Научная статья на тему 'Новая антиалкогольная кампания: результаты ограничительных мер на региональном уровне'

Новая антиалкогольная кампания: результаты ограничительных мер на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬ / РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байкова Екатерина Викторовна

Цель. Сделана попытка оценить результаты реализации комплекса антиалкогольных мер в период с 2009 года по настоящий момент. Методы. Статистическая обработка данных по продажам алкогольных напитков в натуральном выражении на 2010 и 2015 гг. Сравнительно-географический анализ уровня потребления алкогольных напитков в литрах чистого спирта на начало периода исследования и за последний год. Оценка детерминированности заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами от уровня розничных продаж алкоголя в региональном разрезе. Результаты. Сравнительный анализ уровня потребления абсолютного алкоголя в 2010 и 2015 гг. продемонстрировал сходство в зональном распределении и общее снижение розничных продаж из расчета на душу населения. В соотношении между оборотом спиртного и установлением диагноза «синдром зависимости от алкоголя, алкогольный психоз» не отмечено тесной положительной связи. Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о больших различиях в методике обработки медицинской статистики и формах отчетности предприятий розничной торговли. При проведении сравнительного регионального анализа были отмечены положительные тенденции как в количестве реализуемых алкогольных напитков, так и в распространенности психических расстройств, связанных с употреблением алкоголя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байкова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая антиалкогольная кампания: результаты ограничительных мер на региональном уровне»

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

Науки о Земле / Earth Science Оригинальная статья / Original Article УДК 91

Новая антиалкогольная кампания: результаты ограничительных мер на региональном уровне

© 2017 Байкова Е. В.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Сделана попытка оценить результаты реализации комплекса антиалкогольных мер в период с 2009 года по настоящий момент. Методы. Статистическая обработка данных по продажам алкогольных напитков в натуральном выражении на 2010 и 2015 гг. Сравнительно-географический анализ уровня потребления алкогольных напитков в литрах чистого спирта на начало периода исследования и за последний год. Оценка детерминированности заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами от уровня розничных продаж алкоголя в региональном разрезе. Результаты. Сравнительный анализ уровня потребления абсолютного алкоголя в 2010 и 2015 гг. продемонстрировал сходство в зональном распределении и общее снижение розничных продаж из расчета на душу населения. В соотношении между оборотом спиртного и установлением диагноза «синдром зависимости от алкоголя, алкогольный психоз» не отмечено тесной положительной связи. Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о больших различиях в методике обработки медицинской статистики и формах отчетности предприятий розничной торговли. При проведении сравнительного регионального анализа были отмечены положительные тенденции как в количестве реализуемых алкогольных напитков, так и в распространенности психических расстройств, связанных с употреблением алкоголя.

Ключевые слова: алкоголь, регионы, региональная структура потребления, алкоголизм, региональный анализ.

Формат цитирования: Байкова Е. В. Новая антиалкогольная кампания: результаты ограничительных мер на региональном уровне // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 57-64.

New Anti-Alcohol Campaign: Results of Restrictive Measures at the Regional Level

© 2017 Ekaterina V. Baykova

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. The authors try to evaluate the results of anti-alcohol package realization in the period from 2009 to the present day. Methods. Statistical processing data on sales of alcoholic beverages in real terms for 2010 and 2015. Comparative geographical analysis of the level of consumption, in litres of pure alcohol at the beginning of the study period and the last year. Evaluation of the determinism of alcoholism and alcoholic psychosis from the level of retail sales of alcohol in the regional context. Results. Comparative analysis of pure alcohol consumption rate in 2010 and 2015 showes similarity in the zonal distribution and the general drop in retail sales per capita. Close affinity in the ratio between the turnover of alcohol and diagnosis of syndrome of alcohol dependence, alcoholic psychosis is not marked. Conclusions. This data shows large differences in the methods of processing of medical statistics and retailers statement. Comparative regional analysis allow to reveal positive trends both in the quantity of alcoholic beverages and the prevalence of mental disorders associated with alcohol use.

Keywords: alcohol, regions, regional structure of consumption, alcoholism, regional analysis.

For citation: Baykova E. V. New Anti-Alcohol Campaign: Results of Restrictive Measures at the Regional Level. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 57-64. (In Russian)

Введение

Нашумевшая в Советском Союзе горбачевская антиалкогольная кампания широко исследована и признана малоэффективной [1; 2; 4; 7; 11; 12; 15], так как действие основных ограничивающих мер было быстро нивелировано нелегальным оборотом алкоголя. Рост официально учитываемых статистикой алкогольных продаж начался уже в 1988 году, когда и была фактически свернута антиалкогольная политика. В последние годы, с учреждения «Росалкогольрегулиро-вания» (РАР) в 2009 году, руководством страны был принят ряд мер для снижения производства и ограничения торговли алкогольными напитками. В частности, к методам снижения производства можно отнести:

- 2011 г.: требование к спиртовым заводам закупки специального и дорогостоящего оборудования для переработки отходов производства в корма для скота. Предприятия, не выполнившие это требование, лишались возобновления своих лицензий;

- 2012: увеличение уставного капитала для производителей алкогольной продукции на 40%;

- 2012: лицензирование перевозки этилового спирта.

Методы ограничения продаж были даже более разнообразные, чем в период 19851987 гг.:

- 2010: введение минимальных цен на алкогольную продукцию;

- 2011: запрет продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет;

- июль 2011: единые ограничения продаж спиртных напитков по времени - с 23.00 до 8.00. ФЗ-№ 171 устанавливает общий запрет продаж алкогольной продукции в ночное время на территории РФ. Во многих субъектах региональными властями установлены дополнительные ограничения, увеличивающие этот временной интервал (респ. Чечня, Дагестан, Краснодарский край, Астраханская облласть, Чукотский АО и др.).

- июль 2012: в отношении оборота пива и напитков, изготовленных на его основе, введение в действие всех ограничений, установленных законом об обороте алкоголя;

- 2013: запрет продажи пива в нестационарных торговых объектах;

- январь 2014: запрет распития любых алкогольных напитков в общественных местах;

- 26 ноября 2015 г.: утверждение «плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке».

Кульминацией этой серии поправок и законодательных актов стал Указ Президента РФ от 15 января 2016 г. о подчинении РАР Министерству финансов и передаче министерству функций по выработке и реализации алкогольной политики. Тем самым очевидной целью учреждения РАР становится пополнение бюджета с помощью подавления нелегального рынка. Именно экономические причины всегда приводили руководство страны к неоднократным попыткам переломить алкогольную ситуацию (1948, 1958, 1960, 1961, 1967, 1972 и 1974 гг.) [6, с. 113]. Современный этап не исключение, так что 2009 год вполне может быть добавлен в этот ряд и с точки зрения активного регулирования отрасли, и с позиции истинных его целей. Эта антиалкогольная кампания не объявлена, но вместе с тем является очевидной.

Материалы и методы исследования

Целью данного исследования стал анализ результатов всего комплекса антиалкогольных мер, принятых в период 2010-2015 гг. Для достижения поставленной цели изучались публикуемые Росстатом данные о продажах алкогольных напитков и статистические материалы Минздрава по заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами в субъектах РФ. Рассчитано потребление алкогольных напитков в литрах чистого спирта на душу населения (только регистрируемое) путем умножения данных о розничных продажах в натуральном выражении на коэффициенты, отражающие содержание чистого спирта в напитках: водка, коньяки и виски - 0,4; лике-роводочные изделия - 0,3; вино - 0,14; фруктовое, ликерное вино и винные напитки - 0,18; шампанские и игристые вина - 0,11; напитки слабоалкогольные - 0,06; пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива - 0,04.

Результаты и их обсуждение

Даже первоначальный анализ статистики по розничным продажам в натуральном вы-

ражении (тыс. дкл) позволяет сделать заключение о сокращении потребления алкогольных напитков. При рассмотрении данные Росстата сначала не переводились в абсолютный алкоголь с помощью специальных коэффициентов, а только соотносились со среднегодовой численностью населения. Таким образом можно оценить, сколько литров в натуральном выражении определенного алкогольного напитка выпито из расчета на человека. По сравнению с 2010 годом незначительно увеличилось только потребление виски с 2,5 л/чел. до 2,9 л/чел. в 2015 году. По прочему ассортименту спиртных напитков характер динамики противоположный.

В таблице 1 представлены лидирующие субъекты РФ. Данная таблица показательна с точки зрения географии алкогольных предпочтений населения. Тюменская область, являвшаяся в 2010 году безусловным лидером по продажам на душу населения водки, коньяков, виноградных и плодовых вин, пива, на настоящий момент не входит в число лидеров. На Дальнем Востоке страны складывается наиболее тяжелая ситуация в отношении водки. В целом потребление водки в РФ сходно с приводимыми нами картограммами абсолютных значений, так как это доминирующий в структуре продаж напиток. Одновременно больше половины дальневосточных субъектов выделяются и по потреблению игристых вин. Продажи водки привязаны к полосе основного расселения и потребителю, но чрезмерно пьют именно в слабозаселенных северных территориях. По игристым винам наряду с Дальним Востоком самыми высокими значениями потребления характеризуется Москва, относи-

тельно много шампанского пьют в Санкт-Петербурге и Московской области. Шампанское, атрибут любого российского праздника или застолья в мегаполисе, становится быстрым средством опьянения на Дальнем Востоке, так как этот напиток нельзя смешивать, что вместе с относительно низкой ценой создает существующий рисунок распространенности потребления.

По остальным крепким алкогольным напиткам и винодельческой продукции география потребления тяготеет к северу, в меньшей степени к центру европейской части страны. В потреблении виски выделяются два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и нефтедобывающие регионы Урала. Коньяк, в ряду крепкого спиртного, также отличает относительно высокая стоимость. Прослеживается связь между его потребление и уровнем жизни людей, в целом снижающимся по направлению к востоку. Меняется и культура потребления спиртного вместе с возможностями для реализации. Проблемы трудоустройства в слабозаселенных восточных районах делают людей менее социализированными, а общество требует соблюдения определенных норм, например, «пить, но не напиваться», и именно различные вина позволяют соответствовать нормам. Среди лидеров по потреблению винодельческой продукции, за исключением игристых вин, нет ни одного Дальневосточного субъекта РФ. В основном это депрессивные области рядом с Санкт-Петербургом и Москвой, что говорит о распространении потребления дешевых вин в тетрапаке по мере удаления от крупных мегаполисов.

Таблица 1

Лидирующие субъекты по продажам различных типов алкогольных напитков, л/чел

Составлено автором по данным [3; 10; 13

За время «пивного лобби» предприятия пивной отрасли освоили российский рынок. Сегодня пиво доступно практически повсеместно. В географии потребления не выделяются пространственно очерченные зоны. Сохраняются только общие закономерности снижения продаж в отношении юга, как общего направления спада объемов реализации алкогольной продукции.

Пересчет в абсолютный алкоголь позволил рассматривать изменения в структуре потребления алкогольных напитков (рис. 1). Сокращение розничных продаж особенно характерно для водки и ликеро-водочных изделий, по оставшимся типам алкогольных напитков оно фиксируется, но в меньшей степени. В структуре потребления это отразилось в соответственном росте долей пива (на 7 %) и винодельческой продукции (на 3 %). Сложившееся соотношение между крепкими и относительно слабыми спиртными напитками можно назвать позитивным.

По официально публикуемым данным, продажи алкогольных напитков в целом по стране упали с 8,9 л/чел. в 2010 г. до 6,8 л/чел. в 2015 г. В географии розничных продаж алкогольных напитков в разрезе субъектов РФ (рис. 2) по сравнению с 2010 годом ситуация улучшилась повсеместно, в наибольшей степени в Челябинской области (с 11,0 до 4,7 л/чел), Республике Тыва (с 10,2 до 4,1 л/чел) и Ленинградской области (с 13,3 до 7,9 л/чел). При этом пространственно очерченные зоны, где потребляют в абсолютных величинах относительно много, сохраняются.

Дальний Восток и Северо-Запад России по-прежнему наиболее пьющие регионы. Одновременно для Северо-Запада в большой степени свойственна позитивная динамика. Почти равным образом удалось сократить потребление алкогольных напитков в Сибири. Контрастным является положение с оборотом спиртным в сельскохозяйственных национальных республиках юга Сибири. В

результате вся степная область России в 2015 году практически неразрывно входит в диапазон потребления, не превышающий 8 л/чел.

В целом такое явление, как розничные продажи алкогольных напитков в 2015 г., отличает пространственная очерченность:

юг, степная полоса, умеренный пояс, в свою очередь разделенный уровнем алкогольного потребления на южную и северную часть. Общее направление роста количества покупаемого на душу населения спиртного - это север в широтном направлении и восток в меридиональном.

Рис. 1. Структура потребления алкогольных напитков в России, л/чел.

Составлено автором по данным [3; 10; 13; 14]

Рис. 2. Продажи алкогольных напитков в абсолютном выражении на душу населения, л/чел.

Составлено автором по данным [3; 10; 13; 14]

Рис. 3. Число пациентов с впервые в жизни установленным диагнозом синдром зависимости от алкоголя (включая алкогольные психозы) на 100 тыс. населения.

Составлено автором по данным [8; 9]

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• DSPU JOURNAL Уо!. 11. N0. 2. 2017

В ходе дальнейшего исследования анализировалось число пациентов с впервые в жизни установленным диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы» (рис. 3). В нашей стране психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя, в целом имеют слабую зависимость от розничного оборота спиртным (Я2=0,1). Далеко не все тяжелые потребители алкоголя попадают в статистику, поскольку не обращаются к врачу.

В соответствии с гипотезой «нормального распределения» Ледермана, среднее значение потребления зависит от распространения пьянства [16, с. 806; 18, с. 7-24]. Полученное в настоящем исследовании соотношение между потреблением алкоголя и алкоголизмом можно интерпретировать как зависящие от разных параметров переменные. Другими словами, не у всех потребителей развивается зависимость, и изменения в общем потреблении не сопровождаются сдвигами в числе впервые взятых под диспансерное наблюдение пациентов с диагнозом «алкоголизм».

Основной вывод сравнительного анализа между 2010 и 2015 годом - снижение числа острых проявлений алкоголизма за период исследования. Если в 2010 году впервые взято под диспансерное наблюдение 108,1, то в 2015 году уже 70,9 человек на 100 тысяч населения. Для примера: в 1987 г. частота алкогольных психозов в РСФСР уменьшилась в 3,6 раза по сравнению с 1984 г. [5, с. 83], то есть динамику можно назвать скачкообразной на фоне современных изменений.

Снизилось потребление алкоголя больными алкоголизмом, о чем говорит развитие алкогольного психоза [2, с. 105-107]. Эта когорта показательна, поскольку обычно слабо реагирует на простые формы ограничения. Следовательно, принятые антиалкогольные меры сдерживают зависимого человека на менее тяжелых стадиях алкоголизма, приводя к эффекту отложенного действия. В последний (2015) год по заболеваемости алкоголизмом, с одной стороны, выделяются

1. Алкоголь и здоровье населения России,

1900-2000 // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья «Алкоголь и здоровье» (1996-1998 гг.) и Всерос-

территории крайнего севера (Чукотский АО, Ненецкий АО, Республика Якутия), где у коренного населения отсутствуют ферменты расщепляющие спирт. С другой стороны, встречаются субъекты, такие как Магаданская и Сахалинская области, где заболеваемость коррелирует с высокими значениями потребления алкоголя на душу населения.

Заключение

Потребление алкоголя в 2015 году четко пространственно очерчено и во многом совпадает со сменой климатических поясов от теплого к холодному. Это соответствие при рассмотрении кажется более естественным, отражающим закономерную связь с параллельным ростом крепости напитков. Можно сделать вывод, что внешние факторы в результате регулирования в алкогольной отрасли меньше влияют на географию потребления алкогольных напитков. Введение ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы), прекращение практики дотаций регионов, единые правила для игроков рынка поставили все регионы в равные условия.

В то же самое время следует отметить, что любое ужесточение регулирования в алкогольной отрасли в той или иной мере влечет за собой рост нелегального сектора. В данном исследовании нелегальный оборот алкоголя не учитывался, но авторов интересовали не столько точные объемы потребления спиртного, сколько их география и территориальные различия. А основные пространственные закономерности останутся неизменны в случае общего увеличения количества выпитого.

Следствием всего комплекса принятых с 2009 года антиалкогольных мер стало сокращение не только розничных продаж в абсолютном выражении, но и численности когорты тяжелых потребителей алкоголя. Результаты новой антиалкогольной кампании, по сравнению с горбачевской, уже сейчас можно назвать более устойчивыми. Говоря о продолжительности, следует преимуществом отметить поэтапность законодательного ужесточения в отрасли.

сийской конференции «Алкоголь и здоровье» (г. Москва, 17 декабря 1996) / Под ред. А. К. Демина. М. : Российская ассоциация общественного здоровья, 1998. 400 с.

Литература

2. Воробьев М. И., Худяков А. В. Динамика алкогольных психозов за последние годы в условиях борьбы против пьянства и алкоголизма // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1988. № 4. С. 105-108.

3. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ийрв: //www.fedstat.ru/. [дата обращения: 13.01.2017 г.]

4. Магомедов Р. Р., Фокина С. Н. Антиалкогольная кампания М. С. Горбачёва: её положительные и негативные последствия для страны // Международная научно-практическая конференция «Российская история в начале XXI века: опыт, проблемы, перспективы». Оренбург, 13-14 мая, 2014 г. 384 с.

5. Немцов А. В. Алкогольная история России: новейший период. М. : ЛИБРОКОМ, 2009. 320 с.

6. Немцов А. В. Российская смертность в свете потребления алкоголя // Демографическое обозрение. 2015. Т. 2. № 4. С. 111-135.

7. Николаев А. В. Антиалкогольные кампании XX века в России // Вопросы истории. 2008. № 11. С. 67-78.

8. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2011 году // Статистический сборник. М. : Изд-во Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, 2012. 66 с.

9. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2015 году // Статистический сборник. М. : Изд-во Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, 2016. 71 с.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 // Статистический сборник.

1. Alcohol and health of the population of Russia in 1900-2000. Materialy Vserossiyskogo fo-ruma po politike v oblasti obshchestvennogo zdo-rov'ya «Alkogol' i zdorov'e» (1996-1998 gg.) i Vse-rossiyskoy konferentsii «Alkogol' i zdorov'e» (g. Moskva, 17 dekabrya 1996) [Proceedings of All-Russian policy forum in public health care "Alcohol and Health", 1996-1998, and All-Russian Conference "Alcohol and Health", Moscow, December, 17, 1996]. Ed. by A. K. Demin. Moscow, Russian public health care association Publ., 1998. 400 p. (In Russian)

2. Vorobyev M. I., Khudyakov A. V. Dynamics of alcoholic psychoses in recent years in the fight against drunkenness and alcoholism. Zhurnal nevropatologii i psikhiatrii im. S. S. Korsakova [S. S. Korsakov Journal of Neuropathology and Psychiatry]. 1988. № 4. Pp. 105-108. (In Russian)

3. Unified interdepartmental information-statistical system (EMISS) [Electronic resource].

M. : Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, 2016.

11. Росалкогольрегулирование. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fsrar.ru/. [дата обращения: 13.01.2017 г.]

12. Такала И. Р. Веселие Руси. История алкогольной проблемы в России. СПб. : Нева, 2002. 336 с.

13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru. [дата обращения: 13.01. 2017 г.]

14. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Отрасль в цифрах // Статистический сборник «Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 20102012 гг.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fsrar.ru/files/strture/2127. pdf. [дата обращения: 15.01.2017 г.]

15. Школьников В. М., Андреев Е. М., Мак-ки М., Леон Д. Рост продолжительности жизни в России 2000-х годов // Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. № 2. С. 5-37.

16. Jon P. Nelson. Alcohol advertising bans, consumption and control policies in seventeen OECD countries, 1975-2000. Applied Economics. Taylor & Francis Journals, 2010. Vol. 42. Р. 803-823.

17. Shkolnikov V., Nemtsov A. The anti-alcohol campaign and variations in Russian mortality. Premature Death in the New Independent State. Eds. J. L. Bobadilla, C. A. Costello, F. Mitchell. Washington, DC, National Academy Press, 1997. P. 239-261.

18. Single E., Leino V. E. The levels, patterns, and consequences of drinking. Drinking Patterns and Their Consequences. Eds. M. Grant and J. Litvak. Taylor & Francis. Washington, DC, 1998. P. 7-24.

Mode of access: https://www.fedstat.ru/ [accessed: 13.01.2017]

4. Magomedov R. R., Fokina S. N. M. S. Gorbachev anti-alcohol campaign: its positive and negative consequences for the country. Rossiyskaya istoriya v nachale XXI veka: opyt, problemy, per-spektivy. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Russian history at the beginning of the 21st century: experience, problems, prospects. International scientific-practical conference]. Orenburg, May, 13-14, 2014. 384 p. (In Russian)

5. Nemtsov A. V. Alkogol'naya istoriya Rossii: noveyshiy period [Alcohol history of Russia: modern period]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2009. 320 p. (In Russian)

6. Nemtsov A. V. Russian mortality under the light of alcohol consumption. Demograficheskoe obozrenie [Demographic review]. 2015. Vol. 2. No. 4. Pp. 111-135. (In Russian)

References

7. Nikolaev A. V. Anti-alcohol campaign of 20th century in Russia. Voprosy istorii [Questions of history]. 2008. No. 11. Pp. 67-78. (In Russian)

8. Key performance indicators of drug treatment services in the Russian Federation in 2011. Statisticheskiy sbornik [Statistical yearbook]. Moscow, Central Sientific Research Institute of Organization and Informatization of Public Health of the Ministry of health of Russia Publ., 2012. 66 p. (In Russian)

9. Key performance indicators of drug treatment services in the Russian Federation in 2015. Statisticheskiy sbornik [Statistical Yearbook]. Moscow, Central Sientific Research Institute of Organization and Informatization of Public Health of the Ministry of health of Russia Publ., 2016. 71 p. (In Russian)

10. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015. Statisticheskiy sbornik [Statistical Yearbook]. Moscow, Federal Service for Alcohol Market Regulation, 2016. (In Russian)

11. Rosalkogolregulirovanie. Federal Service for Alcohol Market Regulation [electronic resource]. Mode of access: http://fsrar.ru/ [accessed: 13.01.2017]

12. Takala I. R. Veselie Rusi. Istoriya alkogol'noy problemy vRossii [Merry making in Russia. History of alcohol problems in Russia]. Saint Petersburg, Neva Publ., 2002. 336 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Байкова Екатерина Викторовна, аспирант, кафедрa экономической географии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия; е-mail: [email protected]

Научный руководитель: доктор географических наук, профессор, кафедра экономической географии, РГПУ им. А. И. Герцена В. Л. Мартынов.

13. Federal state statistics service [electronic resource]. Mode of access: http://www.gks.ru [accessed: 13.01.2017]

14. The Federal Service for Alcohol Market Regulation. Branch in the figures. Statistical bulletin " Key performance indicators of the alcohol market in 2010-2012" [Electronic resource]. Mode of access: http://www.fsrar.ru/files/ stru-ture/2127.pdf [accessed: 15.01.2017]

15. Shcolnikov V. M., Andreev E. M., McKee M., Leon D. The increase of life expectancy in Russia of the 2000's. Demograficheskoe obozre-nie [Demographic Review]. 2014. Vol. 1. No. 2. Pp. 5-37. (In Russian)

16. Jon P. Nelson. Alcohol advertising bans, consumption and control policies in seventeen OECD countries, 1975-2000. Applied Economics. Taylor & Francis Journals, 2010. Vol. 42. Р. 803823. (In English)

17. Shkolnikov V., Nemtsov A. The anti-alcohol campaign and variations in Russian mortality. Premature Death in the New Independent State. Eds. J. L. Bobadilla, C. A. Costello, F. Mitchell. Washington, DC, National Academy Press, 1997. P. 239-261. (In English)

18. Single E., Leino V. E. The levels, patterns, and consequences of drinking. Drinking Patterns and Their Consequences. Eds. M. Grant and J. Litvak. Taylor & Francis. Washington, DC, 1998. P. 7-24. (In English)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Ekaterina V. Baykovа, postgraduate, the chair of Economic Geography, the Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen RSPU), Saint-Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

Supervisor: Doctor of Geography, professor, the chair of Economic Geography, Herzen RSPU, V. L. Martynov.

Принята в печать 04.02.2017 г.

Received 04.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.