УДК: 637.56:330.567.222
Потребление рыбы в России:
методологические аспекты
В.М. Киселев, д-р техн. наук, профессор, Т.Ф. Киселева, д-р техн. наук, профессор И.В. Мозжерина
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Величина объема потребления рыбы в нашей стране даже в наступившем веке информации в значительной степени является неопределенной. В одних источниках эта величина указывается 22,5 кг на человека в год [1], что в полной мере соответствует рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания (18-22 кг на человека в год), разработанным Министерством здравоохранения и социального развития РФ [2]. Вместе с
Мировое производство рыбы и рыбопродуктов в ближайшее десятилетие увеличится на 15 % преимущественно за счет роста сегмента рыбы, выращенной в неволе, объем которого прирастет на 35 %.
тем, в других источниках эта величина указывается почти в два раза меньшей (12 кг на человека в год) [3], что создает основание для беспокойства в отношении полноценности рационов питания россиян. Причиной подобного расхождения анализируемого показателя можно считать неопределенность объемов рыбы и рыбопродуктов, обращаемых на российском потребительском
Ключевые слова: структура производства; экспорт и импорт рыбы; среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов.
Key words: structure of production, exports and imports of fish per capita consumption of fish and fish products.
рынке, и существенное колебание величины данного показателя в зависимости от географического расположения различных российских регионов относительно мест вылова рыбы, морских портов, через которые поступает импортируемая рыба, и развитости логистических цепочек доставки рыбы в различные сегменты указанного рынка. Ввиду значительной географической протяженности российского государства (площадь территории Российской Федерации составляет более 17 млн км2, протяженность государственной границы - более 58 тыс. км, общее количество населенных пунктов - около 158 тыс.) эти различия представляются весьма существенными с точки зрения упомянутой физиологической рациональности потребления рыбы и рыбопродуктов.
Данная статья посвящена анализу факторов, влияющих на величину потребления рыбы и рыбопродуктов российскими потребителями. В качестве указанных факторов рассматри-
ваются современные тенденции мирового и национального рыболовства, традиции российского рыбоперерабатывающего хозяйства, а также потребление рыбы и рыбопродуктов. Результаты такого анализа позволят, по нашему мнению, эффективно проектировать поставки (количество, структуру и др.) рассматриваемой товарной группы в российские регионы, достигнуть в полной мере соответствия рекомендованным рациональным нормам и за счет этого обеспечить повышение качество жизни россиян.
Значение в рационах питания населения рыбы определено ее химическим составом, благоприятным для физиологии питания людей. В отличие от многих других источников пищевых веществ и энергии рыба и рыбопродукты содержат полноценные белки и липиды, важнейшие витамины и минеральные вещества. Белки рыбы содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются организмом человека на 98 %. Содержание жира в рыбе - один из главных показателей ее пищевой и энергетической ценности. В жирах рыбы содержится около 86 % ненасыщенных жирных кислот. Помимо этого рыбий жир служит источником жирорастворимых витаминов А, D, и Е. Минеральный состав мяса рыб определяется содержащимся в нем значительным количеством важнейших макро- и микроэлементов, представленных фосфором, кальцием, калием, натрием, магнием, серой, хлором, железом, медью, марганцем, кобальтом, цинком, йодом, бромом, фтором и др. Вкусовые достоинства и пищевая ценность рыбы в значительной степени зависят от холодильного режима ее хранения, что определяет ее свежесть.
Учитывая исключительные достоинства рыбы для физиологии пита-
ECONOMICS AND MANAGEMENT
ния людей, рациональная норма ее потребления хоть и уступает величине потребления мяса птицы (30 кг на человека в год) и в малой степени аналогичному показателю для говядины (25 кг), но существенно превышает рекомендованное количество потребления свинины (14 кг) и баранины (1 кг на человека в год). Мировые цены на рыбу и рыбопродукты значительно выросли за последние три года. Приняв индекс прироста цен на рыбу за период с 2008 по 2010 гг. за единицу, увидим, что его величина в несколько раз превышает аналогичные показатели для других важнейших источников белка (рис. 1). Так, в анализируемый период прирост закупочных цен на рыбу более чем в 1,5 раза превысил значение аналогичного показателя для говядины и мяса птицы, в 2,5 раза -для свинины и в 5,6 раза - для баранины. Это демонстрирует ценность рыбы для мирового потребительского рынка, с одной стороны, и наметившийся ее дефицит - с другой.
Динамика мирового объема производства рыбы и рыбопродуктов за последние 30 лет отражена на рис. 2.
Динамику анализируемого показателя за период 1980-2010 гг. можно описать эмпирическим уравнением регрессии следующего вида:
У = -0,15х5 + 3,22х4 - 24,50х3 + 81,06х2 - 89,68х + 102,0. (1)
Применяя метод математического моделирования, можно прогнозировать продолжение положительной динамики мирового объема производства рыбы на предстоящие 20 лет со средней 15 % величиной ежегодного прироста. Таким образом, к 2015 г. мировой объем производства рыбы и рыбопродуктов достигнет значения 155 млн т, а к 2020 -164 млн т.
Приведенная на рис. 2 динамика мирового производства рыбы никаким образом не объясняет отмеченную ранее динамику закупочных цен на эту товарную группу. Для изучения причины изменения закупочных цен целесообразно изучить структуру мирового производства рыбы и рыбопродуктов.
На рис. 3 отражена структура мирового объема производства рыбы и рыбопродуктов в зависимости от вида водоемов, в которых осуществлен ее вылов и количественная оценка величин объемов вылова рыбы в этих водоемах. При динамичном приросте объемов вылова
рыбы в водоемах обоих видов в структуре суммарного объема значительно преобладают морские ее виды. Размер сегмента морской рыбы за период 1980-1990 гг. увеличился с 75 до 85 %, но в последующее десятилетие (1990-2008 гг.), напротив, сократился до 70 %. Рост сегмента пресноводной рыбы может влиять на повышение ее закупочных цен в случае, если этот прирост обусловлен ростом доли в этом сегменте выращенной рыбы (вскормленной в неволе для последующего промышленного вылова).
С целью изучения указанного фактора рассмотрим динамику мирового рыбного производства в сегментах вольно/невольно плавающей рыбы (рис. 4). Исходя из данных, отражающих объемы производства рыбы и рыбопродуктов в сегменте выращенной в неволе рыбы, можно отметить, что при наметившейся в анализируемый период стабилизации объема вылова в сегменте рыбы, выросшей на воле, прирост ежегодных объемов производства происходит за счет сегмента рыбы, выращенной в неволе. С учетом того, что себестоимость производства 1 т рыбы и рыбопродуктов, выращенной в неволе, почти на 90 % выше аналогичного показателя вылова вольно растущей рыбы (1884,5 и 992 долл. США, соответственно, в мировых ценах 2010 г.) [3], а также мирового уровня инфляции - прирост закупочных цен вполне объясним. Отметим также, ФАО ООН (Food and Agriculture Organization of the United Nations, 2010) [4] прогнозирует, что в предстоящий деся-
о н у
-DO (ГЗ
-û Ю I ñ
еку
1,5 1,3 1,1 0,9 0,7 0,5
2010
2015 (прогноз)
---1,5
1Л - —-
2020 (прогноз)
"I
Выловленная
Рис. 5. Прогнозирование индексов роста мировых закупочных цен на рыбу и рыбопродукты
2020 (прогноз) 2015 (прогноз) 2010 2005 2000 1990 1980
0
■ 6' ^I
20 30 40 50 60 70 80 90 100 Структура рынка рыбы, %
Выращенная Выловленная
Рис. 6. Мировое производство рыбы и рыбопродуктов в сегментах способа мирового производства, млн т [4]
Вьетнам 0,3 %
Рис. 9. Структура мирового импорта рыбы и рыбопродуктов [3]
Рис. 10. Структура мирового экспорта рыбы и рыбопродуктов [3]
ш Импорт Экспорт
Рис. 8. Структура мирового объема производства рыбы и рыбопродуктов [3]
тилетний период этот фактор сохранит текущую тенденцию.
В соответствии с рисунком 5, к 2020 г. закупочные цены на выращенную в неволе рыбу вырастут в 1,5 раза, тогда как аналогичная величина для рыбы, выросшей на воле, -только в 1,2 раза.
С учетом выявленных факторов, на основании данных, опубликованных ФАО Организации экономического развития и сотрудничества (OECD-FAO, 2011) [4], возможно осуществить прогнозирование структуры производства рыбы и рыбопродуктов на предстоящий двадцатилетний период.
За весь анализируемый период, несмотря на постоянный рост объемов производства рыбы в обоих сегментах, доля рыбы, выращенной в неволе, в общем мировом объеме непрерывно увеличивается (рис. 6). В 2010 г. доля выращенной в неволе рыбы достигла 38,5 % в общем объеме мирового производства; в 2015 г. величина этого показателя увеличится до 42,5 %, а к 2020 г. - 45,1 %.
На основании приведенных данных можно заключить, что мировое производство рыбы и рыбопродуктов в ближайшее десятилетие увеличится на 15 % преимущественно за счет роста сегмента рыбы, выращенной в неволе, объем которого прирастет на 35 %, в то время как величина этого показателя в сегменте рыбы, выловленной в условиях свободной жизнедеятельности, увеличится только на 2 %.
Российская Федерация занимает довольно скромное место в мировом объеме производства рыбы и рыбопродуктов (около 4 % мирового объема).
В анализируемый период динамика российского рыболовства шла в разрез мировой тенденции (рис. 7). Однако именно этот характер развития российского производства рыбной продукции делает для него текущий период весьма привлекательным для роста.
Растущее мировое и российское производство рыбы и рыбопродуктов способствует повышению величины среднедушевого их потребления в тех географических регионах, которые находятся в значительном удалении от мест вылова рыбы и рыбопродуктов. С этой целью целесообразно рассмотреть структуру суммарного объема рыбы и рыбопродуктов.
Объемы мирового экспорта и импорта рыбы и рыбопродуктов (рис. 8)
в недавнем прошлом в своей совокупности составляли около 60 % мирового рынка (в 1980 г. - 56,9 %). Однако за последние годы значение этого показателя выросло до 80 % (2008 г. - 79,5 %).
Структура импорта и экспорта рыбы и рыбопродуктов проявляет консервативность и устойчивость во времени. Лидером в структуре мирового импорта рыбы выступает (рис. 9) Экономическое сообщество европейских стран (41,4 % мирового объема импорта).
Эти страны вместе с тремя последующими (США - 11,8 %, Япония -9,8 %, Китай - 7,2 %) составляют в совокупности более 70 % мирового импорта. Россия, имеющая численность населения вдвое меньше, чем США, занимает в совокупном объеме только 3,6 %, т. е. уступая по величине американскому показателю более чем в 3 раза.
Доля России в совокупном объеме экспорта рыбы и рыбопродуктов также составляет 3,6 % (рис. 10). Однако четверка мировых лидеров по этому показателю изменилась: Европейский экономический союз занимает первое место (33,1 % мирового объема экспорта продукции рыболовства), за ним следуют Китай (18,1 %), Таиланд (6,3 %), Норвегия (3,6 %).
Объемы экспорта и импорта у России равны, тогда как у Китая соотношение величин этих показателей составляет 2,5. При существенно большей численности населения Китая в сравнении с Россией, а также с учетом значительной удаленности центрально-расположенных регионов от акватории рыболовства такое различие в значении анализируемых показателей требует дополнительного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. GAIN Report RS 7066, 2007. - 14 p.
2. Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2.08.2010 № 593Н. - М. - Опубл. 15.10.2010. Вступил в силу 26.10.2010//Россий-ская газета, 2010.- № 234. -15.10.2010.
3. GAIN Report RS 8070, 2008. - 16 p.
Продолжение следует.