Статья / Article
УДК / UDC 159.923:159.922.6 DOI 10.35231/18186653_2022_2_112
Феномен автономии личности в возрастной психологии
М. Магомедова
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования феномена автономии личности с позиции возрастной психологии. Доказана необходимость введения в научный оборот понятия автономии наряду с такими определениями, как «самостоятельность», «независимость», «свобода», «самость», «Я-как-процесс», «самодетерминация», «самоопределение личности». Синтез научных знаний позволяет увидеть возможные варианты изучения автономии личности не только как качества зрелого индивидуума, но и как высший уровень саморазвития.
Материалы и методы. Статья написана на основе изучения научных трудов по проблеме автономии личности. Был применен общенаучный теоретический метод исследования - теоретический анализ, моделирование.
Результаты исследования. В результате проделанного теоретического анализа обоснована важность изучения феномена автономии личности как высшего уровня саморазвития для воспитания подрастающего поколения, способного творить свою жизнь, основываясь на своей системе ценностей, мотивов, умеющего нести ответственность за свои поступки, деятельность. На основе системно-эволюционного подхода, а также трехкомпонентной модели личности созидающего организационного лидера, по В.В. Белову, нами была разработана модель развития автономии как высшего уровня саморазвития личности, которая позволит определить особенности развития автономии личности лидеров волонтерского движения в период юности и ранней взрослости.
Обсуждение и выводы. Доказана конструктивность системно-эволюционного подхода для изучения феномена автономии личности в психологии, где личность рассматривается как саморазвивающаяся система, имеющая свою трехкомпонентную структуру, которая включает в себя такие подсистемы, как саморегуляция, самоуправление, саморазвитие. Именно в ходе саморазвития происходит трансформация и переход личности на уровень творца своей жизни. Это и позволяет системно подойти к изучению феномена автономии как высшего уровня саморазвития личности.
Ключевые слова: автономия личности, волонтерство, системно-эволюционный подход, лидер, личность как саморазвивающаяся система, мотивационно-потребност-ные характеристики личности, самодетерминация, самоорганизация, саморазвитие, системно-эволюционный подход, ценностно-смысловые характеристики личности.
© Магомедова М., 2022
Для цитирования: Магомедова М. Феномен автономии личности в возрастной психологии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - №2. - С. 112-131. DOI 10.35231/18186653_2022_2_112
The phenomenon of personal autonomy in age psychology
Mariyat Magomedova
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The article presents the results of a theoretical study of the phenomenon of personal autonomy from the perspective of age psychology, proves the need to introduce the concept of autonomy into scientific circulation along with such as independence, independence, freedom, self, "I-as-a-process", self-determination, self-determination of the individual. The synthesis of scientific knowledge allows us to see possible options for studying personal autonomy not only as a quality of a mature personality, but also as the highest level of self-development.
Materials and methods. The article is based on the study of scientific papers studying the problem of personal autonomy. A general scientific theoretical method of research was applied - theoretical analysis, modeling.
The results of the study. As a result of the theoretical analysis, the importance of studying the phenomenon of personal autonomy as the highest level of self-development for the upbringing of the younger generation, able to create their lives based on their system of values, motives, able to be responsible for their actions, activities, is substantiated. Based on a system-evolutionary approach, as well as a three-component personality model of a creative organizational leader according to V.V. To Belov, we have developed a model of the development of autonomy as the highest level of self-development of the individual, which will allow us to determine the features of the development of the autonomy of the personality of the leaders of the volunteer movement during adolescence and early adulthood.
Discussion and conclusions. The constructiveness of the system-evolutionary approach for studying the phenomenon of personality autonomy in psychology is proved, where personality is considered as a self-developing system with its own three-component structure, which includes such subsystems as self-regulation, self-management, self-development. It is in the course of self-development that the transformation and transition of the personality to the level of the creator of his life takes place. This allows a systematic approach to the study of the phenomenon of autonomy as the highest level of personal self-development.
Key words: personality autonomy, volunteering, system-evolutionary approach, leader, personality as a self-developing system, motivational and need characteristics of personality, self-determination, self-organization, self-development, system-evolutionary approach, value-semantic characteristics of personality.
For citation: Magomedova, M. (2022) Phenomen avtonomii lichnosti v vozrastnoj psi-hologii [The phenomenon of personal autonomy in age psychology]. Vestnik Leningrad-skogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 112-131. DOI 10.35231/18186653_2022_2_112 (In Russian).
Введение
Общество, как и многое в нашем мире, постоянно развивается, совершенствуется, находится в движении. На современном этапе одной из особенностей развития в социуме можно считать индивидуализацию, что привело к повышенному вниманию изучения вопроса автономии личности как в целом, так и ее отдельных сторон. Отметим, что общество посредством СМИ все же предъявляет свои требования и диктует правила, формируя образ современного человека, направленного на успех во «внешних» проявлениях, и тем самым оказывает влияние на каждого1. Но, с другой стороны, эта же регулирующая система постепенно уходит в прошлое, разрушается, открывая новые возможности и перспективы. Соответственно, сейчас человек находится в условиях, где ему приходится искать собственную опору и способы регуляции своей жизни в себе самом, а не вовне.
Рассматривая автономию личности в узкосоциальном и широком смысле, можно заметить, что в первом случае это антагонизм социальной позиции зависимости и получения относительной независимости. Тогда как второй аспект подразумевает под собой проблему исторического конструирования. И на сегодняшний день объединение индивидуальности и социальности (внутреннего с внешним) - одна из стоящих перед человеком проблем, которую он пытается разрешить посредством автономии2.
Вследствие этого оформилась тенденция к воспитанию автономной личности, «умеющей принимать решения, достигать поставленных целей, стремящейся к самореализации согласно своим внутренним потребностям, интересам и ценностям, развивая и проявляя свою компетентность, находясь во взаимодействии и "родстве" с обществом» [6, с. 81].
1 Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2005. 24 с.
2 Кравченко Р.Ю. Личностная автономия: философский аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2008. 20 с.
Кроме того, в связи с развитием индивидуализации в обществе среди ученых встают новые вопросы исследования автономии личности: как она влияет на формирование и развитие, успехи и достижения как одного отдельного человека, так и общества в целом; какие личностные характеристики оказывают влияние на формирование и развитие автономии, а какие тормозят; как общество влияет на формирование и развитие автономии личности; будет ли меняться человек и как; каким он будет в будущем...
Поэтому рассмотрим феномен автономии личности более подробнее. Почему наряду с уже имеющимися терминами «свобода», «независимость», «самостоятельность», «самость», «Я-как-процесс» в научный оборот вошло понятие «автономия» как ядро личности, воспроизводящее ее начало, как высший уровень саморазвития личности.
В связи с этим цель нашего исследования - определить теоретические и методические основы исследования феномена автономии личности в возрастной психологии.
Обзор литературы
За последние несколько десятков лет интерес к понятию «автономия» в области психологических наук возрос, что обусловливает актуализацию исследовательских задач и востребованность изучения данного феномена.
Содержание термина «автономия» с развитием общества, науки, культуры расширялось, уточнялось, углублялось.
Одними из первых идеи автономии личности, выражающиеся в таких понятиях, как «свобода выбора», «свобода воли», «ответственность» появляются в философских суждениях «Сократа о совести, Аристотеля о своезаконии, И. Канта о самоуправлении, сознательной организации собственной жизни, нравственности и добродетели»1.
И. Кант в своей книге «Критика чистого разума» объяснял автономию как основу свободы человека и его морали, связывая автономность с духовностью как высшим качеством личности [5, с. 133].
В своих размышлениях Конфуций отмечал важность таких характеристик личности, которые в свою очередь являются частью ее автономии,
1 Майкова Э.Ю. Социально-философская концепция автономии личности: авто-реф. дис. ... докт. филос. наук. М., 2015. С. 24.
как умение управлять собой и организовывать все сферы своей жизни сознательно [5, с. 133].
В своих работах Фридрих Ницше ставил вопрос о преодолении человеком самого себя. Он первым разделил свободу на позитивную («свобода для») и негативную («свобода от») [5, с. 133].
Придерживаясь подобного мнения, Э. Фромм подчеркивал, что свободу составляют такие компоненты, как осознанность и понимание всей происходящей ситуации, возможность выбора и принятие на себя ответственности за сделанный выбор [5, с. 133].
В научных трудах представителей экзистенциализма говорится, что каждый человек обречен быть свободным. Он сам делает выбор, каким ему становиться и быть, полагаясь исключительно на свои силы и возможности. Ничто и никто (кроме него самого) не может ограничить его активность. При этом, обладая такой свободой, на человека накладывается и вся ответственность за свои поступки, благодаря которым он становится тем, кем является.
Таким образом, согласно размышлениям философов, проявлением лучших качеств человека является наличие у него автономии как существенной характеристики субъективной свободы личности. Кроме того, исходя из всего вышесказанного, понятия «свобода», «автономия», «ответственность», с одной стороны, взаимосвязаны друг с другом, свидетельствуя о независимости от внешнего мира с его воздействием, а с другой - не исключаются и взаимоотношения человека с миром. «В конечном итоге человек не подвластен условиям, с которыми он сталкивается; скорее, эти условия подвластны его решению» [10, с. 78]. Говоря иначе, человек выбирает свою позицию по отношению к тому, что происходит вокруг, к тем условиям, в которых он оказался.
Изучение проблемы автономии личности (как и многие проблемные моменты науки) берет свое начало в философских учениях, что с постепенным развитием как социума в целом, так и самой науки создало предпосылки для исследования феномена автономии в других научных областях, в частности и психологии.
С середины XX века в научной среде заговорили о двух видах свободы - положительной и отрицательной, об их различиях. В этом контексте, говоря об отрицательной свободе, подразумевалась свобода действий и противостояние с другими, о положительной - как о внутрен-
ней свободе, свободе воли. В основе каждой из свобод лежит свое: в первом случае - взаимоотношения между людьми, а во втором - личные особенности человека, его способности, что в свою очередь влияет на собственный выбор, жизнь человека с учетом его целей [8, с. 217].
Сегодня многие, говоря «свобода», подразумевают отрицательную свободу, тогда как для положительной используют термин «автономия». Отметим, что в философских теориях автономии подчеркивается именно внутренняя (положительная) свобода, различающаяся «как способность, действительное состояние, идеальный характер, право к наивысшему влиянию» [8, с. 218].
Американский философ Дж. Пфандер был одним из первых, кто начал изучать феноменологию автономии, выделяя и отделяя понятие «самодетерминированные поступки» от иных форм мотивации1.
На основе идеи самовоспроизводства строят свои исследования феномена автономии такие научные направления, как кибернетика, когнитивные науки, психология, социология2.
Эпоха глобализма привнесла новые взгляды на рассмотрение таких способов формирования автономии, например, как феномена культурной и духовной жизни (А.Д. Похилько, Г.Л. Тульчинский и др.)3.
В кросскультурных исследованиях рассматриваются различные культурные отличия и ценностные предпочтения в формировании автономии личности (А. Бандура, Э.Л. Деси, Е.А. Сергиенко, Б. Скиннер, Дж. Хекхау-зен, Ш. Шварц и др.)4.
В рамках патопсихологии изучается, как при различных патологических состояниях изменяется автономия личности, в частности ее ослабевание5.
В педагогической науке автономия как личностная характеристика начала оформляться относительно недавно. В работах П.П. Блонского можно встретить этот термин, но в общем в педагогических трудах сам
1 Сергеева О.А. Психолого-педагогические условия развития автономии личности студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Астрахань, 2007. С. 9.
2 Майкова Э.Ю. Социально-философская концепция автономии личности: автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 2015. С. 9.
3 Там же. С. 9.
4 Там же. С. 10.
5 Там же. С. 10.
термин не использовался, хоть и говорилось об этой характеристике личности. С точки зрения педагогической науки автономия - это «внутренняя активность субъекта, способность личности к независимости» от каких-либо влияний из вне, возможность реагировать на них, основываясь на законах нравственности [5, с. 134].
Большой вклад в разработку и изучение проблемы автономии личности внесли отечественные психологи (Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитиевская, О.Е. Дергачева и др.).
В отечественной психологии предпосылкой первых идей об автономии можно считать введенное В.М. Бехтеревым понятие самодеятельности, подразумевающей под собой осознанную активность личности, проявление ее инициативы. В 20-е гг. XX в. С.Л. Рубинштейном через принцип единства сознания и деятельности подчеркивается важнейшее условие развития сознания и личности человека - активная, самостоятельная и творческая деятельность [9, с. 69].
И, как отмечалось ранее, в связи с отождествлением понятий «автономия» и «свобода», в социуме представление об автономии личности носит нечеткий характер [8].
Материалы и методы
Для определения актуальности и методологии исследования, а также степени изучения проблемы другими учеными, нами был использован теоретический анализ как основной метод исследования.
Методологической основой исследования стали идеи культурно-исторической психологии об опосредствовании, овладении и самоуправлении (Л.С. Выготский), «вершинная» психология личности (Л.С. Выготский, В. Франкл, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев), гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл), теория самодетерминации (Richard M. Ryan, Edward L. Deci), системно-эволюционный подход, где личность рассматривается как саморазвивающаяся система (В.В. Белов), а также отечественные и зарубежные положения о развитии автономии личности (Richard M. Ryan, Edward L. Deci, О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, О.А. Карабанова, Г.С. Прыгин и др.).
Теоретико-методологической базой исследования выступает системно-эволюционный подход, в котором личность рассматривается как саморазвивающаяся система, в частности личность лидера. Данная система имеет трехкомпонентную структуру.
Рис. 1. Трехкомпонентная модель личности созидающего организационного лидера,
по В.В. Белову
Рассмотрим трехкомпонентную модель личности созидающего организационного лидера, изображенную на рис. 1. Представленная структура включает в себя три подсистемы: саморегуляцию, самоуправление и саморазвитие. В основе каждой из них лежит свой механизм действия: на уровне саморегуляции - гомеостатический механизм, на уровне самоуправления - механизм целеполагания и целеобразования, на уровне саморазвития - механизм самотрансценденции.
В ходе развития от уровня саморегуляции посредством «функциональных блоков целеустремленной системы», в частности блоков спонтанной активности и предвидения угроз, происходит переход на уровень самоуправления. Далее подсистема самоуправления включается в подсистему саморазвития. И на этом уровне «переходным механизмом от целенаправленных к саморазвивающимся системам является функциональный блок самодетерминации, позволяющий осознавать себя, выделять из окружающего мира» [1, с. 54-55].
Соответственно, в плане своего саморазвития личность представляет собой выдвижение на первые позиции таких качеств, как самостоятельность, независимость. И «именно благодаря саморазвитию как разновидности самоорганизации личность укрепляет свою целостность» [2, с. 294].
Таким образом, согласно трехкомпонентной модели развития созидающего лидера, вершинной составляющей развития личности лидера является саморазвитие. В «Толковом словаре Ушакова», саморазвитие
определяется как «развитие, происходящее силами внутренних причин, независимо от внешних факторов; самодвижение (филос.)»1 [16].
Саморазвитие происходит от двух слов «сам» и «развитие», т. е. самостоятельно развиваюсь, развиваюсь сам. Соответственно, саморазвивающаяся личность - это личность, создающая сама себя, взявшая в свои руки полное управление своей жизнью, творящая ее, основываясь на своих внутренних ресурсах.
Согласно М.А. Щукиной, в ходе саморазвития механизмы детерминации смещаются «от социодетерминации к самодетерминации, что проявляется в личностной трансформации от «изменяющейся личности в изменяющемся мире» к «личности, творящей и изменяющей себя и свой жизненный мир» [2, с. 294].
Исходя из всего вышесказанного, можно предложить рассмотреть автономию как высший уровень саморазвития личности, достигающийся через смещение механизмов детерминации от социо- к само-, а также перехода от объекта деятельности к субъекту созидающей деятельности, основывающейся на своих собственных интересах, ценностях, потребностях, осознающую и принимающую ответственность за свои действия. В ходе саморазвития человек проходит ряд стадий, чтобы в конечном итоге достичь уровня автономии. Мы определяем следующие стадии достижения уровня автономии:
- аморфная (стадия зарождения) - в этот период появляются первые предпосылки, закладывается фундамент для дальнейшего формирования и развития автономии личности. Данная стадия приходится на период раннего детства и дошкольный период. При этом немаловажную роль играет, по мнению Е.В. Пупыревой, надежная привязанность, которая тесно связана с автономией [4, с. 33-34]. Согласно Э. Эриксону, в этот период разумная дозволенность со стороны родителей в отношении действий ребенка в дальнейшем способствует формированию автономии. На данном этапе развития автономии большая роль отводится именно взрослому и его взаимодействию с ребенком. Оптимальная, обеспечивающая свободу активности среда является гарантом успешности детского развития, по-
1 Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1015286 (дата обращения: 01.05.2022).
скольку «дети, при развитии которых проявлялась поддержка чувства автономии и инициативы, внутренне мотивированы или более ориентированы на овладение различными ситуациями» [3, с. 109];
- стадия «свободы от...» - в период подростничества - возраст, который, с одной стороны, является возрастом социализации, а с другой -индивидуализации (происходит открытие и познание, по Э. Эриксону, своего Я через развитие самосознания и эго-идентичности). Согласно культурно-исторической концепции подросткового возраста Э. Шпрангера, именно в этот период происходит «освобождение от детской зависимости». В подростковом возрасте очень ярко и четко появляется желание стать свободным и независимым от взрослых. Но при этом стоит отметить, что эта свобода в меньшей степени связана со взятием ответственности за свои поступки. Подросткам свойственно понимать свободу как освобождение из-под опеки старших, освобождение от «оков», но при этом они в меньшей степени учитывают свои реальные желания, то, что им действительно необходимо для самореализации в жизни. Кроме того, отметим, что центральным новообразованием подросткового возраста является возникновение и развитие самосознания, что является одной из составляющих автономии личности.
- стадия «свободы для.» - переходящая стадия от свободы к автономии, когда человек научается контролировать и направлять свою жизнь, делать осознанный выбор, формируя свою собственную жизнь. На данного этапе происходит дальнейшее развитие составляющих автономии - самосознания, самомотивации, самоопределения (как личностного, так и профессионального), самоконтроля (в том числе нравственного, связанного с ценностно-смысловой сферой личности), самоанализа, самореализации и самоактуализации. Стоит отметить, что эта стадия приходится на период ранней юности, когда происходит постепенный переход от детства к взрослости, к самостоятельной жизни;
- стадия автономии - стадия, при которой человек не просто формирует свою жизнь, он ее создает, творит, согласно своим убеждениям, ценностям, потребностям. На этом уровне саморазвития человек в полной мере может раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Достигая уровня автономии, человек становится субъектом созидающей деятельности.
На рис. 2 можно увидеть, как происходит переход от аморфной стадии к автономии.
l J-- - Д ■ с. [IIH cU Я
автономия
аморфная стадия
LT ]. Д -I _ t у . 111Н 3. L.". I
Рис. 2. Автономия как высший уровень саморазвития
Развитие автономии личности мы рассматриваем в качестве графика, где по оси Y расположилось движение от социодетерминация к са-модетрминация; по оси Х - движение от личности как объекта деятельности (контролируемой личности) к личности как субъекту созидающей деятельности, тогда как по оси Z расположились стадии развития автономии, с учетом постепенного смещения механизмов детерминации и роли личности в деятельности.
Рассмотрев стадиальность развития автономии как высшего уровня саморазвития личности, опишем особенности развития ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфер при переходе от аморфной стадии к автономии.
На начальном этапе вся деятельность, поведение личности строится на внешнем контроле со стороны социума как общества в целом и различных культурных ценностей. Этот этап может характеризоваться наличием у человека набора общих ценностей (которые в дальнейшем станут основой для формирования своей ценностно-смысловой сферы), а также мотивационно-потребностной сферы, удовлетворяющей потребности человека, больше продиктованные внешним воздействием и внутренними витальными побуждениями.
Переход от системы внешнего контроля к внутреннему (или автономии) происходит через промежуточный этап - внешневнутреннего контроля. На данном этапе на развитие личности, ее поведение оказывают влияние как социум, так и инроецированные ценности, которые при благоприятных условиях интегрируются во внутренние, собственные ценности, интересы и потребности, составляющие основу автономии личности. Соответственно происходит трансформация от простой устойчивости и сохранности структуры к целенаправленным действиям, построенным на формировании целей, сборе необходимой информации, продумывании и построении всех этапов реализации действий, принятии соответствующих решений. При этом на данном этапе все еще сохраняется контроль как извне, так и изнутри, в виде ощущения контроля, неполного принятия и сформированности системы ценностей, которая станет одной из основ автономного поведения.
Высшим уровнем развития зрелой личности как самоорганизующейся системы является автономия. На этом этапе человек строит свое поведение, свою деятельность согласно собственной системе ценностей, своим интересам, потребностям. Он сам творит свою жизнь, принимая всю ответственность за каждое принятое решение, каждое совершенное действие на себя, развивая и проявляя свою компетентность, находясь во взаимодействии и «родстве» с обществом.
Но, несмотря на достаточно обширный материал, что был накоплен на сегодняшний момент в психологических науках, мы исследуем феномен автономии личности, в частности с точки зрения системно-эволюционного подхода.
Результаты исследования
Анализ научных исследований феномена автономии позволяет выделить с точки зрения практической востребованности исследования автономии личности следующее противоречие: с одной стороны, уходящее в небытие старое, что было заложено и воспитано в более старшем поколении, а с другой - что-то новое, не совсем понятное, не оформившееся в нечто однозначное, привело к возникновению предпосылок для оформления ценностно-смысловых и мотивационно-потребностных характеристик современного человека, а также перехода к воспитанию автономной личности.
Американским психологам Richard M. Ryan, Edward L. Deci принадлежат первые попытки оформить подход, в основе которого лежала идея автономии личности. Разработанная ими теория получила название теория самодетерминации (ТСД), в центре внимания которой стоит изучение социальных условий, стимулирующих или препятствующих развитию человека. Проводя различные эксперименты, авторы изучали, какие именно условия (биологические, социальные, культурные) повышают, а какие, наоборот, снижают (а то и подрывают) свойственные индивиду способности к психологическому росту и развитию, вовлеченности и благополучию как в конкретных для него областях, так и в целом. Тем самым, исследования, проводимые в рамках теории, затрагивают как внутренние (индивидуальное развитие), так и внутрисоциальные контексты. Ученые пытаются понять, что «в действительности нужно человеку как от психологической, так и от социальной среды», в которой они живут, чтобы полноценно развиваться [11, с. 4].
Истоком ТСД является предположение о том, что человеческая природа сама по себе активна и социальна, и при «достаточно хорошей» (т.е. поддерживающей основные потребности) среде, будет идти по пути процветания, благополучия и целостности. При этом, как уже упоминалось ранее, социальные контексты могут и мешать удовлетворению базовых потребностей (это касается и защитных, и компенсаторных стратегий) [11].
Подход ТСД вращается вокруг предположения, что процессы активного развития и организации требуют определенной подпитки из социальной среды. И связующим звеном в теории является набор базовых психологических потребностей - автономия, компетентность и родство.
Социальная среда, поддерживающая потребности, способствует развитию интегрированной саморегуляции (в частности, «способность управлять многочисленными побуждениями, импульсами, эмоциями, мотивами, возникающими у каждого человека»), тогда как если нарушается удовлетворение базовых потребностей, то в качестве альтернативы это может привести к фрагментации и защите [11, с. 9].
Кроме того, социальная среда призвана, так сказать, оказывать поддержку автономии, компетентности и родства, что не только «теоретически способствует более самодетерминированному и качественному функционированию в той или иной ситуации, но и понимается как содействие более эффективному саморазвитию, развитию устойчивости и стойкого психологического здоровья в долгосрочной перспективе» [11, с. 12].
Главным отличием ТСД от других теорий, в основе которых лежит изучение мотивации, является расстановка акцентов на типах и источниках мотивации, оказывающих влияние на качество и динамику поведения. В ходе экспериментов авторы теории выделяют формы мотиваций: как и полностью волевые (в них отражаются ценности, интересы самого человека), так и полностью внешние. Градация, разделяющая все мотивы, и используемая авторами - «автономия-контроль». Тем самым «в рамках теории самодерминации человеческая мотивация рассматривается дифференциально» [11, с. 14, 16].
В современной отечественной психологии проблема автономии личности начала закладываться и рассматриваться в 90-е гг. XX столетия Д.А. Леонтьевым, Е.Р. Калитеевской, О.Е. Дергачевой и др. В частности, в диссертационном исследовании О.Е. Дергачевой был дан теоретический анализ проблемы автономии личности. Также совместно с Л.Я. Дорфманом, Д.А. Леонтьевым в 2008 г. была разработана адаптированная версия опросника General Causality Orientation Scales (GCOS -Deci, Ryan, 1985) - методика «Русскоязычный опросник каузальных ори-ентаций» («РОКО»). В своих исследованиях они рассматривали общие вопросы автономии личности.
Специфика отечественной концепции автономии личности это синтез зарубежных идей (исследование проблемы в рамках социально-психологического подхода) и собственные наработки в области психологии мотивации, саморегуляции и субъектности (исследование в основном общепсихологических сторон автономии) [9, с. 72].
Согласно пониманию отечественных авторов, автономия личности -это способность выбирать, основываясь на высших осознанных критериях, определяющаяся гармоничным равновесием свободы и ответственности. Однако недостаточно изучены все особенности автономии личности, в частности ценностно-смысловая и мотивационно-потребност-ная составляющие [9, с. 73].
Опираясь на модель развития автономии как высшего уровня саморазвития личности, определим методический аппарат исследования, который будет включать в себя методики, направленные на выявление особенностей мотивации личности, экзистенциальных мотиваций и степени экзистенциальной исполненности своего бытия-в-мире, самоактали-зации личности, ценностных и смысложизненных ориентаций, а также лидерских способностей.
При подборе методик мы ориентировались на критерии модели. Для начала определим методики, направленные на изучение автономии как высшего уровня саморазвития (табл. 1).
Таблица 1
Методический аппарат для определения автономии
Методика Авторы Направленность
Русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО) Э. Деси, Р. Райан. Адаптация: О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев Направлен на выявление особенностей мотивации личности, на что ориентируется человек, когда совершает тот или иной поступок: на себя и собственный выбор, на внешние требования и ожидаемую награду или на невозможность достижения желаемого результата
Тест экзистенциальных мотиваций (ТЭМ) В.Б. Шумский, Е.М. Уколова, Е.Н. Осин, Я.Д. Лупандина Оригинальная русскоязычная методика, предназначенная для субъективной оценки человеком степени реализации в своей жизни фундаментальных экзистенциальных мотиваций и степени экзистенциальной исполненности своего бытия-в-мире согласно концепции А. Лэнгле
Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ) русскоязычная адаптация теста самоактуализации Шострома, разработанного Н.Ф. Калиной при участии А.В. Лазукина Предназначен для диагностики уровня самоактуализации личности
Следующим этапом диагностического исследования будет определение методик, направленных на изучение ценностно-смысловой и мотива-ционно-потребностной сфер личности (табл. 2).
Таблица 2
Методический аппарат для определения ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфер
Методика Авторы Направленность
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьев Удовлетворенность самореализацией, а также результативность жизни, ее эмоциональная насыщенность
Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина Диагностика мотивационно-цен-ностной сферы личности
Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций Ш. Шварц Диагностика структуры ценностных ориентаций личности или группы
Для диагностики лидерских способностей были использованы следующие методики (табл. 3).
Таблица 3
Методический аппарат лидерских способностей
Методика Авторы Направленность
Диагностика лидерских способностей Е. Жариков, Е. Крушельницкий Оценка способности человека быть лидером
Обсуждения и выводы
С точки зрения психологической науки автономия связана с развитием самой личности. Она формируется со временем, давая возможность человеку быть свободным не столько в отношении внешнего, сколько внутреннего. При этом стоит учитывать тот факт, что автономия - это не просто свобода, самостоятельность в суждениях, поступках или принимаемых решениях, а именно внутренняя позиция человека, находящая свое выражение в его поведении, словах, деятельности. Человек не рождается автономным, им он становится. Автономия как качество личности, как высший уровень саморазвития формируется и развивается в ходе воспитания, взаимоотношений с социумом, в котором человек живет, становясь
личностью. Создавая себя, личность «творит» «социальные объекты и процессы», взаимодействует со своим окружением [1, с. 46].
Основываясь на исследованиях психологов разных поколений, можно говорить о том, что автономия как характеристика личности указывает на личностную зрелость, представляет собой важный компонент психологического здоровья и внутренний ресурс, предоставляющий информационно-психологическую защищенность индивида [5, с. 132].
Понимание автономии как существенной стороны человеческой природы, с помощью которой он не теряет своих человеческих качеств, несмотря на инстинкты и влечения, а также свою индивидуальность, сформированную в общественных взаимоотношениях, оформляется в античный период. С наступлением Нового времени мыслители, основываясь на христианских воззрениях и трактовании автономии, стали развивать свои идеи: автономия - способ самодетерминации индивида в познании, морали, деятельности политического и экономического содержания [7].
С точки зрения исторического развития России можно отметить ее характерную особенность - коллективизм традиционных социальных отношений, что в свою очередь привело к тому, что не сформировались представления о самостоятельности, независимости личности ни в царской России, ни в период господства советской власти. К тому же, и современному российскому обществу присущи черты коллективизма, что нередко проявляется в более пассивной и безынициативной позиции личности современного человека [7].
На рубеже веков (конец XX - начало XXI в.) началась социальная трансформация общества: возникает вопрос перехода к автономной личности. Это в свою очередь создало предпосылки для дальнейшего изучения феномена автономии, в том числе и в социальном плане, а также необходимости донести до сознания людей, что автономия - это не только «свойство целостного человека, осуществляющего свою индивидуальность в системе социальных взаимодействий» [7, с. 61], но и высший уровень саморазвития личности, создающей свою жизнь.
В ходе проведенного исследования была разработана модель развития автономии как высшего уровня саморазвития личности, основываясь на которой, был определен методический аппарат исследования, включающий в себя разноплановые методики, направленные на изучение мотивации личности, экзистенциальных мотиваций и самоактуализации,
смысложизненных и ценностных ориентаций, лидерских способностей личности. Для определения автономии как высшего уровня саморазвития нами используются методики РОКО, ТЭМ и САМОАЛ, что в свою очередь помогает определить как движение от социо- к самодетерминации, так и движение личности от объекта деятельности к субъекту созидающей деятельности. Используя методики СЖО, МТЖЦ и методику Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций, а также диагностику лидерских способностей, мы можем изучить особенности ценностно-смысловой и моти-вационно-потребностной сфер автономной личности лидера.
Полученные результаты позволяют рассмотреть автономию не только как внешнее проявление внутренней позиции независимости, самостоятельности, но и как необходимое качество развития и саморазвития зрелой личности, как высший уровень саморазвития личности.
Список литературы
1. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - №4. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 43-57.
2. Белов В.В. Проблема развития личности в акмеологии лидерства // XXI Царскосельские чтения: сб. материалов междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 292-296.
3. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343 с.
4. Доронцова О.А. Психолого-педагогические детерминанты развития автономии подростков в образовательном процессе: дис. ... канд. псих. наук. - Брянск. - 2019. -194 с.
5. Ежевская Т.Е. Автономность как личностный ресурс информационно-психологической безопасности // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - № 5 (40). - 2011. -С. 132-136.
6. Магомедова М. Теоретические аспекты исследования феномена автономии личности в психологии // IX Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. 22 мая 2021 г. / отв. ред. Т В. Седлецкая. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. - С. 80-85.
7. Марченко А.Н. Автономия как способность выхода человека за пределы институциональной культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Вып. №3. - 2013. - С. 60-66.
8. Петров А.В. Автономия личности как право на принятие решения // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - №2. - 2008. - С. 217-220.
9. Степанова Н.А. Проблема изучения самодетерминации личности в отечественной психологической науке // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - Т. 19. - Вып. 1. - 2019. - С. 69-75.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
11. Richard M. Ryan, Edward L. Deci Self-Determination Theory. Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. - New York: The Guilford Press. 2017. -756 с.
References
1. Belov, V.V. (2017) Kontseptsiya lichnosti v akmeologii liderstva: sistemno-evoly-utsionnyy podkhod [The concept of personality in the acmeology of leadership: system-evolutionary approach]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 43-57. (In Russian).
2. Belov, V.V. (2017) Problema razvitiya lichnosti v akmeologii liderstva [The problem of personality development in the acmeology of leadership] // Collection of materials of the international scientific conference XXI Tsarskoye Selo readings. - St. Petersburg: LSU named after A.S. Pushkin. pp. 292-296. (In Russian).
3. Dergacheva, O.E. (2002) Autonomy and self-determination in the psychology of motivation: the theory of E. Desi and R. Ryan. Modern psychology of motivation / Edited by D.A. Leontiev. Moscow: Sense. 343 p. (In Russian).
4. Dorontsova, O.A. (2019) Psikhologo-pedagogicheskiye determinanty razvitiya avtonomii podrostkov v obrazovatel'nom protsesse [Psychological and pedagogical determinants of the development of adolescent autonomy in the educational process]: diss. ... cand. psychol. sciences'. Bryansk. (In Russian).
5. Yezhevskaya, T. E. (2011) Avtonomnost' kak lichnostnyy resurs informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti [Autonomy as a personal resource of information and psychological security]. Uchenyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo - Scientific Notes of the N.G. Chernyshevsky Trans-Baikal State Humanitarian Pedagogical University. No 5 (40). pp. 132-136. (In Russian).
6. Magomedova, M. (2021) Teoreticheskiye aspekty issledovaniya fenomena avtonomii lichnosti v psikhologii [Theoretical aspects of the study of the phenomenon of personality autonomy in psychology]. IX Luga scientific readings. Modern scientific knowledge: Theory and practice: materials of the International Scientific Conference on May 22, 2021 / ed. by T.V. Sedletskaya. - St. Petersburg: LSU named after A.S. Pushkin. рp. 8085. (In Russian).
7. Marchenko, A.N. (2013) Avtonomiya kaksposobnost' vykhoda cheloveka za predely institutsional'noy kul'tury [Autonomy as the ability of a person to go beyond the limits of institutional culture]. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki - Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. Issue No 3. рр. 60-66. (In Russian).
8. Petrov, A.V. (2008) Avtonomiya lichnosti kak pravo na prinyatiye resheniya [Personal autonomy as the right to make a decision]. Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnal-istika - Bulletin of the VSU. Series: Philology. Journalism. No 2. рp. 217-220. (In Russian).
9. Stepanova, N.A. (2019) Problema izucheniya samodeterminatsii lichnosti v otech-estvennoy psikhologicheskoy nauke [The problem of studying self-determination of personality in Russian psychological science]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya Seriya. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika - News of the Saratov University. New Series Series. Philosophy. Psychology. Pedagogy. Vol. 19, issue 1. рp. 69-75. (In Russian).
10. Frankl, V. (1990) Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning]. Moscow: Progress. 368 p. (In Russian).
11. Richard M. Ryan, Edward L. Deci Self-Determination Theory. Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York: The Guilford Press. 2017. 756 p.
Об авторе
Марият Магомедова, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-5279-176X, e-mail: [email protected]
About the author
Mariyat Magomedova, graduate student, Pushkin Leningrad State University,
Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-5279-176X, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 16.04.2022 Received: 16 Apr. 2022
Принята к публикации: 29.04.2022 Accepted: 29 Apr. 2022
Опубликована: 30.06.2022 Published: 30 June 2022