Научная статья на тему 'Лингводидактическое исследование содержания концептов в когнитивном пространстве текстов конкретной языковой личности'

Лингводидактическое исследование содержания концептов в когнитивном пространстве текстов конкретной языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCIENTIFIC RESEARCH / CREATIVE PROBLEM SOLVING / RESEARCH PROBLEMS / MENTAL OPERATIONS / ROLE OF ARTISTIC TEXTS IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / РЕШЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТВОРЧЕСКОЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балыхина Татьяна Михайловна, Нетёсина Марина Сергеевна, Юрманова Светлана Александровна

Исследовательская деятельность предполагает решение учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Нравственная культура медика связана с различными категориями нравственного содержания, в том числе с понятиями «жизнь», «смерть», «здоровье», «долг», «милосердие», «великодушие». Данные понятия требуют обязательного разъяснения в студенческой аудитории медицинского вуза. Для постижения смысла названных выше понятий целесообразно использовать исследовательскую методику, когда студенту даются задача и план исследования, поясняются шаги его этапы, указываются материалы для работы, называются методы исследования. Одним из результатов описанной исследовательской работы в курсе «Русский язык и культура речи» становится выявление студентами-медиками различных аспектов рассматриваемого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Балыхина Татьяна Михайловна, Нетёсина Марина Сергеевна, Юрманова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUO-DIDACTIC RESEARCH OF CONCEPT SUBJECT MATTER WITHIN TEXTUAL AREA OF A CONCRETE LINGUISTIC PERSONALITY

The research activity implies dealing with the creative problem by students with an unknown in advance solution and contains main phases specific to the scientific research. The morality of a medic is associated with different categories of moral content, such as the idea of “life,” “death,” “health,” “duty,” “mercy,” “generosity.” These concepts require mandatory explanation in the student audience of a medical college. To understand the meaning of the concepts above-named, it is advisable to use the research method, when the student is given a task and a research plan, with all due steps explained, materials for work given and methods of research indicated. Consequently one of the research results in the course of “The Russian Language and the Culture of Speech” is the identification of various aspects of the concept under study.

Текст научной работы на тему «Лингводидактическое исследование содержания концептов в когнитивном пространстве текстов конкретной языковой личности»

УДК 80 ББК 81

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2017 г. Т. М. Балыхина

г. Москва, Россия

© 2017 г. М. С. Нетёсина

г. Москва, Россия

© 2017 г. С. А. Юрманова

г. Москва, Россия

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

КОНЦЕПТОВ В КОГНИТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТОВ КОНКРЕТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследовательская лингводи-дактика по русскому языку: теория, практика, инновации» за № 15-04-000567а

Аннотация: Исследовательская деятельность предполагает решение учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Нравственная культура медика связана с различными категориями нравственного содержания, в том числе с понятиями «жизнь», «смерть», «здоровье», «долг», «милосердие», «великодушие». Данные понятия требуют обязательного разъяснения в студенческой аудитории медицинского вуза. Для постижения смысла названных выше понятий целесообразно использовать исследовательскую методику, когда студенту даются задача и план исследования, поясняются шаги — его этапы, указываются материалы для работы, называются методы исследования. Одним из результатов описанной исследовательской работы в курсе «Русский язык и культура речи» становится выявление студентами-медиками различных аспектов рассматриваемого понятия. Ключевые слова: учебно-исследовательская работа; решение учащимися творческой, исследовательской задачи; мыслительные операции; роль художественных текстов в становлении и развитии критического мышления учащихся. Информация об авторax:

Татьяна Михайловна Балыхина — доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 г. Москва, Россия. E-mail: dekan-fpk@yandex.ru

Марина Сергеевна Нетёсина — кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1, 127473 г. Москва, Россия. E-mail: netesinam@mail.ru

Светлана Александровна Юрманова — кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 г. Москва, Россия. E-mail: yurmsvetlana@gmail.com Дата поступления статьи: 15.01.2017 Дата публикации: 15.03.2017

Научно- и учебно-исследовательская работа в области лингвистики оперирует как общенаучными методами (теоретическими: анализ / синтез, обобщение / абстрагирование, индукция / дедукция, аналогия / моделирование, исторический метод / логический метод, метод классификации; и эмпирическими: наблюдение, эксперимент, измерение и т.д.), так и методами, относящимися непосредственно к лингвистике (описательный метод, использующий приемы внутренней и внешней интерпретации; сравнительный метод; структурные и конструктивные методы).

Исследовательская деятельность предполагает решение учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [2]. Научная сфера нормирует структуру и содержание исследования исходя из принятых в науке традиций:

■ постановка проблемы,

■ изучение теории, посвященной данной проблематике,

■ подбор методик исследования и практическое овладение ими,

■ сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

■ собственные выводы.

В зависимости от опыта такой работы возможны варианты организации учебно-научного исследования в вопросе степени самостоятельности учащегося. Существует представление о трех уровнях исследовательской работы [15], выделяемых в зависимости от уровня сложности и подготовки учащихся (в таблице + обозначает предъявление данного этапа преподавателем в готовом виде).

Уровень Проблема Метод решения Решение

1 + +

2 +

3

Обучение исследованию начинается с первого уровня — когда преподаватель ставит проблему и намечает метод ее решения, само же решение и его поиск самостоятельно осуществляет учащийся — и проходит последовательно все названные уровни.

Интеллектуальные умения, необходимые для исследовательской деятельности [1; 11], соотносятся с умениями, формируемыми в аналитическом (например, при изучении научного стиля речи в РКИ [8; 3; 19]), критическом [16], эвристическом мышлении [12].

Так, формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Абстрактное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций (ср. темы «Характеристика предмета», «Классификация», «Определение» и др. [8]):

■ анализ — расчленение общего на составные части и отдельные признаки;

■ синтез — обобщение отдельных частей в общее целое;

■ сравнение — сопоставление нескольких предметов или событий между собой;

■ абстрагирование — выделение важных признаков и отвлечение от несущественных понятий;

■ обобщение — объединение разных понятий в одну категорию;

■ систематизация — объединение категорий в целостную систему. Другие важные мыслительные операции, обязательные для абстрактного мышления, — это представления «причина - следствие», «цель - средство», «тезис - обоснование - вывод».

Перечисленные мыслительные операции должны быть освоены учащимися и должны находить отражение в их речевой деятельности.

Критическое мышление, в свою очередь, предполагает навыки оценки (оценивается соответствие новой информации изучаемой теме, возможность выводов на ее основе, достоверность, возможность интеграции с ранее полученной информацией и др.), обобщения (установление взаимосвязи между различными позициями, развитие первоначальных обобщений на более высоком уровне абстракции и т.д.), анализа (изучение и сравнение информации из разных источников, рассмотрение контекста подачи информации и пр.), применения (отбор дополнительной информации, разработка плана анализа с целью демонстрации результатов исследования и др.), осмысления (обобщение основных идей, оценка интерпретации информации, дифференциация между основными и вторичными источниками, переструктурирование текста своими словами, определение материала для цитирования и др.) [11].

Неоднократно подчеркивалась особая роль художественных текстов в становлении и развитии критического мышления учащихся (например,

[7]).

Еще одной формой обозначения этапов исследовательской работы являются наводящие вопросы, которые соответствуют формируемым критическим и эвристическим мышлением умениям [12]: Можете ли привести пример...? (приложение), Что подразумевается под...? (анализ/заключение), На что похоже.? (идентификация и создание аналогий), Что мы уже знаем о.? (активизация ранее приобретенных знаний), Чем похожи.? (сравнение), Какими могут быть возможные решения задачи.? (синтез идей), Согласны ли вы с утверждением, что.? (оценка и ее обоснование) и пр.

Так, по Д. Пойа, реализации второго этапа исследования (составление плана решения) помогут следующие советы-рекомендации.

Не встречалась ли вам раньше эта задача (хотя бы в несколько другой форме)? Известна ли вам какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли иначе сформулировать задачу? Нельзя ли придумать более доступную сходную задачу? Нельзя ли решить часть задачи? Все ли данные вами использованы?

Традиционно исследовательская методика рассматривалась в связи с решением задач в области естественных и технических наук [5 и др.], редко — гуманитарных (обучение одаренных детей [18], преподавание русского языка и культуры речи студентам-медикам [10]). Мы же говорим об исследовательской лингводидактике [3] (в частности применительно к работе с мигрантами [4] и учащимися с ограниченными возможностями здоровья [3]). Исследовательская методика использовалась нами и в аудитории будущих филологов [20].

Продолжаем анализировать возможности исследовательской методики в профессионально-ориентированном курсе «Русский язык и культура речи» для студентов-медиков. Художественные тексты нужной проблематики берем из «Хрестоматии по русской литературе о врачах» [17].

Нравственная культура медика связана с различными категориями нравственного содержания, в том числе с понятиями «жизнь», «смерть», «здоровье», «долг», «милосердие», «великодушие». Данные понятия требуют обязательного разъяснения в студенческой аудитории медицинского вуза, поскольку, как показывает практика, учащиеся далеко не всегда могут объяснить, что мы понимаем под теми или иными словами или объяснить разницу между ними. Концентрируя внимание студентов на толковании базовых составляющих понятий нравственности, мы используем не только толковые словари, но и контекст произведений (обсуждение характеров персонажей, работа с текстом). У студентов есть возможность проанализировать названные понятия в различных контекстах художественных произведений, ощутить их ассоциативную связь с другими словами, эмоциональную наполняемость.

Иными словами, в такой работе применяются методы лингвистики (из перечисленных выше). Процесс приобретения и переработки информации о внешнем мире находится в центре современных лингвистических исследований. Этот процесс связан с реализацией когнитивной деятельности человека, понимаемой как проявление его мыслительных способностей, которые направлены на познание и оценку самого себя и окружающего мира. Когнитивная деятельность человека ориентирует его на построение собственной картины мира, которая, в свою очередь, составляет основу для рационального и осмысленного поведения. Единицей когнитивной деятельности считается концепт — «дискретное ментальное образование <...> обладающее относительно упорядоченной внешней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественно-

го сознания к данному явлению или предмету» [13, с. 24]. Концепт — это смысл, который складывается из комплекса смыслов, обычно обусловленных не только лингвистическими факторами и отражающих весь спектр национальных специфичных коннотаций (социокультурных, исторических, этических, ассоциативных, оценочных) [6, 14]. Смыслы реализуются в языковом сознании носителей языка в виде экспликаторов концептов (слов, словосочетаний, устойчивых выражений).

Для постижения смысла названных выше понятий целесообразно использовать исследовательскую методику, когда студенту даются задача и план исследования, поясняются шаги — его этапы, указываются материалы для работы, называются методы исследования.

Задачей студентов на определенном этапе учебного исследования становится вычленение наиболее важных в смысловом отношении участков текста (абзацев, предложений, словосочетаний), таких участков, которые наиболее важны для понимания авторского взгляда на поставленную проблему. Выявив такие участки, студенты делают выписки (цитаты). Дальнейшая работа происходит уже с этими выбранными фрагментами. В них студентам требуется выявить наиболее важные в смысловом отношении лексемы (с точки зрения структуры концептов эти лексемы явятся именами концептов, их ядерной зоной). После этого студенты работают с лексикографическими источниками, делая выписки, касающиеся значения и употребления лексем, признанных ими наиболее важными в авторском тексте.

На следующем этапе цитаты и выписки подвергаются исследованию на предмет выявления совпадений / несовпадений содержания концептов в лексикографии и авторском тексте: имея в качестве «точки отсчета» общепринятое толкование, взятое из словарей, студенты, изучая сделанные ранее выписки (цитаты) из авторского текста, определяют и описывают способы языковой репрезентации наиболее важных для данного текста концептов, лексемы, имена которых были уже выяснены ранее.

При этом, помимо прочих, студенты пользуются умениями:

■ определять и четко формулировать тему прочитанного текста;

■ определять проблематику и основную мысль прочитанного текста;

■ выделять в тексте главную и второстепенную информацию.

Завершающим этапом работы является написание студентами эссе-

размышления о милосердии на примере произведений писателей-врачей: А. П. Чехова, В. В. Вересаева, М. А. Булгакова.

Одним из основных методов предлагаемой работы становится объяснительно-иллюстративный метод. Например:

Репрезентация концепта может происходить на различных языковых уровнях. Например, в представленном участке текста (цитируется отрывок из повести В. В. Вересаева «Записки врача») концепт «здоровье» репрезентируется на лексическом уровне антонимической парой «здоровье - болезнь».

Большую роль играет частично-поисковый метод. Например:

Сравните тексты В. В. Вересаева (отрывок из повести «Записки врача») и М. А. Булгакова (отрывок из рассказа «Стальное горло», цикл «Записки юного врача»). Что общего вы видите в репрезентации концепта «здоровье» в этих текстах?

Используется также метод аналогий. Например: Мы схематично обрисовали содержание и структуру концепта «жизнь» в отрывке из романа В. В. Вересаева «В тупике». Создайте такую же схему для репрезентации концепта «любовь» в этом отрывке.

Применяется метод проблемного введения материала. Например: Одна из ваших задач — попытаться репрезентировать оттенок значения понятия «жизнь», не описанный в современной лексикографической практике.

Исходя из сказанного, методы учебно-научного исследования предполагают задания, направленные на:

■ формирование умений логико-смысловой ориентации в тексте, вычленения лексико-тематической основы и формулирование имплицитного смысла текста, оценки участков текста (слов, словосочетаний, предложений и т.д.) с точки зрения их смысловой и стилистической значимости;

■ выяснение содержания концепта, где отобранный языковой материал подвергается анализу.

При этом четкие понятные формулировки, ясные правила выполнения заданий (установите соответствие / сделайте правильный выбор / установите правильную последовательность и еще понятнее: отметьте / обозначьте / обведите / впишите и пр.) используются и для называния последовательных шагов, призванных помочь при выполнении исследования.

Одним из результатов описанной исследовательской работы в курсе «Русский язык и культура речи» становится выявление студентами-медиками различных аспектов рассматриваемого понятия. Так, для понятия «милосердие» это — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия — различного рода помощь, благотворительность и т.п. Определяется ряд синонимов к слову «милосердие» (жалость, сердобольность, сострадание, сострадательность).

Другой результат — работы с выбранными наиболее важными фрагментами текста (в данном случае из повести Н. М. Амосова «Мысли и сердце») — выявление наиболее важных в смысловом отношении лексем/экс-пликаторов концепта «милосердие». Приведем пример результата подобной работы из [9].

Отрывок № 1. Аспект готовность делать добро всякому страждущему, его экспликаторы — жизнь, люди, спасать, учить, честная работа, мое дело, польза, служить, лечить, воспитывать, мир, верить, беречь себя не буду.

«Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Учить других людей честной работе. Наука, теория — чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу людям. Долг. И еще есть мое личное дело — понять, для чего все это? Для чего лечить больных, воспитывать детей, если мир стоит на грани гибели? Может быть, это уже бессмысленно? Очень хочется верить, что нет. Все равно — насколько хватит, беречь себя не буду. Пусть будет польза людям».

Выборка из студенческих эссе показывает взгляд студентов на проявление высочайшей нравственной ценности — милосердия, сформированный вышеописанной системой работы: беззаветное выполнение своих профессиональных обязанностей; самоотверженный человек; облегчать страдания; любить людей; посвятить себя служению людей; душевно и трепетно относиться к больным, независимо от его социального статуса; незамедлительно прийти на помощь; сердечное отношение ко всем больным; человеческий отклик; теплота души; доброта; вселить надежду; быть отзывчивым на чужую боль; не раздумывая протянуть руку помощи; отдать часть своей души; вливать в человека жизнь; поставить себя на место больного; уметь найти слова, обнадежить, утешить, успокоить душу больного; самоотверженность; пожертвовать собой ради спасения жизни человека; относиться к больным как к своему близкому, родному человеку; уметь лечить не только делом, но и словом; пребывать в постоянном напряжении и ответственности за сотни жизней людей;бескорыстность; доброта; не быть равнодушным, безразличным; переживания в стиле «быть или не быть?»; требовательный к себе, очень ответственный; «возлюбить ближнего, как самого себя»; требующий от себя и коллег полной отдачи к работе, во имя спасения человека; сочувствие, сострадание; любить людей; приносить людям добро.

Приведем определенные в результате исследования концепта «долг» («долг врача») аспекты значения и экспликаторы: перед больным (больной, тяжелобольной, горечь, риск, жизнь, борьба, страдание, победа, человечек); перед родственниками больного (предупредить, правда, спасать, слушать, погибнуть, риск, шанс, операция, бороться, опасно, безнадежно, надежда); перед коллегами, перед самим собой (жестокий, требовательный, сдержанный, жалость, дружба, аккуратность, внимательность, вежливость, опрятность); перед обществом (жизнь, польза, мир, спасать, учить, честность, воспитывать, лечить, служить, люди). Из сказанного можно сделать, по меньшей мере, два вывода. Во-первых, методы лингвистического анализа, примененные учащимися-нефилологами, позволяют успешно решить ряд актуальных в курсе «Русский язык и культура речи» в медицинском вузе задач:

■ дать студентам понятие о способах репрезентации концепта;

■ показать критерии отбора языкового материала для описания репрезентации концептов;

■ познакомить студентов с методикой отбора языкового материала для исследования структуры и содержания концепта.

■ познакомить студентов с основными стратегиями понимания содержания концепта в авторском тексте;

■ показать способы авторской репрезентации концепта;

■ воссоздать содержание концепта (из названных выше, релевантных для аудитории студентов-медиков) в когнитивном пространстве текста конкретной языковой личности.

Во-вторых, целесообразно расширить аудиторию применения исследовательской методики по сравнению с традиционно описываемой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Lewy A. Planning the school curriculum. Paris: Unesco, 1977. 83 p.

2 Балыхин Г. А., Балыхин М. Г. Наука - образование - инновации: словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. М.: РУДН, 2014. 623 с.

3 Балыхина Т. М., Нетёсина М. С., Юрманова С. А., Аббасова А. А., Федоренков А. Д. Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации. М.: РУДН, 2016. 598 с.

4 Балыхина Т. М., Черникова Т. В., Нетёсина М. С. Научные подходы к обучению мигрантов в курсе «Музыкальной фонетики» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. С. 241-246.

5 Далингер В. А. Информационно-коммуникационные технологии в учебно-исследовательской деятельности студентов // Дистанционное виртуальное обучение. 2016. № 12 (114). С. 5-14.

6 Есмурзаева Ж. Б. Концепт Родина в педагогическом дискурсе на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2010. 210 с.

7 Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1993. 145 с.

8 Люторович Г. М., Руднева Л. Н., Нетёсина М. С. Введение в научный стиль: учеб.пособие для иностр. учащихся (этап довуз. подгот.). СПб.: Златоуст, 2005. 95 с.

9 Макарова И. И. Курс «Русский язык и культура речи» для студентов-медиков: понятие «милосердие» и его составляющие в русской классической литературе о врачах // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3 (22). С. 87-92.

10 Нетёсина М. С. Исследовательская направленность обучения в профессионально-ориентированном курсе «Русский язык и культура речи» для слабослышащих учащихся ФСПО медицинского вуза // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 184-187.

11 Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 400 с.

12 Пойа Дж. Как решать задачу. М.: Либроком, 2010. 208 с.

13 Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: «Истоки», 2006. 226 с.

14 Просвиркина И. И., Яхно М. Д. Лексическая экспликация концепта «патриотизм» в языковом сознании современной молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 11 (186). С. 106-110.

15 Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. № 3. С. 14-24.

16 Халперн Д. Психология критического мышления. 2-е междунар. изд. М.; СПб.: Питер, 2000. 512 с.

17 Хрестоматия по русской литературе о врачах / под ред. зав. каф. Т. Ф. Матвеевой. М.: МГМСУ им. А. И. Евдокимова, 2015. 400 с.

18 Шумакова Н. Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991.№ 1. С. 27-32.

19 Шустикова Т. В., Воронкова И. А., Журкина Н. В., Карпова Ю. В., Хамгокова Н. Ж., Шоркина Е. Н. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Русский язык — будущему специалисту. Медико-биологический профиль. Вводный лингвопредметный курс. Базовый этап обучения»: учеб. пособие. М.: РУДН, 2015. 78 с.

20 Юрманова С. А. Лингвокогнитивные качества концепта и их использование в обучении текстопорождению (на материале произведений В. В. Вересаева): дис. ... канд. пед. наук / Российский университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дружбы народов. М., 2007. 171 с.

***

© 2017. Tatyana M. Balykhina

Moscow, Russia

© 2017. Marina S. Netesina

Moscow, Russia

© 2017. Svetlana A. Iurmanova

Moscow, Russia

LINGUO-DIDACTIC RESEARCH OF CONCEPT SUBJECT MATTER WITHIN TEXTUAL AREA OF A CONCRETE LINGUISTIC

PERSONALITY

Acknowledgements: Research is carried out with financial support of Russian Foundation for Humanities grant № 15-04-000567a "Research linguo-didactics on Russian: theory, practice, innovations."

Abstract: The research activity implies dealing with the creative problem by students with an unknown in advance solution and contains main phases specific to the scientific research. The morality of a medic is associated with different categories of moral content, such as the idea of "life," "death," "health," "duty," "mercy," "generosity." These concepts require mandatory explanation in the student audience of a medical college. To understand the meaning of the concepts above-named, it is advisable to use the research method, when the student is given a task and a research plan, with all due steps explained, materials for work given and methods of research indicated. Consequently one of the research results in the course of "The Russian Language and the Culture of Speech" is the identification of various aspects of the concept under study.

Keywords: scientific research; creative problem solving, research problems; mental operations; role of artistic texts in the formation and development of critical thinking of students. Information about the authors:

Tatyana M. Balykhina, DSc in Pedagogy, Professor, Peoples' Friendship University of Russia, Mikluho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia. E-mail: dekan-fpk@yandex.ru

Marina S. Netesina, PhD in Pedagogy, Assistant Professor, A. I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Delegatskaya St., 20, 127473 Moscow, Russia. E-mail: netesinam@ mail.ru

Svetlana A. Iurmanova, PhD in Pedagogy, Assistant Professor, Peoples' Friendship University of Russia, Mikluho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia. E-mail:yurmsvetlana@gmail.com Received: January 15, 2017 Date of publication: March 15, 2017

REFERENCES

1 Lewy A. Planning the school curriculum. Paris, Unesco, 1977. 83 p. (In Ehglish)

2 Balykhin G. A., Balykhin M. G. Nauka-obrazovanie-innovatsii: slovar '-spravochnik po innovatsionnomu obrazovaniiu. Vpomoshch' pedagogam, uchashchimsia, roditeliam [Science - education - innovation: the dictionary of innovative education. To help educators, students, parents]. Moscow, RUDN Publ., 2014. 623 p. (In Russian)

3 Balykhina T. M., Netesina M. S., Iurmanova S. A., Abbasova A. A., Fedorenkov A. D. Issledovatel 'skaia lingvodidaktikapo russkomu iazyku: teoriia, praktika, innovatsii [Research didactics of the Russian language: theory, practice, innovations]. Moscow, RUDN Publ., 2016. 598 p. (In Russian)

4 Balykhina T. M., Chernikova T. V., Netesina M. S. Nauchnye podkhody k obucheniiumigrantov v kurse «Muzykal'noifonetiki» [Scientific approaches to the training of migrants in the course "Musical phonetics"]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Russkii i inostrannye iazyki i metodikaikhprepodavaniia, 2015, no 4, pp. 241-246. (In Russian)

5 Dalinger V. A. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v uchebno-issledovatel'skoi deiatel'nosti studentov [Information and communication technologies in teaching and research activities of students]. Distantsionnoe virtual'noe obuchenie, 2016, no 12 (114), pp. 5-14. (In Russian)

6 Esmurzaeva Zh. B. Kontsept Rodina v pedagogicheskom diskurse na rubezhe XX-XXI vv. [The concept of homeland in pedagogical discourse at the turn of XX-XXI centuries]: dis. ... kand. filol. nauk. Omsk, 2010. 210 p. (In Russian)

7 LipkinaA. I., Rybak L.A. Kritichnost 'i samootsenka v uchebnoideiatel'nosti [Criticality and self-esteem in learning activities]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1993. 145 p. (In Russian)

8 Liutorovich G. M., Rudneva L. N., Netesina M. S. Vvedenie v nauchnyistil': ucheb. Posobie dlia inostr. uchashchikhsia (etap dovuz. podgot.) [Introduction to the scientific style: a textbook. a Handbook for foreign. students (pre-univ. stage ed.)]. St. Petersburg, Zlatoust Publ.,

2005. 95 p. (In Russian)

9 Makarova I. I. Kurs «Russkii iazyk i kul'tura rechi» dlia studentov-medikov: poniatie «miloserdie» i ego sostavliaiushchie v russkoi klassicheskoi literature o vrachakh [The course "Russian language and speech culture" for medical students: the concept of "mercy" and its components in the Russian classical literature about doctors]. Nauchnyi vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriia: Lingvistika i mezhkul'turnaia kommunikatsiia, 2016, no 3 (22), pp. 87-92. (In Russian)

10 Netesina M. S. Issledovatel'skaia napravlennost' obucheniia v professional'no-orientirovannom kurse «Russkii iazyk i kul'tura rechi» dlia slaboslyshashchikh uchashchikhsia FSPO meditsinskogo vuza [Research orientation of teaching in a professionally-oriented course "Russian language and culture of speech" for deaf students, COLLEGE medical school]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniia, 2016, no 9 (61), pp. 184-187. (In Russian)

11 Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniia: ucheb. Posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii, pod red. E. S. Polat [Pedagogical technologies of distance learning: Manual for higher education institutions students, ed. by E. S. Polat]. Moscow, Izdatel'skii tsentr Akademiia Publ.,

2006. 400 p. (In Russian)

12 Poia Dzh. Kak reshat' zadachu [How to solve the problem]. Moscow, LibrokomPubl., 2010. 208 p. (In Russian)

13 Popova Z. D., Sternin I. A. Semantiko-kognitivnyi analiz iazyka [Semantic-cognitive analysis of language]. Voronezh, Istoki Publ., 2006. 226 p. (In Russian)

14 Prosvirkina I. I., Iakhno M. D. Leksicheskaia eksplikatsiia kontsepta «patriotizm» v iazykovom soznanii sovremennoi molodezhi [Lexical explication of the concept "patriotism" in the linguistic consciousness of modern youth]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no 11 (186), 2015, pp. 106-110. (In Russian)

15 Savenkov A. I. Psikhologicheskie osnovy issledovatel'skogo obucheniia shkol'nikov [Psychological basis of the pupils research education]. Fizika: prablemy vykladannia, 2007, no 3, pp. 14-24. (In Russian)

16 Khalpern D. Psikhologiia kriticheskogo myshleniia [The psychology of critical thinking]. 2-e mezhdunar. izd. Moscow, St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 512 p. (In Russian)

17 Khrestomatiia po russkoi literature o vrachakh [Readings in Russian literature about the doctors]. Ed. T. F. Matveeva. Moscow, MGMSU im. A. I. Evdokimova Publ., 2015. 400 p. (In Russian)

18 Shumakova N. B. i dr. Issledovanie tvorcheskoi odarennosti s ispol'zovaniem testov P. Torrensa u mladshikh shkol'nikov [A study of creative giftedness using tests of P. Torrens for primary school]. Voprosy psikhologii, 1991, no 1, pp. 27-32. (In Russian)

19 Shustikova T. V., Voronkova I. A., Zhurkina N. V., Karpova Iu. V., Khamgokova N. Zh., Shorkina E. N. Rabochaia tetrad' k uchebnomu posobiiu «Russkii iazyk — budushchemu spetsialistu. Mediko-biologicheskii profil'. Vvodny ilingvopredmetnyi kurs. Bazovyi etap obucheniia» [Workbook to the textbook "Russian language — the future specialist. Medico-biological profile. Linguopragmatic introductory course. The basic step of learning"]: Uchebnoe posobie. Moscow, RUDN Publ., 2015. 78 p. (In Russian)

20 Iurmanova S. A. Lingvokognitivnye kachestva kontsepta i ikh ispol'zovanie v obuchenii tekstoporozhdeniiu (na materialproizvedenii V V. Veresaeva) [Linguistic and cognitive quality of the concept and their use in learning to textproto (based on the works of V. V. Veresayev)]: dis. ... kand. ped. nauk, Rossiiskii universitet druzhby narodov. Moscow, 2007. 171 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.