О. А. ПОЛУХИНА
ПОТРЕБЛЕНИЕ ИТ-УСЛУГ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: информационные технологии, региональный ИТ-рынок, региональный рынок ИТ-услуг, ИТ-затраты, Республика Бурятия
Key words: information technologies, regional IT-market, regional market of IT-services, IT-expenses, the Republic of Buryatia
Высокая положительная динамика за последние годы российского рынка информационных технологий (ИТ) привлекает к нему повышенное внимание. В настоящее время доля ИТ-услуг составляет не менее четверти всего российского ИТ-рынка, а среднегодовые темпы роста в 2005—2008 гг. составили по оценкам аналитиков более 25 % — рекордный показатель для ИТ-рынка. Наиболее быстрорастущими сегментами за последние три года стали консалтинг и аутсорсинг, хотя их объемы в абсолютном выражении пока не достигли уровня реального спроса. Для российского рынка ИТ-услуг характерен динамичный рост. Он в 3—4 раза интенсивнее по сравнению, например, со стабильным рынком США. Доминирующее значение российского рынка ИТ-услуг заключается не в его величине, а в том, что показатели динамики этого сегмента определяют потенциал роста всего российского ИТ-рынка.
Объем российского рынка ИТ-услуг в 2008 г. достиг 5,22 млрд долл., что на 261 % превышает аналогичный показатель 2002 г. В 2008 г. около одной трети доходов (31,9 %) рынка ИТ-услуг обеспечивала системная и сетевая интеграция. Значимы также доли сегментов разработки заказного программного обеспечения (ПО) (28,6 %), установки и поддержки оборудования и ПО (17,9 %). Незначительна
ПОЛУХИНА Оксана Андреевна, преподаватель кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики Восточно-Сибирского государственного технологического университета.
доля продаж ИТ-консалтинга и аутсорсинга. В целом данные характеризуют незрелость рынка российского ИТ-услуг и в то же время значительный потенциал информационных технологий в качестве инструмента решения бизнес-задач1.
Сам по себе сегмент ИТ-услуг растет быстрее ИТ-рынка в целом. Основным фактором такой динамики развития ИТ-рынка служит «фактор нефти», который практически полностью определяет экономическое и социальное благополучие современной России. Именно этот и никакой другой фактор позволял российским высокотехнологичным организациям, особенно ИТ-компаниям, предоставлять свои услуги прочим агентам экономики.
Уровень проникновения ИТ в экономику регионов непрерывно повышается, но в настоящее время региональный ИТ-рынок еще далек от насыщения. Это объясняется тем, что не все потребности компаний региона в сфере ИТ решены. Чтобы экономика стабильно развивалась, компаниям необходима качественная опора в виде современных ИТ-решений. Поведение регионов РФ на рынке ИТ-услуг в значительной мере определяется уровнем их экономического развития. Структура спроса регионов на ИТ-услуги в настоящее время остается неэластичной в связи со слабой конкуренцией в регионах и стабильным доминированием Москвы как основного потребителя ИТ-услуг. Для высокодоходных регионов типичны завышенные расходы на ИТ-услуги, тогда как предприятия с низкими доходами в регионах России рассчитывают только на свои силы.
Спрос на ИТ-услуги в регионах определяется тремя основными факторами: общим уровнем экономического развития, участием региона в реализации государственных федеральных программ и проектов (например, «Электронная Россия, 2002—2010 гг.»), структурой экономики региона и насыщенностью спроса на сервисы ИТ-консультантов и интеграторов. Если в стабильных условиях основным фактором спроса является общий уровень развития экономики региона, то в условиях кризиса все более заметным становится влияние других факторов. Спрос на ИТ-услуги все больше отражает отраслевую структуру региональных экономик, а также общее развитие их уже созданной ИТ-инфраструктуры2.
С учетом географической распределенности ИТ-проектов стабилизация этого рынка произойдет через три-четыре года. В настоящее время основные потребители ИТ-услуг сосредоточены в центральном регионе, региональные проекты зачастую инициируются из Москвы или Санкт-Петербурга, хотя в регионах появляется все больше специалистов, способных самостоятельно реализовать крупные проекты и предоставлять качественные ИТ-услуги. Что касается Бурятии, то сейчас здесь отмечается большой спрос на ИТ-решения со стороны региональных органов государственного управления, торгово-розничных компаний, банков, телекоммуникационных компаний. По поводу компаний среднего и малого бизнеса — ими информационные технологии пока еще не очень востребованы.
Наибольшие затраты на ИТ-услуги были сконцентрированы в г. Москве (31,1 %), Уральском (17,5 %) и Приволжском (16,6 %) федеральных округах. И это неудивительно, так как именно эти регионы являются центрами машиностроения, нефтегазодобычи, обрабатывающих производств. Что касается Москвы, то здесь сосредоточены штаб-квартиры практически всех ключевых сырьевых монополий. Кроме того, Москве нет равных по размеру сферы услуг и розничной торговли с сильными предприятиями всех обслуживающих отраслей (бытовые, финансовые услуги, торговля, индустрия развлечений и т. д.). При этом следует отметить, что в 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошло некоторое снижение доли столицы на фоне других регионов — с 41,5 до 31,1 %.
В целом по России и Сибирскому федеральному округу за период 2006—2008 гг. наблюдался рост затрат, связанных с информационными технологиями в абсолютном и относительном выражениях. Наибольший скачок произошел в 2008 г. в Республике Бурятия (ИТ-затраты увеличились в 2 раза) с 1,4 до 3,2 млрд руб., несмотря на снижение в этом году темпов роста ВРП на душу населения, хотя еще в 2006 г. для ИТ-затрат было характерно снижение (на 1,4 % — в Республике Бурятия и на 53,8 % — в Иркутской области). Этот скачок на российском рынке, особенно на рынке Бурятии, обусловлен стабилизацией экономической ситуации, а также реализацией национальных проектов «Электронная Россия». В 2007 г. затратам на ИТ-услуги также был присущ рост (Россия — 122,5 %, Сибирский
федеральный округ — 152,4 %). К этому виду ИТ-затрат наиболее интенсивно прибегала Республика Бурятия, ее темпы роста в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составили 417 % (увеличение с 0,07 до 0,3 млрд руб.). Такой бурный рост вызван тем, что предприятия Бурятии только начали предъявлять спрос на такой вид услуг, т. е. рынок начинает только формироваться. Иркутская область в 2007 г. имела тот же уровень ИТ-затрат, что и Бурятия, но ее темпы роста в 2007 г. составили всего 103,6 %. Однако в 2008 г. темпы роста затрат на ИТ-услуги на рынке Бурятии уменьшились до 175,8 %, а на рынке Иркутской области, наоборот, выросли до 222,5 %. Дело в том, что сегмент ИТ-услуг представляет собой сервисную отрасль, которая оказывает услуги различным секторам экономики. Поэтому динамика рынка ИТ-услуг качественно повторяет динамику ВРП с некоторым отставанием по времени, который в период 2006—2008 гг. рос.
В 2008 г. наибольшую долю в ИТ-затратах в России и регионах Сибирского федерального округа занимали расходы на приобретение вычислительной техники и оплату услуг связи (более 25 %). Причем расходы, связанные с оплатой услуг связи, занимают наибольший удельный вес в структуре ИТ-расходов в Республике Бурятия и Иркутской области (29,6 и 28,5 % соответственно). В свою очередь высокая доля расходов на приобретение вычислительной техники (особенно в Забайкальском крае — 57,6 %) свидетельствует о низком уровне информатизации регионов. В данном случае информатизация осуществляется в основном за счет расширения компьютерного парка, а не за счет создания и внедрения информационных систем. Высокий уровень расходов, связанных с оплатой услуг связи (более 33 %), по всему Сибирскому федеральному округу говорит о высоких тарифах на использование интернет-технологий и мобильной связи. Невысокая же доля затрат на ИТ-услуги в Республике Бурятия (16,5 %) по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа и России связана с начальным этапом формирования отрасли в регионе, а также с завышенными затратами на ИТ-услуги, вызванными недостаточной конкуренцией внутри рынка ИТ-услуг.
Несмотря на негативные факторы, влияющие на развитие ИТ-рынка в Бурятии, он становится более насыщенным, а
ежегодный рост составляет порядка 20 %. Это означает, что республиканский рынок ИТ-услуг имеет потенциал развития.
В настоящее время ИТ-рынок Бурятии пока формируется. Для него характерен ряд черт.
Во-первых, это высокий потенциал роста. С точки зрения потенциала роста рынка информационных технологий Бурятия значительно отстает от других регионов СФО. Это связано с отсутствием больших промышленных компаний добывающего, обрабатывающего и других секторов. Но активный рост частных организаций и поддержка со стороны местных властей положительно сказываются на перспективах успешного предложения ИТ-решений. Пока насыщение ИТ-рынка скорее имеет количественный, а не качественный рост3.
Во-вторых, это недостаточное количество специализированных компаний для создания конкурентной среды на внутреннем рынке. ИТ-рынок Бурятии представлен в основном либо небольшими компаниями, ориентирующимися на ИТ-поддержку, либо филиалами из других регионов. Отсутствие большого количества корпораций влечет за собой то, что основными клиентами ИТ-услуг являются малые и средние предприятия, мало интересующиеся ERP-системами. В этом сегменте пользуются спросом локальные вычислительные сети, подключенные к Интернету, CRM и узко специализированное программное обеспечение для автоматизации документо-оборота и бухгалтерии.
В-третьих, это низкий уровень прозрачности рынка. ИТ-рынок Бурятии в основном представлен региональными представительствами, внутренними службами или предприятиями, основной деятельностью которых не является предоставление ИТ-услуг. Это затрудняет исследование рынка ИТ-услуг. Помимо указанной проблемы, существует и методологическая, связанная с отображением информации в статистических сборниках.
В-четвертых, это низкий уровень использования информационных технологий предприятиями Бурятии, который проявляется в низком уровне вовлеченности в ИТ-сферу аграрного и промышленного секторов экономики, низком уровне компьютеризации региона (на 100 чел. — 29 компьютеров), а также низкой вовлеченности компаний Бурятии в сферу ИТ в связи с незрелостью бизнес-процессов.
В условиях кризиса наблюдается значительное падение рынка ИТ-услуг. Однако даже в условиях кризиса нельзя отказаться от финансирования информационных технологий, так как существующая инфраструктура требует постоянной поддержки и оптимизации.
Анализ сложившейся ситуации и тенденций развития позволяет прогнозировать некоторые изменения в структуре ИТ-рынка Бурятии. В сегменте консалтинга и аутсорсинга ИТ будет формироваться значительный потенциал роста. Ускорение в развитии сегмента ИТ-услуг будет обусловлено стремлением заказчиков минимизировать свои затраты за счет оптимизации бизнес-процессов. Вполне вероятно также незначительное развитие сегмента ИТ-услуг относительно падения доли доходности от продаж оборудования и программного обеспечения.
С одной стороны, с повышением общего уровня развития компаний Бурятии произойдет переориентация республиканских компаний на более дорогостоящие ИТ-решения (в среднесрочной перспективе), с другой — сегмент ИТ-услуг (консалтинга и аутсорсинга) в условиях кризиса имеет значительный потенциал развития, так как именно такая форма бизнеса является менее затратный для заказчиков.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Антохонова И.В., Полухина О.А. Статистический анализ структуры российского рынка ИТ-услуг // Ежегодный сб. МЭСИ. М., 2009. С. 11.
2 См.: Карачаровский В.В. Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг, 2009// CNews Analytics: интернет-издание о высоких технологиях. URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/itservice2008/articles/region. shtml (дата обращения: 11.01.2010).
3 См.: Кущ И. Цифровой регион: ИТ-рынок Челябинской области// Connect. Мир связи: бизнес-журнал об информационных технологиях. URL: http://www.connect.ru/article.asp?id=9141 (дата обращения: 15.01.2010).
Поступила 12.04.10.