Научная статья на тему 'Опыт Молдовы в области развития инновационного предпринимательства: проблемы и противоречия'

Опыт Молдовы в области развития инновационного предпринимательства: проблемы и противоречия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт Молдовы в области развития инновационного предпринимательства: проблемы и противоречия»

ные, инвестиционно- и миграционно-непривлекательные территории с критической ситуацией на рынке труда, неразвитой системой профессионального образования, низким и критическим уровнем инновационности. Низкий инвестиционный потенциал и высокие инвестиционные риски не привлекают инвесторов осуществлять долгосрочные вливания в инновационные виды деятельности. Поэтому регионы этой подгруппы можно было бы считать территориями нецелесообразного привлечения квалифицированных мигрантов, но с точки зрения их дальнейшего развития именно эти территории должны привлекать наибольшее внимание государства. Необходимо создать благоприятные условия для развития государственно-частного партнерства, создания особых рекреационных и туристических зон. Такое направление специализации этих территорий также потребует привлечения иностранных специалистов и квалифицированных кадров в развитие современной инфраструктуры.

Таким образом, первоочередное обеспечение высококвалифицированными иностранными специалистами должно осуществляться для регионов, добившихся определенных результатов в инновационной деятельности. Во многих из них есть развитая база высшего и среднего специального образования и подготовки собственных кадров, однако она не в полной мере отвечает потребностям инновационной экономики, и без дополнительного привлечения иностранных специалистов даже этим регионам - лидерам не обойтись.

Потребуются квалифицированные кадры из числа трудовых мигрантов и для регионов, где инновационное развитие находится на низком или в зачаточном состоянии. В любом случае в каждом таком регионе можно найти вид экономической деятельности, имеющий благоприятные условия для своего развития. Например, в республиках Северного Кавказа это уникальные возможности для развития инфраструктуры рекреационных зон и туристического бизнеса. Создание современной инфраструктуры туризма в этих регионах потребует не только переподготовки собственных трудовых ресурсов из числа безработных, но и привлечения иностранных специалистов, топ-менеджеров по внедрению новых методов управления.

Список литературы

1. Доклад о развитии человека - 2009. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие. Доклад Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации. - М: Весь мир, 2009.

2. Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН, 2007 г., № 5. - М., 2007 г.

3. Зубаревич Н. Кто выигрывает конкуренцию за человеческие ресурсы? http://www.rusrev.org/content/review/default.asp? shmode=8&ids=162&ida=2169&idv=2185

4. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б., Подорванова Ю.А., Полежаев А.В., Занятость и рынок труда в России: проблемы и ограничения // Проблемы прогнозирования. - М., 2005. - № 5.

5. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ в 2002/2004 годах http://www.akdi. ru/econom/program/4.htm

6. Парфенцева О.А. Миграция как фактор обеспечения российских регионов квалифицированной рабочей силой // Трудовая миграция в Таджикистане: социальные и экономические аспекты. Материалы международной научно-практической конференции 26 ноября 2010 г. - Душанбе, 2010.

7. Парфенцева О.А. Подходы к обоснованию потребности российской экономики в рабочей силе с учетом перспектив социально-экономического развития территорий // Миграционный мост между Центральной Азией и Россией в условиях экономического кризиса. Материалы международного симпозиума 1-4 ноября 2010 г., ИСПИ РАН. - М., 2010.

8. Парфенцева О.А., Топилин А.В. Влияние миграционных процессов на состояние региональных рынков труда // Демографические перспективы России и задачи демографической политики. Материалы научно-практической конференции 6-8 апреля 2010 г., выпуск 2 / Минздравсоцразвития, ИСПИРАН, ИСЭПН РАН. - М., 2010.

9. Труд и занятость в России. 2009 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_36/Main.htm

10. Ульмасов Р.У, Парфенцева О.А. Миграция и рынок труда России и Таджикистана. Проблемы и перспективы. - Душанбе: Фонд Ф. Эберта, 2010.

11. Численность и миграция в Российской Федерации в 2008 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_107/Main.htm

Перчинская Н.П.

к.э.н., в.н.с. Института экономики финансов и статистики Республики Молдова

ОПЫТ МОЛДОВЫ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

В современной экономике роль инноваций с каждым годом всё возрастает. Инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, поскольку ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов. Сейчас без применения инноваций во всех странах практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны. Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере - наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

Реально представить сферу малого и среднего инновационного предпринимательства в Молдове сейчас практически трудно. Это связано, прежде всего, с отсутствием статистической информации (форм статистической отчетности) о деятельности всех форм субъектов малого инновационного предпринимательства:

• недостаточным количеством и качеством статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета;

• отсутствием статистического наблюдения за предпринимателями инновационно активных предприятий [5].

Отрицательные факторы, влияющие на развитие малого инновационного предпринимательства

в Республике Молдова

Инновационное предпринимательство в Молдове не определяет сейчас общий климат в малом бизнесе. Сдерживают развитие инновационной предпринимательской деятельности следующие факторы:

• продолжается падение доли наукоемкого производства. Среди убыточных предприятий республики значительную часть составляют предприятия наукоемких отраслей;

• критической точки достиг процесс старения основных производственных фондов. Их износ составляет более 50%, в том числе активной части - свыше 60%. При этом обновление основных фондов идет крайне низкими темпами (около 3-4% в год);

• продолжается потеря позиций предприятий республики на внутреннем и внешнем рынках сбыта из-за низкой конкурентоспособности большинства видов выпускаемой продукции и слабого развития маркетинга;

• большой урон нанесен отраслевой и производственной науке, осуществляющей важную функцию адаптации результатов прикладных исследований к потребностям и возможностям производства;

• несовершенство законодательства. В законодательстве Молдовы отсутствуют реальные и действенные меры поддержки инновационного предпринимательства;

• крайне изношенные и загруженные отечественные инфраструктуры: транспортно-логическая, энергетическая, коммунальная;

• несовершенство налогообложения и финансово-кредитных механизмов;

• слабая производственно-техническая и ресурсная база. В этой сфере находится только до 3% от всех основных фондов хозяйственного комплекса республики;

• низкий платежеспособный спрос большинства населения;

• высокие административные барьеры, выстроенные властями всех уровней;

• высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги;

• отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах;

• слабо развитая производственная кооперация крупных и малых предприятий;

• наличие проблемы нежилых помещений (отсутствие информации, длительность процедур оформления, неприемлемые условия аренды);

• отсутствие системы поддержки малого инновационного предпринимательства на муниципальном уровне. Ежегодно финансовую, информационную, образовательную поддержку за счет средств республиканского, муниципальных бюджетов получают единичные субъекты малого предпринимательства;

• слабое и неустойчивое финансовое положение ряда предприятий, производящих инновационную продукцию. Оно объясняется неспособностью их адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с потребителями продукции и услуг;

• незначительная доля продукции инновационно активных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию на внешний рынок;

• отсутствие «предпринимательской жилки» у основной части населения, в том числе и у ученых.

В республике резко снизился технический уровень отечественной продукции, а также показатели создания и использования таких важнейших технических достижений, как изобретения. В современных условиях в Молдове почти полностью отсутствует государственная поддержка отечественного производителя инновационной продукции. Это приводит к тому, что расширяется практика, когда предприятия приобретают за рубежом дорогостоящие технологии, которые можно разработать в Молдове, и в то же время реализуют за рубежом собственные разработки по демпинговым ценам.

Развитие инновационного предпринимательства в республике в большой степени зависит от следующих факторов: спроса со стороны потребителей на инновации; наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики; функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

Первые инновационные предприятия на территории Молдовы функционировали в таких организационных формах, как центры научно-технического творчества молодежи, союзы изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, научно-технические кооперативы. Эти предприятия использовали материально-техническую базу, научный задел и кадровый потенциал государственных НИИ и ПКБ. Сейчас из-за ухудшения экономической ситуации и отсутствия инновационного спроса многие из перечисленных выше организационных форм прекратили свою деятельность или изменили ее направление.

Малые инновационные предприятия представлены в республике следующими организациями:

• бизнес-инкубатор, содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

• внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

В проведенном нами SWOT- анализе инновационного предпринимательства выявлено, что, несмотря на большое количество вышеперечисленных препятствий, для развития инновационного предпринимательства в республике имеется определенная законодательная и материально-техническая база. Принят Кодекс о науке и инновациях и Закон

о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах [3]. Внедряется государственная стратегия по поддержке развития малых и средних предприятий на 2009-2011 гг. [1]. В Молдавии имеются такие благоприятные возможности для его активного функционирования, как:

- понимание и поддержка правительства необходимости развития инновационного предпринимательства в стране;

- возможность развития бизнеса и инноваций путем доступа к различным отечественным программам финансирования;

- разработан ряд стандартов в инновационной деятельности;

- имеется доступ к европейским программам по финансированию инноваций.

Исследование деятельности малых инновационных предприятий в Молдове показало, что в сравнении с

крупными субъектами они могут иметь значительные возможности на получение предпринимательской прибыли при следующих условиях:

- использование стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;

- отсутствие жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;

- невысокой капиталоемкости производства и продвижения на рынок;

- использование результатов НИОКР в пограничных областях науки и техники;

- возможности прямых контактов с потребителями;

- относительной стабильности политической обстановки и экономических условий деятельности, устойчивости цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.

К серьезным трудностям в деятельности таких_предприятий можно отнести также: низкий профессиональный уровень менеджмента; ограниченные возможностями внешнего финансирования; недостаточную специализацию рабочих мест.

К сильным сторонам малых инновационных предприятий были отнесены наличие научного потенциала, развитая система высшего образования, наличие элементов инновационного менеджмента и инфраструктуры, наличие нормативной базы и доступ к европейским фондам.

К минусам - слабую связь между наукой и бизнесом, недоверие инвесторов, ограниченность финансовых возможностей (например, отсутствие венчурных фондов), а также отсутствие инновационной статистики, методов учета этой деятельности и инновационной культуры у предпринимателей.

К рискам относятся традиционные проблемы (налоги, административные и бюрократические барьеры) и проблемы специфические а) финансовый барьер из-за отсутствия возможностей для кредитования, б) кадровый, ввиду отсутствия опытных в инновациях менеджеров в) психологический барьер: ученые не стремятся к открытию собственного бизнеса, а предприниматели ищут более простые возможности для зарабатывания денег. Одной из основных причин недостаточного развития инновационных компаний является удовлетворенность ученых текущим состоянием.

Большинство проблем государство успешно решает путем финансирования, которое обеспечивается с помощью программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Законодательство постепенно корректируется, кадровая проблема также со временем находит свое решение. Самый значительным является психологический барьер, который невозможно преодолеть традиционными путями - только сами ученые могут заставить себя заниматься бизнесом и стать успешными предпринимателями [2].

В Молдове инновационное предпринимательство как бизнес-процесс включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка; составление бизнес-плана инновационного проекта; поиск необходимых ресурсов созданным предприятием.

Главными мотивами инновационного предпринимательства в республике являются: возможность реализации собственных творческих проектов; высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений; укрепление имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

В настоящее время приоритетными для инновационного предпринимательства в Молдове считаются 11 отраслей: IT, продовольствие, сельское хозяйство, туризм, телекоммуникации, виноделие, производство строительных материалов, нанотехнологии и новые материалы, дизайн и индустрия красоты, биотехнологии, медицина.

Все приоритеты инновационного развития экономики Молдовы основаны на трех существенных направлениях:

• развитие потенциала для эффективного замещения импорта товаров и услуг;

• развитие потенциала производственной технологии, продуктов и услуг для проникновения на иностранные рынки;

• развитие инфраструктуры экономической (дорог, систем водоснабжения и канализации, электроснабжения и других элементов инфраструктуры) и социальной (государственной системы поддержки предпринимательства).

Агентство по инновациям и трансферу технологий в республике Молдова (АИТТ) провело ревизию сделанных в 2009 году в Молдове изобретений на предмет их жизнеспособности и немедленного внедрения. В результате было отобрано более 100 разработок в различных областях. Эта экспертиза показала, что в Молдове практически нет компаний, которые могли бы ассимилировать новые технологии.

Яркими примерами развития инновационного предпринимательства в республике в последнее время явились разработки трех недавно утвержденных резидентов научно-технологического парка «Академика», которые имеют венчурный характер. Первым резидентом стал директор крупного завода, который в команде сотрудников Академии наук, Центра превентивной медицины, группы врачей различных специальностей и психолога будет разрабатывать две темы: по исследованию воздействия питьевой воды с содержанием йода и селена на развитие и формирование личности детей с психическими расстройствами и установке для бактерицидной обработки воды ультрафиолетом

и ультразвуком. В качестве второго резидента также зарегистрировалось физическое лицо - врач-гомеопат, который в контакте с поликлиникой будет разрабатывать проект по производству мази и зубной пасты. Третий резидент (фирма) предполагает разработать технологию и создать технический центр по восстановлению запасных частей и пар трения для больших узлов (к примеру, для оборудования, работающего на железных дорогах, или на производственных предприятиях (краны, прессы и пр.) [6].

Инновационный бизнес (особенно на старте) не характеризуется стабильностью работы, поэтому инновационные предприятия не в состоянии нести расходы по уплате процентов за кредит. Кроме того, инновационный цикл (от разработки продукта до получения первой прибыли) имеет больший срок, чем максимальный срок кредитования в кредитных учреждениях. Поэтому источником первоначального капитала для малых инновационных предприятий должны быть гранты государства, средства, венчурных фондов или средства частных инвесторов - «бизнес-ангелов».

На сегодняшний день венчурное финансирование в Молдове отсутствует. Нет бизнес-ангелов и компаний, которые хотели бы вложить свои деньги в рисковые инновационные проекты. В республике необходимо создать систему, в рамках которой мог бы удачно работать высокотехнологичный стартап. Сейчас система финансирования проектов на начальных этапах развития действует неэффективно. В менталитете лиц, принимающих политические решения в Молдове, должны произойти кардинальные сдвиги в сторону понимания ключевой роли венчурного бизнеса для оздоровления экономики республики.

Вырастить в республике Молдова бизнес-ангелов и венчурных капиталистов можно только методом стимулирования, которое будет поддерживать их мотивацию. Мы считаем целесообразным стимулировать их инвестиции в инновационные предприятия следующим образом. В обмен на свои инвестиции в венчурные предприятия они должны получать долю растущего бизнеса, которая может в будущем дать значительную прибыль. К примеру, (зарубежный опыт развитых стран) за инвестирование в стартовый этап 100 тысяч долларов основатель компании такому "ангелу" должен отдать до 35% ее стоимости, когда она станет рентабельной. Для венчурных капиталистов, инвестирующих средства именно в ранние этапы развития малых высокотехнологичных компаний, государству необходимо предусмотреть значительные налоговые льготы, например, для тех, кто на длительное время вкладывает в инновационную компанию до 100 тысяч долларов и приобретает долю не менее 30% акций этой компании.

Будущим бизнес-ангелам в республике необходимо предоставлять налоговые льготы за инвестирование в акции некоторых типов некотирующихся компаний, а также скидку с налога на доход от прироста капитала при реинвестировании. Это позволит отечественным ангелам с выгодой вкладывать часть доходов, полученных от прироста капитала, в новые венчурные высокотехнологичные предприятия.

Пути повышения инновационной активности малого предпринимательства в Молдове

Повышение инновационной активности малого предпринимательства необходимо осуществлять в следующем направлениях:

1. Создание эффективной системы реализации избранных приоритетов на основе:

- целевых программ научно-технического и инновационного характера по приоритетным направлениям развития науки и технологий;

- инновационных проектов регионального значения;

- активизации деятельности ведущих научных учреждений, исследовательских институтов, созданных новых инновационных инфраструктур.

2. Построение целостной инновационной инфраструктуры (включая и региональную), работающей как единый механизм, ориентированной на реализацию новой Концепции по развитию инновационного предпринимательства (2011-2020гг.).

3. Обеспечение государственной поддержки важнейших инновационных проектов в рамках целевых программ, конкурсов.

4. Содействие в привлечении к инновационным проектам и программам частных инвестиций.

5. Организация и проведение независимой экспертизы инвестиционных программ и проектов (прежде всего, пользующихся государственной поддержкой) для придания инвестициям инновационного содержания.

6. Подготовка квалифицированных кадров для реализации инновационных программ и проектов, широкое привлечение к ним аспирантов и студентов в порядке интеграции науки и вузов, переподготовку и повышение квалификации кадров по этой специализации.

7. Развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого и среднего бизнеса, создание для этого венчурных фондов с участием государства, предприятий, банков для целевой поддержки перспективных проектов инновационного характера.

8. Расширение инновационной инфраструктуры путем создания центров трансфера технологий, инновационных бизнес-инкубаторов, инновационных технопарков, инжиниринговых центров и т.п.

9. Формирование эффективного взаимодействия субъектов инновационной деятельности за счет привлечения неправительственных организаций, научных учреждений академии наук, общественных объединений ученых, инженеров, конструкторов, менеджеров к участию в реализации и пропаганде инновационных проектов и программ.

10. Снижение безработицы и обеспечение занятости населения путем создания дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства.

11. Ликвидация барьеров, препятствующих функционированию инновационного предпринимательства на территории республики.

12. Формирование благоприятных условий для расширения взаимодействия органов власти со всеми инновационными структурами малого и среднего предпринимательства.

Для активизации развития предпринимательства в инновационной сфере Молдовы требуется осуществить следующие меры:

- Создание конкурентной рыночной среды, благоприятных правовых условий для инновационного малого и среднего бизнеса. Развитие внутреннего рынка инновационной продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Развитие малого наукоемкого предпринимательства в научных организациях и университетах, создание агентств инновационного предпринимательства в ведущих государственных научных организациях.

- Формирование правовой основы для определения порядка использования бюджетных средств в схемах софи-нансирования с частным сектором инновационных проектов.

- Создание инфраструктуры для перераспределения оборудования (информационные и лизинговые агентства, торговые предприятия по продаже подержанного оборудования).

- Разработка упрощенной системы ликвидации малых инновационных предприятий.

- Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций. Включение ценных бумаг венчурных фондов, вновь создаваемых наукоемких компаний, технопарков и др. в специальный список организаторов торгов венчурной категории, создание определенных преференций по налогообложению таких ценных бумаг и определение механизмов покрытия финансовых затрат, связанных с функционированием торгов венчурной категории. Создание государственной страховой компании по страхованию частных инвестиций в реализацию инновационных проектов.

- Привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах.

- Быстрая апробация новшеств, то есть преодоление административных барьеров.

Выводы

1. Для построения инновационной экономики в республике необходимо развить инновационное предпринимательство и стремиться к стандартам развитых стран, где доля активных инновационных предприятий составляет 60-80%.

2. Сейчас для республики актуально развивать именно малые инновационные предприятия (компании), поскольку собственные крупные компании и корпорации на рынке высокотехнологичной продукции в республике ещё не сформировались.

3. Развитие малого инновационного предпринимательства целесообразно осуществлять посредством следующих взаимосвязанных этапов:

а) интенсивное развитие малого инновационного бизнеса: формирование сети технопарков, инновационных центров, бизнес инкубаторов, научных центров, создание венчурных фондов;

б) дальнейшее совершенствование инновационного законодательства и развитие инновационной инфраструктуры;

в) укрепление межрегиональных и международных связей, привлечение иностранных инвестиций в инновационную сферу региона.

4. Эффективными мероприятиями для развития инновационного предпринимательства и формирования положительного образа инновационного предпринимателя могут стать следующие:

• усиление роли саморегулируемых и общественных организаций в определении направлений поддержки ИП и повышении социальной ответственности бизнеса;

• популяризация инновационных идей среди населения и повышения социальной ответственности бизнеса через механизм социальной отчетности и морального поощрения;

• повышение эффективности инфраструктуры ИП путем обучения ее специалистов в рамках региональной системы бизнес - образования;

• расширение финансовой и имущественной поддержки субъектов ИП за счет привлечения ресурсов банков-ско-финансовой сферы и крупного бизнеса на взаимовыгодной основе.

Список литературы

1. Hotârîre cu privire la Programul de stat de sustinere a dezvoltârii îtreprinderilor mici mijlocii pentru anii 2009-2011, Nr. 123 din 10.02.2009, Monitorul Oficial N 37-40.

2. Hotârîre cu privire la aprobarea Acordului de parteneriat între Guvern §i Academia de Çtiinte a Moldovei pentru anii 2009-2012 Nr. 27 din 22.01.2009, Monitorul Oficial N 19-21 art N 79.

3. Codul cu privire la çtiintâ §i inovare al Republicii Moldova, nr. 259-XV din 15.07.2004 Monitorul Oficial al R.Moldova nr.125-129/663 din 30.07.2004.

4. Избранные вопросы современного инновационного менеджмента для малых и средних предприятий / Под ред. Р. Мюллера, В. Соловьева. - Киев; Дрезден, 2000. - С. 248.

5. Перчинская Н.П. Некоторые проблемы статистического отражения научно-технической и инновационной информации в странах ближнего зарубежья и республике Молдова. // Economie §i sociologie. 2008. - № 3. - С. 51-59.

6. http://www.asm.md/administrator/fisiere/cadru/f57.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.