Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты социальной инфраструктуры России'

Теоретико-методологические аспекты социальной инфраструктуры России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суглобов А. Е.

Социальная сфера представляет весьма существенную часть современной экономики. К концу XX в. затраты государства на политику в этой сфере и расходы населения на производимые в ней блага составляли в странах с развитой экономикой от 30 до 45% валового внутреннего продукта (ВВП). Особенностью социальной сферы является высокая доля участия государства в финансировании и в непосредственном предоставлении производимых в ней благ. Причем доля затрат государства на отрасли социальной сферы в ВВП увеличивается по мере роста экономики…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты социальной инфраструктуры России»

_8 1140) - 2006

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ

А.Е. СУГЛОБОВ,

кандидат экономических наук, профессор,заслуженный экономист РФ Государственный университет управления

Социальная сфера представляет весьма существенную часть современной экономики. К концу XX в. затраты государства на политику в этой сфере и расходы населения на производимые в ней блага составляли в странах с развитой экономикой от 30 до 45 % валового внутреннего продукта (ВВП). Особенностью социальной сферы является высокая доля участия государства в финансировании и в непосредственном предоставлении производимых в ней благ. Причем доля затрат государства на отрасли социальной сферы в ВВП увеличивается по мере роста экономики.

В годы Советской власти в нашей стране была сформирована разветвленная сеть медицинских, образовательных и социальных учреждений, расширялся перечень пособий, льгот и категорий их получателей.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, для организации удовлетворительного медицинского обслуживания необходимо иметь 28 врачей на 10 тыс. населения, тогда как в СССР в 1985 г. этот показатель равнялся 42. По количеству мест в стационарах, приходящихся на 10 тыс. человек, Советский Союз также опережал все остальные страны. В дореформенный период наша страна была одним из лидеров в мире в сфере развития высшего и среднего образования: число студентов на 10 тыс. человек в том же году в России составило 206, тогда как в Великобритании — 112, в Германии - 138, в Японии - 142 и только в США - 257.

Вместе с тем отрасли социальной сферы обладали наименьшими приоритетами при распределении ресурсов в плановой экономике. По таким показателям, как доля расходов на эту сферу в ВВП, РСФСР к концу эпохи социализма намного отставала от стран с развитой рыночной экономикой. Наибольшим был разрыв по уровню затрат на здравоохранение. Вместе с тем значения данных показателей вполне соответствовали

уровням расходов на отрасли социальной сферы в несоциалистических странах с близкими значениями подушного ВВП. Но уровень социальных гарантий в нашей стране был одним из самых высоких в мире.

Сочетание высокой обеспеченности населения РСФСР врачами и высокой доли учащихся в высших учебных заведениях с низким уровнем затрат на функционирование социально-культурных отраслей отражало одну из фундаментальных особенностей социалистического народного хозяйства - дисбаланс между трудом и капиталом. Недостаток вложений в оборудование и в основные фонды, необходимые для обеспечения высокого качества услуг отраслей социально-культурной сферы, «компенсировался» относительным переизбытком работников. При этом уровень оплаты их труда составлял 65 - 75 % средней зарплаты в народном хозяйстве.

Уровень материально-технической базы социально-культурных учреждений был очень низким в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. У врачей, учителей, работников культуры отсутствовали экономические стимулы к эффективной работе. А потребители имели минимальные возможности влиять на качество, используя легальные механизмы. Государственное финансирование социальной сферы, осуществляемое «по остаточному принципу», и административное сдерживание рыночных отношений в этой сфере имели прямым следствием широкое распространение «теневой» оплаты потребителями деятельности производителей услуг здравоохранения, образования, культуры и развитие коррупции в этих отраслях («частные койки» в больницах, взяточничество в приемных комиссиях вузов и т. п.).

Схожие недостатки государственных систем социального обслуживания отчетливо проявились и в других социалистических странах. Растущие

требования населения к качеству социальных услуг не находили адекватного ответа со стороны государственных систем социального обслуживания, построенных по советскому образцу. Неравенство в доступности социальных услуг, обусловленное социальным статусом людей, медленное внедрение новых технологий и обновление оборудования, дефицит ресурсов, низкая заработная плата работников социальных отраслей, порождающая теневые платежи за их услуги, — все это вызывало чрезвычайно критичное отношение со стороны общества. Путь решения проблем недостаточности бюджетных ассигнований, выделяемых на социальную сферу, неэффективности использования имеющегося ресурсного потенциала, растущего отставания от западноевропейских стран по качеству социального обслуживания стали видеть в кардинальном реформировании отраслей социальной сферы, и прежде всего здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Решающее влияние на выбор общей направленности преобразований оказал кризис идеологии государственного управления экономикой и социальной сферой. Замена социалистической идеологии на рыночную определила ориентацию реформ в здравоохранении, жилищном хозяйстве и пенсионном обеспечении на заимствование моделей, используемых в странах с развитой рыночной экономикой. Причем интерес был обращен к новейшим моделям финансирования социальной сферы, которые в это время активно обсуждались и начинали внедряться в Западной Европе. Такой выбор поощрялся западными экспертами. Во многих постсоциалистических странах был осуществлен переход от системы бюджетного финансирования здравоохранения к системе обязательного медицинского страхования. В ряде стран было начато формирование накопительной системы пенсионного обеспечения и развитие негосударственных пенсионных фондов.

В сферах образования и культуры наблюдалось интенсивное развитие негосударственного сектора и увеличение масштабов рыночного предложения образовательных и культурных услуг. В то же время в организации государственного финансирования этих отраслей серьезных изменений не произошло.

Рыночные экономические реформы сопровождались во всех постсоциалистических странах спадом производства и сокращением возможностей государства финансировать социальные отрасли. Но социальные гарантии, установленные в эпоху социализма, практически нигде не пересматривались. Это породило проблему дисбаланса между социальными обязательствами государства и возможностями их финансирования. В результате действия всех этих причин доступность и качество

социального обслуживания населения во многих странах ухудшились. Для получения нужной медицинской помощи и хорошего образования семьи все больше и больше платят из собственных доходов.

Участие государства в регулировании, производстве и финансировании социальных услуг в решающей степени определяется требованиями социальной справедливости. Сохранение или изменение форм финансирования организаций, предоставляющих социальные услуги, в первую очередь зависит от политических целей государства. Рассмотрение деятельности в социальной сфере с экономической точки зрения должно обязательно соотноситься с рассмотрением этой деятельности с других точек зрения: организационно-технологической, социально-организационной, социально-культурной, политической.

Согласно организационно-технологической точке зрения предметом рассмотрения являются структура деятельности в соответствующей сфере (структура медицинской помощи, образовательной деятельности, социального обслуживания и т. д.), типы применяемых технологий или организаций, занимающихся этой деятельностью, технологические взаимосвязи между ними (потоки пациентов и т. п.).

Согласно социально-организационной точке зрения: предметом рассмотрения являются социальные роли субъектов соответствующей деятельности, их социальные связи, сложившиеся здесь социальные структуры (профессиональные сообщества, сети, кланы).

Ведущую роль в установлении и поддержании экономических институтов в социальной сфере играют группы специальных интересов: профессиональные объединения (в частности, ассоциации врачей, учителей, гильдии и союзы кино — и театральных работников), профессиональные союзы работников, являющихся получателями благ и услуг, формальные и неформальные организации производителей (ассоциации страховщиков и др.).

Особую значимость для судьбы экономических нововведений в отраслях социальной сферы имеют существование и развитость социальных сетей и кланов. Социальные сети — это устойчивые социальные структуры, в которых имеют место взаимная зависимость и дополнительность их участников, соединение средств и разделение друг с другом издержек, тесное взаимодействие и отношения взаимного доверия. Развитость социальных сетей обозначается понятием социального капитала. Социальный капитал воплощает в себе сети и отношения, которые поддерживают и развивают доверие и взаимность и формируют качество и количество социальных взаимодействий в обществе.

Социальные сети и социальный капитал могут оказывать значительное позитивное влияние на качество и эффективность социального обслуживания. Так, врачи и медицинские сестры, социальные работники более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей там, где существуют разнообразные развитые социальные связи между ними и членами местных сообществ. Социальные сети могут, однако, быть и контрпродуктивными. Эти структуры обычно препятствуют проведению реформ, направленных на более широкое внедрение рыночных отношений в системы общественного финансирования социальных услуг. Так, при внедрении контрактных отношений в систему со сформировавшимися социальными сетями заключаемые контракты между покупателями и производителями социальных услуг являются достаточно формальными, плохо специфицированными. Они рассматриваются сторонами скорее как знаки неформального соглашения о взаимодействии. В этом случае социальные сети препятствуют развитию конкуренции производителей социальных услуг.

Кланы — это социальные сети, служащие средством нарушения и обхода формальных институтов (в частности, правил использования государственных средств) в общих интересах участников этих кланов. Клановые отношения являются препятствиями к росту эффективности функционирования соответствующих систем социального обслуживания. Например, кланы производителей, дистрибьюторов лекарственных средств и чиновников, осуществляющих закупку, своими действиями поддерживают высокий уровень цен на фармацевтическом рынке, тем самым ограничивая доступность лекарственных препаратов для организаций здравоохранения и населения.

Согласно социально-культурной точке зрения предметом рассмотрения являются ценности — представления о правильных целях и принципах деятельности. Такие представления оказывают самое непосредственное влияние на организацию и деятельность отраслей социальной сферы. Они воплощаются в целях государственной политики по отношению к предоставлению социальных благ и услуг населению и определяют особенности экономических институтов, устанавливаемых в этой сфере.

Примерами ценностей, формирующих цели социальной политики государства, являются: социальная справедливость; социальный мир; социальная защищенность; сохранение человеческого достоинства; гуманизация экономической и трудовой жизни.

Среди них особое значение имеют представления о социальной справедливости. Это суждения

о том, какое распределение благ и услуг между членами общества следует считать правильным. Например, представления о том, что члены общества должны получать одинаковую по качеству медицинскую помощь при одинаковой потребности в лечении. Или представления о том, что каждый человек в современном обществе должен иметь некоторый достойный уровень жизни, т. е. иметь возможность потреблять блага и услуги в мерах не ниже определенного уровня, признаваемого обществом в качестве достойного.

Согласно политической точке зрения: предметом рассмотрения являются — институты, которые вводятся властным путем, функционирование которых обеспечивается методами принуждения. Экономические институты могут быть формальными и неформальными. Формальными являются институты, которые устанавливаются принятием законов, утверждением нормативных документов, изданием приказов. Принятие решений о введении новых институтов, сохранении или упразднении тех или иных из уже существующих — эти действия определяются не только, и, может быть, не столько соображениями роста эффективности использования ресурсов или достижения более справедливого их распределения, сколько политическими факторами.

Так, формальные экономические институты могут не пересматриваться по политическим причинам, хотя в реальности они уже не соблюдаются и замещаются неформальными институтами. Наиболее ярким примером служит ситуация с бесплатной медицинской помощью в нашей стране. Конституционная норма о праве граждан на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на практике постоянно нарушается, и больные вынуждены платить за лечение из собственного кармана. Но пересмотр этого невыполняемого института, изменение содержания характера государственных гарантий в области медицинского обслуживания не проводятся потому, что даже постановка вопроса о таком пересмотре будет использована политической оппозицией для ослабления правящей элиты. Поэтому, анализируя особенности экономических институтов в социальной сфере, эволюцию и взаимосвязь формальных и неформальных институтов, нельзя абстрагироваться от рассмотрения этих вопросов в политической плоскости.

Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций — некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации. Рассмотрим главные раз-

личия между коммерческими и некоммерческими организациями.

Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).

Некоммерческими являются организации, созданные ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями (участниками, членами) организации и ее работниками. Прибыль, если она есть, должна направляться на развитие деятельности организации.

За рубежом понятия «коммерческая организация» и «некоммерческая организация» обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса РФ определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации — как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены на три сектора. Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности. Второй сектор — частные коммерческие организации, т. е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ. Третий сектор — частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципаль-

ной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.

Указанные три сектора часто называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим. Но такие наименования не вполне точно отражают различия между данными секторами. Дело в том, что государственные и муниципальные организации в странах с рыночной экономикой бывают двух типов. Во-первых, это учреждения, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли, и прибыль, даже если она получена, не распределяется. В этом отношении учреждения подобны негосударственным некоммерческим организациям. Во-вторых, это государственные и муниципальные предприятия. Их деятельность должна быть ориентирована на извлечение прибыли. В этом отношении они отличаются от учреждений и подобны негосударственным коммерческим организациям. В соответствии с российским законодательством множество коммерческих организаций шире, чем второй сектор, а множество некоммерческих организаций — соответственно, чем третий сектор. Поэтому правильнее именовать первый — государственным, второй — частным коммерческим, третий — частным некоммерческим.

Существование государственного сектора в социальной сфере обусловлено тем, что государство берет на себя предоставление определенных видов услуг, для того чтобы таким образом избежать недостатков, присущих экономическим отношениям обмена между производителями и потребителями услуг в этой сфере, и реализовать требования социальной справедливости и государственной идеологии. Государственный сектор в странах с рыночной экономикой состоит преимущественно из учреждений, являющихся по экономической форме некоммерческими организациями. В социальной сфере этот сектор занимает главенствующее положение в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, музейном, архивном, библиотечном деле и представлен в других отраслях. Негосударственные некоммерческие организации, составляющие третий сектор, создаются и действуют для преодоления изъянов рынка и изъянов государственного участия в решении социальных проблем1.

Под социальной сферой понимается сфера жизнедеятельности общества, в которой обеспечивается определенный уровень благосостояния, качества жизни населения вне непосредственной сферы материального производства. Социальная сфера относится к непроизводственному третичному сектору — сектору услуг, к которым относятся

1 Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. Учебник. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

различные виды деятельности, направленные на удовлетворение потребности людей, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере. Непроизводственная сфера включает две группы отраслей, производящих услуги: отрасли, услуги которых удовлетворяют общие, коллективные потребности общества (управление, наука и научное обслуживание, кредитование и государственное страхование и т. п.), и отрасли, услуги которых удовлетворяют социальные потребности населения (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, здравоохранение и т. п.). Социальная сфера включает в себя вторую группу отраслей непроизводственной сферы, производящих социальные услуги.

Эффективное функционирование социальной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура — комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих удовлетворение культурно-бытовых и социальных потребностей людей.

Существуют различные классификации отраслей социальной сферы. Согласно Общероссийскому классификатору видов деятельности, продукции и услуг (1994г.) отраслевая социальная сфера содержит:

1) оптовую и розничную торговлю, ремонт автомобилей бытовых приборов;

2) гостиничный и ресторанный бизнес;

3) транспортное, складское хозяйство, связь;

4) финансовое посредничество — страхование, пенсионное обеспечение;

5) государственное управление и социальные услуги;

6) здравоохранение;

7) деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

8) деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений, деятельность по ведению частных домашних хозяйств.

Однако более реальное представление о структуре социальной сферы дает классификация объектов социальной сферы, проведенная российской статистикой:

• образование — дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования;

• культура — библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации; парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, киноустановки; памятники истории и культуры, выпуск книжной, журнальной и газетной продукции;

• охрана здоровья человека — статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения, инвалидности, производственного травматизма;

• здравоохранение — сеть и деятельность учреждений здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность; кадры врачебного и младшего медицинского персонала;

• социальное обеспечение — стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом и медицинском обслуживании и уходе);

• жилищно-коммунальное хозяйство — жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;

• физкультура и спорт — сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Состояние социальной сферы нашей страны характеризует система следующих показателей:

1) национального дохода страны, ВВП;

2) доходов и расходов населения, состава и объема «продовольственной корзины»;

3) потребления населением материальных благ и услуг;

4) образования и культуры;

5) занятости и бюджета времени населения;

6) численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).

Структура социальной сферы может быть рассмотрена и как структура сферы услуг:

1) общественные услуги в чистом виде;

2) частные услуги в чистом виде;

3) смешанные услуги.

Чистые общественные услуги имеют следующие свойства:

• неделимость и неизбирательность, совместный характер потребления;

• невозможность исключения из потребления (неисключаемость) и возможность потреблять блага, не оплачивая их;

• отсутствие конкурентности (соперничества) и перегружаемости (уменьшения потребления с появлением новых лиц);

• значительный внешний эффект от производс -тва и потребления этих благ (в масштабах всего общества).

Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей — общенационального, регионального и локального масштаба. Экономически невозможно с помощью института частной собственности и с помощью включения в цену внешнего эффекта исключить такие услуги из потребления других лиц и сделать их исключительно объектами индивидуального пользования. Неисключаемость таких услуг из потребления дает возможность индивидам потреблять эти услуги, не оплачивая их. Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет средств бюджета страны или отдельной территориальной единицы. Они предоставляются бесплатно, что обеспечивает государственные гарантии их доступности. Государство гарантирует минимальный социальный стандарт их предоставления в каждом регионе, сохраняя единое социальное пространство, реализуя основные конституционные права граждан.

Отмеченные свойства чистых общественных услуг (благ) делают невозможным их включение в рыночные отношения. Попытки перевести этот сектор услуг на коммерческую основу противоречат их экономической природе и неизбежно приведут к их недопроизводству и серьезным негативным социальным последствиям. Заинтересованность частного капитала в производстве чистых общественных услуг отсутствует, так как выгоды от их создания могут получать не только непосредственные участники сделки, но и третьи лица, не неся при этом никаких издержек при их производстве.

Чистые частные услуги обладают альтернативными свойствами:

• индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;

• исключаемость;

• конкурентность.

В силу отмеченных свойств чистые частные услуги целиком и полностью включаются в рыночные отношения:

• их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной рыночной конкуренции;

• основой рыночного конкурентного механизма здесь является равновесие цены, которое определяется законом спроса и предложения. Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, занимая промежуточное положение между общественными и частными благами. Смешанные услуги обладают различной степенью исключаемости и конкурентности в потреблении.

Смешанные услуги, обладающие большими свойствами общественных благ (услуги образова-

ния, здравоохранения, культуры) и тяготеющие к общественному сектору услуг, называются социально значимыми, поскольку ориентированы не только на интересы личности, но и на интересы общества. Удовлетворение этих потребностей приносит не только экономический, но и широкий социальный эффект, обеспечивая социальную защиту, социальное равенство, социальную интеграцию и стабильность общества. Для этих услуг характерна высокая степень исключаемости и неконкурентности в их потреблении.

Другие смешанные услуги обладают многими свойствами частных благ и тяготеют к частному (рыночному) сектору экономики.

На основе классификации социальных услуг как экономических благ в структуре социальной сферы выделяются различные секторы, в которых производятся услуги разных типов:

1) государственный, где производятся чистые общественные блага и социально значимые блага, обеспечивающие систему государственных минимальных социальных гарантий (ГМСС);

2) добровольно-общественный, где производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа (муниципального уровня, спортивные клубы, федерации и т. д.);

3) смешанный, где производятся смешанные общественные блага, в том числе, социально значимые услуги. Он представлен организациями смешанной формы собственности — государственно-общественными, государственно-частными, частными, некоммерческими организациями. Организации смешанного сектора действуют на основе законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, законов о совместных предприятиях, об акционерных обществах, о некоммерческих организациях, о благотворительности;

4) частный (коммерческий), где производятся частные блага на коммерческой основе, где предприятия работают ради извлечения прибыли. Организационно-правовые формы — товарищества, общества, малые предприятия, совместные предприятия.

Таким образом, социальная сфера в условиях рыночной экономики — это сложное структурное образование, включающее в себя четыре сектора с различными формами собственности и хозяйствования первичных звеньев, которые определяются местом производимых ими услуг на шкале общественных и частных благ.

Взаимоотношения между государством и предприятиями и организациями коммерческого

сектора строятся через систему косвенного регулирования посредством налогов, таможенных пошлин, арендных платежей, лицензирования и сертифицирования услуг, субсидирования деятельности организаций, удовлетворяющих социально значимые потребности, и ряда других подобных рычагов. Социально значимый характер услуг, предоставляемых в социальной сфере, вызывает необходимость обеспечения доступа к их потреблению самым широким слоям населения. Коммерческие организации не заинтересованы в производстве такого рода услуг, так как для них это неприбыльно. Государство не может в полной мере обеспечить их производство ввиду ограниченности финансовых возможностей. В таких условиях целесообразнее создание альтернативных структур в социальной сфере, которыми могут стать различные организации, имеющие некоммерческий статус.

Некоммерческие организации ставят своей основной целью не получение максимальной прибыли от своей деятельности, а выполнение определенной миссии. Эти организации могут осуществлять и коммерческую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит выполнению их уставных задач, достижению целей, ради которых они создаются. Доходы от производственной и хозяйственной деятельности не могут перераспределяться среди членов этих организаций и используются только для выполнения их уставных задач.

Некоммерческий (смешанный) сектор социальной сферы в зависимости от характера предоставляемых им благ и услуг обладает разной возможностью его коммерческой эксплуатации (коммерциализации). Те услуги, которые обеспечивают удовлетворение гарантированных ГМСС, не могут полностью или частично предоставляться на платной основе — их предоставляют предприятия государственной собственности, осуществляющие некоммерческую деятельность, те услуги, которые выходят за рамки ГМСС и представлены исключительно для индивидуального потребления, потенциально являются объектом негосударственной собственности и сферой коммерческой деятельности.

Совершенно очевидно, что степень коммерциализации учреждений социальной сферы, противоречащая экономической природе и высокой социальной приоритетности производимых ими услуг, наносит непоправимый ущерб всему обществу. Так, темпы роста числа студентов, обучающихся на платной основе, превышают темпы роста количества студентов, обучающихся бесплатно. В системе общего образования в ситуации снижения государственного финансирования возникает реальная опасность ограничения доступа детей из

бедных семей к обучению в начальной и средней школе в связи с отсутствием у родителей возможности осуществлять возрастающие доплаты за обучение.

В целях противодействия дальнейшей ком-мерционализации образования российское законодательство закрепило некоммерческий статус образовательных учреждений, регламентирующийся принятым Бюджетным кодексом РФ, согласно которому все внебюджетные средства, получаемые образовательными учреждениями от осуществления самостоятельной деятельности, объявляются доходами бюджета. В связи с этим движение внебюджетных средств может осуществляться только через систему Федерального казначейства, а расходование внебюджетных средств осуществляется учебными заведениями в соответствии с утверждаемой учредителем сметой и строго по статьям расходов бюджетной классификации. Существуют и объективные ограничения в коммерциализации вузов. К ним относятся: ограниченная возможность оценки качества образования потребителями; ограниченная возможность применения экономических критериев (экономия ресурсов, максимизация прибыли и т. п.) в сфере высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует признать, что рынок в принципе не способен формировать будущий спрос на высшее образование вследствие ограниченности занимаемого им экономического пространства и решаемых им задач. Лишь государство способно своевременно учитывать потребности общества в целом. В том числе, необходимость подготовки специалистов нового типа, вписывать образовательную политику в структурную, инвестиционную, социальную и др. В промышленно развитых странах при превышении чисто коммерческих источников фи-нансирвоания (более 30 %) некоммерческого вуза учебное заведение теряет свой некоммерческий статус и, соответственно, финансовую поддержку со стороны государства.

Рынок социальных услуг в России все более приобретает нецивилизованный характер, ведущий к социальной эксклюзии наименее защищенных социальных групп. Поэтому главная задача — определение допустимых границ действия рыночного механизма в социальной сфере, обоснование социально приемлемого соотношения роли государства и рынка.

Государственное регулирование социальной сферы в условиях рыночного хозяйствования представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями, подразумевающую меры прямого и косвенного воздействия на

деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру.

Эффективное государственное регулирование процессов, происходящих в социальной сфере, предполагает:

• выработку четкой нормативно-правовой базы;

• разработку и реализацию политики финансирования;

• определение принципов и методов государственного контроля за функционированием и развитием социальной сферы и ее отдельных секторов.

Государство как выразитель интересов общества в целом должно играть особую роль в организации социальной сферы:

• быть гарантом социальных и экономических прав и свобод граждан;

• определять важнейшие приоритеты социального развития, вырабатывать социальные нормативы, социальные программы;

• разрабатывать законодательную базу и создавать правовую среду для оказания социальных услуг (в рамках ГМСС, основных социальных программ);

• вырабатывать экономические и правовые механизмы согласования интересов на основе социального партнерства. Наметившаяся в России тенденция к постепенному отказу от патернализма в реализации социальной политики (муниципализация социальной политики, создание таких институциональных структур, как негосударственные, некоммерческие и благотворительные организации) не может и не должна существенно отражаться на целях социальной политики.

В условиях рыночного хозяйствования государство должно по-прежнему проводить активную социальную политику, используя для этого иные

механизмы, нежели в условиях административно-командной системы управления и исключительно бюджетного финансирования.

Непосредственное участие государства в рынке социальных услуг состоит в том, что оно:

• остается основным субъектом спроса на рынке социальных услуг, и, следовательно, обладает реальными возможностями влияния на структуру спроса;

• финансирует строительство новых, расширение или реконструкцию старых объектов в тех отраслях и регионах, где вложения частного капитала недостаточны, влияя тем самым на структуру предложения на рынке социальных услуг;

• регулирует рынок социальных услуг, прежде всего посредством контроля качества услуг, регулирования ценообразования и т. п.;

• способствует развитию конкуренции на рынке социальных услуг, ограничивая монопольную деятельность;

• обеспечивает защиту потребителей.

В целом в России в настоящее время преобладает тенденция коммерческого варианта развития рынка социальных услуг в ущерб решению социальных задач. Рынок социальных услуг принимает искаженные антисоциальные формы. Большая часть российского населения не является платежеспособной для того, чтобы пользоваться этими услугами, это исключает наименее социально защищенных граждан из этой сферы. Поэтому актуальной остается разработка более адекватного современным российским условиям механизма функционирования данной сферы, способного обеспечить преодоление неравенства в доступе к социальным благам определенных социальных групп, прежде всего слабо защищенных2.

(Продолжение следует)

2 Судас Л. Г., Юрасова М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник. - М. : ИНФРА-М, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.