УДК 338.46: 339.138
ОБЗОР РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ И СИБИРИ CONSULTING SERVICES IN SIBERIA AND RUSSIA-WIDE
М.В. Литовченко, Н.А. Завалько M.V. Litovchenko, N.A. Zavalko
Омский государственный педагогический университет
Характерной чертой рынка консалтинга в России в настоящее время является сильная концентрация сферы услуг в Москве и Санкт-Петербурге. Общероссийский рынок, представленный столичными компаниями, уже достиг определенного порога насыщения и развивается более размеренно. Тенденция рынка консалтинга в России отражает и общую тенденцию развития рынка Сибири. Однако региональные рынки имеют и свои отличительные особенности. Приводится обзор ситуации в отрасли, тенденции развития и перспективные направления в консалтинге.
The paper reviews consulting services Russia-wide, their trends and issues. With consulting services being highly-concentrated in Moscow and St.Petersburg, the market there is filled and moves in a slower pace. Reflecting all-Russian trends in consulting services regional Siberian markets have some distinguishing features.
Ключевые слова: консалтинг, рынок консалтинговых услуг, особенности региональных рынков, тенденция рынка консалтинга.
Key words: consulting, consulting service market, regional market features, consulting trends.
Предпосылкой для возникновения консалтинга в России считают наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х гг.
Несмотря на появление частного бизнеса, который хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями, высокий спрос на данный вид услуг не был сформирован. В качестве основных причин, по которым компании не желали обращаться к консультантам, можно выделить следующие: отсутствие профессиональных консультантов, непонимание смысла консультационных услуг и, как следствие, отсутствие потребности в них.
Однако с середины 90-х гг. российский бизнес стабильно развивался и приносил сверхприбыли: к консультантам чаще всего обращались компании по вопросам приватизации, инвестиций, управления финансами, налогообложения, т. е. перед предпринимателями стояла задача поделить деньги с государством, с акционерами, партнерами по бизнесу. После кризиса 1998 г. вопросы об инвестициях стали неактуальны, так как иностранные инвесторы потеряли интерес к России. Многие компании за© М.В. Литовченко, Н.А. Завалько, 2011
думались о стратегии реорганизации бизнеса, о сокращении издержек, об оптимизации деловых процессов и финансовых потоков, о мобилизации внутренних резервов организации.
Вместе с тем качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия крупных компаний на региональные рынки подняли частный бизнес и рынок консалтинговых услуг на новый качественный уровень. Таким образом, востребованность тех или иных консалтинговых услуг естественным образом определялась задачами, встающими перед компаниями.
Согласно исследованиям, проведенным рейтинговым агентством «Эксперт РА», в период 2004-2005 гг. темп прироста доходов консалтинговых компаний составлял в среднем 50 % [1]. Наиболее динамично развивающимися были такие направления, как маркетинговый консалтинг, управление персоналом, информационные технологии и производственный консалтинг. Наибольший бум произошел в сфере информационных технологий, доля которой в общем объеме всего рынка консалтинговых услуг превысила 50 %. Быстрорастущий сектор информационных технологий и медленное развитие других консалтинговых направ-
лений качественно изменили структуру рынка. На фоне роста услуг в сфере информационных технологий особенно заметен спад в секторе стратегического и финансового консалтинга, а также замедление темпов роста продемонстрировали юридический и налоговый консалтинг [2].
В 2006 г. наблюдается изменение сложившейся ситуации на рынке консалтинговых услуг: замедление темпов роста сектора информационных технологий, учитывая его доминирующее положение, повлекло за собой снижение показателей всего рынка в целом [3]. В результате 2007 г. характеризовался стабильным спросом на классические услуги из области информационных технологий, а также услуги в области управленческого консалтинга, управления персоналом, маркетинга и производства [4].
Сужение сегмента информационных технологий в 2008 г. компенсировалось ростом доходов в других областях. Наиболее значительно за год изменилась выручка от услуг в области финансового управления и оценки. Кроме того, к концу 2008 г. заказчики стали проявлять все большую заинтересованность в усилении систем риск-менеджмента, осознавая потребность в более тщательном подходе к планированию расходов и сокращению издержек.
Еще одно направление, получившее развитие в этот период, - аутсорсинг, способный принести положительный экономический эффект. Эксперты отмечают, что стремление к оптимизации затрат заставляет внимательнее рассматривать возможности для передачи ряда функций сторонним исполнителям, по-новому взглянув на многие уже привычные решения.
Также кризис дал хорошие шансы для компаний, занимающихся юридическим консалтингом, правда, по итогам 2008 г. этот сектор не отличался выразительной динамикой. В этот же период наблюдается спад в таких направлениях, как маркетинговый консалтинг, управление персоналом, стратегический консалтинг.
Следует подчеркнуть, что в 2008 г. рейтинг консалтинговых групп по данным «Эксперт РА» зафиксировал сразу два абсолютных рекорда. Впервые суммарная выручка 150 ведущих консалтинговых компаний России превысила 3 млрд долл. и составила 77 млрд руб. Но от несвоевременной рефлексии удерживает другой рекорд. Динамика роста доходов консалтинговых компаний оказалось минимальной за всю историю наблюдений. В 2008 г. объем оказанных консультационных услуг увеличился всего на 17 % по сравнению с предыдущим годом, тогда как совсем недавно 40%-ный при-
рост давал почву для рассуждений о значимом замедлении рынка [5].
При всей ситуации, наблюдаемой в 2008 г., результаты 2009 г. оказались для консультантов не столь уж печальными. По отношению к
2008 г. суммарная выручка 150 консалтинговых компаний сократилась всего на 5 %, составив почти 79 млрд руб. Правда, с поправкой на инфляцию спад реальных доходов оценивается уже в 15 %. Тем не менее можно сказать, что самые мрачные прогнозы участников рынка не оправдались [6].
В сложившейся ситуации эксперты отмечали, что быстрое посткризисное восстановление рынка не последует. Несмотря на падение объема новых заказов в 2009 г., часть основных игроков чувствовала себя уверенно благодаря заделу длинных контрактов, заключенных еще в докризисный период. К тому же часть платежей за работы, сданные еще в 2008 г., фактически были проведены клиентами лишь в течение 2009 г. Сейчас же к финансированию новых масштабных проектов подавляющее большинство клиентов явно не готово.
Выручка от услуг по управленческому консультированию в сфере информационных технологий в 2009 г. сократилась на 11 %. Устойчивого возобновления восходящей динамики спроса консультанты ожидают лишь к 2011 г. Существенным фактором будет недофинансирование информационных технологий в 20082010 гг., в результате чего у заказчиков накопился багаж нерешенных проблем. В частности, техника устаревает очень быстро, и к 2011 г. это устаревание станет критическим. А на волне роста затрат на обновление устаревшей техники вырастет спрос на консалтинговые услуги в сфере информационных технологий, считают эксперты.
Однако самые тяжелые потери от кризиса понес консалтинг в сфере управления персоналом, стратегического планирования и маркетинга. Выручка участников рейтинга в этих секторах услуг сократилась по итогам 2009 г. на 24, 28 и 51 % соответственно.
Отрицательная динамика развития консалтинга в сфере управления персоналом связана с сокращением бюджетов и потока новых клиентов. По оценкам участников рейтинга «Эксперт РА», объем услуг по управлению персоналом сократился во всех главных направлениях - кадровом консалтинге, оценке и развитии персонала. Сократились запросы на создание систем премирования на основе ключевых показателей эффективности, акцент переместился на расчет нормативной численности пер-
сонала. Оценку и обучение персонала компании больше проводят своими силами, расширяя штат внутренних тренеров, а некоторые обучают только приоритетные категории персонала.
Необходимость сохранения бизнеса заставила корпоративный сектор отложить планы вывода на рынок новых продуктов и инвестиции в развитие. В связи с этим консалтинг в области стратегического планирования, а также маркетинга и связей с общественностью становится пока что менее востребованным.
Впрочем, даже в период кризиса в ряде достаточно емких сегментов рынка удалось поддерживать рост. Наиболее яркий пример - финансовый консалтинг. Несмотря на двукратное замедление динамики по сравнению с прошлым рейтингом, доходы от рассматриваемого вида услуг у ведущих консалтинговых групп возросли на 18 %, до 5 млрд руб.
Спрос на услуги в области финансового управления стимулируется адаптацией клиентов к новым экономическим условиям. Главная потребность продиктована необходимостью оптимизировать операционную и управленческую деятельность. Для повышения экономической эффективности планирование расходов и сокращение издержек становятся повсеместными. При этом в условиях сокращения издержек оценка рисков и инвестиций приобретает особую важность.
Спрос на оценку и стоимостное консультирование остался стабильным даже в период кризиса. Прирост доходов по этому направлению консалтинга в 2009 г. составил 3 %. Устойчивость этого сегмента связана как с потребностью клиентов в оценке залогов, так и с активизацией процессов финансовой реструктуризации. В будущее участники рынка оценочных услуг смотрят оптимистично. Свои прогнозы они связывают, с одной стороны, с вероятным продолжением перераспределения активов, а с другой - с постепенным налаживанием процесса кредитования.
Урезая бюджеты на консалтинговые услуги, компании оставили в неприкосновенности статьи, относящиеся к производственному консалтингу. Пока на этот сегмент приходится всего 2 % совокупной емкости рынка консультационных услуг, однако растет он по нынешним меркам весьма динамично: в 2009 г. прирост доходов в этой области составил 12 %. Неплохо себя чувствуют и компании, ориентированные на предоставление консалтинговых услуг в области права: их обороты возросли на 6 %.
Таким образом, после окончания острой фазы кризиса и в условиях восстановления эко-
номики в 2010 г. компании снова стали уделять все больше внимания консультационным услугам, что позволяет прогнозировать увеличение спроса по основным направлениям консалтинга.
Следует отметить, что тенденции рынка консалтинговых услуг в России отражают и общую тенденцию развития рынка Сибири. Однако региональные рынки имеют и свои отличительные особенности. Ключевое отличие Сибири в том, что здесь рынок консалтинговых услуг еще очень молод и окончательно не сформирован. Общероссийский же рынок, представленный столичными компаниями, уже достиг определенного порога насыщения и развивается более размеренно.
По данным агентства DISCOVERY Research Group, Центрами российского консультирования являются Москва (с долей 32 %) и Санкт-Петербург (с долей 18 %). Ситуация тут вряд ли изменится, по крайней мере, в обозримом будущем. Сибирский федеральный округ находится на третьем месте, занимая 15 %, и продолжает расти. При этом в рейтингах крупнейших консалтинговых групп России наиболее часто встречаются компании таких городов, как Новосибирск, Томск, Иркутск, Красноярск, Барнаул, Омск.
Рассмотрим тенденции развития рынка консалтинговых услуг в Сибири. Во-первых, следует отметить, что рынок консалтинговых услуг Сибири начал расти рекордными темпами с 2003 г. в условиях активного роста во многих секторах экономики. По данным рейтинга АЦ «Эксперт-Урал», совокупная выручка консалтинговых компаний в 2003 г. составила 120,7 млн руб., что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 116 % [7].
В этом году в Сибири, как и по России в целом, значительно вырос кадровый консалтинг. Его доля в общей выручке консалтинговых компаний составляла 8,8 %, в то время как по России в целом - всего 2,4 %. Особенностью является то, что Сибирь, как и прочие регионы, наращивает обороты в основном за счет поиска квалифицированных кадров. Это связано с общей проблемой регионов - перетоком грамотных специалистов в столицу. Поэтому кадровый консалтинг и стал одной из сфер активизации деятельности консалтинговых компаний.
Другим лидером по приросту в 2003 г. стал консалтинг в области маркетинга и отношений с общественностью, темпы роста которого составили 669 %. Это объясняется тем,
что практически все ниши в отраслях торговли, пищевой промышленности и финансовых институтов были заняты, что вынудило предприятия искать новые пути развития и наращивания оборотов. Одним из способов стало привлечение консультантов для разработки эффективной маркетинговой политики.
Не менее активно развивается консалтинг в области информационных технологий. Эти услуги пользуются большим спросом со стороны потребителей, поскольку открывают перед предприятием новые перспективы развития, упрощают управление и учет, обеспечивают выполнение управленческих наработок. Активно способствуют развитию рынка сами консалтинговые компании, гибко подстраиваясь под спрос.
Кроме того, наблюдается рост спроса на услуги в области стратегического планирования и организации развития, а также консалтинга в области организации производства товаров и услуг. Эти виды консалтинга востребованы как вновь открывающимися фирмами, так и давно функционирующими организациями. Фирмам-новичкам, чтобы занять свою нишу, необходима грамотно составленная программа завоевания рынка и последующего развития. Компаниям, давно работающим в отрасли, необходимо не только планировать дальнейшее эффективное развитие, но и оптимизировать свою производственную деятельность, чтобы получить максимальную отдачу от затраченных ресурсов.
Говоря о динамике, стоит также отметить традиционный вид консалтинга - налоговый, занимающий плюс ко всему еще и наибольшую долю в выручке (24 %). Популярность этого вида не только не уменьшилась со временем, но даже выросла. Такое положение вещей объясняется постоянно меняющимся законодательством в части налогового права и стремлением компаний к минимизации платежей в бюджет.
Таким образом, в 2003 г. темпы роста сибирского рынка консалтинговых услуг были вдвое выше общероссийского уровня, что вызвано «молодостью» рынка, который развивался в основном количественно, что являлось существенным фактором, сдерживающим его качественный рост.
Хотя к 2007 г. мелкие и средние компании наращивают обороты, однако лидерами рынка консалтинговых услуг Сибири остаются московские игроки. При этом зачастую федеральные компании предпочитают обращаться к услугам региональных консультантов, потому что цена их услуг значительно ниже, а качество по ряду направлений ничуть не усту-
пает крупным столичным игрокам. Так, в 2007 г. новосибирские компании заняли 35 % объема рынка, примерно по 8 % - омские и иркутские [8].
Базовыми направлениями консалтинга для сибирского региона остаются традиционные: налоговый и юридический консалтинг, а также оценочная деятельность, что обусловлено установлением стабильности в экономических процессах и развитием инвестиционной деятельности в регионах. Среди самых динамичных видов услуг - консалтинг в области маркетинга и отношений с общественностью, а также организации производства товаров и услуг. Данная тенденция связана с активным ростом потребительского рынка и ужесточением конкуренции.
Кроме того, наряду с традиционными видами консалтинга повышенное внимание уделяется стратегическому планированию. Вопросы, решаемые с помощью стратегического консалтинга, актуальны для компаний, поскольку с приходом в регион крупных федеральных и национальных игроков местные фирмы уже не могут планировать свои действия лишь с учетом краткосрочных целей получения прибыли -им необходимо выстраивать четкую стратегию развития. Еще одна тенденция, характерная для федерального рынка, - бурный рост консалтинга в области информационных технологий - затронула и сибирский регион в 2007 г., хотя пока в значительно меньших объемах.
Следует отметить, что активнее всего спрос на консалтинг в 2007 г. предъявляли компании сферы торговли, причем с заметным отрывом. Выручка, полученная консультантами в этом сегменте, составила 208 млн руб. Вторая по активности отрасль - строительство (106 млн руб.). Значительным в совокупную выручку оказался вклад банков и страховых компаний - 70 млн руб. Компании именно этих трех областей деятельности продемонстрировали в 2007 г. в Сибири наибольшую динамику спроса на консалтинговые услуги по сравнению с 2006 г. - 53, 57 и 52 % соответственно [8].
Экономическая ситуация в России в 2008-
2009 гг. оказала влияние и на развитие сибирского рынка консалтинговых услуг. Положительную динамику обеспечили финансовый, налоговый и юридический консалтинг (прирост -30, 23 и 32 % соответственно). Отрицательная динамика у кадрового консалтинга, информационных технологий и стратегического консалтинга (-27, -20 и -17 % соответственно) [9]. Приоритетными направлениями в 2010 г. являются те виды консалтинга, без которых
предприятия не смогут обойтись - налоговый, юридический, финансовый и информационные технологии [10].
В целом, сибирский рынок консалтинговых услуг пока сильно отстает от федерального, что вполне естественно для регионов. По мнению экспертов, основная причина в том, что в Сибири жесткая конкурентная среда, которая и диктует необходимость эффективно управлять своей компанией, есть, пожалуй, только в сетевых структурах. Остальные отрасли пока не прочувствовали на себе давления конкурентов настолько, чтобы задуматься о современных инструментах эффективного управления, их действия основаны скорее на интуиции. По этой же причине они не обращаются к профессиональным консультантам, используя знания и навыки штатных сотрудников.
Кроме того, основное отличие сибирского рынка от федерального заключается в преобладании консультирования экспертного характера, а не услуг, направленных на качественное долгосрочное развитие компании. Процессное консультирование в Сибири практически не представлено. Преобладание традиционных видов консалтинга говорит о естественном и ожидаемом развитии данного рынка. Обнадеживающие темпы экономического развития региона, поток инвестиций и повышенное внимание властей к малому и среднему бизнесу есть и останутся решающими факторами его роста.
Что касается рынка консалтинговых услуг города Омска, то эксперты отмечают, что он пока еще не прозрачен и плохо структурирован, что отражает и общее состояние рынка Сибири. Среди основных причин называют несфор-мированный спрос, а также нехватку профессиональных опытных специалистов [11].
Одна из проблем рынка консалтинговых услуг Омска - нехватка квалифицированных кадров. Это связано с общей проблемой регионов - перетоком наиболее грамотных специалистов в столицу. Кроме того, во взаимоотношениях между консультантами и клиентами остаются пробелы. Самым главным, о котором говорят практически все руководители консалтинговых компаний, является то, что в регионах не привыкли платить за интеллектуальный труд. Он ценится гораздо ниже, чем те же бытовые услуги. К примеру, человек, получивший консультацию, с помощью которой он сэкономит 100 тыс. руб., не понимает, за что он должен платить, ведь «вы всего лишь с ним поговорили».
Омские предприниматели еще не осознали до конца ценности консультационных услуг для развития компаний, поэтому многие
даже не закладывают средства в бюджет на это. При этом, по мнению экспертов, стимулирует повышение спроса на консультационные услуги экспансия в Омск сетевого федерального бизнеса, ведь местные предприниматели вынуждены подтягиваться до его уровня управления, продаж, обслуживания. Данная тенденция характерна и для всего сибирского округа.
Кроме того, мировой финансовый кризис изменил положение на рынке консалтинговых услуг. Кризис очень сильно сказался на деятельности консалтинговых компаний и в Омске - если раньше клиенты легко заказывали комплекс услуг, то сейчас выбирают только самое необходимое. Для 40 % омских компаний основными являются тренинговые услуги, например, Центр кадрового консалтинга «Инфра», Центр развития персонала «Акцент», Кадровое агентство и учебный центр «Ваше будущее» и др. Также широко представлены компании, занимающиеся бухгалтерскими и юридическими услугами, например, группа компаний «Главбух», аудиторская фирма «Профи», консалтинговая группа «Эксперт Финанс» и др. Управленческое консультирование представлено в таких компаниях, как ООО «АРП», ООО «Энима Консалт», ООО «Сатори консалтинг» и др. При этом следует отметить, что в Омске консалтинговые компании, которые могут предложить комплекс услуг, практически отсутствуют.
Таким образом, следует отметить, что рынок консалтинга в Сибири еще не сформирован, но в то же время становится более зрелым, а требования бизнеса к консультантам - более серьезными.
В заключение следует сделать следующие выводы. К сожалению, тенденция обращаться в консалтинговую компанию за помощью в результате кризисной ситуации в 2010 г. все еще сохранялась. Поэтому динамика рынка в
2010 г. определялась в основном спросом на короткие и сравнительно дешевые работы, призванные оперативно разрешить самые острые проблемы заказчиков.
В 2011 г. рынок консалтинговых услуг готовится к новой волне роста. При этом можно отметить следующие перспективные направления развития консалтинговой деятельности. Во-первых, повышение спроса на консалтинговые услуги со стороны крупных компаний может активизировать спрос на услуги консультантов. Главным решающим фактором здесь становится потребность бизнеса в повышении эффективности.
Кроме того, в последнее время все больше экспертов обращают внимание на то, что
вырос спрос на консалтинговые услуги и со стороны мелкого и среднего бизнеса, что обусловлено ожесточением конкуренции и становлением клиентоориентированного рынка.
Также прогнозируется активное расширение услуг, имеющих отраслевую специализацию. Наибольшее значение консалтинговые услуги приобретают в сфере торговли. Сегодняшний покупатель имеет множество возможностей для выбора товаров и услуг, и он становится все более и более требовательным к уровню качества обслуживания.
При этом многие эксперты в перспективе прогнозируют переход от краткосрочных проектов к комплексному консалтингу построения и развития систем управления. Это связано с возрастающим пониманием бизнесом необходимости повышения управляемости и поиском новых резервов развития организации.
Таким образом, конкурировать на рынке консалтинга смогут лишь те компании, которые понимают, что необходимо переходить от оказания отдельных специализированных услуг к полномасштабному, комплексному развитию бизнеса. Эта стратегия в дальнейшем и определит переход к новому качественному этапу развития консалтинга как в России, так и в Сибири.
Если мы говорим о перспективе развития рынка консалтинговых услуг, то здесь будут преуспевать те компании, которые, с одной стороны, оказывают профессиональные услуги, а
с другой стороны - ориентированы на конкретные задачи, которые отвечают сегодняшним потребностям рынка.
1. Кращенко Л., Барабанова Ю. Троевла-стие // Эксперт. - 2005. - № 14. - С. 130-144.
2. Кращенко Л. Всепроникающая автоматизация // Эксперт. - 2006. - № 14. - С. 112126.
3. Кращенко Л., Ханферян В. Связанные одной целью // Эксперт. - 2007. - № 14. -С. 114-129.
4. Ханферян В. Перед приливом // Эксперт. - 2008.- № 14. - С. 96-113.
5. Ханферян В. Пик консультантов // Эксперт. - 2009.- № 13. - С. 82-99.
6. Ханферян В. Несвоевременные советы // Эксперт. - 2010. - № 14. - С. 80-99.
7. Кисилева А. Звезды консалтинга // Экс-перт-Сибирь. - 2003. - № 13. - С. 25-29.
8. Державец Р. Консалтинг по-сибирски // Эксперт-Сибирь. - 2008. - № 17-18. - С. 52-59.
9. Эргардт М., Тетерева И. Мягкая посадка // Эксперт-Сибирь. - 2009. - № 42-43. -С.28-30.
10. Эргардт М., Тетерева И. Время эффективных // Эксперт-Сибирь. - 2010. - № 2021. - С. 28-30.
11. Кузнецова О. Тренинговый рынок Омска // Коммерческие вести. - 2008. - № 5. - С. 35.