Научная статья на тему 'Потребности населения как фактор развития социальной инфраструктуры'

Потребности населения как фактор развития социальной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2766
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шайхутдинова Гульнара Флюровна

Development of the domestic services is oriented to the population's complete satisfaction of needs in different spheres of services, as well as reduction and easing of labour efforts in housekeeping, increase of spare time. However to achieve maximum satisfaction of population needs in different spheres of domestic services, reorganization of the entire existing system of domestic service in the country is needed. The same concerns other branches of social infrastructure as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Population needs as a factor of social infrastructure development

Development of the domestic services is oriented to the population's complete satisfaction of needs in different spheres of services, as well as reduction and easing of labour efforts in housekeeping, increase of spare time. However to achieve maximum satisfaction of population needs in different spheres of domestic services, reorganization of the entire existing system of domestic service in the country is needed. The same concerns other branches of social infrastructure as well.

Текст научной работы на тему «Потребности населения как фактор развития социальной инфраструктуры»

ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Г.Ф. Шайхутдинова

Shaikhutdinova G.F. Population needs as a factor of social infrastructure development. Development of the domestic services is oriented to the population’s complete satisfaction of needs in different spheres of services, as well as reduction and easing of labour efforts in housekeeping, increase of spare time. However to achieve maximum satisfaction of population needs in different spheres of domestic services, reorganization of the entire existing system of domestic service in the country is needed. The same concerns other branches of social infrastructure as well.

Определяющую роль в формировании и развитии социальной инфраструктуры играют потребности человека. Они многообразны, постоянно растут, а возможностей, необходимых для их удовлетворения, не всегда достаточно у общества. Социальная инфраструктура приводит их к общему знаменателю, ориентируясь в своем развитии на базовые потребности населения. К их числу относятся потребности в получении образования, медицинском обслуживании, жилищные, транспортные, информационные, духовные, экологические и другие. Организация полного учета базовых потребностей населения позволяет интенсифицировать темпы роста социальной инфраструктуры, проводить его целенаправленно и рационально.

По состоянию социальной сферы и ее инфраструктуры можно с достаточной степенью объективности оценить уровень и качество удовлетворения потребностей людей, соотнести их с уровнем развитых стран и тенденциями развития современной цивилизации.

Социологические исследования социальной сферы ведутся по целому ряду направлений: исследование способа жизнедеятельности людей, соотношение жизненных потребностей и их фактического удовлетворения; анализ жизненных ситуаций (устойчивых и проблемных), ориентации людей по поводу занятий; анализ действующих социальных технологий, обеспечивающих оптимальное развитие социальной сферы, ее отдельных подструктур и элементов; анализ состояния социальной инфраструктуры, ее показателей.

Планирование социальной инфраструктуры должно учитывать интересы территории, предприятия и каждого конкретного че-

ловека, поскольку, совпадая по своим целям, они могут различаться по времени и приоритетности их удовлетворения.

Определение поведения человека в зависимости от степени удовлетворения социально-бытовых потребностей дает возможность целенаправленно учитывать воздействие каждой отрасли инфраструктуры на социальный и трудовой потенциал человека, следовательно, корректировать стратегию развития инфраструктуры.

В этом процессе должны учитываться следующие обстоятельства.

Во-первых, никто лучше самого человека не может судить об оптимальном уровне удовлетворения его жилищных, социальнокультурных и бытовых потребностей. Поэтому при определении направлений развития социальной инфраструктуры следует учитывать субъективные оценки человека, отражающие его поведение в зависимости от уровня и качества удовлетворения всей структуры его потребностей.

Во-вторых, производительность труда работника в значительной мере зависит от удовлетворенности социальной обустроенностью. Закон «возвышения потребностей» настоятельно диктует необходимость развития социальной инфраструктуры, что требует соответствующей гибкой методологии ее перспективного планирования.

В-третьих, к изучению социально-бытовых потребностей людей следует подходить дифференцированно, с учетом сложившейся на данной территории системы предпочтений. Различная территориальная расположенность, демографический состав, принадлежность к социальной страте могут существенно влиять на формирование индивиду-

альных предпочтений человека в удовлетворении потребностей.

Очевидно, что планированию социальной инфраструктуры должны предшествовать социологические исследования, позволяющие уточнить, конкретизировать предпочтения населения и определить уровень удовлетворения потребностей.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи, которые лежат в плоскости совершенствования духовной сферы человека, повышения его культурного уровня, нравственного и эстетического воспитания, физического развития. В этом заключается новый социальный заказ общества, выполнение которого в значительной мере сопряжено с развитием социальной инфраструктуры.

Конечно, социальный потенциал, который характеризует меру морального здоровья общества, зависит не только от уровня развития социальной инфраструктуры. Однако она является первичным звеном, необходимой материально-технической и социально-культурной базой, в которой формируются и развиваются способности человека.

Таким образом, стратегия развития социальной инфраструктуры, которая должна соответствовать новому социальному заказу, с одной стороны, призвана отвечать гуманистическим установкам общества и способствовать сильной социальной политике, с другой - реализация этой политики возможна при соответствующем уровне развития самого человека. Нельзя, например, обеспечить население объектами, услугами культуры и искусства и ожидать, что соответственно этому возрастет культурный потенциал человека.

Развитие каждой отрасли социальной инфраструктуры, каким бы оно ни было актуальным, необходимо рассматривать в совокупности с другими отраслями. Это значит, что к объектам социальной инфраструктуры необходимо подходить системно. Впитывать культуру человек будет при соответствующем уровне жилищной обустроенности, достаточной обеспеченности продовольственными и промышленными товарами, хорошем физическом состоянии, достаточном образовательном уровне, при наличии свободного времени.

Следует учитывать, что по мере развития человека, расширения возможностей обще-

ства по удовлетворению потребностей и повышения требований общественного производства к подготовке рабочей силы изменяются представления человека об идеальном уровне удовлетворения потребностей. Осознавая потребности, человек выстраивает их в некоторой иерархии. Причем, приоритет, например физиологических потребностей, неоднозначен, так как при определенном уровне насыщения их роль снижается, одновременно повышаются социальные или духовные потребности.

Осознание человеком потребностей включает в себя соотношение их с потребностями других людей, соответствие общественно признанным. Ими могут выступать, например, нормативы на объекты и услуги жилищного, социально-культурного и бытового назначения.

Рассмотрим, на какие социальные и экономические процессы оказывает влияние и удовлетворению каких потребностей способствует социальная инфраструктура?

Ее развитие прежде всего воздействует на ту часть распределительных отношений, которая отражает процессы повышения доходов, формирование условий роста и реализации доходов различных групп и слоев населения. В частности, речь идет о такой важной составляющей компоненте социальной инфраструктуры, как социальная защита.

Радикальные экономические реформы 90-х гг. XX в. коренным образом изменили всю социальную систему общества. Изменились цели и направления социальной политики государства и социальной защиты населения. Социальная защита «рыночного» типа коренным образом отличается от социалистической. На смену всеобщей «уравниловке» и гарантии равных прав на «повышение материального благосостояния» почти независимо от размера трудового участия пришла дифференциация благосостояния в соответствии с уровнем социальной активности гражданина. Рынок индифферентен, безучастен к тому, что физические, интеллектуальные, семейные возможности людей неодинаковы, следовательно, различен и ресурсный потенциал. Рынок справедлив в том смысле, что создает равные условия каждому члену общества получить в распоряжение блага, соответствующие его трудовому вкладу. Таким образом, возникает противоречие между

потребностями членов общества и реальными возможностями их обеспечения, что ведет к дифференциации доходов и потребления. Следовательно, нужна определенная коррекция для обеспечения социальной справедливости в обществе, что, в конечном счете, призвана сделать социальная защита.

Сегодня система социальной защиты населения включает: социальные гарантии,

предоставляемые государством; социальное страхование; социальную помощь; социальное обслуживание.

Для рыночной экономики основным принципом при построении и развитии систем социальной защиты является принцип собственной ответственности. Личная свобода в принятии решений обусловливает и личную ответственность. Поэтому социальное страхование является элементом системы социальной защиты населения, которая только начинает формироваться в республике Башкортостан. Использование страховых методов в социальной защите населения представляется наиболее эффективным, поскольку предполагает участие людей в обеспечении собственно социального и материального благополучия в случае возникновения социальных рисков - болезнь, потеря трудоспособности, безработица и другие. В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов (ветвей): пенсионное страхование; страхование от несчастных случаев на производстве; страхование на случай безработицы, медицинское страхование. Социальное страхование в республике остается государственным, носит обязательный характер и охватывает всех работающих граждан.

Дополнительно к государственной системе в последнее время получили распространение добровольные формы страхования (например, такие как негосударственные пенсионные фонды), которые позволяют обеспечить более высокий уровень социальной защищенности в случае возникновения социальных рисков. Основными источниками, обеспечивающими выплату компенсации за потерю дохода, являются страховые взносы работодателей и самих застрахованных, а также ассигнования из государственного бюджета.

Следующим элементом системы социальной защиты является социальная помощь. Она направлена на защиту малоимущих и других наиболее уязвимых категорий населения. Социальная помощь - это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом государственных гарантий по социальному обеспечению за счет средств государственного или местного бюджета, предприятий, внебюджетных и благотворительных средств, в целях оказания адресной дифференцированной помощи нуждающимся нетрудоспособным и семьям с детьми. Это бесплатная или льготная выдача малоимущим гражданам продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов, топлива, организация обедов, льготы и преимущества по выделению и содержанию жилья, бесплатное или льготное содержание детей в дошкольных, оздоровительных, специализированных учебных и других заведениях для семей с низким уровнем дохода и т. д.

Однако важно, чтобы механизм социальной помощи не создавал эффекта «ловушки бедности», т. е. он не должен снижать заинтересованность в трудовой деятельности и усиливать зависимость от социальной помощи. В данном случае необходим индивидуальный подход при ее назначении, адресность предоставления.

Дальнейшее развитие в современных условиях получило социальное обслуживание лиц, нуждающихся в постоянном уходе и помощи, медико-социальной реабилитации. Этой категории граждан бесплатно или на льготных условиях предоставляются разнообразные социальные услуги. Особое значение имеет совершенствование системы реабилитации инвалидов, которая должна включать использование современных методов восстановления утраченных функций организма и интеграцию инвалидов в общественную жизнь, их трудоустройство. Для социальной защиты социально уязвимых слоев населения в республике создаются и действуют государственные учреждения социальной помощи и обслуживания. В последнее время общество столкнулось с новым явлением - ростом числа лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев, что требует принятия соответствующих мер, обеспечивающих гуманное

отношение к ним. В числе таких мер может быть содействие в получении работы, строительстве и получении жилья, выделение пособий и предоставление мест в специализированных учреждениях социальной защиты.

Характерной чертой современного периода является противоречие между нарастанием потребности в социальной защите населения и снижением ресурсных возможностей для ее удовлетворения. Поэтому актуальной является проблема финансирования социальной защиты. Она может осуществляться за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов; государственных внебюджетных социальных фондов, средств благотворительных фондов, спонсорских организаций и добровольных пожертвований; средств организаций и предприятий, инвестиционных фондов социальной защиты и их страховых фондов; фондов имущественного и личного страхования; личных сбережений граждан.

Система социальной защиты - одна из немногих отраслей, где объем деятельности не сокращается, а постоянно увеличивается, охватывая все большую часть населения.

На состояние распределительных процессов оказывает влияние и такая часть социальной инфраструктуры, как сфера платного обслуживания, в которой денежные доходы населения реализуются в обмен на услуги. Эта сфера еще сильнее зависит от различий в потребностях и возможностях населения.

Необходимо отметить, что в условиях перехода к рыночным отношениям формы финансирования предприятий инфраструктурной сферы претерпели существенные изменил. Расширились границы использования собственных средств предприятий, учреждений и организаций, ранее находившихся на бюджетном финансировании, меняются методы бюджетного финансирования. Яркий пример перехода на полных хозрасчет - бытовое обслуживание населения. На коммерческих условиях складывается деятельность ЖКХ. Также работают и многие подразделения отраслей культуры: театры, студии, центры досуга, спортивные учреждения и т. п.

Многие бюджетные учреждения перешли к смешанной форме финансирования, то есть они начинают зарабатывать собственные средства. Отметим, что и раньше от-

дельные бюджетные учреждения и организации оказывали платные услуги, следовательно, имели доходы, остающиеся в их распоряжении. Например, музеи реализовывали платные билеты, учебные заведения организовывали платные курсы, амбулаторные учреждения практиковали платное зубное протезирование и т. д. Полученные доходы образовывали спецсредства, расходование которых регулировалось законодательными актами. Сейчас сняты ограничения, связанные с использованием собственных доходов. Вместе с тем значительно расширены рамки привлечения средств меценатов, спонсоров.

Изучение финансового механизма в этих отраслях показало, что коммерциализация социальной сферы вызвана не столько переходом к рыночным отношениях (даже в развитых странах социальный сектор экономики финансируется из средств бюджета), сколько недофинансированием социальной сферы в результате бюджетного дефицита и инфляции. Причем, в дофинансировании нуждается прежде всего основная деятельность. В связи с этим виды деятельности (услуги), ранее финансируемые из бюджета и предоставляемые бесплатно, теперь реализуются за плату для обеспечения их воспроизводственного процесса. Однако дофинансирование бюджетных учреждений и организации - не единственная цель коммерческой деятельности. Другая важная цель - обеспечение полного использования производственного потенциала учреждений и организаций, улучшение качества услуг и культуры обслуживания, повышение уровня материального благосостояния сотрудников.

Социальная инфраструктура оказывает большое влияние на воспроизводство рабочей силы. Она выражается в способности человека к труду, совокупности физических и духовных сил, которые расходуются и при производстве материальных и духовных благ. Для характеристики воздействия отраслей услуг на воспроизводство рабочей силы можно выделить главные направления, отражающие основные стороны ее воспроизводства. Это влияние на рост качества рабочей силы и ее мобильность, которые проявляются в адаптации к условиям труда и ответственности за результаты, отношении к труду, удовлетворенности трудом и т. д. Все стороны воспроизводства рабочей силы

взаимосвязаны. Это значит, что рост образовательного и культурного уровня способствует лучшей адаптации рабочих к условиям труда. Развитие творческого потенциала работника зависит от системы общего и профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки кадров, является одним из основных факторов роста производительности труда.

Каждый вид услуг по-своему влияет на воспроизводство рабочей силы. Увеличение продолжительности жизни населения, сокращение заболеваемости свидетельствуют об улучшении охраны здоровья. Развитие сети дошкольных детских учреждений, повышение качества воспитания - важный фактор трудовой активности женщин. Кроме того, дошкольное воспитание является начальным этапом образования.

С ростом доходов населения, повышением образовательного уровня, формированием здорового образа жизни увеличиваются потребности населения в услугах здравоохранения. На формирование общественных потребностей в этих услугах влияют и такие факторы, как уровень занятости населения и распределение по отраслям и видам деятель-

ности. Интенсификация производственных процессов, рост доли работников умственного труда также являются факторами, увеличивающими затраты на восстановление здоровья.

Существенную часть составляют сегодня потери рабочего времени из-за болезней, половина которых связана с простудными и другими инфекционными заболеваниями. Эти потери можно было сократить, если шире развивать профилактическую медицинскую помощь на местах, улучшить условия труда и быта работников.

Развитие бытовых услуг направлено на более полное удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания, сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и его облегчение, увеличение свободного времени. Но для того чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей населения в различных видах бытовых услуг, нужна реорганизация всей существующей системы бытового обслуживания в стране. Это касается также и других отраслей социальной инфраструктуры.

Поступила в редакцию 7.06.2007 г.

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Ю.В. Агибалов

Agibalov Y.V. Peculiarities and problems of the economical basis forming in local government under modem conditions. The article gives the analysis of local government economic basis forming practice in the Russian Federation in 1991-2006, illustrating the stable tendency of local tax reduction in the structure of local budgets and the municipalities’ dependence rise from the budgets of the Federation subjects. The author points to the main problems of local government economic foundation forming and gives the proposals to strengthen the economic independence of the municipalities.

Отправной точкой реформы местного самоуправления стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - 131-Ф3). Этим законом вводится двухуровневая территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации, а также появляется новый вид муниципальных образований - городской округ,

что потребовало внесение существенных изменений в бюджетное и налоговое законодательство. Важное значение приобретают вопросы обеспечения самостоятельности местных бюджетов поселений в их взаимоотношении с бюджетами муниципальных районов. В 1Э1-ФЗ установлены виды материальных ресурсов и финансовые средства, составляющие экономическую основу местного самоуправления, находящееся в муници-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.