Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / РОССИЯ / АВТОМОБИЛИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина В.А.

В статье проводится анализ современного состояния российского розничного рынка потребительских продуктов и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

В структуре использования денежных доходов населения доля расходов на покупку потребительских товаров увеличилась и составила 57% (в 2013 году - 56%), доля сбережений (без учета валюты) уменьшилась с 10% в 2013 г. до 7 % в 2014 г.

Вместе с тем в России доля расходов на покупку продуктов питания существенно выше, чем в развитых странах мира. Так, если в России по результатам международных сопоставлений ВВП (последние данные Росстата за 2011 год) доля расходов на продукты питания и безалкогольные напитки в фактического конечного потребления домашних хозяйств составляет 25,3 %, то в Великобритании - 7,2 %, Германии - 9 %, Франции -10,2 %, США - 6,0 %, Японии - 11,3%. (см. рис. 2) (Минэкономразвития РФ)

30

Рис. 2. Доля расходов домашних хозяйств на продукты питания, % Источник: составлено автором по данным Минэкономразвития РФ.

Использованные источники: 1. Министерство экономического развития Российской федерации URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 24.06.2015).

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент МАДИ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация. В статье проводится анализ современного состояния российского розничного рынка потребительских продуктов и услуг. Ключевые слова: рынок, Россия, автомобили, малый бизнес.

Объем оборота розничной торговли продуктами питания определяется возможностями сельского хозяйства страны, уровнем развития пищевой промышленности, объемами и структурой импорта, ростом доходов

населения, динамикой цен. В 2010-2013 гг. оборот розничной торговли увеличился более чем на 15%. Объемы продаж продовольственных товаров стали сокращаться, и этот процесс наблюдался с мая 2014 года. В результате по итогам года по сравнению с 2013 годом оборот розничной торговли пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий сократился на 0,1 процента. Одним из основных факторов снижения оборота пищевых продуктов стал рост цен на них после введения санкций. Цены на продовольственные товары опередили инфляцию и выросли в декабре 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. на 15,4 %, что более чем в 2 раза выше аналогичного показателя прошлого года - 7,3 %, и, как следствие, привели к сокращению их потребления низкодоходными группами населения. (Минэкономразвития РФ)

Повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 24 % по сравнению с ноябрем 2014 года. Это самый высокий предновогодний рост за весь период наблюдений Ромир. На рынке крупной бытовой и компьютерной техники в декабре случился бум продаж в результате ажиотажного спроса. За две недели были распроданы товары, не находившие своего покупателя предыдущие 11 месяцев. В декабре 2014 г. спрос на легковые автомобили на 52% превысили показатель аналогичного периода 2013 г. В итоге рост продажи в 2014 г. составил почти 6%. Несмотря на принимаемые меры по увеличению производства продуктов питания и наращиванию объемов продаж, Россия отстает от развитых стран по потреблению продуктов питания (по последним данным ФАО ООН, среднесуточное потребление калорий на душу населения в России составило 3 172, в Австрии - 3 800, Германии -3 549, Великобритании - 3 432, Франции - 3 531, США - 3 688). (Минэкономразвития РФ)

По данным Минэкономразвития Россия отстает от развитых стран по наличию у населения предметов длительного пользования. Так, по легковым автомобилям в России на 100 домашних хозяйств приходится 57 автомобилей, тогда как в Германии - 97, США - 105, Франции - 108, Японии - 141, по телевизорам - в России - 178 штук, в США - 280, Японии - 219, по персональным компьютерам - в России - 72 штуки, Японии - 116 штук. В 2014 г. в результате введения санкций в розничной торговле был пересмотрен ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров с целью перераспределения спроса в сторону более дешевых аналоговых товаров.

Изменения в ассортиментной политике сказались на структуре товарных ресурсов. В структуре товарных ресурсов розничной торговли (см. табл. 1) доля импортных товаров постепенно снижается, но остается высокой. Если в I квартале 2014 г. она составляла 43 %, то во II и III кварталах - 41 % (I, II и III кварталы 2013 г. - 44 %). В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров в I квартале 2014 г. доля импорта

составила 36 % (I квартал 2013 г. - 36 %), во II квартале - 33 % (35 %), III квартале - 32 % (35 %).

Таблица 1

_Структура товарных ресурсов розничной торговли, %_

Вид 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Товарные ресурсы розничной торговли 100 100 100 100 100 100

Собственное производство 59 56 54 56 56 58

В т.ч. продовольственные товары 67 66 67 66 64 66

Поступление по импорту 41 44 43 43 44 42

В т.ч. продовольственные товары 33 34 33 34 36 34

Источник: составлено автором по данным Минэкономразвития РФ.

Достаточно высокая доля товаров импортного производства:

- обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров;

- способствует созданию необходимой конкурентной среды;

- оказывает негативное влияние на формирование баланса ресурсов с точки зрения высокой степени зависимости рынка товаров от внешнеэкономической конъюнктуры. (см. табл. 2)

В общем объеме товарных ресурсов некоторых непродовольственных товаров доля импорта составляет 80%. Снижение этой доли будет происходить за счет увеличения объемов российского производства. (см. табл. 3)

В 2014 году оборот розничной торговли на 91% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, что на 0,8% выше показателя 2013 г. (см. рис. 1)

В 2014 году крупные и средние предприятия потребительского рынка формировали 43% оборота розничной торговли (в фактических ценах), что на 2% выше аналогичного показателя 2013 г.

Таблица 2

Вид товара 2010 2011 2012 2013 2014

Мясо и птица 33,7 30 30,3 26,5 20

Говядина 64,5 59,5 59,9 58,9 59,7

Свинина 46,8 42,8 41,3 31 17,4

Мясо птицы 18,2 12,5 14 13 10

Масло 32,3 32,5 34,2 35,8 35,9

Сыр 47,4 46,1 47,8 48 40,7

Мука 0,9 1 0,7 1,5 1

Крупа 2,2 2 1,4 1,8 0,6

Масло растительное 23,9 22 16,3 19 14,7

Молоко и сливки 60,1 40,7 48,4 60,4 47,3

Источник: составлено автором по данным Минэкономразвития РФ.

Таблица 3

Доля импорта в товарных ресурсах непродовольственных товаров, % _

Вид товара 2010 2011 2012 2013

Обувь кожаная 88,8 90,6 89,3 89,5

Машины стиральные бытовые 49 44,6 41,4 28,5

Холодильники и морозильники 37,9 36,7 35,8 35,4

Лекарственные средства 72,9 70,9 69,2 70,1

Автомобили легковые 41,5 38,7 37,3 32,9

Источник: составлено автором по данным Минэкономразвития РФ.

Развитие крупных и средних предприятий торговли связано с развитием розничных торговых сетей. Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли постоянно увеличивается. В 2010 г. на сетевые структуры приходилось 17,5 % оборота, то в 2014 г. - 22,7%. Это существенно ниже показателей многих стран, где на ограниченное число сетей приходится от 70 до 90 % товарооборота.

■ Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках

■ Оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальный предпринимателей вне рынка

0 20 40 60 80 100 120 140

Рис. 1. Оборот розничной торговли, %

Источник: составлено автором по данным Минэкономразвития РФ. Основными субъектами хозяйствования на рынках являются индивидуальные предприниматели. Однако доля торговых мест, которые им выделяют, постоянно снижается: на 01.10.2014 г. - 175 тыс. индивидуальных предпринимателей, что на 19% меньше, чем на аналогичную дату 2013 г.

Использованные источники:

1. Министерство экономического развития Российской федерации URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 24.06.2015).

2. Исследовательский холдинг Ромир URL: http://romir.ru/ (дата обращения: 24.06.2015).

Польдяева Е.А. студент 3го курса Сулацкова А.И. студент 3го курса Костина А.В. студент 3го курса экономический факультет МГУ. им. Н.П.Огарева Россия, г. Саранск

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Аннотация:

В данной статье рассматриваются особенности оптимизации налогообложения некоммерческих организаций. Особое внимание уделено насущным проблемам налогообложения некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.