Научная статья на тему ' потребности российской экономики в рабочей силе в условиях перехода на инновационный путь развития'

потребности российской экономики в рабочей силе в условиях перехода на инновационный путь развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « потребности российской экономики в рабочей силе в условиях перехода на инновационный путь развития»

Парфенцева О.А.1

к.э.н., в.н.с. Института макроэкономических исследований

ПОТРЕБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В РАБОЧЕЙ СИЛЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Повышение эффективности управления миграционными процессами в России, в частности, обоснованное привлечение иностранной рабочей силы на территорию страны, требует четкой и понятной схемы обоснования потребностей российских регионов в дополнительном притоке внешних трудовых мигрантов. При этом необходимо учитывать как современное социально-экономическое положение территорий, так перспективные возможности регионов для ускоренного перехода на инновационный путь развития.

В настоящее время не разработана методика определения потребности экономики субъектов РФ в рабочей силе. Нами предлагается система показателей, объединенных в три блока: «Образование», «Социально-экономическое развитие», «Инновационность». Данная система показателей позволяет проанализировать и оценить сложившиеся в регионах образовательный и инновационный потенциалы в тесной увязке с социально-экономическим развитием территорий (табл. 1).

Таблица 1

Система показателей оценки потребности региона в дополнительном привлечении

квалифицированной рабочей силы

_БЛОК 1. Образование_

1. Уровень образования экономически активного населения, в том числе занятых и безработных, %;

2. Доля занятого населения, имеющего высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, в общей численности занятых в экономике, %;

3. Численность студентов в расчете на 10 тыс. человек населения, чел.;

4. Распределение численности студентов по специальностям, %;

5. Численность выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. человек населения, чел.;

6. Распределение численности выпускников по профессиям и специальностям, %;

7. Уровень образования мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, %;

8. Численность и образовательная структура иностранной рабочей силы, привлекаемой в РФ на законных основаниях, тыс. и % _БЛОК 2. Социально-экономическое развитие_

1. Валовый региональный продукт;

2. ВВП в расчете на душу населения, руб.;

3. Удельный вес обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленного выпуска региона, %;

4. Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения, руб.

5. Иностранные инвестиции в расчете на душу населения, руб.;

6. Уровень общей и регистрированной безработицы, %;

7. Уровень занятости, %;

8. Число незанятых, обратившихся в службу занятости, приходящееся на 1 вакансию;

9. Миграционная нагрузка на рынок труда, число мигрантов на 1 вакансию;

10. Удельный вес иностранных работников к численности занятых по видам экономической деятельности, %;

11. Индекс развития человеческого потенциала;

12. Среднемесячная номинальная заработная плата, руб._

_БЛОК 3. Инновационность_

1. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками общей численности занятых в экономике, %;

2. Число организаций, выполняющих исследования и разработки, в расчете на 10 тыс. общего числа организаций и предприятий, ед.;

3. Уровень инновационного развития и конкурентоспособности промышленности:

- Доля предприятий, выпускающих инновационную продукцию к общей численности всех предприятий региона, %;

- Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %;

- Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции инновационных предприятий, %;

- Доля промышленной продукции, произведенной инновационными предприятиями, в общем объеме промышленной продукции, %;

4. Уровень инновационной активности предприятий;

5. Интенсивность инновационных затрат (удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных организаций);

6. Инновационный индекс региона;

7. Наличие инновационных программ развития;

8. Наличие организаций инновационной инфраструктуры._

БЛОК 1 «Образование» включает показатели, отражающие, во-первых, образовательный уровень функционирующей на региональном рынке труда как местной рабочей силы, так и мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, а во-вторых, показатели перспективных источников рабочей силы за счет выпускников профессиональных учреждений.

Уровень образования населения оказывает существенное влияние на формирование и развитие инновационного потенциала региона. Наличие инновационных центров порождает спрос на квалифицированную рабочую силу, спо-

1 Научные интересы: миграция, миграционная политика, рынок труда, занятость, демография, регионы и региональная экономика, инновационная экономика. Контакты: parfik@isr.ru, parf_ol@mail.ru

собствует росту занятости в отраслях, требующих кадры, обладающие глубокими профессиональными знаниями. Такие инновационные центры в случае нехватки специалистов на месте могут потребовать для своего развития высококвалифицированных иностранных кадров соответствующего профиля.

БЛОК 2 «Социально-экономическое развитие» включает индикаторы для определения перспектив приоритетных направлений развития науки и инноваций в регионе (уровень экономического развития субъекта РФ, его отраслевая специализация, качество жизни, состояние сферы занятости, в том числе использование иностранной рабочей силы).

БЛОК 3 «Инновационность» включает комплекс показателей, характеризующих способность регионов развивать новые технологические уклады в промышленном производстве, возможности внедрения организационных инноваций, развития собственной исследовательской базы и разработки инновационной продукции силами отечественных ученых и инженеров.

На основе анализа всех показателей нами проводится ранжирование субъектов РФ по трем главным характеристикам: уровень спроса на профессиональную рабочую силу; уровень социально-экономического развития; уровень инновационности.

Далее определяются группы регионов РФ по приоритетности привлечения квалифицированных мигрантов в условиях развития инновационной экономики: регионы постоянного привлечения квалифицированных мигрантов и регионы выборочного и локального привлечения квалифицированных мигрантов.

Завершающим этапом исследования является составление перечня категорий трудовых мигрантов по профессиям и уровню квалификации, наиболее востребованных на рынке труда.

Рассмотрим региональные особенности показателей по каждому из трех блоков.

БЛОК 1 «Образование». Уровень образования является одним из показателей качества трудового потенциала. Соответственно мигранты, прибывающие на ту или иную территорию или выбывающие из нее, могут оказывать определенное влияние на образовательную структуру экономически активного населения этой территории и восполнять потребности региональной экономики в квалифицированной рабочей силе.

С позиции выявления дисбаланса в спросе и предложении рабочей силы на российском рынке труда в условиях перехода к экономике нового типа необходимо более детально остановиться на качественных характеристиках экономически активного населения, важных для оценки рабочей силы (пол, возраст, уровень профессионального образования) и сравнить их с качественными характеристиками мигрантов, прибывающих в регионы России. Это позволит определить, в каких субъектах РФ приток квалифицированных мигрантов может изменить дисбаланс в спросе и предложении квалифицированной рабочей силе в сторону его снижения или увеличения.

Ранжирование субъектов РФ по уровню профессиональной подготовки занятого и безработного населения показало, что наибольший спрос на квалифицированные кадры наблюдается в промышленно-развитых регионах с высокой занятостью населения, обладающего высшими и средними профессиональными характеристиками. К таким регионам относятся г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Челябинская, Калужская, Кемеровская, Мурманская, Тюменская области, Красноярский край, Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, республика Коми, Карелия и др. В этих же регионах, как правило, среди безработных выше, чем в других регионах доля лиц, имеющих высшее образование, что свидетельствует с одной стороны о высокой конкуренции, а с другой - о структурном характере безработицы.

В то же время выделяется целый ряд территорий с высокой занятостью населения с высшим и средним профессиональным образованием и высокой безработицей этого же образовательного уровня. В Алтайском и Пермском краях, Архангельской и Оренбургской областях, республиках Северная Осетия (Алания), Ингушетия, Марий Эл существует структурный дисбаланс на рынке квалифицированной рабочей силы, обусловленный несоответствием имеющихся в регионах вакансий и запросам квалифицированных специалистов.

Для оценки возможностей российских регионов самостоятельно обеспечивать потребности в квалифицированных кадрах, необходимых для эффективного их перехода на инновационный путь развития, в качестве стратегического источника покрытия формирующихся потребностей регионов в квалифицированных кадрах могут быть использованы данные Минобрнауки РФ о численности учащихся вузов и средних профессиональных учреждений на 10 тыс. населения на 2008-2009 учебный год. Эти данные были подвергнуты ранжированию и балльной оценке.

Перспективные масштабы выходящей на рынок труда в ближайшие 5 лет профессиональной рабочей силы можно оценить с помощью показателя подготовки учащихся в высших специальных и средних профессиональных учреждениях. Предполагается, что если 60-80% обучающихся студентов останутся в регионе обучения, то они существенно пополнят ряды экономически активного населения с высшим и средним профессиональным образованием.

Анализ данных показал, что лишь небольшая часть российских регионов способна самостоятельно обеспечивать потребности своей экономики в квалифицированных кадрах - это федеральные города и их городские агломерации, а также области с крупнейшими вузовскими центрами (Новосибирская, Томская, Самарская, Нижегородская области Хабаровский край и др.). Основная часть же субъектов РФ по численности обучающихся в вузах и средних профессиональных учреждениях не могут полностью удовлетворить потребности региональной экономики в специалистах. Особое положение занимают Московская и Ленинградская области, входящие в состав регионов-аутсайдеров. Это обусловлено близостью мощных вузовских центров Москвы и Санкт-Петербурга. Молодежь этих регионов составляет почти треть учащихся профессиональных учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, проведенный анализ уровня образования занятых, безработных и мигрантов, а также численности студентов высших и средних профессиональных учреждений позволил выделить 4 региональные группы, различающиеся спросом на квалифицированную рабочую силу и источниками покрытия формирующихся потребностей регионов в рабочей силе (табл. 2):

1 группа - регионы высокого спроса на рабочую силу, с развитой системой профессионального образования и притоком мигрантов, имеющих профессиональное образование;

2 группа - регионы высокого спроса на рабочую силу, с недостаточно развитой системой профессионального образования и повышенным притоком мигрантов, имеющих профессиональное образование;

3 группа - регионы низкого спроса на рабочую силу, с недостаточно развитой системой профессионального образования и повышенным притоком мигрантов, имеющих профессиональное образование;

4 группа - регионы низкого спроса на рабочую силу, с неразвитой системой профессионального образования и низким притоком мигрантов, имеющих профессиональное образование.

Таблица 2

Сравнительная характеристика групп регионов

РФ 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Число регионов 83 7 32 17 29

Численность занятых с профессиональным образованием, % 74,1 78,3 75,4 65,7 66,4

Численность безработных с профессиональным образованием, % 53,5 55,4 58,1 52,0 46,5

Численность мигрантов с профессиональным образованием, %

- прибывшие 54,1 53,1 54,8 50,9 51,2

- выбывшие 55,6 59,6 54,8 52,9 52,8

Учащиеся учебных заведений на 10 тыс. чел. населения, чел.:

высших специальных 529 722 357 544 384

средних профессиональных 151 161 144 153 153

Всего 680 883 501 697 537

Сравнительный анализ четырех региональных групп позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Численность занятого населения, имеющего высшее образование, различается по регионам более чем вдвое. Преимущества двух столиц в своих федеральных округах отражают «модернизационный лаг», степень отставания качества населения регионов от крупнейших агломераций страны. Низкий уровень образования занятых характерен для территорий Урала и Поволжья, что является тормозом модернизации промышленности этих регионов.

На рынках труда национальных республик с более молодой возрастной структурой и, как правило, более высокой безработицей происходит сепарация: востребована наиболее образованная часть трудоспособного населения, поэтому уровень образования занятых максимален, а низкоквалифицированные кадры остаются «за бортом». Это означает, что при ожидаемом росте числа новых рабочих мест проявится проблема «дефицита при избытке» (то есть низкая квалификация и слабая адаптивность многочисленной незанятой молодежи этих республик не позволяет им занять новые рабочие места). Кроме того, высокая доля занятых с высшим образованием не всегда означает адекватное улучшение качества рабочей силы. В лидирующем по данному показателю Южном федеральном округе одна из причин такой ситуации заключается в широкой практике «покупки дипломов», т.е. низкокачественного высшего образо-

вания1.

2. Каждый третий из 10 мигрантов, прибывших в регионы на постоянное место жительства, имеет среднее и начальное профессиональное образование. Лишь 23% мигрантов имеют высшее специальное образование. Наблюдается большая дифференциация расселения высокообразованных мигрантов по территории страны: наиболее образованные концентрируются в основном в Центральной России (г. Москва, Московская область, Воронежская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининградская область) и на Дальнем Востоке (Камчатский край, Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область, Чукотский АО). Здесь их удельный вес в общем потоке прибывших в возрасте 14 лет и старше составляет более 25%. Наименее привлекательными для высококвалифицированных кадров остаются республики Северного Кавказа - Дагестан (13,6% прибывших имеют высшее образование) и Чечня (11,4%).

Специалисты со средним и начальным профессиональным образованием тяготеют к территориям с развитой обрабатывающей и добывающей промышленностью. Так, наибольшая доля мигрантов, имеющих среднее профессиональное образование (более 40% общего потока мигрантов от 14 лет и старше) наблюдается в Московской, Челябинской, Архангельской, Костромской областях, Ненецком АО, Коми-Пермяцком АО и Корякском АО. Меньше всего специалистов средней квалификации в южных республиках Адыгея (13,4%) и Чечня (4,9%).

3. Сохраняется неравномерное распределение образовательных центров подготовки специалистов высшего и среднего уровня квалификации. По численности учащихся в высших специальных учебных заведениях (более 600 человек на 10 тыс. населения при среднероссийском значении в 521 чел.) выделяются лишь 7 субъектов РФ - Москва, Санкт-Петербург, Воронежская и Новгородская области, Хабаровский край, Магаданская и Томская области. Наибольшее число обучающихся в средних профессиональных учреждениях (более 200 чел. на 10 тыс. населения при 151 чел. в среднем по стране) характерно для Республики Алтай, Астраханской, Амурской, Омской областей и Ненецкого АО.

4. Выделенные четыре группы регионов по уровню спроса на квалифицированную рабочую силу и наличия источников покрытия формирующихся потребностей регионов в рабочей силе показали, что лишь в 6 субъектах РФ (1 группа), имеющих повышенный спрос на квалифицированную рабочую силу, возможно его наиболее полное покрытие за счет выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений своего региона (более 800 учащихся на 10 тыс. человек населения), а также прибытия на постоянное место жительства квалифицированных мигрантов.

1 Зубаревич Н. Кто выигрывает конкуренцию за человеческие ресурсы? http://www.rusrev.org/content/review/default.asp? shmode=8&ids=162&ida=2169&idv=2185.

В 32 субъектах РФ (2 группа) с высокой занятостью населения с высшим и средним профессиональным образованием потребность в квалифицированных работниках восполняется в основном за счет мигрантов, поскольку система профессионального образования в данных регионах не обеспечивает потребности региональных экономик в квалифицированных кадрах. Здесь на 10 тыс. человек населения приходится около 500 учащихся в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, что значительно меньше, чем в среднем по РФ (680 учащихся на 10 тыс. жителей).

В 17 субъектах РФ (3 группа), где наблюдается низкий спрос на специалистов высшего и среднего уровня квалификации, о чем свидетельствует пониженная доля занятых (65,7% при средней по РФ 74,1%) и высокая безработица среди лиц с высшим и средним профессиональным образованием, дополнительная потребность в рабочей силе может быть обеспечена за счет, главным образом, подготовки собственных специалистов. Здесь располагаются крупнейшие высшие образовательные центры страны с численностью учащихся более 600 чел. на 10 тыс. населения.

29 субъектов РФ, вошедших в 4 группу, также характеризуются низким спросом на квалифицированных работников. Это, как правило, слаборазвитые регионы агарной специализации с низким числом учащихся в профессиональных учебных заведениях (причем здесь нет крупных учебных заведений высшего образования). Большая часть мигрантов-профессионалов, прибывающих в эти регионы, как правило, не находят себе места приложения своего труда и вынуждены покидать эти регионы.

БЛОК 2 «Социально-экономическое развитие». Сопряженный анализ показателей блока «Социально-экономическое развитие» позволил разбить регионы на группы по уровню социально-экономического развития с учетом миграционной ситуации и инвестиционного климата в них:

№ гр. Название группы Количество субъектов РФ

1 Высокоразвитые, инвестиционно- и миграционно- привлекательные регионы 11

2 Регионы среднего и ниже среднего уровня социально-экономического развития, умеренной инвестиционной и миграционной привлекательностью 26

3 Регионы ниже среднего и низкого уровня социально-экономического развития со средней и низкой инвестиционной привлекательностью и миграционного оттока населения 16

4 Регионы низкого уровня социально-экономического развития с низкой инвестиционной привлекательностью и миграционного оттока населения 19

5 Слаборазвитые, проблемные, инвестиционно-непривлекательные регионы с высоким оттоком населения 11

Анализ групп регионов РФ по уровню социально-экономического развития показал, что происходит углубление дифференциации российских территорий и по уровню социально-экономического развития, и по уровню жизни, и по привлекательности для инвесторов, которые больше ориентированы на центральные регионы России, занимающие лидирующие позиции по наличию трудового потенциала. Об этом свидетельствует и стягивание миграционных потоков в Центр страны. В связи с этим, регионы, способные обеспечить инвестора персоналом, выигрывают конкуренцию за привлечение капиталовложений.

БЛОК 3 «Инновационность». В результате сопряженного анализа показателей 3 блока были определены следующие группы регионов:

№ гр. Название группы Количество субъектов РФ

1 Регионы высокого уровня инновационности 14

2 Регионы выше среднего уровня инновационности 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Регионы среднего уровня инновационности 16

4 Регионы ниже среднего уровня инновационности 22

5 Регионы низкого уровня инновационности 8

6 Регионы критически низкого уровня инновационности 4

Анализ группировки регионов по уровню инновационности выявил следующее:

1. Регионами-лидерами являются 14 субъектов РФ (1 группа), характеризующиеся наивысшими значениями практически всех показателей. Регионы концентрируют высококвалифицированные человеческие ресурсы, имеют высокий инновационный потенциал и успешно реализуют инновационную деятельность. Этому способствуют развитый инновационный сектор, в который входят крупные промышленные предприятия и наличие организаций инновационной структуры.

2. Субъекты РФ, образующие 2 группу (19 регионов) можно условно назвать «потенциальные инновационные лидеры», т.к. большинство оценочных показателей, в том числе уровень развития инновационной промышленности и ее конкурентоспособности, имеют высокие рейтинговые значения.

3. 16 субъектов РФ, образующих 3 группу, и 22 субъекта РФ, входящих в 4 группу, представляют собой регионы со средним и ниже среднего уровня инновационности. Географически регионы этих групп охватывают территории южной и восточной части России, а также некоторые области Центра. Лишь некоторые из этих регионов имеют региональные программы поддержки инновационной деятельности и незначительная их часть (Удмуртская Республика, Вологодская область и Алтайский край в 3 группе и Калининградская область, Ленинградская область и Республика Бурятия в 4 группе) имеют организации инновационной структуры. Основную часть субъектов РФ, образующих 3 группу, можно охарактеризовать как относительно крупные производственные центры, опирающиеся на трансфер

технологий, с инновационным потенциалом среднего уровня. Недостаточное развитие системы образования и производственной базы регионов 4 группы не позволяет им переместиться на более высокий уровень.

4. Наиболее проблемными регионами с точки зрения потенциала инновационности являются субъекты РФ, образующие 5 и 6 группы (12 регионов). По всем анализируемым показателям они явные аутсайдеры. Большинство регионов этих групп либо совсем не имеют предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, либо их очень мало. Только в Республике Тыва имеется республиканская целевая программа развития инновационной деятельности на 2009-2010 годы.

На основе анализа показателей по трем блокам - «Образование», «Социально-экономическое развитие», «Ин-новационность» была осуществлена группировка субъектов РФ и обоснованы потребности российской экономики в дополнительном привлечении квалифицированных мигрантов.

Итак, по приоритетам в привлечении мигрантов выделяются две группы регионов: регионы постоянного привлечения и регионы выборочного привлечения квалифицированных мигрантов.

В группе регионов постоянного привлечения квалифицированных мигрантов выделяются две подгруппы с притоком и оттоком населения, имеющего высшее и среднее профессиональное образование. Объединяет их лишь то, что существующая в этих регионах система образования не способна в полном объеме подготовить квалифицированные кадры и обеспечить потребности регионов рабочей силой необходимого качества.

Однако, спрос на квалифицированных работников в первой подгруппе (22 субъекта РФ), включающей высокоразвитые и развитые регионы (Республика Башкортостан, Тюменская, Липецкая, Калужская, Тверская, Калининградская, Свердловская области и другие), частично восполняется притоком мигрантов с профессиональным образованием. Поэтому для более полного удовлетворения потребности этих регионов в квалифицированной рабочей силе необходимы дополнительные меры по стимулированию миграции.

В другой же подгруппе (20 субъектов РФ), куда входят регионы с низким уровнем социально-экономического развития (Архангельская, Пермская, Мурманская, Пензенская области, Республика Коми, Камчатский край, Приморский край и др.) привлечение иностранных работников требуется в больших масштабах, включая квалифицированную и неквалифицированную рабочую силу, поскольку эти территории теряют свое население в межрегиональном обмене.

Дополнительный спрос на квалифицированную рабочую силу обусловлен также тем, что часть территорий в обеих подгруппах (Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский АО, Тюменская, Саратовская, Архангельская, Пензенская, Иркутская области, Камчатский край и другие) имеют благоприятный инвестиционный климат, высокий и средний уровень инновационности, что создает хорошие предпосылки для ускоренного их развития. Однако без необходимого кадрового обеспечения эти возможности не могут использоваться эффективно. В связи с этим эти регионы нуждаются в постоянном привлечении квалифицированных кадров как за счет внутри- и межрегионального распределения рабочей силы, так и за счет привлечения иностранных работников.

2 группа - Регионы выборочного и локального привлечения квалифицированных мигрантов - подразделены на три подгруппы, отличающиеся миграционной ситуацией, спросом на квалифицированную рабочую силу, возможностями подготовки собственных профессиональных кадров.

Первая подгруппа (16 субъектов РФ) - это регионы, которые имеют возможность подготовить кадры нужной квалификации за счет развитой системы профессионального образования, наличия организаций инновационной структуры и высокой миграционной привлекательности трудоспособного населения с высшим и средним специальным образованием. К таким регионам относятся столичные центры Москва и Санкт-Петербург, Самарская, Челябинская области и другие.

Однако сложившаяся здесь система образования достаточно инертна и требует для подготовки нужных специалистов пятилетний период, а для активной реализации высокотехнологических инновационных проектов квалифицированные работники нужны уже сейчас. Поэтому потребность в высококвалифицированных иностранных специалистах возникает только в связи с реализацией высокотехнологических инновационных проектов, для которых в массовом порядке специалистов подготовить в короткие сроки невозможно.

Во-вторых, такие регионы, как Воронежская, Самарская, Новосибирская области, Республика Татарстан и некоторые др., имеющие высокие показатели по численности учащихся в высших и средних профессиональных учреждениях на 10 тыс. жителей и устойчивый миграционный прирост населения трудоспособного возраста, в том числе и мигрантов с высшим и средним профессиональным образованием. Поэтому, при невысоком спросе на специалистов, потребность экономики в них в основном покрывается за счет собственных выпускников профессиональных учебных заведений и прибывающих на постоянное место жительства мигрантов, необходимость в привлечении иностранных профессионалов в эти субъекты РФ незначительна.

Во второй подгруппе (18 субъектов РФ) объединены регионы с низкой миграционной подвижностью населения трудоспособного возраста (Новгородская, Брянская, Ульяновская области, Еврейская автономная область, Республика Адыгея и другие). Показатели выбытия и прибытия населения с профессиональным образованием здесь незначительны. Субъекты РФ второй подгруппы отличаются низкой занятостью среди лиц с профессиональным образованием и повышенным уровнем безработицы среди специалистов, что свидетельствует о низком спросе на квалифицированную рабочую силу. При низких показателях инвестиционной привлекательности и уровня инновационности эти регионы в ближайшее время не смогут активно развиваться и внедрять технологические и организационные инновации. Поэтому, привлечение и использование квалифицированных мигрантов может быть лишь локальным, на отдельных производствах и видах деятельности.

Третья подгруппа (9 субъектов РФ) - это в основном национальные образования Юга и Сибири (Республики Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Тыва, Калмыкия, Чечня и другие) - слаборазвитые, проблем-

ные, инвестиционно- и миграционно-непривлекательные территории с критической ситуацией на рынке труда, неразвитой системой профессионального образования, низким и критическим уровнем инновационности. Низкий инвестиционный потенциал и высокие инвестиционные риски не привлекают инвесторов осуществлять долгосрочные вливания в инновационные виды деятельности. Поэтому регионы этой подгруппы можно было бы считать территориями нецелесообразного привлечения квалифицированных мигрантов, но с точки зрения их дальнейшего развития именно эти территории должны привлекать наибольшее внимание государства. Необходимо создать благоприятные условия для развития государственно-частного партнерства, создания особых рекреационных и туристических зон. Такое направление специализации этих территорий также потребует привлечения иностранных специалистов и квалифицированных кадров в развитие современной инфраструктуры.

Таким образом, первоочередное обеспечение высококвалифицированными иностранными специалистами должно осуществляться для регионов, добившихся определенных результатов в инновационной деятельности. Во многих из них есть развитая база высшего и среднего специального образования и подготовки собственных кадров, однако она не в полной мере отвечает потребностям инновационной экономики, и без дополнительного привлечения иностранных специалистов даже этим регионам - лидерам не обойтись.

Потребуются квалифицированные кадры из числа трудовых мигрантов и для регионов, где инновационное развитие находится на низком или в зачаточном состоянии. В любом случае в каждом таком регионе можно найти вид экономической деятельности, имеющий благоприятные условия для своего развития. Например, в республиках Северного Кавказа это уникальные возможности для развития инфраструктуры рекреационных зон и туристического бизнеса. Создание современной инфраструктуры туризма в этих регионах потребует не только переподготовки собственных трудовых ресурсов из числа безработных, но и привлечения иностранных специалистов, топ-менеджеров по внедрению новых методов управления.

Список литературы

1. Доклад о развитии человека - 2009. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие. Доклад Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации. - М: Весь мир, 2009.

2. Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН, 2007 г., № 5. - М., 2007 г.

3. Зубаревич Н. Кто выигрывает конкуренцию за человеческие ресурсы? http://www.rusrev.org/content/review/default.asp? shmode=8&ids=162&ida=2169&idv=2185

4. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б., Подорванова Ю.А., Полежаев А.В., Занятость и рынок труда в России: проблемы и ограничения // Проблемы прогнозирования. - М., 2005. - № 5.

5. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ в 2002/2004 годах http://www.akdi. ru/econom/program/4.htm

6. Парфенцева О.А. Миграция как фактор обеспечения российских регионов квалифицированной рабочей силой // Трудовая миграция в Таджикистане: социальные и экономические аспекты. Материалы международной научно-практической конференции 26 ноября 2010 г. - Душанбе, 2010.

7. Парфенцева О.А. Подходы к обоснованию потребности российской экономики в рабочей силе с учетом перспектив социально-экономического развития территорий // Миграционный мост между Центральной Азией и Россией в условиях экономического кризиса. Материалы международного симпозиума 1-4 ноября 2010 г., ИСПИ РАН. - М., 2010.

8. Парфенцева О.А., Топилин А.В. Влияние миграционных процессов на состояние региональных рынков труда // Демографические перспективы России и задачи демографической политики. Материалы научно-практической конференции 6-8 апреля 2010 г., выпуск 2 / Минздравсоцразвития, ИСПИРАН, ИСЭПН РАН. - М., 2010.

9. Труд и занятость в России. 2009 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_36/Main.htm

10. Ульмасов Р.У, Парфенцева О.А. Миграция и рынок труда России и Таджикистана. Проблемы и перспективы. - Душанбе: Фонд Ф. Эберта, 2010.

11. Численность и миграция в Российской Федерации в 2008 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_107/Main.htm

Перчинская Н.П.

к.э.н., в.н.с. Института экономики финансов и статистики Республики Молдова

ОПЫТ МОЛДОВЫ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

В современной экономике роль инноваций с каждым годом всё возрастает. Инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, поскольку ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов. Сейчас без применения инноваций во всех странах практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны. Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере - наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

Реально представить сферу малого и среднего инновационного предпринимательства в Молдове сейчас практически трудно. Это связано, прежде всего, с отсутствием статистической информации (форм статистической отчетности) о деятельности всех форм субъектов малого инновационного предпринимательства:

• недостаточным количеством и качеством статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета;

• отсутствием статистического наблюдения за предпринимателями инновационно активных предприятий [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.