Н. А. Низовских
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА
Обосновывается применение психосемантического подхода к личностному саморазвитию человека. Приводится случай исследования ценностно-мотиваци-онных ориентаций личности психосемантическим методом атрибуции мотивов жизненным принципам.
В человеческом сознании есть что-то, чего нет в психике.
М. К. Мамардашвили
Психология личностного саморазвития выдвигается в настоящее время в разряд самостоятельных научных направлений [1], что обусловлено, с одной стороны, социально-экономическими, политическими и культурными переменами в обществе, а с другой - развитием самой психологической мысли.
В быстро изменяющемся кризисном мире способность человека к саморазвитию во многом определяет его благополучие, полноту жизни, социальную успешность и духовные достижения. Недостаточность или отсутствие культуры личностного саморазвития приводят к тому, что, сталкиваясь с жизненными задачами (такими, как поиск новой работы, получение второго образования, разрешение семейных коллизий), человек не может опереться на ресурс целенаправленных самоизменений. Овладение психотехникой личностного саморазвития необходимо в современной жизни специалистам самых разных сфер, таких, как психология, психотерапия, менеджмент, маркетинг и др. В педагогике идеи саморазвития в последние годы получили самое широкое распространение [2]. Подготовка специалистов технического профиля в условиях техногенной цивилизации также предполагает решение задач личностного саморазвития, что выступает важнейшим условием стабилизации мира и выживания человечества [3]. Можно предположить, что актуализация данной проблемы, в частности, имплицирована постсоветской ситуацией в обществе, требующей усиления личностного начала в человеке.
Идея о саморазвитии человека в зарубежной психологии наиболее последовательно отстаивается авторами экзистенциально-гуманистического направления, в числе которых Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К. Род-
НИЗОВСКИХ Нина Аркадьевна - кандидат психологических наук, доцент по кафедре практической психологии ВятГГУ © Низовских Н. А., 2006
жерс, В. Франкл, А. Лэнгле, И. Ялом и др. Среди психоаналитиков тенденцию к личностному росту и самоактуализации признавали необходимой О. Ранк, Э. Фромм, К. Хорни. Стремление человека постоянно развивать себя К. Юнг считал архетипичным.
В отечественной психологии идея личностного саморазвития зародилась в 30-е гг. прошлого века и долгое время оставалась невостребованной. В последние десятилетия вопросы саморазвития человека рассматриваются в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферо-вой, А. Г. Асмолова, Н. Р. Битяновой, Б. С. Бра-туся, Ф. Е. Василюка, Д. А. Леонтьева, В. Г. Ма-ралова, Б. А. Мастерова, В. Ф. Петренко, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман, И. И. Чесноковой и др. Прочно утвердились представления о личности как субъекте собственного развития [4]; признается, что для развитой личности собственное развитие является высшей ценностью и главной потребностью [5]; саморазвитие рассматривается как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни [6] и как основной внутренний механизм развития личности [7]. Вместе с тем само понятие «личностное саморазвитие» еще не имеет строгой определенности [Там же]. Саморазвитие характеризуется как новый уровень развития личности при переходе от детства к зрелости, когда «развитие личности становится сознательным, целенаправленным самоосуществлением, самосовершенствованием» [8] и «то, что раньше было определяемым (личность ребенка), становится определяющим (личность взрослого)» (с. 39); как деятельность человека, направленная на себя, прежде всего с целью обогащения своих сущностных сил [9]; как сознательно и планомерно осуществляемый процесс, «детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее» [10]. В нашей трактовке личностное саморазвитие определяется как внутренняя и внешняя деятельность человека по созданию качественно нового в своих переживаниях, отношениях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств.
Но как возможна такая деятельность? Что мы можем сказать человеку, если он спросит: «А как это - развивать себя? Что я должен делать, чтобы развивать себя как личность?» Для того чтобы попытаться ответить на данные вопросы, в самой личности нужно вычленить то, что позволяет ей выступать не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта собственного развития. Структура саморазвивающейся лично-
сти включает в себя «я» человека и систему его осознанных интенций (Н. Лосский писал о том, что для психологии с точки зрения волюнтаризма «достаточно двух понятий, одного психологического, соответственно данному в опыте единству стремлений, и другого метафизического, лежащего в основе этого единства». Первое понятие Лосский обозначил термином личность, а второе - термином дух, душа, я [Лосский Н., 1903, с. 177-178]). Отправными тезисами реализуемого нами подхода являются положения о том, что психологическим органом саморазвития выступает сознание человека; осуществлять собственное развитие человек может благодаря своей личности, выступающей как психологическая система интенций, оформленных в речевых конструктах.
Постулируя речевые конструкты как основное средство личностного саморазвития человека, мы опираемся на идеи Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, М. К. Мамардашвили. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского с момента своего зарождения выступала школой «инструментальной психологии», в которой главной объяснительной схемой психической жизни человека выступала концепция применения им средств, орудий [11]. В 1929 г., исследуя развитие понятий, Л. С. Выготский «делает "поворот на значение" и переживает "увлеченность измерением сознания", понимая систему сознания как систему концептов» (С. 39). В качестве ведущей функции развития человека Л. С. Выготский рассматривал речь, поскольку речь, выступая вначале «средством связи, средством общения, средством организации коллективного поведения, позже становится основным средством мышления и всех высших психических функций, основным средством построения личности» [12]. Близки взглядам Л. С. Выготского идеи М. М. Бахтина, который писал о личности как о «значащем и говорящем бытии». М. К. Мамардашвили утверждал, что жизнь человека как эмпирического существа не личностна, личность «живет в языке» [13].
Исследовать «живущую в языке» и развивающую себя личность позволяет экспериментальная психосемантика. Психосемантический подход - сравнительно новая область отечественной психологии, возникшая в начале 1970-х гг. и представленная в первую очередь работами психологов Московского университета. В работах В. Ф. Петренко личность рассматривается как «носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов», а главная задача экспериментальной психосемантики определяется как изучение категориальных структур индивидуального сознания. Исследования осуществляются при помощи
построения субъективных семантических пространств, выступающих в качестве операциональных аналогов индивидуальных систем значений. Психосемантический инструментарий базируется на технике репертуарных решеток Дж. Кел-ли. Как пишет М. Коул, В. Ф. Петренко применил «американский технологический инструментарий для решения традиционных российских проблем психологии, идущих от Л. С. Выготского» [14]. Личность, таким образом, изучается в психосемантике не объектно, а «изнутри», со стороны индивидуальных значений и смыслов, производных от деятельного бытия человека в мире. Значение психосемантического подхода в исследовании личности заключается, в частности, в том, что, как указывает В. Ф. Петренко, когда категориальные структуры сознания выступают как средство рефлексии, субъект преодолевает позицию наивного реализма и обретает определенную свободу в выборе и конструировании средств познания, и, добавим, в выборе и конструировании средств личностного способа бытия и личностного саморазвития.
Начало наших исследований связано с интересом к феномену «жизненных принципов». Под руководством В. Ф. Петренко первоначально проводился психосемантический анализ ориен-таций, представленных в жизненных принципах личности [15]. В дальнейшем проблематика исследований расширилась, прежде всего за счет теоретического анализа средств, мотивов и механизмов личностного саморазвития человека.
Предмет исследования на протяжении более пятнадцати лет оставался одним и тем же - это жизненные принципы личности и стоящие за ними категориальные структуры индивидуального сознания, опосредствующие личностный способ жизнедеятельности и личностное саморазвитие человека. Жизненные принципы (правила жизни), являясь феноменом обыденного сознания и такой же психологической реальностью, как цель, план, программа жизни человека, насколько нам известно, ранее не выступали предметом экспериментального исследования. Вместе с тем жизненные принципы - совершенно особое психологическое явление, которое заслуживает пристального внимания психологов. Содержание жизненных принципов в совокупности выступает как жизненная философия, идеология человека. Указание на принципы жизни как особую психологическую реальность встречается в работах философов, психологов, педагогов, а также в художественной и публицистической литературе. Следование жизненным принципам с исторических времен связывалось с ценностью и значимостью человека. Так, Апулей говорил, что «не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким
принципам решил он прожить свою жизнь» [16]. С точки зрения И. Канта, принципы содействуют достижению мудрости и составляют стержень человеческого характера. Достижение жизненной мудрости, по мысли Канта, - это плод внутренней напряженной работы самого человека: никто не может передать мудрость или внушить ее, но можно выделить максимы, ориентиры, которые единственно позволяют двигаться по этому пути. Предписание, которое содействует достижению мудрости, как полагал И. Кант, заключает в себе три максимы: 1) мыслить самому; 2) мыслить себя (в общении с людьми) на месте другого; 3) всегда мыслить в согласии с самим собой [17]. С. Л. Рубинштейн писал о том, что «в общей характеристике личности надо особо учитывать ее "идеологию", идеи, применяемые человеком в качестве принципов» [18]. Кодекс жизненных правил имели Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Чехов. Б. Франклин разработал тринадцать правил, или, как он их называл, добродетелей, которым неизменно следовал [19]. Доктор медицинских наук, профессор, генерал-майор медицинской службы, академик РАО В. А. Пономаренко, отвечая на вопросы в связи с юбилеем, в частности, сказал: «Следовал, следую и буду следовать принципу: преодолей себя и все то в себе, что мешает нести добро и любовь. Это тяжелый, зато освященный крест» [20].
Назначение жизненных принципов в самом общем виде может быть представлено следующим образом: 1) фиксация систем ориентаций и интенций человека; 2) самоорганизация личности (построение себя и своей жизни); 3) стабилизация поведения человека через определение его стиля и способов; 4) оценка своих поступков, действий, жизнедеятельности в целом; 5) личностное саморазвитие человека. Роль жизненных принципов в саморазвитии человека так велика, что речевые высказывания, используемые в качестве принципов жизни, могут рассматриваться как речевые личностные конструкты (в отличие от понятия «личных конструктов» Дж. Келли, которое распространяется и на сферу функционирования организма, понятие «личностные конструкты» относится именно к функционированию личности в специальном, а не в широком смысле).
Зададимся вопросом, почему речевые высказывания, используемые в качестве жизненных принципов, так значимы в личностном функционировании человека? Их исключительная роль объясняется, прежде всего, тем, что они являются носителями идеи. «Философия каждой жизни опирается на некую "личную идею"» - об этой мысли Бергсона как о привлекательной для него писал Г. Олпорт [21]. О необходимости для человека «своей идеи» говорил М. М. Бахтин; роль
«идеи своей личности» подчеркивал М. К. Ма-мардашвили. Психологическое содержание «идеи» раскрыто Л. С. Выготским в его работе «Мышление и речь». Проблема мышления и речи рассматривалась Л. С. Выготским как узловая проблема всей психологии человека. Путь для решения вопроса об отношении мышления и речи к остальным сторонам сознания Выготский видел в выделении для целей анализа динамических смысловых систем, представляющих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Такой анализ показывает, - писал Л. С. Выготский, - что «во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее» [22]. По мысли Л. С. Выготского, такой анализ (анализ идей как динамических смысловых систем) «позволяет раскрыть прямое движение от потребности побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности» (Там же.).
Идеи, освоенные человеком как руководящие жизненные принципы, определяют содержание и динамику его поведения, течение его жизни в целом. Никто не может, по словам М. К. Ма-мардашвили, «спать на вчерашней добродетели», нужны постоянные усилия, чтобы «оставаться живым», быть добрым, честным, справедливым, прямодушным и др. Опасность заключается в том, что идея может «съесть» человека, подчинить его себе целиком. Когда «не могу поступиться принципами» относится не к действительно важным вещам, а к необязательному, несущественному или вообще «ко всему на свете», человек останавливается в своем развитии, становится малоэффективным. «Идеологические» основания своей жизни можно и нужно время от времени обдумывать. Взять, к примеру, золотое правило общения, которое, как известно, гласит: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Это правило верно не для всех случаев жизни, и иногда по отношению к другому надо поступать не так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, а так, как хотел бы этот другой человек. Ведь он -этот другой человек - может ожидать в отношениях совсем иного, чем ты сам [23].
Другая опасность состоит в том, что речевое высказывание может стать средством насилия над собой и своей жизнью. Принцип «мужу-псу (!) не показывай всю задницу» (простите за просторечие), усвоенный из наставлений матери, изначально обрекает женщину на проблемные отношения с самым близким мужчиной. (Сравните: похожее правило - «не показывай всю коленку» - будет способствовать становлению
совсем иной женщины.) А уж если мужчина буквально усвоил «истины»: «бей бабу молотом -будет баба золотом» или «бьет - значит, любит», то пострадает не только он сам. Как здесь не согласиться с Сократом, который в диалоге Платона «Федон» говорит о том, что «неверное использование языка не просто безвкусно, но поистине губительно для души» [24]. М. К. Ма-мардашвили, рассуждая о тиранстве, призывал: «Вглядись в свой собственный нрав и измени себя. Эмпирические обстоятельства здесь ни при чем. Они есть лишь внешняя форма проявления того, что уже решилось, разыгралось в идее» [25]. Эти слова в концентрированном виде отражают суть психосемантического подхода к личностному саморазвитию человека. Познать себя - это значит понять, что ты «сказал», ведь то, что ты есть - «уже решилось, разыгралось в идее». И если ты хочешь изменить себя и свою жизнь -«вглядись в свой нрав», в частности осмысли принципы, которыми ты руководствуешься.
Методика
Для экспериментального исследования жизненных принципов в соавторстве с В. Ф. Петренко была сконструирована «Психосемантическая методика атрибуции мотивов жизненным принципам личности», суть которой - построение семантических пространств на базе атрибуции жизненным принципам некоторых мотивов.
Процедура эксперимента: по множеству униполярных шкал, образованных ценностными суждениями (личными «жизненными принципами»), испытуемый оценивает множество мотивов, которые могут «оправдывать» содержащиеся в данных суждениях жизненные ориентиры. Формирование шкалы измерения состоит в формулировании испытуемым тридцати - тридцати пяти собственных жизненных принципов. В качестве «объектов» шкалирования выступают мотивы, перечень которых заимствован из исследования В. Ф. Петренко и несколько модифицирован нами. Эксперимент организуется в три этапа. Первый этап эксперимента состоит из двух частей. 1-я часть. Испытуемому предлагается записать принципы своей жизни. Инструкция: «Каждый человек в своей жизни руководствуется определенными принципами (правилами). Эти "жизненные принципы" приходят к нам разными путями. Одни установки дают родители, близкие люди, учителя. Например, в детстве родители говорят: "Будь умницей!" или "Нельзя брать чужое". Другие принципы мы извлекаем из книг, телепередач, песен, стихов или формулируем сами, опираясь на жизненный опыт. Например, "Не позволяй душе лениться...", "Не верь мужчинам!". У каждого человека свой набор таких жизненных правил. Вам предстоит записать свои жизненные принципы. Не менее 30-35». 2-я часть:
Заполнение матрицы. Инструкция: «Перед Вами матрица. Строки ее отражают Ваши жизненные принципы, а столбцы - перечень мотивов. Нужно оценить, насколько тот или иной мотив является причиной Вашего следования в жизни каждому из принципов. <...> Оценку производите в баллах от 0 до 5. Если мотив совсем не является причиной следования данному принципу -0 баллов. 5 баллов соответствует максимальной "задействованности" мотива. Вы можете дополнить данный перечень теми мотивами, которые значимы для Вас, но отсутствуют в данном списке. <...> Приписывая мотивы принципам, не думайте долго, полагайтесь на первое решение. Успеха Вам в самопознании и саморазвитии!». Второй этап эксперимента - математическая обработка матриц. Полученные протоколы, представляющие собой матрицы индивидуальных данных /30-35/ х /50/, обрабатываются при помощи процедур факторного анализа, включающего поворот выделенных факторов методом варимакс. Далее осуществляется интерпретация выделенных факторов и построение семантических пространств ценностных факторов с расположенными в них мотивами; семантических пространств мотивационных факторов с расположенными в них жизненными принципами испытуемых. Обработка данных проводится в программе SPSS. Третий этап эксперимента - обсуждение полученных результатов с испытуемым.
К участию в исследовании с применением психосемантического метода атрибуции мотивов жизненным принципам приглашались психологи, педагоги, студенты, аспиранты, преподаватели вузов, учителя, школьники, просто знакомые. Всего 36 человек в возрасте от 12 до 63 лет.
В данной статье представим один из случаев исследования, выбор которого обусловлен исключительными личностными качествами испытуемой. Представляется верной точка зрения А. Маслоу, Л. И. Анцыферова, Л. Я. Гозман, В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский и других, которые полагают, что изучение личностей положительных и неординарных представляет особый интерес. «К сожалению, - как пишет Л. Я. Гозман, - психология всегда уделяла больше внимания не позитивным явлениям, а негативным... Мы практически ничего не знаем об особенностях того жизненного пути, который можно назвать конструктивной адаптацией: сочетание социальных достижений с высоким уровнем психического здоровья, отсутствием невротизации, психогенных заболеваний и т. д.» [26]. Л. Я. Гозман полагает, что было бы целесообразно провести специальные эмпирические исследования, где в качестве объектов для изучения взять людей разного возраста, добившихся экстраординарных достижений в науке, искусстве или управленческой
деятельности и, одновременно, характеризующихся высокими нравственными качествами и благополучным развитием межличностной сферы. Разделяя эту позицию, считаю, что особый интерес представляют внутренние механизмы обеспечения такого гармоничного бытия, в частности идеология, представленная в жизненных принципах личности.
Результаты (на примере испытуемой А.)
Психологический портрет испытуемой. А. -одна из самых светлых и прекрасных женщин нашего города. Это высокоинтеллектуальный, увлеченный своим делом, творческий человек. А. исключительно работоспособна, имеет высокий уровень социальных достижений. Она человек тонкой душевной организации, так что иногда создается впечатление незащищенности, хрупкости. Вместе с тем А. - верующий, духовно сильный человек. Но она не пуританка и не ханжа, любит веселиться в компании, танцевать, в юности преуспевала как участница студенческой самодеятельности. А. хороша собой, добра, отзывчива, у нее прекрасная семья и уже есть внучка.
Легко согласившись на участие в эксперименте, А. сформулировала только одиннадцать жизненных принципов, сказав, что «остальное - не так важно, здесь - главное». После заполнения бланка методики была получена матрица данных - 11х50. В результате обработки матриц сходства ценностных суждений (жизненных принципов испытуемой А.) выделились два значимых ортогональных фактора, объясняющих 69,9% дисперсии. Представим их в табличном виде и на рисунке.
Мы видим, что на положительном полюсе первого фактора (Ф 1 «Стремиться к высшим целям, нести людям свет») высокие значения получили мотивы, большинство из которых можно отнести к группе «бытийных» (в терминологии А. Маслоу): «стремление найти смысл жизни, поиск самого себя», «потребность в творчестве»,
«стремление к новизне», «стремление к красоте», «потребность в саморазвитии», «стремление к самосовершенствованию», «чтобы выразить себя», «потребность в гармонии». Это позволяет причислить А. к самоактуализирующимся личностям, которые, не отрываясь от земной жизни, способны возвыситься до «бытийствования». О том, что стремление к высшим целям для А. является внутренней потребностью, свидетельствует мотив «стремление быть счастливым», который также получил высокое значение по данному фактору.
По второму фактору (Ф 2 «Быть сильной и нравственной в общении с другими») «нагруженными» оказались мотивы: «из чувства долга», «любовь к другому человеку», «стремление к преодолению, испытанию самого себя», «из-за религиозных убеждений», «из чувства симпатии, привязанности или жалости к другому человеку», «из чувства справедливости». Мы видим, что данные мотивы не противоречат друг другу, а напротив, «усиливают» друг друга, поскольку все они могут быть отнесены к группе духовно-нравственных побудителей.
Мотив «стремление к самосовершенствованию» получил высокие значения сразу по двум факторам, и, вероятно, именно его следует, считать «ведущим» в главных линиях жизненной философии испытуемой.
Представляя результаты испытуемой А., мы не преследуем цель создать у читателей впечатление некоего абсолютно непогрешимого и безмятежного существа. А., как и каждый живущий на Земле человек, имеет достаточное количество жизненных трудностей и проблем. И слабости, конечно, тоже есть. Семантические пространства, подобные представленному на рисунке, при желании можно использовать как карты, ориентирующие в возможных направлениях развития личности (опыт подобного применения психосемантических пространств описан в [27]). Если бы
Факторы Нагрузки
(с указанием ценностей
нагрузки и вклада Содержание факторов по
в общую факторам
дисперсию)
Фактор 1. Постоянно учиться .917
«Стремиться Вкладывать деньги и силы во впечатления .888
к высшим целям, Сквозь тернии к звездам .865
нести людям свет» Верить, надеяться, любить .731
(3,9; 36,1%) В каждом человеке солнце - только дайте ему светить .604
Фактор 2. Не падать духом .865
«Быть сильной Прощать обиды .860
и нравственной Не делать людям того, что не хочешь, чтобы они делали тебе .816
в общении» Не откладывать на завтра благие намерения .704
(3,7; 33,8%) Быть искренним, открытым .640
требовались рекомендации (в случае испытуемой А. такие рекомендации не уместны), то они сводились бы, в частности, к следующему: некоторые мотивы - «потребность в творчестве», «стремление к красоте», «чтобы выразить себя», - нагруженные по первому фактору, возможно было бы «догрузить» и по второму фактору, затрагивающему сферу межличностных отношений, с тем чтобы усилить ресурсы личности в сфере общения; а вот мотив «чтобы получить удовольствие», к примеру, можно было бы в большей степени «нагрузить» сразу по двум факторам. (Заметим, что мотив удовольствия в глазах очень и очень многих людей, прежде всего среди профессиональных психологов, заслуживает самой серьезной психологической «реабилитации».)
Итогом экспериментального исследования жизненной философии испытуемой А. и просто размышлений о ней как о личности, может стать вывод об удивительной цельности этого человека. Пусть множится и прирастает земля наша Вятская такими людьми! Живое общение с ними нужно нам, тем, кто живет с ними рядом, кто ищет примеры и образцы для своего роста. Личностное саморазвитие становится возможным при участии других [28]. Мы, по словам М. К. Ма-мардашвили, «посредством других растем, расширяемся, становимся больше самих себя и обретаем те миры, которые сами по себе не могли бы иметь» [29].
Конечно, путь саморазвития - не единственный для современного человека, даже в условиях европейской культуры [30]. Вместе с тем идея
Фактор 1. Стремиться к высшим целям, нести людям свет
* * Потребность в творчестве
Стремление к новизне, новым впечатлениям *
Стремление найти смысл жизни, поиск самого себя
2,0 „
* Стремление к красоте
Потребность в саморазвитии
*
Стремление к самосовершенствованию
Чтобы выразить себя
* Стремление быть счастливым Потребность в гармонии *
Желание понять себя
Г
Чтобы получить удовольствие
* Стремление к преодолению, * Потребность в духовной свободе испытанию самого себя
1 Любопытство Бегство от одиночества *
# + Из-за религиозных убеждений
1,0'
0,0'
Самоутв
*
вождение * Надежда на ттучтттае_ __
Любовь к другому человеку
*
Фактор 2. Быть сильной и
* нравственной в общении с другими
Ради заботы о своем здоровье тт
* Из чувства долга
* *
Из чувства справедливости. — * *
* Из чувства симпатии, привязанности или
I I I *жалос™к ДРУГОМУ человеку
-1,0 0,0 1,0 2,0
Расположение мотивов в пространстве ценностных факторов испытуемой А.
потрясающих возможностей саморазвития распространяется очень быстро и уже служит большому числу людей в бизнесе, спорте и жизни [31]. Идеи, заложенные в указанном и других руководствах по организации «высокоэффективного мышления», во многом перекликаются друг с другом, отражая некоторые закономерности функционирования человеческой личности, - ее бытие и саморазвитие посредством «языка» жизненных установлений, который нуждается, в связи с этим, в специальных исследованиях.
Выводы
1. Личностное саморазвитие человека осуществляется при помощи психологических средств, выступающих орудиями и способами воздействия человека на самого себя с целью самоизменений.
2. Важнейшим психологическим средством личностного саморазвития человека являются его жизненные принципы. Представленная в жизненных принципах система жизненных ориентаций выступает как жизненная философия, идеология личности и присуща всем людям, независимо от степени ее рефлексивного осмысления.
3. Развернутые речевые высказывания, используемые человеком в качестве жизненных принципов, могут рассматриваться как речевые личностные конструкты. Психосемантический анализ жизненных ориентаций личности, представленных в жизненных принципах, выявляет глубинные системы значений, опосредствующие личностный способ бытия и личностное саморазвитие человека.
4. Жизненные достижения, социальные успехи, равно как и проблемы личности, ее внутренние конфликты могут программироваться «языком» ее жизненных установлений. Психосемантический метод атрибуции мотивов жизненным принципам позволяет выявить некоторые скрытые противоречия в ценностных и мотивацион-ных ориентациях личности, а также возможные ресурсы для их преодоления.
5. Одним из механизмов личностного саморазвития человека выступает преодоление противоречий между побуждениями «я», жизненными задачами и наличными психологическими средствами. Личностные самоизменения достижимы, в частности, через «переозначивание» и «переосмысление» жизненных принципов и через внесение изменений в мотивационные процессы.
Л. С. Выготский в начале 30-х гг. прошлого века писал о том, что одна из главных целей психологии - это «психотехника - в одном слове, т. е. научная теория, которая привела бы <...> к овладению психикой, к искусственному управлению поведением» [32]. Современная психология в качестве одной из актуальных задач выдвигает разработку психотехники личностного саморазвития, основанием которой может стать психосемантический подход.
Примечания
1. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
2. Гомзякова, И. П. Формирование компетентности студентов АФК в вопросах личностного саморазвития [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. С.-Пе-терб. гос. акад. физич. культуры им. П. Ф. Лесгафта / И. П. Гомзякова. СПб., 1999; Горбатюк, Е. Л. Возможности личностного саморазвития студента технического вуза в поисковых подходах к обучению [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Л. Горбатюк. Хабаровск, 1999; Григорьева, Н. Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Хабар. гос. пед. ун-т; Н. Г. Григорьева. Хабаровск, 2000; Дергунов, В. А. Социально-педагогические условия саморазвития личности ребенка в детской организации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В. А. Дергунов. Казань, 2000; Дубоделова, В. М. Личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В. М. Ду-боделова. Хабаровск, 2000; Квашко, Л. П. Педагогические условия личностно-профессионального саморазвития учителя в жизнедеятельности сельской школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Квашко. Хабаровск, 2000; Коробкина, Н. Е. Педагогические условия саморазвития личности старшеклассника во временном детско-юношеском объединении [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н. Е. Коробкина. Хабаровск, 2000; Лапицкий, О. И. Педагогические условия саморазвития личности учащегося гимназии [Текст]: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Хабар. гос. пед. ун-т; О. И. Лапицкий. Хабаровск, 1999; Медяник, Г. А. Педагогические технологии творческого саморазвития личности студента в процессе педагогической практики [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Толь-ят. политехн. ин-т; Г. А. Медяник. Тольятти, 2000; Мендель, А. В. Педагогические условия саморазвития личности одаренного учащегося в летней физико-математической школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Хабар. гос. пед. ун-т; А. В. Мендель. Хабаровск, 1999; Нестеренко, В. М. Проектирование учебно-технической среды профессионально-личностного саморазвития студентов технических вузов [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Самар. гос. техн. ун-т; В. М. Нестеренко. Тольятти, 2000; Тол-столуцких, Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сарат. гос. ун-т; Н. П. Толстолуцких. Саратов, 1997; и др.
3. Zhurakovsky V. Engineering Education in Russia and the Quality Training of Specialists in the Area of High Technologies [Text] / V. Zhurakovsky, Y. Pokholkov, B. Agranovich // Global J. of Engng. Educ. Vol. 5. No. 1.
4. Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы [Текст] / Л. И. Анцыферева // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 3-19; Чеснокова, И. И. О психологических основах самовоспитания [Текст] / И. И. Чеснокова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. C. 223-234.
5. Лазарев, В. С. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления [Текст] / В. С. Лазарев // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 33-47.
6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000.
7. Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии [Текст]: аналитический обзор / Н. Р. Битянова. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. С. 40.
8. Моргун, В. Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии [Текст]: учеб. пособие /
B. Ф. Моргун, И. Ю. Ткачева. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1981. С. 29.
9. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 171.
10. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л. Н. Куликова. 2-е изд., испр. и доп. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. С. 212.
11. Леонтьев, А. А. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе [Текст] / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 36.
12. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т.4. С. 223.
13. Мамардашвили, М. К. Мой опыт нетипичен [Текст] / М. К. Мамардашвили. СПб.: Азбука, 2000.
C. 93.
14. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики [Текст] / В. Ф. Петренко. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. С. 8.
15. Низовских, Н. А. Психосемантический анализ жизненных ориентаций личности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Н. А. Низовских. М., 1995.
16. Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии [Текст] / Апулей // Метаморфозы в XI книгах. Флориды. М., 1956. С. 28.
17. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения [Текст] / И. Кант. СПб.: Наука, 1999. С. 250.
18. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. М., 1959. С. 123.
19. Андреев, В. И. Конкурентология [Текст]: учеб. курс для твор. саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев; М-во образования РФ, Поволж. отд-ние РАО, Казан. гос. ун-т. Казань: Центр инно-вац. технологий, 2004. С. 76.
20. К 70-летию В. А. Пономаренко [Текст] // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 158.
21. Олпорт, Г. Становление личности [Текст]: избранные труды / Г. Олпорт. М.: Смысл, 2002. С. 15.
22. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика,
1982. Т. 2. С. 22
23. Хьюсман, Р. Фактор Справедливости, или «И это после всего, что я для тебя сделал...» [Текст] / Р. Хьюсман, Д. Хэтвилд; пер. с англ. О. Р. Семеновой. М.: Знание, 1992.
24. Мэй, Р. Сила и невинность [Текст] / Р. Мэй. М.: Смысл, 2001. С. 77.
25. Мамардашвили, М. К. Указ. соч. С.110.
26. Гозман, Л. Я. Психологические аспекты торможения социальных изменений [Текст] / Л. Я. Гозман // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 14.
27. Низовских, Н. А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности [Текст] / Н. А. Низовских // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. C. 25-37.
28. Суворов, А. В. Человечность как фактор саморазвития личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. Психологич. ин-т / А. В. Суворов. М., 1996. C. 13.
29. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления [Текст] / М. К. Мамардашвили. М.: Моск. шк. полит. исслед., 2000. С. 88.
30. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 193-194.
31. Дейвис, Гейл А. Высокоэффективное мышление: для бизнеса, спорта и жизни [Текст] / Гейл А. Дейвис; пер. с англ. Е. Федотовой. М.; СПб.: Диля, 2005. 93 с. (Руководство для лидеров). Пер.: Davis, Gayle A. High performance thinking. Colorado Springs: Psyhology Connections, 1999.
32. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 389.
И. А. Богдалова, С. Ю. Иванов, С. М. Окулов
ИСКУССТВО ОПИСАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА В ИНФОРМАТИКЕ
Доказывается, что искусство описания проблемного пространства задачи является ключевой компетенцией специалиста по информатике любого уровня и она, эта компетенция, с точки зрения когнитивной психологии и философии характеризует развитые интеллектуальные возможности человека.
По тому, как человек умеет решать проблемы, когнитивные психологи оценивают его интеллектуальные возможности. Для описания вопросов, возникающих при решении проблем, в когнитивной психологии используются некоторые методы из раздела информатики под названием «Искусственный интеллект». Суть этого раздела информатики заключается в том, чтобы попытаться заставить вести более или менее ра-
БОГДАЛОВА Ирина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике ВятГГУ ИВАНОВ Сергей Юрьевич - аспирант кафедры информатики и методики обучения информатике ВятГГУ ОКУЛОВ Станислав Михайлович - доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и методики обучения информатике ВятГГУ © Богдалова И. А., Иванов С. Ю., Окулов С. М., 2006