Научная статья на тему 'Потребление алкогольной продукции в современной России: региональный уровень'

Потребление алкогольной продукции в современной России: региональный уровень Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2801
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДАЖА АЛКОГОЛЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СДВИГИ В ПОТРЕБЛЕНИИ АЛКОГОЛЯ / SALE OF ALCOHOL / ALCOHOL CONSUMPTION / REGIONAL TYPES ON CONSUMPTION OF ALCOHOL / REGIONAL SHIFTS IN CONSUMPTION OF ALCOHOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнекова Светлана Юрьевна, Байкова Екатерина Викторовна

Статья посвящена анализу региональных аспектов потребления алкогольной продукции в современной России. Привлекается внимание к региональным типам потребления алкоголя в странах Европы южному типу (преимущественное потребление вина), северному типу (предпочтение отдается крепким напиткам) и центральноевропейскому (ориентация на пиво и нерегулярное потребление крепкого алкоголя). Выявляются уровни территориального потреблении алкогольной продукции в России. Установлено смещение «полюса» наибольшего потребления из центра на восток страны. Сократившаяся продажа водки стала замещаться растущими продажами пива и винодельческой продукции. При этом пространственный рисунок потребления отмечен определенной широтной зональностью алкогольной ситуации в регионах: с севера на юг и с запада на восток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корнекова Светлана Юрьевна, Байкова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSUMPTION OF ALCOHOLIC BEVERAGES IN THE MODERN RUSSIA: THE REGIONAL LEVEL

The article is devoted to the analysis of regional aspects of consumption of alcoholic products in contemporary Russia. Draws attention to regional types of alcohol consumption in Europa south type (preferential consumption of wine), northern type (preference is given to strong drink) and Central Europe (orientation on beer and occasional consumption of strong alcohol). Detected levels of territorial consumption of alcoholic beverages in Russia. Set the offset of the «pole» the most consumption from the center to the east of the country. Reduced sale of vodka were replaced by the growing sales of beer and wine products. The spatial pattern of consumption marked by a certain latitudinal zonality of the alcohol situation in the regions: from north to south and from west to east.

Текст научной работы на тему «Потребление алкогольной продукции в современной России: региональный уровень»

Корнекова С.Ю., Байкова Е.В.

ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Аннотация. Статья посвящена анализу региональных аспектов потребления алкогольной продукции в современной России. Привлекается внимание к региональным типам потребления алкоголя в странах Европы - южному типу (преимущественное потребление вина), северному типу (предпочтение отдается крепким напиткам) и центральноевропейскому (ориентация на пиво и нерегулярное потребление крепкого алкоголя). Выявляются уровни территориального потреблении алкогольной продукции в России. Установлено смещение «полюса» наибольшего потребления из центра на восток страны. Сократившаяся продажа водки стала замещаться растущими продажами пива и винодельческой продукции. При этом пространственный рисунок потребления отмечен определенной широтной зональностью алкогольной ситуации в регионах: с севера на юг и с запада на восток.

Ключевые слова. Продажа алкоголя, потребление алкоголя, региональные типы потребления алкоголя, региональные сдвиги в потреблении алкоголя.

Kornekova S.Yu., Baikova E.A.

THE CONSUMPTION OF ALCOHOLIC BEVERAGES IN THE MODERN RUSSIA: THE REGIONAL LEVEL

Abstract. The article is devoted to the analysis of regional aspects of consumption of alcoholic products in contemporary Russia. Draws attention to regional types of alcohol consumption in Europa - south type (preferential consumption of wine), northern type (preference is given to strong drink) and Central Europe (orientation on beer and occasional consumption of strong alcohol). Detected levels of territorial consumption of alcoholic beverages in Russia. Set the offset of the «pole» the most consumption from the center to the east of the country. Reduced sale of vodka were replaced by the growing sales of beer and wine products. The spatial pattern of consumption marked by a certain latitudinal zonality of the alcohol situation in the regions: from north to south and from west to east.

Keywords. Sale of alcohol, alcohol consumption, regional types on consumption of alcohol, regional shifts in consumption of alcohol.

4 4 4

Алкоголизм, как социальное явление, традиционно ассоциируется с духовно-нравственным и социально-экономическим «здоровьем» любого государства. Хорошо известна его роль в повышенной смертности населения, развитии различных заболеваний, ухудшении криминогенной обстановки и т.д. Считается, что растущие масштабы алкоголизма угрожают национальной безопасности страны (особенно с учетом роста доли пьющих среди подростков и женской части населения) - уже этим

ГРНТИ 06.61.33

Корнекова С.Ю., Байкова Е.В., 2016

Корнекова Светлана Юрьевна - кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Байкова Екатерина Викторовна - аспирант кафедры экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Корнекова С.Ю.): 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21 (Russia, St. Peterburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 812 310-47-29. E-mail: S-Kornekova@mail.ru.

актуализируется заявленная проблема [4, 5, 12 и др.]. Естественно, что она исследуется с различных сторон - медицинской, экономической, социальной, психологической, культурологической и т.д. [1, 2, 3, 6, 7, 8 и др.]. Настоящая статья посвящена анализу реже освещаемых региональных аспектов потребления алкогольной продукции в современной России.

Вначале обратимся к общей «алкогольной» ситуации в стране. Структура потребления алкоголя в мире ассоциируется с определенными региональными типами в зависимости от превалирования того или иного напитка. Наиболее «предпочитаемым» считается южный тип, основанный на выборе вина, его ежедневном потреблении во время еды в умеренных дозах. Напротив, для северного типа потребления свойственно стремление к опьянению, и основным спиртным становятся крепкие напитки типа водки. Негативность второго варианта состоит в нерегулярном, часто сопровождаемом интоксикациями, чрезмерном приеме спиртного. Исторический тип потребления алкоголя в винных странах описывается как «общепринятый» в отличие от «эпизодической» модели, что имеет место в водочных странах. В то же время, анализ статистических данных [11, 12, 15] на уровне стран показывает, что все большее распространение получает третий - центральноевропейский - тип потребления с ориентацией на пиво и нерегулярное потребление крепкого алкоголя [14].

Тяготеющие к центральноевропейскому типу тенденции затронули и Россию: пройден период непомерного роста потребления пива, прежде всего за счет доли крепкого алкоголя. Существенные сдвиги структуры потребления алкогольных напитков были характерны для 1990-х годов, когда резко уменьшилась когорта потребителей водки. В последнее же десятилетие она относительно стабильна, и описывается соразмерными долями пива и ликероводочного ассортимента.

Анализ рейтинга лидирующих стран мира по потреблению напитков типа водки, вина и пива (табл. 1) показывает, что Россия, являясь абсолютным лидером по потреблению водки, имеет потенциал для расширения потребления пива и - особенно - вина. Так, в «пивных» европейских странах на душу населения приходится до 150 л пива в год, и хотя в отчетах Kirin Group [14] Россия отсутствует вообще, по разным оценкам, уровень потребления пива в нашей стране не превышает 60 л на человека в год. В целом лидером по потреблению пива является «старая Европа», поскольку именно в этом регионе наиболее развиты пивоварение и пивные традиции.

Таблица 1

Страны-лидеры по годовому потреблению различных алкогольных напитков, л/чел. [1, 14, 16]

Потребление вина (2014 г.) Потребление пива (2013 г.) Потребление водки (2014 г.)

Хорватия 44,2 Чехия 147,1 Россия 13,9

Словения 44,1 Намибия 108,6 США 11,9

Франция 42,5 Австрия 105,9 Белоруссия 11,3

Португалия 41,7 Германия 101,7 Украина 7,7

Швейцария 40,5 Белиз 99,4 Польша 7,0

Македония 40,4 Эстония 93,6 Казахстан 5,9

Молдова 34,2 Польша 91,9 Узбекистан 4,4

Италия 33,3 Литва 89,5 Англия 1,3

Австрия 30,7 Румыния 79,9 Германия 0,9

Россия 7,0 Россия 58,9 Бразилия 0,4

Если уровень потребления пива в России можно оценивать как средний, то российское потребление вина нельзя сравнивать даже с невинодельческими странами. Несмотря на то, что в последнее время все больше стремление к разнообразию практик потребления, и наблюдается тенденция увеличения потребления легких напитков, вино так и остается женским или праздничным напитком. В целом можно констатировать, что для России характерны общемировые тенденции увеличения потребления легких и более дорогих напитков [9, 10]. В частности основной тренд мирового рынка (замещение водки виски) характерен и для России.

Отметим, что, вопреки бытующему мнению, Россия отнюдь не является самой «пьющей» страной в мире [17]. Согласно последним официальным данным, произошло некоторое снижение потребления россиянами алкоголя. На расширенном заседании коллегии Минздрава России в 2015 г. обнародован доклад, согласно которому с 2008 по 2014 гг. уровень среднедушевого потребления алкогольной продукции существенно снизился. Авторы доклада констатируют, что «за период с 2008 года по 2014 год

отмечено постепенное снижение оценочного показателя среднедушевого потребления алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь: в 2008 году он составлял 16,2 литра на душу населения в год, в 2013 году - 11,87 литра (план - 12,5), в 2014 году - по предварительным данным, 11,78 литра (план - 12,0)» [13]. С одной стороны, эти цифры вполне соразмерны с данными по развитым европейским странам; с другой - они носят относительный характер.

Вообще степень доверия к «алкогольной» статистике в нашей стране традиционно (и правомерно!) очень низка. Во-первых, возникают статистические «нестыковки» при учете мест производства, продажи и потребления спиртосодержащей продукции. Во-вторых, не существует надлежащего контроля за «индустрией» самогоноварения, получившей в последние годы импульс в связи с открытой продажей усовершенствованных домашних самогонных аппаратов заводского изготовления. В-третьих, избегают статистического учета продавцы контрабандного и поддельного алкоголя (продукции предприятий, не имеющих лицензии), работающие на теневом рынке. В-четвертых, как быть с таким суррогатным сегментом, как аптечные настойки и спиртосодержащие жидкости двойного назначения (для чистки ванн, унитазов и т.д.). При среднем по стране потреблении 7,7 л водки в год на человека в 2013 г., в районах с хорошо поставленным контролем этот показатель сразу поднимается до 20-25 л.

Таким образом, составить корректную карту потребления, например, водки в стране - задача практически нереальная. Фактом, подтверждающим недостоверность приведенных выше данных, является информация, предоставленная главным наркологом страны Е. Брюном (на конференции в честь 80-летия общества «Анонимных алкоголиков»), в соответствии с которой за 5 лет уровень приема спиртного на душу населения уменьшился на 5,5 литров: с 18 л в 2010 г. до 13,5 л в 2015 г.

Известно, что на рынке алкогольной продукции кардинально изменилась структура потребления спиртных напитков. Ели в середине 60-х годов прошлого века на крепкий алкоголь приходилось около 70% всех приобретений этой товарной группы, то по состоянию на 2014 г. его доля сократилась примерно до 50%, соответственно увеличены продажи слабоалкогольных напитков. «Эра» отечественного пивоварения возможно и завершена, но обеспечила пиву стабильно весомый процент потребляемого в нем чистого спирта. В вышеупомянутом году доля пива составляла около 40%, соответственно вино немного потеряло вес на рынке с 1963 года, удерживая немногим более 10%.

Несовершенство статистического учета в производстве и потреблении россиянами спиртосодержащей продукции подтверждается и провозглашением «водочными столицами» страны двух сравнительно небольших поселений - поселков Кольцово Новосибирской области и Смышляевка Самарской. Взяв за основу данные Росстата по реализации водки во всех муниципальных образованиях страны и предположив, что вся реализуемая в этих селениях высокомолекулярная жидкость тотчас же выпивается на месте (а не хранится где-то или вывозится за пределы селений), эксперты агентства Финмаркет установили гигантские объемы ее потребления: в Кольцово - 102,1 л на чел., Смышляев-ке - 93,2 л [2]. Даже с учетом функциональной специфики упомянутых поселков (первый - наукоград, возникший в свое время вокруг Всесоюзного НИИ вирусологии и молекулярной биологии, а в настоящее время известен крупным ликеро-водочным заводом; во втором находится аэропорт местного значения) делать вывод о «самых пьющих городах» (табл. 2 и 3) вряд ли корректно.

Таблица 2

Топ-10 региональных столиц - лидеров по продаже водки в России [2]

Город Продажа водки, чел./ год Продажа всего алкоголя на чел. в год, тыс. руб. Средняя стоимость бутылки водки, руб./ 0,5 л

литров тыс. руб.

Абакан (Хакасия) 21,6 6,7 14,3 155,5

Петрозаводск (Карелия) 21,2 5,5 12,3 129,1

Тверь 20,4 5,6 11,8 136,0

Нарьян-Мар (Ненецкий АО) 20,2 7,0 17,7 172,3

Сыктывкар (Республика Коми) 18,4 5,0 11,0 135,4

Уфа (Башкортостан) 17,0 4,0 7,8 116,3

Магадан 16,7 5,4 11,6 161,7

Великий Новгород 15,8 4,6 11,0 146,7

Калуга 15,3 4,3 10,7 140,6

Биробиджан (Еврейская АО) 15,3 4,6 8,8 151,3

Таблица 3

Топ-10 региональных столиц с минимальными продажами водки [2]

Город Продажа водки, чел./ год Продажа всего алкоголя на чел. в год, тыс. руб. Средняя стоимость бутылки водки, руб./ 0,5 л

литров тыс. руб.

Владикавказ (Сев. Осетия) 0,7 0,2 1,3 148,9

Нальчик (Кабардино-Балкария) 1,0 0,3 1,0 166,7

Махачкала (Дагестан) 1,4 0,3 0,6 120,5

Черкесск 3,4 1,0 2,6 144,8

Майкоп (Адыгея) 5,4 1,7 3,6 156,8

Саратов 6,9 2,0 5,5 145,2

Москва 6,9 2,2 4,4 161,3

Волгоград 7,0 1,9 4,9 134,7

Воронеж 7,2 1,9 5,0 130,4

Элиста (Калмыкия) 7,3 2,3 3,8 159,4

В начале столетия лидерство в годовом потреблении алкоголя на душу населения занимала Москва (максимум тогда составил 17,8 л/чел.). В последующие годы потребление в ней заметно снизилось, а абсолютным рекордсменом стала Магаданская область. Традиционно высок уровень реализации алкогольной продукции в Вологодской области, Республике Коми, Камчатском крае. В группе с максимальным значением продаж (более 14 л/чел.) в 2012 году оказались: Республика Карелия, Магаданская область, Хабаровский край. По некоторым субъектам федерации данные не публикуются -например, по Ненецкому и Ямало-Ненецкому АО, хотя уровень потребления спиртных напитков там выше, чем в областях, в состав которых они входят. Улучшение алкогольной обстановки в Архангельской и Тюменской областях можно опосредованно связать и с положением дел в их северных составных частях. В пределах Центральной России самый существенный сдвиг приобретения спиртных напитков в лучшую сторону произошел в Смоленской области, что позволило этому субъекту приблизиться к среднероссийским показателям продаж алкогольной продукции.

Вместе с тем, некоторые «закономерности» в уровне территориального потреблении алкогольной продукции просматриваются все же достаточно четко. Визуальные наблюдения и эмпирические умозаключения позволяют с высокой степенью достоверности констатировать, что, например, сибиряки (северяне) явно лидируют по потреблению водки на душу населения, в то время как российский «полюс трезвости» находится на Северном Кавказе. Однако если в Замоскворечье продается 362 литра (!?) водки в год на каждого жителя района [2], то это вовсе не значит, что здесь находится «полюс» пьянства - скорее всего, именно в этом районе зарегистрированы торговые организации, ведущие деятельность по всему городу, а, может быть, и далеко за его пределами. Косвенным образом эта мысль подтверждается тем фактом, что, например, в Стрельне, где расположен Константиновский дворец (в котором время от времени происходят встречи на высшем уровне), уровень потребления водки составляет всего лишь 64 грамма на душу населения в год [2].

На основании изложенного можно сделать следующие краткие выводы.

1. Уровень потребления абсолютного алкоголя (из расчета на население старше 16 лет) в первые 15 лет ХХ столетия изменился не слишком заметно, зато «градусность» потребляемых напитков была явно снижена. Произошло смещение «полюса» наибольшего потребления из центра на восток страны: в начале столетия больше всего пили в Москве (максимум тогда составлял 17,8 л/чел.), теперь же лидерство перешло к восточным субъектам РФ. Сократившаяся продажа водки стала замещаться растущими продажами пива и винодельческой продукции. Зафиксирована положительная тенденция в сторону потребления сравнительно легких алкогольных напитков и отрицательная - для крепкого спиртного.

2. В отличие от практически повсеместно сократившегося потребления водки и ликероводочных изделий, падение розничных продаж винодельческой продукции и пива зафиксировано только в отдельных субъектах. Снижение потребления винодельческой продукции относится к регионам Европейского Юга и может быть обусловлено переходом на вино домашнего производства и пива.

3. География потребления водки и ликероводочных изделий в целом схожа. Территориальное распределение розничных продаж вина и пива более хаотично в масштабах страны. При этом пространственный рисунок потребления отмечен определенной широтной зональностью алкогольной ситуации в регионах: с севера на юг и с запада на восток. Наиболее тяжелое положение сложилось в отдаленных регионах Севера и Востока. Республики Северного Кавказа, находившиеся близко к средним значениям в начале века, на современном этапе демонстрируют минимум продаж. Для территорий Европейского Юга с более теплым климатом менее свойственен «северный тип потребления» - здесь ниже доля ликероводочного сегмента и есть условия для выращивания винограда, что формирует относительно благополучную алкогольную ситуацию.

4. Наиболее тяжелые последствия употребления спиртного проявляются в дальневосточных удаленных регионах РФ, ограничиваемых Тихим океаном, а также в депрессивных регионах Северо-Запада (республики Карелия и Коми, Ненецкий АО, Новгородская область). Для этих субъектов РФ свойственен миграционный отток населения, низкая рождаемость и депопуляция. Установлено, что практически всем алкоголезависимым переменным (продолжительность жизни, безработица, «пьяная» преступность и заболеваемость) присуща слабая линейная отрицательная зависимость. Примером же положительной линейной зависимости является влияние на уровень потребление алкоголя роста покупательской способности и доли городского населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вингерт В.В., Карпыева О.В. Анализ тенденций развития мирового рынка ликероводочной продукции // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8 (1). С. 642-648.

2. Водочный рейтинг: самые пьющие города России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/321818 (дата обращения 05.08.2015).

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! М.: Просвещение, 1995. 205 с.

4. Ерпылов А.А. Алкоголизм как глобальная проблема российского общества // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 4 (26). С. 31-34.

5. Ерпылов А.А. Проблема алкоголизма как угроза национальной безопасности России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 1 (23). С. 31-34.

6. Корнекова С.Ю. География потребления: новые акценты и концептуальные идеи // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 3 (25). С. 24-26.

7. Мартыненко П.А., Рощина Я.М. Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах // Экономическая социология. 2015. № 1, т. 15. С. 24.

8. Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2012-2014 гг. Статистический сборник. M.: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, 2015. С. 135-138.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. Статистический сборник. M.: Росстат, 2015. С. 872-873.

10. Российский статистический ежегодник. 2015. Статистический сборник. М.: Росстат, 2014. С. 70.

11. Рощина Я. М. Динамика и структура потребления алкоголя в современной России. В сб.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 238-257.

12. Тапилина В.С. Сколько пьёт Россия? Объём, динамика и дифференциация потребления алкоголя // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 85-94.

13. Уточненный отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» за 2014 год. М.: Министерство здравоохранения РФ, 2015. С. 15.

14. Kirin Beer University. Report Global Beer Consumption by Country in 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirinholdings.co.jp/english/news/2014/1224_01.html (дата обращения 03.02.2016).

15. Popova S. Comparing Alcohol Consumption in Central and Eastern Europe to Other European Countries // Alcohol & Alcoholism. 2007. № 42 (5). Р. 465-473.

16. Statistics the wine institute. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wineinstitute.org/files/ World_Per_Capita_Wine_Consumption_Revised_Nov_2015 (дата обращения 03.02.2016).

17. World Health Organization. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/gho/publications/en (дата обращения 03.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.