Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни учащихся (на примере начальной общеобразовательной школы № 14 г. Биробиджана)'

Формирование здорового образа жизни учащихся (на примере начальной общеобразовательной школы № 14 г. Биробиджана) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / УЧАЩИЕСЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТАТИВ / SCHOOL / THE TEACHER / THE PUPILS / A HEALTHY WAY OF LIFE / A INFORMATIVE COMPONENT / A INFORMATIVE OPEN CLASSROOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна

Представлены результаты экспериментального исследования, проведенного в начальной общеобразовательной школе № 14 г. Биробиджана, направленное на формирование у школьников потребности в самостоятельных занятиях физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School as the formation factor healthy way of life of pupils

In work the school role in formation of a healthy way of life of pupils is shown. The experimental research directed on formation at schoolboys of requirement for independent employment by physical training is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни учащихся (на примере начальной общеобразовательной школы № 14 г. Биробиджана)»

УДК 796

И. М. Воротилкина

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Представлены результаты экспериментального исследования, проведенного в начальной общеобразовательной школе № 14 г. Биробиджана, направленного на формирование у школьников потребности в самостоятельных занятиях физической культурой.

Ключевые слова: школа, учитель, учащиеся, здоровый образ жизни.

School as a factor shaping schoolchildrens healthy lifestyle. IRINA M. VOROTILKINA

(Far Eastern State Academy for Humanities and Social Studies, Birobidzhan).

In work the school role in formation of a healthy way of life of pupils is shown. The experimental research directed on formation at schoolboys of requirement for independent employment by physical training is presented.

Key words: school, the teacher, the pupils, a healthy way of life.

В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» подчеркивается необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий и формирования мотивации здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области физической культуры, спорта.

Установлено, что здоровье и учеба взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье детей, тем продуктивнее обучение. Чтобы дети успешно адаптировались к школе, сохранили и укрепили здоровье за годы, проведенные здесь, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность [1,2,4, 8].

В связи с этим одна из главных задач школы -организация такого образовательного процесса, который способствовал бы формированию здорового образа жизни, обеспечивал условия для развития у детей качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение [6].

Проведенное нами анкетирование 29 учителей физкультуры Еврейской автономной области (декабрь, 2010, г. Биробиджан, курсы по-

вышения квалификации) показало, что большинство педагогов (72%) готовы вести теоретические уроки по физической культуре и здоровому образу жизни, но вто же время только 58% респондентов на своих уроках постоянно уделяют внимание теоретическим вопросам в этой области, 31% - иногда и 10% - никогда. Большинство (86%) уверены в том, что уроки физической культуры помогают укрепить здоровье детей.

Однако статистические данные [2, 3, 7] говорят о том, что сейчас практически все учащиеся выпускных классов имеют какие-либо болезни, следовательно, получение образования неизбежно связано с потерей здоровья.

Основная причина такого положения - в системе педагогического процесса в образовательных учреждениях. Специалисты считают, что необходимо оптимизировать физическое воспитание так, чтобы у детей вырабатывалась привычка здорового образа жизни, а для этого дать им соответствующие навыки, умения и знания [1-4, 6].

Так, А.М. Митяева [5] отмечает, что в современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать.

ВОРОТИЛКИНА Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса, рекламы и социальной работы (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Биробиджан). E-mail: btb-irina@rambler.ru © Воротилкина И.М., 2011

В начальной общеобразовательной школе № 14 г. Биробиджана в 2001-2002 и в 2002-2003 учебном годах проведен педагогический эксперимент. В нем участвовали 250 учащихся 1-3 классов. Были сформированы 4 экспериментальные группы (ЭГ) и 4 контрольные (КГ) по 25 чел. в каждой. Школьники в контрольных группах занимались по общепринятой методике обучения. В экспериментальных группах № 1, 2, 4 (1-3 классы) работа проводилась с включением в уроки английского языка физкультурно-познавательного компонента (ФПК); в ЭГ № 3 (3 класс) ФПК был включен в уроки русского языка.

В ЭГ № 5 (3 класс) работа проводилась в рамках физкультурно-познавательного факультатива.

Уроки русского и английского языка имели ярко выраженный здоровьесберегающий аспект, что предполагало использование движения, а также текстов, мотивирующих детей к занятиям физической культурой.

Цель эксперимента заключалась в проверке и обосновании эффективности физкультурнопознавательного компонента в образовательном цикле дисциплин и физкультурно-познавательного факультатива.

Занятия в экспериментальных группах велись по предложенной нами авторской программе, которая интегрировала познавательную и двигательную деятельность (ее цели - обогащение знаний о физической культуре, здоровом образе жизни, формирование потребности и интереса к самостоятельной двигательной деятельности).

Анкетирование показало, что у школьников экспериментальных групп в иерархии мотивов, побуждающих к самостоятельным занятиям физической культурой (физическими упражнениями), произошли положительные изменения в сторону более осознанного понимания важности занятий физической культурой. Так, в этих группах ведущими мотивами стали: «укрепление здоровья» - от 25 до 40%; «желание стать сильным, хорошо физически развитым» - от 26 до 35%, соответствующие показатели контрольных групп -от 14 до 30% и от 14 до 19%.

В экспериментальных группах произошло снижение выбора мотивов «принуждение» и «похвала», в то время как в контрольных группах эти показатели остались практически без изменений.

Интересен факт выбора мотива «желание получить знания о физической культуре». Он преобладает в экспериментальных группах, где проводился физкультурно-познавательный факультатив. Его выбрали 35% учащихся, в то время как в контрольных группах - от 4% до 11%.

Во всех экспериментальных группах отмечается увеличение количества учащихся с высо-

ким и выше среднего уровнем сформированности привычки к регулярным занятиям физической культурой и снижение этого показателя в контрольных группах.

Количество школьников с высоким уровнем самостоятельности в двигательной деятельности увеличилось в экспериментальных группах от 25 до 44%. Таких школьников отличает осознание важности и интерес к занятиям физической культурой, умение организовывать самостоятельные занятия, привлекать для совместных действий других. Они часто интересуются спортивными мероприятиями, следят за спортивными соревнованиями и участвуют в них. В самостоятельной двигательной деятельности используют физкультурный инвентарь, знают подвижные игры, любят в них играть, могут организовать игру с друзьями. Проявляют инициативу и творчество. Могут принять ответственность на себя за свои дела и поступки, планировать самостоятельную двигательную деятельность и осуществлять самоконтроль.

В контрольных группах показатель высокого уровня самостоятельности в двигательной деятельности остался почти без изменений. Школьников с низким его уровнем в экспериментальных группах стало меньше (0-15%), а в контрольных группах - незначительно, но больше (2- 2%), что говорит о несистематичности занятий физической культурой. Такие школьники не проявляют интерес к физической культуре, им безразличны спортивные мероприятия, они очень редко принимают в них участие, пассивны в организации подвижных игр, не хотят организовывать их со сверстниками и участвовать в них.

Следует отметить, что после эксперимента от 5до25% школьников экспериментальных групп стали понимать важность занятий физкультурой, у них появилась потребность в регулярных занятиях, в контрольных группах этот показатель колеблется от 2 до 16%.

По мнению учителей, работающих в экспериментальных группах, запоминание нового учебного материала в сочетании с двигательной активностью происходит быстрее. В целом же эксперимент показал, что преподавание общеобразовательных дисциплин (русский язык, английский язык) с включением в них физкультурнопознавательного компонента в первом классе и физкультурно-познавательный факультатив в третьем классе заметно меняет интерес детей к двигательной деятельности, в отличие от занимающихся по стандартной методике КГ, во всех ЭГ произошел прирост показателей физической подготовленности по сравнению.

Анализируя описанные выше результаты, мы можем сделать вывод: использование разнооб-

разных интегрированных форм физкультурнооздоровительной работы (физкультурно-познавательный компонент, физкультурно-познавательный факультатив) позволяет сформировать интерес и потребность в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой, что в целом способствует формированию здорового образа жизни учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батутис О.П. Отношение школьников к причинам успеха и неудачи на уроках физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 2. С. 5-8.

2. Вайнер Э.Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся // Валеология. 2002. № 1. С. 13-16.

3. Лопатик Т.А. Теоретико-методические основы формирования умений самостоятельного овладения младшими школьниками ценностями физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Минск, 1998. 47 с.

4. Лядова С.А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 19 с.

5. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: уч. пособие. М.: Академия, 2008. 192 с.

6. Трубайчук Л.В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.242 с.

7. Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 1995. 387 с.

8. Шитикова Г.Ф. Теоретические и методические основы начального физкультурного образования детей: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000. 58 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.