Научная статья на тему 'Некоммерческие организации социальной сферы в системе рыночных отношений: методологические аспекты'

Некоммерческие организации социальной сферы в системе рыночных отношений: методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие организации социальной сферы в системе рыночных отношений: методологические аспекты»

мации невозможен анализ хозяйственной деятельности любого предприятия, в том числе и малого предприятия. Аналитическая информация позволяет обеспечить систему управления на любом уровне предпринимательской деятельности. Структура малого предпринимательства наиболее подвержена изменению конъюнктуры рынка. Обеспеченность учетной информацией может дать руководителю возможность принятия релевантных управленческих решений.

Стандартизация учетной информации предполагает управление затратами в рамках квоты, обеспечивающей эффективность деятельности предприятия. Внутренние стандарты управленческого учета должны обеспечить возможность доходности деятельности организаций.

При этом должны быть определены три уровня стратегии:

1) разработка корпоративной стратегии - процесс выбора организацией бизнеса, которым она будет заниматься или в котором она будет функционировать;

2) разработка стратегии на уровне бизнеса - процесс выбора целевых клиентов организации и основных операционных решений, необходимых для удовлетворения их потребностей;

3) предложенные ценности - краткое и понятное выражение конкурентной ценности, которую организация будет представлять своим клиентам: как она будет конкурировать за клиентов или удовлетворять их.

Для этого необходимо также учитывать следующие моменты:

- стратегию низкой стоимости или стратегию свободного сегмента рынка;

- стратегию лидерства в затратах или операционного превосходства;

- стратегию взаимоотношений с клиентами - стратегия лидирующих позиций по продуктам.

На основе целевой себестоимости, анализа ценности разрабатывается система квотирования затрат, которая берется за основу разработки внутренних стандартов управленческого учета.

Чепелюк

Наталья Яковлевна канд. экон. наук, доц.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В условиях становления и совершенствования рыночных отношений проблемы выбора эффективных форм и способов функционирования различных организаций приобретают особое значение.

Важнейшим следствием проводимых в России со-

циально-экономических реформ стало преобразование отношений собственности, которое привело, наряду с сохранением государственной, к возникновению негосударственных форм. Отмеченные процессы оказались, несомненно, болезненными для социальной сферы. Возникновение и развитие негосударственного коммерческого сектора, оказывающего услуги населению, с более развитой материально-технической базой, с высоким уровнем оплаты труда специалистов способствовало скорее снижению качества услуг и оттоку специалистов из бюджетных организаций социальной сферы в коммерческие организации нежели созданию конкурентной среды.

Некоммерческий сектор, являющийся важным сегментом национальной экономики, нацеленный на реализацию социальных, благотворительных, культурных и прочих целей, переживает серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием эффективных инструментов защиты и поддержки наиболее важных отраслей социальных услуг, таких как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.

Деятельность некоммерческих организаций в последние годы подверглась значительным преобразованиям. Так, из замкнутых систем, реализующих установленные государством цели за счет выделенных государством бюджетных средств, они стали более открытыми, ориентирующими свою деятельность на изучение потребностей клиентов, диверсификацию деятельности, формирование ценовой политики, привлечение дополнительных источников финансирования.

В современной экономической литературе вопросы экономического механизма и менеджмента некоммерческих организаций рассмотрены в работах российских (В.Э.Гордин, А.И. Дымникова, М.Кошкина, Е.Я.Морозова, Э.Д.Тихонова, Т.В.Юьева, Е.Л. Шекова) и зарубежных авторов (Дж.Шиф, Б. Вайсброд, И. Илман, Г Ханс-ман, А. Бен-Нер, Б. Гуи ).

Таким образом, разработка методических основ и практических рекомендаций по формированию и развитию направлений и инструментов менеджмента некоммерческих организаций социальной сферы представляет научный и практический интерес.

Обзор теоретических концепций зарубежных авторов позволяет выделить следующие: «теорию производства общественных благ»(риЫю goods production theory), «теорию невыполненного контракта»^!^ contract failure theory), «теорию контроля стейкхолдеров» (the stakeholder control theory) [5,9,8,7].

Согласно теории «общественных благ» (Дж.Шиф, Б.Вайсброд) основной причиной возникновения некоммерческих организаций является неэффективная деятельность коммерческих субъектов в производстве общественных благ. Отличительной особенностью общественных благ, по мнению авторов, являются два свойства - неконкурентность и неисключаемость, т.е. отсутствие соперничества в потреблении и невозможность воспрепятствовать потреблению данного блага. Производство общественных благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении издержек или выгод, неучтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц. Некоммерческая сфера предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых имеет благоприятный макроэкономический эффект: улучшение качества трудовых ресурсов через повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества, рост производительности труда в отраслях экономики и т.д. В отношении общественных благ

потребители (в силу различных личных предпочтений и уровня доходов) часто обладают неодинаковой информацией и по-разному оценивают эффективность потребляемых общественных благ, в результате производители испытывают сложности в получении достоверной информации о реальном спросе. Таким образом, отрицательные последствия информационной асимметрии препятствуют развитию предпринимательства в данной сфере. Необходимым условием производства и реализации общественных благ является использование социального (некоммерческого) маркетинга, направленного на формирование общественных ценностей, и фандрейзинга, нацеленного на привлечение различных внешних источников финансирования для покрытия расходов.

По мнению И. Илмана и Г. Хансмана - авторов теории «невыполненного контракта» - некоммерческие организации имеют несомненное преимущество для потребителей, а именно, рыночный контроль качества предоставляемых услуг подкреплен дополнительной защитой в виде законодательных ограничений на распределение доходов некоммерческих организаций среди учредителей, управленцев и прочего персонала. Как следствие, некоммерческие организации не могут, подобно коммерческим, намеренно завышать цену при низком качестве предоставляемых услуг, ухудшая благосостояние клиента, в конечной итоге нарушать заявленные контрактные обязательства, т.е. «невыполнять контракт». Прикладной характер рассмотренной концепции связан с необходимостью юридического разграничения видов деятельности организаций (некоммерческого и предпринимательского).

Согласно «теории контроля стейкхолдеров» (А. Бен-Нер, Б. Гуи) менеджмент некоммерческих организаций осуществляется в условиях общественного финансового контроля со стороны «стейкхолдеров», т.е. заинтересованных лиц. В качестве «стейкхолдеров» могут выступать потребители услуг, благотворители, спонсоры, профсоюзы, контрольные полномочия которых реализуются через деятельность попечительских советов. Состав попечителей может включать представителей различных заинтересованных групп, однако выполнение функций происходит только на добровольной и безвозмездной основе. Таким образом, отсутствие прямой заинтересованности в экономических результатах деятельности некоммерческой организации сводит интересы указанных лиц не к максимизации прибыли, а к выполнению заявленной миссии.

Рассматривая некоммерческие организации социальной сферы и перспективы их развития в России, следует отметить не только отсутствие в российской экономической науке теоретических концепций, посвященных особенностям экономики и менеджмента указанных экономических субъектов, но даже четких определений предметно-объектной области исследования и отчасти дискуссионный характер исходных понятий.

Экономико-правовая категория «некоммерческая организация» связана с эволюцией экономической категории «непроизводственная сфера», возникшей и получившей признание советской науки в 1920-х годах в ходе дискуссии. Авторы А.Петров и Р. Вайсберг первыми определили сущность непроизводственной сферы экономики, основным содержанием которой является не создание материальных благ, а обслуживание людей.

Объектом воздействия труда работников непроизводственной сферы служат не предметы и орудия труда, а сам человек и сложившиеся общественные отношения. В непроизводственной сфере материальные блага не

создаются, полезная деятельность проявляется в виде услуг. Данный подход долгое время являлся признанным российской экономической наукой и реализовы-вался в практике централизованного государственного планирования и прогнозирования [1, 3, 5, 6].

Так, классификации отраслей народного хозяйства, действующие в 1960-1980-е годы, отмечали, что виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности. К данной сфере относились следующие отрасли народного хозяйства и виды деятельности:

-жилищно-коммунальное хозяйство;

- непроизводственные виды бытового обслуживания населения;

-здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;

- народное образование;

- культура и искусство;

- наука и научное обслуживание;

- финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;

- управление;

- общественные организации.

В 70-е годы социальную сферу отождествляли с совокупностью отраслей непроизводственной сферы. Однако позднее, при выделении социальной сферы, из непроизводственной сферы стали исключать науку, государственное управление, финансы и дополнять состав социальной сферы включением туризма, средств массовой информации и информационными технологиями, консалтингом, правоохранительной деятельностью, услугами пассажирского транспорта, а также частью материального производства социального назначения (общественное питание).

Таким образом, по содержанию социальная сфера включала совокупность отраслей, создающих конечный продукт в виде материальных или преимущественно нематериальных услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей населения и предприятий или потребностей общества.

В начале 90-х годов в России действовала классификация Госкомстата СССР, по которой сфера материального производства включала 12 укрупненных отраслей. Так, промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство в части производственной деятельности, геология и разведка недр в части глубинного разведочного бурения на нефть и природный газ, грузовой транспорт, связь по обслуживанию предприятий производственной сферы, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение, заготовки, прочие виды деятельности сферы материального производства вошли в материальное производство.

В состав непроизводственной сферы были отнесены две группы отраслей:

- отрасли, услуги которых удовлетворяют общие коллективные потребности общества: геология и разведка недр; водное хозяйство (кроме тех видов, которые отнесены к сфере материального производства), управление, наука и научное обслуживание, общественные организации, кредитование и государственное страхование;

- отрасли, услуги которых удовлетворяют культурно-бытовые и социальные потребности населения, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культура и искусство, пассажирский транспорт и связь (в части обслуживания непроиз-

водственной сферы), здравоохранение, физическая культура и социальное страхование.

Дальнейшим этапом формирования понятийного аппарата стало отождествление социальной сферы только со сферой услуг, сужение понимания социальной сферы до социального обеспечения и социальной защиты отдельных слоев населения.

В современной экономической литературе, посвященной проблемам реформирования социально-экономической модели государства, категория «социальная сфера» практически вытеснила категорию «непроизводственная сфера», поскольку позволила отразить приоритет целей проводимых реформ, а именно: обеспечение связи устойчивого экономического роста с повышением благосостояния населения.

Наиболее корректными и систематизированными представляются трактовка и анализ взаимосвязи категории «социальная сфера», предложенные в [6].

В данной работе авторы (Игнатов В.Г. и другие) определяют двойственное проявление сущности категории «социальная сфера»:

во-первых, как экономической категории, отражающей специфические экономические отношения по удовлетворению социальных и духовных потребностей людей;

во-вторых, как системы общественных отношений, опосредующей социальные связи, сложившиеся в рамках социального пространства.

Данная трактовка «социальной сферы» позволяет определить основные функции, посредством реализации которых происходит проявление сущности понятия:

- социальная функция, проявляющаяся в поддержании развития человеческого общества через удовлетворение жизненных потребностей;

- экономическая функция, проявляющаяся в распределении и перераспределении ресурсов, необходимых для реализации социальных услуг;

- коммуникативная функция, проявляющаяся в необходимости передачи информации в ходе взаимоотношений личности, общества и государства;

- гуманистическая функция, заключающаяся в обеспечении условий для нормальной жизнедеятельности человека;

- воспитательная функция, заключающаяся в том, что социальная сфера определяет характер поведения человека в обществе.

С позиции структурно-функционального подхода состав социальной сферы включает следующие элементы:

1) социальную инфраструктуру как пассивную часть основных фондов, закрепленную территориально, формирующую в своей совокупности среду жизнедеятельности населения;

2) совокупность предприятий, учреждений и организаций различных отраслей социальной сферы;

3) производимые продукты - услуги образования, здравоохранения, бытового обслуживания населения и т.д.

4) органы и институты управления социальной сферой;

5) нормативно-законодательную основу регулирования социальной сферы.

Рассмотренный подход позволяет акцентировать внимание на уровне отдельных элементов отраслей социальной сферы - предприятиях, учреждениях и организациях, деятельность которых непосредственно связана с производством и реализацией социальных услуг.

Общие параметры создания и дальнейшего функционирования позволяют классифицировать указанные

организации в соответствии с гражданско-правовыми нормами как коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими считаются различного рода предприятия, созданные с целью получения прибыли [2]. Некоммерческие организации - «это организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение общественно полезных целей: социальных, культурных, образовательных, научных, управленческих, благотворительных, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи» [4]. Масштаб некоммерческих организаций социальной сферы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели развития некоммерческих организаций (НКО) в США и России

Показатели США Россия

Количество НКО, млн ед. 2,1 0,5

Доля в ВВП страны, % 6,8 2,0

Численность работающих в НКО, млн чел. 9,3 5,0

Доля НКО в общей численности занятых, % 13,4 4,0

Существующее многообразие форм некоммерческих организаций социальной сферы позволяет классифицировать их по ряду признаков.

Во-первых, в зависимости от организационно-правовой формы. Возможные организационные формы некоммерческих организаций определены законодательством [2,4]. Основные характеристики организационно-правовых форм некоммерческих организаций в социальной сфере представлены в таблице 2.

Значительную часть некоммерческих организаций в социальной сфере составляют общественные организации, учреждения, автономные некоммерческие организации и некоммерческие партнерства, особенностью которых является возможность оказания платных услуг юридическим и физическим лицам.

Структура некоммерческих организаций в России и Курганской области представлена в таблице 3.

Во-вторых, в зависимости от источников финансирования деятельности. Некоммерческие организации подразделяют на:

- организации, финансируемые учредителями, являющимися органами государственной власти и местного самоуправления, за счет средств бюджетной системы;

- организации, финансируемые за счет средств учредителей, являющихся физическими и юридическими лицами;

- организации, финансируемые за счет смешанных источников, то есть наряду со средствами учредителей, организация оказывает платные услуги физическим и юридическим лицам и таким образом формирует собственные источники средств.

В-третьих, в зависимости от механизма нормирования расходов некоммерческие организации классифицируют на:

- организации, деятельность которых нормируется в соответствии с системой государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС);

Характеристики организационно-правовых форм некоммерческих организаций (НКО) и их применимость в отраслях социальной сферы

Форма НКО Учредительный документ Права учредителей Имущественные пр а -ва НКО О тв е тс тв енн ос ть учредителей по обязательствам НКО Членство в НКО Отрасль с оцн а л ьн ой сферы Предпринимательская деятельность

Учреждение Устав Сохранение имущественных прав Право оперативного управления имуществом Субсидиарная Нет Все отрасли Разрешена

Фонд (частный, общественный, государственный, смешанный) Устав Нет имущественных прав Собственник имущества Отсутствует Нет Культура и искусство, физкультура и спорт, социальное и пенсионное обеспечение Разрешена

Автономная некоммерческая организация (AHO) Устав Нет имущественных прав Собственник имущества Отсутствует Нет Образование, здравоохранение, кул ьту р а и и ску с ст в о Разрешена

Ассоциация (сою?) Устав и учредительный договор Нет имущественных прав Собственник имущества Субсидиарная Есть Образование, здравоохранение, культура и искусство Запрещена

Г осуд а р ственн ая корпорация Устав Нет имущественных прав Собственник имущества Отсутствует Нет Управление пенсионным обеспечением Разрешена

Общественная организация Устав Нет имущественных прав Собственник имущества Отсутствует Есть Культура и искусство, физкультура и спорт, природоохранная деятельность Разрешена

Общественное движение Устав Нет имущественных прав Собственник имущества Отсутствует Нет Прир од о охр а нн ая деятельность, социальное обеспечение Запрещена

Нек оммер ч е ск ое партнерство Устав Нет имущественных прав Собственник имущества Отсутствует Есть Физкультура и спорт, з др а в о охр а нение Разрешена

Сравнительная характеристика состава и структуры НКО РФ и Курганской области

Организационно-правовая форма НКО Данные по РФ Данные по Курганской области

Зарегистрировано, ед. Структура, % Зарегистрировано, ед. Структура, %

Общественная организация 144 ООО 29,7 997 18,327

Учреждения 74 000 15,3 2 801 51,489

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АНО 66 500 13,7 20 0,004

Некоммерческие партнерства 63 000 13,0 58 1,066

Ассоциации 52 000 10,7 16 0,003

Фонды 27 000 5,6 20 0,004

Прочие 58 400 12 1 628 29,107

Всего НКО 484 900 100 5 440 100

-организации, деятельность которых не нормируется в соответствии с системой ГМСС.

К основным типам ГМСС относят:

- минимальные доходы в виде минимальной оплаты труда;

- минимальные размеры массовых социальных пособий и выплат;

- номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет бюджетного финансирования;

- перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи;

- стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг;

- нормы обеспечения населения социальными услугами;

- нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

На основе ГМСС и федеральных социальных норм и нормативов субъекты и муниципальные образования РФ разрабатывают региональные и местные социальные нормы и нормативы, которые учитывают территориальные особенности и финансовые возможности.

Специфика организации финансов некоммерческих организаций социальной сферы в России определяется положением, которое они занимают в обеспечении реализации социальной политики государства:

1) исключительно тесная связь с бюджетом, из которого финансируется значительная часть организаций социальной сферы. Объем финансирования непосредственно зависит от всех изменений в бюджете: в случае неполного формирования бюджета расходы организаций недофинансируются; при перевыполнении плана бюджетных поступлений организации получают дополнительное финансирование;

2) некоммерческие организации мобилизуют финансовые ресурсы юридических и физических лиц в различных формах от учредительских взносов до спонсорской помощи;

3) некоммерческие организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя за счет самостоятельно заработанных доходов собственные финансовые ресурсы;

4) отсутствие полной самостоятельности в расходовании средств. Контроль за экономным и рациональным расходованием денежных средств осуществляется учредителями, а в случае участия органов государственной власти или местного самоуправления - органами государственного финансового контроля;

5) целевой характер использования выделенных и

самостоятельно заработанных средств, что означает исключительно целевое использование средств вне зависимости от источника финансирования (бюджетные ассигнования, доходы от предпринимательской деятельности, платных услуг, спонсорская помощь и т.д.);

6) раздельный бухгалтерский учет источников финансирования деятельности некоммерческой организации. Разграничение в хранении средств от различных источников финансирования на отдельных счетах. Особенно это касается организаций, получающих бюджетные средства;

7) основным документом финансового планирования деятельности некоммерческой организации является смета доходов и расходов. Для бюджетных организаций содержание и процедуры составления, утверждения и исполнения регламентированы законодательством. Для прочих некоммерческих организаций данная форма финансового планирования также является более традиционной.

Таким образом, формирование и становление рыночных отношений в экономике России привело к сохранению в социальной сфере значительного количества некоммерческих организаций, роль и значимость которых в процессе развития общества не снижается. Скорее наоборот, рост числа подобных организаций и увеличение объема аккумулируемых ими ресурсов делает актуальным решение практических задач эффективной организации их деятельности, привлечения и распределения ресурсов, адекватной оценки показателей деятельности.

Услуги, оказываемые некоммерческими организациями социальной сферы, относят к общественным благам, поэтому стимулирование их потребления на рынке осуществляется с использованием некоммерческого маркетинга, а финансирование деятельности требует применения методов фандрейзинга и добровольных взносов.

Указанные методы не только широко используются в практике развитых стран, но и имеют достаточное теоретико-методологическое обоснование. В России этот опыт еще нуждается в осмыслении. Необходимо также обобщение сложившейся практики участия некоммерческих организаций в реализации социальной политики государства.

В условиях сокращения бюджетного финансирования, реформирование бюджетной сети, возрастающей конкуренции, некоммерческие организации должны разрабатывать новую стратегию деятельности, использовать новые подходы и методы, поэтому в развитии методологических основ и разработке практических рекомендаций по повышению эффективности деятельно-

сти некоммерческих организаций социальной сферы заинтересованы и производители социальных услуги их потребители (население).

Список литературы

1. Баханькова Е.Р., Макальская М.Л. Некоммерческие организации в

России: финансовое управление: Учебно-практическое пособие. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 336с.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий

социально-культурной сферы: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Питер», 2002.

4. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»№7-ФЗ от

12.01.1996г.

5. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций:

Учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 2004,- 192с.

6. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - 2-е изд. - Москва -

Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 528с.

7. Ben-NerA., Gui В. The Economic Rationale for the «Third Sector»// The

Non-Profit sector in the mixed Economy. The Univercity of Michigan, 1993

8. Eilman I. Another theory of Non-Profit Organisation. // Michigan law

review.1992, №5.

9. Schiff J., Weisbrod B. Competition between For-Profit and Non-Profit

Organization in Commercial Markets. . The Univercity of Michigan, 1993

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.