Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР В РАМКАХ ИДЕЙНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР В РАМКАХ ИДЕЙНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аскаров Ринат Равильевич, Коротаева Татьяна Васильевна

В статье рассматривается потребительский выбор в рамках идейного потребления в современном обществе, особенности поведения современного российского потребителя, а также проанализирован феномен идейного потребления, основная суть которого связана с стойкой идейной установкой. Современное общество, названное постиндустриальным, обладает набором отличительных черт, что и накладывает отличительные характеристики на сущность потребления, создает новые эффекты и стратегии поведения потребителей. С переходом к постиндустриализму. Вопрос потребительского выбора становится важнейшим элементом экономического роста и в связи с особенностью финансовой системы вынуждено носить массовый характер. Бесконечность потребления осуществляется за счет формирования дополнительных потребностей, а потребительский выбор определяется проявлением внутренних мотиваций. Таки образом, вопрос потребительского выбора ставится в ином ключе и требует рассмотрение данного вопроса в иных рамках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Аскаров Ринат Равильевич, Коротаева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER CHOICE WITHIN THE FRAMEWORK OF IDEOLOGICAL CONSUMPTION IN MODERN SOCIETY

The article examines consumer choice within the framework of ideological consumption in modern society, the peculiarities of the behavior of the modern Russian consumer, and also analyzes the phenomenon of ideological consumption, the main essence of which is associated with a persistent ideological attitude. Modern society, called post-industrial, has a set of distinctive features, which imposes distinctive characteristics on the essence of consumption, creates new effects and strategies of consumer behavior. With the transition to post-industrialism. The issue of consumer choice is becoming an essential element of economic growth and, due to the peculiarity of the financial system, it is forced to have a massive character. The infinity of consumption is realized due to the formation of additional needs, and consumer choice is determined by the manifestation of internal motivations. Thus, the question of consumer choice is posed in a different way and requires consideration of this issue in a different framework.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР В РАМКАХ ИДЕЙНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Потребительский выбор в рамках идейного потребления в современном обществе Consumer choice within the framework of ideological consumption in modern society

Аскаров Ринат Равильевич

Аспирант ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

Россия, Самара. e-mail: secobr@sseu.ru

Askarov Rinat Ravilevich

Postgraduate student Samara State University of Economics, Samara, Russia. e-mail: secobr@sseu.ru

Коротаева Татьяна Васильевна

Кандидат исторических наук, Доцент кафедры социологии и психологии, ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

Россия, Самара. e-mail: corotaeva2014@yandex.ru

Korotaeva Tatiana Vasilyevna

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Psychology,

Samara State University of Economics, Samara, Russia. e-mail: corotaeva2014@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматривается потребительский выбор в рамках идейного потребления в современном обществе, особенности поведения современного российского потребителя, а также проанализирован феномен идейного потребления, основная суть которого связана с стойкой идейной установкой. Современное общество, названное постиндустриальным, обладает набором отличительных черт, что и накладывает отличительные характеристики на сущность потребления, создает новые эффекты и стратегии поведения потребителей. С переходом к постиндустриализму. Вопрос потребительского выбора становится важнейшим элементом экономического роста и в связи с особенностью финансовой системы вынуждено носить массовый характер. Бесконечность потребления осуществляется за счет формирования дополнительных потребностей, а потребительский выбор определяется проявлением внутренних мотиваций. Таки образом, вопрос потребительского выбора ставится в ином ключе и требует рассмотрение данного вопроса в иных рамках.

Annotation.

The article examines consumer choice within the framework of ideological consumption in modern society, the peculiarities of the behavior of the modern Russian consumer, and also analyzes the phenomenon of ideological consumption, the main essence of which is associated with a persistent ideological attitude. Modern society, called postindustrial, has a set of distinctive features, which imposes distinctive characteristics on the essence of consumption, creates new effects and strategies of consumer behavior. With the transition to post-industrialism. The issue of consumer choice is becoming an essential element of economic growth and, due to the peculiarity of the financial system, it is forced to have a massive character. The infinity of consumption is realized due to the formation of additional needs, and consumer choice is determined by the manifestation of internal motivations. Thus, the question of consumer choice is posed in a different way and requires consideration of this issue in a different framework.

Ключевые слова: общество потребление, потребитель, современное общество, потребительский выбор.

Key words: society consumption, consumer, modern society, consumer choice.

В окружающей нас современной действительности потребление все чаще становиться фактором формирования основных ценностных качеств, направлений и личностно-поведенческих моделей. Сформированные на основе принципов потребления модели человеческого поведения, так или иначе, тематизируют научное понимание самого потребления как, определенного рода, феномен социально-

культурного характера.

Термин потребление можно определять по-разному, так как взгляды различных социологов в разное время на эту тему претерпевали изменения, которые проходили вместе с изменением общества. Т. Веблен говорил, что потребление - это демонстрация социального статуса, которого добился человек, посредством потребления товаров более высокого качества или в большем количестве, чем это может быть необходимым. П. Бурдье характеризовал потребление как поле властных отношений - многомерное пространство позиций или мест, в которых позиция (координаты) субъекта определяется количеством разных типов «капитала», которыми он обладает. Ж. Бодрийяр трактовал потребление как активный модус отношения не только к вещам, но и к коллективу, и ко всему миру, что в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный отклик на внешние воздействия, что на нем основывается вся система нашей культуры.

Между этими есть нечто общее это наличие у человека базиса, капитала, на котором он строит своё потребление, а различным являются мотивы этого потребления. Таким образом, потребление в современном обществе претерпевает изменения так как мотивы и вкусы потребителей изменчивы и более разнообразны, сейчас термин потребление можно объяснить как совокупность использования продуктов, услуг, культуры, идей и впечатлений, основанная на индивидуальном габитусе отдельного человека.

Потребление с ходом развития и расслоения общества, стало весьма важным и неотъемлемым компонентом окружающей общество социальной реальности, в связи с чем, и возникло такое понятие как «общество потребления», основная суть которого заключается в обозначении группы общественных отношений, базирующихся на категориях индивидуального потребления. Подобный феномен чаще всего выражается в виде массового потребления материальных благ, при потреблении которых формируется определенная культура, влияющая на систему ценностей и приоритетов индивидуума относительно воздействия вышеупомянутого общества в рамках массового потребления. Подобное явление так же напрямую связанно с развитием капитализма и социально-техническими изменениями в обществе. Именно поэтому происходит смещение акцента с «что производить?» на «что потреблять», что меняет экономическо-производственный настрой и принципы жизнедеятельности многих образований.

Потребление в современном обществе претерпевает изменения так как мотивы и вкусы потребителей изменчивы и более разнообразны, сейчас термин потребление можно объяснить как совокупность использования продуктов, услуг, культуры, идей и впечатлений, основанная на индивидуальном габитусе отдельного человека.

Ни для кого не секрет, что по своей природе человек должен удовлетворять свои основные биологические потребности, начиная от пропитания заканчивая выбором комфортной одежды, для поддержания нормального состояния своего организма. Так же стоит отметить и то, что в противовес потребностям существуют и ограничения, своего рода препятствия для их абсолютного удовлетворения, в качестве подобных препятствий зачастую выделяют труд, капитал и землю.

Исходя из вышеуказанного условия ограничений, возникает необходимость, так называемого экономического выбора - деятельности по распределению имеющихся ресурсов относительно приоритетности и меры удовлетворения тех или иных потребностей, путем использования определенных благ.

Стоит заметить, что в качестве некого центрального и универсального ресурса, открывающего доступ к необходимым для удовлетворения потребностей индивидуума благам, используются деньги. Сам по себе ограниченный ресурс денежно-финансового дохода имеет определенность к своему распределению между нынешним и будущим потреблением, а также к распределению между категориями времени, объема и качества, что создает безграничный ассортимент благ для удовлетворения потребностей в любых ипостасях.

Однако, ввиду определенного рода ограниченности упомянутых выше финансовых ресурсов,

индивидуум, как правило, не имеет абсолютной способности к удовлетворению всех пунктов своих потребностей в абсолютном объеме. Именно поэтому, человек, по своей потребительской сущности, прежде всего, задается вопросами координирования своих возможностей, ресурсов и приоритетов удовлетворения. Это находит свое выражение в том, что потребитель акцентируется на ценах и уровне необходимости, после чего и осуществляет формирование набора товаров такой комбинации, которая самым наилучшим образом отвечает его нынешним желаниям и возможностям.

Говоря относительно определения потребительского поведения, стоит подчеркнуть, что это, главным образом — некий обусловленный процесс генерирования активного спроса потенциальных покупателей, осуществляющих выбор товара в данной им системе координат. Это значит, что каждый покупатель руководствуется исключительно своими собственными предпочтениями и условиями своей личной системы координат - желание/возможность/приоритет. Однако, есть возможность некоторый группировки потребителей по тем или иным общим признакам.

Нельзя упускать из спектра внимания тот факт, что постмодернизм заставляет переосмыслить социально-экономические ценности, которые перестают выражаться в универсальной потребительской стоимости и заключаются в индивидуализированной знаковой ценности. Произошла деструкция стоимостных отношений со стороны потребления. Ж. Бодрийяр, анализируя феномен потребления с точки зрения ее стоимости, говорит о стадиях понимания ее символической ценности:

На первой из них господствуют натуральные отношения и представления о стоимости возникают на основе естественного восприятия мира.

Вторая по большей части основывается на так называемом всеобщем эквиваленте, и соответственно, стоимостные оценки формируются относительно специальной логики товара.

Третья по счету стадия управляется неким специальным кодом, где уже оценки выражают набор моделей.

Далее, на четвертой, финальной стадии, именуемой фрактальной, сама по себе стоимость не имеет ключевого базиса и распространяется свободно на все категории.

На фрактальной стадии уже не существует как таковой эквивалентности - то есть, ни натуральной, ни всеобщей. В самом деле, мы не можем более говорить о стоимости. В обществе постмодерна, то есть в современном обществе, потребление вещей и товаров подменяется потреблением знаков и символов, в жизни людей начинает доминировать не стоимость, а символические ценности. Это значит, что в общественном сознании произошла подмена ценности понятием о ценности, то есть знаком.

Философ Виталий Куренной выделяет шесть стратегий потребления: базовое потребление, функциональное потребление, демонстративное потребление, символическое потребление, идейное потребление и потребление, направленное на себя.

Базовое потребление предназначено для выживания и считаются самыми распространенными в мире. Основу потребления, например, занимают бездомные. Функциональное потребление - это желание не только удовлетворять основные потребности, но и делать это с комфортом, оно по праву считается главным двигателем прогресса. Демонстративное потребление - это желание удовлетворить свои потребности с удобством, но и продемонстрировав социальное положение. Мы даем другим людям знать, к какой социальной группе принадлежим. Символическое потребление также может расцениваться как демонстративное потребления, люди демонстрируют свою приверженность к определенному образу жизни. Идейное потребление - это потребление, определенное идеологией — одним из самых действенных и мощных мотивов, ради идеи люди готовы на многое. Идейное потребление — история про развитые общества, потому что оно не возникает, пока не удовлетворены

базовые потребности. Потребление, основанное на впечатлениях ориентировано на самого себя и на то, чтобы жить здесь и сейчас.

Далее следует более тщательно рассмотреть феномен именно идейного потребления, основная суть которого плотно связана с некой фиксированной идеологией, или иначе говоря - стойкой идейной установкой.

На сегодняшней день, основной идейный мотив приобретает приоритетность там, где затрагиваются острые и актуальные для общества темы. Так же достаточно важным будет отметить и то, что идейное потребление в целом способно принимать характерные черты стратегии по сокращению активного потребления как такового.

По сути, в современных общественных рамках отсутствуют в распространенной мере теологические ограничения, они соответственно трансформируются в то же идейное потребление, нежели в четко прописанное табу. Главным образом, что сегодня такое поведение является, как правило, это обусловлено наличием выбора о индивидуума, в отличии от его отсутствия в виде четкого запрета как это было в средние века.

Интересным проявлением идейного потребления так же является и возможность его публичного позиционирования, символического обозначения, в виде элементов одежды и иных проявлений.

Исходя из всего вышесказанного, можно определить идейное потребление как весьма мощный мотив, способный с присущей ему легкостью фальсифицировать такие схемы потребления определенные схемы потребления, способных затрагивать даже основные биологические потребности в угоду убеждений индивидуума.

Идеология потребления формируется в обществе постмодерна как мировоззренческая, сосредоточенная на потреблении товаров и услуг, представленных в симулякрах, необходимых для утверждения престижа личности и персонализации.

Эта идеология крайне мифологизирована, стремится навязать в сознании людей миф об обществе обилия, роскоши, общего благоденствия. Заменяя вещь условным симулякром, тригерром, идеология потребления способна привести к достаточно значительной коммерциализации культуры общества в целом, поэтапному размыванию норм этики, а также способствует процветания социального неравенства в государстве.

Однако существует и обратная сторона бесконтрольного потребления в рамках соответственного общества - рационализация потребления. Рационализация потребления представляет собой некий процесс более качественного изменения структуры и принципов потребления среди населения, путем изменения его форма и внедрения некоторых моментов идейного потребления. Так же стоит подчеркнуть, что сам процесс рационализации, главным образом, обеспечивается благодаря целевой разработки обществом системы мероприятий по достижению определенных условий в установленной системе потребительских координат.

Многих предпринимателей, и прочих коммерческих образований повышение рациональности потребления является проблемой напрямую противоречащую их целевым интересам, в которых бесконтрольное потребление - это эффективное явление способствующее достижению их целей. Поэтому данную функцию обязано взять на себя государство по аналогии с тем, как оно заботится об охране окружающей среды, проведении справедливой региональной политики и т. д.

Потребительский выбор многогранен, зависит от многих факторов и может представлять из себя различные комбинации стратегий, это зависит от потребителей их стиля жизни, воспитания в семье, так как именно там закладывается горизонт габитуса, социально-экономического положения и ряда других многочисленных факторов. Раньше потребление было ориентированно на удовлетворение первых нужд, потом потребление модифицировалось и стало демонстрировать превосходство, в этот момент появились знаки, цель которых заключается в демонстрации статуса более скрытым образом (логотипы брендов, производящих

различные товары как материальные, так и не материальные). В современном мире демонстрация статуса не заключается как в прошлом в обилии люксовых товаров, а в минимализме. Люди стремятся очистить свой разум, жизнь и быт от всего ненужного, так как это захламляет их, они хотят освободится максимально от всего материального и их потребление становится не материальным, а больше основывается на впечатлениях.

По данным исследования NielsenIQ, которое проводилось в декабре 2022г., склонность к рациональному потреблению сформировала конкретные стратегии совершения покупок, произошёл переход к более взвешенному и рациональному потреблению. Среди опрошенных, 82% ищут возможности сэкономить, 50% снижают расходы на дорогие товары, выбирают магазины с более низкими ценами, 26% стали покупать более дешевые марки. Однако по данным Рсстата категории, которые связаны с досугом либо относятся к сфере развлечений расходы наоборот растут, в 2022 году оборот в этой сфере увеличился на 25%. Потребители стали более рациональными и избирательными, покупатели стараются избегать импульсивных покупок.

Список используемой литературы:

1. Доронин В.А. Актуальность культуры осознанного потребления для населения российской федерации // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2019.- С.87-91.

2. Коблева Э.А., Схаляхо З.Ч. Идеология потребления в духовной жизни современного общества // Манускрипт. - 2017.- №1(75).- С. 115-118.

3. Курыльцов А. Общество потребления. Его мифы и структуры. // Культурная революция, М. - 2016 г. -

С 233.

4. Солдатенко И. В. Процесс потребления в современной России: мифы и реалии / И. В. Солдатенко // Власть. - 2017. - № 4. - С. 156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.