УДК 314.174 (470. 12)
© Краснова П.С.
ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ:
ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ*
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение распространённости потребления алкогольных напитков среди населения. Показано пагубное влияние чрезмерного потребления алкоголя на здоровье. Выделены основные тенденции в изменении предпочтений населения при выборе алкогольной продукции.
Потребление алкоголя, продажа спиртных напитков, здоровье.
Чрезмерное потребление алкоголя входит в число четырёх ведущих факторов риска для здоровья наряду с табакокурением, высоким артериальным давлением и высоким уровнем холестерина. Их вклад в структуру общей смертности составляет 88%, а в количество лет жизни с утратой трудоспособности - 59%. Злоупотребление алкоголем стоит на первом месте по степени влияния на количество лет жизни с утратой трудоспособности (17%) [1].
Неумеренное потребление спиртных напитков приводит к развитию алкоголизма. На территории Российской Федерации, Северо-Западного федерального округа и Вологодской области уровень заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами до 2005 г. увеличивался. Затем отмечается постепенное снижение показателя, и в 2009 г. он соответствовал уровню 1998 г. (табл. 1).
КРАСНОВА Полина Сергеевна младший научный сотрудник ИСЭРТРАН [email protected]
Производство и потребление этилового спирта из пищевого сырья является одним из прогностических показателей уровня смертности в России [7]. Анализ данных показал, что за период с 2001 -2009 гг. сокращение производства этилового спирта из пищевого сырья на 33,1% сопровождалось падением уровня смертности на 10,9% (рис. 1).
В период с 1995 по 2009 г. отмечается снижение числа умерших от случайных отравлений алкоголем на территории Российской Федерации, тем не менее это явление ещё не преодолено: в 2009 г. данный показатель составил 15 чел. на 100 тыс. населения (табл. 2). Показатель смертности от случайных отравлений алкоголем по Вологодской области в 2009 г. равнялся 19 чел. в расчёте на 100 тысяч населения.
По оценкам ВОЗ, потребление чистого алкоголя на душу населения более 8 литров в год опасно для здоровья. Каждый добавочный литр сверх определённого ВОЗ предела уносит 11 месяцев жизни у мужчин и 4 - у женщин [11]. Уровень потребления алкоголя населением в возрасте от 15 лет и старше в Российской Федерации превышает допустимую границу на 38%, составляя 11,45 литра чистого спирта на одного человека [5].
* Работа выполнена по гранту «Здоровье населения регионов Северо-Западного федерального округа РФ и Республики Беларусь как стратегический компонент трудового потенциала» 11-22-01002а/Ве1.
Таблица 1. Заболеваемость населения алкоголизмом и алкогольными психозами
(число больных с диагнозом, установленным впервые, на 100 тыс. населения)
Территория 1998 г. 2001 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
РФ 110,9 140,5 159,1 151,9 146,2 135,3 123,1 122,2 112,5
СЗФО 108,1 134,0 165,0 151,4 141,9 129,1 114,0 112,2 106,6
ВО 96,5 123,6 155,0 148,3 150,2 131,2 126,7 123,7 104,2
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru
Рисунок 1. Производство этилового спирта из пищевого сырья и число умерших в России в 2001 - 2009 гг.
Производство этилового спирта из пищевого сырья, млн. дкл. Количество умерших, тыс. чел.
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru
Таблица 2. Число умерших от случайных отравлений алкоголем (на 100 тыс. населения)
Территория 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Российская Федерация 29,5 25,6 28,6 23,1 17,7 16,9 15,0
Северо-Западный федеральный округ 41,0 34,7 34,6 27,0 21,2 19,8 18,4
Вологодская область 18,3 25,0 38,8 25,7 17,5 15,2 18,8
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru
По данному показателю, соответствующему показателям таких европейских стран, как Словакия (11,0 л), Беларусь (11,1 л), Дания (11,3 л), Соединённое Королевство (11,5 л), Германия (11,7 л), Россия занимает 23 место в мире. Однако следует отметить, что в Европейском регионе в целом употребляется больше алкоголя, нежели в других регионах мира [5].
Для оценки потребления алкогольных напитков населением целесообразно использовать два подхода, дополняющие друг друга: изучение объёма продаж спиртных напитков и анализ данных социологических исследований, фиксирующих самооценку населения по данному вопросу.
Судя по данным таблицы 3, в 2009 г. объём продаж крепких спиртных напит-
ков в Вологодской области, составлявший 15,2 л на душу населения, превышал аналогичный показатель по России на 3,5 л, по СЗФО - на 1,7 л. Среди субъектов Северо-Запада Вологодская область занимала 5 место по продаже водки и ликёроводочных изделий. В 2009 г. по сравнению с 2006 г. объём продаж крепких спиртных напитков в регионе сократился на 2,2 л.
За 2009 г. в Вологодской области было продано 10 266 тыс. дкл пива [13]; с 2000 по 2009 г. данный показатель увеличился в 2,4 раза (табл. 4).
Наблюдается также рост потребления вина, коньяка и шампанского, продажа которых возросла в 2-3 раза при снижении продаж водки и ликёро-водочных изделий на 26%.
Таблица 3. Продажа водки и ликёро-водочных изделий на душу населения, литров
Территория 2006 г. 2009 г.
Центральный федеральный округ 17,4 14,4
Уральский федеральный округ 17,4 13,8
Севеpо-Западный федеральный округ, в т.ч.: 16,9 13,5
Ленин^адская область 20,0 196
Республика Коми 18,1 16,1
Аpханrельская область 168 15,7
Республика ^елия 145 156
Вологодская область 174 152
Муpманская область 18,7 146
Новrоpодская область 15,0 146
Псковская область 85 13,4
Калининградская область 168 10,5
Дальневосточный федеральный округ 15,1 13,5
Сибирский федеральный округ 13,9 11,3
Приволжский федеральный округ 11,3 10,6
Южный федеральный округ 7,6 6,5
Справочно по Российской Федерации 138 11,7
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с.
Таблица 4. Продажа алкогольных напитков и пива в Вологодской области
Показатель Год 2009 г. к 2000 г., в %
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
В абсолютном алкоголе на душу населения, л 9,6 12,4 12,8 15,1 16,3 14,1 11,7 11,4 12,2 11,4 118,8
В натуральном выражении, тыс.дкл
Пиво 4305,7 6493,1 6600,0 7781,9 10639,2 11064,7 10484,7 10550,9 10890,9 10266,0 238,4
Водка и ликёроводочные изделия 2487,3 2954,1 2824,6 3107,4 3335,4 2721,0 2147,0 1979,1 2128,3 1842,7 74,1
Вино 480,5 995,5 1486,0 2277,5 1772,2 1312,6 943,9 1151,8 1232,2 1565,6 325,8
Шампанское 58,5 61,2 52,8 51,9 71,9 79,2 103,7 100,0 137,1 158,1 270,3
Коньяк 27,0 39,1 61,7 77,9 86,3 80,8 72,3 50,8 68,9 58,0 214,8
Источник: Розничная продажа алкогольной продукции в 2009 г.: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - 47 с.
В 1995 - 2009 гг. наиболее продаваемыми алкогольными напитками в Вологодской области были водка и ликёроводочные изделия, общая доля которых в 2009 г. составила 54% (рис. 2). В тот же период в структуре продажи алкогольной продукции доля пива увеличилась с 2,2 до 28,8%.
Тенденция снижения продажи крепких спиртных напитков и увеличения продажи пива типична в целом для Российской Федерации [10]. Рост потребления пива ведёт к увеличению случаев заболеваемости алкоголизмом, особенно среди молодёжи, который формируется значительно быстрее, чем при потреблении крепких спиртных напитков [16].
По данным социологических исследований1, проводимых на территории Вологодской области, в 2010 г. доля потребляю-
щих алкогольные напитки составила 68% от всего населения региона, что превышает аналогичный показатель за 2002 г. на 10 п.п. (рис. 3).
Уровень потребления алкоголя высок как среди сельских жителей, так и среди городских. Причём относительно 2002 г. данный показатель в сельской местности вырос на 16,3 п.п. (табл. 5).
В 2010 г. по сравнению с 2002 г. распространённость потребления алкоголя выросла среди мужского и женского населения (на 4 и 3 п.п. соответственно). При этом удельный вес мужчин, потребляющих спиртосодержащие напитки, выше, чем женщин, на 18 п.п. (в 2010 г. - 79 и 61% соответственно) (табл. 6). Заболеваемость хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами также в 4 раза чаще распространена среди мужской части населения [9].
Рисунок 2. Структура продажи алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе по Вологодской области (в % к итогу)
Источник: Розничная продажа алкогольной продукции в 2009 г.: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - 47 с.
1 Опрос общественного мнения о состоянии здоровья населения проводился ИСЭРТ РАН ежегодно, начиная с 2001 г., на территории гг. Вологды, Череповца и восьми районов Вологодской области. Объём выборки - 1500 респондентов. Выборка целенаправленная, квотная. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением, между жителями населённых пунктов различных типов (сельские поселения, малые и средние города), пропорций половозрастной структуры взрослого населения области. Ошибка выборки не превышает 3%.
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Употребляете ли Вы алкогольные напитки?» (в % от числа опрошенных)
Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Употребляете ли Вы алкогольные напитки?» по типу поселения (в % от числа опрошенных)
Тип поселения Употребляют алкоголь Не употребляют алкоголь
2002 г. 2009 г. 2010 г. 2002 г. 2009 г. 2010 г.
Городская местность 67,8 67,0 67,9 32,2 33,0 32,1
Сельская местность 56,8 63,5 73,1 43,2 36,5 26,9
Таблица 6. Употребление алкогольных напитков мужчинами и женщинами в Вологодской области (в % от числа опрошенных)
Возрастная группа Мужчины Женщины
2002 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2002 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
До 30 лет 72,2 68,5 73,9 81,6 66,0 61,5 72,0 67,9
От 30 до 60 лет 77,7 79,3 78,3 82,2 64,6 68,3 66,5 66,5
Старше 60 лет 67,7 65,4 64,4 72,0 32,0 36,1 41,4 47,1
Всего 74,7 74,1 74,8 78,6 57,8 55,9 59,1 60,5
Негативной тенденцией является значительный рост в период с 2008 по 2010 г. доли потребляющих алкоголь мужчин в возрасте до 30 лет (на 13 п.п.) и женщин старше 60 лет (на 11 п.п.).
В 2010 г. самый высокий удельный вес потребляющих алкоголь зафиксирован среди 20% наиболее обеспеченных жителей (76%). По сравнению с уровнем 2002 г. доля пьющих в 20% группе наименее обеспеченных граждан увеличилась на 11 п.п. и составила 75% (табл. 7).
Более обеспеченные жители Вологодской области (7 - 10 децильные группы) отводят на приобретение
спиртных напитков большую долю в своих расходах, нежели менее обеспеченные (рис. 4).
Таким образом, можно констатировать, что на территории Вологодской области наблюдается рост показателя продаж и потребления алкоголя с тенденцией изменения предпочтений населения в выборе алкогольной продукции от крепких спиртных напитков к напиткам с меньшим содержанием спирта, таким, как пиво. В группу лиц, склонных к наибольшему потреблению алкогольной продукции, входят мужчины, а также население моложе 30 лет.
Таблица 7. Распределение ответов на вопрос: «Употребляете ли Вы алкогольные напитки?» по доходным группам (в % от числа опрошенных)
Доходные группы Употребляют алкоголь Не употребляют алкоголь
2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.
20% наименее обеспеченных 63,2 74,7 36,8 25,3
60% среднеобеспеченных 62,9 67,1 37,1 32,9
20% наиболее обеспеченных 76,7 76,3 23,3 23,7
Рисунок 4. Удельный вес расходов на покупку алкогольных напитков в структуре потребительских расходов домашних хозяйств с различными среднедушевыми располагаемыми ресурсами в Вологодской области в 2009 г., в %
%
3.5 и
3.0 -
2.5 -
2.0 -
1.5 -1,0 -0,5 -
0,0 Н-1---1---1---1---1---1---1---1---1---1
123456789 10
10%-ные группы
—□— Расходы на покупку алкогольных напитков I
Источник: Доходы, расходы и потребление в домашних хозяйствах Вологодской области в 2009 году: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - 33 с.
• полный запрет на любую алкогольную рекламу и спонсорство;
• усиление санкций за нелегальное производство и продажу алкогольной продукции;
• запрет употребления спиртных напитков вне дома и предприятий общественного питания;
• кратное уменьшение точек, торгующих спиртным;
• минимизация «шаговой» доступности приобретения алкогольной продукции путём создания специально отведённых мест в городе для её продажи;
• масштабная антиалкогольная кампания в учреждениях среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в том числе через средства массовой информации;
Рациональное сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия будут способствовать сокращению чрезмерного потребления алкоголя населением.
В этой связи необходимо предпринять следующие шаги:
• усиление контроля за исполнением существующих нормативноправовых актов, направленных на снижение доступности алкогольной продукции (вплоть до уголовной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним);
• существенное дифференцированное повышение акцизов на алкогольную продукцию и увеличение на неё цен до уровня развитых стран;
• введение временных ограничений на розничную продажу алкоголя в местах нахождения больших групп несовершеннолетних (например, на музыкальных фестивалях).
На наш взгляд, целесообразным также было бы проведение дополни-
тельных исследований, направленных на изучение реального уровня потребления спиртосодержащих напитков, поиск факторов, влияющих на этот процесс, и путей минимизации потребления алкогольной продукции населением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варламова, С.Н. Здоровый образ жизни - шаг вперёд, два назад [Текст] / С.Н. Варламова, Н.Н. Седова // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 75-87.
2. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
3. Доходы, расходы и потребление в домашних хозяйствах Вологодской области в 2009 году [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - 33 с.
4. Глобальная стратегия сокращения вредного употребления алкоголя [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. - Режим доступа: http:// whqlibdoc.who.int/publications/2010/9789241599931_rus.pdf
5. Европейская база данных «Здоровье для всех» (HFA-DB) [Электронный ресурс] / ЕРБ ВОЗ. - Режим доступа: http://www.who.int
6. Здоровый образ жизни: цели и меры реализации [Электронный ресурс] // Здоровье и среда обитания человека / Экспертная группа по обновлению «Стратегии-2020». - Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/02/22/1208576624
7. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия [Текст]: доклад Совета Общественной палаты Российской Федерации от 13 мая 2009 года. - М., 2009. - С. 14-21.
8. Мировая статистика здравоохранения [Электронный ресурс] / ВОЗ 2010. World health statistics 2010. - Режим доступа: http://www.who.int/whosis/whostat/RU_WHS10_Full.pdf
9. Нравственное здоровье общества (на примере Северо-Западного федерального округа) [Текст]: информ.-аналит. записка о 2 этапе НИР / исполн. М.В. Морев, В.И. Попова. - Вологда, 2010. - 62 с.
10. Пиво-водочные изделия [Электронный ресурс] // Всероссийский форум «Здоровье нации». - Режим доступа: http://www.znopr.ru/media/analitics/6236.html
11. Потребление алкоголя в России [Электронный ресурс] / М.В. Попович, И.С. Глазунов, Р.А. Потемкина, А.Д. Деев, М.Л. Старовойтов, Л.А. Соколова, Л.А. Лукичева // Демоскоп Weekly. -2004. - № 143-144. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0143/analit02.php
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010 [Текст]: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с.
13. Розничная продажа алкогольной продукции в 2009 г. [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. -Вологда, 2010. - 47 с.
14. Российский статистический ежегодник. 2010 [Текст]: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 813 с.
15. Статистический ежегодник Вологодской области [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. -Вологда, 2010.
16. Ойхер, Д.Я. Поколение Next выбирает... пиво? [Текст] / Д.Я. Ойхер, Е.Ю. Машкова // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - № 34. - С. 156-161.