Научная статья на тему 'ПОТРЕБНОСТЬ САМОРАЗВИТИЯ, КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ'

ПОТРЕБНОСТЬ САМОРАЗВИТИЯ, КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
психологический / сущность / потребность / саморазвитие / развития / мотивация / личность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азизова Парвина Убайдуллоевна

В данной статье автор рассматривает потребность в саморазвитии в психологии экзистенциально-гуманистического направления, и указывает, что потребность относится к высшим человеческим потребностям. В психологии саморазвитие характеризуется как деятельность, направляемая человеком на самого себя, прежде всего, с целью обогащения своих сущностных сил; как новый уровень развития личности, когда саморазвитие становится сознательным, целенаправленным на самоосуществление, самосовершенствование; как сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБНОСТЬ САМОРАЗВИТИЯ, КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ»

ПОТРЕБНОСТЬ САМОРАЗВИТИЯ, КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

АЗИЗОВА ПАРВИНА УБАЙДУЛЛОЕВНА

преподаватель кафедры "Психология" факультета педагогики и физической культуры Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. . г. Бохтар, улица Айни

63, Таджикистан

Аннотация. В данной статье автор рассматривает потребность в саморазвитии в психологии экзистенциально-гуманистического направления, и указывает, что потребность относится к высшим человеческим потребностям. В психологии саморазвитие характеризуется как деятельность, направляемая человеком на самого себя, прежде всего, с целью обогащения своих сущностных сил; как новый уровень развития личности, когда саморазвитие становится сознательным, целенаправленным на самоосуществление, самосовершенствование; как сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее.

Ключевые слова: психологический, сущность, потребность, саморазвитие, развития, мотивация, личность.

Потребность в саморазвитии в психологии экзистенциально-гуманистического направления относится к высшим человеческим потребностям и причисляется к архетипическим образованиям в психоанализе. В отечественной психологии саморазвитие характеризуется как деятельность, направляемая человеком на самого себя, прежде всего, с целью обогащения своих сущностных сил [1]; как новый уровень развития личности, когда саморазвитие становится сознательным, целенаправленным на самоосуществление, самосовершенствование [2]; как сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее [3].

Мотивация саморазвития многогранна. Отметим то, что саморазвитие самоценно для человека. И все же стремление к саморазвитию имеет и свою мотивацию, связанную, прежде всего, с осуществлением себя в мире. Осознание мотивации саморазвития выступает как одно из условий его эффективности.

Согласно В. Франклу: "Стремление найти смысл в собственной жизни является первичной мотивирующей силой человека" [8]. Смысл уникален и специфичен потому, что он может быть реализован именно этим человеком и никаким другим [8, с.244]. В противовес Ж. П. Сартру, который полагает, что человек изобретает себя, конструирует свою "сущность", то, что он есть, то, чем должен быть, кем станет. В. Франкл пишет, что смысл существования не изобретается, а, скорее, открывается человеком. Ценности не побуждают, не толкают человека, а, скорее, ведут, притягивают его. И у человека есть "свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, т.е., между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным" [8, с.246].

Ноогенные неврозы возникают "не из конфликтов между влечениями и сознанием, а, точнее, из конфликтов между различными ценностями; другими словами, из моральных конфликтов, или, говоря более обобщенно, из духовных проблем" [8, с.247]. Стремление человека к осмысленному существованию относится к сфере духовных явлений. Рассматривая вопросы ноодинамики, В. Франкл исходит из того, что "поиск человеком смысла и ценностей скорее вызовет внутреннее напряжение, чем приведет к внутреннему равновесию". Но, как полагает Франкл, именно это напряжение является необходимым условием психического здоровья, которое основывается на определенной степени напряжения "между тем, что человек уже достиг, и тем что ещё должен осуществить; или тем, что он есть, и тем, чем он

должен стать". Франкл уверен, что не следует "колебаться в том, чтобы возбудить в человеке такое напряжение, связанное с его потенциальным смыслом, требующим осуществления" [8, с.250-251]. Никто не сможет сказать человеку, кроме него самого, в чем состоит смысл его жизни. Тем более что "смысл жизни отличается от человека к человеку, со дня на день, и от часа к часу", и "важен не смысл жизни в общем, а, скорее, специфический смысл жизни личности в данный момент" [8, с.254].

В. Франкл пишет, что вопрос о том, какой шахматный ход самый лучший в мире, бессмысленен, если не учитывается конкретная шахматная ситуация и личность противника, точно так же "нельзя заниматься поиском абстрактного смысла жизни. У каждого человека имеется свое собственное призвание в жизни; каждый должен иметь задачу, которая требует разрешения" [8, с.254]. Человек должен дать ответы жизни на ее вызовы, и в этой ответственности и есть смысл его существования. Подлинный смысл человеческого существования может быть найден в окружающем мире скорее, нежели в самом человеке или в его собственной психике.

Психологически современный человек построен сложно, его существование и развитие полидетерминировано, значительна роль не только сознания, но и бессознательного. Многое, чем живет современный человек, в его сознании не представлено. Он может не знать "даже" о своих базовых потребностях, не говоря уже о мотивах саморазвития. Самосознание обладает значительным мотивационным потенциалом, порождающим процессы самопреобразования личности [5]. Наиболее устойчивыми побудительными структурами личности являются ее потребности, но мотивационным потенциалом обладают и другие личностные образования, такие, как интегрированное представление о себе, личностная идентичность человека, выработанные человеком стратегии поведения и др.

Осознанность мотивов саморазвития, безусловно, может выступать критерием личностного способа существования. Трудность осознания собственных мотиваций отмечается многими авторами, в числе которых такие ученые как С.Л. Рубинштейн, Г.Селье, И.И. Чеснокова и др. Так, Г.Селье указывает на то, что обычно люди в силу искусственных социальных условностей отрицают, что ими движет желание добиться одобрения своих поступков, заслужить доброе отношение и любовь других людей. Г. Селье задавал вопрос о мотивации научной деятельности многим выдающимся ученым, с которыми ему приходилось общаться. Вопрос о мотивации заставал ученых врасплох, вначале они отвечали, что никогда об этом не задумывались. Затем обычно указывали на любознательность, на интерес к механизмам природных явлений. Когда Селье настаивал на том, чтобы ученые сообщили о дополнительных стимулах, они скорее были готовы признать что работают ради денег, чем назвать в числе мотивов общественное одобрение [7]. О себе Г. Селье писал, что для него самого жажда одобрения и признания была одной из главных движущих сил на протяжении всей жизни. Неосознаваемые побуждения личности (ее "темная комната") могут стать причиной внутриличностных конфликтов.

Результатом научного поиска Л.И. Божович явилось положение о том, что доминирование той или иной направленности может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. Поэтому некоторые люди сознательно могут стремится к одному, а действовать иначе, в соответствии с мотивами, доминирующими на неосознанном уровне. Это приводит к дисгармоничному строению личности, которая как бы "расколота" изнутри и постоянно раздираема внутренними противоречиями. По мнению Г. Олпорта, в исследовании личности возник перекос в сторону косвенных методов диагностики мотивации, исходящих из базового недоверия к тому, что человек сам знает о своей мотивации. И, как пишет Олпорт, "у людей здоровых, без тяжелых проблем, обнаруживается хорошая согласованность между тем, что удается получить на основе прямых и косвенных методов анализа мотивации". Но если мы не будем использовать методы прямого самоотчета, говорит Олпорт, мы не сможем определить, имеем ли мы дело с мотивами, принятыми, осознанными и интегрированными в структуру личности, или же с вытесненными инфантильными фиксациями, которые

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

оказывают свое влияние подспудным образом, порождая конфликты в личностной структкре [6].

Осознание собственных мотивов - важный шаг на пути достижения подлинной субъектности в саморазвитии. Особенно с точки зрения ориентировочного значения мотивационного потенциала человека. Не отдельные ценности, а их совокупность (философия жизнедеятельности), в которой наряду с представлениями о мире есть представления и о своем месте в этом мире, определяют интенциальность человека.

Мотивация обладает ориентирующими возможностями благодаря речевому мышлению и связанной с ним системой ценностей человека.

В заключении подчеркнем, что развитие личности может происходить и "само собой", и без сознательного участия человека. Но если рассматривать развитие, направляемое "автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности" [2], то важнейшим условием в этом случае выступает достаточная и осознанная самим человеком мотивация данной деятельности, ориентирующая человека в его связях с миром.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. Псих.журн. 1992. С.12-25

2. Выготский. Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Проблема возраста [Текст]. М. Педагогика, 1984. С.247-248

3. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст]/ Л.Н. Куликова. 2-е изд., испр, и доп. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. С.212.

4. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д.А.Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под.ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл,1997. С.171

5. Моргун В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Моргун, И.Ю. Ткачева. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.29

6. По: Леонтьев Д.А. Гордон Олпорт - архитектор психологии личности. [Текст] Психол.журн. 2002 Т.23, №3. С.23-30

7. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. С.91

8. Франкл В. Доктор и душа [Текст] / В. Франкл. Ювента, 1997. С.243-254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.