного, в значительной степени зависит от компетентности педагога в использовании исследовательской методики обучения.
Наиважнейшей практической задачей становится создание системы учебных материалов и методических рекомендаций по её использованию, внедрение этих материалов в учебный процесс.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации» за № 15-04-000567а.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Халатян С.А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2011 - 183 с.
2. Новикова А.К., Куриленко В.Б. Функциональность исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12853 (дата обращения: 17.11.2015).
3. Магеррамов С.М. Сущность инновационного, креативного и эвристического менеджмента и их роль при управлении // Экономические науки. Маркетинг и менеджмент - 2011. - № 6. URL: http://www.rusnauka.com/29_DWS_2011/Economics/6_93801.doc.htm (дата обращения: 19.07.2016).
4. Балыхина Т.М., Нетёсина М.С. Инновационные тенденции в образовании: креативное тестирование // Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сборник статей - T. 1 -2014. - С. 362-365.
5. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. - 380 с.
6. Lewy A. Planning the school curriculum. - Paris, 1977.
7. Schwab J.J. Brandwein P.P. The teaching of science. - Cambridge, 1962.
8. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
9. Abbasova A.A., Tskoliya C.R. Discussion methods: modification and transformation // Russian linguistic Bulletin. - 2016. - № 1 (5). - С. 38-39.
10. Пойа Дж. Как решать задачу. - М.: Либроком, 2010. - 208 с.
11. Balykhina T.M., Fedorenkov A.D. The evolution of pedagogical mobility and innovation mobile linguodidactics (in the information-educational environment of learning Russian as a foreign language) // Russian linguistic Bulletin. - 2016. - № 2 (6). - С. 113-114.
12. Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. - Ульяновск, 2010. - 515 с.
13. Калита О.Н. Дистанционное обучение русским глаголам движения в учебном курсе по РКИ с использованием мобильных приложений (этноориентированная модель курсового обучения для греческой аудитории, уровни А2-В1): дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2016. - 187 с.
14. Балыхина Т.М., Черникова Т.В., Нетёсина М.С. Научные подходы к обучению мигрантов в курсе «Музыкальной фонетики» // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2015. - № 4. - С. 241-246.
15. Балыхин Г.А., Балыхин М.Г. Наука - образование - инновации. Словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. - М.: РУДН, 2014. - Вып. 1. - 622 с.
16. Исследовательская лингводидактика по русскому языку: подходы и методы, стратегии, приемы и средства / Т.М. Балыхина, В.Б. Куриленко, М.С. Нетёсина, А.К. Новикова // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 7. URL: http://human.snauka.ru/2016/07/16071 (дата обращения: 20.11.2016).
17. Воронина Ю. В России традиционное образование заменит онлайн-обучение // Российская газета. -URL: http://www.rg.ru/2013/10/09/obuchenie-site-anons.html (дата обращения: 15.07.2014).
18. Леган М.В., Горбунов М.А. Разработка мультимедийных электронных образовательных ресурсов в Новосибирском техническом университете // Дистанционное виртуальное обучение. - 2013. -№ 12 (78). - С. 96-104.
19. Далингер В.А. Информационно-коммуникационные технологии в учебно-исследовательской деятельности студентов // Дистанционное виртуальное обучение. - 2016. - № 12 (114). - С. 5-14.
20. Kapp Karl M., O'Driscoll Tony. Learningin 3D: Adding a New Dimension to Enterprise Learningand Collaboration // Published by Pfeiffer: an imprint of Wiley. - 2010. - P. 419.
REFERENCES
1. Halatyan S.A. Formirovanie tvorcheskikh umeniy starsheklassnikov v uchebno-issledovatelskoy deyatelnosti. Dis. Dokt. nauk [Functionality of research activity of pupils at lessons of Russian language]. Vladikavkaz, 2011. 183 р.
2. Novikova А.К., Kurilenko V.B. Funktsionalnost issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka [Functionality of research activity of pupils at lessons of Russian language]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, 2015, no 10. Available at: http://human.snauka.ru/2015/10/12853 (accessed 17 November 2015).
3. Magerramov S.M. Sushchnost innovatsionnogo, kreativnogo i ehvristicheskogo menedzhmenta i ikh rol pri upravlenii [Essence of innovative, creative and heuristic management and their role in managing]. Ekonomicheskie nauki. Marketing i menedzhment, 2011, no. 6. Available at: http://www.rusnauka. com/29_DWS_2011/Economics/6_93801 .doc.htm (accessed 19 July 2016).
4. Balykhina T.M., Netesina M.S. Innovatsionnye tendentsii v obrazovanii: kreativnoe testirovanie [Innovative trends in education: creative testing]. Innovatsionnoe prepodavanie russkogo yazyka v usloviyakh mnog-oyazychiya: sbornik statey (Innovative teaching Russian in conditions of multilingualism: a collection of articles). Moscow, Vol. 1, 2014. S. 362-365.
5. Tvorchestvo: teoriya, diagnostika, tekhnologii. Slovar-spravochnik [Creativity: theory, diagnosis, technology. The dictionary-directory]. Saint-Petersburg, VVM Publ., 2014. 380 p.
6. Lewy A. Planning the school curriculum. Paris, 1977.
7. Schwab J.J. Brandwein P.P. The teaching of science. Cambridge, 1962.
8. Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniya [Pedagogical technologies of distance learning: textbook. a manual for students. ouch. proc. institutions/under the editorship of E.S. Polat]. Moscow, Iz-datelskiy tsenr "Аkademiya" Publ., 2006. 400 p.
9. Abbasova A.A., Tskoliya C.R. Discussion methods: modification and transformation. Russian linguistic Bulletin, 2016, no. 1 (5). pp. 38-39. Статья на английском языке
10. Poya Dzh. Kak reshat zadachu [How to solve the problem]. Moscow, Librokom Publ., 2010. 208 p.
11. Balykhina T.M., Fedorenkov A.D. The evolution of pedagogical mobility and innovation mobile linguodidactics (in the information-educational environment of learning Russian as a foreign language). Russian linguistic Bulletin, 2016, no. 2 (6), рр. 113-114.
12. Kuklev V. А. Stanovlenie sistemy mobilnogo obucheniya v otkrytom distantsionnom obrazovanii. Dis. Dokt. nauk [The development of mobile learning in open distance education. Dr. Diss.]. Ulyanovsk, 2010. 515 p.
13. Kalita O.N. Distantsionnoe obuchenie russkim glagolam dvizheniya v uchebnom kurse po RKI s ispolzovaniem mobilnykh prilozheniy (etnoorientirovannaya model kursovogo obucheniya dlya grecheskoy auditorii, urovni A2—V1). Dis. Dokt. nauk [Distance learning Russian verbs of motion in a training course on RCTS with the use of mobile applications (model course training for the Greek audience, levels A2-B1). Dr. Diss.]. Moscow, 2016. 187 p.
14. Balykhina T.M., Chernikova T.V., Netesina M.S. Nauchnye podkhody k obucheniyu migrantov v kurse «Muzykalnoy fonetiki» [Scientific approaches to the training of migrants in the course "Musical phonetics"]. RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching, 2015, no. 4, pp. 241-246.
15. Balykhin G.A., Balykhin M.G. Nauka - obrazovanie - innovatsii. Slovar-spravochnikpo innovatsionnomu obrazovaniyu. Vpomoshch pedagogam, uchashchimsya, roditelyam. [Science - education - innovation: the Dictionary of innovative education. To help educators, students, parents. First edition]. Moscow, RUDN Publ., 2014, Vyp.1, 622 p.
16. Balykhina T.M., Kurilenko V.B., Netesina M.S., Novikova A.K. Issledovatelskaya lingvodidaktika po russ-komu yazyku: podkhody i metody, strategii, priemy i sredstva [Research didactics of the Russian language: approaches and methods, strategies, techniques and tools]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, 2016, no. 7. Available at: http://human.snauka.ru/2016/07/16071 (accessed 20 November 2016).
17. Voronina Yu. V Rossii traditsionnoe obrazovanie zamenit onlain-obuchenie [In Russia traditional education will replace online learning]. Rossiyskayagazeta. Available at: http://www.rg.ru/2013/10/09/obuchenie-site-anons.html (accessed 15 July 2014).
18. Legan M.V., Gorbunov M.A. Razrabotka multimediynykh elektronnykh obrazovatelnykh resursov v Novo-sibirskom tekhnicheskom universitete [Development of multimedia e-learning resources in Novosibirsk state technical University]. Distantsionnoe virtualnoe obuchenie, 2013, no. 12 (78), рр. 96-104.
19. Dalinger V.A. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v uchebno-issledovatelskoy deyatelnosti studentov [Information and communication technologies in teaching and research activities of students]. Distantsionnoe virtualnoe obuchenie, 2016, no. 12 (114), pp. 5-14.
20. Kapp Karl M., O'Driscoll Tony. Learning in 3D: Adding a New Dimension to Enterprise Learning and Collaboration. Published by Pfeiffer: an imprint of Wiley, 2010. 419 p.
Дата поступления 29.11.2016 г.