Научная статья на тему 'Потребность в знаниях по физической культуре как условие развития самостоятельности в двигательной деятельности детей'

Потребность в знаниях по физической культуре как условие развития самостоятельности в двигательной деятельности детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / ЗНАНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / REQUIREMENT / KNOWLEDGE / IMPELLENT ACTIVITY / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна

В статье представлен вопрос по формированию у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности, анализируется исследование уровня сформированности потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями у детей и молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR KNOWLEDGE OF PHYSICAL EDUCATION AS CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN THE PROPULSION ACTIVITIES OF CHILDREN

In article the question on formation at children of the realized requirement for active impellent activity is presented, level research requirements to regular employment by physical exercises at children and youth is analyzed.

Текст научной работы на тему «Потребность в знаниях по физической культуре как условие развития самостоятельности в двигательной деятельности детей»

Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8) 2011. Тематический выпуск

«Распространение инновационного опыта создания условий психолого-педагогического

СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»

УДК 796

И. М. Воротилкина

ПОТРЕБНОСТЬ В ЗНАНИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

В статье представлен вопрос по формированию у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности, анализируется исследование уровня сформированности потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями у детей и молодёжи.

Ключевые слова: потребность, знания, двигательная деятельность, самостоятельность.

Vorotilkina Irina M. THE NEED FOR KNOWLEDGE OF PHYSICAL EDUCATION AS CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN THE PROPULSION ACTIVITIES OF CHILDREN (Far Eastern State Academy for Social and Humanity Studies).

In article the question on formation at children of the realized requirement for active impellent activity is presented, level research requirements to regular employment by physical exercises at children and youth is analyzed.

Keywords: requirement, knowledge, impellent activity, independence.

Вопрос о потребностях стал обсуждаться в начале 20-х годов XX века. Первые работы, связанные с характеристикой потребностей, относят к Л. Брентано (1921). Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединённое со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворённости» [10; 12].

В работах Э. Фрейда, Г. Холла потребности рассматриваются как влечение. У В.С. Магуна потребность представляется как отсутствие блага; у Д.А. Леонтьева — потребность как отношения между личностью и окружающим миром; у Е.П. Ильина — мотивация как потребность. В разных взглядах есть единство в том, что все авторы признают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности человека).

С середины XX века дефиниция потребностей значительно расшири-

лась. Так, например, Д.Н. Узнадзе пишет, что понятие «потребность» касается всего, что является нужным (нуждой) для организма, но чем тот в данный момент не обладает. Причём это характерно не только для человека, но и для животных. В.С. Магу, Ю.В. Шаров считают, что потребности человека связаны не только с отсутствием чего-либо необходимого для организма (дефицита), но и с избытком чего-то вредного для нормального функционирования организма, вследствие чего и появляется потребность в ликвидации этого избытка. Весьма важная характеристика потребности содержится у А. Маслоу. Он называет «дефицитом» те потребности, неудовлетворение которых создаёт в организме «пустоты», которые должны быть заполнены для сохранения здоровья организма. А. Маслоу одним из первых психологов разбил понятие «потребности» на различные группы, определённым образом классифицируя их [10; 12—13].

Классификация потребностей А. Маслоу существенно отличается от других классификаций. Он упорядочивает потребности в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Таким образом, существует иерархия различных потребностей — от наиболее примитивных до потребностей высших уровней. Физиологические потребности (еда, сон и др.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план и лежат в основе иерархии потребностей. Выше, над физиологическими потребностями, находится потребность в безопасности (физиологической и психологической). Её удовлетворение даёт возможность развития потребности в эмоциональных контактах (потребности в хорошем отношении, в единении, в принадлежности к некоторой группе, потребности в любви). Когда удовлетворены потребности трёх низших уровней, актуализируется потребность в самоуважении (в одобрении, признании, компетентности, достижениях). Когда удовлетворены все прочие потребности, возникает потребность в самореализации (самоактуализации) [2; 8].

Первичная, базовая потребность человека — это потребность в движении [3].

Формированию у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности, то есть соответствующей мотивации, в большей степени способствует образ жизни семьи, её двигательный режим. Мотивации, если они сформированы в дошкольном возрасте, в свою очередь становятся основой прочного навыка. Установка на регулярные занятия физической культурой — обязательное условие здорового образа жизни, один из основных элементов, входящих в это понятие. Следовательно, воспитывать с раннего детства потребность в таких занятиях — значит, создавать реальную базу для здорового образа жизни и в дальнейшем [11].

Потребность ребёнка в движениях — одно из основных условий его раз-

вития. Движения в возрасте до 10 лет выполняются в значительной мере неосознанно, как проявление биологической потребности. Ограничение двигательной активности ребёнка отрицательно сказывается на его общем развитии. Со временем потребность в двигательной деятельности всё больше осознаётся ребёнком, она направляется на достижение определённых целей, связанных с учёбой, трудом, игрой. Психологическими исследованиями установлено, что существует определённая зависимость между развитием потребностей и эмоциями, которые переживает человек при осуществлении деятельности, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей [4], в том числе и познавательной.

В.С. Юркевич [13] отмечает, что познавательная потребность — это, прежде всего потребность в новой информации.

Если для дошкольника ведущим уровнем познавательной потребности является “потребность во впечатлениях”, то, постепенно усложняясь, эта элементарная форма познания становится любознательностью школьника, в которой главное не новизна стимула, а знания, которые, например, в младшем школьном и даже подростковом возрасте добываются ещё стихийно, бессистемно.

В дальнейшем, с увеличением степени произвольности, систематизиро-ванности познания, ведущим становится следующий уровень — целенаправленная познавательная деятельность. На этом уровне познания деятельность осуществляется с вполне определённой, чётко обозначенной целью.

Потребность в познании — это особая потребность, имеющая определенные закономерности. Главные из них: 1) ненасыщаемость, т.е. принципиальная невозможность полностью удовлетвориться результатом познания; 2) процессуальность, т.е. ориентация главным образом на процесс, а не на результат познания; 3) тесная связь с положительными эмоциями, т.е. с эмоциями радости, интереса.

На важность рассмотрения данного вопроса указывал П.И. Пидкасистый [9]. По его мнению, познавательная деятельность ребёнка, его движение в процессе обучения от незнания к знанию, от знаний меньшей общности к знаниям большей общности определяется множеством факторов, ведущими среди которых являются: содержание и объём познания; наличный уровень знаний, умений и умственного развития ребёнка; логика учебного процесса.

Учёт взаимодействия перечисленных факторов составляет ту реальную базу дидактического анализа процесса и структуры познавательной деятельности, которая определяет воспроизводящую и творческую активность детей.

В рамках физического воспитания знания рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как один из компонентов содержания физкультурного образования, представленный в учебном предмете «Физическая культура» в

виде дидактически обоснованной системы фактов, понятий, принципов, которыми располагает теория физической культуры; во-вторых, как достояние каждого человека, которое он приобретает в процессе обучения и может использовать в процессе своего физического совершенствования или для достижения других целей. Важной социальной и личной самоценностью знания является возможность на его основе осуществить свободный выбор человеком путей, средств и методов своего физического совершенствования и самоопределиться по уровню притязаний в этой сфере. Поэтому одним из решающих условий полноценного интеллектуального воспитания в сфере физической культуры является обогащение детей знаниями, раскрывающими содержание физкультурно-спортивной деятельности, способы её использования в жизнедеятельности человека и формирующими при этом его научные и мировоззренческие представления об этом феномене как элементе общей культуры и незаменимом средстве физического совершенствования и укрепления здоровья человека [5; 6; 7; 12].

Для устранения сомнений в полезности полноценной теоретической подготовки в процессе общего образования в области физической культуры, следует отметить, что если само по себе наличие знаний ещё не является гарантией их активного использования и прямого, непосредственного влияния на повышение двигательной активности, эффективности формирования физической культуры личности, то их отсутствие лишает всяких надежд на это когда бы то ни было [7].

Исследование, проведенное нами в начальной общеобразовательной школе, с учащимися 1—3 классов показало, что детей интересуют не только отметки, которые они получают на уроках физической культуры, но и знания.

Направленность на отметку в первом и в третьем классах оказалась средней, во втором классе низкой. Направленность на знания у всех детей была высокой.

Анализируя ответы ребят, мы отметили, что для младших школьников уроки физической культуры — это познание нового, а не обременительное занятие.

Занятия по физической культуре — это результат усвоения фактов, понятий, закономерностей и законов развития культуры, общества и самого человека. Для того, чтобы знания были прочными, необходимо подкреплять их деятельностью учащихся. В данном случае — учебной. Учить самостоятельно, добывать эти знания, формировать интерес и потребность к знаниям, познавательной и двигательной активности.

Приобщение детей к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физиче-

ской культурой, решающее значение имеют активные самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Проведенное нами научно-экспериментальное исследование уровня самостоятельности детей и учащейся молодёжи в двигательной деятельности показало, что в младшем и среднем школьном возрасте преобладает средний уровень самостоятельности. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют низкий уровень. В студенческом возрасте этот показатель повышается незначительно. К сожалению, процент респондентов, которые имеют высокий уровень самостоятельности, с возрастом снижается.

На основе анализа научно-методической литературы нами определены и исследованы психолого-педагогические условия, оказывающие позитивное воздействие на развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодёжи.

Исследование показало, что уровень развития самостоятельности в двигательной деятельности зависит от основных психолого-педагогических условий (мотив, эмоции, воля, интерес, знания, контроль, самоконтроль, самооценка), которые необходимо учитывать в работе с детьми и молодёжью.

В проведённом исследовании также получило подтверждение положение о том, что развитие самостоятельности в двигательной деятельности как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений в физическом развитии и физической подготовленности, в мотивационноэмоциональной сфере закономерно зависит от содержания деятельности, от воздействия различных факторов (физическое воспитание, физическое образование и физическая культура), среды, условий воспитания, которые действуют вместе на сложную структуру развития и детерминируются половозрастными и индивидуальными особенностями.

Исследование уровня сформированности потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями показало, что у всех респондентов преобладает низкий уровень и с возрастом наблюдается слабая тенденция его повышения. На снижение интереса к физической культуре влияют факторы, которые мешают активно заниматься своим здоровьем, такие как: состояние здоровья, недостаток времени, продолжительный учебный день, недостаток воли, усталость в школе, просто лень.

Научно-экспериментальное исследование подтвердило одно из условий гипотезы о том, что эффективность развития самостоятельности детей и учащейся молодёжи в процессе физического воспитания может быть существенно повышена, если учитываются основные психолого-педагоги-ческие условия развития самостоятельности (мотивационно-эмоциональная и волевая сферы, знания, контроль, самоконтроль, самооценка).

Анализ специальной литературы позволил установить, что в настоя-

щее время тормозится процесс формирования потребности в самостоятельных занятиях. На фоне снижения у детей и учащейся молодёжи потребности в самостоятельной двигательной деятельности в образовательных учреждениях недостаточно используются физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

Негативно сказывается на процесс развития самостоятельности в двигательной деятельности детей разрозненность содержания учебного материала, отсутствие целостности в поэтапном его овладении в разные возрастные периоды.

В дисциплинах гуманитарного цикла, где большая статическая нагрузка на организм обучающихся, слабая ориентация на снятие статического мышечного напряжения.

Вместе с тем, предпринимаемое использование в учебном процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультурные минутки, физкультурные паузы и др.) не решают проблемы развития потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Избежать этих и других негативных явлений возможно при условии активного включения обучающихся в самостоятельную двигательную деятельность. Однако и эта возможность в существующей практике физического воспитания не всегда достижима, так как:

- не учитываются интересы, мотивы, потребности, ценностные ориентации в совершенствовании собственной телесности, индивидуальных возможностей и способностей;

- учебный предмет физической культуры по направленности своего учебного материала не обеспечивает готовность учащихся «перейти» к самостоятельной организации целесообразных форм занятий физическими упражнениями, грамотно и целенаправленно использовать их для решения личностных, жизненных и профессионально ориентированных задач, укрепления здоровья и повышения творческого долголетия.

Однако разрешить этот круг вопросов возможно на основе использования педагогической системы развития самостоятельности, которая, в аспекте интеграции познавательной и двигательной деятельности, направлена на развитие самостоятельности детей и учащейся молодёжи в двигательной деятельности [1].

Литература

1. Воротилкина И.М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи: монография. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008.

2. Занюк С.С. Психология мотивации. Киев: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.

3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для ин-тов и фак. физ. культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.

4. Козленко Н.А. Школьникам — привычку заниматься физкультурой. Киев: Радяньска школа, 1985.

5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦИФК, 1992.

6. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992.

7. Лукьяненко В.П. Исследование проблемы соотношения двигательного и интеллектуального компонентов содержания общего образования в области физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб: Питер, 2003.

9. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972.

10. Сидоров Л.К. Формирование и реализация двигательной потребности в системе непрерывного физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед наук. Улан-Удэ, 2002.

11. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.

12. Шитикова Г.Ф. Теоретические и методические основы начального физкультурного образования детей: дисс. в виде науч. доклада д-ра пед. наук. СПб., 2000.

13. Юркевич В. С. О самовоспитании способностей школьника // Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.